Конституционные гарантии права на жизнь. Право на жизнь и его конституционные гарантии Конституционные гарантии права на жизнь



В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения. *


* Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 1996. С. 159.

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны государства ни при каких обстоятельствах.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь.

Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие ограничения свободы возможны только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Законодательство Российской Федерации содержит уголовно- и гражданско-правовые средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение человека (ст. 126), незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету (ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский кодекс РФ предоставляет человеку возможность требовать в порядке гражданского судопроизводства опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152).

Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом (например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного проникновения в жилище для выполнения следственных действий: выемки, обыска, наложения ареста на имущество, осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175, 178-179 УПК РФ) или на основании судебного решения. При этом под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Мысль - это процесс внутренней психической деятельности человека, связанный с определением им своего отношения к явлениям внешнего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении.

Иначе обстоит дело со свободой слова (то есть правом объективировать свои мысли), наличие которой в значительной мере зависит от характера политического режима, существующего в данном государстве.

Российская Федерация, провозглашая себя демократическим государством, гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» *. К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14).

* СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. «Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения...» (ст. 19). Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26).

Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации - национальное достояние России. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации действует Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» * (в редакции от 24 июля 1998 г.), который направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.


* Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» * институт прописки был отменен и введен регистрационный учет граждан.


* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939: СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2144: СЗ РФ. 1997. № 8. Ст. 952.

Право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации указанного права установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (в редакции от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».*


* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.


Смотрите также:

В современных условиях под влиянием катаклизмов, войн, природных и техногенных катастроф, болезней, заказных убийств, террористических акций и иных преступлений ценностные атрибуты жизни и смерти утрачивают свою значимость. Многие этические нормы предаются забвению. Поэтому проблемы обеспечения права на жизнь сегодня особенно актуальны и злободневны, находятся в центре внимания мирового сообщества, российских ученых, общественности.

Специфика общественных отношений, охраняемых конституционным правом личности на жизнь, выражается в отсутствии специальных экономических (материальных) гарантий этого права. Разумеется, охрана права на жизнь требует известных финансовых затрат (расходы на содержание органов внутренних дел, прокуратуры и т. д.), но эти затраты необходимы для охраны и других конституционных прав, а следовательно, не могут рассматриваться в качестве специальных гарантий данного права. Следует, однако, заметить, что социальная сфера жизнедеятельности личности не может существовать автономно, независимо от источников ее материального финансирования. Любая самая оптимальная государственная программа, преследующая целью разрешение социальных проблем, нуждается в процессе своей реализации в определенных материальных затратах.

Гарантии реализации права на достаточный уровень жизни создают условия нормального пользования пищей, одеждой, жилищем, они обеспечивают свободу от голода. А эти факторы, в свою очередь, выступают в качестве предпосылок формирования политической стабильности, общественного порядка и иных условий нормальной реализации права на жизнь. Государственная политика в сфере социальной поддержки личности закреплена на конституционном уровне (ст. 37-41 Конституции Российской Федерации), а также в текущем законодательстве. Ежегодно публикуемые «Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации» являются своеобразным отражением сложившейся в обществе социально-политической ситуации, ее «больных» мест. Безусловно, от реальности предпринимаемых государством мер по созданию условий благоприятствования для указанных категорий лиц зависит возможность реализации права на жизнь как их самих, так и окружающих.

Помимо указанных факторов, показателями благополучия общества может служить продолжительность жизни его членов, а так же уровень детской смертности. Приходится с сожалением констатировать, что демографические процессы в России развиваются негативно, а ожидаемая продолжительность жизни сокращается. Согласно сообщениям печати, среди европейских стран младенческая смертность выше всех в странах СНГ, вплотную к нам приблизилась лишь бывшая Югославия. Причины подобного положения дел разнообразны и разномасштабны: от экологического неблагополучия и острого дефициты медицинской техники и лекарственных средств до снижения качественных характеристик репродуктивной способности населения. Несомненно, данная проблема является самой животрепещущей. Ей должно отводиться приоритетное место в системе государственных интересов, так как эффективность ее решения, в конечном счете, предопределяет будущее России. Однако положительный результат может быть достигнут только в условиях позитивного взаимодействия всех социальных факторов. Полагаю, что меры, направленные на нейтрализацию вышеуказанных негативных факторов, могут быть рассмотрены в качестве общей социально-экономической гарантии основных гражданских и экономических прав личности, включая, в первую очередь право на жизнь.

Период коренных преобразований в России сопровождается резким ростом общекриминальной преступности. По мнению российского Президента РФ В.В. Путина, «преступность сегодня представляет собой угрозу национальной безопасности России». Ежегодно в Российской Федерации регистрируется почти 3 млн. преступлений, среди которых 1,7 млн. тяжкие и особо тяжкие - убийства. Каждый год в России совершается более 30 тыс. убийств, более 7,7 тыс. убийств не раскрыто. Преступность как социальное явление является зеркальным отражением переживаемых обществом катаклизмов. Нетрудно заметить непосредственную связь, в первую очередь, между особенностями социально-экономической ситуации в обществе и спецификой преступных посягательств. В настоящее время, например, отмечен рост преступных посягательств в сфере экономики, налогообложения, свободы и безопасности личности. Безусловно, подобный вал криминальных проявлений, помимо прямой угрозы правам личности, представляет собой и косвенную угрозу. Это, в частности, выражается в том, что огромные суммы государственного бюджета правительство вынуждено расходовать на борьбу с преступностью, тогда как эти средства могли бы быть использованы для поддержки таких жизнеобеспечивающих областей, как медицина, экология и т.д.

Политические и социальные внутригосударственные катаклизмы, как правило, негативно отражаются на всей системе государственного контроля в сфере безопасной жизнедеятельности личности. Повсеместное разгосударствление и приватизация отраслей промышленности, транспорта, медицины и т.д., помимо ожидаемых позитивных плодов здоровой конкуренции, повлекло за собой частичную стагнацию в области государственного надзора за соблюдением в этих сферах мер безопасности, призванных защищать человеческую жизнь. В то время, как каждое цивилизованное государство на первое место во внутригосударственной политике ставит благополучие своих граждан, в России механизм государственного централизованного контроля за деятельностью негосударственных предприятий, компаний, обществ, владеющих источниками повышенной опасности, фактически является бездействующим.

Существующие государственные контрольные органы, в прямые обязанности которых входит предотвращение подобных ситуаций, в подавляющем большинстве, бездействуют, так как не укомплектованы специалистами и не имеют соответствующей нормативной базы и т. п.

Кризис государственности и обострение социальных противоречий провоцируют ухудшение обстановки и в области межнациональных отношений. Межнациональные конфликты, сотрясающие отдельные регионы России, демонстрируют, по существу, полную незащищенность их жителей, полный паралич, как политических, так и правовых гарантий их права на жизнь.

Современное общество переживает кризис духовности, сопровождающийся переоценкой нравственных ценностей частью его членов. Общество стало привыкать к таким противоестественным явлениям нашей жизни, как заказные убийства, гибель детей в процессе вооруженного выяснения межнациональных отношений, непомерно возросшая жестокость делинквентной преступности и т. д. Если раньше каждый подобный факт выглядел из ряда вон выходящим событием, будоражил общественное мнение и рождал сострадание и недоумение в душе каждого нормального человека, то в настоящее время ежедневные сообщения об очередных кровавых преступлениях выглядят почти что буднично, привычно. Насилие становится обыденной составляющей российской жизни. И если еще сохраняется осознание права как системы ценностных установок, превалирующих в сознании большинства, то постепенно утрачивается восприятие его как средства защиты права на жизнь от неправомерных посягательств.

На основе исследования конституционно-правовых гарантий права на жизнь, анализа российского законодательства и практики правового регулирования реализации права на жизнь можно сделать вывод о том, что данные гарантии во многом зависят от уровня развития социально-экономических, политических, идеологических и других сфер жизнедеятельности общества и государства. В свою очередь, указанные отношения создают основу для разработки и последующей реализации юридических гарантий, которые носят конституционный и отраслевой характер.

Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Однако без права на жизнь невозможно представить реализацию других прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, как представляется, гарантии права на жизнь в Конституции Российской Федерации, либо в других нормативных актах, должны быть определены более четко, исходя из определения жизни как общечеловеческой ценности, что предопределяет первостепенную значимость данного права в системе всех прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации закреплены практически все основополагающие гарантии права на жизнь. Однако проблема эффективного обеспечения полноценной реализации права на жизнь коренится в несоблюдении условий эффективной реализации этих гарантий на практике.

Вполне очевидно, что для исправления (улучшения) данной ситуации существенное значение имеет анализ деятельности различных структур и институтов общества и государства, призванных в законодательном отношении заниматься вопросами обеспечения права на жизнь.

Право на жизнь - важнейшее из всех прав человека, именно это право подлежит первоочередной защите со стороны государства.

Однако на практике декларирование права на жизнь не означает его эффективной защиты. Современное российское законодательство отнюдь не идеально в плане обеспечения реального прямого действия конституционной нормы о праве на жизнь. Провозглашение в нашей Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи людей.

У разных исследователей уготовлен свой ответ на этот непростой вопрос. К примеру, В.М. Танаев формирует право на жизнь из трех блоков: собственно право на жизнь, право на риск и право на прекращение жизни (право на смерть). Его трактовка первого блока очень широка и включает в себя: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на достаточный жизненный уровень и право на защиту жизни». Думается, что вышеназванные права очень тесно связаны с правом на жизнь, но их отождествление ведет к размыванию границ самого исследуемого права. Что же касается «права на смерть», то это юридический нонсенс, его формальное закрепление в рамках права на жизнь компрометирует сущность права, направленного на защиту жизни Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 2004. -280 с.

Т.М. Фомиченко придерживается несколько неопределенной точки зрения, согласно которой право на жизнь складывается из права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею.

Нам ближе позиция, высказанная ранее Н.В. Кальченко, согласно которой право на жизнь состоит из трех элементов: правомочия на неприкосновенность жизни, правомочие на распоряжение жизнью, правомочие по спасению жизни.

Нарушение права на неприкосновенность жизни нами рассматривается в двух аспектах:

1. Непосредственная угроза жизни путем совершения посягательства на жизнь (войны, акты террористической направленности, убийства и т.п.);

2. Совершение правонарушений и преступлений, целью которых не является причинение смерти человеку, но создающих опасность для жизни человека и приводящих или могущих привести к смерти (экологические преступления, преступное нарушение безопасных условий труда и т.п.).

Распоряжаться своей жизнью, значит добровольно поставить свою жизнь в опасное положение, при отсутствии намерения привести её к смерти.

К великому сожалению, никто из людей не застрахован от трагических ситуаций, тяжелая болезнь, несчастный случай или преступное посягательство становятся причиной угрозы его жизни.

В широком смысле слова право на жизнь включает в себя все общественные отношения, позволяющие человеку не только существовать в качестве биологической особи, но и социализироваться. Однако право охраняет жизнь, прежде всего, как форму биологического существования человека.

Сторонники узкого толкования права на жизнь грешат искусственным ограничением его рамок. Они видят содержание права на жизнь в первую очередь в «недопустимости произвольного лишения жизни». В этом случае жизнь человека понимается как биологическое и психическое функционирование организма как единого целого.

Сторонники широкого понимания человеческой жизни не ограничиваются биологическим и психическим функционированием организма, а трактуют ее как социальное явление, внутри которого человек находится в многочисленных связях и отношениях. И в этом плане право на жизнь, помимо запрета на произвольное лишение жизни, включает «создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь»

Алексеев С.С. Права человека как институт естественного и позитивного права / Права человека. История, теория и практика. Учебное пособие. // Отв. Ред. Б.Л. Назаров. - М., 2005.

Содержания этой позиции сходно следующему определению: «под правом на жизнь следует понимать комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, условий жизни. К этим факторам относятся политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением оружия и т.п.».

Сторонники такого подхода определения права на жизнь требуют, чтобы государства предпринимали определенные меры в этом направлении. В поддержку такой позиции, например, высказался Европейский Комитет по правам человека, заявив, что государства-участники должны делать все возможное для снижения младенческой смертности и увеличения продолжительности жизни, особенно предотвращать недоедание и эпидемии.

Хотя особо отмеченные положительные меры включают только снижение младенческой смертности и увеличение продолжительности жизни, этот подход с таким же успехом используется во многих зарубежных правовых системах при требовании принятия положительных мер и в других областях.

Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права.

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели, как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

Законным способом лишения жизни является смертная казнь- уголовное наказание, применяемое не иначе как на основании приговора суда. Смертная казнь -- исключительная мера наказания. Она, по сути дела, вынесена в УК за пределы перечня уголовных наказаний. В Конституции РФ (статья 20) высказано намерение отменить смертную казнь. В России смертная казнь отменялась трижды -- в 1917, 1920 и 1947 -- 1950 гг. Однако правосознание народа не было готово к этим либеральным мерам. Восстановлению смертной казни способствовали рост преступности, применение все более жестоких, варварских способов совершения преступлений (особенно убийств па сексуальной почве), появление организованной преступности, низкая раскрываемость преступлений.

В 60-х -- 70-х годах число составов преступлений, за совершение которых могла быть применена смертная казнь, достигло двадцати двух (в том числе хищения в особо крупных размерах, получение взятки в особо крупных размерах, дезорганизация работы исправительных учреждений и др.). Но в конце 80-х годов наметилась тенденция к сокращению применения смертной казни. В частности, была отменена смертная казнь за совершение экономических преступлений. К 1993 г. в Уголовном кодексе России осталось шесть составов, допускающих наказание в виде смертной казни (исключая воинские преступления). Допущена замена смертной казни пожизненным заключением. Позитивные изменения происходили и в законодательстве. Международный пакт о гражданских и политических правах в виде компромисса допускает для стран, еще не отменивших смертную казнь, применение этой меры наказания «за самые тяжкие преступления» (статья 6). В российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) смертная казнь допускается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления (статья 7). Российская Конституция (в редакции 21 апреля 1992 г.) сузила применение смертной казни, установив, что она применяется за особо тяжкие преступления «против личности» (статья 38). В действующей ныне Конституции РФ сфера применения смертной казни еще более сокращена и ограничена особо тяжкими преступлениями «против жизни». Это значит, что Конституция РФ отменяет применение смертной казни за измену Родине, шпионаж; бандитизм, если он не связан с нападением на людей; изнасилование, за исключением случаев, когда это преступление было одновременно направлено против жизни потерпевшей; воинские преступления.

Смертная казнь применяется в основном за убийство при особо отягчающих обстоятельствах.

В 1993 -- 1994 гг. в России приводились в исполнение 4--5 смертных приговоров, а в 1995 г. -- 78. Сказалось общее «ужесточение» уголовной политики в связи с ростом преступности.

Согласно Уголовному кодексу РФ, не могут быть приговорены к смертной казни лица, не достигшие к моменту совершения преступления 18 лет, женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения приговора или находящиеся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Эти гуманные правила не следует ничем ограничивать, в частности нельзя допускать приведение приговора в исполнение после родов.

Напряженная социальная обстановка не должна влиять на практику вынесения и исполнения смертных приговоров. Такие приговоры, вынесенные за преступления, совершенные в период чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и 30 суток после его прекращения или отмены3. Конституция Российской Федерации. В течение этого времени осужденный может добиваться отмены смертного приговора или помилования.

Международный пакт о гражданских и политических правах установил, что смертный приговор может быть приведен в исполнение только после вынесения окончательного приговора компетентным судом (статья 6). Это значит, что жалоба осужденного к смертной казни должна пройти все судебные инстанции, прежде чем приговор будет приведен в исполнение. Согласно сложившейся практике, уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, потребуется Верховным Судом РФ для его проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

Лицо, имеющее право принести протест в порядке надзора, может приостановить исполнение приговора.

После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к смерти может быть помилован Президентом РФ (пункт «в» статьи 89 Конституции). До рассмотрения ходатайства о помиловании приговор не приводится в исполнение.

Ранее российское законодательство допускало только один метод исполнения смертной казни -- расстрел (статья 23 УК 1960 г.). По отношению к изменникам Родины и нацистским военным преступникам закон предусматривал повешение и публичную казнь (во время войны и в первые послевоенные годы). УК РФ 1996 г. (статья 59) умалчивает о методе применения смертной казни. Ведомственными актами запрещены мучительство и позорящие действия при применении казни. Не допускается публичное приведение в исполнение смертной казни.

С принятием новой Конституции Россия приблизилась к отказу от смертной казни. В марте 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, и это налагает на нее обязательство отказаться от смертной казни. Президент РФ издал 16 мая 1996г. Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», в котором предложено Правительству РФ подготовить проект закона о присоединении России к протоколу № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Институт присяжных был введен в России еще до принятия Конституции Законом РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (комментарий к статье 47 Конституции). Однако суд присяжных вводится поэтапно. Пока он введен на территории только 9 субъектов Федерации. Здесь возникает коллизия, связанная с тем, что в тех регионах, где суд присяжных еще не введен, обвиняемый не может быть приговорен к смертной казни, если он настаивает на рассмотрении его дела судом присяжных. На практике склоняются, однако, к другому выводу: до учреждения суда присяжных правом назначения смертной казни по-прежнему пользуется суд, состоящий из трех судей. Следовательно, подсудимые, которые могут быть приговорены к смертной казни, имеют право на суд присяжных лишь в девяти регионах Российской Федерации. Этим нарушается принцип равенства граждан перед законом и судом (статья 19 Конституции). Во избежание неравенства следовало бы немедленно ввести суд присяжных во всех республиках, краях и областях Российской Федерации.

Если в одном из девяти регионов РФ, где функционирует суд присяжных, подсудимый добровольно дал согласие на то, чтобы его дело рассматривал суд из трех профессиональных судей, то этот суд может приговорить его к смертной казни.

Наряду с явными, противоправными формами унижения чувства собственного достоинства в жизни имеется много таких форм, в борьбе с которыми далеко не всегда эффективны правовые средства. Это грубость, хамство, цинизм, высокомерие, которые нередко проявляются в отношении руководителей к подчиненным, родителей к детям, мужа к жене или наоборот, преподавателя к студентам, старшего к младшему или младшего к старшему по возрасту, званию и т.п.

В развитие понимания достоинства личности и его охраны государством в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ записано: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". В этой норме отражены крайние, грубые формы ущемления достоинства личности. И для борьбы с ними у государства есть правовые средства. К сожалению, они часто не используются. Взять, к примеру, меры физического воздействия, применяемые некоторыми сотрудниками правоохранительных органов к задержанным, подозреваемым и подследственным. Они приобрели массовый характер, но должного реагирования со стороны работников прокурорского надзора нет.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Свобода и личная неприкосновенность означают, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, возможность совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.

В ст. 22 Конституции РФ записано:

"1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

Понятие неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь - специальность, поступать или не поступать на работу, вступать в брак, выбирать друзей и т.д. и т.п. Никто не вправе с использованием физической силы или психологического воздействия принуждать другого к тем или иным действиям, подвергать его обыску , истязанию, или наносить какой-либо иной вред здоровью. Ограничения этой свободы возможно только в случаях, предусмотренных законом, и в законных формах. Все меры принуждения со стороны правоохранительных органов должны находиться под прокурорским надзором и судебным контролем.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация применения ареста , заключения под стражу и содержания под стражей. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 22) соответствующие ограничения свободы возможны только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Любая мера пресечения, в том числе и заключение под стражу, применяется при наличии данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицом, производящим дознание, следователем (с санкции прокурора) либо самим прокурором или судом.

Право на неприкосновенность частной жизни

Конституционное право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну производно от древнейших нравственных воззрений, согласно которым все, что связано с кровными узами и супружеством, свято и неприкосновенно. Бесцеремонное вторжение чужого в эту легко ранимую область всегда считалось делом бесстыдным и бесчеловечным.

В юридической литературе нет ясности, что следует понимать под частной жизнью человека . Так, М.В. Баглай считает, что "частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием: других". Более полно понятие частной жизни раскрывает Б.Т. Безлепкин. Он считает, что "частная жизнь - это та область жизни человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему, касается только его, а не общества и государства, и поэтому, по общему правилу, не подлежит контролю с их стороны. Другими словами, это сфера личных, неслужебных и неделовых отношений и забот. Личная и семейная тайна является частью частной жизни, зоной наиболее деликатных и интимных сторон существования личности, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и глубоко безнравственным делом, противоречащим самому человеческому естеству и отношениям, сложившимся между людьми издревле и существующим испокон веков. Личную тайну (и одновременно - врачебную), в частности, составляют сведения о состоянии здоровья (если, конечно, речь не идет о здоровье высших должностных лиц государства, от которых зависят "политическое здоровье" и благополучие всего общества). Глубина этой тайны зависит от характера болезни, т.е. от того, насколько "дурной" она является. Личную тайну составляют также и сведения о любовных связях, особенно тогда, когда они сопряжены с супружеской изменой (адюльтер), о пристрастиях, склонностях и привычках, врожденных и приобретенных пороках, физических и психических недостатках, сексуальной ориентации и сексуальных наклонностях, материальном положении, времяпрепровождении и т.д.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи, а семья - это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), а также принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой".

И, наконец, некоторые авторы определяют частную жизнь как поведение и деятельность в свободное от работы время (поведение в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, деловые отношения вне работы). Сразу возникают вопросы: можно ли отнести к частной жизни такую "деятельность в свободное от работы время", как участие в политической жизни, поведение в общественных местах, дружеские контакты лиц, занимающих высокие посты в органах государственной власти, с аморальными или преступными элементами, жизнь "не по средствам" чиновника во время отпуска и т.д.?

С учетом изложенного, под частной (личной) жизнью человека следует понимать ту часть жизни человека, которая не связана с его служебной или общественной деятельностью и не может отрицательно повлиять на эту деятельность.

Частную жизнь можно определить как физическую и духовную область, которая контролируется самим индивидом и в значительной степени свободна от внешнего направляющего воздействия, в том числе от правового регулирования.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного интимного характера. Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий.

Как юридическая категория право на неприкосновенность частной жизни состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права.

В современном мире право на неприкосновенность частной жизни включено в каталог прав человека, то есть отнесено к числу тех важнейших прав, без которых индивид не может существовать как человеческое существо.

Личная и семейная тайны являются составными частями личной жизни человека, относительно обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон его жизни, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и вредоносным, пагубным с нравственной точки зрения.

Личную тайну составляют сведения о состоянии здоровья, особенно в тех случаях, когда человек страдает такими болезнями, которые считаются постыдными с позиции общественной морали; любовные связи, особенно когда они сопряжены с супружеской изменой; дурные привычки, склонности, пристрастия, врожденные, наследственные и приобретенные, пороки, граничащие порой с нервно-психическими аномалиями, скрытые физические недостатки; порочное социальное прошлое гражданина (например, снятая или погашенная судимость), а также порочащие человека деловые и дружеские связи.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям скрываются от постороннего глаза семьей, под которой в социальном аспекте понимается союз лиц, основанный на браке, родстве или только родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой, а в юридическом смысле понимается круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семейная тайна может касаться всех членов данной семьи (например, причины бездетности), но может быть связана лишь с одним из них (например, происхождение детей в результате искусственного оплодотворения; тайна усыновления).

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения:

  1. о фактах биографии лица;
  2. о состоянии его здоровья;
  3. об имущественном положении;
  4. о роде занятий и совершенных поступках;
  5. о взглядах, оценках, убеждениях;
  6. об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Основываясь на нормах действующего законодательства, можно выделить следующие виды профессиональных тайн: адвокатская, врачебная, тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, усыновления, нотариальных действий, редакционная, следствия, депутатская, банковская.

Конституция РФ, закрепляя право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23), устанавливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних и защищена государством от внимания и влияния внешнего мира. С этой целью Конституция РФ устанавливает институт "личной и семейной тайны" (ч. 1 ст. 23). Однако суть этого института, к сожалению, не раскрывается, что дает возможность произвольно, весьма субъективно его трактовать, а, следовательно, и безнаказанно нарушать эту тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты их чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность жилища - одно из проявлений права на частную жизнь. Право на охрану жилища есть не только у собственника этого жилья, но и у тех, кто его законно арендует или проживает по договору найма. При этом под жилищем понимается не только квартира или отдельный дом, но и место временного проживания (гостиница, пансионат, общежитие).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц кроме случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, законами "О полиции", "О федеральных органах государственной безопасности" и др.

Нормы действующего законодательства разрешают проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

    1. при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки, тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин квартиры (дома) умер и в других подобных случаях);
    2. при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной деятельности; пресечении преступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговора и других судебных решений).

При отсутствии должной регламентации и документального оформления проникновения в жилище без ведома лиц, в нем проживающих, а также при отсутствии строжайшего контроля со стороны судебных и прокурорских органов право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ, может быть сведено на нет.

Свобода передвижения и места жительства

Каждый, кто законно находится на территории России (граждане РФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лица без гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания).

Это право закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Подробно вопросы передвижения внутри страны регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения:

    • в пограничной полосе;
    • в закрытых военных городках;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • в зонах экологического бедствия;
    • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Разновидностью права на свободу передвижения является право свободного выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в страну. Это право закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и подробно регламентировано Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.). Согласно этому закону каждый человек, в том числе и иностранец, имеет право въезжать в Россию и выезжать за ее пределы. Граждане России имеют безусловное право въезда-выезда. Что же касается иностранцев, то основанием для их въезда является въездная виза, а для граждан ряда стран (например, членов СНГ, кроме Грузии) установлен безвизовый режим посещения России.

Выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав. Граждане России пользуются своими правами и за рубежом. Они находятся под дипломатической защитой РФ.

Выезд гражданина РФ за пределы России невозможен , если он:

  • призван на военную или альтернативную службу;
  • задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда;
  • осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  • уклоняется от исполнения обязанностей, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств или до достижения согласия сторонами;
  • сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
  • допущен к сведениям, отнесенным к государственной тайне;
  • заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями, составляющими государственную тайну - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором, или в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию". Этим законом установлено, что срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет со дня прежнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Отказ гражданину в праве на въезд и выезд из России может быть обжалован в суд.

Право определять и указывать национальную принадлежность

Конституция РФ 1993 г. установила, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция РФ (ч. 2 ст. 26) закрепляет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности.

Конституция РФ провозглашает государственным языком в России русский язык. А это значит, что на русском языке:

    • ведется работа федеральных органов государственной власти;
    • издаются официальные печатные издания;
    • ведется работа радио и телевидения;
    • ведется делопроизводство;
    • осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в РФ.

Республики в составе РФ наделены правом иметь свои государственные языки наряду с русским . В случае, если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами. Каждый гражданин имеет право пользоваться своим родным языком, осуществлять творчество (например, писать художественные произведения) на своем языке.

Свобода совести и свобода вероисповедания

Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом.

Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

Религиозная принадлежность не имеет юридического значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те, религиозные объединения (секты), деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова - свобода, без которой невозможны нормальная жизнедеятельность как отдельных людей, так и общества в целом.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны государства, общества и отдельных лиц.

Свобода мысли - это естественное состояние человека, связанное с определением своего отношения ко всему окружающему, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего.

Как отмечают многие авторы, мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении. Вот почему в Конституции РФ (ч. 1 ст. 29) говорится не о праве на свободу мысли и слова, а об их гарантии.

Чем же можно гарантировать свободу мысли? Прежде всего, наличием демократического режима в стране, исключающего целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека, недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека. Кроме того, свобода мысли должна гарантироваться строгой регламентацией технических средств (например, детектор лжи) или иных способов (например, гипноз), способных проникнуть в мыслительные процессы и воздействовать на них.

Под свободой слова понимается возможность выражать или не выражать свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию.

Свобода слова предоставляет возможность выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей разных социальных слоев населения, разных по возрасту, убеждениям, способностям. Содержание свободы слова весьма широкое, оно охватывает право открыто выражать свои мысли, убеждения, идеи как устно, так и печатая, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке

Но свобода слова не может быть безгранична. Интересы сохранения мира, безопасности, культуры выработали ряд ограничений при пользовании правом на свободу слова. В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование свободой слова может быть ограничено для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, для охраны прав и репутации других лиц. Исходя из этих соображений Конституция РФ (ч. 2 ст. 29) и законы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Положения Конституции РФ нашли свое развитие в административном, уголовном и гражданском законодательстве. Так, ограничение свободы слова, введенное для защиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в нормах Гражданского кодекса РФ и закона РФ "О средствах массовой информации" (1991 г.), которые предусматривают, что моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, либо причиненный ему иной неимущественный вред возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом, а кроме того в этом средстве массовой информации публикуется опровержение.

Право на свободу мысли и слова неотделимо от права свободно искать, получать, производить и распространять всякого рода идеи и информацию независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, а также иным способом по своему выбору.

Это конституционное право (ч. 4 ст. 29) реализуется, прежде всего, через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.д.), которые в настоящее время являются наиболее эффективным способом поиска, получения и распространения информации.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу информации, цензура запрещается. Что же касается сведений, составляющих государственную тайну, которые не могут свободно оглашаться, то их перечень приведен в Законе "О государственной тайне" (1993 г.). В ст. 5 этого закона дается подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в частности это сведения:

  • в военной области;
  • в области экономики, науки и техники;
  • в области внешней политики;
  • в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Нет сомнений, что закрепленные в Конституции РФ свобода слова и свобода информации важные демократические институты. Но, как уже говорилось выше, эти свободы не могут быть использованы во вред охраняемых Конституцией РФ и другими законами прав других граждан, во вред здоровью и нравственности населения.

Конституционные гарантии права на жизнь

Введение 3
Глава 1 Понятие, юридическая природа, содержание конституционного права на жизнь в Российской Федерации 9
1.1 Право на жизнь в системе личных прав и свобод человека и гражданина 9
1.2 Содержание права на жизнь 24
1.3 Ограничения права на жизнь 28
Глава 2 Гарантии права на жизнь в Российской Федерации 37
1.1 Общие конституционно-правовые гарантии права на жизнь 37
1.2 Специальные конституционно-правовые гарантии права на жизнь 44
1.3 Актуальные проблемы реализации конституционно-правовых гарантий права на жизнь и пути их решения 60
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложения

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.
Особую роль в системе конституционных прав и свобод играют личные права и свободы граждан.
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от каких бы то ни было форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;
индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;
гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самой личностью1.
В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих конституциях.
1. Эти права и свободы не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
2. Эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
З. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.
Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.
1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого.
2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность.
Право человека и гражданина на жизнь впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Право на жизнь — неотъемлемое естественное свойство индивидуума, вытекающее из социальных условий и природы личности. О неприкосновенности жизни как высшего дара Бога, природы писали многие философы, общественные и религиозные деятели и т. д.
Современное международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту. Об этом могут свидетельствовать процессы имплементации международно-правовых норм в российское законодательство.
Жизнь — естественное право человека. Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии публичных институтов. Закрепляя в Конституции РФ право на жизнь, государство вкладывает определенный смысл в это субъективное право, выражающийся в определенном юридическом значении. Его выявлению посвящены многие работы современных российских юристов.
Жизнь — форма существования человека, главным качественным фактором существования жизни является человеческое достоинство.
Понятие «жизнь» встречается в различных отраслях права. Так, в уголовном праве жизнь ставится под особую охрану и за посягательство на нее следует суровое уголовное наказание. В современном российском социальном законодательстве существуют такие понятия, как «условия жизни», «жизнедеятельность» и «обязательное страхование жизни отдельной категории лиц». В свою очередь, известный отечественный юрист А.В. Малько выделяет такую особую категорию, как «правовая жизнь» .
Материалистическое понимание мира, отмечает Г. Б. Романовский, «исходит из того, что жизнь есть биологическое существование. Вместе с тем, жизнь не является исключительным достоянием человека. Теологическое понимание не сводит данное явление только к телесной оболочке, но и определяет как способ самореализации конкретной личности. В то же время человек – единственное живое существо, которое сознательно может свести счёты со своей жизнью, иными словами, отказаться от своего основного свойства. Человек может «пережить» своё биологическое существование. Его идеи, мысли, теории остаются в памяти других людей. Нельзя не учитывать тот факт, что человек – психическое существо» .
Всё вышеприведённое рассматривает жизнь в различных её проявлениях и понимании: юридическом, биологическом, философском, психологическом, теологическом.
При таком разнообразии следует отметить развитие понимания права на жизнь, которое нельзя рассматривать лишь как право на биологическое существование. Клонирование, генетические эксперименты, познание жизни с помощью квантовой физики, вероятность изобретения эликсира от смерти, трансплантология - только малый перечень проблем, затрагивающих содержание того или иного аспекта права на жизнь. Соответственно нельзя сужать обязательства государства в рамках права на жизнь к отказу от применения смертной казни, как это можно заметить из текста большинства конституций различных государств.
Еще при подготовке текста Конституции РФ Институт законодательства и сравнительного правоведения предлагал реализовать новую концепцию: «Право на жизнь — это основной аргумент граждан в их требованиях охраны среды и против акций, угрожающих их здоровью и жизни. Поэтому представляется оправданным конкретизировать право на жизнь также в аспекте прав на экологическую и ядерную безопасность, на охрану законом и не сводить гарантии этого права к защите от посягательства других людей и вопросу о смертной казни». Статья 20 Конституции РФ не восприняла эти рекомендации. Помимо фиксации субъективного права, ч. 2 содержит общее правило об исключительности смертной казни.
Право на жизнь — всего лишь констатация данного явления со стороны государства. Для появления новой жизни необходима инициатива человека, но его воля существенно ограничена.
Л. И. Глухарева отмечает, что «жизнь – это предпосылка существования человека как общественного существа, а, следовательно, и предпосылка существования всех общественных отношений» .
Как в структуре личных прав и свобод человека, так и в структу¬ре всей Конституции России первое место занимает право на жизнь, которое согласно статье 17 неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
Что касается субъектов права на жизнь, то оно объединяет все категории лиц: граждан, иностранных граждан, апатридов.
Отражение концепции прав человека в Конституции, о частности и названии ее второй главы, позволяет признать объектом защиты ее статьи 20 жизнь любого человека, независимо от специфики его правовой связи с государством.
Право на жизнь — это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-
правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свободы распоряжения ею.
Право на неприкосновенность жизни возможно рассматривать во внутригосударственном и в международном аспектах.
Право на жизнь во внутригосударственном аспекте включает в себя рассматривается как право человека на свободу от любых незаконных посягательств как со стороны государства, так и его представителей или же частных лиц. Это реальная возможность физического существования в таких условиях, когда отсутствуют противоправные посягательства, могущие повлечь смерть, либо угрозы таких посягательств.
Во внутригосударственном аспекте выявляется совокупность традиционных правомочий, которые присущи любому субъективному праву. Государство, возводя естественное право в ранг позитивного, конституционного, принимает, тем самым, на себя ряд обязательств, которые выражаются как в совершении определенных действий, так и в воздержании от некоторых из них.
Важной стороной такой деятельности государства является присоединение к международным договорам, которые содержат нормы международного гуманитарного права. К таковым, например, относятся Санкт-Петербургская декларация 1868 г., Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. Цель данных международных документов заключается в ограничении военного произвола в отношении человеческой жизни посредством соблюдения мер гуманности.
Следующий элемент права на жизнь включает в себя право на свободное распоряжение жизнью, т.е. возможностью добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением его волн, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.
В этом правомочии человека государство, должностные лица и отдельные граждане должны соблюдать обязанность не чинить препятствия по распоряжению своей жизнью путем поставления ее в опасное положение. Обязанность государства в сфере обеспечения благоприятного режима реализации права заключается также в создании условий минимизации степени риска. Правомочие личности па совершение положительных действий заключается в следующем: во-первых, в свободе осознанного волеизъявления относительно поставления своей жизни в опасное положение для достижения положительной (с точки зрения правовых и этических критериев) цели; во-вторых, в свободе выбора способа (формы) поставления жизни в опасное положение.
Вместе с тем, сами формы поставления жизни в опасное положение разнообразны, и, по мнению Н. В. Кальченко, включают в себя следующие случаи: в процессе хирургического вмешательства с целью спасения жизни или поддержания здоровья самого подвергающегося операции пациента; с целью спасения жизни или поддержания здоровья другого лица (при изъятии у добровольца органа или ткани для последующей трансплантации); при производстве медико-биологических исследований с участием лица в качестве испытуемого. Также это занятие некоторыми видами профессиональной деятельности, изначально предполагающими существование определенной степени риска дли жизни лица (даже при соблюдении правил техники безопасности). В свою очередь, в группу профессионального риска входят работники полиции, военнослужащие, летчики-испытатели, каскадеры и т. п.
И, наконец, это действия по спасанию жизни в экстремальной ситуации, не являющиеся профессиональной обязанностью спасателя.
Степень эффективности реализации права на жизнь определяется комплексом социально-юридических факторов, которые в зависимости от своего характера (позитивного либо негативного) способствуют либо препятствуют ей. В числе негативных факторов можно выделить общесоциальные, политические и юридические. Факторы, позитивно воздействующие на процесс реализации права, выступают в качестве его гарантий и могут быть определены как условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию права на жизнь и его защиту в случае неправомерного посягательства со стороны государства, его представителей или частных лиц.
В системе гарантий конституционного права личности на жизнь в Российской Федерации можно выделить действие двух подсистем:
1) влияние общих политических, экономических, социальных, духовных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту всех конституционных прав;
2) действие специальных политических, экономических и т. д. гарантий, обеспечивающих реализацию конкретного права. Механизм реализации образуется единством социальных и юридических факторов, создающих благоприятные условия осуществлении права и обеспечивающих возможность его эффективной защиты в сочетании с правореализующей деятельностью самого субъекта права.
Проводимая государством политика должна обеспечивать данное право путём отказа от войны, военных способов разрешения конфликтов, организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Важное значение имеют мероприятия медицинского характера, в частности, предупреждения детской смертности и смертности взрослого населения; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности, борьба с наркоманией и другие меры.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает всё отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы, среди которых особо хотелось бы выделить запрещение медицинскому персоналу осуществления эвтаназии. Думая, что актом убийства мы освобождаем умирающего от бессмысленных страданий, на самом деле мы можем быть движимыми совсем не столь альтруистическим мотивом — освободить себя от мук созерцания этих страданий. В Федеральном законе «О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 20 декабря 1999 года следует прямой запрет — «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Заслуживает внимания вопрос о смертной казни. До настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, хотя такое право противоречит международным обязательствам. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь сохраняется временно. Впредь до её отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В настоящее время установлен запрет Конституционного Суда России на назначение в качестве меры уголовного наказания смертной казни, поскольку не во всех субъектах РФ созданы суды с участием присяжных заседателей. Но с 01 января 2010 года будет введён в действие последний подобный суд в Чеченской республике (согласно изменениям, внесённым в Федеральный закон «О введении в действие УПК РФ»).
Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивидуума. Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является пред¬посылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряют смысл все права личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.
Б. С. Эбзеев считает, что «конституционное право в качестве общего правила абстрагируется от различии между понятиями человека и личности, ибо они не влияют в принципе на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. В государственном праве и конституционной практике понятии человека и личности употребляются как — синонимические.