Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности. Кто входит в совет федерации Состав совета федерации пофамильно


Конституция очень скупо говорит об этой палате. Часть 2 ст. 35 закрепляет положение о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. О порядке формирования Совета Федерации делается отсылка к специальному федеральному закону. Такой Закон «О порядке формирования Совета Федерации» был принят Государственной думой 5 декабря 1995 г. До этого периода первый состав Совета Федерации был избран из числа граждан РФ по мажоритарной системе сроком на два года, а члены Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Данный Закон уточнил положение Конституции РФ. В соответствии с этим Законом в Совет Федерации входили, как и предусмотрено Конституцией, по два представителя от каждого субъекта Федерации, но ими уже являлись только главы законодательных (представительных) и исполнительных органов, которые входили в Совет Федерации по должности. В тех же субъектах Федерации, где была установлена двухпалатная структура представительного органа, совместным решением обеих палат определялось, кто будет представлять субъект в Совете Федерации. Поскольку субъектов Федерации 89, то общий состав Совета Федерации должен быть 178 человек. По этому Закону в состав Совета Федерации входили только руководители субъекта. Следовательно, состав членов Совета Федерации мог перманентно изменяться по мере изменения состава руководителей субъектов Российской Федерации (в случае их переизбрания, отстранения со своих постов, ухода в отставку и т.д.).

В настоящее время Совет Федерации формируется на основе нового Федерального закона от 19 июня 2000 г., вступившего в силу 5 августа 2000 г. В соответствии с новым законом принципиально изменился порядок формирования Совета Федерации. В него по-прежнему входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - один от исполнительного и один от представительного органа государственной власти данного субъекта. Общие требования к кандидатам на эти посты: они должны быть не моложе 30 лет; обладать правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации теперь избирается этим органом на срок его полномочий, теперь это уже не руководитель законодательного органа субъекта РФ, входящий в Совет Федерации по должности. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа его Председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ теперь назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Теперь это уже не руководитель исполнительного органа субъекта РФ входящий в Совет Федерации по должности. Решения законодательного органа об избрании представителя в Совет Федерации от законодательного органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа - совместным постановлением обеих палат. Решения высшего должностного лица о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица. Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указ вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа. Рассмотрение законодательным органом кандидатур для избрания представителя в Совет Федерации осуществляется в соответствии с регламентом данного органа.

Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган или высшему должностному лицу сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения) и сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Решения об избрании (назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов РФ не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом члена Совета Федерации либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) новых членов Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» было завершено до 1 января 2002 г.

Со дня вступления в силу решений об избрании (назначении) членов Совета Федерации в соответствии с данным Федеральным законом, полномочия членов Совета Федерации - представителей по должности от соответствующих субъектов РФ - прекращаются. На членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с новым Федеральным законом, распространяются положения статей Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации». Одновременно со вступлением в силу нового Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации» утратил силу Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации». Таким образом, введением в силу нового Федерального закона существенно изменился порядок формирования одной из палат Федерального собрания.

Совет Федерации действует в соответствии со своим Регламентом от 6 февраля 1996 г. с последующими поправками. Регламент конкретно определяет порядок работы Совета Федерации. В нем предусматривается, что деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто, а гарантии прав и свобод членов Совета Федерации устанавливаются Конституцией РФ и действующим законодательством.

Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации путем тайного голосования, причем необходимо набрать больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

  • · Председатель Совета Федерации:
  • o разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации;
  • o созывает внеочередные заседания палаты (по требованию Президента РФ, правительства субъекта РФ или одной пятой от общего числа членов Совета Федерации);
  • o ведет заседания палаты;
  • o ведает внутренним распорядком деятельности палаты;
  • o направляет в соответствующие комитеты и комиссии законы, принятые Государственной думой, а также законопроекты, которые от имени Совета Федерации предполагается внести в Государственную думу;
  • o организует проведение парламентских слушаний и т.д.

Регламент Совета Федерации подробно регулирует деятельность комитетов и комиссий, которые готовят заключения по принятым Государственной думой законам, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, подготовленные для внесения в Государственную думу, организуют проведение парламентских слушаний, решают вопросы организации деятельности палаты и т.д. Численный состав каждого комитета определяется самой палатой, но он не может быть менее 10 человек, в комитеты входят все члены Совета Федерации, за исключением председателя и его заместителей. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует больше половины его численного состава. Комитет осуществляет свою деятельность на основе свободного обсуждения и гласности. Решения принимаются путем голосования большинством присутствующих членов комитета. Специфика комиссий, создаваемых Советом Федерации, заключается в том, что их деятельность ограничивается определенным сроком или решением конкретной задачи. Комиссии носят временный характер, срок их полномочий, задачи и персональный состав определяются постановлением палаты.

Регламент закрепляет порядок голосования и принятия решений самим Советом Федерации. Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием, причем открытое голосование может быть поименным. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом, когда требуется квалифицированное большинство в две трети или три четверти общего состава членов Совета Федерации. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством от присутствующих членов палаты. Важное значение имеет положение Регламента, в соответствии с которым каждый член Совета Федерации осуществляет лично свое право на голосование, а отсутствующий во время голосования не вправе передать кому-либо свое право на осуществление голосования или подать свой голос после завершения голосования.

Совет Федерации обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Его полномочия закреплены в нескольких статьях Конституции РФ (102, 105, 106, 108). Поскольку Совет Федерации является частью парламента, то важнейшая область его деятельности - законодательная. Он обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения законопроектов в Государственную думу, причем это право принадлежит как Совету Федерации в целом, так и его отдельным депутатам. Кроме того, Совет Федерации рассматривает законы, одобренные Государственной думой, и принимает по ним решения. Закон считается одобренным Советом Федерации в двух случаях - если за него проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дней после получения закона из Государственной думы Совет Федерации не рассмотрел этот закон. В этом случае закон считается принятым автоматически без рассмотрения. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации создается согласительная комиссия из депутатов обеих палат для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой. Но есть группа законов, по которым Совет Федерации обязан высказать свое мнение и которые не могут быть одобрены без обсуждения. Этот перечень указан в ст. 108 Конституции РФ.

Совет Федерации решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Президента, его вступлениеми пребыванием в должности. Он утверждает указы Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает дату выборов нового Президента, отрешает президента от должности в случае подтверждения выдвинутых Государственной думой обвинений против Президента. К ведению Совета Федерации также относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории.

  • · Совету Федерации принадлежат важнейшие полномочия кадрового характера:
  • o назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
  • o назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • o назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • o По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

Совет Федерации, в отличие от Государственной думы, не может быть досрочно распущен ни по каким основаниям, и общий срок его полномочий не установлен. Он зависит от сроков, на которые избираются законодательные органы власти субъектов РФ и главы исполнительной власти этих субъектов.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о вводе в состав Совета Федерации "федеральных" сенаторов.

Согласно документу, Президент РФ получит возможность назначать сенаторов, представляющих интересы всей России в целом . Их численность не должна превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих отдельные регионы .

Сейчас в России насчитывается 85 субъектов, каждый из которых назначает в Совет Федерации двух представителей (от законодательной и исполнительной власти). Таким образом, численность сенаторов составляет 170 человек , а Президент РФ получит возможность назначать 17 дополнительных сенаторов .

До 2008 года, пока некоторые субъекты РФ не были объединены, в состав Совета Федерации входили 178 человек . По мнению инициаторов реформы, именно освободившиеся места и должны занять "президентские" сенаторы. При разработке реформы учтен международный опыт : глава государства имеет право назначать некоторое количество членов парламента в Великобритании, Италии, Белоруссии и Мадагаскаре.

Закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ "О поправке к Конституции Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Сове́т Федера́ции - орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации, действует согласно Конституции Российской Федерации 1993 года. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации : по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; всего 178 депутатов. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) российский гражданин не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Решение о формировании Совета Федерации было принято президентом Б.Н. Ельциным осенью 1993 года. Своими указами от 11 октября и 6 ноября 1993 года он определил порядок выборов Совета Федерации по мажоритарной системе. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты - Совета Федерации.
Положение о выборах в Совет Федерации первого созыва предусматривало, что каждый субъект федерации должен избрать в этот законодательный орган по два депутата. Выборы проходили по мажоритарной системе в двухмандатных избирательных округах, (один округ соответствовал территории одного субъекта федерации). Кандидаты в Совет Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. На выборах 1993 года был избран 171 депутат, позднее были доизбраны еще 4 депутата. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.
Первое заседание Совета Федерации состоялось 13 января 1994 года. На нем был избран председатель - В.Ф. Шумейко. За два года работы Совета Федерации первого созыва в 1994-1995 годах было проведено 32 заседания и принято 773 постановления. В конце 1995 года был принят новый закон о порядке формирования Совета федерации, согласно которому в него входили по должности по два представителя от каждого субъекта федерации - глава законодательного и глава исполнительного органов государственной власти. Отныне Совет Федерации должен был работать на непостоянной основе. На первом заседании Совета федерации второго созыва 23 февраля 1996 года его председателем стал Егор Строев, глава администрации Орловской области. За время работы Совета Федерации второго созыва в 1996-2001 годах было проведено 47 заседаний и принято 2843 постановления. В эти годы Совет Федерации действовал как представитель интересов регионов на федеральном уровне, гарантировал политическую стабильность страны. Совет Федерации выступал и как инициатор международных акций. Среди них заметное место занял ставший ежегодным Петербургский экономический форум, первое заседание которого состоялось летом 1997 года. В сентябре 2000 года под эгидой Совета Федерации прошел Байкальский экономический форум.
8 августа 2000 года вступил в силу новый закон о порядке формирования Совета Федерации, который предусматривал переход к порядку работы этого законодательного органа на постоянной основе. В соответствии с новым законом вновь избранный глава исполнительной власти субъекта федерации назначал одного представителя в Совете Федерации на срок своих полномочий. Соответственно другой член Совета Федерации избирался от законодательного органа субъекта федерации, также на срок полномочий этого органа.
Поскольку в ряде субъектов Российской Федерации (Башкирии, Кабардино-Балкарии, Карелии, Якутии, Свердловской области) действуют двухпалатные законодательные органы, новый закон предусмотрел, что член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного органа субъекта федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. До вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном новым законом порядке новых членов Совета Федерации, прежние члены Совета Федерации должны продолжали исполнять свои полномочия.
5 декабря 2001 года председателем Совета Федерации был избран Сергей Миронов, представитель от законодательного собрания Петербурга. К январю 2002 года состав членов Совета Федерации полностью обновился и 16 января 2002 года Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе. В соответствии с новым регламентом в Совете Федерации были созданы 16 комитетов и семь постоянных комиссий.
С 2002 года Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной думы, за исключением заслушивания посланий президента или Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве, с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание. Совет Федерации избирает из своего состава председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Бывший председатель Совета Федерации Е. Строев избран почетным председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным).
Все члены Совета Федерации, за исключением председателя его заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: Совет Федерации совместно с Государственной думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой и Советом Федерации.
К ведению Совета Федерации также относятся: утверждение изменения границ между субъектами федерации; утверждение указа президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами Российской Федерации; назначение выборов президента; отрешение президента от должности; назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора; назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации, равно как и каждый ее член, обладает правом законодательной инициативы. Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 года. В соответствии с новым законом кандидатом для назначения в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года. В 2011 году С.М. Миронова на посту председателя Совета Федерации сменила В.И. Матвиенко.

Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

Общие сведения

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации - Шумейко - был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

Второй этап

Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой - законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Нюансы

Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

Ограничения

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

  1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
  2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
  3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
  4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

Характеристика

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации - орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

Назначение представителей

Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

Документальное оформление

Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

Задачи СФ

В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

  1. Утверждении изменений границ субъектов.
  2. Назначении выборов главы государства.
  3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
  4. Отрешении главы страны от поста.
  5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
  6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
  7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

Дополнительные функции

Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

Специфика деятельности

Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

Особенности заседаний

Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

  1. Послания и обращения главы государства.
  2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
  3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
  4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
  5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
  6. Предложения о направлении в КС запросов.

К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

  1. Федеральных сборов, налогов.
  2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
  3. Статуса и защиты госграницы.
  4. Федерального бюджета.
  5. Войны и мира.

Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

Правотворческая инициатива

Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

Дополнительно

Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

Парламент Российской Федерации Советом Федерации и состоит из – верхней и нижней. Нижняя палата – Государственная Дума – выборный орган, а верхняя палата – Совет Федерации - состоит из представителей от каждого субъекта России. К субъектам относятся область, край, автономная или автономная область в составе РФ. От каждого из этих субъектов избираются и назначаются члены Совета Федерации – по одному человеку от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данных регионов, всего по 2 человека.

Порядок, по которому формируется Совет Федерации, регламентируется отдельным государственным законом, который так и называется: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому закону, законодательного органа от каждого региона проходят процедуру избрания на того органа, от которого их кандидатура была выдвинута. А вот представители от исполнительных органов в Совет Федерации назначаются руководителем того субъекта, который они будут представлять. Срок их полномочий в этом случае ограничен сроком полномочий главы данного региона.

Совет Федерации – калька с такого западного органа власти, как Сенат, определенных задач перед ним не стоит, основным видом деятельности является утверждение законов, принятых в Государственной Думе, перед тем, как они будут направлены на подпись Президенту. К тем законам, которые требуют обязательного утверждения в Совете Федерации, в основном, относятся нормативные акты, регламентирующие бюджет, налоги, государственные финансы, а также вопросы военных действий и мирного урегулирования.

Без одобрения Совета Федерации не могут быть изменены границы между регионами. Его одобрение является обязательным и в том случае, когда Президент хочет ввести в стране чрезвычайное положение, и в том, когда решается вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Совет Федерации также назначает сроки выборов Президента и может инициировать его отрешение в том случае, когда объявляется импичмент после того, как Президенту были выдвинуты обвинения. В полномочия этого органа по представлению Президента входит назначение на должности судей Конституционного и Высшего Арбитражного Суда, а также назначение и освобождение от должности Генерального Прокурора, Председателя Счетной палаты и часть состава аудиторов, работающих в ней.