Разработка декларации пб. О новом порядке оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов


Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований в бюджетной системе. Она применяется для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов в бюджетной системе страны. До 2008 г. применяли восемь классификаций, в том числе классификацию доходов, три классификации расходов (экономическую, функциональную и ведомственную), две классификации источников финансирования дефицита государства.

Определение принципов, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов. В новой бюджетной классификации выделены четыре вида:

  1. классификация доходов бюджетов;
  2. классификация расходов бюджетов;
  3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификация операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления).

Базовые позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс. Они едины для всех бюджетов бюджетной системы Министерство финансов Российской Федерации имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях, что гарантирует единство бюджетного учета и отчетности.

Классификация доходов бюджетов Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

  1. главный администратор;
  2. вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
  3. подвид доходов;
  4. операции сектора государственного управления.

Главный администратор доходов - это органы государственной власти, государственных внебюджетных фондов, местного управления, Центральный банк и другие организации, определяющие перечень подотчетных администраторов доходов бюджета.

Он обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • формирует перечень подотчетных администраторов доходов бюджета;
  • представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, а также кассового плана;
  • формирует бюджетную отчетность.

Администраторами поступлений в бюджеты являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России, а также бюджетные учреждения. Они осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника.

Код доходов занимает 20 разрядов, в том числе код администратора состоит из трех знаков. Код вида доходов (4-13-й разряды кода) состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд кода); подгруппу (5-6-й разряды кода); статью (7-8-й разряды кода); подстатью (9- 11-й разряды кода) и элемент (12- 13-й разряды кода).

Классификация доходов бюджетов состоит всего из двух групп:

  • 000 1 00 00000 00 0000 000 - «Налоговые и неналоговые доходы»;
  • 000 2 00 00000 00 0000 000 - «Безвозмездные поступления».

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов должны быть отражены в рамках группы «Налоговые и неналоговые доходы». Код вида доходов предусматривает следующие группы

  • 1 00 00000 00 - доходы;
  • 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
  • 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В группу «Доходы» включаются подгруппы, приведенные в табл. 2.1.

В группу «Безвозмездные поступления» включаются следующие подгруппы:

  • 2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов; 2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов;
  • 2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
  • 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • 2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления.

Детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Далее устанавливаются следующие коды элементов доходов:

Код подвида доходов (этот код в бюджетах на 2007 г. обозначал программу или подпрограмму) занимает 4 разряда - с 14-го по 17-й, а для классификации операций сектора государственного управления выделены 3 разряда - с 18-го по 20-й.

Коды подвидов доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают соответственно Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования.

Например, код 1000 означает сумму платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность), а 2000 - пени и проценты, 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов). При мобилизации вывозных таможенных пошлин на сырую нефть таможенные органы обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации, например 1001 - сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу).

Экономическая классификация доходов предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию, например:

  • 110 - налоговые доходы;
  • 120 - доходы от собственности;
  • 130 - доходы от оказания платных услуг;
  • 140 - суммы принудительного изъятия;
  • 150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
  • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 - перечисления международных финансовых организаций;
  • 160 - взносы, отчисления на социальные нужды; 180 - прочие доходы.

С учетом изложенного поступления, зачисляемые в бюджеты бюджетной системы, будут иметь варианты, приведенные в табл. 2.2 и 2.3.

Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию и возможность ее применения в бюджетном учете. Возможны два подхода к отражению операций в учете - кассовый метод начислений. Метод начислений позволяет сопоставить себестоимость услуг, оказываемых различными единицами сектора государственного управления, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач. Классификация расходов состоит из трех составных частей:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств;
  2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  3. кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

С 2008 г. перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого уровня бюджета.

Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства, публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д., обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Существенно расширяются возможности более детального отражения расходных обязательств, исполняемых главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ. К этому сектору относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения.

Код классификации расходов по-прежнему насчитывает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака; раздел - 2 знака; подраздел - 2 знака; код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков; код лица расходов - 3 знака; код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.

Главным распорядителем бюджетных средств могут быть органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Классификация расходов бюджетов содержит 11 разделов, отражающих направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделенных детализированными подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Новым Бюджетным кодексом установлены единые для всех бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы. Так, раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» отражает расходы на функционирование главы государства, высших должностных лиц субъектов, глав администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, правительства, высших органов исполнительной власти субъектов, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. По этому разделу отражают расходы на проведение выборов и референдумов, международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, а также бюджетные ассигнования по резервным фондам, расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

По разделу 0200 «Национальная оборона» отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, содержанием и обеспечением деятельности вооруженных сил, а также расходы на обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности, на прикладные научные исследования.

В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний, расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороны и др.

Раздел 0400 «Национальная экономика» отражает расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики (на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе промышленности и энергетики). По разделу отражают расходы на соблюдение законодательства о конкуренции на товарных рынках, рынке финансовых услуг, в сфере природопользования, технологического и атомного надзора. В разделе выделяют подразделы по направлениям экономики, в том числе «Топливо и энергетика», «Исследование и использование космического пространства», «Воспроизводство минерально-сырьевой базы», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Водные ресурсы», «Лесное хозяйство», «Транспорт, связь и информатика», «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает новый подраздел 0503 «Благоустройство». Раздел 0600 «Охрана окружающей среды» включает новый подраздел 0601 «Экологический контроль». В разделе 0700 «Образование» выделяют подразделы 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» и 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование».

Существуют также раздел 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации»;раздел 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»; раздел 1000 «Социальная политика»; раздел 1100 «Межбюджетные трансферты».

В разделе 1100 отражают дотации, субсидии, субвенции. Они имеют номер подраздела, например:

  • 1101 «Дотации бюджетам субъектов и муниципальных образований». По этому подразделу отражаются расходы в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных районов (городских округов) и поселений, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов бюджетной системы;
  • 1102 «Субсидии бюджетам субъектов и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)». По данному подразделу отражают расходы на межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по полномочиям органов государственной власти субъектов; по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов местным бюджетам на выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения и межбюджетные трансферты в форме субсидий из местных бюджетов в другие бюджеты бюджетной системы. Данный подраздел отражает также расходы по предоставлению субсидий из федерального бюджета и инвестиций бюджетам субъектов на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов, а также расходы по предоставлению субсидий за счет средств бюджетов субъектов Федерации местным бюджетам на софинансирование мероприятий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями (при предоставлении социальных выплат);
  • 1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». По данному подразделу отражаются трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов из федерального бюджета в целях финансового обеспечения их расходных обязательств. В этот подраздел входят межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении их государственных полномочий;
  • 1104 «Иные межбюджетные трансферты». В этом подразделе выделяют трансферты, предоставляемые из бюджетов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости;
  • 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов».

Виды расходов детализируют по целевым статьям, целевым программам расходов бюджетов. Они утверждаются законами о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов (в составе ведомственной структуры расходов бюджетов либо в сводной бюджетной росписи).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) или проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов. Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или субсидий, определяются финансовым органом, осуществляющим организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются субвенции и межбюджетные субсидии.

Отдельные виды расходов в силу своей универсальности могут быть использованы в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах. В их состав включены следующие статьи:

  • 001 - «Выполнение функций бюджетными учреждениями»;
  • 003 - «Бюджетные инвестиции»;
  • 005 - «Социальные выплаты»;
  • 006 - «Субсидии юридическим лицам»;
  • 007 - «Прочие дотации»;
  • 008 - «Фонд финансовой поддержки»;
  • 009 - «Фонд компенсаций»;
  • 010 - «Фонд софинансирования»;
  • 011 - «Выполнение международных обязательств»;
  • 012 - «Выполнение функций государственными органами»;
  • 013 - «Прочие расходы»;
  • 014 - «Функционирование органов в сфере национальной без опасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • 015 - «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
  • 016 - «Иные межбюджетные трансферты»;
  • 017 - «Иные субсидии»;
  • 018 - «Субсидии некоммерческим организациям»;
  • 020 - «Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов, собственности муниципальных образований».

Классификация источников финансирования дефицита бюджетов стала единой как для внутренних, так и для внешних источников финансирования дефицитов бюджетов. Она является группировкой источников финансирования дефицитов всех уровней бюджетной системы, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Код классификации источников состоит из 20 разрядов и включает:

  1. код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3-й разряды);
  2. код, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4-17-й разряды);
  3. код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20-й разряды).

Главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета определен законом об этом бюджете. Это органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом и иные организации, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета являются органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом и иные организации, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов являются едиными для всех бюджетов в бюджетной системе. В классификации источников финансирования дефицитов выделены две группы, в том числе:

  • 000 01 00 00 00 00 0000 000 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • 000 02 00 00 00 00 0000 000 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Группа источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов детализирована в виде следующих подгрупп

  • 000 01 01 00 00 00 0000 000 - государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в национальной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, поступившими от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;
  • 000 0102 00 00 00 0000 000 - кредиты кредитных организаций в национальной валюте. Эта подгруппа отражает разницу между полученными кредитами и погашенными суммами Федерацией, субъектами и муниципальными органами;
  • 000 01 03 00 00 00 0000 000 - бюджетные кредиты от других бюджетов в бюджетной системе в валюте РФ. Данная подгруппа также отражает разницу между полученными и погашенными в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными соответствующему бюджету другими бюджетами в бюджетной системе. В этой подгруппе формируется разница между полученными и погашенными суммами бюджетных кредитов в иностранной валюте, предоставленными Российской Федерацией субъектам в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • 000 01 04 00 00 00 0000 000 - кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными Российской Федерацией и ее субъектами суммами в валюте РФ;
  • 000 01 05 00 00 00 0000 000 - изменение остатков на счетах по учету средств бюджета в течение финансового года;
  • 000 01 06 00 00 00 0000 000 - иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

К иным источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов относят:

  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на стоимость их приобретения;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ, ее субъектов, гарантий муниципальных образований, в национальной валюте, в случае если исполнение гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета юридическим лицам или другим бюджетам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных бюджетных кредитов в национальной валюте;
  • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета включают: компенсационные выплаты по вкладам в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г., вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г., выкуп государственных ценных бумаг (ГКО СССР) и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории РСФСР до 1 января 1992 г.;
  • платежи по погашению государственных товарных обязательств, векселей Министерства финансов РФ.

Группа 000 0107 00 00 00 0000 000 включает бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований). Данная подгруппа отражает разницу между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и т.д.

Группа источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов детализирована следующими подгруппами:

  • 000 02 01 00 00 00 0000 000 - государственные ценные бумаги. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ или ее субъекта, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • 000 02 02 00 00 01 0000 000 - кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами Эта группа учитывает средства, перечисленные из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ;
  • 000 02 03 00 00 01 0000 000 - кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными РФ, субъектом РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;
  • 000 02 04 00 00 00 0000 000 - иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Данная подгруппа отражает:

  • разницу между объемом средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Федерации и ее субъектов в иностранной валюте, если исполнение гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
  • разницу между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств (или иностранных юридических лиц) перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и экспортных кредитов;
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также объем средств, направляемых на погашение иных доходовых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

Дальнейшая детализация подгрупп рассматриваемого кода производится посредством выделения статей источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей и видов утверждается законом о соответствующем бюджете.

Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает его принадлежность соответствующему бюджету бюджетной системы (12-13-й разряды кода). Выделяются следующие коды элементов статьи источника финансирования дефицитов бюджетов :

  • 1 - федеральный бюджет;
  • 2 - бюджет субъекта РФ;
  • 3 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 4 - бюджет городского округа;
  • 5 - бюджет муниципального района;
  • 6 - бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • 7 - бюджет Фонда социального страхования РФ;
  • 8 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 9 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 - бюджет поселения.

В рамках вида источников (14-17-й разряды 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) законодательными актами субъектов или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация источников финансирования дефицитов с учетом специфики исполнения бюджетов.

До недавнего времени в составе бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.

В целях устранения этих муниципальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета утверждена классификация операций сектора государственного управления. К данному сектору относятся органы государственной власти (в том числе органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Данная классификация состоит из следующих групп:

  • 100 - «Доходы»;
  • 200 - «Расходы»;
  • 300 - «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 - «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 - «Поступление финансовых активов»;
  • 600 - «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 - «Увеличение обязательств»;
  • 800 - «Уменьшение обязательств».

По группе «Доходы » выделяют отдельные статьи, например ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг», ст. 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов», подстатья 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», подстатья 153 «Поступления от международных финансовых организаций».

По группе «Расходы » также выделяют статьи и подстатьи, например ст. 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», ст. 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», ст. 220 «Оплата работ, услуг», а в ней, соответственно, подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», ст. 230 «Обслуживание государственного (муниципального) дожа» и, соответственно, подстатьи 231 «Обслуживание внутреннего долга» и 232 «Обслуживание внешнего дожа».

По группе «Увеличение обязательств » можно назвать ст. 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу», ст. 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу», а по группе 800 «Уменьшение обязательств» - ст. 810 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу», ст. 820 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составлення и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование бюджетной классификации осуществляется гл. 4 БК, которая с 1 января 2008 г. действует в новой редакции. Одной из основных новаций названной главы является установление основных принципов и структуры бюджетной классификации РФ. В новом правовом регулировании бюджетная классификация РФ максимально приближена к требованиям международных стандартов.

Федеративное устройство государства в бюджетных отношениях проявляется как исключительная компетенция Российской Федерации по установлению единой бюджетной классификации с возможностью в границах закона ее дальнейшей конкретизации на территориальных уровнях. Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют существенные полномочия в сфере детализации бюджетной классификации, а также дальнейшей интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета.

Глава 4 БК создала законодательные основы для развития управленческого принципа построения бюджетной классификации и ее использования в бюджетном процессе. Управленческий принцип позволяет органам власти в рамках единых кодов бюджетной классификации в наибольшей степени адаптировать ее к специфике составления и исполнения своих бюджетов. В результате этих изменений созданы необходимые условия для расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления.

В соответствии с БК принципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также коды составных частей бюджетной классификации РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ. Определение названных принципов структуры кодов и кодов составных частей бюджетной классификации РФ относится к исключительной компетенции Минфина России.

В состав бюджетной классификации РФ включаются:

  • o классификация доходов бюджетов;
  • o классификация расходов бюджетов;
  • o классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • o классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов состоит:

  • 1) из кода главного администратора доходов бюджетов;
  • 2) кода видов доходов;
  • 3) кода подвида доходов;
  • 4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Классификация доходов бюджетов имеет единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы доходов. Таковыми являются: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

Конкретизация норм БК в части детализации бюджетной классификации доходов осуществляется путем утверждения:

  • o Минфином России - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
  • o финансовым органом субъекта РФ - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
  • o финансовым органом муниципального образования - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов бюджетов состоит из трех составных частей:

  • 1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Бюджет каждого уровня обязательно включает следующие единые разделы и подразделы классификации расходов бюджетов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, СМИ; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов включает:

  • 1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • 2) код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
  • 3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Бюджетным кодексом установлены единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов. Едиными группами являются источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления включает в себя доходы, расходы, поступления нефинансовых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств. Названные группы и статьи операций сектора государственного управления едины для бюджетов всех уровней. Дальнейшая детализация данного вида бюджетной классификации осуществляется Минфином России. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления также устанавливается Минфином России.

Перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в случаях, установленных БК, - сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета. Таким образом, уже на первых стадиях бюджетного процесса (составления и рассмотрения проектов бюджетов) органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.

Основные положения, касающиеся определения источников формирования бюджетов (доходов) и покрытия возможного дефицита, направлений распределения бюджетов

  • (расходов), определения операций сектора государственного управления, закреплены в БК. Непосредственно БК установлены единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации, а именно:
  • o группа - подгруппа (классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • o раздел - подраздел (классификации расходов бюджетов);
  • o группа - статья (классификации операций публично-правовых образований или классификации операций сектора государственного управления). Минфин России имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях.

Важнейшее значение для эффективного осуществления бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Под ней понимается группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация выполняет несколько функций. Во-первых, она обеспечивает единство бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс РФ в качестве одного из проявлений принципа единства бюджетной системы прямо указывает на единство бюджетной классификации (ст. 29 БК РФ). Кодекс определяет базовые, единые для бюджетов бюджетной системы позиции двух первых уровней классификаций (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации. В результате все бюджеты строятся по единой схеме. Благодаря этому обеспечивается сопоставимость бюджетных показателей на всех уровнях бюджетной системы РФ. Иными словами, используя показатели бюджетной классификации, всегда легко сравнить, какое количество средств поступает в различные бюджеты из определенных источников или на какие цели и в каком объеме расходуются бюджетные средства в разных бюджетах.

Во-вторых, бюджетная классификация помогает составлять, утверждать и исполнять бюджеты, а также составлять и утверждать бюджетную отчетность. Дело в том, что она заранее определяет структуру бюджета, указывает, какие в него необходимо включать показатели, как эти показатели соотносятся друг с другом и как детализируются. В результате, регулирование всего бюджетного процесса (всех его производств и стадий) построено с учетом положений бюджетной классификации.

Бюджетная классификация определяется в гл. 4 БК РФ. Более подробно порядок ее применения регулируется актами Минфина России .

Состав бюджетной классификации включает в себя:

  • 1) классификацию доходов бюджетов;
  • 2) классификацию расходов бюджетов;
  • 3) классификацию источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов призвана сгруппировать все доходы, предусмотренные законодательством о государственных и муниципальных доходах, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Код классификации доходов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления. В свою очередь код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, под- статыо и элемент дохода.

Классификация доходов бюджетов отражает подразделение доходов бюджетов на налоговые и неналоговые доходы, выделяет безвозмездные поступления. Именно с учетом этих видов выделяются группы и подгруппы классификации доходов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов является одной из наиболее централизованных. Бюджетный кодекс РФ определяет группы и подгруппы доходов бюджетов. Кроме того, Минфин России утверждает единый для бюджетов бюджетной системы перечень статей и подстатей доходов бюджетов. Едиными являются и основные элементы классификации доходов бюджетов (п. 8 ст. 20 БК РФ).

Код подвида доходов определяется соответствующими финансовыми органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от того, орган какого уровня является администратором соответствующего дохода.

Классификация доходов бюджетов имеет большое значение, как для плательщиков, так и для получателей доходов бюджетов. Именно с учетом кодов классификации доходов бюджетов органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами (п. 1 ст. 40 БК РФ). Соответственно, точное указание кода классификации доходов оказывает влияние на правильность уплаты налогов и других доходов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Классификация расходов бюджетов предназначена для группировки расходов с учетом функций государства и муниципальных образований, с учетом состава расходных обязательств соответствующего бюджета.

Код классификации расходов бюджетов состоит:

  • 1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Классификация расходов бюджетов предоставляет большую свободу для отдельных уровней бюджетной системы по сравнению с классификацией доходов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для всех бюджетов разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются законом (решением) о бюджете соответствующего уровня. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов содержит группировку различных займов, кредитов и иных внутренних и внешних источников финансирования дефицитов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.

Классификация операций сектора государственного управления является общей, универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Данная классификация, по сути, не носит самостоятельного характера. Она лишь предусматривает детализацию классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию.

Данная классификация позволяет объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Бюджетный кодекс РФ определяет единые для всех бюджетов бюджетной системы группы и статьи рассматриваемой классификации.

  • Приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171м «Об утвержденииУказаний о порядке применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Рапанович Дмитрий Олегович,
ООО «Енисейгеосервис»,
специалист НК с действующим удостоверением по: УК, МК, ВИК

Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательную разработку декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону. Исключение составляют опасные производственные объекты, использующие взрывчатые вещества при проведении взрывных работ.

Что представляет из себя декларация промышленной безопасности, для каких объектов, а также с какой целью она разрабатывается, все это достаточно подробно регламентировано в следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
- РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).

Исходя из названия, можно понять, что декларация промышленной безопасности, представляет собой документ, содержащий определенную информацию, касающуюся обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности:

Всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ними угроз;
- анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Кроме этого существует ряд документов Ростехнадзора рекомендательного характера по анализу риска аварий, которыми необходимо руководствоваться в том числе при разработке деклараций промышленной безопасности, например:

Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
- Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
- Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
- Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
- Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646).

Казалось бы, что все понятно с обязательными требованиями и ошибок при разработке деклараций не должно возникать, тем более что документ этот не новый и требования к нему появились с момента вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в 1997 году. Но как показывает практика, ошибки имеют месть быть, и они могут быть достаточно значительными. Как правило, самые серьезные последствия могут иметь ошибки, допущенные непосредственно при анализе риска аварий, например, неверная идентификация опасностей (выявление и четкое описание всех источников опасностей) и соответственно ошибочное определение путей (сценариев) их реализации.

Но хотелось бы обратить внимание на другие ошибки при разработке декларации, возникающие еще задолго до выбора сценариев и анализа риска аварий.

Декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство или реконструкцию, а также при необходимости в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Если опасный производственный объект находится в эксплуатации, то необходимость разработки декларации вновь возникает в следующих случаях:

Истекло десять лет со дня регистрации в реестре последней декларации;
- изменились технологические процессы либо увеличилось количество опасных веществ более чем на двадцать процентов;
- изменились требований промышленной безопасности;
- Ростехнадзор выдал предписание в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора.

Особых требований к разработчикам декларации промбезопаности законодательство не предъявляет, поэтому разработку может выполнить как сама организация, эксплуатирующая ОПО, так и сторонняя организация. Как правило, это проектные организации, занимающиеся комплексным проектированием промышленных объектов или организации, специализирующиеся на выполнении работ в области промышленной безопасности. В случае с эксплуатирующими и проектными организациями стоит отменить достаточно низкую подготовку специалистов в области промышленной безопасности в части разработки деклараций.
Что имеется в виду? А то, что специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обладают достаточными знаниями и опытом именно в части эксплуатации таких объектов, но не обладают необходимыми знаниями анализа рисков аварий. Наиболее распространенные функции службы промышленной безопасности - это идентификация и регистрация опасных производственных объектов в реестре, получение необходимых лицензий в Ростехнадзоре, проведение производственного контроля, управление промышленной безопасностью, взаимодействие с надзорными органами и т.д. Согласитесь, объем работы значительный и, как правило в таком случае выполнять подробный анализ рисков аварий нет ни времени, ни возможностей. А любимый прием работодателей совмещать функции промышленной безопасности с обязанностями по охране труда или экологии, также не способствует развитию этого направления промышленной безопасности.

В случаях с проектными организациями, можно отметить, что отдельные специалисты в области промышленной безопасности в большинстве случаев в таких организациях отсутствуют, поскольку единственный раздел проектной документации, который может разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) является «Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта». Данный раздел разрабатывается достаточно редко, поэтому отдельный специалист по данному профилю, как правило, в организации отсутствует. Идентификация опасностей опасных производственных объектов зачастую проводится с ошибками из-за недостаточных знаний законодательства в области промышленной безопасности особенной в свете последних изменений.

Например, приходится сталкиваться с тем, что заказчик проектной документации, не разобравшись в своих объектах, пишет в задании на проектирование разработать декларацию промышленной безопасности на опасные производственные объекты, для которых это не требуется. В роли таких объектов могут выступать склады готовой продукции или запчастей с использованием подъемных сооружений или опасные производственное объекты с опасными веществами в количествах, не образующих ОПО I и II классов опасности.

Достаточно примеров и с опасными производственными объектами горной промышленности: пытаются заказать в составе проектной документации разработку декларации промышленной безопасности на объекты добычи полезных ископаемых, хотя единственный тип ОПО в горной промышленности, на который разрабатывается декларация - это склады хранения взрывчатых материалов 50 т и более. В случае, если эксплуатирующая или проектная организация все-таки разработает декларацию промышленной безопасности на такие ОПО, то единственным, чем они рискуют - это получить отказ в прохождении экспертизы или отказ в регистрации такой декларации государственном реестре по причине отсутствия оснований для ее разработки.

Гораздо хуже могут обстоять дела в случае неправильного определения опасностей будущего опасного производственного объекта. Проектировщики совместно с заказчиком могут не учесть расстояние между опасными производственными объектами с одним видом опасного вещества, которое может составить менее 500 метров. Или новый ОПО может быть запроектирован вблизи действующего аналогичного ОПО, который, в свою очередь, может иметь разработанную декларацию промбезопасности. В таком случае необходимо выполнить разработку декларацию вновь в связи с изменением состава опасного производственного объекта, а также возможного увеличения опасного вещества более чем на 20 %.

В итоге хотелось бы обратить внимание на важность определения идентификационных признаков опасных производственных объектов еще на стадии предпроектных работ, поскольку поверхностное отношение к данному вопросу в дальнейшем может повлечь за собой значительные затраты материальных и временных ресурсов на приведение в соответствие объекта к требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Своевременная идентификация опасностей, а также проведение анализа рисков на ранних стадиях проектирования ОПО позволяет выбрать наиболее безопасное размещение технологического оборудования (технических устройств), тем самым снизив риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. А компоновка технических устройств, содержащих опасные вещества с учетом минимального расстояния 500 м между ОПО, позволяет в некоторых случаях запроектировать опасные производственные объекты с меньшим классом опасности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).
4. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
5. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
6. Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
7. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
8. Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646);
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности;

по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке . Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с