Общие принципы правового положения личности. Конституционное право


Под принципами правового статуса личности подразуме­ваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание. В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности.

1 . Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно этому принципу Российская Федерация призна­ет и характеризует права и свободы, свойственные цивилизо­ванному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах, вступив­ших в силу в 1976 г.

Провозглашенные в указанных документах права и свобо­ды человека и гражданина были взяты под международную за­щиту. Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция РФ возлагает на госу­дарство обязанность по их обеспечению.

2 . Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод че­ловека и принадлежность их ему от рождения.

Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. В эпоху то­талитарного режима помимо того, что права и свободы носили декларативный характер, они еще исходили от государства. На этом основании по инициативе государства определенные лица могли быть лишены гражданства или ущемлены в своих пра­вах. В нынешнем Российском государстве в силу того, что Кон­ституцией провозглашается неотчуждаемость прав и свобод человека, государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Тем более оно не может лишить гражданина Российской Федера­ции своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны Действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему.

Во-первых , осуществление прав и свобод человека и граж­данина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Во-вторых , смысл этого равенства выявляется по отношу нию к закону и суду. Государство призвано гарантировать ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения и т. д.

В-третьих , равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что они объяв­ляются Конституцией РФ непосредственно действующими.

4 . Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он прежде всего основывается на том, что нет прав без обя­занностей, как нет и обязанностей без прав.

В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ новый Основной закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего отвечает интересам общества и его членов. Без их реализации оно не может нормально функционировать.

Таким образом, принципы правого статуса личности, воп­лощенные в Конституции РФ, определяют характер, смысл и содержание прав и свобод человека и гражданина в условиях правового демократического государства.

Заключение

Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личнос­ти, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го­сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, – обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще­ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель­ность демократического государства, на его компетенцию и потенци­альные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые харак­теризуют его как конституционное.



В современной российской действительности, когда растет преступ­ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при­знание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и сво­бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес­кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Абдулаев М. И. «Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений» - М.: Финансовый контроль, 2004. - 410с.

3. Абдуллаев М. И. « Правоведение; Учебник для вузов». Под редакцией - М.: Финансовый контроль, 2004. - 561с.

4. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов».- М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА ×М, 1998. - 752с.

5. Габричидзе Б.Н, Ким-Кимэн А.Н, Чернявский А.Г. «Конституционное право: Учебник» - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.- 472с.

Основні принципи правового статусу особи Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві реалізуються основні права свободи та обов"язки є одним з важливих його елементів. В узагальненому вигляді основними принципами конституційноправового статусу особи конституційноправового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи як: визнання людини її життя і здоров"я...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


41 . Основні принципи правового статусу особи

Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї, на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві, реалізуються основні права, свободи та обов"язки, є одним з важливих його елементів.

В узагальненому вигляді основними принципами конституційно-правового статусу особи, конституційно-правового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи, як:

визнання людини, її життя і здоров"я, честі і гідності, недоторканності і безпеки найвищою соціальною цінністю (ст. 3 Конституції України);

Вільності й рівності людини у своїх правах (ст. 21);

Невідчужуваності і непорушності її прав і свобод (ст. 21);

Невичерпності прав і свобод людини і громадянина (ст. 22);

гарантованості прав і свобод людини і громадянина і неможливості їх скасування (ст. 3, ст. 22);

неприпустимості звуження змісту та обсягу закріплених Конституцією прав і свобод людини та громадянина (ст. 22);

рівності громадян перед законом (ст. 24); права і свободи людини і громадянина визнаються за всіма однаково, незалежно від статі, раси, національності, мови, походження, місця проживання (частина третя ст. 24);

— неприпустимості обмеження конституційних прав і свобод
людини і громадянина, окрім випадків, передбачених Конституцією
України
(ст. 64);

Принцип відповідності правового статусу особи в Україні вимогам і стандартам, які склалися в міжнародному співтоваристві, проявляється в тому, що в нормах Конституції України втілені моделі, апробовані світовою практикою конституціоналізму. Крім того, в ст. 9 Конституції встановлюється, що чинні міжнародні договори, згода на обов"язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України. В ст. 55 Конституції закріплено, що кожен має право після використання всіх національних засобів правового захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних міжнародних організацій, членом або учасницею яких є Україна.

Визнаючи міжнародні норми з прав людини, Українська держава бере на себе зобов"язання не тільки перед міжнародним співтовариством, а й перед усіма, хто перебуває під її юрисдикцією. Кожний індивід має право вимагати від держави виконання взятих нею на себе міжнародних зобов"язань, і з цією метою особа може використовувати як національні механізми захисту, в тому числі можливості Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини, так і звертатись до міжнародних судових й несудових органів.

Юридична рівність громадян України , їх рівність як принцип основ конституційного статусу людини і громадянина в Україні є одним з основоположних. Ст. 24 Конституції встановлює, що «громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом», а частина перша ст. 21: «Усі люди є вільні і рівні у своїй гідності та правах». У ст. 24 Конституції виділені два основні аспекти цього принципу: а) рівність громадян перед законом; б) рівність жінки і чоловіка.

Гарантованість конституційного статусу особи як принцип правового статусу людини і громадянина насамперед проявляється в положенні частини другої ст. З Конституції України, що права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов"язком. Кабінет Міністрів України «вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина» (п. 2 ст. 116 Конституції). Місцеві державні адміністрації на відповідній території забезпечують «законність і правопорядок; додержання прав і свобод громадян» (п. 2 ст. 119 Конституції). На прокуратуру України покладається представництво інтересів громадян у суді у випадках, визначених законом (п. 2 ст. 121 Конституції).

Принцип єдності прав і обов"язків як принцип основ конституційного статусу особи виражається не тільки в тому, що у кожного є як права, так і обов"язки, а й у тому, що багато прав є водночас і обов"язками. Найбільш чітко цей принцип закріплений у ст. 23 Конституції України, що не буває прав без обов"язків. Так, ст. 13 Конституції проголошує, що кожний громадянин має право відповідно до закону користуватися об"єктами права власності, а п. 8 ст. 41 Основного Закону передбачає, що використання власності не може завдати шкоди правам, свободам та гідності громадян, інтересам суспільства, погіршувати екологічну ситуацію і природні якості землі, а ст. 66 Конституції встановлює, що «кожен зобов"язаний не заподіювати шкоди природі». З установленим у частині першій ст. 50 Конституції правом кожного на безпечне для життя і здоров"я довкілля кореспондується обов"язок оберігати природу (ст. 66 Конституції).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3581. Загальні засади конституційно-правового статусу людини і громадянина 16.67 KB
Поняття і сутність правового статусу особи. Етимологічно поняття “Правовий статус” (з лат. “status” означає положення чи становище) означає правове положення чи становище соціального суб’єкта в суспільстві та державі. В юридичній літературі існують різні визначення правового статусу особи
8553. Загальні положення правового статусу господарських товариств. Акціонерне товариство, його види та характеристика 25.17 KB
Мета: дати загальну характеристику господарському товариству визначити види господарських товариств дати правову характеристику акціонерним товариствам та його видам визначити поняття акції та її види характеристика дивідендів студенти повинні знати законодавство яке регулює діяльність господарських товариств. План заняття: Поняття та види господарських товариств Правова характеристика та типи акціонерного товариства Цінні папери та девіденди акціонерного товариства. Закон України Про акціонерні товариства від 17 вересня...
4875. Основні принципи навчання та дидактичні правила їх реалізації 28.61 KB
На сьогоднішній день для роботи у загальноосвітніх навчальних закладах широко впроваджуються принципи навчання. До них включається принцип всестороннього розвитку особистості школяра в процесі навчання, науковості і посильної трудності, свідомості й творчої активності учнів при керівній ролі вчителя, наочності навчання і розвитку творчого мислення, систематичності, звязку навчання з життям, переходу від навчання до самоосвіти.
8791. Exіt-poll: методика та основні принципи організації дослідження 133.51 KB
Exіtpoll: методика та основні принципи організації дослідження Сутність методу опитування на виході. Провідні функції exіtpoll. Мітофскі відомий американський соціолог журналіст дослідник громадської думки творець методу exіtpoll. Історія проведення exіtpoll в світі Україні.
8282. Основні принципи і положення захисту населення і територій у разі надзвичайної ситуації 30.68 KB
Рівень національної безпеки не може бути достатнім якщо в загальнодержавному масштабі не буде вирішено завдання захисту населення об’єктів економіки національного надбання від надзвичайних ситуацій техногенного природного або іншого характеру. Зовнішні загрози – це загрози пов’язані з розв’язанням війни або локальних збройних конфліктів іншою державою виникненням глобальних катастроф за межами України на землі або навколоземному просторі які можуть негативно вплинути на населення та територію нашої держави. Забезпечення безпеки...
13897. Універсам Полтава Структура комерційної діяльності Основні принципи комерційної діяльності 26.82 KB
Другий блок містить також складні елементи, що сприяють реалізації обміну за участі оптової та роздрібної торгівлі. Вони характерні для сегментів ринку, які не можуть функціонувати без організованої оптової торгівлі. Йдеться про ринок непродовольчих товарів, фармацевтичної продукції, частково продовольчих товарів, не переробленої сільгосппродукції. У третьому блоці «роздрібна торгівля – сфера споживання» зосереджені найтонші комерційні інструменти.
11329. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 104.04 KB
Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.
18273. Анализ правового статуса Президента Республике Казахстан с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей 73.64 KB
Суть подхода Президента состояла в том что страна должна развиваться естественным образом эволюционно. Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства это прекращение деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним посредством уполномоченных назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего...
21264. ФІЗИЧНІ ОСОБИ, ЯК СУБ’ЄКТИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 54.04 KB
Іноземці які тимчасово перебувають на території України. Правове становище громадян України за кордоном. Страсбург діє щодо держав-членів Ради Європи та двохсторонні міжнародні договори за участю України про усунення випадків подвійного громадянства наприклад Договір між Україною та Республікою Узбекистан про запобігання виникненню випадків подвійного громадянства від 05.
1315. Пчелиная семья. Развитие пчелиной особи 341.58 KB
Состав пчелиной семьи Пчелиная семья сложный организм состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел нескольких сот трутней и матки связанных в единое целое обменом веществ. Рабочие пчелы заботливо ухаживают за маткой чистят ее убирают за ней и кормят ее. Во время кормления пчелы передают матке...

2. Принципы правового статуса личности

Принципы правового статуса личности - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (расы, пола, языка, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.). Дискриминация противоречит принципу равенства в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", ратифицированной СССР в 1980 году;

4) равенство всех перед судом и законом. Равенство всех перед законом - необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон "О статусе судей" запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Положение о равенстве всех перед судом означает:

Наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;

Справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;

Равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

Процессуальное равенство сторон в судебном заседании.

5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

2. Непосредственное действие прав и свобод.

Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Принцип прямого действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает, человек и гражданин имеют возможность осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными средствами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод.

В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Тем не менее, Конституция России содержит положения, касающиеся правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: для того, чтобы защитить конституционный порядок, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут быть установлены только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает то, что государство обязано обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих политических, экономических, правовых условий) реальной возможностью пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В области прав человека и была разработана система международных соглашений, которые устанавливают универсальные стандарты в области прав и свобод человека, механизмов для мониторинга их соблюдения.

Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Между тем, вопрос о конституционно-правовом статусе человека и гражданина в Таджикистане - один из самых важных для современной науки конституционного права, недостаточно освещен как в юридической науке Таджикистана, так и в российской правовой науке. В то же время, сегодня в Республике Таджикистан вопросы правового статуса личности особенно значимы, поскольку являются выражением важнейшей составляющей всей системы демократического правового государства. Как отмечает доктор юридических наук Н.В. Витрук: "Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве".

Конституция Республики Таджикистан 1994 года определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность, возлагаемая на государство (ст. 5). Из этого следует, что обязанностью государства в Таджикистане является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод - принципами правового статуса личности являются основополагающие начала, руководящей идеи, провозглашенных и охраняемых государством, которые лежат в основе осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Этими принципами являются принцип равенства, принцип непосредственного действия прав и свобод, принцип неотъемлемых основных прав и свобод, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, принцип реализации прав человека и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, принцип обеспечения прав и свобод человека, принцип приоритета международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Взаимоотношения человека и государства

Конституционно-правовой статус личности в РФ характеризуется следующими чертами: во-первых, он закрепляется нормами Конституции, а также в важнейших нормативных актах как национального, так и международного характера; во-вторых...

Конституционно-правовой статус личности и современные проблемы эвтаназии и трансплантации органов человека

Правовой статус и правовое положение личности равнозначны и представляют собой совокупность правовых принципов, прав, свобод и обязанностей, признаваемых и гарантируемых государством. Проблема правового статуса состоит в том...

Правовой статус личности

Как уже отмечалось, правовой статус личности включает в себя несколько элементов - это права, свободы и обязанности...

Правовой статус личности

Правовой статус личности

Правовой статус личности -- это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства...

личность правовой статус Правовой статус - это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми...

Правовой статус личности

Признание за личностью широкого спектра прав и свобод не означает ее абсолютной свободы, поскольку это привело бы к беспредельным социальным притязаниям, к зарождению эгоистического своеволия и анархизма...

Правовой статус личности

«Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина...

Правовой статус личности

«Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности: 1. равноправие; 2. не отчуждаемость прав и свобод; 3. непосредственное действие прав и свобод; 4. гарантированность прав и свобод; 5...

Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан

Проблема правового статуса личности объемна и многогранна. Она затрагивает всю диалектику отношения человека и общества, гражданина и государства...

Правовой статус - это признаваемая Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которой они выполняют свои социальные роли...

Проблема правового статуса личности

Правовой статус - это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру правового статуса выделяют такие элементы, как: 1. правовые нормы...

В определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Уровень и степень последнего в решающей степени зависит от характера названных начал. Исходя из них может ограничиваться, урезаться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они определяют, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, действуют ли законные механизмы защиты своих прав человеком.

Эти начала и характеризуются какпринципы правового статуса личности. Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основеравноправия . Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписанияв равной мере обязательныдля всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаютсяза всеми людьмив равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый перечень таких оснований.



Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяетравные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в России, так и в мировом масштабе. Еще бывший СССР ратифицировал конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Государство должно использовать правовые и экономические средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов.



Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Оно оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.

2 . Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является ихгарантированность . Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и какобщее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепленияконкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности.

Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 2 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17, 19 также установлено, что в России гарантируются права и свободы.

Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия и способы его гарантий.

Гарантии прав и свобод прежде всего возлагаются нагосударство . В ст. 45 Конституции записано, чтогосударственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания статей 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через всю систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должностиУполномоченного по правам человека России. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство России, органы государственной власти субъектов федерации.

Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры. В систему такого рода субъектов входят иорганы местного самоуправления . Свою роль играютобщественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция России расширила рамки участия исамого человека в защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права. Существуютсоциально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры - системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

Подполитическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относится, прежде всего, конституционное закрепление как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права.

Таким образом, механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления.

3. презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция также устанавливает важную норму о том, что они являютсянепосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы являются исходной основой для соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня.

В рассматриваемом плане имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития. В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод. Конституция России строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения. Пункт 3 ст. 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56 Конституции, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряда прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.

4. Правовой статус личности основывается наобладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип правового статуса находит свое выражение не только в наличии у каждого и прав, и обязанностей, но и в том, что многие права несут в себе и качество обязанности - одни в правовом плане, другие - в моральном, выражаясь в виде общественного долга. Так, в п. 2 ст. 38 закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. Ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и др.

Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции России, причем в форме, адресованной не каждому , как в большинстве статей о правах и обязанностях, агражданину Российский Федерации. В ней устанавливается, что каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией России.

В юридической литературе можно встретить описание и других принципов. Например: принцип сочетания личных и общественных интересов. Личные интересы гражданина - это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, т.е. эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития которого они различны. Общественные интересы - это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.

Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Обеспечение этого принципа идет по трем направлениям:

а) в правовой статус личности включаются новые, ранее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности (ст.18, 20, 21 и 29 Конституции РФ);

б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993 г., толкуются расширительно, т.е. приобретают более полное содержание (ст.19, 22, 25 и 37 Конституции РФ);

в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали громадный скачок в своем развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые в последние годы заметно ослабли.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что взаимоотношения между личностью и государством предопределяются определенными факторами и возникают в двух случаях - в силу принадлежности лица к гражданству государства либо проживания на территории данного государства. Если лицо не принадлежит к гражданству государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем каждое государство предоставляет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только своим гражданам, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

Для свободы личности имеет принципиальное значение правосубъектность (правоспособность и дееспособность), без которой разговор о свободе личности лишается смысла. При отсутствии правосубъектности нет и личности.

Сущностные отношения между личностью и государством характеризуют основные права, свободы и обязанности. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.

(Козлова, Кутафин) Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1993 г. закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Эти начала являются важным условием обеспечения справедливости в пользовании человеком своими правами и свободами, которые гарантированы при их нарушении судебной защитой. Рамки этой защиты в Конституции и федеральном законодательстве неукоснительно расширяются. На конституционном уровне закреплена возможность обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), что в прежнем советском законодательстве не предусматривалось.

Реальность равенства каждого человека перед законом и судом основывается на закрепленных в Конституции принципах деятельности суда и судопроизводства: независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон; открытость разбирательства дел в суде и др. Проводящаяся в настоящее время реформа судебной системы должна привести, в частности, к полному воплощению в жизнь начала равенства перед судом, нарушения которого имеют место в судебной практике, устранить влияние на судебные решения административных, общественных и иных структур, политических ситуаций.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

Это, разумеется, не исключает установления в законе широкой системы льгот для определенных категорий граждан: участников войны, блокадников Ленинграда, сирот, инвалидов и др. Социальная помощь тем лицам, которые в ней нуждаются, не нарушает принципа равенства прав и свобод.

Равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Естественно, политика государства должна быть направлена на создание условий, препятствующих значительному социальному расслоению общества, с использованием для этого как правовых, так и организационных средств.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Бывший Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы "кандидатами" на увольнение часто бывают женщины, сокращаются их возможности получения нового места работы.

Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности .

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 г.

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46 - 54).

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Создание условий для реализации прав и свобод - задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения допустимы:

1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

2) только против действий или решений органов властей;

3) в случае если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанцией.

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.