Процедура принятия закона. Обсуждение законопроекта


В России любая законодательная инициатива обязана проходить через две палаты отечественного Федерального Собрания. Но внесение новых законопроектов значится прямой обязанностью профильных комитетов Думы. Именно здесь разрабатывается большинство законом, по которым и живет население России. Между тем, известно, что каждый новый год, Госдума в январе публикует список целевых законов, какие могут быть приняты в ближайшем будущем. Мы же расскажем о том, что известно именно не сегодняшний день, и что Госдума совсем скоро будет вносить на рассмотрение в иные законодательные органы.

Законопроекты на рассмотрении в Госдуме на 2017 году – список

Сегодня в Госдуме на рассмотрении находится несколько десятков профильных проектов — законов, каждый из которых должен пройти обязательную процедуру анализа и доработки (если таковая потребуется). Из наиболее важных и необходимых на наш взгляд, для граждан РФ можно отметить следующие:

  • предложение об ужесточении некоторых ПДД (пилотное обозначение -«нет пробкам»);
  • криминализация ряда диспозиций УК РФ (в частности ужесточение наказания за деяние против ребенка);
  • изменение ряда диспозиций НК РФ;
  • о внесении изменений в статью 2-ю Федерального закона «Об информации и информационных технологиях»;
  • повышение ключевой (центральной) банковской ставки;
  • создание исполнительного подразделения ФССП (контроль над коллекторским сегментом).

Должная работа каждого государственного комитета Госдумы ведется по этим направлениям в надлежащем порядке, поэтому уже ближе к январю будет известна конкретная информация о судьбе обозначенных законопроектов. Также, если новый законопроект уже предоставлен на рассмотрение депутатов Госдумы, то это не означает его последующие принятие, т.к. проект должен пройти чтение и в верхней палате.

Порядок рассмотрения законопроектов Госдумой

Рассмотрение новых предложений, какие предусматривают ввод в действие новых законов (либо изменение уже существующих) проходит следующим образом:

  • 1. определенный комитет вносит предварительный (пилотный) проект (если речь не идет о внешнем внесении, к примеру, от Правительства);
  • 2. далее этот проект подвергается предварительному анализу депутатов в комитете от каждого сектора (предварительные дебаты);
  • 3. Конечная стадия — рассмотрение в Думе в процессе максимум трех допустимых чтений.

Стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме для пенсионеров

Если в канцелярии находятся соответствующие целевые законопроекты, то стадии по своей структуре от этого не меняются. Правда здесь следует учитывать, что проекты именно социальной направленности рассматриваются в более короткие сроки. Обычно, если позволяет бюджет, то новый закон может быть вынесен на подпись Президента уже после второго чтения. Т.е. предусмотренное третье чтение в этом случае опускается. Согласно законодательству предлагать первый (новый пилотный) законопроект могут и члены СФ текущего созыва.

Стадия рассмотрения законопроекта в Госдуме о судебных приставах

Сегодня новый закон уже принят и дожидает сроков вступления в законную силу. Произойдет это 1-го января 2017 года. Для справки отметим, что в ФССП будет создана специальное подразделение по надзору за МФО и долговыми/коллекторскими службами (в части МФО определенные нормы пока находятся в стадии актуализации).

На какой стадии рассмотрения закон о повышении единовременной выплаты при рождении ребенка

20 сентября 2019 , Миграционная политика Правительство внесло в Госдуму законопроекты о совершенствовании процедуры проведения комплексного экзамена по русскому языку для иностранных граждан Распоряжения от 18 сентября 2019 года №2084-р, №2085-р. Принятие законопроектов позволит обеспечить единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на территории России и за её пределами, повысить качество его проведения, более эффективно осуществлять контроль и надзор за деятельностью образовательных организаций при проведении экзамена, исключить риски возможной фальсификации сертификатов.

13 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных гражданами в связи со стихийными бедствиями или чрезвычайными обстоятельствами Распоряжение от 12 сентября 2019 года №2043-р. Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению граждан, пострадавших в результате террористических актов, стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, съёмным жильём.

4 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 сентября 2019 , Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов создания искусственных земельных участков на водных объектах Распоряжение от 3 августа 2019 года №1732-р. Законопроектом предлагается отменить действующие законодательные нормы о проведении аукционов на право создания искусственных земельных участков на водных объектах в связи с отсутствием конкурентной среды в этой области.

1 августа 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

Законопроекты РФ 2016 принятые и не принятые Думой.
Скидка на штрафы. Индексация и не индексация пенсии. Новые правила сдачи экзаменов пдд. "Право на забвение" в интернете. Новые правила 2016 продажы квартир. Лимиты для чиновников. Лишение прав за долги с 2016. Компенсации за капремонт. Налог на Google. Пакет Яровой.

Для водителей. Скидка на штрафы

  • С 1 января 2016 вступил в силу закон фз на штрафы. Водители, которые вовремя оплатят административный штраф (в срок до двадцати дней с момента наложения взыскания) оплатят только 50% половину штрафа.
    Стоит иметь в виду, что данная скидка не распространяется на грубые нарушения правил дорожного движения, таких как выезд на встечку, повторный проезд на красный свет, превышение скорости на 40 км, повторное управление незарегистрированным автомобилем, причинение легкого или среднего вреда здоровью и конечно за пьяную езду и отказ от мед освидетельствования.

    Федеральный закон РФ от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» принят Госдумой 12.12.2014. Закон фз вступил в силу с 1 января 2016 года.

    Для проверки штрафов можно воспользоватся услугой «Штрафы ГИБДД» на сайте Госуслуги (нужна регистрация на сайте). По номеру водительского удостоверения и данным автомобиля проверьте, есть ли штрафы и какие из них можно быстренько оплатить со скидкой.
    Также можно узнать о наложенных денежных наказаниях на нарушения пдд на сайте Госавтоинспекции gibdd.ru в разделе Онлайн-сервисы ГИБДД: «Проверка штрафов»

Для пенсионеров. Индексация и не индексация пенсии

  • В 2016 году (с первого февраля) выплаты работающим пенсионерам индексироваться впредь не будут. Индексация коснется тех наших граждан, которые не работали на 30 сентября 2015. Если пенсионер уволился после 30 сентября (с 1.1015 по 31.03.16), то он должен лично для (своевременного) начисления индексации уведомить Пенсионный фонд. Со 2 квартала учет и передачу сведений в ПФ должны будут вести сами работодатели.

Для граждан у кого есть кредиты. Законопроект «Кредитная амнистия 2016 для физических лиц»

  • Обнадеживающая новость пришла для граждан, которые влезли или собираются влезть в ипотеку или кредит – погашение кредитов перед банками упростится благодаря так называемой кредитной амнистии 2016.

    Что подразумевается под кредитной амнистией 2016 для физических лиц?

    Это 1. ограниченные проценты по кредитным договорам
    2. ограниченные суммы платежей
    3. ограниченные права банков – они не смогут требовать с граждан досрочного возврата денег.
    4. ограничение начисления пени.
    5. неблаговидная (негативная) информация будет аннулирована (очищена) в случае если заемщик погасит полностью задолженность перед банком.

    Инициаторы нового законопроекта о кредитной амнистии 2016 депутаты Госдумы от КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин. Законопроект поддерживает Роспотребнадзор. Против – банки и микрофинансовые организации.

    Однако, к сожалению, закон пока не принят. Госдума отложила принятие закона.

Трудовые патенты для мигрантов

  • С начала 2016 года мигрантам будет доступно получение разрешения (трудового патента) напрямую у заявителя. Т.е. сейчас посредники уже не понадобятся, как было раньше. Планировали отложить введение данных поправок в закон на 2017 год, хотели создать новую специализированную службу по работе с мигрантами. Однако из-за очень большого наплыва беженцев возникла необходимость в ускоренном принятии решения. В конечном итоге этот закон должен сказаться на снижении незаконной рабочей силы в России.

Получение водительского удостоверения. Новая методика приема экзаменов пдд

  • В 2016 в нашей стране начинают действовать новые правила сдачи экзаменов на права. Для того, чтобы сдать теоретическую часть ПДД надо дать правильный ответ на восемнадцать заданий из двадцати. За каждый неверный ответ зададут пять доп. вопросов из той сферы, где испытуемый допустил ошибку. В практической части экзамена на водительские права категории Б (легковые) появится три новых дополнительных задания, в том числе безопасная посадка и высадка пассажиров.
    Кандидат в водители предоставляет следующие документы: Заявление. Паспорт. Мед.справку. Документ обучения в автошколе. Фото 35х45 мм.

    Напомним, в октябре 2015 года МВД России утвердило новый Административный регламент «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений».

Для льготников – компенсации за капремонт

  • С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон, изменяющий порядок взимания взносов за капитальный ремонт многоквартирных домов для инвалидов и пожилых людей. Новый закон предусматривает предоставление скидок одиноко живущим неработающим гражданам, достигшим возраста семидесяти лет в размере 50%, а восьмидесятилетним – 100% на оплате взносов за капремонт.
    Кроме этого закон предусматривает что инвалиды (1 и 2 групп), а также семьи с детьми инвалидами с 2016 будут получать 50% компенсацию по взносам за капремонт.

    Федеральный закон Российской Федерации № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса РФ и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» принят Госдумой 18 декабря 2015 г., одобрен Совфедом 25 декабря и подписан Президентом Путиным 29 декабря 2015 года.

Для бизнесменов и предпринимателей. Законопроект о ККТ

  • Один из самых отрицательных и спорных моментов – это введение новой контрольно-кассовой техники (ККТ) – они будут передавать сведения в налоговую службу в электронном виде через уполномоченного оператора. Естественно, это в первую очередь ударит по малому бизнесу предпринимателям, которые используют кассовые аппараты. Почему?
    Во-первых, дополнительные расходы на приобретение новых ККТ.
    Во вторых, платежи будут обрабатываться режиме онлайн и все продажи-покупки поступать в налоговую немедленно. Будут выбиваются не только бумажные чеки, но и электронные чеки. Поэтому о «черной» бухгалтерии придется забыть.
    При этом увеличены штрафы за нарушения правил применения ККТ.

    Также, по мнению минэкономики, введение ККТ в Интернет-торговле, ставит в неравные конкурентные условия российских предпринимателей с зарубежными игроками.

    Для контрольно-кассовой техники зарегистрированной до даты принятия закона вводится переходный период в семь лет. Каких либо дальнейших прогнозов дать сложно, лишь время покажет, как изменится бизнес с введением новых кассовых аппаратов.

Для собственников недвижимости. Продажа квартиры в 2016 году новый закон

  • Сейчас быстро продать квартиру становится сложнее. Срок, после которого при продаже квартиры собственник освобождается от 13% налога, увеличен до пяти лет. Это предусматривает новая статья 217.1 второй части Налогового кодекса, вступившая в силу с начала 2016 года. Чтобы избежать фиктивного занижения цены сделки, законом предусмотрено, что цена квартир, с которой будет начислен НДФЛ, должна быть не меньше 70 процентов от кадастровой стоимости. При этом, если объявленная в договоре цена недвижимости все-таки меньше 70 % от ее кадастровой стоимости, то налог будет исчисляться как раз с этой суммы.

    Напомним, в старых правилах до конца 15 года от уплаты налога освобождались сделки при условии, что недвижимость находится в собственности налогоплательщика не меньше 3-х лет.

    В новых правилах есть исключения: если недвижимость была получена в качестве наследства (дарения) от близких родственников, если она была получена в собственность в результате приватизации, если право собственности было получено в результате передачи по договору пожизненного содержания. Для этих случаев установлен срок НДФЛ 3 года.

    Федеральный закон фз РФ от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ вступил в силу еще 1 января 2015 года.

    Положения пункта 6 статьи 210, пункта 171 статьи 217, статьи 217.1 , подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй Налогового кодекса РФ (в редакции фз № 382-ФЗ) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.

«Пакет Яровой»

  • 24 июня Думой принят закон т.н. "Законопроект Яровой". За него проголосовали 287 депутатов ("Единая Россия" и "Справедливая Россия"). Против принятия – 147 голосов (ЛДПР и коммунисты).

    Законопроект «пакет Яровой» №1039149-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" внесен в Госдуму 7.04.2016 (инициаторы депутат Яровая и сенатор В. Озеров) уже 24.06.2016 принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации РФ.

    В частности закон предусматривает пожизненное заключение за международный терроризм, уголовную ответственность за терроризм уже с 14 лет, а также обязательство социальных сетей, операторов связи хранить всю информацию о содержании разговоров, СМС и переписки пользователей интернета и выдаче ее по требованию ФСБ (за отказ передать в ФСБ «ключи» от шифров штраф до 1000000 рублей). Кроме прочего, в Уголовный кодекс РФ вводится новая статья – «Несообщение о преступлении» (можно сесть на год).

    Против нового закона выступили крупнейшие российские интернет-компании Mail.ru и «Яндекс», Российская ассоциация электронных коммуникаций, «Связь и ИТ» при правительстве России и Совет по правам человека при президенте. Также против новых положений «большая четверка» (МТС МегаФон Билайн Tele2) сотовых операторов РФ.

Налог на Google

  • 15 июня 2016 Госдума РФ приняла в третьем окончательном чтении закон о т.н. "налоге на Google". Согласно этому закону иностранные компании которые продают в РФ через интернет софт, электронный контент должны будут уплачивать налог на добавочную стоимость (НДС) в 15,25%. Закон начнет действовать с 1 января 2017 года.

    НДС предусмотрен для следующих видов сервисов и услуг: программы, игры, музыка, графика, цифровые книги, базы данных и хранение данных, рекламные площадки, аукционы, регистрация доменов, хостинг-провайдеры, антивирусы, программы блокировки рекламы, статистика сайтов.

    Новый закон предусматривает, что если иностранная компания хотя и не имела представительства в России, она обязана будет встать на регистрацию в налоговую в РФ и уплатить налог.

    19.10.2015 рассмотрение нового закона в Думе перенесли на 2016.

Лишение прав за долги в 2016 году

  • С 1 января 2016 года вступил в силу новый закон рф о временном ограничении на управление транспортом (авто, мото, речным, воздушным), который будет действовать до полной оплаты всех задолженностей перед судебными приставами. Отныне судебные приставы могут в качестве меры, принуждающей погасить долг, лишить вас права управления транспортным средством. Ожидать лишения прав можно, если за вами числятся неоплаченные штрафы, возмещение имущественного ущерба или морального вреда, долги по алиментам. Сумма исполнительных неоплаченных долгов, после которой уже можно начать прощаться с рулем, составляет 10000 рублей.

    Но есть и исключения: для профессиональных водителей, для которых авто законный и единственный источник заработка, для инвалидов и их сопроводителей, а также для граждан проживающих в дальних местах без общественного транспорта.

    Федеральный закон фз № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты РФ» принят Госдумой 17 ноября 2015, одобрен Президентом и вступил в силу 15 января 2016.

Проверка на дорогах

  • 15 сентября 2015 вступили в силу изменения в Федеральный Закон РФ «О полиции», который дает право полиции поверять документы у граждан, если есть подозрения на какое-либо правонарушение.
    Статья 13 Права полиции ФЗ «О полиции», пункт 2 гласит: Полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом...

    Отказ в выполнении требования полицейского может быть расценено как административное правонарушение, что повлечет за собой штраф от 500-1000 рублей или даже арест до 15 суток.
    Например, инспектор ГИБДД остановил такси, а вы только пассажир, он может потребовать документы и у вас, хотя бы под предлогом разыскиваемых по ориентировкам лиц. Неповиновение – в участок, штраф или даже арест. Так что паспорт в 2016 году лучше носить при себе.