Правовой режим арктики и антарктики. Международно-правовой режим арктики и антарктики Правовое положение арктики


арктика судоходство правовой экологический

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегаи острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы. Молодцов, С.В. Правовой режим морских вод: Международное право. /С.В. Молодцов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994С. 61.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, щирина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерпее, с сухопутной территорией Норвегии. Виноградов, С.С. Правовой режим Арктики. // Международное право/С.С. Виноградов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994 С.97.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается н иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением. Клименко, Б.М. Правовой режим Арктики.// Международное право/ Б.М. Клименко; под. ред. Благовой Н.Т. М.: 1987 С.495.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологаческому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Вылегжанин, А.Н. Международное морское право: пособие/ Гуреев С.А., Иванов Г.Г. М.: Юрист, 2003 С.243.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими. Кулебякин, М.И. Международное морское право.: Правовой режим Арктики. Отв. ред. И.П. Блищенко. 2-е изд., стер. М.: Издательский Дом, 1988. С. 139.

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на так называемые "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926, в соответствии с которым все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии на основании Договора о Шпицбергене (1920 г.)

После распада СССР права Российской Федерации в Арктике закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе" и от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В настоящее время разрабатывается федеральный закон "Об Арктической зоне".

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.н.

В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.) сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере, которая содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. Российская Федерация поддержала Концепцию "северного измерения канадской внешней политики", выдвинутую Правительством Канады 8 июня 2000 г. В результате 18 декабря 2000 г. было подписано "Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере".

В 1993 г. представители правительств арктических стран приняли Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики, признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. В случае необходимости решено применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду "предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде" Арктики и решения по которой должны приниматься национальными органами.

В 1996 г. правительства семи арктических государств подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и зашиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса. Можно отметить декларации Совета, принятые на встречах 1998 г. в Икалуите и 2000 г. в Бэрроу.

В настоящее время ведутся переговоры о статусе природных ресурсов Северного ледовитого океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.

Однако ст. 76 Конвенции 1982 г. предусматривает, что данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются в Комиссию ООН по континентальному шельфу. 20 декабря 2001 г. Секретариат ООП зарегистрировал Представление РФ с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Совокупная площадь морского дна, па которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн кв. км.

Кроме того, России для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, па который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.

В 2007 г. МПР России была организована экспедицию в Арктику. Основная цель - исследование глубинной структуры коры в зонах сочленения хребта Ломоносова и хребта Менделеева с прилегающими шельфами. В конце 2007 г. была предоставлена необходимая информация в Комиссию ООН. В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане нормам ст. 76 Конвенции и положениям Научно-технического руководства Комиссии 1999 г. и при положительном решении вопроса Россия увеличит площадь континентального шельфа, что означает начало осуществления суверенных прав в Северном Ледовитом океане до точки Северного полюса. Благодаря быстрому развитию техники уже в скором времени будет возможна разработка ресурсов в этой зоне".

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике Договором от 1 декабря 1959 г.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли, также имеет международный режим. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с принципами и нормами международного права .

К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана - прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных, в прилежащей зоне.

Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).

Территория государства

Воздушная территория государства включает в себя воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами, территориальными водами в пределах границ государства. Оно осуществляет суверенитет в воздушном пространстве, устанавливает его правовой режим, в частности правила полетов.

Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах своей территории осуществлять территориальное верховенство. Это значит, что власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам , находящимся в пределах его территории. Отсюда следует, что на территории государства исключается власть другой державы и что законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется на все физические и юридические лица, находящиеся на его территории, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в международных договорах и иных международно-правовых актах. Так, любые попытки осуществлять на территории другого государства без его согласия властные полномочия иной державой означают вмешательство во внутренние дела другого государства, что недопустимо по современному международному праву. Практика международных отношений показывает, что государства на основе взаимности допускают изъятия в своем законодательстве в отношении иностранных физических и юридических лиц.

Международное право признает недопустимость насильственного, неправомерного захвата территории другого государства. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". Любое прямое или косвенное противоправное посягательство на государственную территорию есть посягательство на территориальную целостность государства и его суверенитет. В то же время верховенство не означает вседозволенность. Так, в соответствии с упомянутой выше Декларацией 1970 г. "каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства".

Осуществляя территориальное верховенство, государство прежде всего решает вопросы административно-территориального деления территории и его правового режима. Разделение территории на административно-территориальные единицы каждое государство осуществляет в интересах организации государственной власти и управления . Организуя территорию в административном отношении, государство также устанавливает на ней определенный режим. В этом смысле иногда говорят, что государство распоряжается своей территорией. Однако государство совершает здесь действия не собственника, а суверена. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство обеспечивает с помощью мер принуждения соблюдение правового режима пребывания, проживания и передвижения по его территории. Применение таких мер может осуществляться лишь в пределах собственной территории.

Осуществляя территориальное верховенство, государства реализуют нормы своего внутреннего права и международные обязательства . Все совершаемые государством в связи с этим действия составляют понятие "юрисдикция государства", т.е. право судебных и административных органов государства рассматривать и разрешать дела в соответствии с их компетенцией.

В международном праве принято различать территориальную и личную юрисдикцию. Территориальная юрисдикция означает, что в пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме. Сюда включается и обязанность государства обеспечивать права и законные интересы граждан , а также иностранцев и лиц без гражданства , находящихся на его территории, без какой-либо дискриминации. Личная юрисдикция имеет трансграничные аспекты и означает, что государство осуществляет юрисдикцию вне его пределов, в частности в отношении своих граждан, морских и воздушных судов , находящихся за рубежом. Международное право исходит из того, что физические и юридические лица обязаны следовать законам своего государства, где бы они ни находились.

Юрисдикция государства может осуществляться за пределами государственной территории не только в отношении юридических и физических лиц , но и в более широком объеме. Так, согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ "Российская Федерация... осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права".

Территория государства - это не только юридическое понятие, но и определенная географическая среда, в которой живут люди, которая обеспечивает людей материальными богатствами, необходимыми для их существования и развития производства. Будучи географической средой, территория государства включает в себя и природные ресурсы, которые имеют важное значение для жизни человека . В международном праве общепризнано, что территория государства не может использоваться в хозяйственных целях (недропользовании, рыболовстве и т.п.) другими государствами, их физическими и юридическими лицами без согласия территориального суверена.

Территориальные приобретения и изменения

В середине XIX в. появились теории, которые рассматривали территорию не как вещь, а как пространственный предел власти государства. В России выдающийся юрист В.А. Незабитовский писал, что территория не вещь, которой владеет государство, а лишь пространство, которое является пределом его власти. Именно такой взгляд на правовую природу территории позволил ввести в международное право понятие территориального верховенства государства. В этот период появляются и более изощренные теории, оправдывающие вмешательство во внутренние дела другого государства.

Так, в первой половине XX в. возникла теория компетенции. Сторонники этой теории, правильно отмечая, что компетенция государства в определенных случаях может осуществляться за пределами собственной территории, делали недопустимый вывод о возможности применения вооруженной силы, например, для защиты имущества и жизни собственных граждан, находящихся за рубежом.

Существуют многочисленные и разнообразные способы территориальных приобретений. Наиболее часто встречается их деление на первоначальные и производные, хотя такое деление носит условный характер. Обычно к первоначальным способам территориальных приобретений относили завладение, завоевание, а к производным - естественное приращение территории, ее уступку (цессию) и т.п.

Правда, встречались и другие варианты классификации. С точки зрения современного международного права все способы территориальных приобретений можно разделить на правомерные и противоправные, не забывая о том, что сами эти критерии на всех этапах исторического развития наполнялись различным содержанием. Как известно, большая часть территориальных приобретений и изменений в прошлом достигалась с помощью вооруженной силы, что было тогда правомерно, так как война в те времена являлась законным средством осуществления внешней политики, что запрещено современным международным правом. Исходя из норм международного права , существовавших в прошлом, завоевание территорий, их приобретение с помощью вооруженной силы рассматривались как правомерные.

Способность государства властвовать в пределах своей территории - это следствие наличия у него правового титула на территорию и означает любые факты: действия, документы, свидетельства, которые являются основанием наличия права.

Большинство современных государств владеет территориями на основании их приобретения и освоения в прошлом, иногда в далеком. В частности, в XV - XVI вв., в эпоху Великих географических открытий, государства объявляли своими земли по праву первоначального открытия (теория первоначального открытия) как обоснование принадлежности территории. На смену этой теории пришла теория эффективной оккупации, которая предусматривала, что государство не только объявляет о принадлежности ему открытой территории, но и принимает меры по осуществлению своей власти на этой территории. Такой способ приобретения часто называют оккупацией, однако следует иметь в виду, что сам термин "оккупация" применяется в разных значениях. Международный суд ООН в консультативном заключении о Западной Сахаре 1975 г., признав оккупацию одним из правовых способов территориальных приобретений, подчеркнул, что законной оккупация будет только в том случае, если оккупированная территория на момент оккупации была terra nullius - ничейной землей. В иных случаях, например колонизации африканских народов, которую ряд западных авторов называют оккупацией, в действительности имело место завоевание.

К числу производных способов территориальных приобретений относят приращение (аккрецию). Здесь имеются в виду случаи, когда территория государства увеличивается за счет действия сил природы, например, таких как образование островов на реке, в территориальных водах, расширение дельты крупных рек, впадающих в море, и т.п.

В международном праве используются также и некоторые другие понятия, касающиеся территориальных проблем.

Аннексия - насильственный захват территории другого государства и издание соответствующего юридического акта о ее присоединении.

Кондоминиум - принадлежность территории двум или более государствам, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет.

Коимпериум - совместное осуществление власти (юрисдикции) двумя или более государствами на территории, которая принадлежит третьему государству; оно обладает суверенитетом над этой территорией.

Принципы территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности границ в современном международном праве не означают территориального status quo. Современное международное право признает возможность территориальных изменений в соответствии с его принципами и нормами, но обязательно с добровольно выраженным согласием заинтересованных сторон.

В отечественной доктрине единодушно признается, что правовым основанием принадлежности территории государству является свободно выраженное желание населения этой территории. В соответствии с международно-правовыми нормами относительно права на самоопределение народ может решить вопрос об образовании самостоятельного государства или о вхождении в состав другого государства. Тем самым решается вопрос и о территориальной принадлежности. Это, однако, не означает автоматического признания права на территориальное отделение самоопределяющегося народа. По современному международному праву самоопределение народа может осуществляться в различных формах при соблюдении принципа территориальной целостности и не обязательно должно вести к территориальному отделению. В точном соответствии с этим Конституция РФ не предусматривает права субъектов России на отделение. Наоборот, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории".

Территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов, но суверенитетом и, соответственно, верховенством в пределах этой территории обладает сама Российская Федерация, а не отдельные субъекты. Только в этом случае может быть обеспечена территориальная целостность любого федеративного государства, и международное право учитывает это обстоятельство.

В практике международных отношений государства нередко заключают соглашения об уступке или обмене участками территории, что в международном праве получило наименование цессии.

Цессия - это добровольная уступка территории, осуществляемая на условиях встречной компенсации, которая может быть различной. Например, в практике СССР в 1950-х годах состоялся обмен участками территории с Польшей и Ираном.

Цессия может быть осуществлена и на другой основе, например купли-продажи территории, как это было при продаже Россией Аляски Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Однако при этом должны быть учтены интересы населения передаваемой территории. Так, в случае купли-продажи территории, допускаемой и по современному международному праву, продается только территория; населению предоставляется право в разумные сроки , обычно указанные в договоре, выбрать для себя дальнейшее место жительства и гражданство .

Большую роль в деятельности Совета играют представители коренных народов, чьи интересы выражают Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов, которые наряду с учредителями являются также постоянными участниками. Количество постоянных участников не должно превышать число государств - членов Совета. Принятие решений на всех уровнях Арктического совета является исключительным правом и обязанностью восьми арктических государств и постоянных участников.

Статус наблюдателя могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

Шесть неарктических государств (Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша и Франция), восемь межправительственных и межпарламентских организаций, 11 НПО, а также ЮНЕП получили статус наблюдателей.

В 2011 г. к структурным подразделениям Арктического совета был добавлен Секретариат и был принят первый юридически обязательный договор Совета - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. В 2013 г. Арктический совет принял хронологически второй юридически обязательный документ - Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике.

Также напомним, что в Плане выполнения решений, принятом на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г., деятельность Арктического совета упоминается дважды: в связи с проблемой изменения климата (п. 38 "i") и в связи с устойчивым развитием на региональном уровне (п. 80).

Арктический регион становится источником международной напряженности в связи с конкуренцией за доступ к его ресурсам: в северной части Арктики находится более 2/3 месторождений российского газа, 1/3 нефтяных залежей США и неоцененные минеральные запасы Канады.

Права пяти арктических государств (России, Канады, США, Норвегии, Дании) на отсчитываемые от прямых исходных линий 200-мильные районы дна Северного Ледовитого океана и поверхлежащие водные и ледовые пространства не оспариваются. Однако по вопросу о статусе прилегающих к Северному полюсу районов шельфа за этим 200-мильным расстоянием сложились два основных подхода. Первый предлагает приравнять Арктику к любому другому району Мирового океана и превратить ее в один из многих объектов Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Второй подход исходит из того, что Арктика вообще не была предметом рассмотрения III Конференции ООН по морскому праву, а ее правовой режим, основу которого составляют национальные законодательства арктических государств, сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г.

Дополнительную неопределенность в этот спор внесло предложение России в 2001 г. эту часть дна Арктики отнести к международному району морского дна или к "общему наследию человечества". Тем самым нарушался сложившийся status quo в Арктике и признавалось, что не весь арктический шельф принадлежит арктическим государствам.

Наконец, предметом острых споров является арктическое судоходство. Эти споры могут обостриться, если такое судоходство будут осуществлять и другие государства, например, в связи с потеплением климата. В районах, прилегающих к Арктическому побережью России, проходит Северный морской путь, который был открыт и освоен русскими мореплавателями. Севморпуть, будучи кратчайшей водной магистралью между западными и восточными районами России, является национальным водным путем России. Все заинтересованные перевозчики получают равный доступ к Севморпути на разрешительной основе.

Сохраняя титул "Северный морской путь - исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике", Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" вводит новое понятие - "акватория Северного морского пути" и устанавливает конкретные границы этой акватории.

Кроме того, Закон предусматривает создание Администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения, на которое возлагаются функции по обеспечению безопасности мореплавания, предотвращению и сохранению морской среды от загрязнения при плавании по акватории Севморпути.

Цель установленного режима судоходства - императивное обеспечение экологической безопасности данного региона, с сохранением в остальном свободы открытого моря. Такой режим призван прежде всего защищать экологические интересы арктических государств, которые первыми на себе испытывают негативные экологические последствия антропогенной деятельности в Арктике и вынуждены также первыми (а зачастую и в одиночку) бороться с ними.

Указанное законодательное регулирование полностью соответствует сложившейся правовой норме о делении Арктики на сектора между арктическими государствами.

Согласно концепции арктических секторов неотъемлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья. Пределы арктических секторов не являются государственными границами, равным образом подводные, ледяные и водные пространства за границей территориального моря в пределах таких секторов не входят в состав государственной территории. Что же касается прав арктических государств в этих секторах, то они осуществляют целевую юрисдикцию в части, касающейся оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов.

Секторальный принцип впервые был обозначен Департаментом внутренних дел Канады в 1904 г. В 1907 г. Канада приняла Закон "О Северо-Западных территориях", а в 1909 г. канадский сенатор Пуарье выступил с публичным заявлением о том, что Арктический бассейн представляет собой особое системное целое - обширный полукруг, составляющий естественное продолжение территории арктических государств, и поэтому логично считать все земли и острова этой арктической системы частью прибрежных государств и разделить их между этими государствами.

В мае 1925 г. Канада выступила с официальным заявлением о том, что канадский арктический сектор составляет пространство в пределах 60 град. - 141 град. з.д. до Северного полюса. Нормативно суверенитет Канады на земли и острова в пределах указанного сектора был закреплен Законом 1925 г. и дополнительно Королевским указом 1926 г..

Россия на протяжении четырех веков принимала различные указы и заключала международные договоры , в которых предусматривались некоторые исключительные права России в отдельных районах Арктики.

Правовым актом, подтвердившим принадлежность СССР всех земель и островов в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса, было Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". Все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут возникнуть или могут быть открыты, не составляющие к моменту опубликования Постановления признанной Правительством СССР территории каких-либо иностранных государств, объявлялись территорией Советского Союза. При этом Постановление оставило без ответа вопрос о правовом статусе морских пространств арктического сектора СССР.

Другие арктические государства специальных актов по арктическим районам не принимали. Однако законодательство этих государств распространяется и на арктические районы.

Концепция арктических секторов, получившая признание на уровне норм обычного международного права , являлась преобладающей вплоть до начала практической разведки и разработки природных ресурсов Арктики. В конце XX в. получила популярность концепция интернационализации Арктики.

Среди сторонников интернационализации Арктики особое место занимает Канада, которая, в принципе поддерживая режим интернационализации, не желает распространять его на основные арктические проливы и Северо-Западный проход, которые активно используются ВВС и ВМС как арктических, так и неарктических государств для сбора разведданных.

Сегодня активное расширение НАТО на восток привело к возрождению идеи об установлении для Арктического бассейна режима ограниченной демилитаризации и нейтрализации, а затем и полной демилитаризации. Реализация этой идеи резко обесценила бы арктические проливы в глазах военных и тогда концепция интернационализации обрела бы реальные шансы на претворение в жизнь.

Проблема демилитаризации Арктики вполне могла бы стать предметом регионального договора, заключенного между арктическими государствами (морское дно уже частично демилитаризовано по Договору о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.). Но и здесь возможно сопротивление, прежде всего со стороны США, которые будут против любого "регионального сговора", ведущего к "закрытию" Арктики для военных кораблей и воздушных судов неарктических государств.

Идея распространить нормы Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на Арктический регион изначально является нереальной. Во-первых, Конвенция 1982 г. - это не все современное международное морское право, многие нормы которого продолжают иметь форму международного обычая . Во-вторых, США до сих пор не ратифицировали Конвенцию 1982 г. В-третьих, односторонний отказ России в 2001 г. от своих высокоширотных частей континентального шельфа не получил поддержку у других арктических государств. Статья 76 Конвенции не содержит норм обычного международного права. Нет также достоверных свидетельств того, что создатели Конвенции стремились распространить на Арктику предусмотренные в ее ст. 76 геологические критерии.

В настоящее время можно констатировать, что подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арктическими государствами. Для решения этой проблемы можно предложить использовать механизмы Программы региональных морей ЮНЕП, в которую Арктический регион входит наряду с еще 17 морями. В частности, ЮНЕП в сотрудничестве с ФАО должна выработать и ввести в действие базовое комплексное международное соглашение по борьбе со всеми известными видами загрязнения из всех известных источников загрязнения и принять протоколы, отражающие особенности экологической обстановки в Арктике. Именно в этом должна заключаться реализация арктическими государствами своей первоочередной ответственности за защиту окружающей среды в Арктике.

Это также придаст новое международно-правовое значение давно осуществляемым природоохранным мерам арктических государств в пределах их полярных секторов.

Международно-правовой статус Шпицбергена

Шпицберген, также Свальбард, Грумант, - полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76 град. 26 мин. и 80 град. 50 мин. с.ш. и 10 град. и 32 град. в.д. Площадь архипелага равна 61022 кв. км.

До 1920 г. Норвегия и Россия на равных условиях посещали Шпицберген и создавали там поселения. Заключенный в Париже в 1920 г. Договор о Шпицбергене закрепил полный и исключительный суверенитет Норвегии над архипелагом. В 1935 г. к Договору присоединился СССР.

В Договоре предусматривалось, что суда и граждане всех договаривающихся сторон "допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах" (ст. 2). Это противоречило ст. 1 Договора, распространившей суверенитет Норвегии только на сушу.

В Договоре вместо понятия "территориальные море" используется понятие "территориальные воды местностей Шпицбергена". В отличие от первых в территориальных водах местностей Шпицбергена Норвегия не осуществляет суверенитет над природными ресурсами; действует принцип свободы научных исследований; осуществляется свобода судоходства.

А в 1955 г. Великобритания подала в Международный суд ООН два заявления против Аргентины и Чили, утверждая, что притязания этих стран на участки Антарктики противоречат международному праву . Ввиду того, что Аргентина и Чили не признали обязательной для себя юрисдикцию Суда, Международный суд отказался рассматривать данный спор по существу. Вопрос о территориальных претензиях в Антарктике оказался заморожен.

В этих условиях СССР в 1958 г. заявил о том, что сохраняет все права , которые основаны на открытиях и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая право на предъявление соответствующих претензий в Антарктике.

Результатом этого явилось приглашение СССР на Международную конференцию по Антарктике в Вашингтоне, в которой приняли участие представители 12 государств - Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США , Франции, Чили, ЮАС, Японии и которая завершилась принятием 1 декабря 1959 г. Договора об Антарктике.

В настоящее время правовой статус и режим использования Антарктики определяются пакетом международных договоров , образующих целостную систему, которая в доктрине международного права получила название "Система Договора об Антарктике". В нее сегодня входят собственно Договор об Антарктике, многочисленные рекомендации, принятые на совещаниях сторон Договора об Антарктике и вступившие в силу в соответствии с условиями Договора, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., Протокол об охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике и Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г. Также к системе Договора об Антарктике принято относить меры, действующие в рамках Договора об Антарктике и в рамках остальных перечисленных международных договоров.

Договор об Антарктике "заморозил" территориальные претензии, установив в ст. IV, что ни одно из положений Договора не должно толковаться как "отказ... от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике" или как "отказ от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую Договаривающаяся Сторона может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам" (п. п. "a", "b" п. 1). В то же время ничто в Договоре не означает нанесения ущерба позиции признания или непризнания договаривающейся стороной права и претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике (п. 1 "с"). На время действия Договора не допускается заявление новых претензий или расширение прежде заявленных, равно как никакие действия или деятельность не создают основы для заявления территориальных претензий, поддержания или отрицания их (п. 2 ст. IV).

Договор 1959 г. закрепил за Антарктикой статус демилитаризованной и нейтрализованной зоны (ст. I). Особую значимость имеют положения ст. V, запрещающие производить здесь любые ядерные взрывы и сброс радиоактивных отходов.

Договор закрепил принцип свободы научных исследований в Антарктике для государств всего мира, без какой бы то ни было дискриминации (ст. II). Поощряется также всяческое деловое сотрудничество с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

Договор об Антарктике не содержит каких-либо ограничений на свободу судоходства в регионе Антарктики.

Воздушное пространство над Антарктикой является международным воздушным пространством общего пользования, свободным для полетов летательных аппаратов всех государств. Военные летательные аппараты могут осуществлять полеты над Антарктидой лишь для контроля с воздуха за соблюдением положений Договора и для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.

В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора государства-участники учредили механизм консультативных совещаний (КСДА). Государства, не являющиеся первоначальными участниками Договора и проявляющие заинтересованность в проведении в Антарктике научно-исследовательской деятельности, имеют основание стать Консультативными сторонами Договора. Механизм получения статуса Консультативной стороны оформлен в Положении о консультативном статусе Стороны Договора об Антарктике, принятом в 1997 г.

Кроме КСДА, есть еще Специальные КСДА и Совещания экспертов.

Специальные КСДА проводятся по решению КСДА. По вопросам, ради которых КСДА созывает специальное КСДА, последнее имеет право принять юридически обязательное решение.

Совещания экспертов вправе только подготовить отчет, который передается в КСДА для рассмотрения.

Принимаемые КСДА меры подразделяются на три группы: меры, решения и резолюции. Резолюции имеют рекомендательный характер; решения касаются внутренних организационных и процедурных вопросов; Меры относятся к положениям, которые должны стать правовыми обязательствами после их утверждения всеми Консультативными сторонами.

Другим контрольным механизмом является институт инспекций. Любой участник КСДА вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых "имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики". Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике, всегда открыты для инспекции любыми назначенными наблюдателями.

Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающие их лица в соответствии со ст. VIII находятся под юрисдикцией только той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций.

Поскольку в Договоре 1959 г. только две статьи (ст. ст. I и V) имеют "экологическую" направленность, дальнейшее развитие системы Договора об Антарктике пошло по пути договорно-правового закрепления режима охраны экосистем Антарктики.

Первым таким договором стала Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.. Она распространяется на все виды антарктических тюленей, обитающих в воде и на морском льду южнее 60 град. ю.ш. Согласно Приложению к Конвенции разрешается отлов только трех из шести видов антарктических тюленей. Установлены запретные районы, допустимые сроки охоты и шесть разрешенных зон отлова, каждая из которых должна поочередно закрываться на период с 1 сентября по последний день февраля. Запрещено убивать тюленей и в трех заповедниках (п. 5).

Следующим шагом стала Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Она действует в морских районах к югу от линии антарктической конвергенции.

Эта Конвенция явилась первым международным договором, закрепившим экосистемный подход к сохранению живых природных ресурсов.

Статья I (п. 3) Конвенции определяет морскую экосистему Антарктики как "комплекс взаимоотношений морских живых ресурсов Антарктики друг с другом и с окружающей их физической средой" и распространяется на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов.

При этом ее положения не умаляют прав и обязательств договаривающихся сторон по Международной конвенции о регулировании китобойного промысла 1946 г. и Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. (ст. VI).

Конвенцией сформулированы принципы сохранения морских живых ресурсов: "(а) предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней, ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение. С этой целью не должно допускаться ее сокращение ниже уровня, близкого к тому, который обеспечивает наибольший чистый годовой прирост; (b) поддержание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций до уровней, определенных в подпункте (а), выше; (с) предотвращение изменений или сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий, принимая во внимание состояние имеющихся знаний о прямом и косвенном воздействии промысла, влиянии внесения не свойственных данному району видов, последствиях связанной с этим деятельности для морской экосистемы и последствиях изменений в окружающей среде с тем, чтобы было возможно устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики" (п. 3 ст. II).

Конвенция учредила специальную Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Консультативным органом Комиссии является Научный комитет по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Для регулирования использования минеральных ресурсов Антарктики КСДА в 1988 г. приняло Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (в силу не вступила). Сфера ее действия охватывает сам материк Антарктиду, все антарктические острова, включая все шельфовые ледники, к югу от 60 град. ю.ш., а также морское дно и недра прилегающих прибрежных районов вплоть до внешней границы континентального шельфа (ст. 5).

Главным органом Конвенции должна стать Комиссия, которая наделяется функциями оценки воздействия на окружающую среду Антарктики деятельности по освоению минеральных ресурсов, установления открытых и закрытых для добычи минеральных ресурсов районов и др.

Для каждого открытого района создается Комитет по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, который рассматривает заявки на разведку и разработку минеральных ресурсов, выдает разрешения на такую деятельность и осуществляет наблюдение и инспекцию над ней.

Положения Конвенции 1988 г. вызвали серьезную озабоченность у многих государств по поводу сохранения окружающей среды Антарктики. Генеральная Ассамблея ООН 7 декабря 1988 г. даже приняла резолюцию, в которой выражается "глубокое сожаление" в связи с принятием Конвенции 1988 г.

В 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, который запретил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований (ст. 7). Этот запрет действует до разработки юридически обязательного режима в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики, включающего согласованные средства для определения того, приемлема ли любая такая деятельность, и если да, то на каких условиях, по истечении 50 лет после вступления Протокола в силу (ст. 25), т.е. не ранее 2048 г..

Протокол состоит из 27 статей, дополнения "Арбитраж" и шести приложений, являющихся его неотъемлемой частью.

  1. Оценка воздействия на окружающую среду.
  2. Сохранение антарктической флоры и фауны.
  3. Удаление и управление ликвидацией отходов.
  4. Предотвращение загрязнения морской среды.
  5. Охрана и управление районами.
  6. Материальная ответственность , возникающая в результате чрезвычайных экологических ситуаций.

Протокол объявил Антарктику природным заповедником, предназначенным для мира и науки (ст. 2). Положения Протокола нацелены на всеобъемлющую охрану окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с нею экосистем.

Ответственность за охрану окружающей среды Антарктики взяли на себя государства - участники Договора об Антарктике. Функции контроля за деятельностью в Антарктике и соблюдением Протокола 1991 г. возложены на созданный этим Протоколом Комитет по охране окружающей среды Антарктики (ст. 11).

Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г. разрабатывалось в рамках Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. КСДА, на котором обсуждался вопрос о сохранении альбатросов и буревестников в 2003 г. в связи с особо охраняемым районом N 153 "Восточная часть залива Даллманн", приняло Резолюцию N 4, призывавшую стороны Договора об Антарктике либо в кратчайшие сроки ратифицировать Соглашение 2001 г., либо присоединиться к нему и другим международно-правовым актам, охраняющим альбатросов и буревестников.

Соглашение распространяет свое действие на 19 видов альбатросов и семь видов буревестников Южного полушария. Его цель - восстановление благоприятного статуса сохранности этих видов. Соглашение учредило Консультативный комитет для предоставления экспертных консультаций и информации (ст. IX).

Арктика – это северные полярные области земного шара, охватывающие Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, окраину материков Северная Америка и Евразия в пределах полярного круга. Арктическими государствами являются Россия, Канада, Норвегия, Дания (Гренландия). США стали арктическим государством с 1867 г. (покупка у России

Аляски). Арктическими государствами считаются Швеция и Финляндия, обладающие небольшими территориальными участками, расположенными в пределах полярного круга, а также Исландия, граничащая с Северным полярным кругом. Арктические государства географически и исторически исходят из наличия у них особых интересов и преимуществ при использовании арктических пространств и определении их правового режима.

В международной практике и доктрине существует секторальная теория: каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе (треугольнике, основанием которого является арктическое побережье соответствующего государства, вершиной – Северный полюс, а сторонами – меридианы, проходящие от границ побережья к полюсу). Однако данная теория не имеет общепризнанного характера. Существует значительно более узкое толкование правомочий арктических стран: власть прибрежного государства может распространяться только на земли и острова, но не все арктические пространства, примыкающие к побережью.

Секторальная теория является официальной позицией Канады и России. Это связано с тем, что данные государства обладают наиболее протяженным арктическим побережьем, т.е. их арктические сектора имеют наибольшую площадь. Остальные арктические страны не придерживаются секторальной теории, поскольку их арктическое побережье (основание треугольника) неизмеримо меньше, чем у России или Канады.

В 1916 г. Правительство России направило другим государствам официальную ноту-депешу об установлении своих суверенных прав в Арктике – о включении в состав Российской империи полярных территорий, открытых русскими экспедициями. Ни одно государство не выразило своего несогласия с нотификацией России, т.е. мировое сообщество молчаливо признало правовой титул России на владение этими территориями и их включение в состав Российского государства. В 1924 г. Правительство СССР подтвердило ноту 1916 г.

В 1925 г. Правительство Канады приняло особый акт "Закон о северных территориях", установивший канадский арктический сектор. Российский арктический сектор был установлен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 "Об объявлении территорией

Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". В постановлении зафиксировано право СССР на все земли и острова, уже открытые и еще не открытые в пределах советского полярного сектора. Остальные арктические государства – США, Дания, Норвегия – не установили своих полярных секторов и не признают секторальную теорию в целом, но и не оспаривают установление канадского и российского секторов. Различная практика государств не позволяет говорить о наличии в международном праве обычной нормы о секторальном делении Арктики.

Процесс территориального размежевания в Арктике длился довольно долго. Этот процесс сопровождался серьезными территориальными разногласиями. В 1922 г. Норвегия создала на северо-востоке Гренландии (с 1916 г. оккупированной Данией) свою полярную станцию. В 1931 г. Норвегия провозгласила суверенитет над этой частью острова, обосновывая свое заявления тем, что Дания не осуществляет эффективной оккупации северо-востока Гренландии.

Спор между Норвегией и Данией по этому поводу рассматривался Постоянной палатой международного правосудия. В 1933 г. Палата вынесла решение о признании суверенитета Дании над всей Гренландией, поскольку на северные полярные территории не могут распространяться обычные требования об эффективной оккупации в качестве основы для признания суверенных прав над ними.

В 1920 г. состоялась Конференция по острову Шпицберген, итогом которой стало принятие Парижского договора о Шпицбергене, в котором участвуют более 40 государств Европы, Азии и Африки. Договор закрепил признание полного и абсолютного суверенитета Норвегии над этим островом. Для судов и граждан из государств – участников Договора установлены особые права в области рыболовства и охоты. Норвегия обязана не препятствовать осуществлению этих прав.

В 1950-е гг. Канада предъявила односторонние притязания на установление своего суверенитета над Северным полюсом. Международный Суд ООН постановил, что полюс может отойти к Канаде, если в течение 100 лет никто аргументированно не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ему. В 2002 г. свои претензии на Северный полюс предъявила Россия – на полюсе был установлен российский пограничный столб. В 2004 г. Дания официально заявила, что Гренландия связана с Северным полюсом подводным хребтом Ломоносова (почти 2 тыс. км), а потому Северный полюс принадлежит Дании. Появление территориальных притязаний связано с тем, что в недрах арктического шельфа сосредоточено до 113 млрд т углеродного топлива.

В морских районах Арктики действует правовой режим, установленный международным морским правом для различных морских пространств (территориальное море, ИЭЗ, континентальный шельф, открытое море) и национальным законодательством прибрежных государств. Полярные моря тесно связаны с побережьем соответствующих государств и практически не используются для международного судоходства. Особенность этих морей – институт национальных морских коммуникаций (Северо-западный проход в Канаде и Северный морской путь в России).

В 1990 г. Правительством СССР были установлены новые правила плавания судов по Северному морскому пути. С 1991 г. этот путь открыт для прохода иностранных судов в уведомительном порядке. Такое право предоставлено гражданским и торговым судам любой национальности на основе принципа недискриминации.

Судоходный морской путь Индерлея в 1951 г. был признан Международным Судом ООН внутренним морским путем Норвегии. Этот путь установлен по методу прямых исходных линий.

В 1986 г. Канада в одностороннем порядке определила правовой режим Северо-западного прохода. В 1988 г. между Канадой и США было заключено Соглашение, в соответствии с которым американским торговым и гражданским судам необходимо разрешение канадских властей для пользования этим морским путем. Разрешительная система не распространяется на военные корабли и подводные лодки США (обязательства Канады в связи с членством в НАТО).

Концепция ИЭЗ и континентального шельфа породила проблему делимитации морских полярных пространств, в частности, проблему арктических секторов в Баренцевом море. Россия предъявила претензии на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, где имеются огромные запасы нефти и газа. В 2001 г. Россия подала в Комиссию ООН по шельфу заявку на юридическое право на эти территории, но заявка была отклонена.

В 1977 г. Норвегия в одностороннем порядке установила исключительную экономическую зону вокруг Шпицбергена. Этот акт вызвал протесты со стороны СССР, Испании, Португалии и других государств. В 1978 г. удалось согласовать временное решение вопроса – установить "серую зону" (квоты для рыболовства и т.д.). Квота рыболовства действует в норвежской рыбоохранной зоне и устанавливается норвежскими властями с учетом прав и интересов других государств. Между Россией и Норвегией действует Временное соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом и регулирования рыболовства в смежном участке Баренцева моря 1978 г. В 2007 г. между Российской Федерацией и Норвегией было заключено Соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда, в 2010 г. – Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Правовой режим Арктики не урегулирован на универсальном уровне, поэтому международное сотрудничество основано на общих нормах Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (право прибрежных государств принимать меры по предотвращению загрязнения в ледовых районах; устанавливать правила, обязательные для иностранных судов).

В Арктике действуют отдельные многосторонние и двусторонние соглашения: Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., российско-канадский Протокол о научно- техническом сотрудничестве в Арктике 1984 г., российско- американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях 1990 г. В 1998 г. был принят Международный кодекс безопасности судов, осуществляющих плавание в полярных водах, – Полярный кодекс. Кодекс призван обеспечить безопасность судоходства и предотвращение загрязнения в полярных водах.

Для Арктики не выработано международно-правового механизма, аналогичного Вашингтонской нормативной системе об Антарктике. В 1990 г. был организован Международный арктический научный комитет (МАНК) – МНПО, призванная содействовать развитию сотрудничества в Арктике. В МАНК входят представители всех приарктических и северных государств.

В 1991 г. состоялась Первая межправительственная конференция по охране окружающей среды в Арктике (участвовали восемь северных государств). Па Конференции была принята Декларация об охране окружающей среды Арктики и стратегии экологической защиты региона. В 1993 г. был учрежден Совет Варенцева/Евроарктического региона (СБЕР) и принята Декларация всех арктических стран в области стратегии защиты окружающей среды. В 2008 г. между правительствами государств-членов СБЕР заключено Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации.

В 1996 г. создан Арктический совет. Его учредителями и членами являются: Дания/Гренландия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Наблюдатели: Ассоциация коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Эскимосская приполярная конференция и Совет Саамов. Основная цель Арктического совета – охрана окружающей среды Арктики и ее устойчивое развитие, организация и координация сотрудничества арктических стран по вопросам, касающимся проблем региона. Рабочие структуры Арктического совета: Секретариат и Совещание старших должностных лиц. Решения Арктического совета принимаются странами-членами на основе консенсуса.

В 2007 г. Финляндия, Норвегия, Швеция и Россия заключили Соглашение о создании Международного Баренцева секретариата в целях развития сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Правовой режим Арктики. Арктика - это северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (660 33’ с. ш.). На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия), Норвегия.

Особенность правового режима Арктики состоит в том, что ее морское пространство поделено на сектора каждый из которых образует форму треугольника, вершиной которого является северный полюс, а основанием - побережье одного из арктических государств. Эта особенность режима Арктики исходит из международно-правовой доктрины - “секторальной теории”, суть которой состоит в следующем. В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны, внесшие наибольший вклад в исследование освоение Арктики, традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, преимущественных прав при использовании части арктических пространств - сектора и определения правового режима своего сектора. Особенно активно в пользу секторального деления выступила в свое время Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлениях оставила свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В настоящее время сектора в Арктике имеют ряд приарктических государств. Это означает, что все острова и архипелаги, морские пространства в пределах каждого сектора принадлежат соответствующему приарктическому государству и входят в состав его государственной территории. Правовой режим морских пространств секторов определяется принципами и нормами международного морского права, которые в силу особых условий секторов могут быть несколько модернизированы. К таким особым условиям относятся постоянный ледяной покров арктических вод, отсутствие международного судоходства, большое значение своего собственного судоходства для других государств, а также большое экологическое и стратегическое значение этих районов для приарктических государств.

Положение российского сектора в Арктике определяется Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территории СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”. В нем говорится, что в пределах между меридианами 320 04’ 35” в. д. и 1680 49’ 30” з. д. СССР объявляет свое право на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые, за исключением восточных островов архипелага Шпицберген.

Научные экспедиции постоянно изучают районы российского сектора. В арктических водах секторов России создан Северный морской путь, который является национальным Внутренним Водным путем России. При министерстве морского флота РФ действует Администрация Северного морского пути, в компетенцию которой входит регулирование движением судов по этому пути, осуществление координации морских ледовых операций, установление правил судоходства, районов ледокольной проводки и т. д. Принимаются меры по предотвращению загрязнений морской среды и побережья.



В Арктике пока нет механизма, аналогичного Антарктике 1959 г., позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на постоянной основе вопросы международного сотрудничества. Важное значение для создания такого механизма имеет образование Международного Арктического научного комитета (МАНК) - международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 г. представителями пяти приарктических государств и еще трех северных стран (Финляндии, Швеции и Норвегии).

Правовой режим Антарктики. Антарктика - часть земного шара, обширный регион, расположенный до 60-й параллели южной широты от Южного полюса. Она включает в себя как собственно материк Антарктика, так и прилегающие к нему острова, архипелаги и морские пространства. Открытая российскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в ходе первой антарктической экспедиции 1818 - 1821 гг., Антарктика в силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий долгое время не представляла какого-либо интереса в плане ее хозяйственного использования и считалась ничейной землей.

Однако с начала ХХ в. ряд государств (Великобритания, Новая Зеландия, Франция, а позднее Австралия, Норвегия, Чили, Аргентина) стали выдвигать территориальные притязания на определенные части Антарктиды, что создавало предпосылки для возникновения споров и конфликтов и вело в конечном счете к ее разделу. Попытка сепаратного раздела, предпринятая в середине 50-х годов, натолкнулась на решительное противодействие других государств, в том числе и Советского Союза.

В поиске выхода из создавшейся ситуации заинтересованные страны собрались на Конференцию, которая состоялась в Вашингтоне. Здесь, 1 декабря 1959 г., был выработан и принят Договор об Антарктиде, заложивший основу международно-правового режима Антарктики. Данный Договор вступил в силу 23 июля 1961 г. На конец 1982 г. его участниками являлись 26 государств (первоначально - 13 государств).

Статья первая Договора устанавливает, что “Антарктика используется только в мирных целях”. Запрещается, в частности, любые мероприятия военного действия и характера такие как: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия, в том числе ядерного, а также удаление в районе Антарктики радиоактивных материалов. Договор не устанавливает исчерпывающего перечня мероприятий военного характера, но запрещает любые действия, наносящие вред мирному использованию Антарктики.

Антарктика остается единственной территорией (сухопутной и водной), которая не принадлежит какому-либо государству ни полностью, ни частично: Договор по существу не признал территориальных претензий государств, поскольку ни одна часть Антарктики не признана находящейся под суверенитетом какого-либо государства. Однако Договор не отрицает и существования территориальных претензий. По смыслу договора, статья четвертая не должна толковаться в ущерб позиции любой страны в отношении признания или непризнания ею права или претензий, или основы для претензий любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

Одним из важных принципов, установленных Договором, является принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Любая страна независимо от участия ее в Договоре вправе проводить исследовательские работы в Антарктике.

Согласно ст. VIII Договора наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал, находится под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются. Вопрос о юрисдикции над всеми другими лицами Договор не регулирует, но содержит положение о том, что он не наносит ущерба соответствующей позиции каждой стороны относительно этого вопроса. Иначе говоря, вопрос о юрисдикции над лицами, не упомянутыми в Договоре, решается каждой стороной в соответствии с ее точки зрения.

За соблюдением положений Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Положения о таком контроле содержатся в самом Договоре. Так, каждое государство - участник Договора равно является участником Консультативного совещания - международного механизма для координации деятельности стран по изучению Антарктики и имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики, включая станции, установки и сооружения в ее пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов и персонала, всегда открыта для инспекции.

В компетенции Консультативного совещания входят: обмен информацией, взаимные консультации, разработка и принятие рекомендаций правительствам стран, мер, содействующих реализации целей и принципов Договора. В компетенцию Совещания включены также меры, касающиеся Антарктиды, относительно:

1) использования ее в мирных целях;

2) содействия научным исследованиям;

3) содействия международному научному сотрудничеству;

4) содействия осуществлению прав инспекции;

5) осуществлению юрисдикции;

6) охраны и сохранению живых и минеральных ресурсов;

Принятые на Совещании решения и рекомендации вступают в силу по утверждению их всеми сторонами, подписавших Договор и присоединившимся к нему позднее. Представители государств-участников Договора имеют право участвовать в Совещании, созванном для рассмотрения принимаемых мер. Сроки и место созыва Консультативного Совещания определяют первоначальные участники настоящего Договора.

Резюмируя правовое положение Антарктиды Договор подчеркивает, что в интересах всего человечества Антарктида должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий.

Вывод:

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от Арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60о южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., согласно которого все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются», она может использоваться только в мирных целях и признана демилитаризованной территорией.

Заключение

Значение территории как материальной основы государства чрезвычайно велико. Не случайно на протяжении всей истории человечества велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов – неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ.

Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория является также пространственной сферой действия государственного суверенитета, сферой территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят: сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; земные недра; воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. К таким пространствам относятся: открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Пределы государственной территории определяются границей. Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Государственные границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, только мирным путем и по соглашению сторон.