Права человека могут быть ограничены только. Основания ограничения основных прав и свобод


Некоторые права человека, которые настолько существенны, что их осуществление не может быть приостановлено законными актами правительства даже в условиях чрезвычайного положения. К ним относятся:

1. Право на жизнь.

2. Запрет на применение пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

5. Право на свободу мысли, совести и религии.

Обязанность

Моральное или юридическое обязательство действовать или воздержаться от действия в соответствии с предписаниями закона. Человек или государство может быть привлечено к ответственности за неисполнение определенных обязательств. Всеобщая декларация прав человека устанавливает (§ 1 ст. 29), что: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом».

Ответственность

Обязанность, предусмотренная законом, отвечать за свои действия и бездействие.

Ответственность может быть принята на себя добровольно (в силу заключенного контракта) или накладывается органами власти (в соответствии, например, с уголовным правом). Правительство должно нести ответственность за нарушения прав человека. Ответственность выражается в выплате компенсаций, например, жертвам пыток или незаконного задержания, как это предусмотрено в соответствующих конвенциях.

Парламентские выборы

Выборы политических представителей народа в законодательный орган.

Перемещенные лица

Лишенные своих мест лица, не подпадающие под определение беженцев. Перемещенные лица могут быть определены как люди, которые покинули свое место жительства из-за социальных, экологических или политических трудностей, но остались в пределах своей страны (внутренние беженцы), или не имеют статуса беженцев в стране за рубежом.

Предварительное задержание

Термин означает задержание до или во время судебного процесса. Человек, подвергнувшийся предварительному задержанию, должен считаться невиновным, и обращаться с ним следует соответствующим образом до тех пор, пока он не будет признан виновным по закону в открытом судебном разбирательстве с соблюдением всех процессуальных гарантий. Предварительное задержание может применяться только на ограниченных основаниях: арест и задержание такого лица во время проведения следствия и суда должны осуществляться только в целях отправления правосудия на основаниях, условиях и процедурах, установленных законом. Наложение на задержанного ограничений, в которых нет абсолютной необходимости для цели задержания или устранения препятствий ведения следствия, для отправления правосудия или для поддержания безопасности и порядка в месте задержания, должны быть запрещены. Лицо, задержанное по обвинению в уголовном преступлении, имеет право на суд в течение разумного времени или освобождение до суда.

Свобода демонстраций

Свобода демонстраций происходит из права на мирное собрание и ассоциацию, права на свободу выражения мнения. Демонстрация может быть определена как публичное проявление чувства или мнения. Свобода демонстраций не является неограниченной; к ней применяются такие же ограничения, как к вышеупомянутым правам. Это означает, что свобода демонстраций может быть ограничена в интересах национальной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности общества, защиты прав и свобод других лиц.

Свобода информации

Важный элемент свободы выражения и мнения. Свобода информации больше, чем совокупность свободы мысли, выражения мнения и прессы. Свобода информации как выражение свободы мысли имеет глубокие корни во врожденной жажде знаний человека и в его поисках правды. Свобода информации как свобода выражения мнения коренится в политическом сознании человека. Свобода информации - это свобода прессы в широком смысле; она также относится к другим средствам массовой информации, а также в праве удовлетворять интересы слушателей и зрителей.

Свобода мирных собраний и ассоциации

Свобода создавать или присоединяться к ассоциации без ограничений, установленных какими-либо органами власти (свобода ассоциации) и свобода присоединяться активно или пассивно к любому собранию с мирными целями (свобода мирных собраний). Никто не может быть принужден вступить в ассоциацию. На осуществление этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые установлены законом в интересах национальной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности общества или защиты прав и свобод других лиц. Важным аспектом свободы мирных собраний и ассоциации является право создавать и присоединяться к профсоюзам. С этим правом связано право на забастовки. Сфера действия этого права ограничена условием использования в соответствии с законами соответствующей страны.

Свобода мысли, совести и религии

Охватывает интеллектуальный, нравственный и духовный опыт человечества. Право на свободу мысли, совести и религии включает свободу менять свои идеи, религию или убеждения, свободу отдельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, проявлять свою религию или убеждения в преподавании, отправлении и соблюдении обрядов и богослужении.

Свобода передвижения

Право граждан свободно передвигаться внутри страны, менять место жительства или работы и выезжать за рубеж. Это право ограничивается правительством различными способами. В некоторых странах ограничения связаны с установлением платы, в других – эмиграция ограничена по политическим мотивам. Иногда правительства не гарантируют права вернуться в родную страну или лишение гражданства происходит по политическим мотивам.

Свобода прессы

Определяет ту степень свободы, в которой средства массовой информации могут освещать государственные и общественные проблемы, особенно те, которые содержат критику действующих органов власти. Свобода прессы основывается на праве на свободное выражение мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства, или посредством других средств по выбору.

Свобода религии

Охватывает духовный и иногда мистический опыт человечества. Право на свободу религии включает свободу исповедовать или принимать религию или веру по своему выбору отдельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, выражать религию в богослужении, соблюдении и выполнении обрядов, в преподавании. Право на свободу религии иногда нарушается запрещением религии, установлением и жесткого предписания исповедовать определенную религию (главным образом, государственную), установлением чрезмерных ограничений в осуществлении этого права.

Тоталитаризм

Тоталитаризм - это политическая идеология абсолютной власти. Нацизм, фашизм, мусульманский фундаментализм, государственный социализм стали его недавними воплощениями. Тоталитарным называется государство с системой правления, не ограниченной конституционно или без сдерживания другими силами в обществе (такими как церковь, сельское мелкопоместное дворянство, профсоюзы или местные органы власти). Такое государство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован. Тоталитарный режим обычно является самым серьезным нарушителем прав человека.

Habeas corpus

Латинское выражение, который буквально означает «вы можете владеть телом». Это историческое название английского закона 1679 года, запрещающего задержание без судебного ордера на арест и гарантирующего, что каждое дело будет заслушано соответствующим судом. Этот акт расширил принципы зашиты гражданских прав, содержащихся в Хартии Вольностей (1215 года) и Петиции Прав (1628 года). В настоящее время habeas corpus используется в качестве предписания одному лицу задержать другое, требующее от него представить заключенного или задержанного, с указанием дня и причин его поимки или задержания. Обоснованность задержания должна быть определена судебной властью, и - если задержание незаконно - человек должен быть освобожден. Это процессуальная гарантия против незаконного заключения. В испаноязычных странах такая мера известна как «ампаро».

Человеческое достоинство

Одна из основополагающих концепций (наряду с концепцией равных и неотъемлемых прав), на которых базируется защита прав человека. Человеческое достоинство изначально присуще человеку, и никто не может быть его лишен. В преамбуле к Всеобщей декларации прав человека прирожденное достоинство и равные и неотъемлемые права считаются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Чрезвычайное положение

Исключительная ситуация, когда под угрозой находится «жизнь нации». Чрезвычайное положение должно быть «официально объявлено» государством. Угрозу для «жизни нации» могут представлять иностранная военная оккупация, социальные волнения, такие как бунты или другие виды внутренних разногласий, которые серьезно угрожают правопорядку в стране. С 1945 года понятие «чрезвычайная ситуация» сменила формулировки «состояние войны» и «осадное положение». Чрезвычайное положение - понятие, имеющее ограниченное значение. Например, оно не охватывает стихийные бедствия, которые очень часто служат оправданием приостановления государством осуществления прав человека. Меры, которые государство-участник может предпринять по сокращению некоторых своих обязательств в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, должны отвечать трем условиям:

1. Они должны быть «в степени, вызванной крайней необходимостью ситуации».

2. Они не должны «противоречить другим обязательствам государства по между­народному праву».

3. Они не должны вызывать дискриминацию исключительно по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина

    Проблема установления конституционных ограничений это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобо­да не может существовать без ограничений, ибо каждый должен счи­таться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функцио­нированию конкретного коллектива, общества и государства.

    Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Консти­туции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимо­отношения между государством и человеком, представляет своеобраз­ное лезвие бритвы между законностью и произволом, во многом пред­определяет общую концепцию Основного Закона.

    Конституционные ограничения это установленные в Конститу­ции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, ис­пользовать свои права и свободы.

    Подобные границы возводятся в основном с помощью обязаннос­тей и запретов, приостановлении и ответственности.

    Признаки конституционных ограничений:

    1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лише­нием определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите (интересов правопоряд­ка);

    2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния,

    3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфи­ческими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения - законные, правомерные средства).

    Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданс­кие права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах, может или должен это делать. В таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребле­ния недопустимы. Конституции многих стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограниче­ний основных прав только законом или на основании зако­на, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

    В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установле­ния незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит "В Российс­кой Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это общее правило, которое указывает на невозможность приня­тия законов, попирающих права и свободы без всяких основа­ний.

    Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свобо­ды могут ограничиваться в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства.

    Этих оснований всего шесть - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод пра­вомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, мас­совые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), кото­рый, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение го­сударством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

    Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

    При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статья­ми Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяю­щий аналогичные положения Международного пакта о граж­данских и политических правах, отражает стремление за­щитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объяв­лением чрезвычайного положения и которые должны со­блюдаться при любых обстоятельствах.

    В Конституции есть еще одна важная гарантия Соглас­но ч. 3 ст. 118 "создание чрезвычайных судов не допускает­ся". Следовательно, даже в условиях чрезвычайного поло­жения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

    В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвы­чайном положении" от 30 мая 2001 г., в котором, в частно­сти, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положе­ния. Он включает особый режим въезда и выезда, ограниче­ние свободы передвижения по территории, на которой вве­дено чрезвычайное положение, запрещение проведения со­браний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограни­чение движения транспортных средств.

    В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения консти­туционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нор­мальной деятельности государственных институтов, допус­каются введение комендантского часа, ограничение свобо­ды печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или зап­рещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворе­ние нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное по­ложение, за их счет.

    Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных орга­нов, как и превышение должностными лицами своих полно­мочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

    Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоох­ранительных органов, призванных охранять права и свобо­ды всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опас­ность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих ор­ганов и условия применения ими принуждения по отноше­нию к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности о государственной охране и т. д.

    Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансиро­ваны правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46.) в Уголовно-процессуальном ко­дексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан.

    Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защи­ты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взве­шенно подходить к определению меры и необходимости ог­раничения каждого конституционного права, придания огра­ничительным нормам закона постоянного или временного характера.

    Из сказанного можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав и свобод весьма многообраз­ны; их можно классифицировать по следующим основаниям:

    1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются - на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свобо­ды передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (ограничения в ис­пользовании права собственности на землю);

    2) в зависимости от времени действия - на постоянные (кото­рые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (кото­рые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном поло­жении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приоста­новлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установле­нием комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан);

    3) в зависимости от широты охвата - на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права - неприкосновенности жилища);

    4) в зависимости от сферы использования - на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципаль­ные;

    5) в зависимости от содержания - на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

    6) в зависимости от способов их осуществления - на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.

    Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.

    Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:

    • а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
    • б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном положении).

    Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);

    в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Конституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности ограничений специальному статусу данных категорий граждан.

    Международные договоры о правах человека разрешают государствам-участникам вводить правовые нормы, ограничивающие применение некоторых прав, а также в случае возникновения на их территории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и основных свобод и приостанавливать действие национального законодательства в этой области.

    Такие меры принимаются только в той степени, в какой это необходимо государству в интересах его безопасности.

    Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установить равновесие между правами отдельных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникать противоречия.

    Хотя ограничительные нормы по правам человека должны вводиться согласно Конституции федеральными законами, законодательство некоторых субъектов Федерации содержит нормы, ограничивающие права человека.

    Наибольшее число противоречий и несоответствий в региональных законодательствах касается таких прав как:

    • - равенство всех перед законом в пользовании правами и свободами (например, наличие неодинакового правового статуса, дающее преимущество гражданам, которые относятся к «титульной» для субъекта Федерации национальности, по отношению к другим гражданам в предпринимательской деятельности, при регистрации приобретенной собственности и в других вопросах или лишение определенных преимуществ, которыми пользуются жители субъекта Федерации, для граждан страны, находящихся на территории этого субъекта, но не имеющих постоянной прописки);
    • - право на свободные выборы (в ряде республик допускаются ограничения для кандидатов на пост главы республики и в депутаты ее законодательного органа в виде ценза республиканского гражданства, срока обязательного проживания, знания языка «титульной нации» и других требований);
    • - право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ (установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прописки и регистрации в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах страны, в ряде регионов, ставших центрами миграции: Ставропольском, Краснодарском крае и др.) и некоторых других прав.

    С момента зарождения цивилизации общество было озабочено проблемой обеспечения нормальной жизнедеятельности, процессом дальнейшего собственного развития, для чего требовалось объединить усилия личности и общества, направив их на общее благо путем ограничений поведения его членов. Именно в этот момент абсолютная свобода человека приобретает ограниченный характер. Появление правил поведения в первобытно-общинном обществе, а в особенности норм-табу выводилось из необходимости ограничения, сдерживания биологических инстинктов. Обычное, традиционное право формировалось в виде системы норм-запретов, норм-ограничений. В результате именно ограничения явились фактором, обеспечившим первым людям выживание. Так, табу на инцест, каннибализм, убийство своих соплеменников явилось тем «тотальным фактором», который выделил человека из мира природы и способствовал структурализации общества.

    При дальнейшем становлении права общество было заинтересовано в том, «чтобы возвести существующие положения в закон и те его ограничения, которые даны обычаем , традицией, фиксировать как законные ограничения».

    Лексическое значение слова «ограничение» означает грань, предел, рубеж, удержание в известных рамках, границах; правило, ограничивающее какие-либо права, действия; стеснение определенными условиями; лимитирование сферы деятельности; сужение возможностей и т.п.

    Безусловно, ограничения призваны обеспечить соблюдение интересов общества в целом или отдельной личности в частности. Однако ограничения прав и свобод нельзя напрямую связывать только с функцией сдерживания противоправного деяния, они, как правило, носят превентивный характер, остерегают от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц.

    «Мудрый законодатель, - отмечал К. Маркс, - предупредит преступление , чтобы не быть вынужденным наказать за него».

    Таким образом, ограничения прав и свобод человека и гражданина - это предусмотренное правовыми нормами уменьшение количества вариантов или установление пределов юридически дозволенного поведения (вплоть до полного запрета определенных действий), обусловленное необходимостью защиты охраняемых общественных отношений.

    К основным свойствам ограничений прав и свобод относятся:

    • наличие обязательного законодательного закрепления ограничений с установлением соответствующих пределов пространственного, временного и субъектного характера. Например, ограничение избирательного права при лишении свободы за совершение преступления; отмена прав и свобод иностранцев за действия, которые противоречат законодательству страны пребывания; непризнание государством за своим гражданином гражданства иного государства;
    • чаще всего ограничения прав и свобод носят превентивный характер, т.е., воздействуя на социальную систему, сознание, волю и поведение людей, направлены на недопущение нарушения существующих правоотношений , прав и законных интересов гражданина (их коллективов и организаций), общества и государства в целом;
    • многообразие способов ограничений: от уменьшения количества вариантов свободного (т.е. дозволенного правовыми нормами) поведения до его полного запрета;
    • ограничения являются частью механизма согласования личных и общественных интересов, закрепляют необходимый баланс между интересами отдельной личности и интересами других индивидов, общества и государства;
    • многообразие видов ограничений прав и свобод человека и гражданина подразумевает возможность их классификации.

    Так, по лицам ограничения делятся на общие и специальные. Общие ограничения распространяются на все категории населения, тогда как специальные устанавливаются для отдельных категорий и чаще всего направлены на определение специального правового статуса конкретной социальной группы (например, государственные служащие , сотрудники органов внутренних дел и т.д.). Так, ограничения прав государственных служащих закрепляются для предотвращения злоупотребления ими своими полномочиями.

    Изъятие как вид ограничений означает выделение, отделение чего-либо, исключение из общего круга. Законодательством предусмотрены изъятия из конституционного статуса человека и гражданина, из круга полномочий, составляющих нормативное содержание прав.

    Своеобразным видом ограничений прав и свобод личности могут выступать цензы. Так, возрастные цензы ограничивают круг субъектов какого-то права достижением необходимого возраста, цензом оседлости, образовательным цензом. Например, ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации содержит сразу несколько цензов, которыми должен обладать Президент Российской Федерации : гражданством Российской Федерации, возрастом не моложе 35 лет, постоянным проживанием в Российской Федерации не менее 10 лет.

    Ограничения прав и свобод как самостоятельные средства правового регулирования могут быть выражены следующими основными способами:

    • запреты на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет) (в случае их использования речь идет о границах признаваемой свободы или предоставленных полномочий);
    • запреты на реализацию права в целом (абсолютный запрет) и приостановление. Причем приостановление можно рассматривать как временный запрет на конкретный срок для конкретного лица, предприятия или учреждения. Приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа;
    • вмешательство в реализацию прав уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Данный способ активными действиями должностных лиц и пассивным поведением самой личности;
    • возложение обязанностей. Их воздействие чаще всего опосредованно, так как существенным отличием обязанностей от других правовых ограничений является и то, что они требуют действий, а не воздержания, как, например, запрет и приостановление.

    Учитывая многообразие способов реализации ограничений прав личности, следует признать, что многие из них играют роль юридической базы для отраслевых ограничений, т.е. предопределяют конкретные их способы.

    Ограничения прав и свобод граждан является средством обеспечения оптимального соотношения интересов личности и государства. Разработка ограничений прав и свобод человека и гражданина должна осуществляться на межгосударственном уровне в силу их предназначения для регулирования межгосударственного сотрудничества и адресоваться государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить защиту основных прав своих граждан и нести ответственность перед своим народом, международным сообществом за соблюдение основных прав.

    Цели, основания и пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина

    Необходимо отметить, что «цели ограничений прав и свобод граждан» неразрывно связаны с понятием «основания ограничений прав и свобод человека и гражданина». Термин «основание» означает конкретную причину применения соответствующих ограничений в отношении прав и свобод человека. Более того, «основание» не предполагает последующей оценки результата действия, в то время как «цель» очерчивает именно конечные последствия и именно с ней связывает необходимость ограничений прав и свобод личности. Так, военные действия, катастрофы являются основанием введения чрезвычайного положения , при котором ограничиваются права и свободы.

    Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина - это обусловленные правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение должного равновесия между интересами личности, общества и государства.

    Защита публичных интересов представлена такими основаниями ограничения прав и свобод, как защита основ конституционного строя , обеспечение обороны страны и безопасности государства. При этом частные интересы также могут быть положены в основу ограничений прав и свобод личности в случаях защиты здоровья, защиты прав и законных интересов других лиц.

    Рассматривая основания ограничений прав, необходимо указать на их юридическую природу. Поскольку именно права человека и гражданина являются главнейшим институтом, при помощи которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и границы правового воздействия на нее, пределы вторжения государства в личную сферу, возможность участия граждан в процессе политического волеизъявления, устанавливаются и юридические гарантии защиты и реализации прав и свобод. Так, в уголовном судопроизводстве основанием ограничений прав является совершение лицом преступления , которое является наиболее общественно опасным из всего многообразия деликтов , так как его совершением создается угроза либо наносится вред конституционно охраняемым ценностям (жизнь, здоровье, угроза общественной безопасности). В административном производстве основанием ограничений является правонарушение , которое в меньшей степени, чем преступление, может нанести вред охраняемым общественным отношениям. В зависимости от совершенного проступка к виновному лицу применяют соответствующие ограничения прав (к примеру, лишение права управления транспортным средством). Основания ограничений прав содержатся и в гражданском праве . Например, с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ч. 1 ст. 152 ГК РФ). Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152 ГК РФ).

    Следует отметить, что положение Всеобщей декларации прав человека, представляющей в настоящее время модель, используемую многими странами для разработки отдельных положений своих конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека, определяет: «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом» (п. 2 ст. 29). Закон как единственное основание ограничений основных прав и свобод человека и гражданина закрепляет и Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55).

    Таким образом, основания ограничений прав и свобод личности имеют двойственную природу. С одной стороны, единственным основанием ограничений прав является, безусловно, закон. С другой стороны, основаниями ограничений прав человека выступают содержащиеся в законах факты совершения противоправного деяния, необходимость обеспечения реализации интересов и безопасности личности, общества и государства.

    Классификация оснований ограничений прав и свобод разнообразна и может быть распределена по следующим критериям:

    • по конструкции законодательства:
      • международные (международно-правовые акты);
      • федеральные нормативные правовые акты ;
      • подзаконные нормативные акты;
      • региональные;
      • местные;
    • по субъектам, на которых они распространяются:
      • защита индивидуальных интересов;
      • защита интересов государства и общества;
    • по степени законности: правовые и неправовые. Неправовыми ограничениями прав личности в данном случае могут выступать дополнительно вводимые ограничения, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, малодоступных для ознакомления, которые, конкретизируя порядок реализации законов, иногда предусматривают неправовые ограничения прав личности;
    • по степени значимости: первостепенные и дополнительные (первые действуют в условиях нормального конституционного правопорядка, вторые - только при чрезвычайных обстоятельствах).

    В настоящее время остается дискуссионным вопрос определения границ, пределов ограничений прав и свобод граждан. Дело в том, что в международно-правовых актах и конституциях государств практически невозможно встретить четкие и ясные упоминания о возможных пределах ограничений. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что в случаях чрезвычайного положения возможны отступления от некоторых положений статей (ч. 3 ст. 4), однако какова предельная граница этих отступлений, не оговаривается. Сира-кузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984) содержат некоторые пределы ограничений, но изложены они в виде оценочных понятий, что в определении пределов ограничений прав и свобод личности вряд ли способствует достижению поставленных субъектами нормотворчества целей.

    Следовательно, для определения пределов ограничений прав человека важно установить, для какой цели, на каком основании и как далеко распространяются вводимые ограничения прав и свобод, поскольку именно в соотношении цели, оснований и пределов ограничений прав сосредотачиваются объективно-субъективные факторы, опосредующие саму деятельность по ограничению прав и свобод человека.

    Сам термин «предел» обозначает пространственную или временную границу; последнюю, крайнюю степень. Недопустимы как чрезмерные ограничения прав граждан, так и чрезмерная свобода, предоставляемая в ущерб правам других граждан и их общностей. Пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина должны определяться основным принципом: в какой минимально необходимой мере это требуется для защиты конституционно значимых ценностей.

    Права граждан могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего правоохраняемым благам при использовании этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам граждан является наименьшим из возможных.

    Четких критериев пределов ограничений прав и свобод не существует. Однако потребность в таких критериях заключается прежде всего в том, чтобы ограничения не превратились в препятствия для осуществления прав и свобод человека и гражданина, чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные.

    Принципы государственно-правового обеспечения ограничений прав и свобод человека и гражданина

    Однако для признания тех или иных руководящих идей правовыми принципами требуется их официальное закрепление, в частности в Конституции Российской Федерации , т.е. идеи и установки должны быть облечены в высшую нормативно-правовую форму. Принципы ограничений прав и свобод личности, соблюдение которых обязательно в том числе и для России, содержатся в ряде международных правовых актах о правах человека (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка , Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г.).

    Однако национальное законодательство, развивая свои положения, опирается не только на принципы, содержащиеся в международных правовых актах, но и вырабатывает собственные основополагающие начала, которые признаются его принципами. Они либо совпадают с международными принципами, либо, отражая некоторое своеобразие, носят по отношению к международным принципам подчиненный характер.

    Кроме того, принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации , должны быть: а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений; б) при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; в) публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права , с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации.

    Из существующего многообразия принципов ограничений прав и свобод особо выделяется ряд основных, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих, соблюдение которых, во-первых, обеспечит оптимальный баланс интересов субъектов правового ограничения, и которыми, во-вторых, обязан руководствоваться субъект установления правовых ограничений. К числу вышеуказанных принципов относятся: всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом , формального равенства, справедливости, соразмерности, целесообразности.

    Исходным принципом ограничений прав и свобод человека и гражданина является принцип всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина. Неслучайно данный принцип нашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются ценностью». Таким образом, суть указанного положения сводится к следующему: правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод реализуется международным сообществом государств как один из основных принципов международно-правовой защиты человека, что приобретает все большее значение в интернациональном сотрудничестве государств. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором , который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. В данном документе обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме.

    Принцип законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом закреплен в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, все без исключения международно-правовые акты единственным основанием ограничений прав называют закон. Принцип законности ограничений прав и свобод предполагает, во-первых, строгое соблюдение всех необходимых правовых процедур при введении ограничений. Во-вторых, содержанием данного принципа являются требования, содержащиеся в международных и внутригосударственных российских нормативных правовых актах и документах о том, что ограничения должны быть «предусмотрены (установлены) законом» или введены «федеральным законом».

    Фундаментальным, всеобщим, применимым, в том числе к ограничениям прав и свобод личности, является принцип формально-юридического равенства, выражающий сущность права как особого социального явления. Равенство субъектов прав и свобод человека и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 19 Конституции Российской Федерации провозглашается, что все равны перед законом и судом . При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств. Соответственно, содержанием принципа формально-юридического равенства является введение равных ограничений для субъектов, обладающих равнозначными правовыми статусами.

    Принцип целесообразности ограничений прав и свобод личности. Как указано во многих документах международного и внутригосударственного характера, ограничения прав и свобод вводятся с определенными целями, которые должны иметь законный характер. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека, «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали , общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» . Применительно к институту ограничений прав и свобод человека и гражданина принцип целесообразности означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность применяемых ограничительных мер.

    Содержанием принципа целесообразности ограничений прав и свобод личности является, во-первых, применение ограничений только для тех целей, ради которых они вводятся, выход за пределы указанных целей ограничения неправомерен. Во-вторых, перечень целей ограничения прав носит закрытый характер, а сами цели не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации.

    Одним из важнейших принципов ограничений прав является принцип справедливости, который заключается в соблюдении устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. При характеристике справедливости учитывают понимание общечеловеческих ценностей, связь права с моральными и нравственными явлениями. Попытки дать определение справедливости предпринимались и продолжают предприниматься научными деятелями юридических, философских, психологических, биологических и других наук.

    Естественно, что исчерпывающего понятия справедливости дать невозможно, поскольку для каждого периода времени характерны свои суждения о справедливости. В настоящее время содержание термина справедливости определяют, исходя из следующих категорий: общепринятые морально-нравственные нормы, долг, совесть, честность, иные общечеловеческие ценности. Содержанием принципа справедливости ограничений прав является соблюдение устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Кроме того, справедливость не должна противоречить законности, поскольку действует юридическое правило: что незаконно, то несправедливо.

    Общепризнанным является положение о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут являться чрезмерными и должны быть адекватны обстоятельствам, обеспечившим их возникновение. Речь идет о не менее важном по отношению к уже рассмотренным принципе соразмерности (пропорциональности) ограничения прав и свобод человека и гражданина.

    Содержание принципа соразмерности есть адекватность степени и объема ограничений прав и свобод граждан; применение ограничений прав и свобод как чрезвычайной меры только в случаях, когда арсенал мер государственного принуждения, применяемых в обычных условиях, исчерпан; определение в качестве цели чрезвычайных мер по ограничению прав и свобод граждан стабилизации или ликвидации конкретной экстремальной ситуации. В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что «установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства».

    Кроме того, существенными составляющими принципа соразмерности являются: минимальность ограничительных мер и сохранение сущности ограничиваемого права, поскольку именно их соблюдение является гарантом реализации конституционного принципа о высшей ценности прав человека. Соблюдение принципа соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина является также одним из основных условий пропорциональности и законности принимаемых государством чрезвычайных мер.

    Таким образом, правомерное ограничение прав и свобод личности включает в себя все рассмотренные принципы, которые органично дополняют друг друга, образуя непротиворечивое единство. Пренебрежение принципами ограничений прав и свобод, как следствие, оборачивается нарушением прав и свобод личности, которая и так в силу каких-либо обстоятельств ограничена в своих правах.

    Ограничения прав человека

    Проблема прав человека во многом является проблемой ограничений прав человека .

    Достаточно легко договориться о признаваемом всеми перечне прав, значительно труднее определить границы допустимого для общества вмешательства власти в права человека.

    Имеются права человека, которые не должны ограничиваться ни при каких обстоятельствах. Их немного:

    — свобода от пыток,

    — свобода от рабства,

    — свобода мысли,

    — право на справедливый суд и ряд процедурных прав.

    Для большей части прав и свобод ограничения допускаются. Однако власть не должна ограничивать права человека по своему произволу .

    Власть может ограничивать права человека только в следующих случаях .

    Ø Во-первых , если вмешательство власти в права человека соответствует нормам закона. Это означает, что любое ограничение прав человека должно четко прописываться в законе. Если в законе отсутствует точное указание на возможность конкретного ограничения, то введение его будет нарушением прав человека, независимо от лица или органа, распорядившегося о введении ограничения, его общественной пользы и т.д. Таким образом, вне закона любое ограничение неправомерно.

    Ø Во-вторых , власть может ограничивать права человека только для защиты этих общественных интересов и только в случае защиты четко определенного общественного интереса .

    В качестве общепринятых общественных интересов, для соблюдения которых допустимы ограничения прав человека, могут выступать национальная безопасность, экономическое благосостояние страны, общественный порядок, жизнь и здоровье людей, общественное здоровье и нравственность.

    Важно понимать, что совокупность общественных интересов, оправдывающих вмешательство власти, для каждого из прав человека различна. Например, мы может согласиться, что ради экономического благосостояния страны общество может позволить государству в определенных случаях нарушать тайну переписки. Но вряд ли мы можем позволить власти нарушать свободу вероисповедания, руководствуясь теми же интересами: невозможно рационально объяснить каким образом реализация свободу вероисповедания может причинить ущерб экономическому благосостоянию страны.

    Ø В-третьих , вводимые властью ограничения прав человека должны быть допустимы в демократическом обществе .

    Мы можем представить, что вмешательство власти в права и свободы допускается законом, что оно способствует защите общественного интереса, но при этом вводимое ограничение несоразмерно, оно ведет к фактическому умалению ограничиваемого права. Например, можно представить, что закон о митингах и демонстрациях допускает введение некоторых ограничений на их проведение, что рационально обосновывается интересами государственной безопасности, охраны общественного порядка, защитой жизни, здоровья, нравственности, прав и интересов других лиц. Можно представить, что в число вводимых ограничений законодатели включат запрет на митинги вблизи зданий, занимаемых органами государственной власти. В этом случае налицо будет и закон, и обоснование ограничения защитой общественных интересов. Однако свобода митингов будет сведена на нет: свое недовольство органом власти граждане смогут выразить далеко от места пребывания тех, кто вынес не устроившее их решение. Для диктатуры подобный запрет логичен, для демократического общества недопустим.

    Определение границ допустимого для демократического общества вмешательства власти в права человека – одна из самых сложных проблем в сфере прав человека. В качестве важнейшего ориентира для их решения часто используются прецеденты по рассмотрению жалоб Европейским судом по правам человека и комитетов ООН по правам человека. По существу, эти международные органы в своих решениях вырабатывают правовые стандарты , которые определяют содержание прав человека.

    Проблема определения границ допустимого чрезвычайно сложна. Тем более, она еще усложнилась в современное время, когда человечество столкнулось с такими вызовами, как терроризм и т.д. Разговор об этом будет продолжен в соответствующих темах.

    Нарушения прав человека

    Если мы понимаем права человека как комплекс морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти, то из этого понимания следует, что нарушителем прав человека могут быть лица, действующие в официальном качестве, или властные структуры. Имеющие равные правомочия не могут стать ни жертвами, ни нарушителями прав человека; они могут быть правонарушителями или жертвами нарушения позитивного права. При этом и сточником нарушения прав человека может быть отдельная личность, определенная группа лиц, или государственная структура.

    Степень общественной опасности нарушений прав человека определяется тем, насколько высоко расположено должностное лицо или орган, допускающий своим бездействием или санкционирующий нарушения прав человека.

    Нарушения прав человека можно классифицировать по следующим основаниям.

    1. Диапазон . По степени серьезности (какие права нарушены).
    2. Интенсивность. По частоте нарушений (количественный критерий).
    3. Масштаб (количество пострадавшего населения).

    К наиболее серьезным, грубым нарушениям прав человека относятся:

    Геноцид,

    Рабство и сходная с рабством практика;

    Массовые или произвольные казни;

    Исчезновения людей, произвольное и продолжительное задержание;

    Систематическая дискриминация.

    Вряд ли можно найти более серьезное, ужасное и отвратительное нарушение прав человека, чем геноцид. Международное сообщество достаточно давно охарактеризовало его как преступление против человечества.

    Термин является производным от «генос » — род и «цид » – убивать. Геноцидом признается убийство членов определенной группы; причинение серьезных телесных повреждений или психических расстройств членам этой группы; умышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в группе; насильственная передача детей из одной группы в другую.

    Имеется еще одно схожее понятие: политицид – убийство членов определенной политической группы. Геноцид от политицида отличается объектом: как правило, это определенная этническая, религиозная, сексуальная группы.

    Наиболее ярким проявление геноцида в истории человечества является систематическое преследование и истребление нацистами евреев в 1930-40-е гг. (Холокост). Всего за несколько лет в фашистской Германии был пройден путь от бойкота еврейских магазинов до массового уничтожения евреев в лагерях смерти. В результате погибло более 6 млн. человек (70% проживавших в Европе евреев).

    Впервые в истории человечества виновные в геноциде предстали перед Нюрнбергским трибуналом. В дальнейшем ООН приняла еще несколько документов, осуждающих геноцид. В их числе Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.) и другие.

    К сожалению, в современном мире геноцид остается серьезной проблемой. В числе наиболее известных современных проявлений геноцида следует назвать войны в Югославии в 90-е годы ХХ столетия и массовые убийства в Руанде и соседних государствах в 1994 г. Для расследования геноцида и военных преступлений в ходе этих событий ООН были созданы Международный трибунал по бывшей Югославии (1993 г.) и Международный уголовный трибунал по Руанде (1994 г.).

    F Прочитайте предложенные в хрестоматии тексты. Выполните тесты для самоконтроля.

    Хрестоматия:

    Конституция РФ. Ст. 55, 56.

    Европейская конвенция прав человека и основных свобод. Ст. 5, 7-11.

    Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004. С.60-70, (разделы «Ограничение основных прав и свобод»).

    Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С.102-105 (Глава III, § 3 «Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина»).

    Азаров А.Я. Введение в теорию прав человека // Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С.21-22 (глава «Ограничения прав и свобод»).

    Дополнительная литература:

    Интернет ресурсы:

    Мектепбаева С.К. К проблеме целей ограничения прав человека. — См.: