Система наказаний по ук рф. Система наказаний в уголовном праве россии Смягчающие обстоятельства, влияющие на вид и срок наказания


Ничуговская Олеся Николаевна

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Воронежского института Федеральной службы исполнения наказаний России,

г. Воронеж

Система наказаний по современному уголовному законодательству Российской Федерации

нтерес к проблемам уголовных наказаний и их системе не иссякает, а, наоборот, с каждым годом возрастает. Все больше юристов занимаются исследованием данного вопроса и предлагают свои варианты его решения. Система уголовного наказания в настоящий момент требует определенных корректив. И это доказывает тот факт, что на практике применяются далеко не все виды уголовных наказаний, а только малая их часть, которая, к сожалению, не всегда достигает своих целей, указанных в ст. 43 УК РФ, а именно: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Под системой наказаний следует понимать сложный механизм, охватывающий их подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицированные по различным основаниям, находящиеся в определенной иерархии. Анализируя современное уголовное законодательство РФ, мы при-

ходим к выводу, что как таковой определенной системы уголовных наказаний в УК РФ нет, а вместо нее есть только простое перечисление их видов (ст. 44 УК РФ). Хотя, по мнению многих ученых1, в законодательство обязательно должно быть включено определение этой системы и ее элементы. Причем в основу ее построения должен быть положен конкретный критерий.

Различные авторы предлагают свои критерии формирования указанной системы. Например, профессор Н.С. Таганцев определяет систему как своеобразную «лестницу наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного Кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении»2. В.Н. Петрашев под системой понимает установленный законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке3. Р.Р. Га-лиакбаров считает, что система должна строиться из видов наказаний, расположенных в определенном порядке соответственно их степени тяжести4. В.К. Дуюнов видит систему как «социально обусловленную, целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний,

1 См., например: Толкаченко А.А. Новое в законодательстве об уголовных наказаниях // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 6; Морщакова Т. Г. Наказание должно быть адекватным // ЭЖ-Юрист. 2003. № 48.

2 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Курс лекций. Т.1. Тула: Автограф, 2001. С. 100.

3 Петрашев В.Н. Гуманизация системы наказаний в уголовном праве. Ростов н/Д, 1988. С. 19.

4 Галиакбаров Р.Р. Система и виды наказаний. Горький, 1986. С. 4.

установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести»1.

В словаре Ожегова С.И. предлагается определение системы как единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей2.

Соответственно можно обозначить основные признаки системы уголовных наказаний и сформулировать ее определение:

1. Система представляет собой совокупность элементов взаимосвязанных между собой.

2. Система должна быть установлена компетентными государственными органами и отображена в законе.

3. Система должна использоваться судебными органами при выборе наказания и в случае смягчения или ужесточения наказания применить наказание, указанное в санкции статьи Особенной части УК РФ.

4. Данный перечень должен быть исчерпывающим, т.е. суд должен применить одну из мер наказаний в соответствии с данным перечнем. Наказания, не указанные в законе, суд применить не вправе.

5. Система должна быть построена таким образом, чтобы наказания были расположены по возрастающему или убывающему признаку тяжести. Этот принцип имеет важное значение, поскольку он отражает принцип экономии репрессии, так как ориентирует законодателя применить менее строгое наказание. Указанное положение будет отвечать намеченной тенденции гуманизации уголовного наказания, а также справедливости, равенства и законности.

6. Недопустимость введения таких видов наказаний, которые могли бы причинить физические страдания или унижали человеческое достоинство осужденных.

7. Наказания, составляющие систему, должны соответствовать принципу справедливости и отражать тяжесть совершенного преступления, опасность и личность виновного.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что система наказаний представляет собой единство различных видов наказаний, построенных последовательно относительно конкретного признака или критерия.

Помимо того, что в УК РФ нет самого понятия системы, в нем также не просматривается и

четко выстроенных элементов системы наказаний.

Формирование действующей системы наказаний в отечественном уголовном праве было в основном завершено с принятием УК РФ3, в котором с момента вступления в силу появилось достаточно много изменений и дополнений. Значительная часть нововведений по сравнению с УК РСФСР касается, в том числе, и общей системы, и конкретных видов наказаний. Так, еще в 1993 г. из УК РСФСР были исключены и, соответственно, не вошли в УК РФ такие виды наказаний, как ссылка и высылка.

Отменены такие виды наказаний, как:

увольнение от должности (его заменили на запрещение занимать определенные должности);

общественное порицание, поскольку применялось судами крайне редко. Тем более что его можно отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не к видам уголовного наказания.

УК РФ в ст. 44 дает полный перечень действующих видов наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и, наконец, исключительная мера наказания - смертная казнь 4.

Соответственно, теперь перечень наказаний дополнен принципиально новыми их видами, а именно: обязательными работами (ст. 49 УК РФ), ограничением по военной службе (ст. 51 УК РФ), ограничением свободы (ст. 53 УК РФ) и арестом (ст. 54 УК РФ).

В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, например, изменены:

а) порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты;

б) порядок лишения воинского звания, по-

1 Дуюнов В.К., Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: теория и практика. Фрунзе: Илим, 1986. С. 90.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов / Под ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. С. 717.

3 Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (вступил в силу с 01 января 1997 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

4 Временно не применяется в связи с международными обязательствами России.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2007 №4(18)

четного звания или классного чина. Если ранее, согласно ч. 2 ст. 36 УК РСФСР, суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган, то теперь судебные органы праве самостоятельно лишать осужденного почетного звания. Кроме того, в ст. 48 УК РФ добавлено указание на возможность лишения классного чина;

в) регламентация исправительных работ: отбывание наказания осуществляется не по месту работы осужденного, а в местах, указанных органами местного самоуправления. Одновременно из данной нормы изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания;

г) порядок и основания применения содержания в дисциплинарной воинской части1:

расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет контрактников);

уменьшен срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет;

сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы;

д) уголовно-правовая регламентация лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений, в статусе некоторых учреждений нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет2. Кроме того, изменен принцип сложения наказания - его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч. 3 ст. 69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию. Изменения коснулись лишь перечня лиц, которым оно не может быть назначе-но3: совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.

Такие виды наказаний, как обязательные работы и арест, в настоящее время не используются, поскольку для этого пока не созданы соответствующие условия.

Порядок применения конфискации имуще-

ства за время действия УК РФ неоднократно изменялся, поэтому данный вопрос следует рассмотреть поподробнее.

Конфискация имущества представляет собой принудительное, безвозмездное изъятие из личной собственности граждан в собственность государства всего или части имущества. Сам термин «конфискация» латинского происхождения (соп^са^о), в дословном переводе означает «отбирание чего-либо в казну».

Уже в первых источниках российского права присутствует наказание в виде конфискации имущества. Так, в Русской Правде в ст. 83 Пространной редакции Троицкого списка записано: «Аже зажгуть гумно, то на поток, на грабежь дом его, переди пагубу исплатившю, а в проце князь поточити и; тако же аже кто двор зажьжешь», что в переводе означает: «Если кто подожжет гумно, то выдается головою князю со всем имением, из коего наперед вознаграждается убыток хозяина, остальным располагается по своей воле князь, так же поступать и с тем, кто двор подожжет»4. Речь идет о самом суровом наказании - потоке и разграблении, которое заключалось в конфискации имущества преступника и в обращении его и членов его семьи в рабство. Оно устанавливалось за конокрадство, убийство в разбое, поджог гумна. Конфискация относилась к имущественным наказаниям и нашла дальнейшее отражение в русском дореволюционном законодательстве.

В соответствии с советским законодательством конфискация имущества применялась только в качестве дополнительного наказания, которое могло быть назначено при осуждении за государственные и корыстные преступления. Суд вправе был конфисковать имущество (все или часть его) независимо от правомерности его приобретения. При решении вопроса о применении конфискации суд учитывал степень общественной опасности преступления и личность осуждаемого.

Во многих европейских странах (Италия, Дания, Швеция, Испания, Голландия, Германия) уголовным законодательством предусмотрена мера наказания в виде конфискации имущества. Вызывает интерес уголовное законодательство Италии 1982-1996 гг., в котором устанавливалась конфискация имущества у мафии. Недвижимость подлежала конфискации прежде всего в тех слу-

1 Ранее - ст. 34 УК РСФСР, сейчас - ст. 55 УК РФ.

2 Часть 1 ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех месяцев до пятнадца-

3 Этот перечень идентичен перечню лиц, которым не может быть назначена смертная казнь.

4 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 21.

чаях, когда мафиози не мог объяснить, откуда у него несметное богатство. И это соответствует современной международной норме «незаконного обогащения» (т.е. значительное увеличение активов лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать - ст. 20 Конвенции ООН против коррупции1). На конфискованных землях мафии выращивался виноград, оливки и другие фрукты и овощи. На этикетках с вином писалось: «Вино изготовлено из винограда, выращенного на землях, конфискованных у мафии». Аналогичная надпись была и на этикетках бутылок с оливковым маслом и т.д.

После распада СССР данная мера наказания благополучно перешла из советского законодательства в российский Уголовный кодекс 1996 г. Только за получение взяток в 2002-2003 гг. было вынесено 50 обвинительных приговоров, предусматривающих в качестве дополнительного наказания конфискацию имущества.

Таким образом, российскому законодательству было известно два вида имущественных наказаний: штраф и конфискация имущества. Различие конфискации и штрафа заключалось в следующем:

1. Штраф применялся при совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а конфискация - при совершении тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений.

2. Штраф являлся денежным взысканием, а конфискация заключалась в принудительном изъятии принадлежащего осужденному имущества.

3. Размер штрафа устанавливался в зависимости от тяжести преступления с учетом материального положения осужденного и в пределах, предусмотренных санкцией ст. Особенной части УК РФ, а при конфискации количество имущества, подлежащего изъятию, определял суд.

4. Штраф мог быть как основной, так и дополнительной мерой наказания, а конфискация -только дополнительной.

С принятием Федерального закона № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»2 из двух остался только один вид имущественного наказания - штраф, поскольку конфискацию исключили из перечня наказаний. В пояснительной записке к данному закону указывалось на весьма низкую эффективность такого вида наказания, как конфискация имущества, однако никаких подтверждающих данных не приводилось.

Исключение конфискации имущества как вида наказания и замена ее крупным штрафом отрицательно воспринимались как практическими работниками, так и многими учеными.

Предложений об исключении конфискации имущества из числа наказаний в юридической литературе ранее высказывалось достаточное количество. В частности, говорилось о том, что такая мера затрагивает не только имущественные интересы осужденного, но и имущественные интересы членов его семьи, иждивенцев, не имевших отношения к совершенному преступлению, способна создать серьезные проблемы в ресо-циализации лица, отбывшего наказание, нарушает принцип справедливости, поскольку обращается на имущество, нажитое трудовым путем. Кроме того, сторонники данной позиции заявляли, что имущество, нажитое преступным путем, может быть изъято в порядке, предусмотренном УПК РФ и, следовательно, в конфискации имущества, как уголовном наказании, нет необходимости. Этот порядок (ст. 81 УПК РФ) распространяется на вещественные доказательства, к которым относятся, в том числе: имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий, либо нажитые преступным путем.

В июле 2006 г. конфискация имущества вновь появилась3 в УК РФ4, но теперь она отно-

1 Конвенция ООН против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

2 Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 8 декабря 2003 г. (с изменениями от 11 марта 2004 г., 5 января 2006 г.) // Собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4848.

3 См.: Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 31 июля 2006 г. № 31. Ч. 1. Ст. 3452.

4 См.: Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера Уголовного кодекса РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

сится к мерам уголовно-правового воздействия1. Кроме того, в разделе VI гл. 15.1 «Конфискация имущества» Уголовного кодекса РФ указано, что конфискацию следует применять в отношении доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления.

Согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, конфискация имущества определяется как безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, определенного уголовным законом.

Ранее, согласно ч. 2 ст. 52 УК РФ, конфискация имущества применялась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривала данный вид наказания. При этом большинство преступлений, по которым могла применяться конфискация имущества, относились к преступлениям против собственности, сферы экономической деятельности и общественной безопасности. Всего конфискация имущества предусматривалась в 31 ст. ст. Уголовного кодекса РФ.

Теперь же, согласно действующей ст. 104.1 УК РФ, предусмотрено безвозмездное обращение в собственность государства следующего имущества:

денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ (всего 45 ст. ст.), и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

денег, ценностей и иного имущества, в

которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество и подлежащего конфискации, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Россия ратифицировала ряд международных конвенций, в которых конфискация имущества является основной и эффективной мерой уголовного наказания:

1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 27 января 1999 г.2;

2. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.)3;

3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.4;

4. Конвенция ООН против транснациональ-

1 К мерам уголовно-правового воздействия, кроме конфискации имущества, относятся: меры принудительного медицинского характера; амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре; принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания; конфискация денежной суммы взамен имущества; возмещение причиненного ущерба.

2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. РФ подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (Распоряжение Президента РФ № 18-рп от 25 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

3 Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.). Конвенция вступила в силу 1 сентября 1993 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 62-ФЗ от 28 мая 2001 г. с оговорками и заявлением. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г. // Совет Европы и Россия. 2000. № 2.

4 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.). Конвенция вступила в силу 10 апреля 2002 г. РФ ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 88-ФЗ от 10 июля 2002 г. с заявлениями. Конвенция вступила в силу для РФ 27 декабря 2002 г. // Собрание законодательства РФ от 24 марта 2003 г. № 12. Ст. 1059.

В международном уголовном праве существует два вида конфискации - общая и специальная. Первая подразумевает конфискацию всего без исключения имущества осужденного, хотя во многих странах такая конфискация запрещена Конституцией. Специальная же конфискация предусматривает безвозмездное изъятие того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В международной практике специальная конфискация, как правило, применяется в случаях легализации преступных доходов, финансировании терроризма, а также за нелегальный оборот наркотиков, что нашло отражение в пункте 8 Руководящих принципов ООН для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней3 (приняты в 1990 г. на Конгрессе ООН в Гаване) и в Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию4 (принята в Страсбурге, 1999 г.). В пункте 3 ст. 19 «Санкции и меры» установлено, что «каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам».

Во многих государствах существует конфискация имущества, которая преследует основные цели: компенсация вреда потерпевшему,

возмещение затрат на судебные и процессуальные издержки, а также на общественно-полезные цели. Важное положение зафиксировано в ст. 104.3 УК РФ, в которой предусмотрена первоначальная компенсация вреда потерпевшему и потом уже государству, тогда как ранее в ст. 44 УК РФ конфискованное имущество в полном объеме должно было обернуться в доход государства.

Сам факт возврата конфискации в уголовное законодательство, безусловно, имеет положительное значение. Однако возникает ряд вопросов относительно применения конфискации уже не как вида наказания, а как меры уголовно-правового характера. Одновременно напрашивается вывод о том, что она уже не может служить альтернативой видам наказания, и ее применение, главным образом, обусловлено усмотрением судьи, рассматривающим конкретное дело. Предстоит процессуально урегулировать ряд вопросов относительно порядка отделения имущества осужденного от имущества его членов семьи и иных лиц.

В настоящее время, как уже говорилось, единственным видом имущественных наказаний является штраф, но он не может послужить полноценной заменой конфискации, поскольку ущерб, причиненный некоторыми видами преступлений, во многих случаях превышает размер штрафа, установленного в пределах 1 млн рублей.

В современных российских условиях конфискация является наиболее эффективным видом наказания, который необходимо применять в качестве основного вида наказания для таких преступлений, как коррупция, терроризм, сбыт наркотиков, корыстные преступления. Отменив кон-

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.). Конвенция дополнена протоколами: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ с заявлениями. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 июня 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. № 40. Ст. 3882.

2 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 40-ФЗ от 8 марта 2006 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

3 Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

4 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (Распоряжение Президента РФ № 18-рп от 25 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

фискацию имущества как вид наказания, законодатель предлагает в качестве альтернативы применять лишение свободы. Это положение не отвечает тенденции гуманизации уголовного законодательства, поскольку лишение свободы является более суровым наказанием по сравнению с конфискацией.

Если следовать логике законодателя, осужденному к лишению свободы преступнику не грозит расстаться с похищенным, преступно нажитым имуществом, и по возвращении на свободу он имеет полное право использовать это имущество на различные цели: либо для дальнейшей преступной деятельности, либо для отмывания этих денежных средств. Таким образом, отменив конфискацию как вид наказания, законодатель отказался от средства профилактики многих преступлений. А неконфискованные средства, полученные преступным путем, могут послужить основой для дальнейшего использования организованной и иной преступностью.

Возвращаясь к системе наказаний, следует отметить, что уголовно-правовая наука предлагает несколько оснований для классификации наказаний по видам.

В зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние, виды наказаний можно разделить на наказания для несовершеннолетних и, соответственно, наказания для совершеннолетних.

Некоторые виды наказаний не могут быть применены к несовершеннолетним, поэтому для них система наказаний, в соответствии со ст. 88 УК РФ, выглядит следующим образом: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

По характеру карательного элемента они делятся на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, и наказания, ограничивающие свободу. Сюда же, как отдельный элемент, следует отнести и исключительную меру наказания - смертную казнь.

В связи с возможностью применения наказания, независимо или в зависимости от других, выделяют основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве

основных и дополнительных.

К основным относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград являются дополнительными видами наказаний.

А штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

По нашему мнению, данное разделение видов наказаний на основные и дополнительные очень неудобное, поскольку некоторые из них могут применяться как в качестве первых, так и в качестве вторых. Такая система непригодна для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же наказания, применяемого как основное и как дополнительное, различны1.

Невозможность исполнения некоторых уголовно-правовых мер по материально-финансовым и иным причинам обусловливает подразделение всех наказаний на действующие и отложенные (к последним относятся обязательные работы, ограничение свободы, арест, а также смертная казнь).

Главным требованием к построению системы уголовных наказаний, отраженным в международных источниках, является гуманность, которая должна не позволить наказанию превратиться в пытку для лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

ООН был принят ряд документов, посвященных обращению с правонарушителями, сокращению числа заключенных и применению альтернатив тюремному заключению2. Особое место среди этих документов занимают Стандартные минимальные правила ООН, которые в § 8 «Положения о вынесении приговора» гл. 3 «Стадия суда и вынесение приговора» предусматривают, что:

«8.1 Судебный орган, имея в своем распоряжении выбор не связанных с тюремным зак-

1 Например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2 См.: Резолюцию 8 Генеральной Ассамблеи ООН 35/171 от 15 декабря 1980 г. «Доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями»; резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» // Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

лючением мер, должен при вынесении своего решения принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.

8.2 Органы, выносящие приговоры, могут предусматривать по делам следующие санкции:

a) устные санкции, такие, как замечание, порицание и предупреждение;

b) условное освобождение от ответственности;

c) поражение в гражданских правах;

d) экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;

e) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

1) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

д) условное наказание или наказание с отсрочкой;

^ условное освобождение из заключения и судебный надзор;

О постановление о выполнении общественно-полезных работ;

j) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;

к) домашний арест;

I) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

т) какое-либо сочетание перечисленных выше мер»1.

Соответственно судебные органы, выносящие приговоры, должны использовать в первую очередь наказания, альтернативные тюремному заключению, в том числе и «поражение» в гражданских правах. В этом смысле определенный интерес представляет опыт отечественного уголовного законодательства. Правопоражающие санкции в российском праве издавна применялись достаточно широко. Еще с далеких времен известна такая мера наказания, как «изгнание из общины» или «объявление нарушителя бесправным». А в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., на основе которого стала реформироваться система исполнения уголовных наказаний, помимо всего прочего, упоминалось «лишение всех прав и свобод».

Современная система наказаний требует существенных корректив, поскольку в настоящее время она не отвечает принципу системности2. В ходе нашего исследования удалось выявить несколько причин, по которым стоит пересмотреть содержание представленного в УК РФ перечня уголовных наказаний.

Первая из них заключается в том, что в систему включены наказания, которые в настоящее время вообще не могут применяться в силу того, что не созданы условия для применения: обязательные работы, ограничение свободы, арест. Судья при назначении наказания вынужден применить более строгий вид наказания, поскольку альтернативой этим наказаниям в большинстве случаев выступает лишение свободы.

Вторая причина необходимости изменения системы состоит в том, что в одном перечне содержатся наказания для общего и для специального круга лиц. В данном случае виды наказаний нужно распределить в зависимости от категории субъектов, на которых распространяются наказания:

1) применяемые к общему кругу лиц,

2) применяемые к военнослужащим,

3) применяемые к несовершеннолетним,

4) применяемые к лицам, занимающим государственные должности.

Смертная казнь в государстве фактически не применяется, хотя в нормативном порядке она не была отменена либо приостановлена. Сам факт возможного применения смертной казни будет действовать как эффективная превенция против преступлений, посягающих на самую охраняемую ценность - жизнь человека. Поэтому данный вид наказания обязательно должен быть в УК РФ.

Из 12 видов наказаний лишение свободы применяется в несколько раз чаще любого другого наказания, что тоже говорит о том, что система наказаний работает крайне неэффективно. Альтернативой применению лишения свободы служит в большинстве случаев штраф. Несмотря на то, что условное осуждение не является видом уголовного наказания, число лиц осужденных условно с каждым годом растет.

Исходя из приведенных фактов, можно сделать вывод о том, что необходимо срочно сформировать комплекс мер, которые позволят применять альтернативные лишению свободы

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» / / Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

2 См.: Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало-М, 2002.

наказания, а именно создать как можно быстрее условия для применения обязательных работ и ареста. Тем самым представится возможность назначать меры наказания, не связанные с лишением свободы, которые приведут впоследствии к сокращению численности лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Кроме того, следует чаще назначать другие меры наказания, например, исправительные работы, которые должны применяться и по постоянному месту работы, а для лиц, не работающих - в местах, указанных органами местного самоуправ-

В целом система уголовных наказаний нуждается в существенной доработке. Главной целью системы наказаний должна стать индивидуализация. В связи с этим систему уголовных наказаний лучше было бы строить, исходя из субъективного или личностного критерия.

В особую группу следует выделить материальные виды наказания, поскольку в некоторых случаях лишение материальных благ будет наиболее действенным, а в случае преступной наживы - даже необходимым.

1. Штраф - определенная денежная сумма, указанная в статье РФ, которая приравнивается к определенному числу минимальных размеров оплаты труда (от 25 до 1 000) или к размеру заработ­ной платы (иного дохода осужденного) за указанное в статье коли­чество месяцев (ст. 46 УК РФ).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью. Данное наказание назна­чается на срок, определенный в статье, и может применяться лишь к лицам, состоящим на службе в государственных организациях и в органах местного самоуправления (ст. 47 УК РФ).

3. Обязательные работы назначаются судом на конкретный
срок, в пределах, указанных в статье Уголовного кодекса. Подразу­мевают выполнение осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид работ опреде­ляется органами местного самоуправления. При этом в день может быть отработано не более 4 часов. Данный вид наказания нельзя на­значать инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщи­нам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, лицам, достигшим пенси­онного возраста, а также военнослужащим.

4. Исправительные работы - это наказание, которое не влечет
лишение или ограничение свободы. Оно заключается в том, что из
заработной платы осужденного удерживается в доход государства часть заработка (от 5 до 20%) на срок от 2 месяцев до 2 лет. В случае злостного уклонения от исполнения данного наказания суд вправе заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы (из расчета один день исправительных работ за один день ограничения свободы, один день ареста за два дня испра­вительных работ или один день лишения свободы за три дня испра­вительных работ). Осужденный отбывает исправительные работы там, где он трудится. В срок такого наказания засчитываются годы, месяцы и дни, в течение которых производились удержания из зара­ботной платы осужденного.

5. Ограничение свободы - принудительное содержание лица в специальном учреждении, без изоляции от общества, в условиях осуществления за ним надзора. Осужденные отбывают это наказа­ние по месту жительства или по месту осуждения. Осужденные проживают в специально оборудованных общежитиях, обязаны по­стоянно пребывать в пределах учреждения и не имеют права без разрешения администрации покидать эту территорию. Надзор за ними осуществляется как в период работы, так и в свободное от работы время. Этот вид наказания может быть применен лишь к ли­цам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, и не может быть назначен инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, а также гражданам, достигшим пенсионного возраста (ст. 53 УК РФ).



6. Арест - краткосрочный вид наказания, который предполагает
содержание осужденного в условиях строгой изоляции. На этот вид
наказания распространяются условия содержания, предусмотренные
для граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в
тюрьме в условиях общего режима. Арест не может быть назначен
лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет, бере­менным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет (ст. 54 УК РФ). Данный вид наказания, а также обязательные работы будут введены в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ - по мере создания необходимых ус­ловий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г.

7. Лишение свободы на определенный срок (от 6 месяцев до
20 лет). При сложении сроков, назначенных за совершение несколь­ких преступлений, лишение свободы может достигать 25 лет. В слу­чае, если осужденный после вынесения ему приговора и до отбытия наказания совершит еще одно преступление или несколько преступ­лений, сроки, назначенные по разным приговорам, складываются и максимальный срок лишения свободы может возрасти до 30 лет.

8. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ). Назначается
как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких пре­ступлений, посягающих на жизнь.

9. Смертная казнь (ст. 59 УК РФ). Исключительная мера нака­зания, которая может быть назначена за особо тяжкие преступления,
связанные с посягательством на жизнь. Этому виду наказания не могут подвергаться женщины, а также лица, совершившие преступ­ления в возрасте до 18 лет, и мужчины, которым к моменту вынесе­ния приговора исполнилось 65 лет. В настоящее время применение этого вида наказания приостановлено.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности как преступления, так и личности ви­новного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, степень влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве смягчающих вину в УК предусмотрены следую­щие обстоятельства:

а) совершение преступления малой тяжести впервые, вследст­вие случайного стечения обстоятельств;

б) совершение преступления несовершеннолетним;

в) наличие беременности;

г) наличие у виновного малолетних детей;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств (безработица, семейные конфликты, снижение жизненного уровня виновного) либо из сострадания (лишение жизни безнадежно больного или смертельно раненного по его просьбе);

е) совершение преступления в результате физического или пси­хического принуждения либо по причине материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления, вызванного незаконными или
аморальными действиями потерпевшего.

  • или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • арест;
  • По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

    • виды наказания, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного (лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград);
    • ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);
    • виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф);
    • виды наказания, связанные в основном с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др.).

    Кроме того, существует иная классификация наказаний:

    1. основные наказания - это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

    2. дополнительные наказания — это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

    3. наказания , которые могут быть как основными, так и дополнительными , т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

    Иные виды наказания

    — наказание, применяемое военным судом только к военнослужащим срочной службы.

    Суть наказания заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, направляется на определенный в приговоре срок в особую воинскую часть — дисциплинарный батальон, в котором установлен специальный внутренний распорядок, делающий это наказание похожим на лишение свободы.

    Данный вид наказания может быть назначен на срок от трех месяцев до двух лет. Оно применяется как за преступления против военной службы, так и за иные преступления. После освобождения из этого батальона военнослужащий возвращается обычно в прежнюю воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы.

    Арест — это новый вид наказания, введенный УК РФ.

    Арест представляет собой содержание заключенного в условиях строгой изоляции от общества в так называемых арестных домах, режим пребывания в которых строже режима в тюрьмах.

    Арестованным по общему правилу не разрешаются свидания, получение посылок, передач, бандеролей и др. Арест может быть установлен на срок от одного до шести месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    Также является новым видом наказания за совершение преступлений. Оно заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (так называемом исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

    Ограничение свободы может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не могут их покидать в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. В целом же режим исправительного центра напоминает с некоторыми отличиями режим колоний-поселений для осужденных к лишению свободы. В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы это наказание может быть заменено лишением свободы на срок ограничения свободы. Ограничение свободы не назначается несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам пенсионного возраста (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

    — путь воздействия на осужденного, которого в целях перевоспитания нецелесообразно отрывать от дома, семьи, работы. Статистика показывает, что лица, впервые совершившие преступление, не представляющие большой общественной опасности, гораздо лучше исправляются без применения к ним такого наказания, как лишение свободы.

    Суть исправительных работ заключается в том, что осужденный, не имеющий основного места работы, остается в прежнем месте жительства, но работает там, где ему укажут органы местного самоуправления, и из его заработка производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка.

    Срок исправительных работ устанавливается в пределах от двух месяцев до двух лет. В срок исправительных работ, исчисляемый месяцами и днями, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержания, засчитыва- ется время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам, и др.). В течение срока отбывания исправительных работ без лишения свободы запрещается увольнение осужденных с работы по собственному желанию без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания. Время отбывания исправительных работ засчитывает- ся в общий трудовой стаж, однако не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате. Осужденные к исправительным работам имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

    С учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного дополнительные обязанности и запреты:

    • запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток;
    • запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;
    • запретить осужденному пребывание в определенных местах района (города);
    • обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

    В случае нарушения порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ к нему может быть применено взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. При этом нарушениями являются:

    • неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
    • нарушение установленных для осужденного запретов и неисполнение обязанностей;
    • прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    При злостном уклонении от отбывания исправительных работ (т. е. при повторном нарушении порядка и условий отбывания исправительных работ, а также если осужденный скрылся со своего места жительства и местонахождение его неизвестно) суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Есть денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, установленных УК РФ.

    Штраф устанавливается в размере от 2,5 тыс. до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

    В случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить неуплаченную сумму штрафа более строгим наказанием, предусмотренным применяемой статьей Особенной части. Суд, постановивший приговор, предлагает осужденному добровольно внести в отделение сберегательного банка сумму штрафа в месячный срок и предупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в принудительном порядке, т. е. на основании исполнительного листа, выданного судом, вынесшим приговор. В этом случае взыскание обращается на личное имущество осужденного, а также на его долю в общей собственности. Обращение взыскания на заработную плату или иной заработок, пенсию или стипендию осужденного производится в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого имущества для полного взыскания штрафа. Исполнение наказания в виде штрафа производится судебными исполнителями.

    Заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, определяемых органами местного самоуправления.

    Назначаются они на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Понятно, что в случае злостного уклонения они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Виды уголовных наказаний , которые могут назначаться лицам, признанными виновными в совершении преступления, установлены в ст. 44 УК РФ. Перечень наказаний осовременен по сравнению с УК РСФСР 1960 г. (например, исключено такое наказание, как общественное порицание, введены наказания, являющиеся альтернативой лишению свободы, но менее строгие). Построение системы наказаний обусловлено принципом восхождения от менее строгого к более строгому наказанию.

    Общими характеристиками системы наказаний является:

    Ограниченность видов наказаний двенадцатью их наименованиями, указанными в ст. 44 УК;

    Обязательность перечня наказаний для судов, рассматривающих уголовные дела;

    Возможность выбора конкретного вида наказания из санкции соответствующей статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется преступление, инкриминируемое виновному.

    Виды наказаний могут быть сгруппированы по ряду признаков. В УК РФ специально выделена только классификация наказаний на основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и те, которые могут применяться в качестве и основных, и дополнительных (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Данная классификация закреплена в ст. 45 УК.

    Кроме того, виды наказаний могут быть классифицированы по признаку субъекта, к которому они применяются: общие и специальные наказания. Соответственно, общие наказания могут быть назначены любому лицу, признанному виновным в совершении преступления, а специальные – только ограниченному кругу осужденных (к специальным наказаниям относятся ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

    Далее, по возможности определения срока наказания они подразделяются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным наказаниям относятся все их виды, в которых указан минимальный и максимальный срок: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Одномоментные наказания, исполнение которых не исчисляется сроком, - это штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь.


    По характеру воздействия на осужденного наказания могут быть подразделены на:

    Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, суть которых состоит в ограничении других прав осужденного (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе);

    Наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы);

    Смертная казнь.

    Также можно выделить две группы наказаний по принципу применения к совершеннолетним и несовершеннолетним осужденным. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК несовершеннолетним могут назначаться штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок (не свыше десяти лет, как указано в ч. 6 ст. 88).

    Существование системы наказаний обеспечивает индивидуализацию наказания и возможность его назначения с учетом всех требований закона, то есть служит дополнительной гарантией законности. Вместе с тем, построение санкций норм Особенной части УК, устанавливающих ответственность за совершение конкретных преступлений, базируется на единой системе уголовных наказаний, указанной в ст. 44 УК.

    Штраф.

    Минимально строгим наказанием считается штраф. Как правило, его исполнение является одномоментным, и он может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

    Штраф – это денежное взыскание, назначаемое в пределах, установленных общими требованиями и санкциями соответствующих статей УК, содержащих положения об ответственности за конкретные преступления. Правоограничения, которые претерпевает лицо, осужденное к штрафу, состоят в лишении его части имущества. Материальные последствия могут сыграть роль обстоятельств, обеспечивающих частную и общую превенцию.

    При назначении наказания, более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление (по правилам ст. 64 УК), суд может не назначать штраф в качестве дополнительного наказания, даже если его назначение обязательно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицируются действия виновного. Штраф может применяться и в качестве более мягкого вида наказания, на которое заменяется неотбытая часть наказания в порядке ст. ст. 80, 82 УК.

    Ч. 1 ст. 46 содержит два варианта исчисления размера штрафа:

    В размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей;

    В размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

    Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

    Размер штрафа определяется судом на основании трех критериев:

    Тяжесть совершенного преступления;

    Имущественное положение осужденного и его семьи;

    Возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода.

    Ч. 4 ст. 46 УК РФ определяет особенности назначения штрафа в качестве дополнительного наказания. Его применение в этом качестве ограничено санкциями соответствующих статей Особенной части УК и запрещено в тех случаях, когда в них отсутствует такое указание.

    Ч. 5 ст. 46 УК РФ определяет наказания, альтернативные штрафу, на которые он может быть заменен в случае злостного уклонения от его исполнения. Это ограничено пределами санкции нормы Особенной части УК, по которой осужден виновный.

    В соответствии со ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного.

    Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в тридцатидневный срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания (ч. 1 ст. 32 УИК). В отношении таких осужденных судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

    58. Обязательные работы.

    Ст. 49 УК РФ содержит понятие и характеристику этого вида наказания, не существовавшего в законодательстве РСФСР. Вместе с тем, реально на практике оно применяется только с 1 января 2005 года.

    Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по очистке и озеленению территорий, осуществление ухода за больными или пожилыми гражданами, подготовка к проведению массовых мероприятий. Данные работы не требуют специальной подготовки либо профессиональной квалификации.

    Обязательные работы могут выполняться осужденным только в свободное от основной работы или учебы время. Вместе с тем, лица, нигде не работающие и не учащиеся, могут привлекаться к обязательным работам на полный рабочий день.

    Данный вид наказания ограничивает право осужденного на распоряжение собственным свободным временем, то есть, по сути, минимально ограничивает свободу. Кроме того, привлечение к обязательным работам помимо основной трудовой или учебной деятельности осужденного создает и физические нагрузки. Бесплатный характер исполняемых работ также психологически воздействует на осужденного, поскольку в сознании любого гражданина понятия «труд» и «оплата» взаимосвязаны.

    Обязательные работы являются срочным видом наказания. В ч. 2 ст. 49 УК РФ установлена их минимальная и максимальная продолжительность: от 60 до 240 часов. Срок обязательных работ указывается в резолютивной части обвинительного приговора. В целях обеспечения режима труда и отдыха осужденного суточная продолжительность обязательных работ установлена не свыше четырех часов в день.

    Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

    Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК).

    Основанием для замены обязательных работ более строгим видом наказания является злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ.

    Обязанности осужденного к обязательным работам установлены в ч. 1 ст. 26 УИК. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

    Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ в соответствии со ст. 30 УИК признается осужденный:

    Более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

    Более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

    Скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

    В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым запрещено назначение обязательных работ:

    Инвалиды первой группы;

    Беременные женщины;

    Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

    Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

    Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

    Таким образом, при назначении этого вида наказания должно учитываться состояние здоровья, возраст и семейные обстоятельства осужденного. В отношении военнослужащих, проходящих службу по призыву, обязательные работы не назначаются, поскольку эти лица и так привлечены к исполнению конституционной обязанности граждан РФ и задействованы в общественно полезных целях. Кроме того, применение в отношении них обязательных работ препятствует прохождению военной службы, имеющей ненормированный график, при котором военнослужащий постоянно пребывает в месте службы.

    Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов. В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий тринадцать видов наказаний:

    • а) штраф;
    • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
    • г) обязательные работы;
    • д) исправительные работы;
    • е) ограничение по военной службе;
    • ж) конфискация имущества;
    • з) ограничение свободы;
    • и) арест;
    • к) содержание в дисциплинарной воинской части;
    • л) лишение свободы на определенный срок;
    • м) пожизненное лишение свободы;
    • н) смертная казнь.

    Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Разнообразие наказаний в законе - один из важнейших признаков предусмотренного законом перечня наказаний.

    Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena, sine lege» (нет преступления и нет наказания без указания о том в законе), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

    Еще одним важным признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность. Все виды наказаний расположены в нем в соответствии со степенью строгости каждого из них. При этом важно отметить, что в новом Уголовном кодексе законодатель совершенно обоснованно использовал принцип построения перечня наказаний «от менее строгого к более строгому», который впервые в отечественном законотворчестве был применен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., но в дальнейшем был заменен на противоположный. Этот же принцип положен законодателем и в основу перечисления альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части нового УК. Эти новации, а также прямое указание в законе (ч. 1 ст. 60 УК) о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания», призваны психологически ориентировать суды на экономию мер уголовно - правовой репрессии.

    В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать красивым научным термином «система наказаний», а последнюю определять не иначе как перечень. Так, устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести». (См., напр.: 184, с. 273; 222, с. 321; и др.).

    В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов». Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия - изучение системы в целом». (163, с. 69). О неудовлетворенности приведенным выше определением и необходимости «глубокого социально - правового анализа системы наказаний» заявлял также П.А. Фефелов. (236, с. 94).

    Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.

    На наш взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Очевидно, что этого не может быть, это было бы неправильным. В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало - например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.

    Потому что система - это нечто большее, чем просто перечень, это не любое, а только особое состояние определенного множества. Чтобы какое-то множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены в определенной последовательности, а надо, чтобы данное множество объективно обладало совокупностью необходимых системных (системообразующих) признаков.

    Нам уже приходилось писать о том, что понятие «система» употребляется в различных областях социальной жизни и в самых разных значениях. Но при всей его многозначности термин «система» чаще применяется там, где речь идет о совокупности элементов, взаимосвязанных и упорядоченных.

    Большинство авторов считает, что объект исследования может быть наделен статусом системы, если он, во-первых, имеет сложное строение, состоит из совокупности взаимосвязанных элементов; во-вторых, обладает целостностью, относительной выделенностью из окружающей среды и имеет интегративные качества, производные от качеств составляющих его элементов, но отличные от них; в-третьих, имеет устойчивые связи и характеризуется упорядоченностью элементов. (71, с. 13). Это, по нашему мнению, необходимый минимум свойств, которыми должно обладать некое множество, чтобы его можно было признать «системой». Это т.н. «системообразующие» свойства, выступающие своеобразными общими «критериями системности» элементов множества.

    Система уголовных наказаний имеет в своей основе указанные системообразующие свойства, вполне соответствует этим «критериям системности».

    Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения. В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести содержащихся в них правоограничений и т. д. При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру.

    Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.

    Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному. В частности, в следующих случаях:

    при выборе меры наказания в пределах относительно - определенной санкции;

    при выборе меры наказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;

    при необходимости избрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);

    при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);

    при назначении наказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);

    при назначении наказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);

    при назначении наказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);

    при назначении наказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);

    при решении вопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).

    Все виды наказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функционально взаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и в их законодательном регулировании, и в применении на практике.

    Так, изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания в уголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовом регулировании содержания, порядка и условий применения «смежных» видов наказания. Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределах применения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения одних видов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применения других, и наоборот.

    Исключение из уголовного закона одних видов наказания и включение в него других неизбежно влечет за собой изменения в правовом регулировании и практике применения других видов наказания, входящих в единую систему. Так, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки - повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и других наказаний. Исключение наказаний в виде общественного порицания и возложения обязанности загладить причиненный вред - на правовом регулировании и применении штрафа и обязательных работ. Исключение из уголовного закона таких мер уголовно-правового воздействия, как отсрочка исполнения приговора и условного осуждения с обязательным привлечением к труду повлияло, с одной стороны, на предусмотренную новым УК систему видов освобождения от ответственности и от наказания, с другой стороны - на усиление карательного содержания, объем и пределы применения института условного осуждения, а также наиболее мягких видов наказаний в сторону их увеличения.

    Особенно отчетливо подобная зависимость проявляется в структуре наказуемости преступлений, предусмотренной новым Уголовным кодексом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста не были введены в действие в связи с отсутствием необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Фактическое неприменение указанных видов наказаний обусловило восполнение образовавшейся в системе наказаний «бреши» между лишением свободы и заметно более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, не связанными с лишением свободы, за счет более частого применения, с одной стороны, лишения свободы, с другой стороны - условного осуждения. К примеру, судами общей юрисдикции РФ в 1997 г. и 1998 г. первая из указанных мер применялась в отношении соответственно 30,7 и 32,2 %% осужденных, вторая мера - в отношении 54,2 и 51,3 %% осужденных. Все остальные меры уголовно-правового воздействия в указанные годы применялись в отношении всего лишь 16 - 20 %% осужденных.

    Взаимодействуют система наказаний и составляющие ее виды также и с «внешней средой» - с иными средствами воздействия на преступность, с состоянием, структурой и динамикой преступности, с личностными свойствами преступников и т. д. (71, с. 14). Например, увеличение количества преступлений или ухудшение структуры преступности обусловливают превалирование в структуре фактически применяемых на практике наказаний более строгих их видов и усиление интенсивности пенализации соответствующих видов преступлений в законе. И наоборот, улучшение криминогенной ситуации влечет сокращение применения более строгих видов наказания, увеличение случаев применения условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания. Вместе с тем, «ошибочно представлять себе дело так, что система наказаний (как в законодательстве, так и в судебной практике) должна быть поставлена в полную и однозначную зависимость от состояния преступности, ее уровня, структуры и характера». (163, с. 71).

    При этом система наказаний имеет собственное «лицо», она обладает определенной целостностью - интегративными свойствами, которые не сводятся к совокупности свойств отдельных видов наказаний, они выделяют ее как своеобразный феномен, самостоятельный уголовно-правовой институт.

    Система уголовных наказаний соответствует общим «критериям системности», при этом она характеризуется свойствами, отмеченными нами выше применительно к перечню наказаний - разнообразием элементов, их исчерпывающей определенностью и обязательностью для судебных органов, а также упорядоченностью в законе.

    Однако понятие «система» (и, соответственно, производное от него понятие «система наказаний») - существенно более богатое по содержанию, чем понятие «перечень», хотя бы и упорядоченный, и предусмотренный законом.

    Кроме отмеченных выше признаков, свойственных перечню наказаний, система наказаний обладает таким важнейшим отличительным признаком, как функциональность, или нацеленность на функционирование. В отличие от «мертвого», статичного перечня, система - это нечто «живое» или, во всяком случае, жизнеспособное, динамичное. Образно выражаясь, система наказаний отличается от перечня наказаний, предусмотренного законом, точно так же, как реальный человек отличается от своего изображения в зеркале, на фотографии или на картине. Поэтому «нельзя определять систему наказаний как их перечень; перечень есть лишь «технологический» метод изложения ее в законе». (240, с.35-37). Быть перечнем - это лишь один из признаков системы наказаний. Важный, необходимый, но лишь один из многих, к тому же не сущностный, а формальный.

    Важно обратить внимание еще и на следующее формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний, предусмотренного законом: если последний урегулирован в единственной статье 44 УК, то вопросам закрепления и функционирования системы наказаний посвящен весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующий институт наказания и его применения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

    Возможно, кому-то этот спор покажется схоластическим, а проблема надуманной... Мы придерживаемся иного мнения. Поскольку суть проблемы состоит в том, что для эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью необходима именно система - «живой», функционирующий организм, способный не просто «быть перечисленным», а обеспечивать достижение оптимальным путем стоящие перед ним цели. Простое перечисление видов наказания в уголовном законе для этого недостаточно.

    Все это делает систему наказаний необходимым и весьма важным уголовно-правовым инструментом в деле борьбы с преступностью.

    Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. (240, с. 36). Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

    «Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой». (184, с. 278).

    Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести».

    Систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно как в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов». (163, с. 70).