Процессуальный порядок надзорного производства в уголовном процессе. Надзор в уголовном процессе


Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов граждан участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу , в интересах защиты прав осужденных.

Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном суде РФ, имеет важное значение для судей всех , поскольку в решении суда надзорной инстанции обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

В надзорном производстве, так же как и в (апелляционном) производстве, проверяется законность и обоснованность судебного решения.
Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.
Надзорная жалоба или представление должны содержать:

  • наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;
  • данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
  • указание на приговор или иное решение, которые обжалуются, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
  • доводы лица, подавшего жалобу или представление с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;
  • перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
  • подпись лица, подавшего жалобу или представление.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

  • копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
  • копии или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
  • в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорной жалобе или надзорном представлении.

Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п.п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд с целью обжалования и предыдущих судебных решений, и отказа судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к по месту его нахождения. В любом случае копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ).

Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем Верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением Президиума Верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

  • оставить надзорную жалобу (представление) без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному ;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • отменить определение суда

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.


То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:


Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:


Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.


Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр даёт прямо противоположный отрицательный результат.По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.

Важно понимать, что отмена обвинительного вердикта для осуждённого не даёт оснований полагать появление оправдательного вердикта при новом разбирательстве.

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Из этого числа контрольный орган:

  • отменил 7 приговоров и постановлений;
  • изменил 27 обвинительных приговоров.

Как видно из представленных цифр, процент обращений крайне низок. Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

Вывод можно сделать следующий: либо это третья ступень проверки и два предыдущих этапа – апелляционный и кассационный лишь в редких ситуациях не справляются с выявлением несоблюдения закона, либо в силу юридической неграмотности не все обращения доходят до адресата, даже при наличии веских оснований.

Как уже было сказано выше, жалоба или представление подаются непосредственно в суд надзорной инстанции.

Однако прежде чем состоится заседание суда надзорной инстанции, необходим ряд подготовительных действий, поскольку производство в надзорной инстанции осуществляется в несколько этапов (рис. 8):

  • 1) изучение надзорных жалобы или представления судьей Верховного Суда РФ и принятие решения о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ либо об отказе в этом;
  • 2) рассмотрение уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Поступившие в суд надзорной инстанции надзорные жалоба или представление подлежат передаче на рассмотрение судье Верховного Суда РФ, который изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, либо по материалам истребованного уголовного дела.

По результатам проверки и оценки доводов жалобы или представления, а также оценки доказательств, имеющихся в уголовном деле, судья принимает одно из следующих процессуальных решений:

  • 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора;
  • 2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 412.5 УПК).

Любое из этих процессуальных решений должно быть обосновано (ст. 412.7, 412.8 УПК).

Сроки принятия данных решений варьируют в зависимости от того, было ли истребовано уголовное дело для изучения и принятия решения или нет. В случае, если уголовное дело не было истребовано, надзорные жалобы или представления рассматриваются в Верховном Суде РФ в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано - в течение двух месяцев со дня поступления жалобы (ст. 412.6 УПК). При этом нужно иметь в виду, что в случае принятия решения о передаче жалобы на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ уголовное дело должно быть истребовано в обязательном порядке, поскольку оно передается на рассмотрение суда надзорной

Рис. 8.

инстанции вместе с надзорными жалобой или представлением (п. 2 ч. 2 ст. 412.5, ч. 2 ст. 412.8 УПК).

Решение судьи надзорного суда об отказе в удовлетворении жалобы или представления можно обжаловать Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе отменить такое решение и вынести постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня принятия предварительного решения (ч. 1 ст. 412.10 УПК).

О дате, времени и месте заседания суд извещает участвующих в деле лиц. При этом извещение участников процесса допускается в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется (п. 12.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1).

Указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с надзорной жалобой или надзорным представлением, а также с постановлением о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ .

Нарушение права на своевременное извещение о заседании суда надзорной инстанции признается судебной практикой обстоятельством, приводящим к отмене судебного решения по уголовному делу.

Так, например, сообщение о дате рассмотрения дела и постановление о возбуждении надзорного производства поступили в учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы 20 апреля 2009 г., а вручены осужденному 21 апреля 2009 г. Заседании суда прошло в тот же день (21 апреля 2009 г.), в связи с чем осужденный не смог подать никаких предложений или возражений, а также был лишен возможности заявить ходатайство о своем участии в судебном заседании. Таким образом, допущенные судом надзорной инстанции нарушения уголовно-процессуального закона повлекли лишение и ограничение гарантированных законом прав осужденного .

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось производство о применении принудительной меры медицинского характера , их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их законные представители и представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением. Участие прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции является обязательным.

Установлен запрет участия в судебном заседании судей, уже сформировавших свое мнение относительно обжалуемого уголовного дела. Так, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, член Президиума Верховного Суда РФ, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании, уже не могут участвовать в его рассмотрении судом надзорной инстанции (ч. 2 ст. 412.10 УПК).

Судебное заседание суда надзорной инстанции проходит в следующем порядке.

Председательствующий открывает судебное заседание и выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства. После разрешения отводов и ходатайств председательствующий судья предоставляет слово докладчику.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

В случае участия в судебном заседании лиц, указанных в ч. 1 ст. 412.1 УПК, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

Необходимо отметить, что по ходу судебного заседания секретарем ведется протокол по правилам, установленным ст. 259 УПК. Стороны имеют право ознакомиться с протоколом судебного заседания и принести на него замечания, которые рассматриваются в порядке, установленном ст. 260 УПК.

Решение по жалобе или представлению принимается коллегиально, большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными (ч.8 ст. 412.10 УПК).

  • К сожалению, законодатель четко не указал сроков извещения, не закреплена должным образом и обязанность суда на направление копий процессуальных документов заинтересованным лицам.
  • См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 9. С. 17.
  • Перечень участвующих в судебном заседании лиц приводится с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 20.11.2007 № 13-І1.

Надзор в уголовном процессе

Производство в порядке судебного надзора является самостоятельной и исключительной стадией уголовного судопроизводства.

Самостоятельный характер этой стадии обусловлен спецификой признаков, присущих всем (каждой) стадии уголовного процесса.

В частности, основной непосредственной задачей этой стадии является проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных решений в сфере уголовного судопроизводства. Стадии производства в порядке судебного надзора присущи специфические сроки, которые будут рассмотрены ниже. Среди субъектов уголовно-процессуальных отношений появляются такие участники процесса, как заявители, должностные лица, обладающие правом принесения надзорных протестов, суд, рассматривающий дело в порядке надзора. Между соответствующими участниками судопроизводства возникают специфические уголовно-процессуальные отношения. Эти правоотношения влекут за собой принятие присущих только этой стадии решений, оформляемых в виде документов об отказе в истребовании уголовного дела, об отказе в принесении надзорного протеста и т. д.

Исключительность стадии судебного надзора проявляется в совокупности признаков, среди которых необходимо выделить следующие. Во-первых, к предмету этой стадии относится проверка законности и обоснованности судебных решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Вступление судебных решений в законную силу означает, что они приобрели силу закона в отношении указанных в них лиц и установленных фактических обстоятельств. Эти судебные решения отличаются от закона тем, что последний распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, вступающих в указанные в нем правоотношения, а законная сила судебного решения распространяет свое действие лишь на установленные этим решением фактические обстоятельства и лиц, в нем указанных.

Во-вторых, в порядке судебного надзора проверяется законность и обоснованность не только приговоров суда первой инстанции, но и судебных решений последующих вышестоящих инстанций, в том числе суда надзорной инстанции.

В-третьих, рассмотрение дела в порядке судебного надзора допускается только при наличии протеста специально уполномоченного законом должностного лица судебного органа или органа прокуратуры.

В-четвертых, подача жалобы, заявления, ходатайства и т. п. не влечет за собой «автоматического» пересмотра дела в порядке судебного надзора. Такой пересмотр по закону допускается лишь при наличии специального решения (надзорного протеста), принимаемого по усмотрению надлежащего должностного лица, указанного в законе.

В-пятых, для подачи протестов с целью улучшения положения осужденного законом не предусмотрены какие-либо сроки, ибо незаконный и необоснованный приговор должен быть исправлен. Такой приговор подлежит отмене или изменению во всех случаях независимо от срока (момента) его постановления.

Производство в порядке судебного надзора - исключительная и самостоятельная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли суда надзорной инстанции по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для отмены или изменения судебных решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Задачами настоящей стадии являются:

    обнаружение ошибок, допущенных нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении уголовных дел;

    принятие предусмотренных законом мер по устранению выявленных ошибок путем отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов.

Значение стадии производства в порядке судебного надзора определяется ее задачами и содержанием и заключается в следующем:

    она является важной гарантией против исполнения незаконных, необоснованных и несправедливых судебных решений, вступивших в законную силу. Вместе с тем эта стадия служит гарантией прав и законных интересов не только осужденного или оправданного, но и других участников процесса: потерпевшего, гражданского истца и других лиц;

    рассматриваемая стадия, будучи одной из форм судебного контроля за деятельностью нижестоящих судов, формирует единообразное применение ими норм различных отраслей законодательства на всей территории России;

    эта стадия, формируя единую судебную политику в сфере уголовного и уголовно-процессуального права, способствует повышению качества досудебной подготовки материалов и тем самым укреплению законности в деятельности органов дознания, следователей и прокуроров;

    стадия судебного надзора обеспечивает реализацию воспитательно-предупредительного воздействия награждай, содействует укреплению правопорядка в государстве, воспитанию законопослушных граждан.

Исключительный характер стадии судебного надзора не отрицает наличия у нее характерных черт, присущих стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу.

Эти две стадии объединяют многие правила и институты. Для этих стадий характерны единые:

    цели и задачи (ст. 332, 376 УПК);

    социально-правовое значение;

    ревизионный характер проверки законности и обоснованности судебных решений нижестоящих судов (ст. 332,380 УПК);

    предмет судебного контроля - законность и обоснованность судебных решений (ст. 332,379 УПК);

    правила предоставления в суд дополнительных материалов;*

    институт запрета поворота к худшему (ст. 340,341, 380 УПК);

    правила обязательности указаний судов, рассматривающих дело в порядке кассации или судебного надзора, нижестоящим судам и органам расследования (ст. 352, 380 УПК);

    пределы дачи указаний нижестоящим судам (ст. 352,380 УПК);

    основания к отмене или изменению судебных решений (ст. 342-347, 379 УПК).

Сущность и содержание перечисленных институтов и правил были изложены в предыдущей лекции.

В то же время в силу исключительности стадия судебного надзора существенно отличается от стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу.

Их различие заключается:

    в характере и круге пересматриваемых судебных решений;

    в участниках процесса, возбуждающих апелляционное, кассационное производства, с одной стороны, и надзорное производство - с другой;

    в судах, пересматривающих уголовные дела;

    в сроках возбуждения производства и пересмотра уголовных дел;

    в полномочиях судов, осуществляющих проверку законности и обоснованности судебных решений;

    в структуре и процессуальном порядке пересмотра судебных решений.

Вступившие в законную силу судебные решения обязательны для всех государственных органов, учреждений, предприятий, должностных лиц, общественных организаций и граждан и подлежат точному и неуклонному исполнению. Однако судебные решения не могут сохранять законную силу, если при их вынесении допущена судебная ошибка, не устраненная судом кассационной инстанции. В случае сомнений в правосудности вступивших в законную силу судебных решений их законность и обоснованность проверяются вышестоящим судом в порядке судебного надзора. Надзорное производство - это исключительная стадия уголовного процесса, заключающаяся в деятельности по проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений. Исключительность этой стадии в том, что устранение нарушений закона при рассмотрении уголовного дела осуществляется в особом порядке лишь после вступления судебного решения в законную силу, только после изучения жалобы или представления, уголовного дела и вынесения судьей надзорной инстанции постановления о возбуждении надзорного судопроизводства. Социальное значение производства в порядке судебного надзора состоит в том, что здесь реализуются контрольные функции вышестоящих судов по отношению к нижестоящим и органам расследования; осуществляется руководство деятельностью нижестоящих судов; устраняются судебные ошибки; обеспечивается единообразное применение законов всеми судами на территории России; защищаются права и законные интересы участников уголовного процесса. Производство в порядке судебного надзора и кассационное производство являются контрольными стадиями. Поэтому они имеют много общих черт. У надзорного и кассационного производства единые цели, состоящие в проверке законности и обоснованности судебных решений; в них применяются общие ревизионные начала рассмотрения уголовных дел; одинаково допускается представление в судебное заседание дополнительных материалов; действует запрет поворота обвинения к худшему. Указания и кассационной, и надзорной инстанций обязательны для исполнения нижестоящими судами и органами расследования; наконец, едины основания для отмены или изменения судебных решений, они предусмотрены в ст. 379, 409 УПК РФ. В то же время производство в порядке судебного надзора и кассационное производство - не тождественные процессуальные институты, а самостоятельные стадии уголовного судопроизводства. Поэтому между ними существуют различия. В кассационном производстве проверяются судебные решения, не вступившие в законную силу, а в надзорном - вступившие в законную силу. В порядке кассации судебные решения подвергаются проверке только один раз, а в порядке судебного надзора при соблюдении принципа инстанционности они могут рассматриваться неоднократно. Уголовные дела рассматриваются в порядке кассации и судебного надзора различными судебными подразделениями. Перечень судов, рассматривающих дело в порядке надзора, и их компетенция изложены в ст. 403 УПК РФ. В кассационном производстве жалобы участников судебного разбирательства автоматически влекут за собой рассмотрение уголовного дела в этой инстанции. После вступления приговоров в законную силу жалобы лиц или представление прокурора являются лишь поводом к истребованию дела и его проверке в порядке надзора. Однако формальным основанием для рассмотрения дела может быть только постановление судьи надзорной инстанции о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом. Надзорными инстанциями являются: Президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, Президиум окружного (флотского) военного суда, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ. Существует следующий порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления. Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления. После изучения надзорных жалоб или представлений судья выносит одно из следующих постановлений: об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления; о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано. Председатель Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.

В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного производства (ст. 406 УПК РФ). Далее суд надзорной инстанции начинает рассмотрение уголовного дела. Уголовное дело вместе с надзорными жалобами и представлением, а также приложенными к ним материалами рассматривается судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации - не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения (ст. 407 УПК РФ). О дате, времени и месте заседания суд извещает осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, его представителя и прокурора. В судебном заседании принимают участие вышеназванные лица, а также иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением. Дело докладывается членом президиума Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиума Верховного Суда Российской Федерации или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиум Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации - определение. Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными (ст. 407 УПК РФ). Решения суда надзорной инстанции перечислены в статье 408 УПК РФ. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные ре-шения без изменения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 части первой статьи 408 УПК РФ суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения. Кроме того, определение и постановление суда надзорной инстанции должны соответствовать требованиям ст. 388 УПК РФ, т.е. содержать обоснования принятого решения путем указания на те нарушения, которые в силу закона являются основаниями отмены или изменения приговора и последующих судебных решений. Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление - председательствующим в заседании президиума. Решение суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 406 УПК РФ.

Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.

Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.

Как самостоятельная стадия уголовного процесса надзорное производство может быть условно подразделено на два взаимосвязанных между собой этапа, каждый из которых включает в себя несколько частей. Первый этап – возбуждение надзорного производства – представляет собой три относительно самостоятельные части:

1) рассмотрение надзорной жалобы уполномоченными на то должностными лицами суда или прокуратуры;

2) истребование в необходимых случаях уголовного дела и его изучение;

3) принятие процессуального решения о принесении надзорного протеста или об отказе в удовлетворении жалобы.

Второй этап – рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции – включает в себя:

а) подготовительную часть судебного заседания;

б) доклад дела судьей;

в) объяснения явившихся лиц;

г) заключение прокурора или поддержание им протеста;

д) принятие и оглашение решения.

При проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу, используются методы и принципы, свойственные также кассационному производству, - ревизионное начало и недопустимость поворота к худшему. Согласно ст. 414 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных.


Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим отбывания наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе применить закон о более тяжком преступлении, а также усилить наказание, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 3 ст. 396 УПК.

Признав неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, равно как и назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением требований статей 387 и 388 УПК отменить приговор или определение и направить дело на новое судебное рассмотрение соответственно в суд первой или кассационной инстанции.

Если неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному были допущены при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение.

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько обвиняемых, суд не имеет права отменить приговор, определение, постановление в части тех осужденных или оправданных, в отношении которых протест не приносится, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение.

Необходимо также обратить внимание на общность задач надзорного и кассационного производств, а также оснований к отмене или изменению проверяемых на соответствующих стадиях судебных решений.

В рамках надзорного производства проверяются решения, вступившие в законную силу и потому обладающие свойством обязательности для всех физических и юридических лиц. В данной связи рассматриваемое производство отличается от кассационной проверки рядом общих условий его осуществления.

Жалоба, принесенная на приговор или иное судебное решение заинтересованным лицом, не влечет за собой направление дела в надзорную инстанцию. Пересмотр судебных решений в порядке надзора проводится только по протесту уполномоченного на то законом прокурора, председателя суда или их заместителей. Тем самым обеспечивается стабильность судебных решений.

В порядке судебного надзора может быть проверен более широкий круг судебных решений, в том числе: решения, не подлежащие кассационному обжалованию или опротестованию; определения кассационной инстанции; постановления (определения) нижестоящих надзорных инстанций.

Начало надзорного производства и пересмотр судебного решения не ограничены какими-либо сроками, если в протесте ставится вопрос о необоснованности осуждения лица или о смягчении ему наказания. Однако пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения, постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.

В надзорном производстве, как и в кассационном, проверка законности и обоснованности судебного решения ведется по материалам уголовного дела и дополнительным материалам, представленным вместе с протестом (представление дополнительных материалов в надзорном производстве не предусмотрено УПК, но допускается судебной практикой). В то же время, если в кассационной инстанции могут быть исследованы любые новые материалы, то в надзорной – только те, что относятся к обстоятельствам, которые были предметом исследования в суде и не свидетельствуют о наличии вновь открывшихся обстоятельств. Так, во внимание не могут быть приняты данные о совершении осужденным иных преступлений, которые не были раскрыты к моменту приговора, или материалы, указывающие на заведомую ложность показаний свидетеля. Подобные материалы могут быть изучены на стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене приговора (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 5.04.1985 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам»).

Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции отличается от процедуры, установленной для кассационного производства. В первую очередь это касается ограничения таких начал, как гласность и состязательность.

В кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). При этом должен соблюдаться принцип инстанционности, т. е. дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и заканчивая Президиумом Верховного Суда.

Надзорное производство служит гарантией защиты прав и законных интересов личности, а также реализации целей правосудия по уголовным делам. Восстановление справедливости по конкретным делам – всего лишь одна из сторон деятельности судов надзорной инстанции. Другая, не менее важная сторона – формирование судебной практики, направление ее по пути правильного и единообразного применения законодательства.