Что представляла собой советская система Всевобуча. Справка


Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения Деметер Георгий Степанович

Формирование государственных органов руководства физкультурным движением

Первыми органами руководства новым физкультурным движением были Государственная комиссия народного просвещения, вскоре преобразованная в Народный комиссариат, возглавляемый А. В. Луначарским, и Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н. А. Семашко. При них, как мы уже отмечали, были созданы отделы, занимавшиеся вопросами здоровья и физического воспитания школьников.

Вместе с тем физкультурное движение становится предметом пристального внимания коммунистической партии, выступавшей в качестве руководящей силы во всех сферах общественной жизни страны.

Партия стремилась не допускать создания самостоятельных физкультурных объединений, опасаясь того, что, выйдя из-под контроля партии, они окажутся под влиянием буржуазной идеологии. Об этом свидетельствует циркулярное письмо ЦК партии от 10 августа 1923 г., которое предлагало партийным организациям «способствовать вовлечению в физическое воспитание широких масс рабочих, и в частности, членов партии, обеспечивая свое идейное влияние в этой работе, следить за тем, чтобы она не приобретала формы обособленного движения, а входила бы как составная часть в общий план культурной работы».

Вот почему, на наш взгляд, первый полноправный государственный орган руководства физкультурным движением страны – Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР, наделенный правами государственного контроля и руководства, – в угоду политическим амбициям был создан лишь в 1930 г., а добровольные спортивные общества профсоюзов – относительно самостоятельные, массовые, демократические организации – еще позднее, в 1936-м, в год принятия новой Конституции СССР, юридически закрепившей победу социалистических отношений в нашей стране.

Но вернемся к периоду Гражданской войны, когда Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому было создано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризывной подготовки, а также среди гражданского населения.

При военных комиссариатах создавались отделы всеобщего военного обучения и военно-учебные пункты. Органы Всевобуча совместно с комсомолом организовывали военно-спортивные клубы при военкоматах, на заводах и фабриках. Военное обучение проходили граждане в возрасте от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку – занятия гимнастикой и различными видами спорта. Первоначально военное обучение строилось по 96-часовой программе, позднее она была расширена. При этом большая часть времени отводилась на физическую подготовку. Вместе с тем следует указать на классовый характер деятельности Всевобуча, состоявший в том, что военным обучением охватывались рабочие и крестьяне, не эксплуатирующие чужого труда.

Наряду с Наркомпросом и Наркомздравом Всевобуч способствовал внедрению физического воспитания в систему народного образования, оживлению спортивной работы в стране, созданию спортивных организаций. Так, в 1918 г. при активном участии М. В. Фрунзе были организованы одни из первых советских спортивных обществ – «Спартак» (Кострома) и «Спорт» (Иваново-Вознесенск).

В 1919 г. во главе Всевобуча становится отозванный для этой цели с фронта партийный и военный деятель Николай Ильич Подвойский (1880-1948), много сделавший не только для военно-физической подготовки допризывников, но и для развития физической культуры и спорта, хотя до этого назначения некоторые представители правительственных кругов отзывались о нем весьма нелестно.

О задачах, поставленных перед Всевобучем, Подвойский позднее рассказал в статье «Ленин и физическое воспитание»: «Декрет о Всеобщем военном обучении соединил гимнастику и все виды физического развития и тренировки с общим и военным образованием в нашей стране. Этим декретом физкультура была введена в единую систему воспитания трудящихся, их подготовки к защите Родины и к высокопроизводительной многообразной работе…». В весьма трудных условиях начинали свое восхождение к вершинам мастерства пионеры советского спорта. Мало было стадионов, опытных специалистов, не хватало спортивного инвентаря и снаряжения. На примитивных площадках и пустырях юноши и девушки все же тренировались, устраивали спортивные праздники.

В целях пропаганды физической культуры Всевобуч объявил 20 мая 1920 г. Днем спорта. Старты и показательные выступления проводились прямо на городских площадках, в клубах и парках. А через два месяца в Москве состоялся большой спортивный праздник, названный «Предолимпиадой». В центре внимания – парад на Красной площади и показательные гимнастические выступления на ипподроме. Участвовали десять тысяч допризывников. Две тысячи их них прибыли из Петрограда.

Н. И. Подвойский зарекомендовал себя энергичным пропагандистом советской системы физического воспитания. Раскрывая воспитательное значение физической культуры, Подвойский подчеркивает ее важную роль в формировании твердого характера, силы, воли, активности, настойчивости, упорства, хладнокровия, отваги и других морально-волевых качеств. Он провозглашает лозунги: «Физическую культуру – в массы!», «Да здравствует воздух, солнце и вода!»

Эти призывы подкрепляются конкретными делами. Подвойский подписывает приказ о том, что с весны 1921 г. все городские, фабрично-заводские и сельские площадки Всевобуча должны быть оборудованы так, чтобы они стали самыми привлекательными центрами для детей, юношей и девушек по своему художественному расположению в самых красивых местах. Комсомольцы, молодежь с большим подъемом откликнулись на этот призыв и подготовили 2000 площадок.

Заслуживают внимания и другие шаги, предпринятые Н. И. Подвойским. По его инициативе в 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан Высший совет физической культуры. Он объединил деятельность всех ведомств и учреждений по организации допризывной подготовки и физического воспитания молодежи. Этот совет разрабатывал программы, уставы, специальные руководства и проводил спортивные соревнования. К весне 1921 г. было организовано 12 областных и 52 губернских совета физической культуры, которые так же, как и Высший совет, состояли из представителей соответствующих местных организаций.

Н. И. Подвойский вправе был сказать: «Я взбунтовал массы к физической культуре, поднял их до сознания пойти против предрассудков, что спорт, физическая культура есть барская затея». Вместе с тем нельзя пройти мимо такого факта. На международном совещании рабочих спортсменов ряда стран в Москве было создано новое международное спортивное объединение, получившее наименование «Красный спортивный интернационал». Его возглавил Н. И. Подвойский. Оказалось, что эта организация стала настолько «красной», что в ее уставе на первом плане значились вопросы участия спортсменов в классовой борьбе, а не в спортивной жизни.

Гражданская война закончилась, Советская республика перешла к мирной жизни, но Всевобуч продолжал играть заметную роль в руководстве физкультурной работой в стране, что связано, на мой взгляд, с отсутствием специального государственного органа руководства физкультурным движением. Руководители Всевобуча предприняли попытку «спортизации» населения посредством создания районных спортивных центров. В принятом в 1921 г. положении о спортивных центрах отмечалось: «Допризывная подготовка и спортизация пролетариата, крестьянства и остальных групп трудящихся проводится по единому плану и единой программе на началах общественной самодеятельности трудящихся, объединяемых по месту и району их труда». На предприятиях, в учебных заведениях стали создаваться спортивные ячейки. Оживилась и спортивная деятельность комсомольских организаций. Во время НЭПа стали возрождаться некоторые дореволюционные спортивные общества. Но в силу экономических трудностей того времени государство вынуждено было сократить ассигнования на физкультурную работу, и переход к системе райспортцентров не увенчался успехом.

Тогда Всевобуч предложил новую организационную структуру в виде Российского союза красных организаций физической культуры (РСКОФК). Предполагалось, что эта организация станет объединяющим и руководящим центром всего физкультурного движения. Однако комсомол не поддержал эту инициативу Всевобуча, увидев в ней попытку учреждения организации, параллельной комсомолу.

Разногласия были настолько серьезны, что для их рассмотрения была создана специальная комиссия ЦК партии. Комсомол поставил перед ней вопрос о создании вместо РСКОФКа учреждения в виде компетентного государственного органа руководства физкультурным движением. Результатом этого явилось принятие ЦИК РСФСР 27 июня 1923 г. декрета об образовании Высшего совета физической культуры (ВСФК) при Центральном Исполнительном Комитете РСФСР на правах комиссии, состоявшей из представителей ЦК партии и различных ведомств и организаций. На Высший совет физической культуры возлагалось согласование, объединение и общее направление научной, учебной и организационной деятельности различных ведомств и учреждений по физическому воспитанию трудящихся. В состав Высшего совета физической культуры вошли представители ЦК РКП(б), ЦК РКСМ, ВЦСПС, народных комиссариатов здравоохранения, просвещения и других ведомств и организаций. Высший совет физической культуры возглавил нарком здравоохранения Н. А. Семашко, его заместителем был известный военный деятель, член ВЦИК К. А. Мехоношин. В состав ВСФК входили также: Б. Бажанов (от ЦК партии), ГПУ представлял Ягода, ставший позднее одним из наиболее жестоких исполнителей сталинской политики борьбы с «врагами народа», сам оказавшийся жертвой этой политики, А. Г. Иттин, (от комсомола) и другие. Состав ВСФК утверждался ЦК партии, который определял основные направления деятельности и плановые мероприятия организации, рассматривал кандидатуры на руководящие посты в физкультурном движении, учитывая в первую очередь политическую лояльность, а не опыт спортивной работы. Поэтому некоторые члены ВСФК не имели достаточного представления о сути физической культуры и спорта, рассматривая их, по словам Б. Бажанова, как «какое-то полезное для здоровья трудящихся масс и их дрессировки, почти обязательное массовое и скопом производимое взмахивание руками и ногами, так сказать, какие-то коллективные движения для здоровья. Это пытались внедрить во всяких рабочих клубах, загоняя трудящихся чуть ли не силой на эти демонстрации». Б. Бажанов отмечает далее, что это не вызывало у занимающихся ни малейшего интереса и рассматривалось как нечто не менее скучное, чем уроки полит-грамотности. «Спорт же, – пишет он, – по идеям теоретиков этой „физкультуры“, рассматривался как нездоровый пережиток буржуазной культуры, развивающий индивидуализм и, следовательно, враждебный коллективистским принципам культуры пролетарской».

Приведенное высказывание очевидца показывает, какой сложный, противоречивый путь проходило советское физкультурное движение в период его становления. Интересно отметить, что отношение к спорту, его развитию дебатировалось в руководящих партийных кругах. Одни были за «физкультуру», то есть за гигиенические, строго дозированные гимнастические упражнения, другие выступали за спорт, проведение спортивных соревнований. Например, за «физкультуру» особенно ратовал Ягода, представлявший в Высшем совете физкультуры ГПУ. На одном из пленумов Совета специально обсуждался этот вопрос. Выступавший с докладом Б. Бажанов говорил о необходимости изменения ситуации в физкультурном движении в сторону усиления внимания к развитию спорта с целью заинтересовать массы спортивными занятиями. Он считал, что для начала надо было восстановить распущенные после революции старые спортивные организации, собрать в них разогнанных спортсменов и использовать их как инструкторов и вдохновителей спортивной деятельности. Это вызвало возражения Ягоды, который сослался на то, что до революции спортом занимались главным образом представители буржуазии. По мнению Ягоды, спортивные организации были и будут сборищем контрреволюционеров. Да и всякий спорт, считал он, против коллективистских принципов. Однако Совет не поддержал точку зрения Ягоды. Вместе с тем ГПУ чинило препятствия восстановлению спортивной работы, так как для него, отмечает Б. Бажанов, «все старые спортсмены были врагами»2. Такая точка зрения еще достаточно долго тормозила развитие спорта, находя косвенное отражение в некоторых партийных документах. Но дело не только в этом. Изложенные подробности позволяют по-новому взглянуть на политику репрессий по отношению к спортивным деятелям и отдельным спортсменам, а также лучше понять подоплеку, причины боязни руководящих кругов создать самостоятельные спортивные объединения и государственные органы управления физкультурным движением. Ведь добровольные спортивные общества и упомянутые органы были созданы лишь в 1930-1936 гг. (об их создании речь пойдет ниже).

Высшие советы физической культуры стали создаваться затем в других республиках и на местах – при губернских и уездных исполнительных комитетах. ВСФК при ВЦИК был первым государственным органом в годы Советской власти, созданным специально для руководства физкультурной и спортивной работой. Однако в те годы еще не было государственного органа с правом контроля руководства физкультурным движением в масштабах всего Советского Союза, да и сам ВСФК работал на правах комиссии, состоявшей из представителей различных организаций и ведомств.

Руководил ВСФК при ВЦИК Николай Александрович Семашко (1874-1949). Один из первых организаторов советского здравоохранения, врач-гигиенист, опираясь на данные медицинской науки, собственные исследования, разрабатывает ряд важных положений, имевших большую как теоретическую, так и практическую значимость для складывавшегося физкультурного движения. Поэтому необходимо остановиться на его трудах и деятельности как председателя ВСФК.

Все болезни – социальные, ибо все они зависят от тех условий, в которых живет человек. Это положение, сформулированное Н. А. Семашко, выражало в то время новый подход к вопросу о болезни и здоровье человека, подчеркивало важность профилактического направления в медицине, социальную обусловленность профилактики. В 1932 г. Николай Александрович создал первую в стране кафедру социальной гигиены, сыгравшую большую роль в деле внедрения профилактических идей в медицинскую науку и практику здравоохранения.

Важное средство укрепления здоровья трудящихся, одну из наиболее доступных и действенных форм массовой профилактики заболеваний видел Н. А. Семашко в физической культуре. «Физкультурное русло профилактической работы, – писал он в 1927 г., – принадлежит к числу самых мощных».

Именно профилактическое значение физической культуры в первую очередь обусловливало внимание Н. А. Семашко к ней. В своих трудах он развивает идеи о социальном характере здравоохранения и физической культуры.

Н. А. Семашко подчеркивал важное значение оздоровительных мер, борьбы за здоровую смену, за санитарную культуру в стране. В книге «Пути советской физкультуры», в которой обобщены итоги развития физкультурного движения в нашей стране за первые 8 лет Советской власти и намечены пути его дальнейшего развития, он отмечал, что укрепление здоровья трудящихся – одна из основных задач Советского государства.

В свете сказанного следует понимать и выдвинутый им лозунг «Физическая культура – 24 часа в сутки!» Его содержание хорошо раскрыто в следующих словах: «Учить правильно работать, правильно отдыхать, спать, соблюдать правила гигиены, закалять и укреплять силы организма…». Этот лозунг в 1920-е г., в условиях санитарной и культурной отсталости населения, имел особенно большое значение, способствуя повышению гигиенической культуры, привлечению внимания широких масс трудящихся к физической культуре.

Н. А. Семашко в своих трудах и выступлениях неоднократно отмечал не только оздоровительное, но и большое образовательное и воспитательное значение физической культуры. По его мнению, занятия физическими упражнениями приучают к точности и красоте движений, способствуют воспитанию воли, развитию коллективизма.

Заслуживают внимания мысли Н. А. Семашко о тесной связи культуры физической с общей культурой. Он показывает, что культурная отсталость народных масс до революции сочеталась с физкультурной безграмотностью. Закономерная тяга людей к общей культуре сопровождается массовым тяготением к культуре физической, что лишний раз доказывает связь обеих культур. Он считал, что культурные навыки не могут привиться без физической культуры. Исходя из этого, он приходит к выводу о том, что «путь к культуре лежит через физическую культуру». Это говорит о высокой оценке им физической культуры как средства повышения общей культуры населения.

Интересно, что много лет спустя в статье, опубликованной в журнале «Теория и практика физической культуры» за 1945 г., Николай Александрович вновь подчеркивает роль физической культуры как одного из «главнейших средств поднятия общей культуры населения».

Творческое наследие Н. А. Семашко в области физической культуры весьма обширно. Из 250 работ, опубликованных им, десятая часть специально посвящена проблемам физического воспитания. Кроме того, эти вопросы рассматриваются им во многих трудах, посвященных проблемам здравоохранения.

Н. А. Семашко принадлежит крупный вклад в разработку ряда важных положений советской системы физического воспитания, в частности, о содержании советской физической культуры, ее средствах. Н. А. Семашко неоднократно подчеркивал, что физическую культуру нельзя сводить только к физическим упражнениям, что она должна охватывать также широкий круг гигиенических мероприятий, рациональный режим труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха. Эти мысли нашли отражение в тезисах, подготовленных ВСФК при ЦИК РСФСР.

В обстановке недооценки спорта многими деятелями физической культуры Николай Александрович постоянно указывал на необходимость развития спорта среди населения. «Мы вовсе не отвлекаемся от элемента соревнования, необходимого в спорте, – писал Н. А. Семашко, – иначе это будет не спорт, а сухая вобла, которая никого не привлечет».

Подвергая критике тех, кто недооценивал спорт, он исходил из того, что занятия физической культурой должны быть интересными, увлекательными, а путь к этому лежит через спорт и игры, и что если держать молодежь «на манной кашке гигиенической гимнастики», то физкультура широкого распространения не получит. Эти мысли он отстаивал и на заседаниях ВСФК при ЦИК РСФСР. Как свидетельствует Б. Бажанов, когда на упомянутом выше совещании в Высшем совете физкультуры Ягода стал говорить о том, что спортивные клубы будут гнездами контрреволюции и что за ними надо смотреть в оба, Семашко перебил его: «Ну, это дело вашего ведомства, это нас не касается».

Многое сделал Н. А. Семашко для внедрения в практику советского физкультурного движения врачебного контроля. Им был выдвинут лозунг «Без врачебного контроля нет советской физкультуры!» Врачебный контроль, врачебные наблюдения стали неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса в нашем физкультурном движении.

Н. А. Семашко уделял большое внимание подготовке специалистов по врачебному контролю в области физической культуры, считал, что такие врачи должны обладать не только медицинскими знаниями, но и хорошо разбираться в вопросах физического воспитания, влияния разнообразных физических упражнений на организм занимающихся.

Стремление Н. А. Семашко обеспечить развитие физкультурного движения на научных основаниях привело его к мысли о создании специального спортивного издательства. При аппарате ВСФК РСФСР по его инициативе возник издательский отдел, преобразованный в 1924 г. в самостоятельное издательство «Физкультура и спорт». Помимо этого через год был создан впервые в СССР научно-методический журнал «Теория и практика физической культуры». Первым главным редактором этого издания стал Николай Александрович. Было положено начало очень важному делу: на протяжении многих десятилетий журнал выполняет важную функцию организации и пропаганды научных знаний в сфере физической культуры и спорта, обмена опытом педагогов, тренеров, ученых.

Развитие физкультурного движения требовало укрепления государственного руководства этой сферой. С этой целью 1 апреля 1930 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР об учреждении Всесоюзного совета физической культуры. Он создавался в целях обеспечения плановости, усиления государственного руководства и контроля над работой по физической культуре. В союзных республиках местные советы физкультуры были реорганизованы в органы государственного руководства и контроля.

Председателем нового органа был назначен Н. К. Антипов (1894-1941), много сделавший для дальнейшего развития физкультурного движения и укрепления авторитета всесоюзного и местных советов физкультуры.

Система централизованного управления физкультурным движением укреплялась и совершенствовалась, и в июне 1936 г. решением правительства «в целях лучшего удовлетворения всевозрастающих запросов трудящихся в области физической культуры и спорта, упорядочения системы физического воспитания и усиления государственного контроля и руководства по физической культуре и спорту» взамен Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. Соответственно было реорганизовано руководство физической культурой на местах. Таким образом, во второй половине 1930-х гг., незадолго до начала Великой Отечественной войны, была сформирована советская система государственного руководства советским физкультурным движением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Пикап - руководства

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Генезис организационных форм и системы руководства самодеятельным физкультурным движением Мы уже упоминали, что физкультурное движение представляет собой сочетание, единство государственных (обязательных) форм физического воспитания (детский сад, средняя и высшая

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА Индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, который превращается в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации – в либеральный, может

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы 5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: Анатомия, виды тканей

Из книги Права категории «Ж». Самоучитель по вождению для женщин автора Шацкая Евгения

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека 5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной

Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб

Улица с односторонним движением Обнаружив, что ты проехала по улице с односторонним движением в противоположную сторону, ты можешь существенно сократить свой путь, но не спеши радоваться. Неужели ты думаешь, что одна такая хитрая на весь район? Думаешь, раньше тебя этот

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

ДЕЙСТВИЯ ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ ПО БОРЬБЕ С ПАРТИЗАНСКИМ

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Руководства по сексу - Мань, слышь, чего в книге-то пишут, - просвещает супруг жену. - Любовью-то, оказывается, не молча, а с криками заниматься надо Полученные знания супруги решают применить на практике. - Ну что, кричать что ли? - спрашивает Маня. - Пока погоди… - А

Из книги Полный справочник симптомов. Самодиагностика заболеваний автора Руцкая Тамара Васильевна

Руководства по сексу - Мань, слышь, чего в книге-то пишут, - просвещает супруг жену. - Любовью-то, оказывается, не молча, а с криками заниматься надо Полученные знания супруги решают применить на практике. - Ну что, кричать что ли? - спрашивает Маня. - Пока погоди… - А

Из книги Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации автора Редакционная коллегия "Метро"

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 6.31. Линии метрополитена могут оборудоваться автоматизированным управлением движением поездов. При этом устройствами автоматизированного управления должны быть оборудованы главные пути, пути оборота составов, а

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).

С задачей ликвидации массовой неграмотности неразрывно связано осуществление всеобщего обязательного обучения. Только всеобуч, охвативший всех детей школьного возраста, прочно закрывал источник постоянного пополнения рядов неграмотных.

В 1927 г. в СССР насчитывалось около 108 тыс. начальных школ, в которых обучалось 10 млн. детей (на 30% больше, чем в царской России). Всего по стране начальным обучением было охвачено примерно 70% детей.

Введение обязательного начального обучения приобрело особую важность в связи с развертыванием социалистической реконструкции. XV съезд В КП (б) в директивах по составлению первого пятилетнего плана выдвинул введение всеобуча как важнейшую задачу культурного фронта. Эта задача была конкретизирована в ряде последующих решений партии и правительства.

Исходя из реальных возможностей, которыми располагала страна, V съезд Советов СССР (май 1929 г.) признал безотлагательным повсеместное осуществление начального обучения. Конкретные сроки его введения (для детей от 8 до 15 лет) были установлены в апреле 1930 г. вторым всесоюзным партийным совещанием по народному образованию — с 1930/31 учебного года.

Большое внимание всеобучу уделил XVI съезд Коммунистической партии. В резолюции съезда по отчетному докладу ЦК подчеркивалось, что «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должно стать боевой задачей партии в ближайший период» В развитие этого решения ЦК ВКП(б), а также ЦИК и Совнарком СССР в июле — августе 1930 г. приняли важные постановления о всеобщем обязательном начальном обучении. В этих постановлениях вопросы всеобуча были теснейшим образом увязаны с развернувшимся социалистическим строительством, с задачами подготовки массовых кадров и преодоления культурно-технической отсталости рабоче-крестьянских масс.

В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930/31 г. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения. В промышленных же городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки.

Различные районы отличались одип от другого пе только объемом работ по всеобучу, но и сроками перехода к нему.

В тех местах, где имелась достаточно развитая школьная сеть, исполкомы начали вводить всеобщее обязательное четырехлетнее обучение уже с осени 1929 г. (Западная область, ЦЧО, Москва, Ленинград, Рязань, Калуга, Ярославль).

Чтобы повсеместно выполнить программу всеобуча, Советскому государству предстояло решить сложные задачи: надо было изыскать материальные средства, подобрать помещения иод школы и построить новые здания, подготовить дополнительное число преподавателей, выпустить больше учебников, решить множество других практических вопросов. В сельской местности и национальных районах СССР трудности усугублялись общей культурной отсталостью населения, острой нехваткой кадров работников просвещения.

Ассигнования на нужды народного просвещения росли с каждым годом. По темпам роста ассигнований на развитие просвещения СССР к концу 20-х годов шел впереди всех стран, хотя по расходам на душу населения еще отставал от наиболее развитых капиталистических стран. Капитальные затраты на школу в 1929/30 г. более чем в 10 раз превысили ассигнования на эти цели в 1925/26 г.

Большую роль в проведении всеобуча сыграл народный комиссар просвещения РСФСР А. С. Бубнов, который сменил на этом посту А. В. Луначарского в 1929 г. К работе в Наркомпро-се Бубнов — профессиональный революционер — был подготовлен всей своей предшествующей деятельностью. Заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК РКП (б), а затем в течение пяти лет начальник политуправления Красной Армии, он обладал широтой партийного кругозора и способностями крупного организатора. Он был талантливым публицистом, автором военно-теоретических сочинений, трудов по истории партии, работ по проблемам народного образования.

Коммунистическая партия подняла миллионные массы на развитие школьного дела. Она привлекла к борьбе за введение всеобуча тысячи работников просвещения, служащих, учахцих-ся, энтузиастов из числа рабочих и трудящихся крестьян. Проведение всеобуча стало поистине всенародным делом.

В июле 1930 г. ЦК ВКП(б) вынес решение о мобилизации на учебу в педагогические вузы 1 тыс. коммунистов и 2 тыс. комсомольцев. Большую помощь в осуществлении всеобуча оказал комсомол. 30 июля 1930 г. бюро ЦК ВЛКСМ приняло специальное постановление о шефстве комсомола над всеобщим обязательным начальным обучением. Комсомол выступил инициатором создания денежных фондов для детей бедноты, проведения в этих целях субботников. В 1930/31 г. молодежные субботники дали школе 10 млн. рублей.

ЦК ВКП(б) в постановлении от 21 февраля 1931 г. «0 ходе всеобщего начального обучения» с удовлетворением отметил, что в начале 1931 г. четырехлетней школой было охвачено уже до 14 млн. учащихся (вместо 11,5 млн. в предыдущем году), что в школы направлено свыше 60 тыс. новых учителей, а в промышленных городах и рабочих поселках осуществлен в основном переход всеобуча на базу семилетки.

Наибольшие успехи в организации всеобуча были достигнуты в Московской, Ленинградской, Центрально-Черноземной и Западной областях, Нижегородском и Северо-Кавказском краях. Серьезные перемены происходили в национальных республиках. В Кабардинской автономной области в первом же году всеобуча начальной школой было охвачено 96,2% детей школьного возраста. Число учащихся в начальных школах Азербайджана возросло в 1930/31 г. по сравнению с дореволюционным временем более чем в 5 раз. К лету 1931 г. обязательное начальное образование было введено во многих крупных городах Украины, Белоруссии, ЗСФСР, Казахстана, Таджикистана и других республик.

Классово враждебные элементы, прежде всего кулачество н реакционное духовенство, развернули злобную агитацию против закона о всеобуче (так же как и против ликбеза), направляя основной удар против учительства (главным образом против его партийно-комсомольского ядра). На 1 января 1930 г. было отмечено 12 случаев убийств и 20 случаев ранений сельских учителей.

Народный комиссариат юстиции РСФСР в директиве всем местным органам суда и прокуратуры указал, что покушение на просвещенцев-общественников — террористический акт. Он

требовал привлечения виновных к суровой ответственности, вплоть до расстрела

Антисоветские выступления врагов не могли остановить развертывания борьбы за введение всеобщего обучения.

В конце 1932 г. проблема введения всеобуча в СССР в основном была решена. К этому времени начальной школой было охвачено 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет (в 1927/28 г,-51,4%).

Борьба за всеобуч характерна не только огромным увеличением численности учащихся, но и изменением содержания преподавания, поисками наиболее эффективных средств обучения. При этом, правда, допускались и ошибки, которые партия настойчиво помогала преодолевать. Борьбу пришлось вести, в частности, против «левацких» новшеств в педагогике, приводивших к дезорганизации учебно-воспитательного процесса (отрицание ведущей роли педагога в школьном образовании, упразднение твердых программ, урока и т. п.).

В начале 30-х годов назрела необходимость коренным образом изменить содержание работы школы. Эти изменения были определены решениями ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.), «О работе пионерской организации» (21 апреля 1932 г.), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.).

В школе было установлено строго определенное расписание занятий, вводились правила внутреннего распорядка, регламентировавшие учебную и общественную работу школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Наркомпрос подготовил и издал массовым тиражом стабильные учебники и учебные пособия, в том числе на языках народов СССР. ЦК партии обратил также внимание на необходимость коренной переработки школьных программ, чтобы обеспечить прочное и систематическое усвоение учащимися основ наук, приблизить обучение к производству.

Важный вклад в развитие педагогики в те годы внесли крупнейшие организаторы народного просвещения А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, а также талантливые педагоги А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, сочетавшие в себе качества умелых практиков и одаренных теоретиков. Широкой известностью среди работников просвещения пользовались педагогические труды Н. К. Крупской, с первых лет Октября отдававшей все свои силы и разносторонние знания делу строительства новой школы.

С начала 1990-х годов в республиках бывшего Союза с переменным успехом лоббируется тема разрешения владения оружием. Где-то успели разрешить неавтоматическое нарезное, где-то пока доступно только травматическое. Люди тратят немалые деньги, время и нервы, чтобы добиться заветной бумажки, дающей право держать в сейфе оружие. И как-то даже сложно представить, что несколько десятков лет назад родная страна сама щедрой рукой давала винтовку, отсыпала патроны и даже предоставляла грамотного дядю-инструктора. Правда только в особые времена.

Сегодня, когда мы справляем 75-ю годовщину начала второго массового обучения граждан военному делу, стоит поговорить о том, что защищает (себя или суверенитет) совсем не оружие. Оно лишь помогает.

***

Буквально на днях мы снова вспоминали года и то, почему она называется Отечественной: потому что отражением агрессии занималась не только армия, но и иррегулярные формирования, в составе которых действовали не состоящие или никогда не состоявшие на военной службе лица. Было их не слишком много, однако для тех лет случай уже примечателен настолько, что нашёл отражение в историографии. Почему же?

Ещё со времён рабовладения право иметь и носить личное оружие было признаком личной свободы, прослойка «оруженосцев» обычно была привилегированным служилым сословием, из которого комплектовалась армия, да и вертикаль власти в целом. Затем, когда армии стали больше, вооружение «подлых сословий» допускалось, однако только на время битвы, осады. И уж тем более никто не брался их для этого специально обучать, по крайней мере системно.

Всевобуч в Гражданскую

Всё круто изменилось в апреле 1918 года, после выхода декрета ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству». Именно с тех пор в русском языке поселилась аббревиатура «всевобуч» (всеобщее военное обучение). ВЦИК постановил, что все рабочие в возрасте 18-40 лет должны были в обязательном порядке пройти курс обучения военному делу без отрыва от производства. Служившие в армии до этого проходили переподготовку либо же учили тех самых рабочих.

Сколько учили? Программа курса укладывалась в 96 часов, занимались два часа после смены.

Кто учил? Офицеры и унтер-офицеры царской армии, больше некому было. Именно их усилиями готовился резерв для будущей Красной армии.

Чему учили? Кроме стрельбы из винтовки образца 1891 года и ухода за ней проходили строевую подготовку, окопное дело, основам разведки и охранения, первой медицинской помощи.

Сколько успели подготовить? Это, пожалуй, самое интересное. Около 5 млн за 1918-1922 годы, по миллиону в год, если в среднем считать. Всевобуч поставлял для РККА примерно половину кадров. Взводный Алексей Трофимов из (которому комсомол приказал жениться и родину защищать) - тоже наверняка прошёл через курсы Всевобуча.

Помимо своей прямой задачи - подготовки солдат, Всевобуч выполнял ещё две менее заметные функции:

1. Обеспечил преемственность между двумя Россиями. Советская власть поначалу прежнюю Россию не больно-то не признавала, но это не означает, что преемственности не было вовсе, так не бывает. И преемственность эта в том, что армию новой России готовили офицеры России прежней.

2. Всевобуч не просто готовил бойцов, он помог подготовить армию. А армия - основа суверенитета. Иными словами, эти с виду нелепые 96-часовые курсы, на которых из работяг готовили ещё нескладных солдат, были элементом государственного строительства. Учёные и бородатые Филипп Филиппычи, полагавшие прямым делом пролетариата только чистку сараев и трамвайных путей, наверняка посмеивались над курсистами. И были посрамлены.

После Гражданской войны обязательную подготовку упразднили, заменив добровольной (Осоавиахим, предшественник ДОСААФ). Однако случилось так, что инструмент пригодился во второй раз.

Всевобуч в Великую Отечественную

По сути, после начала Великой Отечественной, Всевобуч нужно было только достать с полки и подогнать под условия, изменившиеся за 20 с лишним лет. Возрастную вилку расширили до 16-50 лет, программу обучения увеличили до 110 часов, включив в неё ознакомление с пулемётом, миномётом, противогазом.

В этот раз за четыре неполных года через обязательную военную подготовку прошли 9,8 млн человек. Военкоматы, которые затем призывали их в действующую армию, получали людей, знавших основы военного дела. В ситуации, когда нормы подготовки постоянно сокращались, это трудно переоценить. Но главное даже не в этом.

По-настоящему солдатами курсанты Всевобуча становились, конечно же, потом, после призыва. Тогда их действительно учили метко стрелять, а если среди инструкторов попадался фронтовик, то и другим премудростям современной войны. Главное и важное, что давал Всевобуч - учил сегодняшних штатских думать как солдаты и действовать как солдаты. Тому, что в постановлении ГКО «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» названо «тактическая подготовка одиночного бойца и отделения».

Потенциально мобилизационный резерв III рейха (с союзниками и покорёнными народами) мало уступал таковому в СССР. И одним из объяснений того, что в 1944 году фронт у немцев начал сыпаться, является то, что 1) к тотальной мобилизации Германия перешла только в 1943 году; 2) мобилизовали и отправляли на подготовку в лучшем случае после отдалённо похожих курсов гитлерюгенда. У нас же эти курсы уже прошли обкатку одной войной, а выпускники их были наполовину готовыми бойцами.

***

Век массовых армий уже миновал, а потому третья волна Всевобуча сейчас вряд ли актуальна для обороноспособности. Однако это совсем не означает, что полезный урок из опыта наших предков нельзя извлечь. Как уже было сказано, давая гражданам в руки оружие, государство сначала учило их не стрельбе, а дисциплине и взаимовыручке. Потому что воюет не человек, воюет армия.

Точно так же защищает человека не воронёный ствол в заветной кобуре, а голова на плечах. Оружие рождает опасную иллюзию власти, однако даже волк - животное социальное, одиночки не выживают. Никакое оружие не может отменить необходимость сохранять и поддерживать ценности, опора на которые дважды сохранила нам государство.

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).