Совет министров 19 век. Преобразован совет министров российской империи


КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, высший совещательный и распорядительный орган при российском императоре в 1802-1906 годах. Учреждён 8(20).9.1802, одновременным созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отдельных министров и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств.

В состав Комитета министров входили: министры и главноуправляющие центральных государственных учреждений (в их отсутствие в заседаниях Комитета министров участвовали их товарищи); обер-прокурор Синода (с 1835); председатели департаментов Государственного совета (с 1812, в 1810-12 - только по важным делам); главноуправляющие отделениями Собственной Его Императорского Величества канцелярии (с 1880 - только главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, с 1882 - также главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией); главнокомандующий в столице (до 1825); государственный секретарь (с 1893); особо назначенные императором лица. До 1812 года в Комитете министров председательствовал император, а в его отсутствие - члены по старшинству (с 1810 - государственный канцлер), с 1812 - особо назначенный императором председатель (эта должность до 1865 являлась высшей, а затем одной из высших должностей в Российской империи). В разные периоды председатель Комитета министров являлся одновременно председателем Государственного совета (1812-65), Кавказского комитета (1865-82) и Совета министров , а также вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги (1892-1905).

Комитет министров рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде временных правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике Комитет министров неоднократно рассматривал их в обход Государственного совета.

Компетенция Комитета министров менялась. Он выносил предварительные заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отдельного министра (с 1803), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804-92); высшие административные дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816); дела по Военному министерству, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению (с 1830); дела по Великому княжеству Финляндскому, касавшиеся других частей Российской империи (с 1834); дела об изменении уставов и размеров основного капитала акционерных обществ, о разрешении иностранным обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866); дела о запрете сообществ (в 1874-1905); дела об объявлении отдельных местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881); списки государственных должностей, несовместимых с участием в частных промышленных обществах (с 1884); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890) и городских дум (с 1892), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действительную военную службу из запаса (с 1894); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897); дела о назначении мест ссылки (с 1900).

Заключения Комитета министров подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления Комитета министров по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. Комитет министров имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867) и приостанавливать распространение книг и периодических изданий, освобождённых от предварительной цензуры (с 1872). До 1841 в случае отсутствия императора в столице Комитет министров решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).

Реальная роль Комитета министров зависела от степени доверия императора Государственному совету и от влияния и инициативности председателя Комитета министров. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П. А. Валуеве, М. Х. Рейтерне, Н. Х. Бунге и С. Ю. Витте.

После создания объединённого правительства - Совета министров Комитет министров рассматривал только текущие административные дела. Упразднён 23.4(6.5).1906 в связи с принятием Основных государственных законов 1906.

Председатели Комитета министров: Н. И. Салтыков (1812-16), П. В. Лопухин (1816-27), В. П. Кочубей (1827-34), Н. Н. Новосильцов (1834-38), И. В. Васильчиков (1838-47), В. В. Левашов (1847-48), А. И. Чернышёв (1848-56), А. Ф. Орлов (1856-61), Д. Н. Блудов (1861-64), П. П. Гагарин (1864-72), П. Н. Игнатьев (1872-79/80), П. А. Валуев (1879/80- 1881), М. Х. Рейтерн (1881-86/87), Н. Х. Бунге (1887-95), И. Н. Дурново (1895-1903), С. Ю. Витте (1903-06).

Лит.: Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб., 1902. Т. 1-5; Лемке М. К. Комитет министров за полвека // Вестник права. 1902. Кн. 9-10. 1903. Кн. 1; Ремнев А. В. Проблема «объединенного правительства» и упразднение Комитета министров Российской империи // Исторический ежегодник. 2004. Омск, 2005.

высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. Учрежден Александром I в 1802. Состоял из министров, государственного казначея, главноуправляющих министерств и некоторых ведомств, с 1810 в него входили председательствовавшие в департаментах Государственного совета, а с 1812 - отдельные лица по назначению монарха. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем. На заседания Комитета министров всегда приглашался обер-прокурор Синода. Рассматривались дела, которые министры не могли решить из-за отсутствия законов, или дела, в которых участвовало не одно ведомство. С 1906 Комитет министров был преобразован в Совет министров. Председатели Комитета министров: Н. П. Румянцев (1810-1812), Н.И.Салтыков (1812-1816), П.В.Лопухин (1816-1827), В. П.Кочубей (1827-1834), Н. Н.Новосильцев (1834-1838), И. В.Васильчиков (1838-1847), В.В. Левашов (1847-1848), А. И. Чернышев (1848-1856), А. Ф.Орлов (1856-1861), Д. Н.Блудов (1861-1864), П. П.Гагарин (1864-1872), П.Н.Игнатьев (1872-1879), П. А.Валуев (1879-1881), М. Х.Рейтерн (1881-1887), H. X. Бунге (1887-1895), И. Н. Дурново (1895-1903), С. Ю.Витте (1903-1906).

Общая характеристика периода

Политические и экономические особенности периода:

Ø сохраняется абсолютная монархия

Ø происходит дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;

Ø появляются новые центральные органы власти

Ø углубляется специализация отдельных органов власти

Ø происходит кризис феодализма и развитие капиталистических отношений

Ø начинается промышленный переворот

Ø увеличивается применение наемного труда


1. Государственность России в первой половине XIX в.

Форма правления – абсолютная монархия

Государственно-территориальное устройство - империя

Система гос. органов:

1. Император – глава государства.

a. Статус - Император провозглашался носителем верховной самодержавной неограниченной власти.

b. Власть императора переходила по наследованию. Престол переходил к ближайшему нисходящему родственнику умершего (императора ) по мужской линии. В случае отсутствия последних допускалось наследование родственниками женского пола.(Такой порядок был закреплен Актом Павла I от 1797 г.и зафиксирован в Своде Основных государственных законов.

c. Функции императора:

i. Принятие законов

ii. высшее государственное управление;

iii. назначение и увольнение министров;

iv. верховное командование вооруженными силами;

v. руководство внешней политикой;

vi. вопросы войны и мира;

vii. высшая судебная власть.

2. Непременный совет РИ. Был создан в 1801 г. В него вошло 12 членов во главе с генерал-фельдмаршалом Н.И. Салтыковым. Этот орган имел статус высшего законосовещательного органа при Императоре. Непременный совет был ликвидирова в 1810 г. Вместо него был создан Государственный Совет.

Государственный Совет (был образован в 1810 г.)

a. Статус – верховный законосовещательный орган

b. Состав – Членов Государственного совета назначал и увольнял император, (ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором ). Численность - В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

c. Функции :

i. Подготовка законопроектов

d. Изменения – серьезные изменения отсутствуют

Комитет министров (был образован в 1802 г.)

a. Статус – высший правительственный совещательный орган. Принимали только рекомендательное решение. Окончательное решение оставалось за Императором.

b. Состав – министры, наследники престола, председатель государственного совета, обер-прокурор Святейшего синода (численность, 19-24 чел) – входили в состав по должности и статусу.

c. Функции – очень разнородные

i. Железнодорожные дела

ii. Дела о назначении пенсий отставным чиновникам

iii. Дела об учреждении акционерных обществ Дела о старообрядцах и сектантах

iv. И др.

d. !Особенность – не объединял министров в единое правительство и не координировал и не контролировал их деятельность.

5. Министерства и др. ведомства – первые 8 созданы в 1802 г.

a. Статус – центральные отраслевые органы государственной власти РИ, Подчинялись непосредственно императору. Министров назначал император.

b. Состав

i. М Военно-сухопутных сил 1802 г.

ii. М Военно-морских сил 1802 г.

iii. М Иностранных дел 1802 г.

iv. М ВД 1802 г.

v. М Коммерции 1802 г.

vi. М финансов 1802 г.

vii. М народного просвещения 1802 г.

viii. М юстиции 1802 г.

ix. Главное управление водяных и сухопутных сообщений 1809 г.

x. Министерство императорского двора и уделов 1826 г.

xi. Министерство государственных имуществ – 1837 г.

c. Структура - Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства. стоял министр с товарищем (т.е. заместителем), при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерств состоял из департаментов, которые делились на отделения, а отделения на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

d. Функции

i. Управление соответствующей сферой общества.

Например,

Министерство государственных имуществ - заведовало государственными землями и иным государственным имуществом в Российской империи.

Министерство финансов - ведало вопросами финансово-экономической политики.

Министерство внутренних дел Российской империи - ведало вопросами государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.

e. Особенность -. На протяжении всего XIX в. министерства были разрозненны, не имели органа, координирующего их деятельность, министры подчинялись напрямую императору.

6. Сенат – высший государственный орган. Учрежден Петром 1 в 1711 г. Во второй половине 19 ве.

a. Статус – во первой половине XIX в. – высший судебный орган. Состав – сенаторов назначал сам император. В Сенате создавались департаменты (до 12 штук). Каждый департамент составляется из сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению. По закону число их не может быть менее трёх; в действительности число сенаторов колеблется от 6-7 (департамент герольдии) до 18 (гражданский кассационный департамент).

b. Функции

1) надзор за деятельностью государственных учреждений – рассматривали вопросы о законности их деятельности

2) обнародование законов – публиковали законы и рассылали их региональным властям.

3) рассмотрение дел в кассационном порядке: кассационный департамент по гражданским делам и кассационный департамент по уголовным делам.

Синод

a. Статус - Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ ) - высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

b. Состав - Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором. Ими были представители церкви. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор . Это была светская должность.

c. Функции –административные и судебные в церковной сфере

Например,

· право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры,

· избирать и поставлять епископов,

· устанавливать церковные праздники и обряды,

· канонизировать святых,

· вопросы духовного просвещения народа

8. С.Е.И.В.К. – впервые создана при Петре 1

a. Статус – центральный орган власти, подразделялась на несколько отделений, статус каждого приравнивался к министерскому

b. Состав и функции . Все должностные лица назначались императором. Возглавлял отделения - Император

i. Первое отделение (образовано в 1826 г.) – занималось подготовкой высочайших указов

ii. Второе отделение (образовано в 1826 г.) – приведение в порядок действующих законов. Под руководством М. М. Сперанского отделение подготовило Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. В 1882 году преобразовано в Кодификационный отдел при Государственном совете.

iii. Третье отделение (образовано в 1826 г.) – занималось сыском и следствием по политическим дела, осуществляло цензуру, боролось с сектанством и т.д. Фактически это был высший орган политической полиции. В 1880 г. реорганизовано в Департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел.

iv. Четверторе отеделение (образовано в 1828 г.) - Ведомство учреждений императрицы Марии было создано в 1828 году на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны. Подобно канцелярии вдовствующей императрицы, оно занималось делами благотворительности: женским образованием, приютами, здравоохранением.

v. Пятое отделение было создано в 1835 году для подготовки реформы государственной деревни (см. реформа Киселёва) и управления государственными крестьянами Петербургской губернии. Во главе этого отделения был поставлен граф П. Д. Киселёв. В 1837 преобразовано в Министерство государственных имуществ Российской империи.

vi. Шестое отделение учреждено в 1842 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.


3. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Причины для кодификации:

a. Огромное количество законов, которые действовали в России в тот период.

b. Продолжали действовать акты, которые были приняты в 17 и 18 веках, явно устаревшие

c. Все законы не были упорядочены, было много законов, которые регулировали одни и те же отношения, существовали законы, противоречащие друг другу.

d. Все это затрудняло деятельность государственных, в том числе судебных органов, по применению законов. (Судьи, например по одному и тому же делу могли найти источники с совершенно противоположными нормами. Это порождало произвол, взяточничество, затягивание дел.)

e. В стране развивались новые экономические отношения – капиталистические, которые кроме того требовали обновленного правового регулирования.

Орган кодификации . Для проведения кодификации существующую комиссию по кодификации, созданную еще при Александре 1, преобразовали во II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Официально Второе Отделение возглавил профессор Михаил Андреевич Балугьянский, учитель Николая I по политическим наукам. Но практически руководил работой этого органа Сперанский Михаил Михайлович

2. План кодификации, предложенный Сперанским

a. Первый этап - Собрать воедино все законы, изданные в России с момента принятия Соборного Уложения, и расположить их в хронологическом порядке.- (создать ПСЗ)

b. Второй этап - Привести все действующие законы в определенную систему - (создать СЗРИ)

c. Третий этап - Издать новые уложения по гражданскому, уголовному, торговому праву.

3. Реализация кодификации:

Первый этап:

К 1830 г. был выполнен первый пункт плана и подготовлено ПСЗ.

ПСЗ (полное собрание законов) – полное собрание всех законов, принятых с 1649г. по 1825г., как действующих, так и не действующих, расположенных в хронологическом порядке.

Оно состояло из 46 томов: 40 томов – нормативные акты, 6 томов – указатели, чертежи, рисунки. В состав первого ПСЗ вошли 30 920 правовых актов.

Второй этап:

К 1832 г. было реализовано второе направление и подготовлен СЗРИ.

СЗРИ (свод законов Российской Империи) – это собрание всех законов, действующих в РИ на момент 1832 г., расположенных в тематическом порядке. Свод был опубликован в 1833, а в действие введен с 1835г.

Свод был издан в XV томах , объединенных в 8 книгах. Например, книга 1. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе (том 1-3), книга 5 – содержала гражданское законодательство (том 10), книга 8 (том 15) – законы уголовные.

Третий этап кодификации: - создание новых кодексов по основным отраслям права. Был подготовлен и принят только кодекс уголовного права – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Уложение о наказаниях 1845 года - это первый кодифицированный источник российского уголовного права.

Внешняя структура: Кодекс состоял из 15 томов.

Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из

2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы,

некоторые главы – на отделения, отделения – на отделы, отделы на статьи.

Структура по содержанию: По содержанию достаточно четко прослеживалось деление закона на общую и особенную части (впервые общие понятия уголовного законодательства были выделены в самостоятельный раздел в Своде законов Российской Империи).

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - выс-ший со-ве-ща-тель-ный и рас-по-ря-ди-тель-ный ор-ган при российском им-пе-ра-то-ре в 1802-1906 годах.

Уч-ре-ж-дён 8(20) сентября 1802 года, од-но-вре-мен-но с соз-да-ни-ем ми-ни-стерств, для рас-смот-ре-ния дел, ре-ше-ние ко-то-рых вы-хо-ди-ло за пре-де-лы ком-пе-тен-ции отдельных ми-ни-ст-ров и тре-бо-ва-ло взаи-мо-дей-ст-вия не-сколь-ких центральных ве-домств.

В со-став Комитета министров вхо-ди-ли: ми-ни-ст-ры и глав-но-управ-ляю-щие центральных государственных уч-ре-ж-де-ний (в их от-сут-ст-вие в за-се-да-ни-ях Комитета министров уча-ст-во-ва-ли их то-ва-ри-щи); обер-про-ку-рор Си-но-да (с 1835 года); пред-се-да-те-ли де-пар-та-мен-тов Го-су-дар-ст-вен-но-го со-ве-та (с 1812 года, в 1810-1812 годах - толь-ко по важ-ным де-лам); глав-но-управ-ляю-щие от-де-ле-ния-ми Соб-ст-вен-ной Его Императорского Величества кан-це-ля-рии (с 1880 года - толь-ко глав-но-управ-ляю-щий Ве-дом-ст-вом уч-ре-ж-де-ний им-пе-рат-ри-цы Ма-рии, с 1882 года - так-же глав-но-управ-ляю-щий Собственной Его Императорского Величества кан-це-ля-ри-ей); глав-но-ко-ман-дую-щий в сто-ли-це (до 1825 года); го-су-дар-ст-вен-ный сек-ре-тарь (с 1893 года); осо-бо на-зна-чен-ные им-пе-ра-то-ром ли-ца. До 1812 года в Комитете министров пред-се-да-тель-ст-во-вал им-пера-тор, а в его от-сут-ст-вие - чле-ны по стар-шин-ст-ву (с 1810 года - государственный канц-лер), c 1812 года - осо-бо на-зна-чен-ный им-пе-ра-то-ром пред-се-да-тель (эта долж-ность до 1865 года яв-ля-лась выс-шей, а за-тем од-ной из выс-ших долж-но-стей в Российской им-пе-рии). В раз-ные пе-рио-ды пред-се-да-тель Комитета министров яв-лял-ся од-но-вре-мен-но пред-се-да-те-лем Государственного со-ве-та (1812-1865), Кав-каз-ско-го ко-ми-те-та (1865-1882) и Со-ве-та ми-ни-ст-ров , а так-же ви-це-пред-се-да-те-лем Ко-ми-те-та Си-бир-ской же-лез-ной до-ро-ги (1892-1905).

Комитет министров рас-смат-ри-вал про-ек-ты за-ко-нов и рас-по-ря-же-ний, ко-то-рые пред-по-ла-га-лось вве-сти в ви-де временных пра-вил, а так-же про-ек-ты но-вых уч-ре-ж-де-ний, ко-то-рые соз-да-ва-лись вре-мен-но и дол-жны бы-ли быть оп-ро-бо-ва-ны на прак-ти-ке. Фор-маль-но не имея пра-ва об-су-ж-дать за-ко-но-про-ек-ты, на прак-ти-ке Комитет министров не-од-но-крат-но рас-смат-ри-вал их в об-ход Государственного со-ве-та.

Ком-пе-тен-ция Комитета министров ме-ня-лась. Он вы-но-сил пред-ва-рительные за-клю-че-ния по еже-год-ным все-под-дан-ней-шим от-чё-там ми-ни-ст-ров (до 1858 года). Рас-смат-ри-вал: де-ла, ка-сав-шие-ся «об-ще-го спо-кой-ст-вия и безо-пас-но-сти», чрез-вы-чай-ных про-ис-ше-ст-вий, обес-пе-че-ния на-се-ле-ния про-до-воль-ст-ви-ем, о на-зна-че-нии чи-нов-ни-кам пен-сий и еди-но-вре-мен-ных по-со-бий в слу-ча-ях, пре-вы-шав-ших ком-пе-тен-цию отдельного ми-ни-ст-ра (с 1803 года), о на-гра-дах за слу-жеб-ные и не-слу-жеб-ные от-ли-чия (в 1804-1892 годах); выс-шие административные де-ла о рас-коль-ни-ках, ус-та-вы ак-цио-нер-ных об-ществ, не пре-ду-смат-ри-вав-шие пре-дос-тав-ле-ния им осо-бых при-ви-ле-гий (с 1811 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров и оп-ре-де-ле-ния Се-на-та о вы-го-во-рах гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским прав-ле-ни-ям (с 1816 года); де-ла по Во-енному министерству, тре-бо-вав-шие со-дей-ст-вия гражданских ве-домств или за-тра-ги-вав-шие пра-ви-ла по гражданскому управ-ле-нию (с 1830 года); де-ла по Великому княжеству Фин-лянд-ско-му, ка-сав-шие-ся других час-тей Российской им-пе-рии (с 1834 года); де-ла об из-ме-не-нии ус-та-вов и раз-ме-ров основного ка-пи-та-ла ак-цио-нер-ных об-ществ, о раз-ре-ше-нии иностранным об-ще-ст-вам про-из-во-дить свои опе-ра-ции в Рос-сии, о раз-ре-ше-нии по-строй-ки же-лез-ных до-рог и по во-про-сам их экс-плуа-та-ции (с 1858 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров о по-жерт-во-ва-ни-ях ча-ст-ных лиц, за-слу-жи-вав-ших (бла-го-да-ря раз-ме-ру или це-ли по-жерт-во-ва-ния) вни-ма-ния им-пе-ра-то-ра, а так-же об из-ме-не-нии на-зна-че-ния по-жер-т-во-ва-ния (с 1866 года); де-ла о за-пре-те со-об-ществ (в 1874-1905 годах); де-ла об объ-яв-ле-нии отдельных ме-ст-но-стей на по-ло-же-нии уси-лен-ной или чрез-вы-чай-ной ох-ра-ны (с 1881 года); спи-ски государственных долж-но-стей, не-со-вмес-ти-мых с уча-сти-ем в ча-ст-ных промышленных об-ще-ст-вах (с 1884 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров об от-ме-не или из-ме-не-нии по-станов-ле-ний зем-ских со-б-ра-ний (с 1890 года) и го-род-ских дум (с 1892 года), не со-от-вет-ст-во-вав-ших ин-те-ре-сам на-се-ле-ния или го-су-дар-ст-ва; спи-ски долж-но-стей, ос-во-бо-ж-дав-ших от при-зы-ва на дей-ст-вительную во-енную служ-бу из за-па-са (с 1894 года); де-ла о на-зна-че-нии след-ст-вия над гу-бер-на-то-ра-ми и пре-да-нии их су-ду, а так-же об от-стра-не-нии их от долж-но-сти (с 1897 года); де-ла о на-зна-че-нии мест ссыл-ки (с 1900 года).

За-клю-че-ния Комитета министров под-ле-жа-ли ут-вер-ж-де-нию им-пе-ра-то-ра. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ли по-ста-нов-ле-ния Комитета министров по вто-ро-сте-пен-ным во-про-сам: о на-зна-че-нии пен-сий в со-от-вет-ст-вии с об-щи-ми пра-ви-ла-ми; о сло-же-нии без-на-дёж-ных не-дои-мок; о сня-тии ме-да-лей и по-чёт-ных каф-та-нов с осу-ж-дён-ных лиц, не при-над-ле-жав-ших к дво-рян-ско-му со-сло-вию; об уч-ре-ж-де-нии ак-цио-нер-ных об-ществ на точ-ном ос-но-ва-нии за-ко-на; о вы-де-ле-нии по-со-бий на-се-ле-нию, по-стра-дав-ше-му от сти-хий-ных бед-ст-вий, и др. Комитет министров имел так-же пра-во са-мо-стоя-тель-но от-кло-нять хо-да-тай-ст-ва земств (с 1867 года) и при-ос-та-нав-ли-вать рас-про-стра-не-ние книг и пе-рио-дических из-да-ний, ос-во-бо-ж-дён-ных от пред-ва-рительной цен-зу-ры (с 1872 года). До 1841 года в слу-чае от-сут-ст-вия им-пе-ра-то-ра в сто-ли-це Комитет министров ре-шал де-ла в чрез-вы-чай-ном по-ряд-ке «име-нем Его Ве-ли-че-ст-ва» (за-тем его ре-ше-ния ут-вер-жда-лись на-след-ни-ком пре-сто-ла).

Ре-аль-ная роль Комитета министров за-ви-се-ла от сте-пе-ни до-ве-рия им-пе-ра-то-ра Государственному со-ве-ту и от влия-ния и ини-циа-тив-но-сти пред-се-да-те-ля Комитета министров. Наи-боль-шее зна-че-ние он имел при им-пе-ра-то-рах Алек-сан-д-ре III и Ни-ко-лае II и при пред-се-да-те-лях П.А. Ва-луе-ве, М.Х. Рей-тер-не, Н.Х. Бун-ге и С.Ю. Вит-те.

По-сле соз-да-ния объ-е-ди-нён-но-го пра-ви-тель-ст-ва - Со-ве-та ми-ни-ст-ров (19 октября (1 ноября) 1905 года) Комитет министров рас-смат-ри-вал толь-ко те-ку-щие административные де-ла. Уп-разд-нён 23 апреля (6 мая) 1906 года в свя-зи с при-ня-ти-ем Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 года.

Пред-се-да-те-ли Комитета министров: Н.И. Сал-ты-ков (1812-1816), П.В. Ло-пу-хин (1816-1827), В.П. Ко-чу-бей (1827-1834), Н.Н. Но-во-силь-цов (1834-1838), И.В. Ва-силь-чи-ков (1838-1847), В.В. Ле-вашов (1847-1848), А.И. Чер-ны-шёв (1848-1856), А.Ф. Ор-лов (1856-1861), Д.Н. Блу-дов (1861-1864), П.П. Га-гарин (1864-1872), П.Н. Иг-нать-ев (1872-1879/80), П.А. Ва-лу-ев (1879/80-1881), М.Х. Рей-терн (1881-1886/87), Н.Х. Бун-ге (1887-1895), И.Н. Дур-но-во (1895-1903), С.Ю. Вит-те (1903-1906).

в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в России с 1802 г. высший административный законосовещательный орган, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления государством. Создание К.м. являлось следствием учреждения министерств и возникшей в связи с этим проблемы координации их деятельности» Закон о K.M. был утвержден Александром I в 1812 г. и в основном сохранял свою силу вплоть до ликвидации К.м. в 1906 г.

К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м. В конце 1815 г. функции «доклада и надзора за Комитетом» были поручены Александром I А.А. Аракчееву, который благодаря этому получил возможность оказывать решающее действие на деятельность К.м. С 1872 г. выступал как высшая цензурная инстанция. В 1812–1865 гг. председатель К.м., назначавшийся императором, был одновременно и председателем Государственного совета.

Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом.

Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором.

В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров.

Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И. Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906).

Отличное определение

Неполное определение ↓