Суждения о международном гуманитарном праве. Проверочные тесты по темам: «Всеобщая декларация прав человека», «Международное гуманитарное право», «Права ребенка», «Защита прав человека»


Вариант 2.

А1. Во Всеобщей декларации прав человека ученые выделяют три группы прав. Одна из них обеспечивает

1) свободу для активной деятельности человека

2) правовую независимость от государства

3) мирное сосуществование народов, наций

4) защиту мирного населения во время войны

А2. По мнению ученых, права человека делятся на три группы, одна из которых обеспечивает

1) свободу от вмешательства в частную жизнь человека

2) экономическое процветание государств

3) мирное сосуществование народов

4) правовую независимость человека

А3. Свобода состоит в праве человека делать то, что

1) не вредит другому человеку

2) способствует развитию его бизнеса

3) ограничивает произвол властей

4) обеспечивает его безопасность

А4. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

А. Декларация провозглашает идеи, на которые должны ориен­тироваться человек, народы и государства.

Б. Всеобщая декларация прав человека является обязательным документом для всех государств.

А5. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

А. Согласно Всеобщей декларации у каждого человека есть право на гражданство, но государство может лишить его этого права.

Б. Провозглашая, что "каждый человек имеет обязанности пе­ред обществом", Всеобщая декларация утверждает неразрыв­ную связь прав и обязанностей человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Права человека являются приоритетной целью правового государства.

Б. Создавая условия для развития гражданского общества, де­мократическое государство способствует укреплению и, защи­те прав человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А7. Согласно нормам международного гуманитарного права

1) недопустим захват пленных во время военных действий

2) осуждается добровольная сдача в плен

4) недопустимы обстрел и бомбардировка жилых кварталов

А8. Нормы международного гуманитарного права запрещают

1) вызывать голод среди гражданского населения во время во­енных действий

2) сливать в водоемы отходы, загрязняющие окружающую среду

3) продавать генетически измененные продукты питания

4) давать школьникам задания повышенного уровня сложности

А9. Верны ли следующие суждения о международном гумани­тарном праве?

А. В состав международного гуманитарного права входит Же­невская конвенция об улучшении участи раненных солдат на поле боя.

Б. Согласно международному гуманитарному праву военноплен­ные имеют право на уважение их жизни и достоинства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного одновременно является и правом, и обязанностью родителей?

1) обеспечить получение ребенком высшего образования

2) воспитывать своего ребенка

3) создать условия для изучения иностранного языка

4) обеспечить возможность отдыха за границей

А11. Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признает­ся человеческое дитя до

1) достижения 18 лет

2) начала трудовой деятельности

3) достижения 20 лет

4) вступления в брак

А12. В каком году была принята ООН Всеобщая декларация прав человека?

А13. Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?

1) персональные права

2) интимные права

3) личные права

4) частные права

А14. Куда следует обращаться, если права человека оказывают­ся грубо нарушенными?

1) к обидчику

3) к Генеральному секретарю ООН

4) к президенту РФ

Верны ли следующие суждения о международно-правовой защите жертв вооруженных конфликтов?

а. международное гуманитарное право регламентирует ответственность за нарушение прав человека в период вооруженных конфликтов.
б. нормы международного гуманитарного права защищают военнопленных
1. верно только а
2. верно только б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об издержках произ¬водства?

А. Величина постоянных издержек производства не связана с изменениями его объема.
Б. К постоянным издержкам производства относятся затраты на сырье и материалы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. А. относится к странам с рыночной экономикой. Сле¬довательно, в А.
1) правительство устанавливает номенклатуру произ¬водимых товаров
2) государство гарантирует свободу предпринима¬тельства
3) государство устанавливает размер заработной пла¬ты работникам
4) большинство предприятий находятся в собствен¬ности государства
6. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги - это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.
Б. Деньги позволят единообразно соизмерить все то¬вары для нужд обмена и учета.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об обмене?
А. Обмен появился благодаря росту производитель¬ности труда.
Б. Умение обмениваться благами - уникальная осо¬бенность людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. После принятия правительством нового законода¬тельства в области авторского права значительно выросло число патентованных изобретений. Данный пример отражает ситуацию на рынке
1) ценных бумаг
2) информации
3) средств производства
4) интеллектуальной собственности

Верны ли следующие суждения о науке А)науку от других сфер культуры отличает выражение субъективного отношения к миру Б)науке свойственнот

теоретическое обоснование законов развития природы и общества

1) вероно А 2)верно Б 3)верны оба 4) неверно ни одно

Что из проведенного ниже явл. примером экономики в значении "наука"

1)покупка машины в кредит2)изучения спроса на стиральные машины3)выдача кредита на покупку квартиры4)произ- во шоколадных конфет

К числу факторов произ-ства относится

1)земля2)распределение3)произ-во4)потребление

В стране Z экономика основывается на многообразии форм собственности и экономической свободе производства.Для какого типа эконом-кой системы это характерно?

1)рыночной2)командной3)традиционной4)централизованной

Верны ли следующие суждения об экономической науке?А)Эконом-кая наука изучает только современную хоз-ную деятельность людей.Б)Эконом-кая наука изучает способы удовлетворения растущих потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба4)оба неверны

1.Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления? А. Органы местного саоуправления решают вопросы социального развития свих

территорий,организуют места для торговли.

Б. Деятельность органов местного самоуправления регламентируется уставами городов(районов,сел.)

2.Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований,выработанных обществом,так и посредством тебований личности к самой себе.

Б. Способны самоконтроля формируются у личности в процессе взаимодействия с обществом

1)Верны ли следующие суждения?

А)субъект федерации может самостоятельно выйти из состава федерации
Б)Субъект конфедерации не может самостоятельно выйти из состава конфедерации
а)верно только А
б)верно только Б
в)оба суждения верны
г)оба суждения неверны

2)Верны ли следующие суждения?
А)В унитарных государствах суверенная власть распространяется на всю территорию страны
Б)В федеративных государствах суверенная власть распространяется на большую часть территории страны
а)Верно только А
б)верно только Б
в)верны оба суждения
г)оба суждения неверны

Права человека и гражданина.

Вариант 1.

А. умение пользоваться своими правами и свободами не в ущерб окружающим.

Б. сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей.

2. Согласно нормам международного гуманитарного права

1) недопустим захват пленных во время военных действий

2) осуждается добровольная сдача в плен

4) недопустимы обстрел и бомбардировка жилых кварталов

3. Какая из групп права имеет следующую характеристику: принадлежат человеку как биосоциальному существу.

4. Гражданин – это тот, кто

1) живет в стране не менее пяти лет

2) обладает соответствующей собственность

3) наделен определенными правами и обязанностями и поступает в соответствии с ними

4) пользуется уважением окружающих

5. Выберите из предложенного списка характеристик ту, которая относится к правам гражданина

2) принадлежат от рождения;

6. Верны ли суждения о международном гуманитарном праве?

А.Многие нормы международного гуманитарного права направлены на защиту мирного населения во время военных действий

Б.Нормы МГП требуют, чтобы военачальники подсчитывали возможный ущерб гражданскому населению и выплачивали ему соответствующую компенсацию.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Статьи международного гуманитарного права требуют абсолютного запрета

1) захвата пленных

2) действий партизанских отрядов

3) пыток и преднамеренных убийств

4) действий разведчиков в тылу противника

8. Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц - данная характеристика относится к __________ праву.

3) политическому 4) частному

9. К отрасли частного права относится

1) гражданское

2) конституционное

3) административное

4) уголовное

10. Что является лишним среди перечисленных признаков брака

1) союз мужчины и женщины

2) свободный союз

4) взаимное согласие

11. Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина.

А. Обязанности имеют приоритет над правами.

Б. Нет прав без обязанностей.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о признаках прав человека.

А. Права человека имеют неотчуждаемый характер.

Б. Защита прав человека, признание их и соблюдение являются обязанностью государства..

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В.

В1. Сравните гражданское и семейное право.Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

1. отрасль частного права

2. регулирует отношения, возникающие из фактов родства или свойства

3. представляет собой систему норм права

Группы прав

Право на

1. гражданские

А. обеспечение по инвалидности

2. политические

Б. свободу и личную неприкосновенность

3. экономические

В. избирать и быть избранным

4. социальные

Г. национальную самобытность

5. культурные

Д.на собственность

В3. В школе был проведен опрос учащихся, учителей и родителей. Его участникам задавали вопрос: «Что Вы понимаете под нарушением прав ребенка?». Результаты представлены в качестве гистограммы.

Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под кото­рыми они указаны, в порядке возрастания.

1. Каждый третий опрошенный в качестве главного нарушения прав ребенка указал применение физической силы.

2.Особенно болезненно большинством подростков воспринима­ется домашний арест за неудовлетворительные отметки.

3.Почти каждый четвертый респондент видит нарушение прав ребенка в запрете общаться с другим родителем в случае разво­да отца и матери.

4.Каждый десятый из опрошенных хотел бы, чтобы мнение ре­бенка учитывалось при решении наиболее важных семейных проблем.

5.Безоговорочное подчинение старшим указало относительное большинство подростков в возрасте до 14 лет.


Часть С. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

язан­ности.

Права человека и гражданина.

Вариант 2.

I . Часть А. Выберите правильный ответ.

1. Верны ли следующие суждения.

Важнейшими гражданскими качествами являются:

А. готовность отстаивать ценности демократии.

Б. активное осмысленное участие в политической жизни страны.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Какая из групп права имеет следующую характеристику: обеспечивает возможность участия граждан в жизни страны.

1) экономические права; 2) гражданские права;

3) политические права; 4) культурные права.

3. Международное гуманитарное право

1) Реализует права на гражданство

2) регулирует деятельность международных финансовых организаций

3) продолжает гуманистические международные традиции

4) реализует права человека на свободное передвижение.

4. Согласно нормам международного гуманитарного права военная операция должна быть отменена, если угроза

1) больших потерь среди солдат

2) разрушение военных объектов противника

3) больших потерь среди гражданского населения

4) окружения войск противника

5. К отрасли публичного права относится

1) гражданское

2) конституционное

3) трудовое

4) семейное

6.Что является лишним среди перечисленных признаков брака

1) союз мужчины и женщины

2) свободный союз

3) союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

4) взаимное согласие

7. Нормы международного гуманитарного права запрещают

1) вызывать голод среди гражданского населения во время военных действий

2) сливать в водоемы отходы, загрязняющие окружающую среду

3) продавать генетически измененные продукты питания

4) давать школьникам задания повышенного уровня сложности

8. Верны ли следующие суждения.

А. Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, до их получения свидетельством о рождении.

Б. От того, имеет человек гражданство данного государства или нет, зависит объем его прав, свобод и обязанностей.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

9. Выберите лишнее. Брак действителен если

1) есть взаимное согласие сторон

2) обе стороны дееспособны

3) обе стороны не являются родственниками

4) создание семьи не является целью

10. Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления - данная характеристика относится к __________ праву.

1) гражданскому 2) публичному

3) политическому 4) частному

11. Верны ли следующие суждения о признаках прав человека.

А. Права человеку принадлежат от рождения.

Б. Права человека признаются высшей социальной ценностью.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Выберите из предложенного списка характеристик ту, которая относится к правам гражданина

1) являются юридическими понятиями;

2) принадлежат от рождения;

3) существуют без связи с конкретной страной;

4) существуют независимо от государственного признания.

Часть В.

В1. В приведенном ниже списке указаны черты сходства правового положения граждан и иностранцев в РФ и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

1. являются участниками имущественных гражданских правоотношений;

2. обладают избирательным правом на территории РФ

3. обязаны платить установленные законом налоги и сборы

4. мужчины обязаны нести службу по защите Отечества.

В2. Соотнесите группы прав и права относящиеся к ним.

Группы прав

Право на

1. гражданские

А. участие в культурной жизни

2. политические

Б. свободный выбор профессии

3. экономические

В. обращение в органы власти

4. социальные

Г. на жизнь

5. культурные

Д. медицинскую помощь

В3. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание.

В ходе социологического опроса 2007 г (Левада-Центр) 1600 рос­сиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в виде таблицы.

Ответы Женщины Мужчины

Женщины имеют больше прав, чем мужчины 7% 10%

Женщины имеют столько же прав, сколько мужчины 49 % 59 %

Женщины имеют меньше прав, чем мужчины 41% 29%

Затруднились ответить 3% 2%

Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы. Запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1. Мужчины оценивают состояние прав женщин в нашем обще­стве значительно выше, чем женщины.

2. Женщины оценивают свое положение как неравноправное с мужчинами гораздо чаще.

3. Каждый второй мужчина считает, что женщины имеют больше прав, чем мужчины.

4. Большинство участников опроса затруднились ответить на по­ставленный вопрос.

5. Большинство мужчин считают, что положение женщины и мужчины в обществе равноправно.

Часть С.

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, пред­усмотренных законом и иными правовыми актами, а также из дей­ствий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла граж­данского законодательства порождают гражданские права и об язан­ности.

Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сде­лок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Кроме этого, из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебного решения, установившего гр аждан­ские права и обязанности; в результате приобретения имущества. Гражданские права и обязанности возникают в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных ре­зультатов интеллектуальной деятельности, а также вследствие причи­нения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения и других оснований, предусмотренных законодательством.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соотве тствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осущест­вляют принадлежащие им гражданские права. О тказ граждан и юри­дических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осущест­вляемые исключительно с намерением пр ичинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограни­чения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим по­ложением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмот­ренных законом, суд м ожет отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и доб­росовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

По материалам Гражданского кодекса.

С1.Назовите три основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Какие из них являются объекти вными, т. е. не зависят от воли лиц, участников правоотношений?

С2. Когда возникают права на имущество, подлежащее регист­рации? Какие ограничения использования имущ ества пред­усматривает закон?


Президент Российской Федерации трижды вносил в Государственную Думу кандидатуру нового главы правительства. Но Государственная Дума принимала решение об отклонении президентских кандидатур. Каковы должны быть дальнейшие действия Президента в данной ситуации?

Ответ: 2

^ А34
В какой из приведенных ситуаций гражданин вправе подать гражданский иск в суд?

^ А35
Верны ли следующие суждения о правоспособности граждан РФ?

А) Все граждане России обладают правоспособностью независимо от возраста и состояния здоровья.

Б) Полная дееспособность граждан наступает по достижении ими совершеннолетия или в порядке эмансипации.

^ А36
Какое из перечисленных ниже прав и свобод Конституция РФ признает не подлежащим ограничению ?

^ А37
Укажите среди перечисленных социально-экономических прав российских граждан право, относящееся к другой группе прав .

А38
Термины «обыск», «выемка», «следственный эксперимент» связаны с деятельностью

А39
Согласно Семейному кодексу РФ, попечительство может быть установлено над лицами

А40
Преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, являющаяся собирательным понятием для ряда должностных преступлений, определяется в законе как


1)

контрабанда

2)

казнокрадство

3)

коррупция

4)

взяточничество

А41
Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работника.

А42
Гражданин П. дал в долг своему знакомому крупную сумму денег для покупки загородного дома, что было зафиксировано в расписке. В указанный срок долг ему не был возвращен. Куда следует обратиться гражданину П, чтобы добиться возвращения долга?

^ А43
Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А ) Официальная регистрация союза между мужчиной и женщиной порождает супружеские права и обязанности.

Б ) Согласно Семейному кодексу РФ муж и жена имеют равное право на решение всех вопросов жизни семьи.

А44
Жильцы дома обратились в отделение милиции с жалобой на гражданина М., который постоянно выгуливает свою собаку на детской площадке. Нормы какой отрасли права регулируют данные правоотношения?

А45
^ Рассмотрите ситуацию:

Гражданка М, 16-ти лет и гражданин П, 17-ти лет, подали в загс заявление о регистрации брака, так как ждут ребенка.

Будет ли зарегистрирован их брак, несмотря на то, что оба они не достигли брачного возраста?

А46
Коммерческая фирма не выполнила условия договора поставки по отношению к партнерской фирме. В каком суде будет рассматриваться спор, возникший между двумя фирмами в данном случае?

А47
^ Рассмотрите ситуацию :

В результате дорожно-транспортного происшествия причинен ущерб двум машинам. Госавтоинспекция установила, что виноват в ДТП был водитель машины Мицубиси Паджеро Черкесов А.А., превысивший скорость и не справившийся с управлением. Черкесов должен возместить причиненный ущерб Иванову П.И. водителю другой пострадавшей машины, Лада - «Калина». Но Черкесов отказался от добровольного возмещения ущерба и даже не явился на оценку его размера.

Куда следует обратиться водителю Сазонову с требованием о взыскании причиненного ущерба?

А48
Известный московский адвокат Ф.Н. Плевако писал:

«Суд – не война. Процесс принимает вид не истребления, а поединка между охраной закона и охраной личной чести. Допускаемые в бою мины и засады, вылазки и диверсии здесь не у места: здесь они нарушают чувство меры ».

О каком принципе современного судопроизводства рассуждает автор?

А49
Целью международного гуманитарного права является защита

^ А50
Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А) Международное гуманитарное право запрещает использовать экологические методы и средства ведения военных действий (экоцид).

Б) Особыми положениями международного права регламентируется положение военнопленных: с момента пленения государство - пленившее солдата противника (комбатанта) несет за него ответственность.

^ ЧАСТЬ В

Задания с кратким ответом
При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр

В1
Запишите слово, пропущенное в таблице:

Ответ: ______________________________________________.

Ответ: административное

В2
Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме:

^ Право на безопасность

товара

Права

______________

Право на здоровую окружающую среду

^ Право на информацию

о товаре

Право быть услышанным

Ответ: ___________________

Ответ: потребителей

В3
«виды правоотношений»
Гражданско-правовые, административные, земельные, семейные, трудовые, административные, экономические, финансовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, государственные.

Ответ: экономические.

В4
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «система правоохранительных органов» . Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Прокуратура, нотариат, адвокатура, органы государственной безопасности, органы внутренних дел, вооруженные силы.
Ответ: ___________________________ .

Ответ: вооруженные силы.

В5
Установите соответствие между понятием и отраслью права: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.


ПОНЯТИЯ

^ ОТРАСЛИ ПРАВА

1)

наследование

А)

трудовое право

2)

коллективный договор

Б)

гражданское право

3)

время отдыха

4)

сделка

5)

неустойка

6)

заработная плата

1

2

3

4

5

6

Ответ: БААББА

В6
Установите соответствие между типами правоотношений и ситуациями, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СИТУАЦИИ

ПРАВООТНОШЕНИЯ

1)

Семья нашла клад во время ремонта дома.

А)

семейное

2)

Работник без уважительной причины не вышел на работу

Б)

административное

3)

Гражданка оформила опеку над племянником

В)

трудовое

4)

Гражданин нарушил правила дорожного движения

Г)

гражданское

Д)

уголовное

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1.

2.

3.

4.
^

Ответ : гваб

В7
полномочия Президента РФ , и обведите цифры, под которыми они указаны.


1)

выступление в качестве главы государства с ежегодным посланием к Федеральному собранию

2)

внесение поправок в текст Конституции РФ и иные конституционные законы

3)

наложение вето на некоторые законы, принятые Думой, с целью их повторного рассмотрения

4)

роспуск Государственной думы и объявление досрочных парламентских выборов в случае несогласия Президента с позицией думы по бюджетным вопросам

5)

подписание от имени РФ международных договоров

6)

посещение войсковых частей в качестве верховного главнокомандующего

Ответ: _______________________________________________.

Ответ: 1356

В8
Найдите в приведенном ниже списке комплекс прав, входящих в конституционное право на образование. Обведите цифры правильных ответов и впишите их в строку в порядке возрастания.


1)

право на получение бесплатного общего среднего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

2)

получение обязательного среднего специального образования в учреждениях НПО и СПО

3)

вариативность преподавания, право учителя на выбор учебных программ и учебно-методических комплектов

4)

право на выбор родителями ребенка формы обучения для своего ребенка

5)

право на посещение учреждений дополнительного образования только для успешно успевающих учащихся

6)

право для родителей ограничить уровень образования своего ребенка основным общим образованием

Ответ: ___________________

Ответ: 134

В9
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

Ответ: БААБ

В10
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Важна и значима деятельность ________________(1), служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

С каждым годом ______________(2) на российских дорогах становится все больше и больше. В крупных городах типичным явлением стали многокилометровые пробки. Велика цена любого нарушения ___________________(3). Задача ДПС – не только разбирательство нарушений на дорогах, но и их _____________________(4), профилактика, формирование в обществе уважительного и внимательного поведения на дороге, будь то со стороны водителя, будь то со стороны пешехода.Инспектор ДПС, как и водитель, наделяется не только правами, но и ________________(5).

Взаимоотношения сотрудников ДПС с ________________(6) должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

5

6

Ответ: ГБЕЗЖИ
ЧАСТЬ С

При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Конвенция о правах ребенка”.

«Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 6. 1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7. 1.Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8. 1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. 2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9. 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Статья 13. 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Статья 16. 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию»

С1
Кого рассматривает в качестве ребенка данная Конвенция? Какие два права обязаны соблюдать государства, подписавшие конвенцию?


^

Баллы

элементы :

1) Дано определение , например:

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

2) Указаны два права :

Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Может быть приведены иные формулировки ответа.


Дано определение и указаны два права

2

Дано определение и указано одно право ИЛИ определение не дано, но указаны два права

1

Дано определение ИЛИ указано одно право ИЛИ ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

2

С2
С опорой на текст Конвенции укажите любые шесть прав ребенка.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

Указаны права, например:

1) право на имя;

2) право на приобретение гражданства;

3) право знать своих родителей;

4) право на родительскую заботу;

5) право ребенка на сохранение своей индивидуальности;

6) право свободно выражать свое мнение;

7) права на личную жизнь, семейную жизнь;

8) право на неприкосновенность жилища и пр.
Могут быть приведены иные права.


Указаны шесть прав

2

Указаны три-пять прав

1

Указаны одно-два права ИЛИ ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

2

В каких случаях законодатель предусматривает возможное разлучение ребенка с родителями в его интересах и на основании закона? С опорой на текст, социальный опыт, знание курса, приведите три примера подобных случаев.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

Приведены три примера, допустим:

Разлучение ребенка с родителями может оказаться необходимым если:

Родители жестоко обращаются с ребенком, наносят ему побои, применяют по отношению к нему насилие;

Родители отказывают ребенку в заботе, он предоставлен сам себе, безнадзорный, родителям все равно, как он питается, где находится;

Родители не заботятся о здоровье ребенка, не следят за тем, чтобы он посещал школу;

Родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, находиться в подобной семье для ребенка опасно.
Могут быть приведены и иные верные примеры.


Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

3

С4
В чем заключается право ребенка на свободное выражение своего мнения? Каким образом можно защитить подобное право? Приведите конкретную ситуацию и укажите орган, в который может обратиться ребенок.


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Раскрыта суть права , допустим:

это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2) Приведена конкретная ситуация , например:

Ограничение или нарушение права ребенка на свободу мнения может иметь место:

Как в семье, когда родители не прислушиваются к мнению детей, запрещая им иметь свое мнение, отличное от мнения родителей;

Может быть в школе, когда учитель может требовать от ребенка, ученика выражать не свою точку зрения, а повторять только слова учителя;

Может быть в детской общественной организации, если ее руководитель запрещает детям выражать свое мнение, подчиняет их своей воле и требует беспрекословного согласия со своим мнением.

3) Указан орган, куда ребенок может обратиться за защитой:

Для защиты своих прав, в крайнем случае, ребенок вправе обратиться в суд.

Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа


Раскрыта суть права, приведена ситуация, указан орган

3

Раскрыта суть права, приведена ситуация, орган не указан ИЛИ раскрыта суть права, указан орган, но не приведена ситуация

2

Раскрыта суть права ИЛИ приведена ситуация ИЛИ указан орган

1

Ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

3

С5.1
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личные неимущественные отношения »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личных неимущественных отношениях.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например:

общественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, имеющих взаимную оценку участниками индивидуальных качеств личности друг друга.

2) два предложения с информацией о личных неимущественных отношениях, опирающейся на знания курса, например:


  • «К личным неимущественным отношениям относятся отношения, связанные с именем, честью, достоинством, деловой репутацией, авторскими правами».

  • «Защита личных неимущественных прав граждан осуществляется согласно нормам гражданско-процессуального права».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о личных неимущественных отношениях.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.


1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный.


0

^ Максимальный балл

2

С5.2
Суд бывает правый и неправый. В Российском государстве на протяжении веков сохранялся неправый сословный суд, вплоть до начала XX века волостной суд приговаривал крестьян к телесным наказаниям. Приведите любые три признака современного демократического судопроизводства .


^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

Указаны признаки, например:


  • независимость и несменяемость судей;

  • осуществление правосудия судом;

  • состязательность процесса;

  • открытое, гласное, публичное рассмотрение дел;

  • право на презумпцию невиновности.
Могут быть указаны и иные правильные признаки.

Указаны три признака

2

Указаны два признака

1

Указан один признак ИЛИ ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

2

А. согласно нормам международного права запрещается применения пыток к военнопленным.
Б. согласно нормам международного права запрещается использование огнестрельного оружия в военных целях.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о международно-правовой защите жертв вооруженных конфликтов?

а. международное гуманитарное право регламентирует ответственность за нарушение прав человека в период вооруженных конфликтов.
б. нормы международного гуманитарного права защищают военнопленных
1. верно только а
2. верно только б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об издержках произ¬водства?

А. Величина постоянных издержек производства не связана с изменениями его объема.
Б. К постоянным издержкам производства относятся затраты на сырье и материалы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. А. относится к странам с рыночной экономикой. Сле¬довательно, в А.
1) правительство устанавливает номенклатуру произ¬водимых товаров
2) государство гарантирует свободу предпринима¬тельства
3) государство устанавливает размер заработной пла¬ты работникам
4) большинство предприятий находятся в собствен¬ности государства
6. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги - это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.
Б. Деньги позволят единообразно соизмерить все то¬вары для нужд обмена и учета.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об обмене?
А. Обмен появился благодаря росту производитель¬ности труда.
Б. Умение обмениваться благами - уникальная осо¬бенность людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. После принятия правительством нового законода¬тельства в области авторского права значительно выросло число патентованных изобретений. Данный пример отражает ситуацию на рынке
1) ценных бумаг
2) информации
3) средств производства
4) интеллектуальной собственности

Верны ли следующие суждения о науке А)науку от других сфер культуры отличает выражение субъективного отношения к миру Б)науке свойственнот

теоретическое обоснование законов развития природы и общества

1) вероно А 2)верно Б 3)верны оба 4) неверно ни одно

Что из проведенного ниже явл. примером экономики в значении "наука"

1)покупка машины в кредит2)изучения спроса на стиральные машины3)выдача кредита на покупку квартиры4)произ- во шоколадных конфет

К числу факторов произ-ства относится

1)земля2)распределение3)произ-во4)потребление

В стране Z экономика основывается на многообразии форм собственности и экономической свободе производства.Для какого типа эконом-кой системы это характерно?

1)рыночной2)командной3)традиционной4)централизованной

Верны ли следующие суждения об экономической науке?А)Эконом-кая наука изучает только современную хоз-ную деятельность людей.Б)Эконом-кая наука изучает способы удовлетворения растущих потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба4)оба неверны

1.Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления? А. Органы местного саоуправления решают вопросы социального развития свих

территорий,организуют места для торговли.

Б. Деятельность органов местного самоуправления регламентируется уставами городов(районов,сел.)

2.Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований,выработанных обществом,так и посредством тебований личности к самой себе.

Б. Способны самоконтроля формируются у личности в процессе взаимодействия с обществом