Структурно функциональная схема управления охраной труда. Управление охраной труда в организации


Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Управление охраной труда на предприятии является составной частью его общей системы управления. На предприятиях, имеющих автоматизированные системы управления производством, управление охраной труда входит в них в качестве одной из основных подсистем.
В подготовке и реализации управленческих решений по охране труда участвуют практически все службы и подразделения предприятия, деятельность которых в этой области определена соответствующими положениями о Системе управления охраной труда (СУОТ).
Структура СУОТ на предприятии представлена ниже и включает следующие основные элементы.

Орган управления СУОТ. Его возглавляет директор (главный инженер), осуществляющий общее руководство работой по охране труда на предприятии с помощью управленческих решений (приказов, распоряжений, планов организационно-технических мероприятий и т. п.), методов управления и воздействия, обеспечивающих целенаправленную деятельность структурных подразделений и служб в области охраны труда.

В цехах (участках, службах) функции органа управлении выполняют руководители подразделений, организующие и систематически проводящие работу по охране труда в возглавляемых звеньях. Все они в своей деятельности руководствуются законодательной (нормативно-правовой) документацией и текущей информацией о состоянии охраны труда. Работа проводится на основе анализа текущей информации, исходя из которого обосновываются и оперативно разрабатываются управленческие решения, направленные на приведение фактических показателей условий труда в соответствие с нормативными.
Организационно-методический орган. Он возглавляется отделом охраны труда (техники безопасности), который наряду с организационно-методическим руководством работой по управлению охраной труда подготавливает управленческие решения для органа управления СУОТ, контролирует их реализацию. Эта работа отделом проводится совместно с комиссией охраны труда профкома и медико-санитарной частью предприятия исходя из систематического анализа текущей информации о состоянии охраны труда и функционирования СУОТ,
Информационный орган. Его функции должен выполнять ИВЦ предприятия. Он собирает, обобщает, обрабатывает, анализирует и выдает информацию, дифференцированную применительно к структуре СУОТ предприятия. Информация содержит сведения о состоянии условий труда в цехах, на участках и рабочих местах, на предприятии в целом; эффективности СУОТ и отдельных методов управления; динамике травматизма и заболеваемости, их причинах; об изменениях нормативной базы по безопасности труда применительно к конкретным условиям предприятия и др.
Объект управления в СУОТ. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах и на предприятии в целом.

Организация безопасного труда на производстве возложена на административно-технический персонал предприятия. Администрация предприятия обязана правильно организовать труд рабочих и служащих, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. Директор, главный инженер, главный механик, главный энергетик, начальники цехов и мастера — каждый на своем участке должен обеспечивать безопасные условия труда. Правильная организация работы по охране труда имеет первостепенное значение для повышения производительности труда, ликвидации причин несчастных случаев и аварий, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Основными задачами административно-технического персонала предприятий по охране труда являются также обеспечение безопасного и санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам техники безопасности и производственной санитарии; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.

Примерная схема организации работы по охране труда на предприятии приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема организации работы по охране труда на предприятии

Обязанности администрации в области охраны труда определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, в правилах внутреннего трудового распорядка, в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, в отраслевых и межотраслевых правилах техники безопасности и производственной санитарии, а также в коллективных договорах и соглашениях по охране труда.

Для создания на производстве здоровых и безопасных условий труда администрация обязана:

разрабатывать и осуществлять текущие и перспективные планы по улучшению и оздоровлению условий труда с учетом новейших достижений науки и техники в этой области;

систематически проверять выполнение разработанных мероприятий, а также распоряжений органов надзора по охране труда;

проводить оперативный контроль за состоянием охраны труда, осуществлять действенный повседневный надзор за соблюдением работающими требований инструкций по охране труда, а также организовывать надзор за безопасной эксплуатацией оборудования и механизмов с повышенной опасностью;

проводить инструктажи по технике безопасности, обучение работающих безопасным методам работы;

пропагандировать технику безопасности, обеспечивать работающих инструкциями и памятками по технике безопасности, соответствующими их профессии, а производственные участки — плакатами, предупредительными надписями и др.;

обучать и аттестовывать инженерно-технических и руководящих работников, проверять знание ими правил техники безопасности и законодательства о труде;

тщательно расследовать каждый случай производственного травматизма и аварий, анализировать причины вызвавшие их, принимать меры по устранению этих причин; привлекать к ответственности лиц, виновных за несчастные случаи; вести в установленном порядке учет производственного травматизма, своевременно давать отчеты о травматизме и использовании денежных средств, предназначенных для мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии;

обеспечивать работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты по действующим отраслевым нормам, следить за правильным хранением ремонтом, химчисткой и стиркой спецодежды;

издавать приказы и распоряжения по вопросам охраны труда (по предписаниям инспекций государственного надзора, технического инспектора труда профсоюза и замечаниям общественных инспекторов по охране труда по результатам расследования аварий и несчастных случаев); о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц за нарушения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии; и поощрении лиц работающих без травм и аварий; о проведении текущих испытаний сосудов, работающих под давлением, и т. д.

Администрация предприятия обязана также внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Она несет ответственность за то, чтобы производственные здания, сооружения, оборудование, технологические процессы полностью отвечали требованиям охраны труда. Эти требования включают, в частности, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений и т. д.

Организация работы по охране труда на предприятиях определяется специальными положениями, которые утверждаются министерствами, ведомствами и согласовываются с соответствующими профсоюзными органами. Для повышения ответственности всех инженерно-технических работников и должностных лиц за организацию безопасного труда, а также точного определения круга обязанностей каждого из них по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах должны вывешиваться соответствующие Положения об организации работы по охране труда, об обязанностях и ответственности должностных лиц за состояние охраны труда.

Соблюдение правил и норм охраны труда обязательно как для администрации предприятий, так и для рабочих и служащих. Такие правила (единые для всех отраслей народного хозяйства) утверждаются Советом Министров СССР по согласованию с ВЦСПС.

В единых правилах и нормах определены требования охраны труда, которые должны соблюдаться на всех предприятиях любой отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые правила и нормы охраны труда регламентируют безопасность труда для каких-либо определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в различных отраслях народного хозяйства. Примером межотраслевых правил могут служить Правила техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах, Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и т. п.

Отраслевые правила и нормы охраны труда утверждаются министерствами по согласованию с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов и составляются с учетом специфики производства в этих отраслях.

В соответствии с едиными, межотраслевыми и отраслевыми правилами министерства по согласованию с ЦК профсоюза разрабатывают и утверждают типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий. На основе этих типовых инструкций администрация предприятия разрабатывает и совместно с профсоюзным комитетом предприятия утверждает местные инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях.

Вопросы организации охраны труда на предприятии являются очень важными для реализации трудового законодательства непосредственно на рабочих местах. От того, насколько правильно организована эта служба, будет зависеть её эффективное функционирование.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако не так уж просто бывает работодателям разобраться во всех тонкостях законодательства в области ОТ и организовать её на своём предприятии. О том, что же эта служба собой представляет, какова её структура, и как её создать с нуля, поговорим далее.

Понятие

Более общее представление о том, как нужно вводить в действие службу ОТ, представлено также в Трудовом Кодексе РФ.

В частности, десятый раздел под названием «Охрана труда» содержит главу 35, которая называется «Организация охраны труда». В статье 217 обозначены обязанности каждого руководителя организации, численность личного состава которой более 50 человек, иметь в своём штате отдел, бюро или одного инженера (специалиста) по ОТ.

Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, будет зависеть от численности работников предприятия, специфики производства и наличия или отсутствия вредных факторов и профессиональных рисков.

Государственное регулирование

Сфера охраны труда граждан является одной из самых важных в трудовых взаимоотношениях, поэтому государство её чётко регулирует с помощью своих органов власти.

Иерархию государственного регулирования можно представить таким рисунком:

Государственное регулирование охраной труда находится в ведении Правительства страны. А оно, между тем, поручает федеральным органам исполнительной власти осуществление контроля в отдельных её сегментах.

Например:

  • Министерство здравоохранения и социального развития вырабатывает государственную политику и выпускает нормативно-правовые акты;
  • Федеральная инспекция труда функционирует как орган государственного контроля и надзора и расследует происшествия;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека предпринимает санитарно-гигиенические мероприятия.

А также можно выделить Государственную противопожарную службу, которая входит в состав МЧС. Она инспектирует противопожарную безопасность, которая должна присутствовать на любом предприятия независимо от количества персонала и наличия профессиональных рисков.

Общественный контроль

Наряду с государственным контролем деятельности служб ОТ существует ещё и общественный контроль.

Как гласит Трудовой Кодекс РФ, этот контроль могут осуществлять:

  • профсоюзы;

Профкомы для осуществления функций контроля могут создавать специальные инспекции труда технического или правового характера.

В права профкомов входит проведение независимых экспертиз условий труда, принятие участия в расследовании несчастных случаев и защита прав и интересов своих членов в вопросах возмещения вреда их здоровью.

Уполномоченные лица избираются на общих собраниях коллектива организации на срок не менее двух лет.

Обычно необходимость их назначения возникает, если у работников нет профсоюзной организации.

Избранного уполномоченного работодатель обязан обучить за счёт собственных средств и предоставить ему определённое время в течение рабочей смены для осуществления своей деятельности.

Кроме контроля над охраной труда, уполномоченные могут представлять интересы рабочих при рассмотрении трудовых споров и давать консультации по вопросам защиты их прав.

Комитет по ОТ является совещательным органом общественного контроля и состоит из представителей работников и представителей работодателя.

Все его члены проходят обучение в области ОТ по расширенной программе за счёт средств работодателя.

Одной из главных миссий комитета является разработка плана совместных мероприятий работодателя и профкома по обеспечению требований ОТ и предупреждению производственного травматизма.

Организация охраны труда на предприятии

Выбор политики организации в области ОТ

Прежде всего, на предприятии необходимо разработать политику в области ОТ.

Она представляет собой локальный нормативный акт, излагающий главные принципы и цели организации в области ОТ:

  • обеспечение безопасности работы и охраны здоровья её исполнителей;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативных актов по ОТ и ;
  • привлечение работников и их представителей к активному участию в системе управления ОТ.

К выбранной политике организации в области ОТ предъявляют ряд требований:

  • Она должна соответствовать численности предприятия, специфике производства и масштабам риска.
  • Она должна быть лаконичной, с чёткими формулировками, излагаться понятным языком, иметь дату создания, подписываться работодателем.
  • Быть в свободном доступе для каждого сотрудника.

Политика должна обновляться в случае изменения условий труда.

Стоит упомянуть также, что у работодателя есть возможность применить , то есть воспользоваться услугами сторонних фирм данной специализации.

Структура

В структуре организации лучше всего выделять службу ОТ в отдельное подразделение.

Число работников этого подразделения напрямую будет зависеть от количества сотрудников всего предприятия, а именно:

  • Если их менее 50 человек – допускается возложение обязанностей на одного из работников административного звена.
  • Больше 50 человек – необходимо выделить освобождённую единицу для инженера по ОТ.
  • От 50 до 700 человек, не занятых на тяжёлых и вредных работах – один специалист ОТ.
  • Больше 700 человек – организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек).

Органы управления

Органы управления ОТ на предприятии могут быть представлены соответствующей схемой:

Таким образом, видим следующее:

  • Главная функция управления системой ОТ находится в компетенции руководителя. С помощью приказов, распоряжений, планов мероприятий он реализует свои управленческие решения.
  • Организационно-методический орган - это отдел ОТ. Он разрабатывает проекты управленческих решений, контролирует их исполнение, а также взаимодействует с комитетом ОТ, профсоюзом и медсанчастью.
  • Информационный орган это ИВЦ (информационно-вычислительный центр) . Он накапливает, обрабатывает, анализирует и ведёт учёт информации о существующих условиях труда, эффективности работы службы и динамике травматизма и несчастных случаев.
  • Объект управления – это работа всех служб и отделов организации по внедрению безопасных условий труда на местах, в цехах, на предприятии.

Документы

Необходимой документацией по ОТ на предприятии являются:

  • в организации;
  • перечень вредных факторов, производственных рисков и опасностей в работе;
  • инструкции по ОТ рабочих мест или должностей;
  • разных , несчастных случаев, выдачи СИЗ.

Документация по ОТ должна быть:

  • доступна для любого сотрудника;
  • изложена в понятной форме;
  • актуальной, то есть обновляться в случае необходимости.

Оформляться эти документы должны в соответствии с правилами делопроизводства и храниться в течение установленных сроков.

Обучение

В соответствии с Постановлением Министерства труда и Министерства образования России № 1/29 от 13.01.2003 г. все работники службы ОТ, руководитель и члены комиссий должны проходить обучение в аккредитованных учебных учреждениях, проверку знаний требований ОТ и периодическое повышение квалификации.

Все остальные сотрудники тоже должны обучаться требованиям ОТ, но уже в самой организации по специально разработанным программам инструктажей с последующей и аттестацией.

Особенности создания с нуля

Начинать создание службы ОТ следует с составления плана необходимых мероприятий, который должен включать в себя:

  • Выборку действующих нормативных актов, правил, стандартов, отраслевых требований и программ по ОТ в аналогичных производствах.
  • Составление перечня вредных факторов, производственных рисков, опасностей рабочей среды.
  • Разработать меры защиты, составить список необходимых СИЗ, определить безопасные приёмы работы.
  • Для мониторинга состояния здоровья сотрудников направить на медосмотр.

После этого можно приступать к разработке и утверждению внутренних актов предприятия и созданию службы.

Контроль

Ответственные лица

Как правило, на предприятии осуществляется за соблюдением требований ОТ административно-общественного характера.

Его ответственные лица на каждой ступени:

  • 1 ступень: начальник структурного подразделения ежедневно осуществляет контроль на рабочих местах;
  • 2 ступень: члены комиссия по ОТ осуществляют еженедельный мониторинг на участках производства, закреплённых за ними;
  • 3 ступень: руководитель предприятия во главе комиссии по ОТ на ежемесячных заседаниях заслушивает доклады, получает данные мониторинга, на основании которых принимает соответствующие решения.

Ответственность за невыполнение установленных требований

В Трудовом Кодексе установлены следующие виды ответственности за нарушение требований ОТ:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Таким образом, система управления охраной труда, структура и численность её службы будет напрямую зависеть от численности штата предприятия и масштабов производственного риска.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Система государственного управления охраной труда

Под-сис-темы

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Государственная межотраслевая

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

  • · осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • · разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;
  • · представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • · разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;
  • · разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • · организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;
  • · работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • · аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;
  • · разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
  • · разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • · представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • · организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача - координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Функциональная

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасностиы

Отраслевая

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

  • · участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • · разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда; участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • · определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • · участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

Отраслевая

  • · организация на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучения и проверки знаний требований охраны труда и техники безопасности работников, в т. ч. руководителей;
  • · изучение состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ежегодное информирование Министерства труда РФ о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
  • · определение тематики исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разработка пакета заказов по данной тематике для отраслевых научно- исследовательских организаций
  • · участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организация работы отраслевых комиссий по охране труда;
  • · обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12.

Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

Холдинг «Теплоком» объединяет в себе организации (бизнес-единицы) различных направлений в сфере энергосбережения. Среди них производственные компании ЗАО «НПФ Теплоком», ЗАО «Промприбор», ЗАО «Интегратор энергетического комплекса», а также Управляющая компания, Торговый дом «Теплоком» и другие. Главным приоритетом компания считает ценность каждого сотрудника, а особенно сохранение его здоровья, жизни и поддержание высокой работоспособности. Поэтому в холдинге большое внимание уделяют охране труда работников.

Для выполнения данной задачи холдинг «Теплоком» обеспечил безопасные условия труда, которые совершенствуются с каждым годом.
Каждый сотрудник вовлечен в систему управления охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности (далее – ОТППБЭ), знает свои профессиональные риски, методы управления ими для того, чтобы предотвратить потенциальную возможность возникновения несчастных случаев на производстве, инцидентов и происшествий на предприятиях, понимает ответственность за свои действия и решения.

Построение системы управления охраной труда в холдинге начиналось практически с нуля в июле 2010 года. Генеральный директор (тогда он был исполнительным директором) Липатов А.А. поставил задачу поднять уровень охраны труда в организации до европейского. Для этого она должна соответствовать не только российскому законодательству, но и международным стандартам.

В Российской Федерации уже действовал межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. Он представлял собой предписание по внедрению на предприятиях добровольных мероприятий по охране труда. Их целью являлось обеспечение безопасности условий труда. Данный документ был разработан на базе технического руководства Международной Организации Труда (МОТ) ILO/OSH 2001 и соответствовал международному стандарту OHSAS 18001 «Система менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья».

Этот стандарт лег в основу системы управления охраной труда. Нормативы, закрепленные в нем, предусматривают переход от реактивных действий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний к проактивным. По данной системе было сертифицировано четыре компании холдинга.

С 1 января 2013 г. вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р 54934-2012, полностью идентичный международному стандарту OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».

Действующую сейчас в холдинге систему управления охраной труда можно представить в виде схемы:

Схема. Система управления охраной труда

Направления, по которым ведется совершенствование системы

Система управления охраной труда тесно связана с такими направлениями, как промышленная и пожарная безопасности, охрана окружающей среды, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, потому что периодически возникают технические инциденты, чрезвычайные ситуации, а они могут повлиять на безопасность, здоровье и жизнь сотрудников.

Управление по охране труда и промышленной безопасности (далее – УОТПБ) является организатором и координатором работ для компаний холдинга по этим направлениями и проводит свою деятельность в соответствии с утвержденной политикой холдинга.

Политика холдинга «Теплоком» в области качества, экологии, профессионального здоровья, безопасности и энергоменеджмента:

Контроль состояния здоровья сотрудников

Ежегодно проводят анализ динамики состояния здоровья сотрудников по результатам обязательных предварительных и периодических медосмотров, предрейсовых медосмотров водителей автотранспорта. Также регулярно опрашивают сотрудников с целью оценки качества медосмотров и выбора медицинских учреждений.

Компании холдинга оснащены комнатами здоровья с современными тренажерами для разминки, отдыха и психологической разгрузки сотрудников в течение трудовой смены.

Пример: Правила посещения комнат здоровья.


скачать образец

Идентификация опасностей, оценка профессионального риска и управление рисками

В компаниях холдинга внедрена и постоянно поддерживается процедура идентификации опасностей, оценки рисков и выбора необходимых способов контроля.

Для того чтобы предупредить наступление инцидента, чрезвычайной ситуации, несчастного случая, необходимо вначале идентифицировать все опасности профессий, рабочих мест, подразделений. Затем оценить риски и научить сотрудников управлять этими рисками. Именно в этом и заключается проактивность действий.

Было рассмотрено множество различных методик по оценке рисков. Помощь в этом направлении оказывали некоторые российские компании. В итоге представители холдинга совместно с НИИ охраны труда г. Екатеринбурга разработали и внедрили совместную методику.

Ее ежегодно совершенствуют и упрощают для того, чтобы сотруднику было понятно, что такое профессиональный риск, как он может повлиять на его безопасность и как им можно управлять. По каждому направлению, по каждому рабочему месту созданы реестры профессиональных рисков, разработаны Памятки по действиям в аварийных, чрезвычайных ситуациях. Оценка рисков происходит регулярно, в ней участвуют сами сотрудники и их руководители. Поэтому все рабочие знают, что им нужно делать в той или иной ситуации, как себя обезопасить от каких-либо рисков.

Образец Памятки № 1:


Скачать образец

Образец Памятки № 2:


скачать образец

Образец Памятки № 3


скачать образец

Система обучения

В холдинге ведется непрерывный процесс обучения сотрудников: это инструктажи (вводные, внеплановые, целевые, периодические), обучение общим вопросам охраны труда, пожарной и электробезопасности, обучение по процессам и процедурам системы управления охраной труда.

Внешнее обучение проходят все руководители, специалисты и ответственные лица по обеспечению охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности в специализированных организациях с получением соответствующих удостоверений, протоколов об обучении.

Кроме того, руководители производственных подразделений ежеквартально (офисных – один раз в полгода) проходят онлайн-тестирование на знание нормативных правовых актов и процессов по ОТППБЭ в рамках проводимых Дней охраны труда.
На корпоративном портале размещена отдельная рубрика по самоподготовке, где можно найти все действующие нормативно-правовые акты (НПА) по ОТППБЭ, утвержденные регламенты процессов.

Рядовые сотрудники всех подразделений проходят обучение один раз в год по разработанным для каждой профессии программам. Занятия проводят по группам профессий: например, станочники, монтажники, офисные сотрудники. Сейчас в холдинге начинается подготовка к ежегодному обучению (проводится в конце года) и проверке знаний для Управляющей компании холдинга «Теплоком». Сотрудникам, успешно прошедшим обучение и проверку знаний, выдают удостоверения по форме, установленной законодательством Российской Федерации, оформляются протоколы.

Отдельно необходимо отметить, что генеральный директор холдинга Андрей Алексеевич Липатов приветствует и постоянно мотивирует всех сотрудников к обучению, повышению квалификации, приобретению новых знаний.

Сотрудники Управления по ОТ и ПБ регулярно посещают семинары, тренинги, участвуют в вебинарах, конференциях, в том числе и международных по направлениям работы, общим дисциплинам (например, «финансы для нефинансовых менеджеров», «энергетический менеджмент», «управление компанией по методологии Адизеса», «проектное управление» и т. п.). Все сотрудники Управления имеют сертификаты внутренних аудиторов СУОТ (система управления охраной труда), СЭМ (система экологического менеджмента).

Информирование

Много внимания уделяют информированию сотрудников по законодательству России, нормативным правовым актам, зарубежному опыту, агитации и пропаганде в области ОТППБЭ, гигиены и безопасности.

Для этого регулярно размещают информацию на корпоративном портале, делают персональные электронные рассылки презентаций по вновь вводимым регламентам процессов, изменениям в документации, законодательстве РФ и т. п.
Руководство холдинга получает информацию по результатам внутренних аудитов, оценке основных показателей в области ОТППБЭ, выявляемым несоответствиям, а также SWOT-анализу по направлениям.

Средства индивидуальной защиты

Сотрудники холдинга в соответствии со спецификой деятельности обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты. Обязанностью каждого сотрудника является не только правильно и по назначению их использовать, но и следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.

Cтандарт предприятия по применяемым средствам индивидуальной защиты был создан в течение года. Участие в этом процессе принимали все работники, начиная от рядовых сотрудников и заканчивая руководителями подразделений. В результате общими усилиями разработали внутренние нормы, по которым работников компаний обеспечивают СИЗ.


скачать образец

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда одним сотрудникам поменяли СИЗ, другим выдали дополнительные средства, были также выявлены работы, безопасность которых применяемые СИЗ не обеспечивали.

Поскольку поставщиков СИЗ на рынке много, было сложно определить, кто предоставляет лучший товар. Для выбора пришлось создать единые требования к качеству СИЗ. Управление холдинга подготовило общее техническое задание (далее – ТЗ) для Управления маркетингом и брендом (далее – УМ и Б) и Департамента управления цепями поставок (далее – ДУЦП), где содержатся основные требования к спецодежде, спецобуви и другим средствам защиты.

Выбор одежды и других СИЗ происходил так: ДУЦП организовал встречи с поставщиками СИЗ, продукция которых отвечала ТЗ. Выбор СИЗ делали сами сотрудники. Представителям различных специальностей выдавались тестовые образцы. После использования СИЗ сотрудники оставляли о них отзывы. В результате были выбраны наиболее подходящие средства защиты.
Качество поставляемых СИЗ проверяют постоянно. Для этого проводят выборочный комиссионный контроль качества части продукции в размере не менее 20 процентов от каждой партии СИЗ. Результаты отражают в специальном журнале.

Для всей спецодежды УМ и Б разработали единый логотип компаний. На нем кроме общего бренда указано подразделение, в котором трудится работник. Посетителям предприятия также выдают средства защиты: каски и сигнальные жилеты. В этом случае обеспечена не только безопасность посетителей, но и любому рабочему видно, что пришли гости. Помимо этого, на плакатах, вывешенных на видных местах, обозначены безопасные маршруты для экскурсий.

Для сотрудников различных специальностей разработаны наглядные пособия, по которым можно легко запомнить, какие обязательные требования предъявляют к использованию СИЗ определенной профессии, а также не забывать о профессиональных рисках и способах управления ими. Руководство холдинга планирует также выпустить общий альбом с фотографиями СИЗ, ГОСТами, логотипами и т. п., которым будут пользоваться все руководители, оформляя заявки на приобретение СИЗ.


скачать образец

Немало средств тратят на обеспечение работников дополнительными СИЗ. Например, станочникам положены наушники, поскольку на производстве есть превышение нормы по шуму. Правда, работники не всегда с удовольствием их используют. Поэтому выдали и наушники, и качественные персональные беруши. Кроме того, генеральный директор Липатов А.А. распорядился вывесить диспенсеры с берушами при входе в цех. Любой сотрудник или посетитель, входящий в цех, может их использовать.
А вот, если сотрудник не использует в работе средства защиты, он будет отстранен от работы, к тому же ему сделают замечание или накажут.

Система контроля и мотивации сотрудников

Контроль, надзор и оценка состояния условий безопасности в компаниях холдинга «Теплоком» включает в себя:

  • контроль:
    - самоконтроль и взаимный;
    - трехступенчатый (3-я ступень – дни охраны труда);
    - оперативный;
    - инструментальный санитарно-гигиенических условий труда;
    - состояния здоровья сотрудников;
    - исправного состояния и безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, инструментов и приспособлений;
    - работ с повышенной опасностью;
  • оценку профессиональных рисков;
  • проверку знаний сотрудников по вопросам ОТППБЭ;
  • ведомственный контроль и надзор состояния ОТППБЭ в подразделениях компаний;
  • внутренний и внешний аудиты системы ОТППБЭ;
  • расследование несчастных случаев и инцидентов;
  • оценку состояния условий безопасности в подразделениях компаний;
  • совещания и решения комитета по ОТППБЭ;
  • оценку системы ОТППБЭ высшим руководством.

С 2013 года в холдинге внедрена система трехступенчатого контроля на рабочих местах всех сотрудников.

Трехступенчатый контроль проводят для оперативного:

  • выявления и устранения нарушений;
  • обеспечения безопасности организации труда;
  • профилактики травматизма и профессиональных заболеваний;
  • организации труда и культуры производства;
  • санитарного и медицинского обслуживания работающих.

Контроль на первой ступени производственных подразделений проводит ежемесячно руководитель (производитель) работ (бригадир, мастер) перед началом работ, во время производства и по окончании работ. Выявленные несоответствия (нарушения), которые не могут быть устранены своими силами, фиксируют в журнале приема-передачи смен.

В офисных подразделениях компаний контроль заключается в само- и взаимоконтроле сотрудников.

На второй ступени контроля, один раз в месяц в период с 20-го по 25-е число месяца, руководители производственных подразделений (начальник участка, цеха, склада, главный механик, энергетик и т. п.) проводят осмотр рабочих мест, помещений подразделения, опрос сотрудников, а при необходимости, тестирование оборудования. Также проводят оценку профессиональных рисков.

Результаты проверки и все выявленные несоответствия, в том числе те, которые не могут быть устранены своими силами, руководитель подразделения вносит в форму проверочного листа (так называемый чек-лист) или, при проведении оценки рисков, в проверочную карту оценки рисков.

Ответственность за осуществление второй ступени контроля в офисных подразделениях и выполнение намеченных мероприятий (один раз в полгода в период с 20 по 25 июня и декабря соответственно) возлагается на руководителя подразделения (директора департамента, управления, дирекции и т. п.).

Высшую, третью, ступень трехступенчатого контроля проводят Комитеты по ОТППБЭ Компаний в дни охраны труда. Третья ступень контроля включает, в том числе, внутренний аудит СЭМ и СУОТ.

Дни охраны труда проводят ежеквартально в производственных компаниях и один раз в полугодие в офисных компаниях. По результатам дней охраны труда определяются лучшие руководители, сотрудники и подразделения за позитивные результаты по ОТППБЭ, которым соответственно вручают:

  • Медаль «За соблюдение безопасности труда»;
  • Сертификат по безопасности труда.

По итогам года за позитивные результаты решением Комитетов по ОТППБЭ определяется лучшее подразделение компаний по безопасному труду (раздельно – производственные и офисные компании), которому генеральный директор холдинга вручает переходящий ежегодно символ безопасности (Гран-при «Золотая белка» за безопасный труд») и поощрительный приз.

Также в дни охраны труда все руководители проходят онлайн-тестирование на знание процессов и нормативных правовых актов по ОТППБЭ. В итоге выводят индекс безопасности. Разработана процедура выведения индекса безопасности, существующих критериев оценки. Что может повлиять на индекс безопасности и в каком случае признается неудовлетворительным состояние ОТППБЭ в подразделении, прописано в стандарте об организации контроля. Также разработаны и внедрены Положения по дню охраны труда, по уполномоченным лицам, Комитетам ОТППБЭ и трудовым спорам – все это внутренние законы, обязательные к исполнению.

Вышеуказанные действия являются системой работы по повышению мотивации сотрудников в рамках создания условий для безопасного проведения работ и сохранения окружающей среды. Систему мотивации внедрили в прошлом году и продолжают развивать.

Задачи мотивации:

  • повышение заинтересованности персонала в строгом соблюдении установленных безопасных регламентов и процессов;
  • рост ответственности и дисциплины сотрудников не только за индивидуальные, но и за коллективные результаты;
  • развитие состязательности как между сотрудниками, так и между подразделениями с целью повышения надежности функционирования компаний;
  • реализация политики холдинга в области профессионального здоровья, безопасности и экологии;
  • повышение приоритетов финансового обеспечения мероприятий в области профессионального здоровья, безопасности и экологии;
  • активное участие и творческая инициатива сотрудников в разработке и обеспечении эффективного функционирования СУОТ;
  • создание рабочих мест с безопасными условиями труда, улучшение условий труда.

Работа основана на убеждении и разъяснении того, что соблюдать правила обязаны все. Для этого транслируют видеоролики на производстве и в столовой. Конечно, используют и принудительные меры воздействия на сотрудников, которые грубо нарушают правила и нормы охраны труда, создают риски, опасности своими действиями себе и окружающим. Это и отстранение от работы, и направление на дополнительное обучение, и повторное проведение инструктажей.


скачать образец

Отношения с подрядчиками

Была усовершенствована и работа с подрядными организациями. В этом направлении разработан и внедрен стандарт безопасности при взаимодействии с подрядчиками, основные требования которого включают в договоры. Все договоры подряда в обязательном порядке согласовывают с Управлением или со специалистом по охране труда компании.

Все сотрудники сторонних организаций, работающие на территории предприятия, обязательно проходят вводный инструктаж по охране труда для лиц сторонних организаций.

Таблица. Реестр локальных нормативных документов холдинга по ОТППБЭ, обязательным для исполнения подрядчиком при выполнении работ по договорам подряда

№ п/п Наименование документа
1 Политика Холдинга на 2012г в области ОТППБЭ
2 Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых на объектах Холдинга
3 Программа вводного инструктажа для персонала сторонних организаций, выполняемых работы на объектах
4 Инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на пожароопасных объектах
5 Локальные нормативные акты по ОТППБЭ (инструкции, приказы, СТП в соответствии с видами работ доводятся при проведении вводного инструктажа по охране труда)
6 Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на объектаx
7 СТП.6.О7/05-2011 «Требования к подрядным организациям по обеспечению охраны труда, пожарной и промышленной безопасности, экологии на объектах Холдинга»
8 СТП.6.О7/06-2011 «Организация работ с повышенной опасностью»

Достигнутые результаты

Генеральный директор холдинга «Теплоком» Липатов А.А. организовал внедрение интегрированных систем управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностями и экологией (ОТППБЭ), чтобы не снижать уровень безопасности производства. Все это придает уверенность сотрудникам компаний холдинга в сохранении рабочих мест и обеспечении их безопасности.

В компаниях холдинга «Теплоком» продолжают неуклонно следовать общеизвестным 18 принципам управления безопасностью и охраной труда, а именно: обязательное непрерывное обучение кадров в области охраны труда, поощрение стремления к образованию и совершенствованию, обучение лидерству и приверженности руководителей вопросам охраны труда, мотивация сотрудников к безопасному труду, оценка результативности, регулярное проведение дней охраны труда, мониторинг условий и охраны труда, четкое следование Миссии, Видению и Стратегии, интегрированное управление охраной труда, экологической, пожарной и промышленной безопасностью, коллегиальное решение проблем обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла компаний, управление изменениями в производственном процессе и используемом оборудовании, сооружениях, применении новых материалов, осуществлении экспериментальных работ и т. п.

Внедрение Системы управления охраной труда по международным стандартам и соответствующим Российским ГОСТам привело к следующим результатам:

  • снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве;
  • минимизация числа и размеров компенсационных и штрафных выплат, накладываемых надзорными органами;
  • сокращение непроизводственных потерь, непредвиденных расходов;
  • повышение лояльности надзорных органов, общественных организаций и сотрудников;
  • повышение инвестиционной привлекательности и статуса на рынке товаров и услуг.

Изменения к лучшему в области охраны труда в холдинге демонстрирует презентация, созданная по результатам опроса работников. Скачать результаты анкетирования вы можете .

Опубликованные в статье документы являются оригинальной разработкой холдинга «Теплоком». В них приведены ссылки на локальные нормативные акты компании, такие как: СТП.6.О7/05-2011, СТП.6.О7/05-2011 и т. п. По понятным причинам их нет в свободном доступе.
Была проведена до принятия закона «О специальной оценке условий труда».
Реестр дополняется документами компаний с учетом специфики работ.