Ликвидация юридических лиц: понятие, порядок и имущественные последствия. Ликвидация юридического лица: понятие, способы и порядок Правовые формы ликвидации юридического лица


На практике различают два основных способа ликвидации:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • добровольная;
  • принудительная.

Добровольное прекращение деятельности субъекта хозяйственной деятельности происходит по желанию учредителей.

Однако не всегда поводом для ликвидации становятся объективные причины.

К срочной ликвидации ИП, предприятия, ООО или ОАО могут привести грубые бухгалтерские ошибки или несоблюдение действующего законодательства.

Принудительное прекращение деятельности юридического лица производится под контролем судебных органов и по их инициативе ().

Для принятия подобных решение должно наступить одно из следующих событий:

  • неоднократное (грубое) нарушение трудового, налогового, или антимонопольного законодательства РФ;
  • деятельность организации осуществляется с нарушением законов РФ;
  • в случае признания предприятия неплатежеспособным (банкротом);
  • смерть или признание предпринимателя недееспособным;
  • раздел имущества при совместном предпринимательстве;
  • деятельность предприятия осуществляется без полного юридического оформления, разрешения, наличия соответствующих лицензий.

Понятие

Под ликвидацией подразумевается прекращение деятельности индивидуального предпринимателя или предприятия в связи с достижением поставленной цели, реорганизацией, банкротством или по какой-либо другой причине.

Причём активы субъекта хозяйственной деятельности распределяются соответствующим образом.

Процесс регулируется судебными и налоговыми органами на основании закона. В результате ликвидации предприятие исключается из ЕГРЮЛ.

Чем регулируется

Существует большое количество причин, по которым требуется частичная или полная ликвидация. Этот процесс является довольно сложным и требует безоговорочного соблюдения правовых норм.

При ликвидации предприятий необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса.

При этом организация должна учитывать положения локальных документов, например, устава.

Если стоит вопрос об увольнении рабочего персонала, то работодатель должен руководствоваться предписаниями ТК РФ.

Банкротство юридического лица осуществляется в рамках . Последующая регистрация прекращения деятельности предприятия производится в рамках .

Виды уничтожения фирмы

Прекращение деятельности предприятия зависит от сложившейся ситуации, например, организация, выполнила поставленные при ее учреждении задачи или юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность перед кредиторами.

Если в первом случае решение о прекращении деятельности принимает учредитель, то второй вариант предусматривает возможность ликвидации по инициативе кредиторов.

Видео: ликвидация предприятия

Официальная

Этот процесс очень длительный и трудоёмкий. Предприятие, избравшее такую форму ликвидации должно быть готово к предоставлению большого количества документов.

Субъект хозяйственной деятельности должен будет обосновать отсутствие долгов и наличие прозрачной отчетности.

Оповещение регистрационного органа должно произойти в течение трёх дней после принятия решения о самоликвидации. Решение подаётся именно в тот орган, который выдавал свидетельство о регистрации ИП или предприятия.

Такой способ ликвидации является полным «Уничтожением» предприятия. Так как после этого у юридического лица не остаётся правопреемников ().

Смена учредителя

Сменить учредителей можно двумя способами. Причём каждый из них выполняется по своим требованиям, что не меняет общего результата.

Какой именно способ применять зависит от существующих нюансов в бухгалтерских отчетах.

Первый вариант:

  • введение в состав участников нового учредителя, которые делает определенный взнос в уставный фонд;

Подобные манипуляции должны найти свое отображение в локальных документах предприятия.

  • подача заявления основными собственниками генеральному директору с просьбой компенсировать положенную им часть денежных средств;
  • выход собственников из состава учредителей;

Единоличным владельцем юридического лица становится новый участник.

Второй вариант:

  • продажа доли собственности третьим лицам;

Такая процедура является юридически чистой и оформляется как с новым учредителем, так и в его отсутствие. Обычно доля выкупается в то время, когда один из собственников предприятия вышел из состава учредителей.

При этом нужно обратить особое внимание на оформление документов при совершении этой процедуры. Договор купли-продажи должен быть заверен нотариусом.


В налоговую инспекцию подаются следующие документы:
  • копия договора купли-продажи;
  • протокол общего собрания о выходе участника из состава учредителей;
  • протокол общего собрания о приёме нового участника в состав учредителей;
  • заявление о смене юридических данных компании (форма № Р 14001 );
  • заявление о подтверждении и регистрации новых данных, внесённых в учредительную документацию (№ Р 13001 ).

Оффшор

Способ ликвидации юридического лица через оффшор применяется в РФ не так давно, но уже успел показать свои преимущества. Он позволяет ликвидировать коммерческое лицо, независимо от формы собственности и финансового положения.

Процедура ликвидации подразумевает введение в состав учредителей нового участника, который является оффшорной компанией или иностранным гражданином. Он вносит свой вклад (имущественный или финансовый) в действующий капитал организации.

Далее, основные собственники предприятия выходят из состава учредителей компании. Таким образом, после совершённых действий юридическое лицо становится оффшорным, а на пост генерального директора назначается новый человек, не являющийся гражданином РФ.

Теперь все вопросы с налоговым законодательством и задолженностью по нему становятся проблемой компании, которая не относится к юрисдикции России.

Документы, которые необходимы для совершения такой процедуры:

  • последняя выписка из ЕГРЮЛ;
  • вся учредительная документация компании;
  • копии паспортов нового учредителя и генерального директора.

Такая схема позволяет закрыть свой бизнес без дополнительных затрат, проверок и возможных штрафов при добровольной ликвидации.

Добровольная ликвидация

Этот способ подразумевает принятие решения о ликвидации предприятия органами управления юридического лица (совет директоров, акционеры, учредители). Основанием для прекращения деятельности организации может быть истечение срока, на который создавалось предприятие или нерентабельность организации.

Банкротство

  • слияние — права и обязанности предприятия передаются новому юридическому лицу;
  • присоединение — права и обязанности организации передаются той компании, к которой присоединяется ликвидируемое юридическое лицо;
  • разделение — образованные юридические лица распределяют между собой права и обязанности согласно разделительному балансу;
  • выделение — в случае отделения одного или нескольких юридических лиц, права и обязанности распределяются соответственно разделительному балансу;
  • преобразование — здесь все права и обязанности переходят к новой, преобразованной организации.

Когда какой используется

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Этим она принципиально отличается от реорганизации, в ходе которой весь комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица переходит к его правопреемнику (правопреемникам). В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство : отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения - к участникам (учредителям), собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным юридическим лицам, указанным в законе и (или) уставе ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (ср. п. 6 ст. 63 ГК).

Поскольку весь комплекс прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица не переходит к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно , по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Решение о добровольной ликвидации в связи с банкротством юридическое лицо может принять только совместно со своими кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК). В отношении благотворительных и иных фондов добровольная ликвидация не допускается (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.

Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае "добровольная" по форме ликвидация юридического лица по сути носит вынужденный (принудительный) характер.

В последние годы выявилось весьма значительное количество зарегистрированных юридических лиц, фактически прекративших всякую деятельность, причем их руководители (органы) в месте регистрации обычно отсутствуют и установить место их нахождения не представляется возможным. Такие "отсутствующие должники" при наличии у них любой задолженности перед кредиторами по решению арбитражного суда могут быть объявлены банкротами в упрощенном порядке (ст. 227-230 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1 , что также приведет к их ликвидации.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс , основное содержание которого сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова "в ликвидации ".

Урегулированная императивными правилами закона процедура ликвидации рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под независимым от них контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). В период их работы лишь они выступают от имени юридического лица, лишая аналогичной возможности его органы. Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответствии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Если же при принятии решения о ликвидации юридического лица или утверждении промежуточного баланса обнаружится недостаточность его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком обязан обратиться с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предварительных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов , требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными (даже в случае ликвидации юридического лица с применением процедуры банкротства). Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 000 руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 000 руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью (при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК в первую очередь подлежат удовлетворению любые требования граждан, являющихся их кредиторами, в том числе и требования их вкладчиков). Во вторую очередь входят требования граждан по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди .

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК).

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс , который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК) в соответствии с правилами Закона о регистрации юридических лиц.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1. добровольная ликвидация;

2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом;

· неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

11. Правовое положение товарных и фондовых бирж

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Учредителям могут быть предоставлены особые права, но на срок не более чем три года с момента государственной регистрации биржи.

В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи.

Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые), которые приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату. Общее число постоянных посетителей не может превышать 30 процентов от общего числа членов биржи. Постоянные члены получают право участвовать в биржевых торгах на срок не более чем три года.

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники - члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами, деятельность которых по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных сделок (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию. Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет, а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами. Разовые посетители имеют право только на совершение сделок с реальным товаром от своего имени и за свой счет.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет специально созданная для этих целей Комиссия по товарным рынкам, руководство и обеспечение работы которой в связи с проведением административной реформы осуществляет в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам*(431).

Комиссия по товарным биржам выдает*(432) лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле; разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Комиссия вправе направлять биржевым посредникам предписания о прекращении противоречащей законодательству деятельности, применять к бирже или биржевым посредникам соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии, организовывать аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников, направлять в судебные органы материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(433) предусматривает возможность осуществления юридическим лицом деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. В первом случае на деятельность фондовой биржи распространяется Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", во втором случае - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О некоммерческих организациях", если иное не предусмотрено в Законе о рынке ценных бумаг.

Так, одному акционеру фондовой биржи или его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества при принятии решения о преобразовании членами фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг производит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Фондовая биржа не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и (или) товарной биржи и (или) клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.

Государством устанавливаются и требования к организации структурных подразделений фондовой биржи*(434).

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. На фондовой бирже должен быть также создан коллегиальный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и представление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржей.

Фондовая биржа должна также иметь биржевой совет. При наличии на бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции. Биржевой совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных нормативных актов (правил допуска к участию к торгам; правил допуска к торгам ценных бумаг; правил проведения торгов и др.), заключения отдела листинга о включении ценных бумаг в котировальный список и об исключении их из списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров биржи. Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов на данной секции), эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти человек. На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

В качестве отдельного структурного подразделения на бирже должен быть создан отдел по листингу, который осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов установленным требованиям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за рынком ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Ликвидация предполагает полное прекращение деятельности без правопреемства. Существует несколько типов данной процедуры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Виды ликвидации юридических лиц подразделяются по разным основаниям.

Законодательная база

Процесс ликвидации регулируется ГК РФ и . Два основополагающих акта определяют порядок прекращения деятельности и .

Они устанавливают следующие положения:

  • основания для ликвидации;
  • процесс о прекращении деятельности фирмы или ИП;
  • порядок уведомления регистрирующих органов;
  • обязанность публиковать сведения о грядущем закрытии;
  • форма работы ликвидационной комиссии, ее основные полномочия и обязанности;
  • порядок формирования ;
  • документы необходимые для закрытия;
  • внесение в ЕРГЮЛ или ЕГРИП сведений о ликвидации субъекта рынка.

Существуют также специализированные акты, которые регулируют отношения применительно к конкретным организационно-правовым формам:

  • ФЗ «Об ООО» ;
  • ФЗ «Об АО» ;
  • ЖК РФ;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности» ;
  • ФЗ «О производственных кооперативах» и прочее.

Особенности закрытия

Закрытие осуществляется путем прохождения следующих :

  1. Принятие решения о закрытии или вынесение соответствующего судебного вердикта.
  2. Уведомление регистрирующего органа о грядущей ликвидации.
  3. Публикация сведений в специализированном источнике.
  4. Формирование промежуточного ликвидационного баланса, его утверждение.
  5. Расчет с кредиторами.
  6. Создание окончательного ликвидационного баланса.
  7. Передача документов на регистрацию ликвидации.

Данный процесс идет несколько другим путем, если у субъекта рынка есть работники.

В этом случае появляются следующие обязанности:

  • уведомление сотрудников за 2 месяца до ;
  • уведомление за 2 недели центра занятости о сокращениях;
  • выходного пособия.

Дополнительно понадобится реализовать следующие моменты:

  • снять с учета ККМ;
  • закрыть расчетный счет;
  • уничтожить печать;
  • уведомить ПФР о закрытии, предоставить отчетность, произвести расчеты по взносам;
  • подготовить декларацию, оплатить задолженность по налогам и сборам.

Юридических лиц

При ликвидации полностью прекращают свою деятельность.

Следует помнить об особом статусе данного субъекта рынка. Он отвечает по обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Участники же не несут ответственность своей личной собственностью, не внесенной в качестве вклада.

Следовательно, для обеспечения интересов кредиторов законодатель обязует организацию предварительно извещать их о грядущем закрытии.

Такое сообщение позволит им своевременно предъявить свои требования, для их включения в ликвидационный баланс.

Срок ликвидации должен быть не менее 2 месяцев.

Именно такой период понадобится для надлежащего извещения кредиторов. Сообщение в специализированном издании публикуется дважды.

Юридическое лицо не может инициировать процедуру официальной ликвидации при наличии долгов перед контрагентами или бюджетом.

Если таковые имеются, то он может воспользоваться альтернативными методами прекращения деятельности.

При наличии предоставляет иск в арбитражный суд о признании несостоятельности предприятия.

ООО

Правовое положение ООО регулируется ФЗ «Об ООО». Данный нормативно-правовой акт определяет процедуру принятия решения о добровольном ликвидации.

Для вынесения такого вердикта за него должны проголосовать все участники общества.

Только единогласное решение является основанием для закрытия ООО.

ИП

Ликвидация ИП может быть проведена . Причем не имеет значения природа задолженности. Это возможно, так как ИП отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

После ликвидации своего статуса долги переходят на него, как на физическое лицо.

Сама процедура прекращения деятельности ИП производится в упрощенном порядке. Бизнесмен не публикует сообщение о грядущем закрытии в специализированном издании.

Процедура ликвидации для него выглядит следующим образом:

  1. Формирование документов для передачи в регистрирующую службу.
  2. Рассмотрение налоговой инспекцией заявления ИП.
  3. Внесение записи в ЕГРИП о ликвидации.

Виды ликвидации

Виды ликвидации подразделяются в зависимости от оснований ее проведения на добровольную и принудительную.

Кроме того, ее можно классифицировать с учетом порядка осуществления самой процедуры:

  • официальная;
  • альтернативная;
  • банкротство.

Добровольная

Проводится по решению ИП, общего собрания акционеров или участников. Прекращение деятельности связано с их волеизъявлением.

Такое решение может быть принято в связи с истечением срока, на который создавался субъект рынка, или достижения, поставленных перед ним целей.

Для подтверждения данного вердикта в регистрирующий орган передаются следующие документы:

  • заявление (ИП);
  • решение единственного участника (ООО);
  • протокол общего собрания участников или акционеров (ООО, АО).

Принудительная

Принудительная ликвидация субъекта рынка производится только по решению суда.

Данный вердикт выносится в случаях, установленных в ГК РФ. Например, если при создании организации были нарушены требования законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация проводится, когда субъект осуществляет свою деятельность без специального разрешения (лицензии).

Альтернативная

Альтернативная ликвидация предусматривает прекращение деятельность компании не в традиционном смысле. У фирмы меняются участники, название, юридический адрес и прочие сведения, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

Сама компания при этом продолжает свое существование. Информация о ней не исключается из ЕГРЮЛ.

Фактически ликвидация не проводится, но по отношению к участникам организации она прекращает свое функционирование.

Преимущество данного способа ликвидации в том, что таким образом можно расстаться с компанией, у которой есть задолженность.

При этом сама процедура не обладает какими-либо сложностями:

  • кредиторы не извещаются;
  • нет необходимости запрашивать разрешение у регистрирующего органа;
  • ликвидационный баланс не формируется.

К альтернативным методам относится также ликвидация путем реорганизации.

Банкротство

Банкротство – альтернативный способ закрытия фирмы. Если субъект рынка будет признан несостоятельным решением арбитражного суда, то он автоматически исключается из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Организация или ИП не участвуют в процедуре прекращения деятельности. Она производится на основании судебного вердикта налоговой службой.

Инициируется при выявлении признаков несостоятельности.

Для разных организационно-правовых форм утверждаются неодинаковые критерии. Например, для ИП:

  • неисполнение обязательств в течение 3 месяцев;
  • суммарная задолженность более 500 тыс. рублей.

Процедура ликвидации юридического лица представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам. Ликвидируемая фирма удаляется из единого государственного реестра, всех внебюджетных и бюджетных фондов, а также из налоговой базы данных.

Решение о ликвидации юридического лица принимают члены ликвидационной комиссии, в состав которой могут входить учредители закрываемого предприятия, либо лица, предоставленные судебным органом.

Инициатива о закрытии кампании может исходить как от самих учредителей фирмы, так и от посторонних лиц, которые имеют на то обоснованные причины.

Порядок ликвидации, а также сроки проведения процедуры устанавливаются либо руководителями ликвидационной комиссии, либо судебным органом.

Исходя из оснований для принятия решения о безвозвратном упразднении предприятия, принято разделять ликвидацию юридического лица на 2 основные формы:

  • принудительную ликвидацию предприятия;
  • добровольное упразднение компании.

Особенности принудительной ликвидации юридического лица

Принудительное прекращение - более сложная форма упразднения юридического лица. Необходимость в ней возникает, если в ходе предпринимательской деятельности компании были нарушены уставы российского законодательства, а правовые особенности компании противоречат законному предпринимательству.

В большинстве случаев, такая ликвидация компании может быть вызвана следующими основаниями:

  • налоговые декларации и финансовые отчеты не были предоставлены в соответствующие инстанции своевременно;
  • наличие противоречий в официальных документах и действительности (например, фирма располагалась не по тому адресу, который был указан в едином государственном реестре или вела несанкционированный вид предпринимательской деятельности.

При этом стоит отметить, что принудительное прекращение юридического лица может быть возможно только в том случае, если суд установил, что выявленные в ходе работы фирмы нарушения не могут быть исправлены и устранены.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется в следующие этапы:

  • Формирование состава ликвидационной комиссии, которая получает возможность единоличного управления упраздняемой фирмой.
  • Удовлетворение интересов кредиторов, распределение движимого или недвижимого имущества фирмы (если таковое имеется). В том случае, если компания не имеет возможности рассчитаться с долгами собственными средствами, ликвидатор имеет право продать имущество, которое поступит в счет уплаты задолженности.
  • Уведомление о ликвидации юридического лица всех инстанций (налоговая, пенсионный фонд и т.д.).
  • Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
  • Сбор всех документов, необходимых для полного и безвозвратного упразднения компании.
  • Представление интересов юридического лица на всех судебных заседаниях.

Принудительная ликвидация в отличие от добровольной обычно занимаете не более месяца, в других случаях сроки могут быть увеличены вдвое или втрое.

По окончании всех процедур руководитель упраздненной фирмы получает документ, который подтверждает, что его компания была ликвидирована по конкретным причинам.

Особенности добровольного закрытия юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица в большинстве случаев имеет два основания:

  • руководитель и члены акционерного общества приняли о решении о том, что их деятельность нерентабельна, невыгодна;
  • цель, поставленная руководителями компании перед ее открытием достигнута и дальнейшая работа фирмы не имеет смысла.

Уведомление о ликвидации юридического лица налоговой службы является основанием для создания комиссии, которая возьмет на себя обязательство ведения процедуры упразднения.

Добровольное и безвозвратное закрытие компании возможно только при следящих обстоятельствах:

  • предпринимательская деятельность фирмы не противоречит российскому законодательству;
  • упраздняемая компания не имеет долгов ни перед кредитором, ни в налоговом органе;
  • все сделки закрываемой фирмы завершены, партнеры и учредители не имеют возражений против ликвидации предприятия.

Главное отличие добровольного упразднения компании от принудительного заключается в том, что в первом случае может быть изменен руководящий состав и фирма может продолжить свое существование под другим названием или в иной сфере предпринимательской деятельности.

Отличие ликвидации от реорганизации

Ликвидация компании не подразумевает передачу ее прав другому владельцу, все документы фирмы упраздняются, и она закрывается безвозвратно.

Реорганизация юридического лица имеет несколько иные правовые особенности.

Реорганизация фирмы не предусматривает ее полное закрытие, фирма может получить второй шанс на существование с учетом следующих обстоятельств:

  • Слияние. Две небольших фирмы объединяются в одну большую, при полном закрытии первой и второй при условии их объединения.
  • Присоединение. Фактически, присоединение представляет собой первый этап слияния, однако, при присоединении две фирмы могут и не объединятся, даже если ведут одинаковую предпринимательскую деятельность. Прибыль делится с учетом качества работы каждый из них.
  • Разделение. Ситуация, когда компания решает стать небольшой сетью фирм и рассосредоточиться в пределах города, региона, страны.
  • Выделение. Успешная фирма создает дочернюю компанию, права которой находятся у руководителей обеих фирм.

Порядок ликвидации юридического лица

Процедура упразднения юридического лица членами ликвидационной комиссии осуществляется в следующие этапы:

  • Решение о безвозвратном закрытии той или иной компании должно быть незамедлительно обнародовано в органах печати.
  • Далее, комиссия уполномочена создать промежуточный баланс упраздняемой компании, которая включается в себя состав имущество фирмы, наличие задолженностей и незавершенных сделок и так далее.
  • В том случае, если финансов, которые находятся на балансе, фирме не будет достаточно для того, чтобы удовлетворить интересы кредиторов и налоговой службы, то ликвидационная комиссия имеет право продать имущество компании.
  • Компания не может быть упразднена до тех пор, пока финансовые интересы всех финансовых учреждений и кредиторов не будут удовлетворены в полной мере. Погашение задолженностей перед кредиторами - наиболее сложный и продолжительный этап процедуры закрытия фирмы.
  • Непосредственно после того, как все задолженности будут погашены, ликвидатор должен составить итоговый баланс фирмы. Если в распоряжении копании остаются какие-либо средства и имущество, то они будут в распределены между акционерами фирмы.
  • По окончании всех указанных выше процедур ликвидационная комиссия составляет документ, который выдается бывшему руководителю закрытой фирмы. Он содержит в себе все аспекты проведенной процедуры.

Очередность удовлетворения интересов кредиторов при ликвидации компании

Главный этап процедуры упразднения компании - удовлетворение интересов кредиторов. Это происходит в следующем порядке:

  • выплаты лицам, которые так или иначе взаимодействовали с закрываемой фирмой и понесли от нее какие-либо убытки;
  • выплаты работникам, которые заключали с закрываемой компанией трудовой договор;
  • выплаты во внебюджетные и бюджетные фонды;
  • выплаты кредиторам, финансовым организациям.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

применение ст.64 п.3 ГК РФ

Михаил 13.08.2019 18:32

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2019 16:20

Задать дополнительный вопрос

применение ст.64 п.3 ГК РФ

Господа, ликвидируется кредитный кооператив ст.61-64 ГК. Имеется 150 взыскателей КПК с разными суммами. Судебные приставы ПО ЧАСТЯМ перечисляют ликвидационной комиссии деньги, изымаемые у заемщиков. Денег, которые перечисляют приставы на счет ликвидационной комиссии, не хватает для погашения сразу всех долгов перед 150 взыскателями-кредиторами. Можно ли применить в данном случае ст.64 п.3 и распределять деньги пропорционально сумме каждого взыскателя? Что является критерием нехватки денег? По промежуточному ликвидационному балансу денег должно хватить, судя по поданным цифрам в налоговую, а сразу закрыть все долги перед кредиторами-взыскателями кооператив не может, так как не хватает на всех денег после частичного перечисления на счет кооператива со стороны судебных приставов. Спасибо.

Михаил 13.08.2019 18:32

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2019 16:14

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Основные положения об автономной некоммерческой организации
  • Государственное учреждение и муниципальное учреждение
  • Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами
  • Особенности управления в товариществе собственников недвижимости
  • Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ РФ
  • Основные положения о товариществе собственников недвижимости
  • Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
  • Права и обязанности участника (члена) общественной организации
  • Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов
  • Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях
  • Прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая
  • Особенности управления в производственном кооперативе
  • Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
  • Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества
  • Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью