Дисциплинарное производство в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. Административное право россии Вопросы для самоконтроля


  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
    • Понятие военной службы и ее принципы
    • Воинские должности: понятие и виды
    • Основы правового положения и виды военнослужащих
    • Прохождение военной службы
    • Увольнение с военной службы
    • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
    • Административное принуждение: понятие и виды
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство - разновидность административного производства. Его основные черты определяются тем, что оно осуществляется по делам о дисциплинарных проступках. Субъектом дисциплинарной власти в отношении подчиненного ему работника, сотрудника, служащего. В отношениях между ними принцип «власть - подчинение» реализуется в полной мере. Он имеет специфическую организационную и правовую основу - административное подчинение в процессе трудовой, служебной деятельности, весьма разнообразной по своим субъектам и характеру. Отсюда множественность субъектов дисциплинарной власти и наличие как общих, так и специфических актов (норм), регулирующих дисциплинарное производство.

В систему правовых актов, содержащих нормы о дисциплинарном производстве, входят:

  1. федеральные конституционные законы, федеральные законы: Трудовой кодекс РФ, законы о государственной службе и др.;
  2. указы Президента РФ по вопросам государственной службы, дисциплины должностных лиц и других служащих. Так, указами Президента РФ утверждены от 14 декабря 1993 г. № 2140 (с изменениями от 30 июня 2002 г.). Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, от 16 ноября 1998 г. № 1396 Дисциплинарный устав таможенной службы;
  3. правовые акты Правительства РФ, в том числе утверждаемые им положения и уставы о дисциплине работников и служащих тех или иных отраслей и сфер деятельности;
  4. правовые акты других федеральных органов исполнительной власти. Многими такими органами приняты специальные инструкции, регламентирующие производство о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности работников, служащих в подведомственных им системах;
  5. конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов РФ, регулирующие производство по дисциплинарным проступкам в пределах их компетенции, например, в отношении их гражданских служащих.

Условно к системе рассматриваемых актов можно также отнести законы, предусматривающие особенности дисциплинарного производства в отношении определенных должностных лиц, например, об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ и т.п.

Наиболее общие положения, характеризующие дисциплинарное производство, сводятся к следующим.

Главными его задачами является установление наличия дисциплинарного проступка и его состава в действиях привлекаемого к ответственности, законное и обоснованное назначение ему дисциплинарного взыскания из предусмотренных нормативными правовыми актами.

К принципам дисциплинарного производства относятся: законность, презумпция невиновности; гласность; объективность и всестороннее исследование доказательств; уважение права и достоинства лица, в отношении которого ведется производство.

Субъектами дисциплинарного производства могут быть лишь уполномоченные на то органы и должностные лица, которые, по общему правилу, одновременно являются субъектами дисциплинарной юрисдикции по данному делу. Но в производстве могут участвовать и другие лица: либо те, кто инициировал производство, или те, чье участие необходимо для принятия правильного решения по делу.

По ТК РФ субъектом дисциплинарной власти является работодатель (ст. 192). Иначе и неоднозначно решается вопрос о субъектах дисциплинарной власти в нормативных правовых актах о государственной службе. Субъектами дисциплинарной власти по дисциплинарным проступкам, совершенным: гражданскими служащими является представитель нанимателя ; сотрудником органа внутренних дел, наркоконтроля, таможенного органа и т.п. - прямой начальник ; военнослужащим - командир (начальник) .

В системе правоохранительных органов и военной службы установлены субординационные отношения между сотрудниками, военнослужащими. Они имеют иерархическую структуру. Исходя из их должностного статуса среди них выделяются прямые и вышестоящие начальники, командиры, а исходя из персональных званий - старшие и младшие.

Прямыми начальниками, командирами являются лица, которым сотрудники, военнослужащие подчинены по службе. Прямой начальник, командир является его непосредственным начальником. По персональным званиям определяется старшинство сотрудников, военнослужащих; при равных званиях - в соответствии с занимаемой должностью.

Указанная классификация сотрудников, военнослужащих характеризует специфику отношений между ними и положена в основу определения круга участников дисциплинарного производства, характера и объема их дисциплинарной власти.

Прямые начальники, командиры являются субъектами дисциплинарной юрисдикции. Они могут налагать предусмотренные нормативными правовыми актами дисциплинарные взыскания в пределах их прав. Предоставленные им права принадлежат также вышестоящим начальникам, командирам. Последние имеют также право отменить, смягчить или ужесточить дисциплинарное взыскание, примененное прямым начальником, командиром. Но данное правило не является всеобщим. Оно имеет исключение при применении взысканий к военнослужащим. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Он вправе отменить взыскание, если найдет, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

В системе правоохранительных органов, военной службы не каждый прямой командир (начальник) обладает дисциплинарной властью в полном объеме. Например, такой властью обладает министр обороны РФ, а также командующие войсками округа, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил виды субъектов дисциплинарной власти и объем этой власти определяются в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, статуса военнослужащих, виновных в его совершении, видов дисциплинарных взысканий, соответствующих статусу военнослужащего, которые могут быть к нему применены.

Так, здесь определены права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов. Конкретизирована также дисциплинарная власть командиров (начальников) в соответствии с их воинскими званиями, предусмотренными по занимаемым должностям, заместителей командиров (начальников). В тех случаях, когда, по мнению командира (начальника), к сотруднику, военнослужащему необходимо применить дисциплинарное взыскание, выходящее за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Начальник, командир при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Необходимой процедурой производства, предшествующей применению дисциплинарного взыскания, является затребование от привлекаемого к ответственности объяснения в письменной форме. Отказ дать объяснения не может быть препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В необходимых случаях до применения дисциплинарного взыскания проводятся проверка, разбирательство, имеющие целью установление виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка, правильного применения дисциплинарного взыскания за его совершение.

Сроки , в пределах которых может быть применено дисциплинарное взыскание, являются императивными, по дифференцируются в зависимости от характера дисциплинарного проступка либо его субъекта.

По ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. В этот срок не входит время болезни нарушителя, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работника.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. С учетом сложности и специфики выявления проступков срок для применения за них дисциплинарных взысканий не может быть позднее двух лег со дня их совершения, а именно: по результатам ревизии, проверки производственно-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Иные сроки применения дисциплинарных взысканий предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими дисциплинарную ответственность сотрудников правоохранительной службы и военнослужащих.

Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел должно быть наложено до истечения десяти суток, когда начальнику стало известно о совершенном проступке. В случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня окончания проверки или вынесения окончательного решения по указанным делам. В этот срок не включается время болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника, в период его нахождения в отпуске или командировке, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Данное положение в основном аналогично тому, которое имеется в ТК РФ. В нем лишь не указывается аудиторская проверка, с которой ТК РФ увязывает двухлетний срок для применения дисциплинарного взыскания.

На военнослужащего дисциплинарное взыскание налагается, как правило, через сутки, но не позднее десяти суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При определении вины и вида дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, предшествующее поведение и отношение к исполнению служебных обязанностей совершившего проступок и т.д.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно может быть применено в письменной, а замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд также в устной форме. Дисциплинарное взыскание в письменной форме объявляется приказом (распоряжением). Приказ (распоряжение) с указанием мотивов применения взыскания объявляется привлеченному к ответственности под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одной.) месяца со дня его применения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, примененное приказом, считается снятым, если в течение года со дня его применения сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, командиром, наложившим данное взыскание, равным ему или вышестоящим начальником, командиром.

В специфическом порядке применяются и снимаются дисциплинарные взыскания, связанные с изменениями в должностном положении, персональном звании привлеченного к ответственности.

Особенности порядка наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

В этом уставе особо и детально регламентируется производство по исполнению каждого вида дисциплинарных взысканий.

Например, о наложенных дисциплинарных взысканиях объявляется: солдатам и матросам - лично или перед строем; сержантам и старшинам - лично, на совещании или перед строем сержантов или старшин и т.п. Запрещается объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных.

Дисциплинарное производство представляет собой отдельную систему административного права, посредством которой осуществляется управление в рамках социального института администрирования и расставляются правовые акценты, по преимуществу – в трудовых отношениях.

Трудовые отношения сохраняют структурное содержание именно благодаря столь мощному регулятору как дисциплинарное производство.

Поэтому дисциплинарное производство становится разновидностью юридической ответственности субъекта и наиболее распространённым вариантом государственного принуждения.

Структура дисциплинарного производства строго нормирована. Нормативы дисциплинарного производства определяют рамки дисциплинарной ответственности субъекта и дифференцированы по преимуществу в трудовом и исправительно-трудо­вом законодательстве.

Википедия даёт следующее определение дисциплинарного производства, которое представляется достаточно целесообразным:

«Дисциплинарное производство - вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности».

Данное определение позволяет выделить унифицированные признаки этого вида ответственности и показать его автономный характер.

Дисциплинарная ответственность в дисциплинарном производстве восходит к общему корню принципа ответственности и расширяется ответвлениями частного порядка.

То есть универсальные принципы дробятся в отношении к реалиям практического производства, адаптируясь к конкретным субъектам трудовых коллективов со специфическими разновидностями внутриорганизационного соподчинения.

Обозначенные разновидности предопределяют и специфический характер вводимых за дисциплинарные правонарушения санкций.

Дисциплинарная ответственность отличается от других видов ответственности принадлежностью личности к соответствующему типу коллектива или организации определённого вида, а также характером деятельности.

Например, дисциплинарная ответственность за одно и то же правонарушение может кардинально отличаться в среде военнослужащих, работников прокуратуры или МВД и разнорабочих.

Различная ответственность предполагается, например, для диспетчеров в службе такси и диспетчеров железнодорожного транспорта или авиалиний.

Здесь дисциплинарная ответственность становится более жёсткой в силу её смыкания с другими видами ответственности, которые она призвана предотвратить.

Варианты дисциплинарных взысканий могут варьировать и по признаку пола или возраста субъекта ответственности, будучи различными для мужчин и женщин, а также для лиц различных возрастных групп.

Несмотря на обозначенные разновидности подхода к дисциплинарной ответственности, дисциплинарное производство имеет принципы, отражающие сущностные особенности данного вида власти.

Принципы

Можно выделить следующие принципы дисциплинарного производства, отражающие статичный и правообразующий характер данной системы, выступающей в качестве структурной автономии:


Принципы дисциплинарного производства составляют преимущественную ценность – как для граждан, так и для самого дисциплинарного производства.

Ведь именно они дают возможность разграничить дисциплинарную ответственность каждого гражданина в отношении системы производственного контекста, не допуская развития самоуправства руководителя в производственной среде.

Всякое дисциплинарное взыскание, основанное на перечисленных принципах, имеет тенденции развития справедливого сосуществования членов коллектива в едином структурном пространстве.

Виды

В соответствии с особенностями законодательного регулирования трудовых отношений, выделяются основные виды дисциплинарного производства:

  1. Дисциплинарное производство на предприятиях, в учреждениях и организациях.
  2. Дисциплинарное производство в структуре воинской службы и тех организаций, где дисциплинарная ответственность приравнивается к воинской.
  3. Дисциплинарное производство учреждений со специальным режимом и для лиц, ограниченных в своих правах.

Обозначенные виды дисциплинарного производства могут носить более частный характер.

Ответственность сотрудников на предприятии, в учреждении или в организации определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также в соответствии со структурой иерархии власти конкретного социального института.

Виды дисциплинарного производства различны для работников, подчиняющихся действию специальных уставов или специальных дисциплинарных положений.

Основания

Начало дисциплинарного производства, в отношении субъекта, не может быть безосновательным . Для возбуждения такового необходим факт проступка, предполагающего наложение дисциплинарного взыскания. Как правило, это нарушение чётко прописанных требований трудового законодательства.

Дисциплинарное производство имеет определённые временные рамки, то есть дисциплинарное взыскание может быть предъявлено не позднее одного месяца со дня факта проступка, исключая время болезни провинившегося сотрудника или его пребывания в трудовом (или ином) отпуске.

Необходимо учитывать и то время, которое будет необходимо для выявления мнения представительного органа сотрудников.

Применение дисциплинарной ответственности, в соответствии с результатами дисциплинарного производства, должно уложиться в срок до шести месяцев со дня фактического правонарушения, после чего факт проступка утрачивает свою силу.

По результатам ревизионной проверки или по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ответственного лица, а также – аудиторской проверки, срок предъявления дисциплинарного взыскания не может превышать двух лет.

Исключение составляет время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК ).

Основанием на возбуждение дисциплинарного взыскания может быть каждый, отдельно взятый эпизод. При этом, на одно нарушение может быть наложено лишь одно дисциплинарное взыскание.

Основание для качества дисциплинарного взыскания может служить как тяжесть проступка, так и его мотив . Рассматривается и степень вины нарушителя, и последствия, к которым привело нарушение. Основанием для усиления или ослабления дисциплинарного взыскания может служить анализ обстоятельств, при которых было совершено нарушение.

Прежнее поведение сотрудника, его трудовые и дисциплинарные достижения и проступки способны зримо повлиять на степень дисциплинарного взыскания.

Стадии

Дисциплинарное производство в своём развитии проходит несколько стадий. После совершения проступка и фактического признания его таковым, наступает первая стадия: принятие решения об отмене или возбуждении дисциплинарного производства в отношении субъекта.

Ответственность за эту стадию дисциплинарного производства полностью возлагается на первого руководителя или иного уполномоченного лица , представляющего предприятие или организацию.

Возбуждение дисциплинарного производства в отношении субъекта невозможно без наличия документально зафиксированного факта проступка.

Достаточный объём информации о дисциплинарном нарушении становится основанием для принятия первым руководителем или иным уполномоченным лицом, представляющим предприятие или организацию, решения о возбуждении дисциплинарного производства.

На данной стадии производства необходимы не только документально подтверждённые факты проступка , предъявленные ответственному лицу, но и письменные объяснения факта проступка, данные провинившимся сотрудником.

В том случае, когда нарушитель отказывается дать письменное объяснение , составляется акт отказа, подписанный свидетелями данного отказа.

После получения необходимых документов, ответственное лицо принимает решение о дисциплинарном производстве. Следующая стадия развития дисциплинарного производства зависит от результатов предшествующей стадии.

При условии, что собранная доказательная база совершённого проступка оказалась убедительной, а нарушитель признал свою вину, дав полноценное объяснение проступка в письменном виде, ответственное лицо имеет право принять решение о дисциплинарном взыскании, минуя следующие стадии.

Более того, замечания и выговоры, не вносимые в личное дело сотрудника , налагаются исключительно по решению руководства.

Решения о дисциплинарном взыскании, результатом которого может служить материальное ущемление в правах со стороны провинившегося (материальные вычеты, понижение в должности), должны быть оформлены предельно тщательно, во избежание развития дальнейшего конфликта.

В подобных и иных, не дающих чёткой картины дисциплинарного проступка, ситуациях, ответственное лицо имеет право назначить служебное расследование.

По результатам служебного расследования или по произвольному решению ответственного лица, на основании имеющейся в его распоряжении информации о дисциплинарном нарушении, определяется дисциплинарное взыскание.

Сотрудник, в отношении которого вынесено , должен быть ознакомлен с решением под расписку . В случае несогласия, решение о дисциплинарном взыскании может быть обжаловано.

Срок обжалования решения о дисциплинарном взыскании составляет десять дней со дня принятия решения.

Этапы

Дисциплинарное производство по отношению к конкретному нарушению осуществляется в несколько этапов , планомерно следующих друг за другом:


Поэтапное рассмотрение дисциплинарного прецедента не только придаёт дисциплинарному производству необходимую чёткость, но и позволяет проконтролировать весь процесс в деталях, в случае его последующего обжалования.

Права участников

Процесс развития дисциплинарного производства определяет права каждого сотрудника, участвующего в решении вопроса о степени дисциплинарного взыскания. Поговорим о правах участников дисциплинарного производства.

Ответственное лицо имеет право на принятие самостоятельного решения о необходимости проведения служебного расследования или назначения дисциплинарного взыскания по своему усмотрению, а также имеет право на получение адекватной и полной информации по прецеденту дисциплинарного нарушения.

Лица, относительно которых проводится служебное расследование, вправе в любой момент подключиться к процессу, поясняя интересующие факты, делая соответствующие заявления. Они имеют право представлять соответствующие делу документы и ходатайствовать о приобщении к процессу производства новых документов.

Они вправе потребовать пояснения и дополнительного исследования объяснений сотрудников, причастных к процессу дисциплинарного производства.

Гарантия объективности дисциплинарного производства на этапе служебного расследования не позволяет участвовать в проведении расследования тем должностным лицам, которые могут иметь мотивы личной заинтересованности в результатах расследования.

В случае необходимости, ответственное лицо имеет право привлекать к расследованию третьих лиц, являющихся экспертами в частных деталях, имеющих отношение к конкретному процессу дисциплинарного производства.

Если по отношению к Вам возбуждено дисциплинарное производство, не пускайте процесс на самотёк! Проявите личную заинтересованность в том решении, которое будет вынесено в результате дисциплинарного производства. И в случае несогласия с вынесенным решением, опротестуйте его.

Внимательно ознакомившись с данной статьёй, Вы можете получить основные представления о феномене дисциплинарного производства и использовать полученные знания для максимально результативного его проведения.

Помните, что ошибки в дисциплинарном производстве могут разжечь конфликт , а грамотное дисциплинарное производство послужит воспитательным целям и гармонизации отношений в производственном коллективе.

Понятие, правовые основы и признаки дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство — одно из производств административно-юрисдикционного процесса, которое представляет регулируемую правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленную на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.

Нормативно-правовая регламентация дисциплинарного производства в административном праве осуществляется совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения. Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарного производства на государственной гражданской службе и основополагающие принципы дисциплинарной ответственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Вопросы дисциплинарной ответственности содержатся и в других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы отдельных видов государственной службы: Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указе Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Также нормы дисциплинарной ответственности содержатся в ряде ведомственных нормативных правовых актов, например: Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации; Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации; Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации; Уставе о дисциплине работников морского транспорта; Уставе о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота; Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта; Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Дисциплинарное производство в административном праве базируется на определенных принципах, которые являются исходными началами проведения процессуальной деятельности по делам о дисциплинарных проступках. Данные принципы выступают в качестве руководящих положений при осуществлении рассмотрения дел о дисциплинарных проступках и пронизывают все стадии дисциплинарного производства. Учитывая процессуальный характер дисциплинарного производства, в нем выделяют общепроцессуальные принципы, то есть характерные для любого вида юрисдикционной деятельности: принципы законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.

Наравне с общими принципами дисциплинарному производству присущи и некоторые специфические принципы: экономичности, оперативности, целесообразности.

Их наличие обусловлено индивидуальными особенностями дисциплинарного производства, такими как внесудебный порядок и наличие особых субъектов. Принципы дисциплинарного производства должны быть закреплены в правовых нормах, только в этом случае они приобретают реальную общую обязательность и юридическую силу.

Цели дисциплинарного производства:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка;

— принятие решения о применении дисциплинарного взыскания;

— обеспечение выполнения принятого решения;

— выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.

В юридической литературе принято выделять следующие признаки дисциплинарного производства :

— дисциплинарное производство является внесудебным, оно есть разновидность исполнительно-распорядительной деятельности (исключением из данного общего правила является норма, закрепленная в ч. 2 ст. 248 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой если истек месячный срок добровольного возмещения ущерба или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);

— дисциплинарное производство осуществляют все работодатели, а значит, и органы (руководители) негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности, наделены организации адвокатов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового и административного права в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям;

— особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно реализуется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных — членов легально организованных коллективов;

— дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является реакцией на дисциплинарные правонарушения (проступки), но в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями и даже с нарушениями моральных норм. Так, военнослужащие, сотрудники ОВД могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за административные правонарушения. На основании ст. 81 Трудового кодекса РФ работник, выполняющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение «аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Общая характеристика дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство возбуждается и осуществляется не только в связи с нарушением трудовой, но и служебной, учебной, исправительно-трудовой и иной дисциплины в существующих легальных организациях. Нормы трудового права применяются к членам трудового коллектива, административного — к членам административных коллективов (военнослужащим, сотрудникам полиции, учащимся, студентам и др.), нормы уголовно-исполнительного права — к лицам, помещенным в следственные изоляторы, отбывающим наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нормы судоустройства — к судьям.

В правовой литературе выделяются три группы субъектов дисциплинарного производства : субъекты применения дисциплинарных взысканий; субъекты дисциплинарной ответственности; иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответствующими полномочиями.

Первые две группы субъектов являются сторонами дисциплинарного производства, соответственно, с правами и обязанностями одной стороны корреспондируют права и обязанности другой стороны, чем гарантируется обеспечение реализации принципов законности, объективной истины, справедливости и целесообразности дисциплинарного производства.

Субъекты применения дисциплинарных взысканий — лица, занимающие начальствующее (руководящее) положение и (или) издавшие приказ (распоряжение) о приеме на службу (работу, учебу).

Перечень и полномочия данных субъектов определены нормами права. Нормативными актами установлена также ответственность субъектов применения дисциплинарных взысканий , например, в следующих случаях:

— неисполнение требований законодательства о дисциплинарной ответственности;

— нарушение подведомственности, сроков и процессуальной формы;

— неиспользование предоставленных дисциплинарных прав или их превышение и др.

Субъекты дисциплинарной ответственности — лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство.

Следует отметить, что права и обязанности данных субъектов не имеют четкого нормативно-правового регулирования. Исключением выступает судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста (Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ).

Действующее законодательство содержит нормы, закрепляющие конституционное право граждан обжаловать в административном или судебном порядке решения, действия (бездействие) органа (должностного лица), наделенного властными полномочиями. Например, гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ч. 7 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В обобщенном виде к правам и обязанностям субъектов дисциплинарной ответственности следует отнести :

— право знакомиться со всеми материалами дисциплинарного дела;

— использовать юридическую помощь;

— давать объяснения и представлять доказательства;

— заявлять ходатайства;

— обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

К иным участникам дисциплинарного производства относятся свидетели, профсоюзы и аттестационные комиссии.

Процессуальный статус свидетелей в дисциплинарном производстве нормативно не закреплен, однако практика показывает, что при проведении служебной проверки их показания играют значительную роль.

Аттестационные комиссии участвуют в дисциплинарном производстве в случаях применения такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (например, такая норма содержится в Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации).

Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарное производство состоит из следующих стадий (схема 11).

Стадии дисциплинарного производства

Возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Первая стадия дисциплинарного производства заключается в возбуждении работодателем (представителем работодателя) дисциплинарного дела и выявлении им обстоятельств и причин, послуживших основанием для разрешения вопроса о привлечении субъекта правонарушения к дисциплинарной ответственности, выбора и применения меры ответственности к виновному лицу.

Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Служебное расследование (разбирательство) проводится либо самим руководителем (начальником, командиром), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива либо обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д. Процессуально-процедурными документами данной стадии могут быть: докладные, служебные записки, рапорты, распоряжения или постановления органов исполнительной власти, протесты или представления прокурора, частные определения суда, ходатайства судов чести и др.

На стадии служебного расследования у лица берется объяснение (письменное или устное). Срок для представления такого объяснения составляет два дня. В некоторых случаях имеется прямое указание на обязательность письменной формы. Отказ лица от дачи письменного объяснения не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Рассмотрев материалы дела , субъект применения дисциплинарных взысканий вправе:

— не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

— ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

— направить материал на рассмотрение общественных организаций;

— наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

— если руководитель считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;

— при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело (см. главу 19 УПК РФ).

Дисциплинарное взыскание — это мера правового воздействия, применяемая в установленном порядке к лицу, совершившему дисциплинарный проступок.

Любое дисциплинарное взыскание может быть применено к лицу, совершившему дисциплинарное правонарушение, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников.

К отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы. При этом месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка; соответственно, днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. Отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течения указанного срока.

Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

Ограничение сроков для применения взысканий обусловлено необходимостью стимулирования работодателя к определенной оперативности в реакции на факт трудового правонарушения. В этом смысл эффективности применения юридической санкции и одновременное выражение с точки зрения морали, поэтому нельзя допускать ситуацию, когда работник неоправданно продолжительное время находился бы в состоянии угрозы применения к нему меры дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно работодателем, руководителем организации в случае предоставления ему подобных полномочий уставами организаций.

Приступив ко второй стадии дисциплинарного производства и рассматривая обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности того или иного работника, работодатель обязан в рамках действующего законодательства выбрать единственно правильную меру ответственности к работнику, совершившему дисциплинарный проступок.

Нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности может стать основанием для признания органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, дисциплинарного взыскания необоснованным.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено одно дисциплинарное взыскание, предусмотренное законом, уставом либо положением о дисциплине. В случае когда правонарушение носит длящийся характер и работник, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, не прекращает действия, нарушающие трудовую дисциплину, и неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, работодатель вправе применить к нему новое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного взыскания на работника, совершившего дисциплинарный проступок, не препятствует привлечению его к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю. Согласно ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Применение дисциплинарного взыскания к подчиненному влечет для него состояние наказанности в течение года со дня принятия соответствующего приказа (решения). В случае если в течение года работник будет подвергнут новому взысканию, то первоначально наложенное взыскание будет считаться сохранившим силу, и его необходимо будет учитывать наряду с последним (например, при решении вопроса об увольнении за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей на основании п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Допускается возможность досрочного снятия с работника наложенного дисциплинарного взыскания. Сам работодатель имеет право снять дисциплинарное взыскание как по собственной инициативе, так и просьбе самого работника, ходатайству непосредственного руководителя работника или представительного органа работников организации. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания не ограничено какими-либо минимальными временными сроками. В каждом случае это может быть определено с учетом конкретных обстоятельств исходя из поведения работника, инициативы лиц, имеющих право на ходатайство о досрочном снятии взыскания.

Трудовой кодекс РФ предусматривает в качестве дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192). Однако Кодекс устанавливает, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ч. 2 ст. 192).

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Порядок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности соответствует порядку, предусмотренному нормами Трудового кодекса РФ. Однако закон более детально регламентирует данную процедуру с учетом специфики трудовых отношений, возникающих при прохождении гражданской службы.

Следует выделить следующие особенности процедуры. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, и предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение 5 дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

При вынесении решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности работодателю необходимо в случаях, предусмотренных законодательством, учитывать гарантии, предоставленные нормами Трудового кодекса РФ отдельным работникам при расторжении трудового договора, а также согласовывать свои действия по применению мер дисциплинарного взыскания с соответствующими органами, указанными в законе. Так, например, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации; не допускается расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери.

Данная стадия дисциплинарного производства предполагает издание приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания к работнику.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа с обязательным указанием мотивов его применения. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Если работник отказывается подписать предложенный работодателем приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт. В ч. 6 ст. 193 Трудового кодекса РФ говорится об обязательности предъявления работнику приказа (распоряжения) работодателя о применении дисциплинарного взыскания под роспись. При этом отсутствует установленная форма акта в случае отказа работника поставить эту роспись.

Обычно акт подписывается тремя лицами: непосредственным руководителем работника, подозреваемого в совершении дисциплинарного проступка, и двумя лицами, работающими вместе с работником в соответствующем структурном подразделении организации. В этом случае отказ работника удостоверить факт предъявления приказа (распоряжения) не имеет какого-либо юридического значения и никак не влияет на действительность примененного взыскания.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются следующие варианты:

— издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

— одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

— в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

— взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ о наложении взыскания — одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно. Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен.

Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра , могут быть: жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органов и их должностных лиц имеет конституционно-правовую основу, а также регламентировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Рассмотрев жалобу, вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо), суд могут признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Некоторые из них имеют только морально-правовое содержание (например, выговор), и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Стадии дисциплинарного производства.

Сроки применения дисциплинарных взысканий.

Понятие дисциплинарного производства, сущность и особенности.

Необходимо сразу указать, что в административный процесс включаются лишь такие дисциплинарные производства, которые урегулированы материальными и процессуальными нормами административного права . Таким образом, к административному процессу не могут быть отнесены производства по делам о дисциплинарных проступках относительно рабочих и служащих, которые регламентируются нормами трудового права. Круг дисциплинарных производств,регулируемых преимущественно нормами административного права, ограничивается дисциплинарными производствами относительно государственных служащих, учащихся, лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также лиц, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине.

Так, можно выделить:

Дисциплинарное производство в отношении государственных служащих;

Дисциплинарное производство в отношении учащихся;

Дисциплинарное производство в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы;

Дисциплинарное производство в отношении лиц, к которым применяются нормы уставов или положений о дисциплине.

Дисциплинарное производство – это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Выделяют общую и специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Общей дисциплинарной ответственности государственные служащие подлежат по нормам административного и трудового права, а специальная дисциплинарная ответственность регламентируется исключительно нормами административного права, а именно уставами и положениями о дисциплине, а также специальными нормативными актами.

Другими словами, все те государственные служащие, которые не несут ответственность по уставам и положениям о дисциплине, подлежат общей дисциплинарной ответственности государственных служащих. Специальную дисциплинарную ответственность несут военнослужащие, работники органов внутренних дел, работники прокуратуры, судьи, следователи, а также другие государственные служащие, на которых распространяется действие уставов и положений о дисциплине.

2. Стадии дисциплинарного производства:

1. служебное разбирательство (расследование).

2. рассмотрение дисциплинарного дела.

3. пересмотр дела.

4. исполнение наложенного взыскания.

При нарушении должностным лицом служебной дисциплины руководитель должен выяснить причины, тяжесть, обстоятельства совершения и последствия дисциплинарного проступка, а также предшествующие работа (служба) и поведение.

По фактам нарушения трудовой (служебной) дисциплины при необходимости проводится служебное расследование.

Порядок организации и проведения служебного расследования определяется приказом (инструкцией) руководителя соответствующего государственного органа.

До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

На стадии служебного разбирательства (расследования) обязательно устанавливаются следующие обстоятельства:

§ действительно ли имел место проступок;

§ где, когда, при каких обстоятельствах, с какой целью совершен проступок;

§ в чем выразился и как квалифицируется проступок;

§ каковы последствия совершенного проступка;

§ наличие и степень вины в действии (бездействии) конкретных лиц, участвовавших в совершении проступка;

§ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц;

§ характер и размер причиненного ущерба;

§ причины и условия, которые способствовали совершению проступка;

§ иные сведения, имеющие отношение к проступку.

На стадии рассмотрения дисциплинарного дела совершаются следующие действия:

§ принимается решение о виновности или невиновности лица, совершившего проступок;

§ издается приказ о наказании виновного лица;

§ материалы дела также могут быть направлены на рассмотрение общественных организаций (профсоюзный комитет, суд чести, студенческий совет и т.п.);

§ материалы дела могут быть направлены вышестоящему руководителю;

§ при наличии в действиях виновного лица признаков состава преступления материалы дела направляются в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

На этой стадии издается приказ (распоряжение), постановление нанимателя, руководителя о наложении дисциплинарного взыскания: с указанием мотивов его применения и объявляется должностному лицу (лицам) под роспись в пятидневный срок.

Должностное лицо, не ознакомленное с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Отказ должностного лица от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Это правило является одной из гарантий обоснованности взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

На стадии пересмотра устанавливается правильность и обоснованность применения дисциплинарного взыскания.

Основанием для пересмотра могут выступать жалоба лица, привлеченного к дисциплинарной ответственности, протест прокурора, решение вышестоящего руководителя или самого должностного лица, издавшего приказ о наказании.

Обжалование взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное на основании правил внутреннего трудового распорядка (кроме увольнения), работник вправе обжаловать в комиссию по трудовым спорам (КТС) в организации, а при неудовлетворении его требований – в суд. Жалобы подаются непосредственно в КТС или суд.

В случае подачи жалобы исполнение взыскания приостанавливается на срок, необходимый для пересмотра дела. Наложенные и не отмененные взыскания должны быть исполнены.

На стадии исполнения наложенного взыскания объявленное в приказе наказание реализуется на практике:

§ объявление замечания, выговора;

§ понижение виновного лица в должности, в специальном или воинском звании;

§ применение дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте;

§ взыскание с виновного стоимости причиненного государству материального ущерба;

§ увольнение с работы, с военной, государственной и иной службы и др.

| следующая лекция ==>

Вопрос 36. Поводы для начала дисциплинарного производства. Порядок возбуждения и права участников дисциплинарного производства.

Поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными Кодексом этики (ст. 19 Кодекса этики).

Дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, объективное и справедливое рассмотрение жалоб, представлений, сообщений в отношении адвоката, их разрешение в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом этики, а также исполнение принятого решения.

При осуществлении дисциплинарного производства принимаются меры для охраны сведений, составляющих тайну личной жизни лиц, обратившихся с жалобой, коммерческую и адвокатскую тайны, а также меры для достижения примирения между адвокатом и заявителем.

Дисциплинарное производство осуществляется только квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты, членом которой адвокат является на момент возбуждения такого производства. После возбуждения дисциплинарного производства лица, органы и организации, обратившиеся с жалобой, представлением, сообщением, адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, а также представители перечисленных лиц, органов и организаций являются участниками дисциплинарного производства.

Отзыв жалобы, представления, сообщения либо примирение адвоката с заявителем возможны до принятия решения советом и влечет прекращение дисциплинарного производства. Повторное возбуждение дисциплинарного производства по данному предмету и основанию не допускается.

1)жалоба, поданная в совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке ст. 26 Закона об адвокатуре;

2)представление, внесенное в совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

3)представление, внесенное в совет органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

4)сообщение суда (судьи) в адрес совета в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Жалоба, представление, сообщение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:

1)наименование адвокатской палаты, в совет которой подается жалоба, вносятся представление, сообщение;

2)фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;

3)фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;

4)наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;

5)фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, реквизиты соглашения об оказании юридической помощи (если оно заключалось) и (или) ордера;

6)конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;

7)обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, сообщением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

8)перечень прилагаемых к жалобе, представлению, сообщению документов.

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы, обращения, представления лиц, не указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса этики, а равно жалобы, сообщения и представления указанных в статье лиц, основанные на действиях (бездействии) адвоката (в том числе руководителя адвокатского образования, подразделения), не связанных с исполнением им профессиональных обязанностей.

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований.

Президент адвокатской палаты субъекта РФ попоступлении документов, предусмотренных п. 1 ст. 20 Кодекса этики, возбуждает дисциплинарное производство не позднее 10 дней со дня их получения. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией, им предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства (ст. 31 Закона об адвокатуре и ст. 21 Кодекса этики).

В случае получения жалоб и обращений, которые не могут быть признаны допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступивших от лиц, не имеющих права ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, президент палаты отказывает в его возбуждении, возвращает эти документы заявителю, указывая в письменном ответе мотивы принятого решения, а если заявителем является физическое лицо, разъясняет последнему порядок обжалования принятого решения.

Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:

Состоявшееся ранее решение совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

Состоявшееся ранее решение совета о прекращении дисциплинарного производства по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 25 Кодекса этики;

Истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Каждый участник дисциплинарного производства вправе предложить в

устной или письменной форме способ разрешения дисциплинарного дела. Лицо, требующее привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, должно указать на конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей.

Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

1)знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;

2)участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;

3)давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;

4)знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;

5)в случае несогласия с заключением комиссии представить совету свои объяснения.

По просьбе участников дисциплинарного производства комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания 1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

27. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Повод к возбуждению уголовного дела – это получаемые из установленных законом источников сведения (информация) о событии, факте, содержащем признаки преступления.В статье 140 УПК РФ дан перечень поводов для

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

19.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.Работодатель до истечения года со дня

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Каков порядок возбуждения кассационного производства? Реализация права кассационного обжалования, принесения представления приводит к возбуждению кассационного производства. Для того чтобы это произошло, необходимо:- составить кассационную жалобу, представление в

Из книги Кодекс профессиональной этики адвоката автора России Законодательство

Раздел второй ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья 19 1. Порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, сообщений в отношении адвокатов (в том числе руководителей адвокатских образований, подразделений) устанавливается данным разделом

Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера

Исковое заявление о снятии дисциплинарного взыскания В _________________________ районный (городской суд)____________________________ областиИстец: ___________________________(ф. и. о., год рождения, адрес)Ответчик: ___________________________(наименование предприятия,___________________________организации, учреждения, адрес)Исковое

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 37. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений. Дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии (ст. 22 Кодекса этики):1)разбирательство в квалификационной комиссии

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

Вопрос 284. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, виды, основания и порядок применения. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1.КоАП):В целях пресечения административного правонарушения,

Из книги автора

Вопрос 383. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. Поводами для возбуждения уголовного дела служат (ст. 140 УПК):1) заявление о преступлении;2) явка с повинной;3) сообщение о

Из книги автора

Вопрос 384. Порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела: виды, основания, порядок обжалования. Возбуждение уголовного дела

Из книги автора

Вопрос 406. Уголовные дела частного обвинения: понятие, особенности возбуждения и производства в суде первой инстанции. Уголовные дела частного обвинения – это дела по обвинению одного частного лица другим частным лицом, такие дела не затрагивают интересы общества, а

Из книги автора

Вопрос 414. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: основания и процессуальный порядок. Возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств – одна из исключительных стадий уголовного процесса, в

Из книги автора

5.1.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Поводами для возбуждения уголовного дела являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.Основанием для возбуждения