Нужно ли сдавать статистику за. Статистическая отчетность организаций, малых предприятий и ип


В 2016 году Росстат проводит сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Что это такое и чем грозит игнорирование требований статистики?

Почему надо сдавать статистическую отчетность в 2016 году?

Сплошное статистическое наблюдение за малым и средним бизнесом проводится раз в 5 лет, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обязанность представлять первичные статистические данные безвозмездно установлена Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». При этом в законе оговорено, что респонденты обязаны представлять данные даже являющиеся коммерческой или государственной тайной. Индивидуальные предприниматели представляют данные только по предпринимательской деятельности. Отчетность обязаны предоставить даже организации и ИП, временно не ведущие деятельность и не имевшие доходов в 2015 году.

Целью сплошного наблюдения является формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом распределении .

Какие формы сдавать малому бизнесу и где их взять?

Формы сплошного федерального статистического наблюдения утверждены приказом Росстата от 09.06.2015 N 263. Для организаций предусмотрена форма МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год», для индивидуальных предпринимателей 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год». Срок сдачи отчетов - до 1 апреля 2016 года.

Заполненные формы представляется в отделы статистики по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Отчетность можно представить так же по почте или в электронном виде через ТКС. Но, например, Петростат (территориальное отделение Росстата по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) готов получить отчетность даже по е-мейлу просто в отсканированном виде .

Формы отчетности многие организации и ИП уже получили от Росстата по почте или непосредственно по месту ведения деятельности, поскольку некоторыми отделениями статистики был организован обход торговых и бизнес-центров, мест массовой регистрации юридических лиц, рынков и т.д. Если вы не получили формы, то можно их скачать с сайта Росстата . Так же в некоторых бухгалтерских программах реализовано заполнение этих статистических форм.

Формы отчетности сами по себе небольшие и порядок заполнения форм написан весьма подробно и понятно, переписывать их в статью не имеет смысла. Но хотелось бы обратить внимание на то, что все суммовые показатели заполняются в тысячах рублей с одним десятичным знаком, а не в рублях.

Проблемы при заполнении формы 1-предприниматель могут возникнуть у предпринимателей на ЕНВД. В Порядке заполнения написано, что ИП, применяющие ЕНВД, учитывают выручку на основании первичной учетной документации, отражающей все хозяйственные операции. Однако многие предприниматели никакой подобной документации не ведут, потому что у них нет такой обязанности. Таким предпринимателям можно посоветовать указать вменный доход за год (сумма строк 100 деклараций за 1-4 квартал 2015 года).

Некоторое удивление в форме 1-предприниматель вызывают строки про основные фонды (основные средства) предпринимателей. Учет основных средств как таковой есть только у ИП на ОСНО, ну и частично у ИП на УСН. Каким образом указывать стоимость используемого в предпринимательской деятельности личного имущества другим предпринимателям, непонятно. Поэтому можно заранее предположить, что достоверность статистических данных именно по основным средствам ИП будет стремиться к нулю.

Что будет, если не сдать статистическую отчетность?

В конце прошлого года был принят федеральный закон, вносящий изменения в статью 13.19 КоАП и штрафы за непредставление статистической отчетности резко выросли. Если раньше можно было отделаться штрафом от 3 000 до 5 000 рублей на должностных лиц, то теперь минимальный штраф на организацию 20 000 рублей, максимальный 70 000 рублей. А при повторном нарушении организацию могут оштрафовать до 150 000 рублей . Индивидуальных предпринимателей штрафуют как должностных лиц - при первом нарушении от 10 000 до 20 000 рублей, при повторном нарушении от 30 000 до 50 000 рублей.

Как показывала практика прошлых лет, органы статистики не ставили своей целью собрать как можно больше административных штрафов и по большей части обходились выпиской счетов проштрафившимся организациям и ИП якобы за услуги статистики. Однако в связи с резко выросшими штрафами и нехваткой денег в бюджете, ситуация наверняка изменится и пренебрегать административными санкциями Росстат не будет. Поэтому стоит подумать, надо ли рисковать крупной суммой денег или все-таки проще сдать три листика статистической отчетности. Тем более, что проверить данные, который в ней указаны, органы статистики не смогут.

Повторным считается нарушение, совершенное в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания (ст.4.3. КоАП)

Все приведенные формы статистического наблюдения в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

По уже сложившейся традиции мы публикуем календарь сдачи основной статистической отчетности на 2016 г. Он ориентирован на коммерческие организации (кроме банков, страховых компаний и других финансово-кредитных организаций) и на предпринимателей.

В календаре указана конечная дата представления отчетности, то есть вы должны сдать ее не позднее этого дня. При составлении календаря уже учтено правило «выходного дня»: если день сдачи конкретной формы выпадает на выходной/праздничный день, то сдать ее нужно не позднее первого рабочего дня, следующего за этим выходным/празднико мПостановление Госкомстата от 07.03.2000 № 18 .

ВНИМАНИЕ

Календарь составлен на основании нормативно-правовых актов, действующих на дату подписания номера в печать - 18.12.2015.

В тех случаях, когда необходимость сдачи отчетности обусловлена конкретным показателем средней численности работников, имейте в виду, что средняя численность также включает в себя работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

В календаре используются условные обозначения:

ЮЛ - юридические лица;

ИП - индивидуальные предприниматели;

ОП - обособленные подразделения;

КФХ - крестьянские (фермерские) хозяйства;

с/х - сельскохозяйственный;

МП - малые предприятия;

МИП - микропредприятия;

СМП - субъекты малого предпринимательства.

Напомним, что в 2016 г. субъектами малого предпринимательства признаются те организации и предприниматели, у которы хподп. «б» п. 2 , п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ :

  • средняя численность работников в 2013- 2015 гг. не превышала за каждый год: 100 человек включительно - для малых предприятий (МП), 15 человек включительно - для микропредприятий (МИП);
  • выручка без НДС в 2013- 2015 гг. не превышала за каждый год: 800 млн руб. - для малых предприятий; 120 млн руб. - для микропредприяти йп. 1 Постановления Правительства от 13.07.2015 № 702 .

Для фирм есть еще одно условие отнесения к малому бизнесу. Суммарная доля участия в их уставном капитале (УК) не должна превышат ьп. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ :

  • <если> в УК участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды - 25%;
  • <если> в УК участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, а также иностранные компании - 49% в отношении каждой такой доли участия.

Подготавливая какую-либо отчетность к сдаче, изучите указания по ее заполнению - в них могут быть оговорены нюансы, связанные с оформлением и представлением этой отчетности. Особенно внимательными следует быть тем компаниям, у кого есть обособленные подразделения. Многие формы нужно заполнять и сдавать как по головной организации, так и по каждому ОПч. 6 ст. 8 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ . В противном случае отчетность будет считаться сданной с нарушением установленного порядка.

Сейчас непредставление (несвоевременное представление) статотчетности, указание в ней недостоверных сведений или иное нарушение порядка ее представления грозит руководителю компании или предпринимателю штрафом от 3000 до 5000 руб.

В 2017 году малым и средним предприятиям придется сдавать новые формы статистического наблюдения. Росстат ввел 6 годовых отчетов для ИП и малых предприятий, 2 квартальных и 3 ежемесячных.

Федеральная служба государственной статистики издала приказ от 11 августа 2016 г. N 414, которым утвердила сразу несколько обновленных форм статистического наблюдения для малого бизнеса. Предпринимателей в 2017 году ожидают новые годовые, квартальные и ежемесячные отчеты.

Какие отчеты обновил Росстат

По итогам за 2016 год малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям придется отчитаться по таким новым формам:

  • N 1-натура-БМ "Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей"
  • N 23-Н "Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии"
  • N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов"
  • N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия"
  • N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя"
  • N МП(микро)-натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием".

Каждый квартал, начиная с периода январь - март 2017 года, придется сдавать такие отчеты, как:

  • N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
  • N П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации".
  • N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
  • N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием";
  • N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем".

Кто должен сдавать новые отчеты

Новые отчетные формы не являются обязательными для всех, без исключения, представителей малого бизнеса. Узнать, какие именно отчеты необходимо сдавать в каждом конкретном случае можно узнать с помощью нового , который был запущен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.2015 № 381 . Для использования сервиса достаточно иметь доступ к официальному сайту Росстата и ввести такие данные организации, как наименование, код по ОКПО или ИНН. После этого, на компьютер пользователя автоматически загрузится перечень необходимых отчетных форм, включая новые.

Служба статистики обязана бесплатно информировать субъектов официального статистического учета о конкретных формам отчетности. Если предприниматель обратится в Росстат в письменной форме, ему вышлют список по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей), либо по адресу, указанному в письме.

Узнать, какие отчеты ждут от организации или ИП, в статистике можно по базе Госкомстата по ОКПО, ИНН и ОГРНИП. ОКПО, ИНН и ОГРНИП вы можете узнать .

Малые ИП

Один раз в 5 лет в статистику малые и средние предприниматели. Т.е. вообще все ИП.

Сделать ИП (Организации ниже) это должны по этой форме: Форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год» (ЭП-ИП) (pdf, 453 кб)

Форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год» (WORD, 56 кб)

Форма совсем не сложная, поэтому образец не нужен.

ОКПО - этот код вы должны были в статистике получить. Для некоторых можно найти в интернете, на сайте Росстата. В ЕГРИП нет.

Малые Организации

Один раз в 5 лет в статистику должны отчитаться малые и средние (). Т.е. вообще все Организации, не относящиеся к крупным.

Этот "замечательный" период выпадает на 2016 год. В следующий раз это будет в 2021 году, за 2020 год.

Сделать Организации (ИП выше) это должны по этой форме: Форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год» (pdf, 510 кб)

К ней прилагается инструкция: Указания по заполнению формы № МП-сп (WORD, 92 кб)

ОКПО - этот код вы должны были в статистике получить. Для некоторых можно найти в интернете, на сайте Росстата. В ЕГРЮЛ нет.

Средние и крупные

Отчетность в статистику обязаны подавать каждый год (или даже раз в месяц) только средние и крупные организации. Т.е. все у кого работников свыше 100 и/или выручка более 2 миллиардов рублей за год .

Они каждый месяц должны сдавать форму № П-3 (о финансовом состоянии). Каждый месяц, не позднее 28 числа после отчетного периода.

А также форму № П-4 (о численности и зарплате работников). Каждый месяц, не позднее 15 числа после отчетного периода.

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие:

годовые с отчета за 2015 год:

N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий" (приложение N 1);

N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (приложение N 2);

N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 3);

N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих" (приложение N 4);

N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (приложение N 5);

N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" (приложение N 6);

N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры" (приложение N 7);

N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми" (приложение N 8);

N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (приложение N 9);

месячная с отчета за январь 2016 г.:

N 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов" (приложение N 10);

квартальные с отчета за январь - март 2016 года:

N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 11);

N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала" (приложение N 12);

периодическую 1 раз в год для отчета в 2016 году:

N 1-ОЛ "Сведения о детском оздоровительном лагере" (приложение N 13);

периодическую 1 раз в 2 года с отчета за октябрь 2015 года:

N 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям" (приложение N 14);

периодическую 1 раз в 2 года за нечетные года с отчета за 2015 год:

N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (приложение N 15).

2. Установить предоставление данных по приведенным в пункте 1 настоящего приказа формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.

3. С введением указанного в пункте 1 настоящего приказа статистического инструментария признать утратившими силу:

приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 57-Т "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям", утвержденное приказом Росстата от 18 июля 2013 г. N 285;

приложение N 16 "Форма федерального статистического наблюдения N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия", утвержденное приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 349;

приложение N 2 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда", приложение N 3 "Форма федерального статистического наблюдения N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации", приложение N 4 "Форма федерального статистического наблюдения N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих", приложение N 5 "Форма федерального статистического наблюдения N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах", приложение N 8 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий", приложение N 9 "Форма федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", приложение N 12 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-ПР "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов", приложение N 15 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала", утвержденные приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. N 580;

приложение N 2 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры", приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденные приказом Росстата от 6 ноября 2014 г. N 640;

приказ Росстата от 16 мая 2011 г. N 239 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)";

приказ Росстата от 15 октября 2014 г. N 612 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере науки".

4. Признать утратившим силу приложение N 9 "Форма федерального статистического наблюдения N 78-РИК "Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации", утвержденное приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 349, с отчета за 2015 год.

Остальные налогоплательщики (ИП и организации - микропредприятия), у которых работников менее 16 и выручка менее 120 млн. рублей за год , отчитываются только, если им поступит письменный запрос из органов статистики. Росстат делает такие запросы выборочно, примерно для 1% таких плательщиков.

Куда подавать?

Штрафы

От 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ) ответственному работнику (за опоздание и/или недостоверные данные). Но штраф должны выписать в течение 2-месяцев. На практике Статистика штрафует редко.

С 2016 года штрафы подняли - для должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., а также ввели новые штрафы для организаций – от 20 000 до 70 000 руб (за повторное нарушение максимальный – 150 000 руб).

Закон

Только до 6-й статьи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

2) - 4) утратили силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Статья 5. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

С помощью можно вести бухгалтерию на ОСНО (НДС и налог на прибыль), УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, РСВ-1, подавать любую отчетность через интернет и пр. (от 350 р/мес.). 30 дней бесплатно (сейчас для новых 3 месяца бесплатно).

Организации на УСН обязаны отчитываться в органах статистики (п. 4 ст. 346.11 НКРФ). Несмотря на наличие форм, возможно, вы никогда прежде не сдавали отчет в учреждение статистики. Это объяснимо - территориальные органы Росстата в отношении малых предприятий и индивидуальных предпринимателей проводят выборочные статистические наблюдения. Поэтому отчитываться должны не все, а только те, кто получил письменное требование из органов статистики.

Однако рассматриваемое правонарушение не является длящимся, поэтому за него могут оштрафовать лишь в течение двух месяцев с момента совершения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Получается, проверяющие, обнаружив в октябре, что малое предприятие не отчиталось за полугодие, оштрафовать его не смогут, так как два месяца с момента, когда сведения должны были быть представлены, то есть с 29 июля, уже истекли.

Тем не менее сдать форму №ПМ, если вы попали в «выборку», все-таки придется. Кроме того, организация должна будет возместить ущерб статистическому ведомству за исправление итогов сводной отчетности. Это следует из статьи 3 Закона РФ от 13.05.92 №2761-1.

Кукую отчетность нужно обязательно сдавать в органы статистики в 2016 году

Отметим, что упрощенцы-организации должны представлять годовой бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним в органы государственной статистики по месту регистрации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). О том, как заполнить эти обязательные формы отчетности, вы можете прочитать в Книге журнала «Упрощенка» «Годовой отчет по УСН 2015». Для этого оформите подписку на журнал «Упрощенка» на нашем сайте.

Так, обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за 2015 год нужно будет подать не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, то есть до 31 марта 2016 года включительно.

Предприниматели бухгалтерскую отчетность не сдают, так как им позволено не вести бухучет.

Также Росстат требует от малого бизнеса отчитаться за 2015 год по двум новым формам отчетности (письмо Росстата от 14.01.2016 № 03-03-1/1-СМИ). Организации должны сдать форму «МП-СП», предприниматели - форму 1-предприниматель. Срок подачи форм - до 1 апреля 2016 года.

Быстро заполнить форму МП-СП поможет статья «Форма МП-сп: порядок заполнения». Формы МП-СП и 1-предприниматель похожи.

Как узнать, какую отчетность вы должны сдавать

Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы. Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД 50.10.

Если же проводится выборочное наблюдение, сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Причем делать это они обязаны безвозмездно.

Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.

Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности. Они разработаны и систематизированы в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

По строкам табелей указываются формы статотчетности. Виды экономической деятельности приведены в графах таблицы, в скобках указан номер раздела по ОКВЭД (первые две цифры кода ОКВЭД). Знак + на пересечении строк и граф указывает на то, что организация или предприниматель, которые занимаются тем или иным видом деятельности, обязаны представлять данную форму статотчетности.

Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.

Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.

Штрафы за непредставление отчетности в Росстат в 2016 году

С 2016 года для бухгалтеров, руководителей и ИП штрафы равны от 10 000 до 20 000 руб., для организаций - от 20 000 до 70 000 руб.

За повторное нарушение штраф для должностных лиц - 30-50 тыс. руб., для организации 100-150 тыс. руб.