Выборы в демократическом обществе. Тема «Выборы в демократическом обществе Избирательная кампания и процедура выборов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«Малоугреневская СОШ»

Исследовательская работа

Тема «Выборы в демократическом обществе»

Выполнила:

Хворова Екатерина

телефон: (8 906

Научный руководитель:

преподаватель истории и обществознания

МБОУ «Малоугреневская СОШ»

телефон (8 960

с. Малоугренево

I. Введение.......................................................................................................

2. Основная часть

2.1. Основные термины и понятия................................................…...............5

2.2.Принцип демократического избирательного права...........................

2.3.Компоненты избирательной системы в демократическом обществе... 10

2.4.Функции выборов в условии демократии................................................ 12

2.5. Проблемы выборов в России.................................................................... 13

3. Заключение …..............................................................................................

4. Список использованной литературы………………………………………...18

5. Приложение№1.................................................................................................19

6. Приложение ………………………………………………………………20

7. Приложение ………………………………………………………………21-22

« О народ, если бы знал,

что можешь!»

Ф. Гойя

1.Введение.

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права .


Тема работы «Выборы в демократическом обществе» мной была выбрана не случайно. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Актуальность темы заключается в том, что в последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий. Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах и они составляют новую проблемную область .

Цель работы – выяснить, какими действительно должны быть выборы в демократическом государстве и показать влияние выборов на формирование современного демократического общества.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

1. Познакомиться с теоретическими аспектами исследования с нормативно - правовой базой.

2. Определить значение основных понятий и терминов, необходимых для понимания заявленной темы.

3. Рассмотреть основные принципы демократического избирательного права.

4. Охарактеризовать компоненты избирательной системы в демократическом обществе.

5. Выяснить функции выборов в условиях демократии.

6. Раскрыть основные проблемы выборов в России и предложить пути их решения

7. Сделать соответствующие выводы, исходя из цели работы.

Еще на уроках обществознания в 9 классе я поняла, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше, но мы способны повлиять на действия власти, на принятие важных решений, используя право участвовать в управлении делами государства. Что представляет собой система выборов? Какие проблемы избирательной системы России существуют? Как в идеале должны проходить выборы в демократическом обществе? На эти и другие вопросы я попытаюсь узнать ответ и представить его в своей работе.

Основная часть

2.1. Основные термины и понятия.

В самом начале своей работы, хотелось бы обратиться к источникам и определить некоторые важные термины и определения, необходимые для раскрытия заявленной темы: демократия, представительная демократия, выборы, избирательное право, избирательная система

Демократия

Термин "демократия" происходит от древнегреческого слова

demokratia, означающего "народовластие" или "правление народа". С течением

времени ее первоначальный смысл расширился. Сегодня под демократией

понимается форма государственного устройства, политический режим, при

котором народ служит источником государственной, политической власти.

Ведущими демократическими признаками являются:

народовластие, равноправие граждан (независимо от пола, языка, социального

происхождения и пр.) и свобода личности, выраженная в ее естественных и

неотчуждаемых правах.

Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех

политических прав в представительной и непосредственной демократии. (1)


Мне стало интересно, что же такое представительная демократия?

Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решении через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.

Выборы – это способ формирования государственных и общественных органов непосредственно населением путем выдвижения из своей среды представителей для осуществления государственных или общественных функций. В Российской Федерации с помощью выборов формируется президентская власть, органы законодательной власти федерации и ее субъектов, органы местного управления.

Юридическую форму выборов образует избирательное право . Оно представляет собой совокупность правовых норм , регулирующих условия участия граждан в голосовании, порядок организации и проведения выборов .(2) Основным источником избирательного права является Конституция РФ , обратимся к ней.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (3)

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (4)

Право гражданина избирать – активное избирательное право, а быть избранным – пассивное избирательное право.

Избирательная система является наиболее широким явлением, объединяющим в единое целое как выборы, так и избирательное право. Она представляет и конкретный способ избрания представителей в государственные органы. Избирательная система отражает тип устройства выборов в том или ином государстве, их главные особенности и черты. (5)

Исходя из юридической терминологии можно сделать вывод, что в ыборы, являются важнейшим компонентом современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан.

2.2. Принцип демократического избирательного права

Мне очень хотелось познакомиться с избирательным правом в целом и его принципами, вот, что я узнала:

Избирательное право (см. Приложение) предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств.(6)

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на

выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год на день голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.(7)

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования , если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования. (8)

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:

ñграждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ñграждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

ñосужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких

судимость за указанные преступления;

ñосужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

ñподвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях , если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

ñлица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

ñгражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

ñгражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.(9)

2.3. Компоненты избирательной системы в демократическом обществе.

Я считаю, важно знать из каких компонентов состоит избирательная система. (см. Приложение )

Существует множество типов избирательных систем. (см. Приложение №3 ). За организацию выборов в России отвечают избирательные комиссии .

Их систему возглавляет Центральная Избирательная комиссия в составе 15 человек, назначаемых поровну Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. Все 83 региона РФ формируют свои избирательные комиссии. Нижние уровни избирательной системы представлены Территориальными (2,8 тыс.) и Участковыми (93-95 тыс.) комиссиями. Выборы в 225 избирательных округах организуют Окружные избирательные комиссии.

Центризбирком России отвечает за подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ, а также за развитие избирательного законодательства. Каждый член Комиссии отвечает за конкретное направление - учет избирателей, финансирование выборов, взаимодействие с партиями, СМИ, правоохранительными органами , координация деятельности ГАС «Выборы» и др. Все решения принимаются коллегиально . Работа ЦИК поддерживается высококвалифицированным аппаратом.

С 1991 года существует Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, члены которой, в том числе и Россия, помогают друг другу в развитии избирательного законодательства и правовой культуры. Россия берет на себя инициативу в создании кодифицированного общеевропейского документа, призванного контролировать качество национальных избирательных систем.

Без свободных СМИ нет и свободных выборов. Но свобода агитации «за» и «против» кандидатов должна удерживаться в рамках права и морали. Проблема «черного пиара» в России тревожит сегодня и политические партии, и избирателя, и законодателя. Важнейшие правила ведения предвыборной агитации зафиксированы в новой редакции Закона «Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».(8)

Мне кажется, демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, финансовых контролеров, политтехнологов, наблюдателей. В дополнение к статьям закона, избирательный процесс должен быть защищён и неписаными этическими нормами.

2.4. Функции выборов в условиях демократии.

Влияние выборов на жизнь современных обществ разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Постараемся рассмотреть некоторые из таких функций:

1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их запросы и ожидания.

2. Легитимация власти . Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества.

На самом деле, как мы знаем, фунций выборов в демократическом обществе много, но я, в качестве примера, привела лишь наиболее важные из них.

2.5. Проблемы выборов в России.

Проблем выборов в России, к сожалению, достаточно много. Но наиболее актуальная из них, на мой взгляд, заключается в вопросе о том, почему люди не ходят на выборы?

Меня всерьёз заинтересовал этот вопрос. Проанализировав ответы людей из Интернета (10) , побеседовав с одноклассниками и бывшей Председателем Избирательной комиссии с. Малоугренева я составила небольшой перечень ответов:

Было высказано несколько версий: потому, что

1) не верят в чесность выборов

2) люди сегодня аполитичны

3) людей не научили ходить на выборы, как это было в СССР

4) молодежь не идет, потому что родители сами не идут

5) люди безответственны перед своими близкими, городом, государством.

6) результаты выборов часто фальсифицируются.

Но, я считаю, что сегодня, интересующихся политикой довольно много и в том числе среди молодежи.

А ведь не идут на выборы даже те, кто политикой интересуется ежедневно. Постараемся найти ответ почему?

Я думаю, потому что нет доверия к самому механизму выборов.

Самое важное в процедуре выборов - это то, чего не ставят на голосование, но что автоматически признается избирателями. Участвуя в выборах, они голосуют за все политическое господство - за аппарат власти, его задачи и его работу, за "национальные интересы", а также и за то, что стране необходимы политические лидеры, которые ею управляют. То есть за все то, что широкие массы ощущают на собственной шкуре как ограничение своей материальной свободы, как невзгоды трудовой жизни - другими словами, как все те неприятности, которые им устраивают в полном соответствии с буквой закона. Со всем этим на выборах соглашаются, как ни в чем не бывало.

Более того, избирателям предлагают сделать выбор, кого из кандидатов они считают наиболее достойным власти, которая сама по себе не ставится под вопрос и которой они в любом случае должны подчиняться. Так выборы делают из подвластных мнимых правителей, а значит, безусловных приверженцев осуществляемой над ними власти. К вышесказанному хочется процитировать строки Владимира Шиукашвилли:

Все знают волки есть и овцы, объяснять не надо,

И правды – разные у тех и у других, спокон веков:

Вожак к своим рукам всегда, ведь, прибирает стадо,

А им все кажется, что стадо выбирает вожаков .

Вопрос про то, как привлечь молодежь на выборы? Один из предложенных

вариантов - это мотивировать молодежь какими-либо мероприятиями или

небольшими презентами. А разве подарки должны способствовать тому, что

Так же многих граждан волнует проблема фальсификации результатов выборов.

Действительно, одной из серьезнейших проблем избирательной системы является фальсификация итогов выборов. Расчет показывает, что общий объем фальсификации (подброс бюллетеней, приписки в протоколах, незаконное давление на избирателей, особенно эффективное в сельских районах) составил не менее 9-11 миллионов бюллетеней по каждому из голосований.

Таким образом, результатом фальсификации стал каждый пятый официально признанный действительным бюллетень!(11)

Я предлагаю нексколько способов, как бороться с незаконной фальсификацией итогов выборов:

1. Установить на избирательных участках веб-камеры и вывести все съемки в Интернет, чтобы снять все фальсификации и увеличить доверие к

избирательной системе среди народа.

2. Люди должны приходить на выборы и использовать их бюллетени, чтобы они не оставались пригодными для заполнения и фальсификации в пользу какой-либо партии или кандидата.

3. Ужесточить наказание за фальсификацию итогов. Увеличение штрафов за нарушение избирательного права.

4. Увеличить количество профессионалов - наблюдателей на избирательных учатках.

Я уверена, что все в наших руках, и мы можем сделать так, чтобы выборы в нашем демократическом государстве проходили честно!

3. Заключение

Конечно, на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, таких как система цензов, финансирование избирательных кампаний, абсентеизм , но большинство этих проблем разрешатся, если граждане будут заинтересованы в политических процессах, имеющих место в стране, и будут принимать активное участие в жизни общества.

На мой взгляд, пракические пути реализации пректа могут заключаться в использовании работы на уроках обществознания, внеклассных мероприятиях и классных часах по данной теме, а также при проведении занятий в клубах «Молодого избирателя» для повышения правовой грамотности и правовой культуры будущих избирателей.

В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ним связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверинетета народа.

В заключение своей работы хочется сформулировать выводы , по поводу того, какими же все-таки, на мой взгляд, должны быть выборы в демократическом обществе? Я считаю, что они должны соответствовать букве и духу закона, соответствовать принципам справедливости, периодичности, обязательности, подлинности и свободы на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Я знаю, что совсем скоро жителям Бийского района предстоит сделать

выбор Главы района. Это произойдет 14 сентября 2014 года. И хотя я сама ещё не смогу принять участия в выборах, но я точно знаю, что от выбора каждого избирателя будет зависить будущее всех сёл района, всех нас. И каждому из нас важно из множества кандидатов выбрать достойного, который сможет повести по правильному курсу. Верю и надеюсь, что это будет именно так! Только НАМ выбирать будущее!

4. Список литературы

1. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.34

2. Там же с.35

3. Конституция Российской Федерации. М.2008 с.32

4. Там же с. 34

5. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.35

6. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

7. Баглай право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. с.142

8. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

9. . Политика и право. Москва, Просвещение, 2000 г. с.96

10. Интернет –ресурс: sakhapress. ru›archives/58326

11. «Выборы»Вестник Московскго университета.2010 №5 с.9

12. Обществознание. Полный справочник/ под ред. Баранова. М.:Астрель 2013

Приложение Основные принципы демократического избирательного права

Демократическое избирательное право предпологает обязательное соблюдение ряда принципов.

Принципы

Их сущность

Принцип равенства

Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов

Принцип всеобщности

Любой дееспособный гражданин имеет право быть избирающим, так и избираемым. Органичения, накладываемые на действия данного принципа, называют цензами . В российском избирательном праве действуют два основных ценза - возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых - лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданинами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время почти нигде в мире не применяются

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.

Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него

Принцип непосредствен-

Данный принцип не реализуется при выборах президента в США, а так же не соблюдается в дореволюционной России

Принцип состязательности

Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель имеет возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствие к участию в выборах другим кандидатам.

Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.

Принцип гласности

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.

Принцип свободы выборов

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление

(назначение даты

выборов, регистраия

и учет избирателей)

2. Выдвижение и регистрация

кандидатов

3. Предвыборная агитация и

финансирование выборов

Приложение

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная система

Система определения резльтатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов

Устанавливается

прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа.

Обеспечивает партии победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство

Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах

Частная нерезультати-

вность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативно-му голосованию.

Практически исключается возможность победы на выборах маленькой партии

Относительного большинства

Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть меньше 50%.

Применяется в Индии, Канаде, США и др.

Абсолютного большинства

Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос.

Применяется при выборах Президента в России и во Фрации

Пропорциональная система

Система представительства партии в движении, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Применяется при выборах депутатов российской Государственной думы, а так же при выборах в Израиле, Италии и др.

Является гарантом представитель-ства в парламенте мелких и средних партий

Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны

Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система

Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в РФ проходят в соответсявии с законодательством по мажаритарной системе (выборы Президента РФ)

Формируется действительно-предствавитель-ный парламент

В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кондидатов

Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей

Российской Федерации. Многие назвали их самыми «грязными», нечестными, недемократическими за всю историю. Наблюдатели на выборах от всевозможными методами фиксировали различные взбросы бюллетеней и выборные «карусели». Официальный ЦИК, наоборот, отрапортовал, что никаких нарушений, которые сильно бы повлияли на ход голосования, не было. Мы не будем уходить в дискуссию и вдаваться в подробности, что и где было. Лишь попробуем объяснить, а что же такое демократические выборы? Признаки, условия, методы? Какие выборы можно назвать демократическими? Но обо всем по порядку.

Демократические выборы: признаки. Первое условие - равенство возможностей

Первый признак, который отличает настоящие демократические выборы - равенство возможностей. Суть его в том, что всем кандидатам предоставлен равный максимальный лимит на расходы на агитацию. Это должно реализовываться следующими способами:

  1. Запрет на пожертвования, если сумма в фонде кандидата выше лимита.
  2. Предоставление равного времени на радио, телевидении, в газетах и т.д.
  3. Введение принципа лояльности. Это значит, что кандидаты не должны оскорблять друг друга, искать компроматы вместо того, чтобы критиковать программы и политические действия.
  4. Соблюдение правила независимости государственных органов.

Избирательная кампания и процедура выборов

От честности и прозрачности избирательной кампании зависят демократические выборы. Признаки ее перечислим ниже.

«Дайте право голоса!», или демократия по-американски

Как правило, почти во всех странах действует система голосования, когда все потенциальные избиратели составляются в специальные списки по месту регистрации. Если гражданин покинул «родное гнездышко», то его автоматически вычеркивают из списка и вносят там, где он прописался.

Гражданин приходит на выборы, где он уж занесен в списки избирательной комиссией.

В США дело обстоит по-другому. Там избиратель должен обратиться самостоятельно для личной регистрации. Территориальная избирательная комиссия и чиновники местных округов проверяют, имеет ли право гражданин проголосовать на их участке. Перед голосованием им требуется представить документы, удостоверяющие личность, место жительства и гражданство. Никаких открепительных удостоверений там не выдается.

Согласимся, ни о какой выборной «карусели» речи не может идти даже в теории при такой системе регистрации избирателей, т.к. гражданин имеет право голосовать только там, куда подал заявление. Эти списки легко можно проверить. А вот отследить людей с официальными очень проблематично, как и движение самих документов, дающих на любом избирательном участке. В каком случае свободные демократические выборы будут более прозрачными? Ответ очевиден.

Разноцветные бюллетени по-американски

Также от тайных избирательных бюллетеней зависят демократические выборы. Признаки их охарактеризуем ниже. Когда-то сильно отличались от современных. Дело в том, что сами партии давали свои бюллетени кандидату, который относил их в урну для голосования. Они отличались по цвету. Естественно, другие кандидаты видели в их руках цвет бюллетеней и пытались перекупить избирателя.

Согласимся, что такая система отменяет тайные выборы. Во многих странах бюллетени были именные, а в СССР было только две графы: «За» КПСС и «Против» КПСС. Чтобы выборы были демократические, а голосование тайное, необходимо применять так называемый «австралийский» бюллетень. Его особенности:

  • Одинаковый по размеру, цвету у всех избирателей.
  • Не содержит личную информацию граждан, которые голосуют.
  • Перечислены все кандидаты одинаковыми размерами шрифта. Их очередность регулируется жребием.

Вывод

Мы перечислили основные условия, при которых возможны демократические выборы, признаки, интересные примеры из других стран. Конечно, ни в одной стране мира не созданы те условия, при которых можно назвать эталоном. В США, к примеру, кто-то критикует систему регистрации избирателей, некоторым не нравится двухпартийная многоуровневая система США и т.д.

Важно одно - каждая страна сама выбирает свою демократию, и никто не имеет права решать за других.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Открытый урок по теме:

Провела Крылова Л.В.,

учитель истории и обществознания

Мичуринск – 2015 – 2016уч. год

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о выборах в

демократическом обществе.

Задачи:

Продолжить знакомство учащихся с механизмом проведения избирательной кампании;

Развивать умения работать с источником, делать выводы, разрабатывать собственные политические технологии избирателя;

Продолжить формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом (Сл.3)

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, переносная урна для выборов, лозунг для избирательного участка, избирательные бюллетени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Итог урока

Мы продолжаем изучение темы: «Выборы в демократическом обществе»

(Сл.1)

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова американского критика Д. Натана

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Сл. 2)

Тема нашего урока – «Выборы в демократическом обществе» очень важна и актуальна для нашей страны.

Как вы думаете, почему?

Многие граждане нашей страны считают, что раз они не являются членами какой – либо партии, не занимают государственных постов, то они не включены в политическую жизнь.

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника политического процесса, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти (Сл. 4)

И нам с вами не всё равно, кому мы вручаем эту власть

Поэтому на сегодняшнем уроке мы

Продолжим знакомство с различными аспектами выборов в демократическом обществе,

Работая с источником, вы попытаетесь составить собственные политтехнологи избирателя, которые позволят вам сделать правильный и осознанный выбор.

Об этом и многом другом пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о выборах в демократическом обществе.

Проверка знаний

    На доске письменно: «Избирательная система и её компоненты»

Международная политическая практика выработала различные типы избира –тельных систем.

    На доске письменно: «Типы избирательных систем»

Пока выполняются письменные задания, мы работаем устно

- Что отличает демократические выборы от недемократических ?

Отличия демократических выборов(Сл.5):

Неопределённость,

Необратимость,

Повторяемость

Выборы считаются демократические, если они проходят в соответствии с принципами демократического избирательного права

-Назовите основные принципы демократического избирательного права

Основные принципы демократического избирательного права

Всеобщность,

Прямые выборы,

Равенство,

Альтернативность,

Гласность,

Свобода выборов,

Периодичность выборов.

- Как вы думаете, выборы в нашей стране являются демократическими ?

Наше избирательное право реализуется в избирательном процессе .

Многие учёные отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания»

-Что такое избирательная кампания?

-Назовите и кратко охарактеризуйте этапы избирательной кампании.

-Американский критик Д. Натан, слова которого я взяла в качестве эпиграфа, говорил:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании”

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, уклонение от участия в выборах.

7. Причины абсентеизма.

1. Отсутствие интереса к политической жизни.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Убеждённость, что выборы не изменят ситуацию.

4. Низкая политическая культура.

Последствия абсентеизма

1.Экономический ущерб при организации повторных выборов.

2.Фальсификация избирательных бюллетеней.

3.К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.

4.К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.

5.Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

- Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

- Как решается эта проблема в других странах?

Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекать к ответственности, в том числе и к уголовной (Греция, Турция). За уклонение с них взыскивать штраф (Австрия) или поднять возрастной ценз (Швейцария - 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года).

Проверка задания на доске.

Мы продолжаем изучение нашей темы: «Выборы в демократическом обществе».

План изучения нового материала

1. Политические технологии избирателя

3. На избирательном участке

Быть избирателем не так просто - это сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создают имидж «своего парня». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (или партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Кандидат обещает много, рассчитывая, что поверят. Такие приёмы воздействия на избирателя называются популизмом.

- Что такое популизм?

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки изби-

рателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги (Сл. 9)

Чтобы не попасться на популистские лозунги, необходим грамотный и осознанный выбор претендентов на власть. Такой выбор помогут вам сделать политические технологии избирателя.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических задач.

Задание: работая с текстом учебника и учитывая повседневный опыт выборов в стране, разработайте свои собственные политические техно-

    Разработать политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу (с.261)

2. Разработать политические технологии избирателя на выборах Президента (с.262).

Через 5 минут каждая группа представит свою работу

Вопрос второй группе:

- Какими качествами должен обладать кандидат в президенты РФ?

(решительность, ответственность, сильная воля, честность, достаточно жёсткий в проведении своей линии, хороший оратор и т.д.)

- Вы теперь представляете, что нужно, чтобы сделать осознанный выбор.

Но, наверное, у вас ещё остались вопросы, которые касаются непосредственно процедуры голосования.

Сейчас вы сможете задать их нашему гостю – Кобзевой Галине Васильевне, которая более 10 лет является Председателем участковой комиссии и любезно согласилась ответить на ваши вопросы.

Вопросы, которые были заданы учениками.

    Какие документы нужно иметь с собой каждому избирателю?

    Если я во время выборов испорчу бюллетень, что мне в таком случае делать?

    Выборы проводятся в воскресенье. Мне нужно срочно уехать. Как мне быть в таком случае?

    У меня старенькая бабушка. Она хотела бы проголосовать, но у неё больные ноги. Что нам нужно сделать7

    Брат – студент, обучается в г. Москве на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии вуза, а постоянное место его проживания г. Мичуринск. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития)

    Мой знакомый пришёл на выборы в Думу, а его нет в списках. Что делать,

если и моей фамилии вдруг не окажется в списках?

8. Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке?

Если вопросов больше нет – поблагодарим гостью за ценные ответы и переходим к последней части нашего урока – «На избирательном участке»

Вы сейчас окажитесь на одном из избирательных участков в роли незримых наблюдателей. Внимательно посмотрите, как проходит процесс голосования и нет ли нарушений закона о выборах? Все нарушения вы фиксируйте в тетрадях.

В конце мы посмотрим, насколько внимательными вы были (Сл.12)

Сценка

    Избиратель пришёл с другом, который советует ему, за кого голосовать.

    Избиратель просит у члена комиссии ручку, так как он свою оставил дома.

    Лозунг на избирательном участке, призывающий голосовать за кандидата.

    Избиратель делает отметку в бюллетене, не заходя в кабинку.

    Избиратель испортил бюллетень.

Итоги (Сл.13)

1.Быть избирателем не так просто – сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

2. Не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.

3. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сделать этот выбор и стать активными участниками политического процесса

Домашнее задание : параграф 24, записи, эссе на тему:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Д. Натан) Сл.1

Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии.

Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Еще по теме § 24. Выборы в демократическом обществе:

  1. Демократическая революция в ГДР: от протеста к свободным выборам
  2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ШАНСЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ: ВОСТОЧНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В СРАВНЕНИИ В. Меркель
  3. 21.5. Выбор между договорным урегулированием и судебным разбирательством; выбор правил гражданской процедуры и эволюция общего права

Профильный уровень

Cсылка на файл:

http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html

Урок обществознания в 11 классе на тему:

«Выборы в демократическом обществе».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации

Задачи урока:

Образовательные и развивающие:

1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.

2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;

3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;

5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательная:

Формировать активную гражданскую позицию

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»

На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа в группах.
  4. Обобщение.
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия.

Используемые педагогические технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Интерактивные формы;

ТСО :

· Демонстрационный экран

· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)

· Компьютер

План изучения темы.

  1. Избирательный процесс .

III . Типы избирательных систем

Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа учителя.

Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.

Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.

Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.

В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.

Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.

II. Изучение нового материала.

I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .

Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.

Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.

II. Избирательный процесс

Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);

2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);

8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

III . Избирательные системы.

Теоретический блок 1

Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).

Практическая работа

Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.

1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:

· группа А получила 8 голосов.

· группа В получила 2 голосов.

· группа Г получила 9 голосов.

Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.

2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:

· группа А получила 9 голосов.

· группа Б получила 7 голосов.

· группа Г получила 11 голосов.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?

Недостатки:

· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.

· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.

· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).

· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Преимущества:

· Простота определения результатов

· Реализуется демократический принцип большинства

· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.

Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.

Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?

Возможный вариант ответа может быть следующим.

Недостатки:

· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.

· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.

Преимущества:

· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии

· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.

Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.

Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.

III . Обобщение.

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!

IV . Закрепление.

1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».

Задания:

Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.

Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.

2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его

Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.

Выдержки из документов.

1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.

3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.

Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.

Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.

4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?

Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.

Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»

Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.

В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.

За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.

Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).

Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.

Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью

Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.

После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.

V . Рефлексия.

Вопросы к классу:

Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?

Какие затруднения возникли при работе с документами?

Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?

Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?

Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?

VI . Итог урока.

Урок завершается заполнением карточки

«Пять слов об уроке»

«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?

Литература:

  1. Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
  2. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009