Каков порядок назначения судей конституционного суда рф. Кто назначает судей конституционного суда? Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус


  • 14.Методы науки конституционного права
  • 15.Понятие и сущность Конституции
  • 16.Юридические свойства Конституции рф
  • 17.Структура Конституции рф
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 18.Порядок пересмотра Конституции рф
  • 19.Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф
  • 21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф
  • 23.Толкование Конституции рф
  • 24.Основные этапы развития российской конституции
  • 25.Разработка и принятие Конституции рф 1993 года
  • 27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия
  • 30 Вопросы референдума
  • 31.Порядок назначения и проведения референдума
  • 35.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности
  • 36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
  • 37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф
  • 41. Декларация о государственном суверенитете России
  • 42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
  • 43.Конституционное закрепление рф как социального государства
  • 44.Рф – светское государство
  • 47.Понятие основ правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 48.Принципы правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
  • 49.Принцип равноправия граждан
  • 50.Понятие и принципы гражданства рф
  • 51. Развитие законодательства о российском гражданстве
  • 52.Основания и порядок приобретения гражданства рф
  • 53. Основания и порядок прекращения гражданства рф
  • 55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
  • 56.Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф
  • 60.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф
  • 61.Порядок выезда и въезда на территорию рф
  • 63.Свобода мысли и слова. Право на информацию
  • 64.Политические права и свободы граждан рф
  • 65.Право граждан рф участвовать в управлении делами государства
  • 66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций
  • 68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
  • 72.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф
  • 73.Уполномоченный по правам человека в рф
  • 74.Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения
  • 75.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • 76.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 77.Порядок предоставления политического убежища рф
  • 79.Принципы федеративного устройства рф
  • Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
  • 80.Становление и развитие России как федеративного государства
  • 83.Предметы ведения рф
  • 84.Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф
  • 86.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
  • Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
  • 88.Субъекты рф, их конституционно-правовой статус
  • 92.Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
  • 93.Национально-культурная автономия в рф
  • 100.Правовое регулирование выборов в рф
  • 101.Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 102.Равное избирательное право: понятие, гарантии
  • 103.Прямое избирательное право
  • 105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф
  • 106.Порядок регистрации (учета) избирателей
  • 107.Избирательные округа, их виды, порядок образования
  • 108.Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия
  • 111.Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог
  • 113.Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация
  • 114.Финансирование выборов. Избирательные фонды
  • 117.Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 119.Полномочия Президента рф
  • 120.Порядок выборов Президента рф
  • 129. Государственный совет рф (гс рф)
  • 131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий
  • 135.Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета
  • 136.Порядок формирования Совета Федерации фс рф
  • 137.Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф
  • 138.Совет Федерации фс рф: вопросы ведения
  • 139.Внутренняя структура палат фс рф
  • 140.Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы
  • 141.Комитеты и комиссии палат фс рф
  • 142.Порядок деятельности палат фс рф
  • 144.Основные стадии законодательного процесса
  • 147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • 148.Порядок опубликования и вступления в силу фз
  • 151.Правительство рф: порядок формирования, компетенция
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи
  • 158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)
  • 159.Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений
  • 162.Конституционные основы мсу в рф
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи

    Конституция РФ Глава 7;

    Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)

    Конституция РФ Глава 7;

    Регламент КС РФ от 01.03.1991;

    ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 (в редакции ФКЗ от 04.07.2003);

    ФКЗ «О КС РФ» от 21.07.1994 (в редакции ФКЗ 15.12.2001)

    КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

    КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

    КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию

    Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

    Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

    Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

    Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

    Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

    Конституционный суд РФ относится к органам государственной власти. Он осуществляет конституционный контроль. В список его полномочий входит оценочное действие соответствия каких-либо параграфов нормам Конституции. Это единственный суд, который имеет право отменить закон или правовой акт, если сочтет его нарушающим конситуционные права граждан.

    Судьями Конституционного Суда РФ становятся судьи судебного органа. Впоследствии они самостоятельно контролируют судопроизводство в содействии нормам Конституции. Полномочия судей, деятельность суда определены Конституцией РФ и ФКЗ О Конституционном суде РФ.

    Согласуясь с законом РСФСР Конституционный суд объединяет 15 судей. Кто назначает судей конституционного суда? Избирает их съезд народных депутатов. В 1991 году, когда впервые вступил в действие данный закон, были избраны лишь 13 судей. Еще двоих доизбрали в 1993 году, после того, как была принята Конституция РФ. На тот момент полномочия судье давались до пенсионного возраста в пребывании в данной должности, т.е. до 65 лет. Конституционный суд самостоятельно избирал Председателя, его заместителя и секретаря.

    Принятие Конституции внесло некоторые коррективы в изначальное постановление относительно судей. Теперь их назначалось уже 19 человек. А назначения проводил Совет Федерации Федсобрания РФ. Представление давал сам Президент РФ. Однако судьи, избранные ранее, до принятия этого закона, уже сохранили свои полномочия по старому законодательству до пенсионного возраста.

    В 2005-м году были внедрены очередные изменения из-за принятия Федерального конституционного закона №2. До этого был принят Федеральный закон №1 в 1994-м году. И в нем говорилось, что судья Конституционного суда РФ может выбираться на должность сроком до 12 лет. Тогда же был установлен и предельный возраст, людям, старше которого уже нельзя было занимать такой пост – 70 лет. Закон ограничивал такие рамки: полномочия судье придется сложить в последний день месяца, в котором срок полномочий истек. Такое же правило распространялось и на наступление 70-летнего возраста.

    Но после внесения изменений в 2001-м году предельный срок продлился до 15 лет, а ограничения 70-летнего возраста были устранены. Однако уже в конце того же года ограничения вернули, а пятнадцатилетний срок оставили. В 2005-м году ограничения снова отменили, а предел возраста оставили для всех за исключением Председателя. Вопрос о том, кто назначает судей конституционного суда, остался без изменений.


    Беря во внимание 123 статью Российской Федерации,рассмотрение и разбирательство дел является открытым абсолютно во всех судах. Европейская конвенция по защите прав потребителя, в...


    Сейчас это вопрос номер один, который волнует многих россиян. Нынешний председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев имеет все основания опасаться за свое место. Несмотря на...

    2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

    3) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

    4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Конституционного суда Российской Федерации.

    5. Срок полномочий присяжного заседателя:

    1) в течение 2 лет;

    2) в течение рассмотрения одного дела;

    3) срок не ограничен.

    6. Какое из оснований прекращения полномочий судьи не предусмотрено законом:

    1) прекращение гражданства РФ;

    2) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

    3) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

    4) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.

    7.Что не относится к актам прокурорского реагирования:

    1) предостережение;

    2) представление;

    3) протест;

    4) постановление;

    5) уведомление;

    6) все ответы правильны.

    8. Объекты государственной охраны это –

    1) лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

    2) здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

    3) все ответы правильны;

    4) правильного ответа нет.

    Кто назначает и освобождает от должности Министра внутренних дел Российской Федерации?

    1) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

    2) Президент РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ;



    3) Президент РФ.

    Что не относится к правам и обязанностям федеральной службы судебных приставов?

    1) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

    2) исполнение судебных актов;

    3) обеспечение безопасности судей в судах;

    4) осуществление правосудия;

    5) налагать арест на денежные средства должника в размере, указанном в исполнительном документе;

    6) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

    7) предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей органам милиции.

    11. Адвокат не вправе:

    1) опрашивать лиц (с их согласия) по вопросам, относящимся к делу, по которому он оказывает юридическую помощь;

    2) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях конфиденциальности (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

    3) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в уголовном деле, по которому он осуществляет защиту обвиняемого;

    4) выполнять неотложные следственные действия в пределах адвокатского расследования, производимого на основе гражданско-правового договора возмездного оказания услуг доверителю.

    К какому адвокатскому образованию относится некоммерческая организация, основанная на членстве, действующая на основе устава, утверждаемого ее учредителями и учредительного договора?

    1) адвокатский кабинет;

    2) коллегия адвокатов;

    3) адвокатское бюро;

    4) юридическая консультация;

    5) адвокатская палата.

    13. Лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, должно отвечать следующим требованиям:

    1) достичь 25 летнего возраста; быть гражданином РФ; иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет; прошедший стажировку сроком не менее шести месяцев; сдавший квалификационный экзамен; имеющий лицензию на право нотариальной деятельности; и вступивший в члены нотариальной палаты;

    2) иметь гражданство РФ; высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности;

    3) иметь высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

    14. В целях сыска не разрешается:

    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

    2) сбор информации для деловых переговоров;

    3) выяснение биографических данных об отдельных гражданах с их письменного согласия при заключении контракта;

    4) поиск без вести пропавших;

    5) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления;

    6) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

    ВАРИАНТ 3

    1. «Правоохранительные органы РФ» это –

    1) отрасль права, регламентирующая правоохранительную деятельность государственных органов;

    2) это раздел теории государства и права, изучающий структуру, принципы организации и деятельности правоохранительных органов;

    3) учебная дисциплина, предметом которой являются принципы организации и деятельности государственных и иных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;

    4) налоговая полиция, суд, прокуратура, адвокатура и нотариат.

    2. К функциям судебных органов не относится:

    1) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства отдельных следственных действий;

    2) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя;

    3) исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

    4) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

    5) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан.

    3. Судом первой инстанции в судах общей юрисдикции является:

    1) только мировой судья;

    2) только районный суд;

    3) мировой судья и районный суд;

    4) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения;

    5) Верховный Суд Российской Федерации;

    6) любой суд общей юрисдикции;

    7) правильного ответа нет.

    Какой орган должен дать согласие на привлечение судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности?

    1) Президент Российской Федерации;

    2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

    3) Конституционный суд Российской Федерации;

    4) Генеральный прокурор Российской Федерации.

    Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:

    1) отбор и выдвижение кандидатов;

    2) сдача квалификационного экзамена;

    3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче реко­мендации для занятия должности судьи;

    4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомен­дации или отказе в нем.

    Положительное заключение представляется председателю соответствую­щего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвра­щается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заклю­чении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

    Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Пре­зидентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

    Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает су­дей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соот­ветствующего суда.

    Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ . Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.

    Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную при­сягу.


    29. Гарантии независимости судей.

    Статья 9. Гарантии независимости судьи

    1. Независимость судей - это важнейший принцип осуществления судебной власти в России (ст. 120 Конституции РФ), который действует при осуществлении конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону. Независимость без подчинения закону способна породить произвол при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

    В качестве гарантий независимости судей п. 1 ст. 9 комментируемого Закона называет предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия; запрет, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; систему органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    Предусмотренная законом процедура осуществления правосудия создает такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускаются не иначе как вышестоящим судом в определенном, установленном законом порядке. Кассационная и надзорная инстанция, проверяя правосудность решений судов первой инстанции, при определенных основаниях вправе отменить их и вернуть дело на новое судебное рассмотрение, дав обязательные для нижестоящего суда указания. Однако в своих указаниях вышестоящий суд не вправе касаться тех вопросов, которые разрешаются по внутреннему убеждению судей (например, по уголовным делам это вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о преимуществе одних доказательств перед другими, о мере наказания (ст. 386 УПК РФ).

    Вступившие в законную силу судебные решения приобретают общеобязательное значение для всех государственных органов, общественных объединений и граждан.

    Деятельность суда протекает в особом правовом порядке, содержащем наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения. Судьи выносят решения по гражданским и уголовным делам, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанном на исследовании всех обстоятельств дела и собственной оценке доказательств. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Суд не связан мнением и позициями сторон. Решение постановляется в условиях тайны совещательной комнаты. Взаимоотношения судей, входящих в состав суда, при разрешении конкретного дела таковы, что каждый судья свободно выражает свое мнение и, при несогласии с другими, вправе изложить особое мнение.

    О запрете, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия см. комментарий к ст. 10 настоящего Закона.

    Установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи - см. комментарий к ст. 11 "Срок полномочий судьи", к ст. 12 "Несменяемость судьи", к ст. 13 "Приостановление полномочий судьи", к ст. 14 "Прекращение полномочий судьи" настоящего Закона. Право судьи на отставку - см. комментарий к ст. 15 настоящего закона "Отставка судьи". Неприкосновенность судьи - см. комментарий к ст. 16 "Неприкосновенность судьи" настоящего закона.

    Органы судейского сообщества согласно ч. 1 ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" формируются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

    Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в ст. 1 которого определено, что судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему России.

    Органами судейского сообщества в России являются Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

    Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. В отношении арбитражных заседателей в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей.

    О предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу см. комментарий к ст. 19 настоящего Закона.

    2. Согласно п. 2 комментируемой статьи судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. На органы внутренних дел возложена обязанность по принятию необходимых мер по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

    Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

    Вопросы обеспечения государственной защиты судей более детально регламентированы ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в п. 1 ч. 1 ст. 2 которого установлено, что государственной защите подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные и арбитражные заседатели.

    Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества компетентными органами с учетом конкретных обстоятельств могут применяться такие меры безопасности, как личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

    В целях реализации указанных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Порядок выдачи служебного оружия судьям установлен постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575.

    Приказом Министра внутренних дел России от 21 марта 2007 г. N 281 утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

    Об осуществлении мер социальной защиты судьи и членов его семьи, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью см. комментарий к ст. 20 "Меры социальной защиты судьи и членов его семьи" настоящего закона.

    3. В п. 3 комментируемой статьи в общем виде урегулированы вопросы организационного обеспечения деятельности судов. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого осуществления правосудия.

    Обеспечение деятельности судов регламентировано нормами ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Так, обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов; обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, предоставляющем в их распоряжение необходимые ресурсы; обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

    Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из секретариата РФ и иных подразделений. Секретариат Конституционного Суда РФ: осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями; содействует судьям в подготовке к рассмотрению дел и иных вопросов; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 111 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

    Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль над расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в России. Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета (ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 44 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

    Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 10 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации").

    Порядок организационного обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

    Задача по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов возложена на судебных приставов (см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах").

    4. Согласно п. 4 комментируемой статьи гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в России; отмена или снижение этих гарантий иными нормативными актами России и субъектов Федерации не допускается.

    Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) – это орган судебной власти самостоятельно и независимо реализующий её с целью обеспечения конституционного контроля. Точный перечень его полномочий определён Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    КС РФ состоит из «большой» (10 человек) и «малой» (9 человек) палат. На заседаниях палат присутствуют только входящие в них лица, а пленарное заседание проводится для всех судей КС.

    Любая палата КС РФ не может оставаться неизменной по своему составу дольше, чем 3 года подряд. Но чтобы гражданин занял судейскую должность в данном сообществе, придётся соблюсти определённый порядок.

    Правовая база

    Назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации и все сопутствующие данной процедуре моменты регулируются изменённым и дополненным законом № 1-ФКЗ (от 21.07.1994).

    Согласно ст. 9 гл.2 этого нормативного акта предлагать кандидатов на данный пост могут:

    • Лица, состоящие в Совете Федерации.
    • Законодательные органы.
    • Депутаты Госдумы.
    • Высшие судебные органы.
    • Юридические:
      • ведомства федерального значения;
      • сообщества, действующие на государственном уровне;
      • учебные и научные учреждения.

    Все претенденты на должность представляются Президентом РФ. После этого Совету Федерации предоставляется 2 недели на рассмотрение кандидата, получившего представление. Назначение осуществляется индивидуально, путём тайного голосования.

    Если судья покидает свой пост, то предложение о назначении на его место другого гражданина должно быть внесено Президентом РФ в Совет Федерации не позже, чем через 30 дней после данного события.

    Требования к кандидатам

    Получить должность судьи КС могут только те граждане, которые:

    • достигли 40-летнего возраста;
    • имеют высшее юридическое образование и стаж работы на соответствующей должности от 15 лет;
    • признаны высококвалифицированными специалистами в области права;
    • обладают безупречной репутацией.

    Помимо этого будет учитываться семейный статус претендентов и репутация их родственников.

    Также нужно помнить, что российское законодательство не позволяет уже получившим должность судьям Конституционного суда:

    • состоять на общественных или государственных должностях;
    • осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность (этот пункт не затрагивает сферы преподавания, науки и творчества);
    • становиться членами политических движений или партий, либо поддерживать их финансово;
    • участвовать в акциях политической направленности и избирательных кампаниях (иные виды политической деятельности также находятся под запретом);
    • публично излагать свою личную точку зрения на вопросы, которые в настоящее время рассматриваются Конституционным судом, либо могут быть рассмотрены им позднее.

    Перечисленные требования к будущим и действующим судьям Конституционного суда связаны с высоким уровнем ответственности, возлагаемой на граждан. Их репутация должна оставаться в идеальном состоянии в течение всего срока службы.

    Особенности данного статуса

    В России у каждого судьи имеется определённый правовой статус. По этой причине законодательство РФ закрепляет за людьми, находящимися на подобных должностях, особые права и обязанности, а также определённую сферу ответственности.

    Лица, являющиеся судьями КС РФ, обладают гарантированной независимостью в вопросе осуществления правосудия. Все они характеризуются наличием единого статуса и отличаются друг от друга лишь перечнем компетенций и вверенных полномочий.

    В период осуществления неслужебной деятельности служащим КС следует руководствоваться «Кодексом чести судей РФ». Этот документ не является источником права. Он представляет собой лишь свод правил, где в числе прочего содержатся положения, устанавливающие нормы поведения для членов судейской семьи и судей, находящихся в отставке, но сохранивших свой статус.

    Какие гарантии независимости

    Судья КС является независимым, благодаря тому, что его должность предполагает:

    • неприкосновенность;
    • несменяемость;
    • равенство в правах с другими судьями;
    • приостановление или прекращение полномочий только в соответствии с законодательно установленным порядком;
    • наличие социального и материального обеспечения, а также права на уход в отставку;
    • соблюдение определённой законами РФ процедуры конституционного судопроизводства;
    • отсутствие сторонних вмешательств в судебную деятельность;
    • гарантию безопасности.

    Под материальным обеспечением понимается наличие своевременной и полноразмерной оплаты трудовой деятельности судьи, отпусков, страхования жизни, здоровья и собственности гражданина (и членов его семьи), а также предоставление жилья.

    Есть ли неприкосновенность

    Судьи КС РФ обладают неприкосновенностью, что выражается в невозможности их привлечения к административной или уголовной ответственности в порядке суда.

    Также без соответствующего постановления КС не допускается проведение:

    • обыска;
    • задержания;
    • ареста;
    • личного досмотра.

    Исключением из данного правила являются случаи задержания на месте преступления. Привлечь судью КС РФ к ответственности за высказанное в ходе заседания мнение или принятое решение невозможно, даже когда срок его полномочий истечёт.

    Порядок назначения

    В ч.1 ст. 102 Конституции РФ указано, что Президент может выдвинуть на одну свободную должность судьи КС только одного кандидата. Это обусловлено тем, что Совет Федерации занимается назначением на должность не только рядовых судей Конституционного суда, но и его руководителей.

    Ещё недавно судья-секретарь, Председатель и заместитель Председателя избирались членами КС самостоятельно из числа назначенных судей в ходе тайного голосования. Теперь должность судьи-секретаря упразднена, вместо этого назначается второй заместитель председателя.

    Закон устанавливает, что кандидаты на должность судей КС должны быть:

    • Представлены Президентом РФ.
    • Обсуждены и рассмотрены Комитетом Совета Федерации (в результате чего подготавливается соответствующее заключение):
      • по правовым и судебным вопросам;
      • по конституционному законодательству;
      • по развитию гражданского общества.
    • Назначены Советом Федерации путём тайного голосования (после заслушивания заключений и их обсуждения).
    • Приведены к присяге Председателем Совета Федерации (процедура осуществляется на заседании палаты).

    Имена кандидатов вносятся в бюллетень для голосования, даже если заключение Комитета было отрицательным. То есть, эти претенденты всё равно могут быть назначены на должности судей.

    Если Совет Федерации даёт соответствующее разрешение, то голосование проводится посредством специальной электронной системы. Назначение на должность получают лица, которым было отдано большинство голосов. Оно подтверждается соответствующим постановлением Совета Федерации.

    Одновременно с этим может быть принято ещё одно постановление, предлагающее Президенту провести консультацию, целью которой является устранение выявившихся разногласий относительно назначаемой кандидатуры.

    Отправка второго документа Президенту РФ должна произойти в течение трёх дней. Консультация проводится специально сформированной группой членов Совета Федерации, либо его Председателем.

    Сроки пребывания на должности

    Строгие ограничения по сроку службы для судей КС РФ отсутствуют, но имеется чётко установленный предельный возраст – 70 лет. По его достижении полномочия гражданина прекращаются в соответствии с действующим законодательством. Это относится ко всем служащим, состоящим в КС, включая тех, которые были избраны в 1991 году Съездом народных депутатов РСФСР.

    Однако выполнение должностных обязанностей продолжается, если ещё не было принято итоговое соглашение по последнему делу, слушание которого осуществляется при непосредственном участии судьи.

    Полное прекращение полномочий происходит по завершении месяца, в котором судья достиг предельного возраста. Но это правило не действует, если после его ухода судейское сообщество опустеет больше, чем на 1/3. В этом случае ему придётся продолжить службу до того момента, пока на должность судьи не подберут достойного кандидата.

    Какие есть полномочия

    Гражданин, ставший судьёй КС РФ, по факту становится его секретарём, который может браться за выполнение своих трудовых обязанностей сразу после принятия присяги.

    В их перечень входит:

    • участие в управлении работой аппарата Конституционного суда;
    • подготовка к заседаниям КС и их непосредственное проведение;
    • информирование отдельных граждан и организаций о решениях, которые были приняты в результате судебных заседаний;
    • предоставление в КС данных о реализации принятых решений;
    • обеспечение информационной осведомлённости всех членов рассматриваемого судебного сообщества.

    Ранее в данный перечень входил выбор Председателя и его заместителей путём тайного голосования, но теперь данным вопросом занимается Совет Федерации.

    Приостановления деятельности

    Полномочия судьи КС России могут быть приостановлены, если:

    • Конституционный суд дал согласие на его арест;
    • занимающий должность гражданин был привлечён к уголовной ответственности;
    • проблемы со здоровьем не позволяют продолжить полноценное осуществление трудовой деятельности.

    Решение о приостановлении полномочий судьи должно быть принято Конституционным судом в течение месяца с момента возникновения оснований к проведению данной процедуры.

    В случае временной приостановки полномочий судья продолжает получать зарплату и сохраняет за собой все законодательно установленные гарантии.

    Прекращение полномочий

    Существует несколько причин для полного прекращения полномочий судьи КС:

    • завершение срока действия полномочий;
    • выявление нарушений в процедуре назначения на должность;
    • подача личного письменного прошения об отставке;
    • смена гражданства;
    • совершение судьёй действий, которые прочат его достоинство и честь;
    • вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
    • осуществление (несмотря на предшествующие предупреждения со стороны КС РФ) деятельности, не совместимой с занимаемой гражданином должностью;
    • неучастие в заседаниях КС и других судебных сообществ без уважительной причины;
    • отказ от участия в процедуре голосования без веских на то оснований более 2 раз подряд;
    • документально подтверждённая потеря дееспособности;
    • признание гражданина без вести пропавшим (в судебном порядке);
    • наличие неподдающегося лечению заболевания;
    • смерть судьи.

    В случае принятия Конституционным судом решения о прекращении обязанностей одного из судей Президент РФ и Совет Федерации должны быть соответствующим образом оповещены об этом. Данное действие также рассматривается как официальное уведомление об открытии вакансии.

    Решение о полном прекращении полномочий принимается большинством голосов членов Совета Федерации, на основании решения предъявленного Конституционным судом РФ.

    Отставка

    Судья КС получает статус удалённого в отставку (ушедшего) в том случае, если его полномочия прекратились в законодательно установленном порядке по причинам, установленным положениями соответствующего нормативно-правового акта.