Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан. Права граждан на благоприятную окружающую среду, нормативное закрепление и реализация Правовой механизм обеспечения


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский Государственный Университет

Институт права

Кафедра экологического и аграрного права

Контрольная работа по экологическому праву

Вариант №1

Выполнила:

студентка 4 курса 6 группы

заочного отделения

Бакаева З.С.

Проверил:

1.Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты …...…………………………………………………………...….3

2.Правовой режим особо охраняемых природных территорий…………………………………………………………….…12

3.Использованная литература ……………………..……………………21

1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты.

Основные понятия:

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса РФ) и др.

Экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.

Правовой механизм обеспечения

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду:

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", предусматривающая право граждан на охрану здоровья от негативного воздействия окружающей среды; положения Экологической доктрины России, гласящие "сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества" и др.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

Конституция РФ (ст. 42) гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизируется в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закреплено: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подчеркивается здравоохранительный аспект права граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Элементом права граждан на благоприятную среду является право всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации на радиационную безопасность, закрепленное в ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» .

Благоприятная окружающая среда – это такое ее состояние, при котором обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также условия, безопасные для жизнедеятельности людей и их здоровья.

Право на благоприятную окружающую среду гарантируется и обеспечивается разнообразными способами:

Правовое регулирование природоохранной деятельности;

Нормирование негативного воздействия на окружающую среду путем установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов их размещения; нормативов допустимых физических воздействий, допустимого антропогенного воздействия, изъятий компонентов природной среды и иных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

Установление нормативов качества окружающей среды – нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, т.е. радиоактивных микроорганизмов и иных нормативов;

Установление требований по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий и иных объектов, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также обеспечение их неукоснительного соблюдения;

Государственный, муниципальный, производственный, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, нормативов негативного воздействия на окружающую среду и ее состояния, требований по охране окружающей среды;

Применение оперативных мер по предупреждению, пресечению и недопущению негативных воздействий на окружающую среду, устранению последствия негативного воздействия, оздоровлению природной среды, воспроизводству природных объектов;

Предоставление населению своевременной полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье людей; проводимых природоохранных мероприятий и иных мерах по охране окружающей среды;

Необратимостью наказания за экологические правонарушения, полным возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу людей, природной среде;

Планированием природоохранных и иных мероприятий, направленных на сохранение природной среды и отдельных ее компонентов, и реализацией их в полном объеме.

Реализация права граждан на благоприятную окружающую среду предполагает их активное участие в природоохранной деятельности.

В связи с этим они вправе:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных акциях;

Выдвигать предложения о назначении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

Оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные объекты;

Предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.

Непосредственное участие граждан в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды обеспечивает проведении в рамках оценки хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду общественных слушаний референдумов и изучение их мнения иными способами до принятия решений о деятельности, негативно влияющей на природную среду. Предложения, полученные такими способами, должны учитываться при доработке проектной документации, решении вопроса о возможности или невозможности намечаемой деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане могут непосредственно принимать участие в формировании и осуществлении экологический политики, принятии экологически обоснованных решений путем обжалования действий (решений) и бездействий государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном или административном порядке.

Таким образом, граждане могут предъявлять иски в суд о признании недействительными решений государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, консервации и т.д. предприятий и иных организаций, деятельности, оказываемой негативное воздействие на окружающую среду, заключений государственной экологической экспертизы, о приостановке, ограничений, прекращении экологически опасной деятельности.

Наделение правами невозможно без возложения на граждан обязанностей по сохранению природы и окружающей среды, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать природоохранное законодательство, требования по охране окружающей среды, правила охраны отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности; животного мира, природно-заповедных объектов, атмосферного воздуха.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических прав граждан России»

Введение

1. Понятие права на благоприятную окружающую природную среду, его содержание, юридическая природа и место в системе прав человека и гражданина

1.1 Понятие и содержание права на благоприятную окружающую природную среду

1.2 Право на благоприятную природную среду как элемент правового статуса личности

2. Место права на благоприятную окружающую природную среду в системе права человека и гражданина

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жизнь и здоровье человека представляют собой высшую ценность в любом цивилизованном обществе. Одним из условий обеспечения данных благ является наличие такого качества окружающей природной среды, которое делает ее наиболее пригодной для жизни человека.

Между тем следует констатировать резкое ухудшение экологической обстановки во всем мире, что поставило вопрос о выживании человечества и уже нанесло колоссальный ущерб жизни, здоровью и имуществу миллионов людей. Данные проблемы давно уже вышли за узкие национальные рамки и не могут считаться исключительно внутренним делом любого государства. Данный тезис подтверждает углубляющееся международное сотрудничество государств в области прав человека, к числу которых относится и данное право.

Актуальность данной проблематике придает и наличие определенных недостатков в экологическом законодательстве, несовершенство механизмов гарантий данного права. Вступление России в новую фазу исторического развития привело к увеличению числа факторов, неблагоприятно отразившихся на состоянии окружающей природной среды. К таковым следует отнести снижение финансового обеспечения экологических программ, вызванное глубоким экономическим кризисом в стране, постройка иностранными фирмами экологически грязных производств, ввоз ими и размещение на территории России вредных отходов и т.д. Все это придает определенную специфику российским экологическим проблемам.

Наряду с этим, актуальность теме придает и огромная нравственная ценность данного блага. В настоящий момент благоприятное качество окружающей природной среды следует рассматривать как достояние всего человечества, в связи, с чем нынешнее поколение землян не имеет морального права распоряжаться этим богатством в ущерб будущим поколениям. Наконец, потребность в углубленном изучении права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду вызвана недостаточной разработкой этой проблемы с позиций конституционного права. право природный экологический гражданин

Целью данной работы является выявление содержания и юридической природы права на благоприятную окружающую природную среду, его места в системе других прав человека и гражданина; анализ системы его гарантий, определение основных путей развития законодательства. Для достижения указанной цели предполагалось решить следующие задачи:

1. Определение понятия, содержания и юридической природы права на благоприятную окружающую природную среду;

2. Выявление динамики формирования и развития данного права;

3. Выявление соотношения права человека и права гражданина на благоприятную окружающую природную среду;

4. Исследование форм и стадий реализации данного права;

5. Определение его места в системе других прав человека и гражданина;

6. Разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности в этой сфере;

7. Выявление системы внутригосударственных и международных гарантий данного права.

1. Понятие права на благоприятную окружающую природную среду, его содержание, юридическая природа и место в системе прав человека и гражданина

Существует несколько точек зрения по поводу понятия права на благоприятную окружающую среду. Ю.С. Шемчушенко считает, что благоприятная окружающая среда - это не только здоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая и экологически устойчивая, эстетически богатая и разнообразная среда обитания. По мнению М.И. Васильевой право на здоровую окружающую природную среду - это неличная, конкретная, принадлежащая субъекту, непрерывно реализующаяся, закрепленная в законе, гарантируемая и охраняемая государством возможность потреблять и использовать безопасные для здоровья (естественные) природные блага, а так же требовать от государства, всех других граждан и юридических лиц выполнения их обязанностей по охране здоровья населения при осуществлении природопользования и иной экологически значимой деятельности и в случае нарушения этих положений прибегнуть к государственной или общественной защите (самозащите).

Последнее определение из всех существующих является наиболее удачным, однако, и наиболее громоздким. В нем перечислены все правомочия гражданина по поводу благоприятной окружающей природной среды, указаны даже стадии реализации данного права. Однако не показано различие между правом человека и правом гражданина на благоприятную окружающую природную среду, не указаны гарантии данного права.

В современном смысле данное право сформировалось в результате решений Стокгольмской конференции 1972 г. и развившей ее положения Декларации Принципов, принятой на международной конференции по окружающей среде и развитию 1992 г.

Право человека на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого человека, народов и всего человечества существовать при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.

Объектом права человека на благоприятную окружающую природную среду следует считать такое качественное состояние мировых экологических систем, которое является основой множества производных от них материальных и нематериальных благ и условий, гарантирующие жизнь, здоровье и развитие настоящего и будущего поколений людей.

При анализе международного аспекта права на благоприятную окружающую природную среду его субъектами могут быть признаны не только отдельные люди, но и их общности (социальные группы, народы, народности, все люди планеты). При анализе внутригосударственного аспекта его субъектами являются граждане и народы России, весь многонациональный Российский народ, а также иностранные граждане и апатриды, находящиеся на территории Российской Федерации.

Право человека на благоприятную окружающую природную среду является неотъемлемым, всеобщим и равным для всех людей. Следует отметить, что на данный момент оно недостаточно четко зафиксировано в международном праве. Основные его элементы содержатся в Принципах Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., которая не является юридически обязательным документом. В связи с этим предлагается принятие международной Конвенции или многостороннего международного договора по охране права человека на благоприятную окружающую природную среду. Это позволит осмыслить проблему в целом и поможет лучше скоординировать усилия международного сообщества по решению экологических проблем и реализации права человека на благоприятную окружающую природную среду. До сегодняшнего дня данная проблема решается либо на уровне международных конвенций и договоров по охране отдельных природных ресурсов или объектов, либо в декларациях, которые не носят юридически обязательного характера.

Право на благоприятную окружающую среду отражено в той или иной формулировке в конституциях семи государств - участников Содружества Независимых Государств. Надо отметить, что такая тенденция к закреплению этого права в Основном законе широко проявляется в современном мире. Данное право отражено во всех новых конституциях зарубежных стран, хотя его декларация выражена различными терминами. Например, Конституция Бразилии гарантирует, что “каждый имеет право на экологически уравновешенную окружающую среду”!?! Конституция Южной Кореи провозглашает право на “здоровую и приятную окружающую среду”!?! Конституция Португалии говорит о “здоровой и экологически уравновешенной окружающей среде».

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. определяет благоприятную окружающую среду как совокупность земли, недр, почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов, а также озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, качество которых обеспечивает устойчивое функционирование компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

В понятие качества окружающей среды при этом вкладывается ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Такое подробное толкование этого и многих других понятий дано законодателем впервые, что значительно облегчило понимание специфичных категорий экологической отрасли права. Следует также отметить, что формулировки Закона достаточно полно учли накопленный к этому времени научный опыт.

Исходя из того, что в науке права традиционно делятся на группы, право на благоприятную окружающую среду отнесено к социально-экономической группе. При этом следует отметить, что в силу своей универсальности оно обладает свойствами личных прав, например права на жизнь. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Возможно, в силу этого обстоятельства Конституция РФ право на благоприятную окружающую среду провозгласила для каждого, не разделяя на категории - права человека и права гражданина (ст. 42), в отличие от некоторых других конституционных прав.

1.1 Понятие и содержание права на благоприятную окружающую природную среду

В предлагаемом международно-правовом документе должны быть отражены следующие элементы данного права: право человека требовать от государств и международных организаций, чтобы они в своей деятельности при разработке собственных ресурсов не наносили ущерба окружающей природной среде; право человека требовать, чтобы международные действия в области окружающей природной среды были направлены на удовлетворение потребностей всех стран, в том числе наиболее экологически уязвимых; право человека требовать ограничения и ликвидации опасных и нежизнеспособных моделей производства и потребления; право человека на доступ к международной информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении различных государств; право человека участвовать в решении международных проблем, касающихся окружающей среды; право человека на эффективные судебные и административные процедуры, включая возмещение причиненного ущерба; право человека участвовать в оказании помощи пострадавшим от экологических правонарушений народам и государствам; право человека пользоваться защитой международного сообщества от угроз, которые вызваны глобальными экологическими правонарушениями и право человека и народа участвовать в международном сотрудничестве в защите окружающей природной среды.

Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды.

Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения. Особенности экологической правоспособности как юридической возможности обладать закрепленными в законодательстве правами и обязанностями, реализующимися в сфере охраны окружающей среды, связаны с естественным, прирожденным характером субъективного права, предпосылкой которого является экологическая правоспособность: правом на благоприятную окружающую среду человек обладает на протяжении всей жизни, оно неотделимо от него и является необходимым условием существования. Применительно к этому праву человека отличие отраслевой правоспособности - как своеобразного "права на право" - от самого субъективного права имеет не более чем схематичный характер (субъективное право конкретно - правоспособность абстрактна), поскольку момент возникновения того и другого во времени неразделим. Право на благоприятную окружающую среду, взятое как "право-пользование" (пассивное пользование социальным благом - состоянием факторов окружающей среды), не требует для своей реализации наличия специальных условий, относящихся к субъекту, не предполагает наличия у него особых юридических качеств или специальной правовой формы. Момент возникновения способности к активному осуществлению права, когда того требуют обстоятельства, связывается с наличием дееспособности. Такие аспекты субъективного права, как "право-поведение" ("право-возможность"), а также "право-требование" и "право-притязание", осуществимы в присутствии дееспособности, наступление которой зависит от характера и второй отраслевой принадлежности (административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой) правоотношений, в которые вступает субъект, реализуя, например, свое право создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды, принимать участие в референдумах по природоохранным вопросам, участвовать в проведении общественной экологической экспертизы, предъявлять в суд иски о возмещении экологического вреда и т.п. Возникновение обязанности граждан по охране природы в нравственном, этическом смысле связывается с процессом становления личности, с осознанием человеком своих действий и поступков. Возложение правовой обязанности сопряжено с моментом открытия вида юридической ответственности. В связи с тем что право на благоприятную окружающую среду неотделимо от личности и непередаваемо, с достижением полной общеотраслевой дееспособности ее различение с правоспособностью утрачивает практический смысл, и обе эти стороны правосубъектности образуют единую праводееспособность.

1 .1 Понятие и содержание права гражданина на благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа Российской Федерации существовать при таком состоянии биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

Рассматриваемое право включает в себя следующие элементы:

1. Право граждан пользоваться благоприятным для жизни и здоровья качеством окружающей природной среды

2. Право требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды

3. Право требовать возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

На основе анализа права человека на благоприятную окружающую природную среду сделаны предложения по внесению еще одного элемента данного права, о. чем упомянуто выше.

Право человека и право гражданина на благоприятную окружающую природную среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека являются общественные отношения по поводу состояния биосферы Земли в целом, благоприятное состояние которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., в то время как субъектами права гражданина будут являться только граждане России и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды). Следует отметить, что в Концепции перехода к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., содержащей план действий России по такому переходу, сделана попытка приблизиться к международным стандартам в области права человека на благоприятную окружающую природную среду. В частности, в Концепции воспринято предложение Декларации принципов Рио-де-Жанейро по усилению роли отдельных социальных групп (например, молодежи) в осуществлении мероприятий по переходу к устойчивому развитию.

Права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду принципиально различаются и по средствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую природную среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов Российской Федерации, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы (процедура 1503 в ООН, процедуры Совета Европы и т.д.).

Сформулированное в ст. 42 Конституции РФ и отраслевом законодательстве право граждан РФ на благоприятную окружающую природную среду в целом не противоречит позиции международного сообщества по данному вопросу. Однако на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. было сформулировано в принципе 10 одно важное правомочие человека по поводу окружающей природной среды, посвященное возможности человека участвовать в процессе принятия решений, могущих отразиться на состоянии окружающей природной среды, которое не было учтено российским законодателем при подготовке текста ст. 42 Конституции. Закрепление данного правомочия в Конституции РФ, являющейся актом высшей юридической силы и прямого действия на территории страны, позволит усилить правовую охрану данного блага и приблизиться к международно-правовым стандартам в области прав человека.

Реализация права гражданина на благоприятную окружающую природную среду возможна не только в правоотношениях, но и в экономических, политических, моральных и иных отношениях. Такой подход к реализации данного права вполне оправдан, поскольку данное благо несет в себе глубокий нравственный смысл и затрагивает многие сферы общественных отношений, в связи, с чем его реализация чисто правовыми способами не всегда дает нужный результат. Для его реализации наряду с правотворческой деятельностью государства необходимо и наличие высокой культуры прав человека, как у граждан России, так и должностных лиц, осознание ими своей ответственности за состояние окружающей природной среды перед будущими поколениями людей.

Право на благоприятную окружающую природную среду находится в состоянии непрерывной, постоянной реализации. Моментом возникновения права на благоприятную окружающую природную среду следует признать рождение человека либо его приезд на территорию Российской Федерации. Юридическим фактом, прекращающим право на благоприятную окружающую природную среду, является физическая смерть либо выезд за пределы Российской Федерации;

В отличие от права на благоприятную окружающую среду, закрепленные в той же 42 статье Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, не обладают подобными признаками.

Указанными правами граждане обладают всегда, но реализуют их лишь время от времени. Отличительной особенностью реализации права на благоприятную окружающую природную среду по сравнению с особенностями реализации права на информацию и права на возмещение ущерба является то, что два последних должны осуществляться путем личных действий. Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды следующий. Первая стадия - это возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право по Конституции принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории РФ независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

Вторая стадия заключается в направлении гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию - это стадия готовности к реализации.

Получение необходимой информации является третьей стадией - стадией непосредственной реализации.

Для права же на благоприятную окружающую природную среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей природной среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

Право на благоприятную окружающую природную среду - это субъективное право граждан, равно как и все конституционные права вообще. Оно адресовано каждому лицу, находящемуся на территории РФ.

В указанном праве также могут быть выделены традиционные правомочия - элементы права.

Право пользования - то есть возможность пользоваться природой как естественной средой обитания, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности. Из проанализированных в диссертации нормативных актов следует, что граждане пользуются благоприятной окружающей природной средой в случаях, когда ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и т.д. В некоторых зарубежных государствах (например, США) в нормах права и судебной практике урегулирован и такой аспект, как право пользования эстетическим богатством природных объектов. Однако в Российской Федерации в настоящий момент данный аспект не урегулирован нормами права.

Право требование - то есть наличие правовой возможности у субъекта права требовать совершения определенных действий от обязанных лиц, а именно - заставить, понудить обязанное лицо не препятствовать и создать необходимые условия для реализации рассматриваемого права.

Право действие - это наличие у гражданина возможности совершения собственных положительных действий по защите своего нарушенного субъективного права на окружающую природную среду надлежащего качества. Данная возможность действия означает, что

Управомоченный не обязывается на совершение действия, а ему принадлежит свобода выбора в его осуществлении (он может пойти на митинг под экологическим лозунгом, а может и не пойти);

Управомоченному не предписывается и строго определенный вид поведения (он вправе пойти на митинг под экологическими лозунгами, чтобы отстоять свое право на благоприятную окружающую природную среду, может принять участие в пикетировании администрации и т.д.). Здесь имеется только один критерий - пути, средства, формы и содержание реализуемого права должны соответствовать интересам общества, т.е. не нарушать права и интересы других лиц, не посягать на общественную безопасность, не призывать к насильственному свержению государственного строя и т.д.

Одной из указанных выше возможностей по совершению собственных действий, направленных на защиту своего субъективного права на благоприятную окружающую природную среду, является право на создание общественных экологических объединений с целью совместного сотрудничества в достижении надлежащего качества окружающей природной среды.

Право притязание - это возможность для защиты своего права на благоприятную окружающую природную среду прибегнуть к мерам государственного принуждения. Отправной точкой для использования данного права является осознание и доказанное утверждение факта ухудшения состояния окружающей природной среды под воздействием определенной экологической проблемы.

1.3 Место права на благоприятную природную окружающую среду в системе прав человека и гражданина

Выявлена взаимосвязь и взаимообусловленность указанного права с такими правами, как право на жизнь, на достоинство личности, на охрану здоровья, на информацию, на развитие, на мир, а также иными правами человека и гражданина.

Право на благоприятную окружающую природную среду особенно тесно связано с правом на жизнь. Взаимосвязь между указанными правами все более отчетливо начинает прослеживаться в последние годы, когда в перечне прав человека и гражданина на первый план выдвинулось право каждого на жизнь в условиях мира и здоровой окружающей среды обитания. Каково бы ни было значение для человека гражданских, политических и иных прав, в случае, когда испорчены все окружающие человека природные компоненты - воздух, вода, земля и т.д., если сам факт существования приносит человеку физические и психические страдания вплоть до смерти в результате экологической катастрофы или ядерной войны, теряется смысл всех иных прав.

Связь рассматриваемого права с правом на охрану здоровья заключается в том, что под влиянием неблагоприятного качества окружающей природной среды в последние десятилетия в мире появились болезни, вызываемые исключительно экологическими факторами. В научной литературе описан ряд случаев массового хронического отравления кадмием (болезнь «Итай-итай»), ртутью (болезнь «Минамата») и другие.

Следует отметить, что право на благоприятную окружающую природную среду тесно связано и с таким правом, как право на мир. Дело в том, что состояние и сохранность окружающей среды, само существование человечества и всего живого на Земле подвергаются огромной опасности в условиях войн и военных конфликтов. Трата государствами части национального дохода на военные нужды ведет к появлению угрозы качеству окружающей природной среды. Это проявляется в дополнительном загрязнении среды военными предприятиями, происходит чрезмерное расходование дефицитных сырьевых ресурсов, разрушение среды во время военных маневров, нерациональное использование земли под базами, военными аэродромами, угроза здоровью населения при испытании ядерного и химического оружия, или просто от хранения их на складах и т.д. Развязывание же ядерного конфликта, опасность чего сохраняется до сих пор, может привести к такому разрушению окружающей среды, при котором жизнь на планете совсем прекратится.

Определенная связь имеется и между правом на благоприятную окружающую природную среду и культурными правами человека. В рамках взаимодействия права на благоприятную окружающую среду и культурных прав следует отметить его особую связь с правом на образование. Массовое осуществление последнего есть условие культурного и научного процветания страны и имеет огромное значение для реализации всех групп прав, особенно рассматриваемого, имеющего огромный духовный и нравственный смысл. Нормальное его осуществление возможно только при достаточно высоком уровне общей и юридической культуры. Так, защита данного права предполагает понимание субъектом его сути, знание механизма и стадий его защиты, органов государственной власти, к которым следует обращаться за информацией и т.д.

В формирующейся системе гарантий права человека на благоприятную окружающую природную среду можно выделить как общие политические, экономические, социальные, духовные и правовые гарантии, обеспечивающие реализацию и защиту практически всех прав человека и гражданина, так и действие специальных политических, экономических и т. п. гарантий, обеспечивающих реализацию конкретного права. Их анализ позволяет выявить «слабые» стороны действующего социально-юридического механизма и внести определенные предложения по его совершенствованию.

По своей сущности внутригосударственные гарантии права на благоприятную окружающую природную среду представляют собой систему социально-экономических, политических, духовных, нравственных и правовых условий и средств защиты, направленную на удовлетворение благ, потребностей и интересов человека в области качества окружающей природной среды. Основной функцией гарантий является исполнение обязательств государства, иных обязанных субъектов в сфере реализации рассматриваемых прав человека и гражданина.

В результате произведенного анализа системы внутригосударственных гарантий права на благоприятную окружающую природную среду видно, что роль различных видов гарантий не одинакова. Наибольший вес из общесоциальных гарантий имеют экономические гарантии, затем идут духовные и политические.

Одной из основных экономических гарантий данного права является нормальная экономика, при которой предприятия, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, были бы платежеспособны. В этом случае, с одной стороны, они были бы в состоянии внедрять более совершенные системы очистки или природоохранные технологии, а с другой стороны, в случае нарушения экологического законодательства имелась бы возможность взыскать с них штраф. В настоящее время и первый вариант, и второй достаточно проблематичены.

Юридические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду - это система государственно-правовых условий и средств их осуществления, к числу которых относятся не только законы и подзаконные акты, но и деятельность различных государственных учреждений, а также органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Из юридических гарантий особое место принадлежит международно-правовым и государственно-правовым гарантиям.

Конституция, являясь основным законом государства, не только провозглашает конкретное право гражданина, но и закладывает основы принципов деятельности государства, должностных лиц и граждан, которая призвана благоприятствовать реализации данного права. Конституционные гарантии, с одной стороны, играют немаловажную роль в механизме внутригосударственных гарантий, а с другой - обусловливают правовую основу использования гражданином средств международной защиты права.

Заключение

Определенной гарантией защиты наиболее важных конституционных прав человека служат также следующие конституционные права: на объединение для защиты своих интересов!?! собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование!?! участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Немаловажным для реализации экологических прав является право на получение квалифицированной юридической помощи. На обеспечение экологической безопасности, природопользования, конкретизацию сфер ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам охраны окружающей среды направлены, в частности, и положения Конституции РФ, определяющие основы федеративного устройства. Эти вопросы составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так же как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами!?! особо охраняемые природные территории!?! земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды!?! защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать отвечающее общественным потребностям природоохранительное законодательство, которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан.

Ответственность, хотя бы моральную, за экологические беды граждан и всего общества несут прежде всего российские законодатели. Закрепление в Основном законе и других актах природоохранительного законодательства экологических прав означает для законодателя необходимость учета их смысла и содержания при развитии и совершенствовании всего российского законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды. Особая ответственность лежит на законодателе в связи с тем, что в настоящий исторический период практически обновляется или вновь создается весь нормативно-правовой массив.

Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду ставит перед органами законодательной власти три основные взаимосвязанные задачи. Первая, касается создания законодательных основ обеспечения охраны окружающей среды в России. Вторая задача состоит в том, чтобы в законодательстве были закреплены правовые экологические меры, которые в перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача заключается в определении необходимых правовых средств и гарантий защиты нарушаемых экологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность защиты и обеспечения, экологических прав граждан без формирования системы отвечающего общественным потребностям экологического законодательства.

Задача создания в ближайшей перспективе современного законодательства является первостепенной для России. Закон «об охране окружающей природной среды» хотя и содержит ряд прогрессивных экологических мер и требований, но, как показала практика имеет ограниченный эффект. Причина этого не в его дефектах, она главным образом в том, что последоательная реализация его положений требует их развития в самостоятельных законов, правительственных постановлений и нормативных актов специально уполномоченных государственных органов. В Россиискои Федерации необходимо, прежде всего, принять пакет законов в области ядерной безопасности, об отходах а и потребления, об использовании агрохимикатов. Одновременно при развитии и совершенствовании природоресурсового, предпринимательского, гражданского, уголовного, администлативного и иного законодательства, реализация которого связана с охраной окружающей среды, в нем должен быть обеспечен учет экологических требований конституционных прав граждан.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ Об охране окружающей среды (с изменениями на 14 июля 2008 года)

2. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону № 2060-1 от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». М. 1993.

3. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000!?! Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998.

4. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования / Автореферат диссертации доктора юридических наук. М. 1992. С.22.

5. Герасименко Н.В. О совершенствовании правового регулирования системы платежей за пользование природными ресурсами.//"Законодательство и экономика", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2004 г.

6. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. - 1994. - N 8,9. С.123.

7. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ, 1998. С.69, 222-223, 449.

8. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права// Государство и право. - 1998. - N 9. - С.26, 27.

9. Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.: Новый юрист, 1998. Гл.9.

10. Злотникова Т.В. Проект Конвенции об экологической безопасности. Зеленый мир, 1998. - N 30.- С.12.

11. Колбасов О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект). - Советское государство и право. - 1988. - N 12. С.48.

12. Миронов О.О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2002. - С.8.

13. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ (В.Г. Вишняков, Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Л.И. Васильева, А.Л. Гравина, Н.М. Казанцев, Т.В. Конюхова, Е.Л. Минина, Е.Н. Трикоз, А.Н. Чертков, "Журнал российского права", N 2, февраль 2005 г.)

14. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2004 г.

15. Петров В.В. Экология и право. - М.: Юридическая литература, 2003. С.36.

16. Пахарева Г.В. Проблемы эффективного финансирования мероприятий по воспроизводству, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов в федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 год.//"Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2004 г.)

18. Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М.: ОСЬ-89, 2001. С.42.

19. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

20. Сенокосов Л.Н., Петрунин В.В., "Платежи за пользование природными ресурсами (ответы налогоплательщикам)" //"Законодательство", 2003,

21. Шишко А.С. Предупреждение трансграничного загрязнения / Международно-правовые проблемы. - Киев. - 2002. - С.18.

22. Экологическое право России. Сборник нормативных актов. - М.: БЕК, 2002. - С.3-6.

23. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности (З.В. Каменева, "Законодательство и экономика", N 1, январь 2004 г.)

24. Экологическая безопасность как институт экологического права (Н.Н. Веденин, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2001 г.)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству. Особенности права на благоприятную окружающую среду, его соотношение с другими экологическими правами. Проблема реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Главные подходы к определению сущности прав. Этнические, языковые и религиозные меньшинства и народы. Соотношение понятий "права" и "свободы". Право на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии. Гарантирование прав человека в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Понятие и виды экологических прав человека: на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного правонарушением. Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2015

    Право граждан на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Анализ социально-экономических прав граждан. Формы, системы, размеры оплаты труда. Основные признаки отпуска. Право на благоприятную окружающую среду и социальное обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Особенности права на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Производство и (или) эксплуатация передвижных источников. Основные нарушения законодательства и правил ведения охотничьего хозяйства и охоты.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2012

    Обращения граждан в защиту экологических прав, права на благоприятную окружающую среду, получение и распространение экологической информации. Экологические обязанности граждан в области земле-, водо-, лесо-, недропользования, пользования животным миром.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Правовое регулирование охраны окружающей среды и рационального природопользования. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба. Жалоба на неправомерные действия органа местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2010

    Право граждан на благоприятную окружающую среду. Особенности источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства. Формы права собственности на природные ресурсы. Направления правовой охраны окружающей человека среды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема реализации права на благоприятную окружающую среду

студент Галилов Борис Русланович

Аннотация

Ключевые слова:

экологическая безопасность, охрана окружающей среды

Currently, the environmental situation in Russia leaves much to be desired. That is why this topic is very relevant today. And if we in the shortest time will not change their attitude towards nature, we are with you for a disaster.

environmental safety, environmental protection

В настоящее время экологическая обстановка в России оставляет желать лучшего. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. И если мы в кротчайшие сроки не изменим свое отношение к природе, то нас с вами ожидает катастрофа.

Согласно 42ст. Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»

А 45ст. Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»

Как мы видим каждый человек, и гражданин в Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и защита его прав гарантируется государством. Но, что же мы видим на самом деле? Улицы, погрязшие в мусоре, заповедные территории, утопающие в море бытовых отходов. Возникает справедливый вопрос «как все это сочетается с правом на благоприятную окружающую среду?». Вот именно, что никак. И тут каждый из нас имеет право начать ругать государство, в том, что оно не выполняет свои обязанности, и каждый из нас отчасти будет прав, но только отчасти.

Конституция РФ провозглашает, что Российская Федерация - это социальное государство. И прежде, чем продолжить хотелось бы дать определение, что же такое социальное государство: «Социальное государство -- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся».

Из этого определения становится понятным, какая главная цель социального государства - достижение достойного уровня жизни всеми гражданами. Но разве возможно достижение этой цели без создания благоприятной окружающей среды? Разве можно жить достойно по колено, погрязнув в мусоре? Более того загрязнение окружающей среды негативно сказывается на здоровье население, а право на охрану здоровья как известно это еще одно не отъемлемое Конституционное право каждого гражданина. Исходя из всего этого, можно сделать логический вывод о том, что экологическая безопасность граждан и охрана окружающей среды должны быть приоритетными направлениями деятельности государства. На федеральном уровне должны разрабатываться программы целью, которых будет оздоровление экологической обстановки в стране. Должны проводиться экологические экспертизы предприятий деятельность, которых способна негативно влиять на окружающую среду. Эти и другие полномочия государственных органов закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Но, к сожалению, насколько мы можем судить, реализуются крайне плохо. На это есть свои причины, в том числе и тотальная коррупция в органах государственной власти.

Но нужно ли во всем винить государство? Справедливо ли его винить во всем? Если задуматься, что каждый из нас делает для оздоровления экологической обстановки? Что каждый из нас делает, чтоб обстановка хотя бы не ухудшалась? Вопросы риторические и ответа не требуют, он и так ясен. Конечно, всегда проще всю ответственность переложить на кого-нибудь другого, на правительство, на государственную думу, на органы местного самоуправления. Однако следует напомнить, что 45 статья Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.»

А это означает, что каждый из нас вправе защищать свое право на благоприятную окружающую среду самостоятельно. Поэтому перекладывать всю ответственность на органы государственной власти, по крайней мере, немного не справедливо. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены способы влияния граждан на оздоровление экологической обстановки, так статьей 11 данного закона определены права и обязанности граждан в отношении охраны окружающей среды

Пользуемся ли мы правами, прописанными в вышеприведенной статье? К сожалению, но большинство граждан даже не догадываются об их существовании. Соблюдаем ли мы обязанности в области охраны окружающей среды? Нет, нам порой трудно дойти до урны, чтобы выбросить в нее бумажку, нам трудно убрать за собой мусор после проведенного пикника на природе. Вроде бы это мелочи, но последствия глобальны.

Законодательство если не полностью, то в достаточной степени регулирует вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Проблема здесь именно в реализации этого законодательства. И вина в этом в большей степени лежит на нас самих, мы недостаточно правообразованы, чтобы знать и реализовывать свои права, а порой нам просто лень их реализовывать.

Что же нужно сделать для оздоровления экологической обстановки? Мы видим следующие пути решения данной проблемы:

Как говорится, если хочешь изменить мир нужно начинать с себя. Для начала необходимо просто следить за собой и выполнять обязанности по отношению к природе, то есть перестать мусорить, бросать бутылки банки и прочие отходы в урну, а не рядом, убирать за собой после отдыха, не жечь костров, в общем, нужно начать бережно относится к окружающей нас с вами природной среде.

Нужно уже начать защищать свое право на благоприятную окружающую среду, участвовать в экологических экспертизах, которые проводит государство, проводить собственные независимые экологические экспертизы, митингами и другими предусмотренными законом способами обращать внимание федеральных и муниципальных властей на ту или иную экологическую проблему, благо закон предусматривает различные способы влияния граждан на власть.

Самостоятельно на добровольных основах проводить экологические акции, субботники. окружающий экологический обстановка оздоровление

Писать экологические проекты, и реализовывать их с помощью некоммерческих организаций и государственных грантов.

Нужно начать действовать, а не просто сотрясать воздух словами, и тогда возможно экологическая обстановка начнет улучшаться. Каждый гражданин Российской федерации должен осознать, что если он сам не будет решать свои проблемы, их за него никто не решит. Конечно, государство обязано обеспечивать соблюдение Конституционных прав, но к сожалению в настоящее время это не всегда возможно, именно поэтому наша судьба только в наших руках. И только тогда когда мы начнем ответственно относиться к окружающей среде, экологическая обстановка вокруг нас начнет улучшаться.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.

2. Социальное государство // Электронная энциклопедия Википедия - URL: wikipedia.org (дата обращения:12.01.14)

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологическая функция государства. Нормирование в области охраны окружающей среды. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Пользование животным миром. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологический мониторинг и экспертиза.

    шпаргалка , добавлен 24.06.2005

    Оценка окружающей природной среды в районе расположения горнодобывающего предприятия. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Оценка воздействия объекта на окружающую природную среду при складировании отходов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

    Мониторинг экологической обстановки в Российской Федерации, его необходимость и практическое применение. Нарушения экологической ситуации в нашей стране, их последствия для окружающей среды и человека. Меры, принятые государством по их предотвращению.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Оценка воздействия на окружающую среду винного завода. Комплексные мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды. Заявление об экологических последствиях деятельности. Проведение общественных слушаний и экологической экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2014

    Системы охраны окружающей среды (ООС). Основные задачаи системы государственного мониторинга окружающей природной среды и методы их реализации. Кадастры природных ресурсов государства. Эколого - экономическая модель оценки качества окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2008

    Организационно-правовые основы оценки воздействия на окружающую среду. Изучение состояния и тенденций развития системы экологической экспертизы в России. Порядок организации, стадии и основные этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2016

    Оценка состояния окружающей природной среды в районе расположения объекта. Расчет выбросов загрязняющих веществ в период строительства. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Мероприятия по сокращению отходов.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2011

    Оценка современной экологической обстановки в Алтайском крае. Проблема охраны вод и загрязнений атмосферы. Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Проблема радиоактивного загрязнения и влияние отходов на экологическую обстановку.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Характеристика окружающей среды в районе проведения работ по строительству производственного здания инсинераторной установки типа ИН-50.4 и ИН-50.2 ФГУП "Росморпорт". Покомпонентная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Понятие, правовая основа, принципы и методы, этапы проведения, процедура подготовки оценки воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды и продуктов питания, концентрации вредного вещества в единице объема, массы или поверхности.