Патриотизм в современном российском обществе. Историческое единство общества и развитие форм общественного сознания


В современной социологии получила развитие теория структурализма, распадающаяся на два потока: единство (консенсус) и борьба в обществе.

Структуралисты рассматривают общество на социальном уровне как устойчивое, взаимосвязанное, интегрированное целое. Оно обладает культурой и социальной дифференциацией.

  • 1. Положили начало такому подходу О. Конт и Г. Спенсер. Они предложили понятия «структура» и «дедукция», провели анализ социальной структуры и ее развития, провели аналогию с организмом, заложили основы системного взгляда на общество как совокупность взаимосвязанных частей.
  • 2. Э. Дюркгейм продолжил развитие структурализма. Он развил идею Гоббса о «современном договоре» как средстве остановить войну всех против всех. Социальная система у Дюркгейма - моральная целостность. Человеческие ассоциации строятся на образцах поведения - общем восприятии, оценках, чувствах, действиях (коллективное сознание).

Общество - это моральная реальность, целостность, стоящая над человеком.

Основу порядка составляют неписаные правила, общие ценности - это и есть общество. Простые, аграрные, традиционные общества отличаются от современных индустриальных формами социальной солидарности и разными системами морали.

Разделение труда делает современное общество устойчивее, чем раньше. В простом обществе - механическая солидарность, а в современном - «органическая». «Органическая» - взаимосвязь разных элементов, а не одинаковость. Изменение общества связано с изменением консенсуса.

3. Бронислав Малиновский и Рэдклифф Браун рассматривали вопросы консенсуса в антропологии. Общество - это социальная система, элементы которой связаны с основными потребностями людей: пища, кров, защита, половая удовлетворенность. Люди объединяются для удовлетворения этих потребностей. В этом процессе появляются вторичные потребности, что способствует развитию языка, норм, правил, организации. А это ведет к появлению координирующих управляющих институтов.

Вывод: система порождена самой природой человека. Любые свойства общества связаны с некоторой жизненной потребностью и функцией. Функции реализуют потребности в социальной среде. Все свойства культуры общества реализуют какую-либо функцию или обслуживают определенные потребности. Исследователь должен выявить потребность или функцию. Когда они открыты, можно объяснить отношения между людьми, отражающиеся в культурных нормах.

  • 4. Концепция социальной системы Талкотта Парсонса основывается на четырех идеях:
    • - для обеспечения пищей, кровом человек создает систему производства и распределения, т.е. адаптируется к среде;
    • - у общества должны быть поставлены цели;
    • - в процессе жизни люди вырабатывают общие нормы;
    • - в обществе необходима координация между частями системы, т.е. интеграция.

Общество является системой, которая стремится к равновесию, каждый знает свою роль, понимает, чего от него ждут. Полного равновесия не достичь, но общество должно к нему стремиться.

Средства достижения - социализация и социальный контроль. Если роли выполняются - награждение, если нет - наказание.

Мать и отец - главные творцы личности.

Парсонс опирается на Фрейда, используя понятие идентификации как усвоения ребенком ценностей матери в качестве члена общества. Важна роль эмоций, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой.

Девианты - люди с неадекватной социализацией, которые недостаточно усвоили ценности и нормы общества, особенно в семье.

Девиантность - патология по отношению к господствующей системе ценностей.

В социальной системе девиация - отклонение от равновесия, что требует таких средств контроля, как полиция, психиатрические лечебницы, тюрьмы.

Все части социальной структуры взаимосвязаны. Так, структура семьи от сложной стала нуклеарной, изменились ее функции в изменившемся обществе.

Производство требует мобильных, квалифицированных работников, и в семье требуется воспитание способностей детей, поэтому изменяется ее численность. Нуклеарная семья лучше подходит индустриальному обществу. Идет процесс структурной дифференциации.

Традиционное общество базируется на системах родства.

Индустриальное - на политических организациях, церкви, производстве и школе. Часть семейных функций передается этим институтам. Между нормами различных частей системы имеются противоречия, которые не нарушают равновесия. Так, семья стремится формировать личность, а производству нужны лишь профессиональные умения. Школа играет роль моста между семьей и производством, смягчая противоречия между ними.

В статье рассматривается проблема многозначности и хрупкости исторического единства общества. гражданского общества и правового государства. Противоречивость современного этапа развития России. Особая церкви в жизни современного российского общества. культуры и социальности.

Единство. Гражданское единство. Гражданское общество. Церковь . Культура .

Historical unity of the society

and development of public consciousness forms

In the article the problem of a polyconsequence and fragility of historical unity of society is examined. Interaction of a civil society and a lawful state. Discrepancy of the present stage of development of Russia. A special role of church in a life of a modern Russian society. Interrelation of culture and a sociality.

Unity. Civil unity. A civil society. Church. Culture.

Гражданское единство – важнейшая составляющая стабилизации жизни социума во взаимодействии внешних и внутренних факторов. Актуальной проблемой является вопрос о сохранении демократического характера всеединения, гармонизации общественных отношений в условиях острых конфликтных взаимодействий, радикальной социальности. Социально-политическое единство общества предполагает взаимосвязанность сфер человеческой жизнедеятельности, исключает их резко изолированные от друга состояния. В этом случае происходит формирование реальных социальных общностей на основе взаимопонимания между людьми. В фактическом смысле единство является многозначным символом, который привносится в общественное сознание, актуализируется в периоды реорганизации жизни социума. В социально-философском понимании единство предстает в качестве компоненты исторического процесса, объясняющего развитие мира. Радикальные, экономические, социально-политические, индивидно-личностные модернизации неотделимы от единого переустройства социальной системы. Но определенная « » единства заключается в том, что, как только оно закрепляется, общество обращается к новым проблемам. Их не обнаруживает прежнего состояния, и в этом смысле необходимо обогащать внутреннюю взаимосвязанность социально-человеческой жизни, всего, универсальные основы социального бытия. Именно ими определяется, насколько реальным является единство социума, качественная степень соединения всеобщего, частного и особенного. При этом достижения тотального единства приводит общественно-политические устремления к упадку.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

Современное общество - сложная система разнородных элементов: в нем сосуществуют сообщества традиционного типа и постиндустриального, развитые страны и развивающиеся, авторитарные режимы и демократические, различные культурные и религиозные практики, несовместимые стили жизни и формы государственного устройства и т.д.

Как говорилось выше, общество является открытой системой (оно взаимодействует с внешней средой - природой) и динамичной (оно исторически изменчиво). В соответствии с этим основными факторами многообразия, которое мы наблюдаем в современном мире, являются природные и исторические условия.

Природа - климат, географическое положение страны, присутствие в ней полезных ископаемых и их количество, соотношение пустынь и плодородных земель, наличие больших рек, выхода к морю и т.д. - влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономическую сферу. Эти и подобные им объективные условия в свое время стали основанием для формирования различных хозяйственных и культурных практик, ускорили темпы развития в одних регионах и замедлили в других.

История развития, особая у каждого народа, каждого государства, наложила отпечаток на культуру, политику и т.д. Каждое государство находится на определенном этапе развития: население одних стран живет традиционным укладом, других - индустриальным, а некоторые совершают переход к информационному этапу развития.

Несмотря на многообразие элементов современного мира, все они тесно связаны между собой, причем со временем эта связь становится все теснее. Назовем факторы этой целостности.

Развитие массовых коммуникаций является важнейшим фактором. Люди стали гораздо ближе друг другу, и пространство общения сжалось: в плане коммуникаций мы все ближе к «глобальной деревне», о которой писал Х.М. Маклюэн. Мы почти мгновенно узнаем о новостях в других регионах и можем общаться с людьми в любой части планеты при помощи Интернета и т.д.

Развитие транспортных коммуникаций позволило сжать в часы то, на что раньше уходили месяцы, и мы стали ближе друг к другу не только виртуально - поезда, автомобили, самолеты значительно изменили временные масштабы передвижений по миру.

Оптимизация производственного процесса стала следствием относительной легкости транспортирования. Специализация разных стран на определенных производственных операциях привела к удешевлению товаров.

Однако экономическое развитие стало значительной нагрузкой на природу. Загрязнение воздуха и воды перешагнуло национальные границы. Появление глобальных проблем, частью которых является проблема охраны природы, - также показатель (но негативный) целостности мира.

В связи с бурным развитием коммуникаций процессы мировой интеграции ускоряются. Процесс системной интеграции и унификации в обществе называется глобализацией. Глобализация происходит во всех сферах общественной жизни, но прежде всего в экономике и культуре. В экономике она выражается в деятельности крупных транснациональных корпораций и наднациональных финансовых институтов (таких, как Всемирная торговая организация), системе международной торговли, мировом разделении труда (когда разные страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг), свободном движении капитала и т.д. Культурная глобализация выражается в сближении культур. Например,в различных странах сейчас читают в основном одни и те же книги и смотрят одни и те же фильмы. Французский философ Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) описывал современную культуру так:

Мы слушаем регги. Смотрим вестерн, обедаем в Макдональдс, а вечером пользуемся услугами местной кухни; в Токио душатся по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле ретро; знание есть то, о чем задаются вопросами в телевизионных играх .

Глобализация делает страны ближе друг к другу, стимулирует экономику, упрощает процесс культурного взаимопонимания. Однако у нее есть и минусы. Самым очевидным негативным следствием глобализации является обострение глобальных проблем. С экономической специализацией связан растущий разрыв между богатыми странами и бедными, а также увеличение чувствительности национальных экономик к кризисам в разных странах. Однако чаще всего глобализацию обвиняют в навязывании унифицированных стандартов - стандартов потребления (одинаковые товары) или стандартов массовой культуры - одинаковые фильмы, музыка и т.д. Унификацию культур называют угрозой национальным традициям, исчезающим под натиском массовой культуры.

Антиглобализмом называется движение против глобализации. Антиглобалисты критикуют социальную несправедливость, однополярный мир, вестернизацию, экономический диктат транснациональных корпораций и т.д. Однако представляется маловероятным, что процессы глобализации могут быть остановлены или обращены вспять. Мир входит в постиндустриальный этап развития, где глобализация неизбежна. Но в этих условиях необходимо сохранить себя, свое культурное своеобразие.

Многообразие культур - важный фактор стабильности общества. По функциональности его можно сравнить с биоразнообразием. Вообразим лес из одинаковых деревьев, например кленов. Любая болезнь, поражающая клены, быстро распространится и уничтожит весь лес. Но если в лесу растут деревья разных видов, он устоит даже тогда, когда некоторые клены будут уничтожены. То же можно сказать о культурах: чем больше культур, тем устойчивее общество.

В середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации. Научные обоснования этой уязвимости во второй половине XX в. были представлены Римским клубом - международной организацией, объединившей экологов, математиков, социологов и других ученых разных стран. В работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Это проблема, которая: (1) угрожает самому существованию человека в будущем; (2) затрагивает интересы всех стран и народов мира, человечества в целом, а не отдельных его представителей или групп; (3) может быть решена только в результате коллективных действий всех народов; (4) требует неотложных действий от межправительственных организаций, правительств, отдельных людей.

К глобальным проблемам отнесены: о экологический кризис; о угроза мировой войны; о терроризм;

о демографический кризис (перенаселение или сокращение населения);

о проблема «Север-Юг» (разрыв между богатыми и развивающимися странами); о голод и опасные болезни; о наращивание оружия массового поражения; о сокращение пищевых и водных ресурсов;

о использование космоса в военных целях; о стихийные бедствия и техногенные катастрофы; о сохранение человека как биологического вида.

Для примера рассмотрим первые четыре проблемы и меры, предлагаемые для их решения.

Сущность экологической проблемы состоит в углубляющемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания. Формами проявления экологического кризиса выступают: нарушение органической связи человека с природой; загрязнение воды, почвы и атмосферы Земли; изменение климата на планете; истончение защитных слоев атмосферы; истощение жизненно важных для человека ресурсов; уменьшение биоразнообразия; сокращение площадей лесов и плодородных земель; загрязнение космического пространства и т.д.

Для борьбы с экологическим кризисом Организация Объединенных Наций предложила перейти к принципам устойчивого развития - «развития с учетом потребностей современников, но без угрозы для удовлетворения нужд грядущих поколений» . Основными принципами этой стратегии являются: сокращение потребления невосполнимых ресурсов; уменьшение количества отходов и их вторичное использование; минимизация загрязнений; рационализация потребления энергии и потребностей в целом; поддержка биоразнообразия, посадка лесов, восстановление земель; соблюдение предосторожности при вмешательстве в природу и т.п.

Война сопровождала человечество на всем протяжении его истории: конфликты различных масштабов проходили в том или ином регионе планеты почти постоянно. В XX в. в две мировые войны были вовлечены многие страны мира; число жертв в этих войнах было значительно больше, чем во всех предшествующих конфликтах. Такие грандиозные масштабы стали основной причиной превращения войны из локальной проблемы в глобальную. Второй важной причиной глобализации проблемы стало создание ядерного вооружения, биологического и химического оружия; еще более масштабными могут стать последствия использования космоса в военных целях.

Условия выживания человечества в будущем - разоружение, развитие межгосударственного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.

Терроризм можно определить как противозаконные публичные действия, направленные на устрашение населения ради достижения политических целей. Превращению терроризма в глобальную проблему способствовали факторы, оформившиеся к началу XXI в. Уязвимость человека возросла из-за усложнения технологической среды его жизнедеятельности; сформировалась глобальная информационная среда для превращения терактов в резонансные публичные акции устрашения (без которых терроризм не имеет смысла). Наконец, в последние десятилетия резко увеличилась пропасть между Севером и Югом, а бедность и малообразованность всегда служила питательной средой для идеологии фундаментализма.

С терроризмом - показателем кризисного состояния в различных сферах современного общества - справиться смогут только меры, направленные на оздоровление ситуации в конкретных областях жизни (культурных, религиозных, экономических, политических и т.д.). Например, ликвидация бедности в развивающихся регионах планеты способна значительно ослабить питательную среду для развития идей терроризма.

Демографическая проблема связана с быстрым ростом населения в некоторых регионах, что может привести к непосильной нагрузке на ресурсы планеты. В то же время в ряде стран наблюдается сокращение населения, что создает угрозу их национальным интересам в будущем.

Решение демографической проблемы подразумевает комплексные меры по регуляции рождаемости и повышению качества жизни, которые в итоге должны привести к стабилизации населения планеты.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Современное общество - сложная система разнородных элементов, характеризующаяся одновременно единством и многообразием.
  • 2. Глобализацией называют процесс интеграции и унификации в обществе.
  • 3. Глобальными называют серьезные, неотложные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств мира.

ВОПРОСЫ

  • 1. Назовите основные факторы единства и многообразия современного мира. Как проявляются единство и многообразие в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни?
  • 2. В чем состоит сущность глобализации? Каковы ее положительные и отрицательные стороны? Назовите примеры проявления глобализации в современном мире.
  • 3. Какие современные проблемы можно назвать глобальными? Какие меры предлагаются для их решения?
  • Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» // Ежегодник лаборатории постнеклассических исследований ИФ РАН. М.,1994. С. 314.
  • Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающейсреде и развитию. М., 1989. С. 51.

ЛЕКЦИЯ 1

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78 ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МОРЕ.

План лекции

    Характеристика современного общества.

    Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

    Отрицательное воздействие судов на окружающую среду.

    Международная конвенция Марпол 73/78

Основные теоретические положения

1. Характеристика современного общества.

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

Дефицит кислорода и питьевой воды;

Деградация озонового слоя;

Создание условий «парникового эффекта»;

Загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

Интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

Сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

Демографический взрыв популяции человечества;

Снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

Растения;

Животные;

Деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

Пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

Технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

Принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

Круговорот химических веществ в природе;

Этапы развития жизни на Земле;

Концепцию устойчивого развития общества.

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

Добиологический;

Возникновение биосферы;

Формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.