Совершенствования правового статуса сотрудника полиции. Правовой статус полиции как органа государственной власти


Введение

ГЛАВА 1. Правовой статус как юридическая категория 16

1.1. Правовой статус: понятие, структура, виды 16

1.2. Правовой статус государственных органов 32

ГЛАВА 2. Правовой статус полиции: понятие, эволюция, структура 46

2.1. Эволюция правового статуса полиции 46

2.2. Современный правовой статус полиции: понятие и структура 67

2.3. Элементы правового статуса полиции 88

2.3.1. Обязанности и права полиции 88

2.3.2. Ответственность и иные ограничения в отношении полиции 115

ГЛАВА 3. Пути усовершенствования правового статуса полиции: отечественный и зарубежный опыт 134

Заключение 168

Библиография

Правовой статус государственных органов

Предметом научных исследований традиционно выступает правовой статус личности (человека, индивида). Однако необходимо помнить о том, что статус - категория, характеризующая не только индивидуальных, но и коллективных субъектов права: им обладают юридические лица, государство, органы власти, общественные объединения, народ в целом и т.д. Так, в Конституции Российской Федерации термин «статус» употребляется в отношении не только отдельной личности, но и применительно к субъектам Федерации (например, «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом» (п. 5 ст. 66)).

Исторически сложилось, что именно правовой статус индивидов, а не их объединений стал изучаться в науке, а также получил законодательное урегулирование. Тем не менее, с течением времени был осознан тот факт, что правовой статус различных видов коллективных субъектов права нуждается в самостоятельном изучении. В последнее время в данном направлении достигнут существенный прогресс, в литературе появляется все больше работ, посвященных правовому статусу отдельных коллективных субъектов1.

Одним из наиболее распространенных видов коллективных субъектов выступают органы государственной власти, сама суть, природа и назначение которых требует детального урегулирования законодателем их правового статуса. Характеристика правового статуса данного вида субъектов невозможна без понимания образующего его «ядро» понятия государственной службы. Для российской правовой мысли характерна трактовка сущности государственной службы как некоего служения, исполнения государственного долга. Так, еще в XIX в. Н. Нелидов считал государственную службу деятельностью на пользу государства, осуществляемую индивидом ради достижения общественно важных целей по особому указанию, исходящему от вышестоящего субъекта либо непосредственно, либо через посредство другого лица1.

Сторонники данного подхода считают, что управленческий аппарат является орудием органов государственной власти, которые были избраны и контролируются со стороны народа2. Государственный гражданский служащий, согласно этой позиции, должен служить не человеку, не обществу, а государству в лице его органов, образованных путем выражения народом своего волеизъявления в результате выборов, либо иным законным способом3. Г.В. Атаманчук отметил, что «издавна в России под словом (термином, понятием) "служба" понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы»4. Существует и противоположный подход, согласно которому государственная служба трактуется как деятельность исключительно на профессиональной служебной основе по обеспечению полномочий других субъектов права5. А.В. Оболонский полагает, что необходимо пересмотреть «вековечную российскую традицию» превалирования государства и его интересов над обществом и его потребностями. Более того, государственная служба не должна быть тождественна службе «государевой», России необходимо прийти к истинно гражданской службе, означающий ответственность служащего перед обществом, которое фактически финансирует его деятельность1.

Специфическими особенностями государственной службы выступают:

1) Публичность, основанная на том, что государственная служба осуществляется в общественно значимых целях, для удовлетворения социальных потребностей и достижения общего блага.

2) Направленность на выполнение функций государства. На первый взгляд кажется, что функции государства реализуют не государственные служащие, а государственные органы, которые они образуют, однако, и в этом мы согласны с С.Е. Чановым, весьма существенный перечень государственных служащих обладает возможностью (и обязанностью одновременно) воплощать в жизнь функции государства. Впрочем, таким правом-обязанностью наделены далеко не все государственные служащие. Основной задачей деятельности достаточно большой части служащих является не непосредственная реализация функций государства, а обеспечение (в самых различных аспектах) деятельности другой ее части, которая как раз их занимается прямой реализацией государственных функций.

3) Внешневластный характер служебной деятельности, предопределяющий дозволенность государственным служащим самостоятельно осуществлять юридически значимые действия, а также принимать решения общеобязательного характера для неопределенного круга лиц (тем не менее, внешневластными полномочиями наделены не все государственные служащие.

Современный правовой статус полиции: понятие и структура

С одной стороны, в научной литературе встречаются достаточно восторженные отзывы о новом законе. Так, по мнению В.В. Черникова, «он (закон) является поистине революционным шагом, положившим начало преобразованию, нужно честно признать, обюрократившейся милиции в полицию. Именно с даты вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…»1. Его поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях»2.

С другой стороны, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?»3.

Мнение общественности склоняется к тому, что принятие Закона «О полиции» - это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» - это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий4.

Как отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности М. Гришанков, «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени - это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД»1. Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) - властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам.

Принципиально новыми по сравнению с Законом «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции», ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении1. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 20000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Обязанности и права полиции

«Права и обязанности» можно с известной долей уверенности назвать одной из самых «популярных», «востребованных» юридических конструкций. Взаимоотношения данной пары понятий наиболее полно характеризуется термином «единство», означающим их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность и взаимодействие - другими словами, фактическую невозможность существования друг без друга. Универсальность рассматриваемого начала позволила возвести единство прав и обязанностей в ранг принципа права1.

Принцип единства прав и обязанностей является конституирующим для правового статуса полиции, на которую в полной мере распространяются все особенности, характеризующие статус органов исполнительной власти.

Особенность государственных органов и их должностных лиц как субъектов права заключается в слиянии их прав и обязанностей. Предоставленные им возможности по отношению к другим лицам (гражданам) одновременно выступают как долженствования (обязанности) перед государством и обществом. Эту особенность отмечает Д.Н. Бахрах, полагая, что само рассмотрение прав и обязанностей таких специальных субъектов, как государственные служащие, можно проводить только в их единстве, взаимной связи, взаимной обусловленности2.

Объяснение данному феномену можно найти в философии. Субъективное право заключает в своей сути понятие возможности, юридическая обязанность - понятие необходимости, также образующие логико-философскую пару. Стремление личности к максимально полному удовлетворению своих потребностей и интересов приходит в противоречие с фактом существования объективной необходимости. Это противоречие в свою очередь рождает диалектическое единство1. Возможность и необходимость не разделены между собой «высокой стеной»: первая, ограниченная строгими рамками, тем не менее содержит в себе определенные возможности2.

С позиции административного права, единство (в значении слияния) прав и обязанностей в сфере правоохранительной деятельности обусловлено тем, что должностные лица соответствующих государственных органов, осуществляют закрепленные за ними функции, что является их обязанностью, и несут за свои действия (бездействие) ответственность перед вышестоящими органами, государством и обществом3.

Однако тот факт, что права и обязанности полиции находятся в неразрывном единстве, вовсе не означает, что они одинаковы в своем законодательном закреплении. Равноправие субъектов права встречается далеко не всегда. Если рассматривать отношения граждан друг с другом, то здесь присутствует изначальное равенство в возможностях и гарантиях их реализации и защиты. Но если же анализировать отношения граждан и государства, то ситуация совершенно иная. При столкновении с государственными органами и должностными лицами индивид всегда оказывается более «слабым». Необходимость защиты прав человека в его отношениях с властными структурами предопределила установление особых принципов регулирования их деятельности. Основным среди них выступает «дозволено только то, что прямо разрешено».

Принцип, противоположный вышеназванному, а именно «дозволено все, что не запрещено», являющийся базовым в регулировании отношений равных по статусу субъектов (прежде всего граждан между собой), также С. 29. применим в некоторых ситуациях. Так, например, он вполне допустим во внутренних отношениях государственных органов и должностных лиц на горизонтальном уровне. Однако он не должен представлять угрозу правам и свободам граждан при их взаимодействии с правоохранительными органами.

Модель правового регулирования, по нашему мнению, должна быть следующей: при формировании общей нормы, закрепляющей компетенцию (полномочия) должностных лиц, т.е. цель деятельности и законные средства ее достижения, дается исчерпывающий перечень позиций, за рамками которого все остальное им запрещено. При отсутствии же перечня конкретных полномочий должен вступать в действие принцип «разрешено все, что находится в рамках поставленной цели и намеченных задач»1.

При закреплении в нормативных актах перечня полномочий государственных органов и их должностных лиц особенно соблюдение правил юридической техники, которыми выступают: четкость, ясность, логичность, исчерпывающий, но достаточный объем информации. И напротив, расплывчатость формулировок, запутанность в изложении мысли, непоследовательность, дублирование или же недостаточность информации чрезвычайно опасны в регулировании именно данных категорий отношений, поскольку создают возможность толкования норм в свою пользу и, соответственно, злоупотребления правами.

Так, закрепление задачи достигнуть определенную цель любыми путями может «камуфлировать» неоправданно широкий перечень прав, которые могут быть для этого использованы. Советская история знает такой пример, а именно в тридцатых годах прошлого века органы НКВД наделялись чрезвычайно объемными правомочиями по использованию самых различных средств для борьбы с «врагами народа»

Ответственность и иные ограничения в отношении полиции

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков (правонарушений) и заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

Для освещения вопроса ограничений в отношении полиции первостепенное значение имеет анализ понятия «служебная дисциплина».

В начальной редакции Закона «О полиции» была специальная статья 39, посвященная вопросам служебной дисциплины в полиции. По сути, данная статья была отсылочной, поскольку ограничивалась только положением о том, что служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, что рассматривалось как недостаток Закона1.

Данная статья утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который уже была включена самостоятельная седьмая глава «Служебная дисциплина в органах внутренних дел». Согласно ст. 49 данного закона, служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Понятие дисциплины и в законе, и в науке традиционно носит «негативный» оттенок - в том смысле, что ее рассмотрение, как правило, концентрируется на вопросах нарушения дисциплины и следующей за этим ответственности. Это вполне оправдано, поскольку соблюдение дисциплины - это нормальный ход вещей, другими словами, правило, в то время как ее нарушение - это нечто экстраординарное, т.е. исключение из правила.

Примечательно, что в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» служебная дисциплина помимо «классического» (т.е. «негативного») аспекта имеет и аспект позитивный - предполагается, что дисциплина может не только нарушаться, но и соблюдаться (причем, добросовестно и перевыполнением поставленных задач). Поэтому, согласно ч. 2 ст. 49 Закона, «в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания».

Закон различает простое и грубое нарушение служебной дисциплины. Если понятие первого раскрывается с теоретических позиций - через предлагаемое определение (перечисление признаков, наличие которых у деяния позволяет причислять его к дисциплинарным поступкам), то второго уже больше с практических - путем приведения исчерпывающего списка возможных грубых нарушений.

Итак, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел

Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Закон приводит исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины: несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации; отсутствие сотрудника на службе в рабочее время без уважительных причин более четырех часов подряд; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Отдельную группу среди них составляют действия общественная вредность (опасность) которых сама по себе очевидна настолько, что они могут быть признаны грубыми нарушениями служебной дисциплины только в том случае, если не влекут за собой уголовную, т.е. более строгую, ответственность (например, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, нарушение нормального функционирования органа МВД, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям; утрата выданного оружия и патронов к нему вследствие небрежного хранения и др.;

УДК 351.74 Берова Джульетта Михайловна доктор юридических наук,

заместитель начальника по учебной и научной работе Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

Тенгизова Жанна Адальбиевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация:

В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов. Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины). Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям (выбор вида принуждения).

Ключевые слова:

сотрудник полиции, социальные гарантии, права и обязанности, служебная деятельность, законность и правопорядок, применение физической силы, выбор вида принуждения, нарушение дисциплины.

Berova Julietta Mikhailovna D.Phil. in Law,

Deputy Head for Academic Affairs and Research, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Tengizova Zhanna Adalbiyevna

PhD in Law, Assistant Professor, Department for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE SPECIFICS OF THE LEGAL STATUS OF POLICE OFFICERS

The article deals with the peculiarities of the rights and duties of employees of Internal Affairs bodies of the Russian Federation. The basic and special rights and responsibilities of law enforcement employees are described. It is stated, that the police officers" activities are regulated much stricter than the activity of civil servants (for example, application of penalties in disciplinary case). The authors discuss events when police officers can act according to their beliefs (choosing the type of coercion).

police officers, social guarantees, rights and responsibilities, service activities, law and order, use of physical force, choosing the type of coercion, violation of discipline.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Причем необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел существенные изменения. Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали коренного пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» . Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» , «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» . Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока - социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия .

Большой объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба - обеспечение исполнения полномочий государственного лица,

2) военная служба - государственные военные службы,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3) правоохранительная служба - службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности. В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах определенной территории его территориального органа. Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Обязательной является выдача всем полицейским служебного удостоверения и жетона с личным номером. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства. Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета. Дактилоскопическая регистрация является обязательной для всех полицейских.

Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы. Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых полностью перечисляются их права и обязанности. Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска .

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за необходимой информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет веских оснований. Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, могут обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

1) требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,

2) при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,

3) при необходимости использовать транспортные средства граждан,

4) проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,

5) при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется только непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, он должен руководствоваться лишь положениями закона .

В случае необходимости сотрудник полиции имеет право на проведение служебной проверки. Проверка проводится по его заявлению.

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность на основании контракта, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении цели. Сотрудник полиции не имеет право

прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Все это не означает, что все действия сотрудника ОВД строго регламентированы законом и он не имеет права выбора. Он может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств.

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.

3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Там же. 21 июля.

4. Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России // Вестник Новгородской академии МВД. 2012. № 20. С. 186-188.

5. Тенгизова Ж.А. Защита имущественных прав сотрудников полиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 24-27.

6. Тенгизова Ж.А. Требования законности в деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 272-275.

УДК 342.98

С.В. Ненароков

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

development of the legal status of a police officer: background information

and modern situation

Статья посвящена вопросам развития правового статуса сотрудника полиции. Рассматриваются элементы, признаки, атрибуты правового статуса, а также исторические предпосылки реформирования полиции.

Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, правовой статус сотрудника полиции.

The paper is devoted to the development of the legal status of a police officer. His elements, characteristics, and attributes of the legal status and historical background ofpolice reform are discussed.

Key words: police, police officer, the legal status of police officer.

В связи с развитием демократических институтов в России особую актуальность приобретают вопросы правового положения личности, а также отношения общества и государства, что требует необходимости с иных позиций взглянуть на правовой статус сотрудников полиции. Внутреннее содержание правового статуса сотрудника полиции в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие и обусловливает его. Только используя комплексный подход и воздействуя на отдельные его элементы, возможно добиться эффективного функционирования указанного правового института. Например, необходимо изменить практику наделения сотрудников полиции некоторыми не свойственными для них функциями, такими как проверка бизнеса, лицензирование частной охранной деятельности, регистрация автотранспорта и его технический осмотр, прием экзаменов и оформление водительских удостоверений и т.д. Указанные функции целесообразно передать другим ведомствам, наделенным необходимыми правами и обязанностями, что, несомненно, повлечет за собой изменение целей и задач полиции в целом. На сегодняшний день существующий круг обязанностей полицейского требует расширения и дополнения с одновременным введением необходимых ограничений. Расширение прав сотрудника полиции, улучшение его финансового и социального обеспечения должно быть неразрывно связано с усилением дисциплинарной и иной ответственности, в том числе и за злоупотребление своими правами.

Внутриведомственная преемственность долж-

на быть положена в основу реформирования правового статуса сотрудников полиции. Известная еще с советских времен «палочная система» в настоящее время окончательно себя изжила, а современная практика требует применения эффективных моделей управления, дающих оценку деятельности системы по критериям раскрываемости как объективного показателя деятельности полиции (общественное мнение, степень доверия граждан полиции, внутренняя убежденность сотрудников в необходимости борьбы с преступностью, открытость деятельности и т.д.).

На сегодняшний день существует два направления разработки проблемы правового статуса сотрудников полиции. Так, проведены исследования отдельных элементов правового статуса, субъективного (личностного) подхода (Л.Д. Воеводин , А.И. Лепешкин , Н.И. Матузов , В.А. Па-тюлин , В.Б. Щетинин и др.).

Труды представителей отраслевых наук, прежде всего, административного права, предметом изучения которых выступили различные аспекты правового статуса отдельных государственных органов, характеризуются узкой отраслевой направленностью (Г.В. Атаманчук , В.М. Манохин , A.B. Оболонский , С.Е. Чаннов и др.).

Таким образом, самостоятельные исследования, посвященные проблемам правового статуса сотрудников полиции, в настоящее время отсутствуют. Восполняя указанный пробел, следует конкретизировать некоторые теоретические положения. Так, среди основополагающих элементов

Ненароков Сергей Валерьевич, старший преподаватель Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Ненароков С.В., 2017

Статья получена: 25.01.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.

правового статуса сотрудника полиции можновыде-лить: права и обязанности сотрудника; требования к сотрудникам; гарантии правовой защиты сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; способ замещения должности; характер ответственности сотрудника полиции; меры стимулирования служебной деятельности. Выделяют следующие обязательные признаки, присущие сотрудникам полиции:

Гражданство Российской Федерации;

Принадлежность к кадрам полиции;

Наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции .

Полицейским может стать только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации 1 Граждане других государств, а также лица с двойным гражданством либо, не имеющие гражданства, не вправе получать статус сотрудника полиции.

Полицейские могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Утверждается перечень данных государственных органов Правительством Российской Федерации по предложению министра внутренних дел Российской Федерации. В указанный список в настоящее время входят такие организации, как Министерство транспорта России, Министерство экономического развития России, Министерство здравоохранения России, Министерство регионального развития России, Министерство иностранных дел России, Федеральная налоговая служба России, Счетная палата Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности России, Банк России и т.д.

В дореформенный период имелась возможность прикомандировывать милицию к органам законодательной (представительной) власти. Сегодня такой возможности нет. Согласно ст. 41 закона «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, в случае избрания депутатами органов законодательной власти, приостанавливают службу в течение всего срока полномочий. Прохождение службы сотрудниками полиции в миротворческих силах по линии Организации Объединенных Наций и Совета Европы является длительной служебной командировкой, а не прикомандированием.

Следует обратить внимание, что статус сотрудника органов внутренних дел определяется специальным званием, присвоенным в установленном порядке. Звания в полиции Российской Федера-

ции присваиваются персонально в соответствии со служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет сотрудников.

Среди атрибутов правового статуса сотрудников органов внутренних дел следует выделить право на ношение и хранение специальныхсредств и оружия, служебное удостоверение, форменную одежду.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения специальной профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. На каждого заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер. Служебное удостоверение не заменяет паспорта гражданина Российской Федерации, хотя и является официальным документом. Форменной одеждой сотрудника полиции следует называть комплект снаряжения, знаков различия и предметов обмундирования.

Основой правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности (общие и специальные или должностные) . К общим полномочиям сотрудника органов внутренних дел относятся его права и обязанности как государственного служащего и как гражданина Российской Федерации.

Гражданин России, состоя на службе в полиции, имеет все права и свободы, а также исполняет обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Имеет право выбирать род деятельности, право на медицинскую помощь и охрану здоровья, на свободу передвижения, на образование, на неприкосновенность частной жизни и другие основные права и свободы. Территориальное разграничение юрисдикции органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основе специализированных документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые определяют границы обслуживания подразделений полиции Российской Федерации.

При совершении сотрудником органов внутренних дел нарушений по службе возможно привлечение его к дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности. За совершение должностных проступков наступает дисциплинарная ответственность. Кроме того, необходимо обратить внимание, что за совершение административных правонарушений сотрудник полиции также привлекается к дисциплинарной ответ-

1 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. 2002.№ 100.

ственности . Согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность2, за исключением правонарушений, перечисленных во второй части данной статьи.

Законом предусмотрена классификация общественно опасных деяний, за которые сотрудник органов внутренних дел, в случае недобросовестного исполнения служебных обязанностей, может быть привлечен к уголовной ответственности.

В первую группу входят преступления против государственной власти и интересов государственной службы: халатность, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника (ст. 285-293УК РФ)3.

Вторая группа включает в себя преступления, направленные против правосудия (ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ): фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений, незаконное освобождение от уголовной ответственности, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей и некоторые другие составы преступлений.

Привлечение к уголовной ответственности возможно за общественно опасные деяния, совершенные сотрудником органов внутренних дел и направленные на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Среди видов данных правонарушений можно назвать: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137- 140, 149 УК РФ).

Сотрудник полиции может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, который был причинен органам внутренних дел. Согласно ч.4 ст. 33 ФЗ «О полиции» данный вид ответственности может применяться в соответствии с трудовым законодательством (гл. 39 ТК РФ). По гражданскому законодательству (ст. 1069 и 1070 ГК РФ) ущерб подлежит возмещению гражданам и организациям в случае причинения его противоправными дей-

ствиями или бездействиями сотрудника полиции.

Другим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел выступают гарантии: социальной защиты сотрудников полиции, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников органов внутренних дел распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; обоснованный риск; физическое и психическое принуждение; неисполнение приказа (распоряжения).

Сотрудник органов внутренних дел имеет специальный правовой статус госслужащего, в который входят такие элементы, как ответственность, права, обязанности, поощрения и гарантии.

Таким образом, реформирование органов внутренних дел внесло коррективы в правовой статус сотрудника полиции, что, несомненно, было обусловлено конкретными причинами. С точки зрения социального аспекта, модель системы милиции и так основывается на исполнении функций полиции, и это полностью соответствует линии развития правового государства, поскольку является следующим шагом в процессе объединения всемирного полицейского сообщества .

Изначально, в царской России полиция выполняла функции по охране правопорядка, вот почему современное переименование может расцениваться как возврат к историческим корням, но с современным содержанием.

Государственная структура полиции впервые появилась в городе Санкт-Петербурге в 1718 г. и функционировала фактически 200 лет. Петром I впервые была введена должность генерал-полицмейстера. После 1917 г. присутствие полиции как силового ведомства очень раздражало массы, в связи с чем Временное правительство реформировало и переименовало полицию . Временным правительством 17 апреля 1917 г. была учреждена милиция, которая стала выполнять наружные функции, а управленческая структура полиции была демократизирована.

После свержения Временного правительства большевики во главе с В.И. Лениным приняли постановление НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции». Изначально Красная гвардия выполняла функции добровольцев. В октябре 1918 г., в соответствии с Инструкцией по организации советской рабоче-крестьянской милиции, она получила статус госструктуры,

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. М., 2010. 340 с.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010)// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2010. 9 апреля.

произошел возврат к профессиональному виду деятельности.

Можно констатировать, что милиция только в течение одного года находилась в состоянии, соответствующем своему названию, в дальнейшем она обрела все правовые и организационные черты полиции. Исконное название не могло быть возвращено милиции из-за несоответствия коммунистической идеологии.

Такие структуры, как, например, налоговая полиция, отчасти приучили обывателей и профессионалов к термину «полиция». Международное полицейское сообщество уже давно воспринимает милицию в качестве полицейского аппарата, а в странах СНГ к идее реформирования пришли еще раньше.

Однако старшее поколение, помня советский период, в целом негативно отнеслось к идее реформирования. Конечно, не стоит однозначно руководствоваться только негативными ассоциациями. Разработка и принятие закона «О полиции» вызвали ожесточенные споры между учеными и практиками. Перед разработчиками закона стояла задача создать отличную правовую базу для деятельности обновленной государственной структуры.

Реформа органов внутренних дел затронула не только сотрудников милиции, но и граждан. На первый план выходит защита прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства. В ст. 2 «Основные направления деятельности полиции»4 закреплены эти направления, которые в отличие от закона «О милиции» дополнены такими положениями, как: контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью, розыск лиц и похищенного имущества, обеспечение безопасности дорожного движения. Следует отметить, что названные направления в прежнем законе были тоже обозначены, но только в разделе обязанностей милиции. Таким образом, хоть в новом законе этот аспект

и не является однозначной новизной, но можно говорить о необходимой систематизации его положений. Несомненно, закон «О полиции» более развернуто определяет порядок использования полномочий сотрудниками полиции.

Подводя итог, следует отметить, что ценность правового статуса сотрудника полиции состоит в том, что создается система нормативных правовых актов, обеспечивающая высокий уровень правовой защищенности полицейского. Единство социального содержания и правовой формы в конечном итоге определяет правовой статус сотрудников полиции, который реализуется в конкретных правоотношениях. Следует особо отметить, что субъектом указанных правоотношений может выступать только лицо, обладающее сознанием и волей, способное совершать активные действия и нести за них ответственность. Поскольку личный состав полиции представляет собой часть государственных служащих, то ему присущи все необходимые черты: иерархия должностей, отношения «начальник - подчиненный», прямая зависимость прав и обязанностей от служебного положения, разделение функций между сотрудниками и т.д. Реформа системы Министерства внутренних дел России изменила административно-правовой статус сотрудника полиции, и это стало основой для возникновения эффективно функционирующей правоохранительной системы. Реформа в настоящее время еще не закончена, внутри ведомства происходят в том числе и структурные преобразования. Однако прошедшее после начала реформирования время дает основание сделать вывод, что изменение правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.

стисок литературы

1. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 42-50.

2. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан / А.И. Лепешкин. М. : Мысль, 1966. С. 31.

3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. С 192.

4. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М. : Наука, 1974.С 114.

5. Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 3.

6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М. : НОРМА, 2008. С. 47.

4 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. 2011. № 25.

7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М. : Юрист, 2008. С.65.

8. Оболонский А.В. Государственная служба. М. : Наука, 2001. С. 153.

9. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина. М. : Ось-89, 2009. С. 89.

10. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2.

11. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61.

12. Малахов В.П. Единство и различие административного и полицейского права // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 84.

13. Васильев Ф.П. Какая полиция нам нужна? // Российская юстиция. 2011. № 6. С. 41.

14. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 29.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

А Н. Б-ктеикн М.Ю. Г^-Ешнннн С. 1Г Миронов

Страницы истории казанской полиции

Бикташева А.Н.

Страницы истории казанской полиции: исторический очерк: учебное пособие / А.Н. Бикташева, М.Ю. Гребенкин, С.Н. Миронов. - Казань: КЮИ МВД России, 2017. - 98 с.

Учебное пособие содержит материалы, отражающие историю создания и развития казанской полиции XVШ-XIX вв., ее структуру и компетенцию, основные направления деятельности.

Предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, изучающих курс истории органов внутренних дел.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.

Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается по предложению Министра внутренних дел Российской Федерации Правительством Российской Федерации. В настоящее время к числу таких организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Практика командирования сотрудников полиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН и Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Важно также отметить, что принадлежность к сотрудникам полиции определяется наряду с состоянием в кадрах полиции наличием специального звания рядового или начальствующего состава полиции, присвоенного в установленном порядке. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия. Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.

Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт.

Он имеет следующие реквизиты:

Наименование ведомства,

Серию, номер,

Специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность,

Фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию,

Дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер.

Ядром правового положения сотрудника полиции выступают его права и обязанности, которые подразделяются на два вида - общие и специальные или должностные.

Общие полномочия сотрудника полиции - это его права и обязанности как гражданина России и как государственного служащего.

Российский гражданин, будучи сотрудником полиции, обладает на территории государства всеми правами и свободами, а также выполняет обязанности, предусмотренные КонституциейРоссийской Федерации. Он имеет право на выбор рода деятельности и профессии, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения, на управление делами государства и другие основные права и свободы.

Проблема территориального разграничения юрисдикции оперативных подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в практической плоскости разрешается на основе статусных документов органов МВД России, фактически определяющих границы, обслуживаемые подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.

За совершенное по службе правонарушение сотрудник полиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение должностных проступков.

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотрудника полиции наступает за совершение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи. 8

Уголовное законодательство предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей может нести уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285-293УК РФ).

Другая группа - это преступления против правосудия, предусмотренные ст. 299-304,310-312,315,316УК РФ. Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие составы преступлений.

Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137-140,149УК РФ). 9

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч. 4 ст. 33Федерального закона «О полиции» она применяется согласно трудовому законодательству -главе 39Трудового кодекса РФ. 10

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст. 1069и1070ГК РФ. 11

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения.

Таким образом, правовой статус сотрудника полиции, имеющий особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус - статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. 12

В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование.

В соответствии с семейным законодательством и ФЗ«О гражданстве» 13 детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Об этом же говорится и в Федеральном законеот 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 14 Согласно этому закону ребенком считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, то есть совершеннолетия. Поэтому в соответствии со ст. 21ФЗ «О государственной гражданской службе» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.Законне позволяет лицу, не достигшему совершеннолетия, пребывание на службе в ОВД (в качестве курсанта), или присвоение ему звания, или принятие присяги.

В ст. 14.1«Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» говорится, что не допускается «нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей».

На практике курсантов даже первого года обучения привлекают для патрулирования на улицах и иных местах и в дневное, и в ночное время. В процессе учебы курсанты уже на первом году проходят первоначальную подготовку (применение приемов самбо, задержание преступников, привлечение на патрулирование, несение службы (наряды дежурными, дневальными и так далее. 15

Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции имеет право:

На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

На оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

На защиту своих персональных данных;

На продвижение по службе в полиции;

На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

На защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

На государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

Сотрудник полиции обязан:

Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;



Выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

Соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

Соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

Представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

Оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

В случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законом «О полиции».

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник - генерал армии.

· Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

· Главное управление МВД России (ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант - генерал-полковник.

· Управление МВД России (УМВД России ) - орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например УМВД по Новомосковскому району Тульской области, УМВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко - генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД - полковник.

· Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации - осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

· Отдел МВД России (ОМВД ). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

· Отдел полиции (ОП ) - территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

В состав полиции входят также:

· ДОБДД (ГАИ, ГИБДД)

· СОБР (Специальные Отряды Быстрого Реагирования)

· ОМОН (Отряды Мобильные Особого Назначения)

· Беркут (Крым и Севастополь)

· Участковый уполномоченный полиции

· Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства

В Казани и Москве существует также экологическая полиция.