Законодательство субъектов российской федерации о музеях. Закон о музейном фонде рф


музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;

музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

Музейный фонд Российской Федерации - совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом; (в ред. Федеральных законов от 23.02.2011 N 19-ФЗ , от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

негосударственный музей федерального значения - музей, особый статус которого определяется актом Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)

хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации

От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

Глава II. Музейный фонд Российской Федерации

Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного наследия народов Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.

Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры (далее - единые правила): (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, а также проведение реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Положение о Музейном фонде Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры (далее - положение о Музейном фонде). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Статья 6. Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.

Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - государственный учет), представляет собой комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях их правовой защиты и государственного контроля.

Государственный учет осуществляется:

при включении музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации;

при исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации;

при внесении изменений в сведения о музейном предмете или музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;

при осуществлении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации;

в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Государственный учет состоит из первичного государственного учета (далее - первичный учет) и централизованного государственного учета (далее - централизованный учет).

Первичный учет осуществляется государственными и муниципальными музеями, государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, в соответствии с частями девятой - тринадцатой настоящей статьи.

Первичный учет музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в негосударственной (кроме муниципальной) собственности, осуществляется в порядке, установленном положением о Музейном фонде.

Централизованный учет осуществляется посредством внесения сведений в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (далее также - государственный каталог) в соответствии со настоящего Федерального закона.

При осуществлении государственного учета в целях включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации реализуются процедуры первичного учета и централизованного учета.

Первичный учет включает в себя:

экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям (далее - экспертиза культурных ценностей);

первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее также - первичная регистрация).

В государственных и муниципальных музеях экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона проводятся уполномоченным коллегиальным органом музея, в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.

В иных организациях, кроме государственных и муниципальных музеев, экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона проводятся в порядке, установленном положением о Музейном фонде.

Первичная регистрация проводится музеями, иными организациями, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в установленном едиными правилами порядке на основании приказа руководителя музея, иной организации, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей.

Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.

Основной фонд музея представляет собой совокупность зарегистрированных в книге поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книге музея) и хранящихся в музее, иной организации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Форма книги поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книги музея), состав и порядок внесения в нее сведений устанавливаются едиными правилами.

Централизованный учет включает в себя:

внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в государственный каталог;

присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.

Статья 7. Собрание музея (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Собрание музея состоит из находящихся на хранении в музее музейных предметов и музейных коллекций, включенных в основной и иные фонды музея, а также документов и предметов архивного, библиотечного, кино-, фотофондов и иных фондов, которые служат целям его создания.

Перечень фондов, в которые входят музейные предметы и музейные коллекции, иные предметы и документы, образующие собрание музея, устанавливается едиными правилами.

Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе музея не допускается.

Музейная коллекция является неделимой.

Музейные предметы и музейные коллекции, не включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, подлежат учету, хранению и использованию в порядке, установленном едиными правилами.

Положения настоящей статьи распространяются на музеи и иные организации, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции.

Статья 8. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в государственном каталоге.

Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьями и настоящего Федерального закона.

Включение музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в частной собственности, в состав Музейного фонда Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры по заявлению собственника в порядке, установленном положением о Музейном фонде.

Статья 9. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, исключению из состава Музейного фонда Российской Федерации не подлежат, за исключением случаев утраты, разрушения, а также отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной их ценности, установленного экспертизой, проведенной в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, наличия судебного решения, вступившего в законную силу.

Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации осуществляется с учетом заключения экспертизы, проведенной в их отношении, по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном положением о Музейном фонде.

Музейные предметы и музейные коллекции считаются исключенными из состава Музейного фонда Российской Федерации с момента внесения соответствующей записи в государственный каталог.

Статья 10. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Государственный каталог представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля.

Государственный каталог состоит из:

реестра музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр музеев);

реестра музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр Музейного фонда);

реестра сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр сделок).

Ведение государственного каталога осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, исполняющим функции оператора государственного каталога. На основании решения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры полномочия по ведению государственного каталога могут быть переданы подведомственному учреждению.

Перечень сделок, подлежащих регистрации в государственном каталоге, состав сведений, подлежащих внесению в реестр музеев, реестр Музейного фонда, реестр сделок, порядок их внесения, а также состав сведений, размещаемых на официальном сайте государственного каталога в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядок функционирования государственного каталога, порядок хранения, обработки и использования содержащейся в государственном каталоге информации, требования к обеспечению мер по защите указанной информации устанавливаются положением о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (далее - положение о государственном каталоге), которое утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

Внесение в реестр Музейного фонда сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в случаях, определенных абзацами вторым и четвертым части третьей настоящего Федерального закона, осуществляется государственными и муниципальными музеями, иными государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, путем электронного взаимодействия с оператором государственного каталога в порядке, установленном положением о государственном каталоге.

Внесение в государственный каталог сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, находящихся во владении или в пользовании государственных и муниципальных музеев, иных государственных и муниципальных организаций, и сделках с ними в случаях, определенных абзацами третьим, пятым и шестым части третьей настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном положением о государственном каталоге.

Внесение в государственный каталог сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, находящихся в частной собственности, и о сделках с ними осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном положением о государственном каталоге.

Содержащиеся в реестре Музейного фонда сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются гражданам бесплатно путем их размещения на официальном сайте государственного каталога в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном положением о государственном каталоге.

Статья 11. Вывоз из Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, вывозу из Российской Федерации не подлежат.

Временный вывоз данных предметов регулируется Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Статья 12. Особенности гражданского оборота музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Статья 12.1. Особенности учета и хранения отдельных видов музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащие в своем составе драгоценные камни и драгоценные металлы или относящиеся к предметам геологии, зоологии, археологии, палеонтологии, к оружию, государственным наградам, государственным знакам почтовой оплаты и иным видам объектов гражданских прав, учет, хранение и использование которых подпадают под правовое регулирование законодательства Российской Федерации в соответствующих сферах, осуществляют учет, обеспечивают хранение и использование таких музейных предметов и музейных коллекций с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Учет и хранение включенных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации музыкальных инструментов, относящихся к Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации (далее - государственная коллекция музыкальных инструментов), регулируются настоящим Федеральным законом, положением о государственной коллекции музыкальных инструментов, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

Глава III. Государственная часть музейного фонда Российской Федерации

Статья 13. Состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации

В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.

Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями и иными государственными организациями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Статья 14. Формы собственности на государственную часть Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

В федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые хранятся в музеях и иных организациях и которые: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и бывшей РСФСР) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона независимо от источников поступления или были приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и бывшей РСФСР); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

приобретены государственными музеями и иными государственными организациями, находящимися в ведении Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

В собственности субъектов Российской Федерации находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

находились в собственности субъектов Российской Федерации (автономных образований, городов республиканского подчинения, краев и областей бывшей РСФСР) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также были приобретены за счет средств их бюджетов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

приобретены государственными музеями и иными государственными организациями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, отчуждению из государственной собственности не подлежат. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Статья 16. Управление музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Управление музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, в соответствии с их компетенцией.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации музыкальные инструменты, относящиеся к государственной коллекции музыкальных инструментов, с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры могут передаваться в пользование физическим лицам на основании соответствующих договоров в порядке, предусмотренном положением о государственной коллекции музыкальных инструментов.

Формы договоров, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

Статья 17. Государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации

Государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации осуществляется в следующих формах:

направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации.

Статья 18. Государственная поддержка государственной части Музейного фонда Российской Федерации и государственных музеев в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным организациям, а также предоставлять необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного указанным музейным предметам и музейным коллекциям. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Часть вторая - Утратила силу (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать особые формы поддержки государственных музеев в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по сохранению уникальных историко-художественных комплексов, а также создания наиболее благоприятных условий для деятельности крупнейших государственных музеев в Российской Федерации, хранящих музейные предметы и музейные коллекции, имеющие мировое значение.

Глава IV. Негосударственная часть музейного фонда Российской Федерации

Статья 19. Состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Статья 23. Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации

Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Государственный контроль осуществляется в следующих формах:

проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;

постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в пользование негосударственным музеям, иным негосударственным организациям, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Статья 24. Поддержка негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственных музеев в Российской Федерации органами государственной власти и органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственным музеям в Российской Федерации в различных формах, в том числе:

предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;

обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища;

Абзацы четвертый, пятый - Утратили силу (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 25. Сделки с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

При совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Если собственник не исполняет обязательства, установленные частью первой настоящей статьи, государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Собственник музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры о сделке, подлежащей регистрации в реестре сделок, в порядке, установленном положением о Музейном фонде.

Сведения о сделках с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, опубликованию и распространению не подлежат, за исключением опубликования таких сведений по согласованной обеими сторонами сделки инициативе и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Реализация предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи преимущественного права приобретения или права выкупа бесхозяйственно содержимых музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, от лица государства производится федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава V. Музеи в Российской Федерации

Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

Статья 26.1. Музеи-заповедники (в ред. Федерального закона от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

Музей-заповедник - музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.

Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.

Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов.

Музей-заповедник также вправе:

осуществлять деятельность, направленную на сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел;

осуществлять экскурсионное обслуживание и предоставлять информационные услуги;

создавать условия для туристской деятельности;

проводить природоохранные мероприятия;

осуществлять деятельность по содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры (в том числе зданий, жилых помещений и нежилых помещений), транспортных средств, необходимых музею-заповеднику для обеспечения доступа граждан к предоставленным ему объектам культурного наследия, осуществления экскурсионного обслуживания, создания условий для туристской деятельности.

Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

Целями создания музеев в Российской Федерации являются:

осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

хранение музейных предметов и музейных коллекций;

выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

изучение музейных предметов и музейных коллекций;

публикация музейных предметов и музейных коллекций.

Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в части первой настоящей статьи, являются также обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, могут являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.

Музеи, в том числе музеи-заповедники, наряду с деятельностью, направленной на достижение целей, указанных в частях первой - третьей настоящей статьи, могут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Статья 28. Порядок учреждения музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации учреждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации

Государственные музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законами субъекта Российской Федерации.от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)

Учредителями негосударственных музеев могут быть органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Негосударственные музеи создаются в форме учреждения органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником после их включения в государственный каталог в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

Уставы негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.

Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации порядком может предоставить негосударственному музею статус негосударственного музея федерального значения.

Статья 31. Реорганизация музеев в Российской Федерации

Реорганизация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Изменение целей деятельности музеев в результате реорганизации не допускается.

Статья 32. Ликвидация музеев в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Ликвидация музеев в Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При ликвидации государственных и муниципальных музеев, иных государственных и муниципальных организаций музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в указанных музеях и организациях на праве оперативного управления или в безвозмездном пользовании, передаются в оперативное управление или в безвозмездное пользование в другие государственные и муниципальные музеи, государственные и муниципальные организации, осуществляющие хранение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в порядке, установленном положением о Музейном фонде:

по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры - в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности;

по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, - в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

по решению органа местного самоуправления, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, - в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в муниципальной собственности.

Собственник включенных в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в частной собственности музейных предметов и музейных коллекций при ликвидации музея обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти в области культуры о ликвидации музея и о лице, принявшем на себя гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, в порядке, установленном положением о Музейном фонде.

Действие положений настоящей статьи распространяется на музеи и иные организации, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона

производство реставрационных работ;

нахождение музейного предмета или музейной коллекции в хранилище (депозитарии) музея. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

иные предусмотренные законодательством Российской Федерации основания. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ)

Музеи организовывают и обеспечивают доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном положением о Музейном фонде и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти в сфере культуры. Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям доводятся музеями до сведения граждан. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 357-ФЗ Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Невыполнение должностными лицами положений настоящего Федерального закона, а именно:

незаконный отказ от включения музейного предмета в состав Музейного фонда Российской Федерации;

незаконное исключение музейного предмета из состава Музейного фонда Российской Федерации;

разглашение конфиденциальных сведений о музейных предметах, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;

неправомерный отказ в регистрации сделок с музейными предметами -; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о музейном фонде 1998 года.

Фз о музейном фонде рф вступил в силу 26 мая 1996 года. Закон состоит из 8 глав, в которых указаны основные положения закона.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Глава I. Общие положения

4 статьи, одна из них посвящена основным понятиям и терминам:

культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;

музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;

музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 23.02.2011 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.



· Глава II. Музейный фонд Российской Федерации

Ст. Формы собственности . Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.

Ст. о составе музейного фонда . Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Ст. о гос. Кат. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Ст. Музейные предметы и музейные коллекции , включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, вывозу из Российской Федерации не подлежат.

Временный вывоз данных предметов регулируется Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

· Глава III. Государственная часть Музейного фонда Российской Федерации
В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.

Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным учреждениям, а также предоставлять необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного указанным музейным предметам и музейным коллекциям

· Глава IV. Негосударственная часть Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственным музеям в Российской Федерации в различных формах, в том числе:
предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РоссийскойФедерации;
обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища;

· Глава V. Музеи в Российской Федерации

Ст 26. Создание музеев в Российской Федерации.

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.

Ст 27. Цели создания музеев в Российской Федерации. Целями создания музеев в Российской Федерации являются:хранение музейных предметов и музейных коллекций;выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;изучение музейных предметов и музейных коллекций;публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Ст 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации. При учреждении музея наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации другими учредителями музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50 процентов.

В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества

Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации

Музеи в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

· Глава VI. Обеспечение доступности Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.

Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:

· неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

· производство реставрационных работ;

· нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан.

Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

· Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут административную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Глава VIII. Заключительные положения

О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.01.2003 г. №15-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 26.06.2007 г. №118-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 23.02.2011 г. №19-ФЗ, 01.12.2014 г. №419-ФЗ, 03.07.2016 г. №357-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, указанные в части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

В случае противоречия между настоящим Федеральным законом и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует настоящий Федеральный закон.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия и термины:

культурные ценности — предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

музейный предмет — культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;

музейная коллекция — совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

Музейный фонд Российской Федерации — совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;

музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;

хранение — один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация — одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №357-ФЗ)

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации

От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры).

От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №357-ФЗ)

base.spinform.ru

Закон о музейном фонде по рф

Работа государственных музеев опирается на ряд законодательных актов и других нормативных документов, регла¬ментирующих вопросы учёта, организации хранения и использования культурных ценностей. Главным из них, отражающим и задачи негосударственных собраний, является Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция), а также изменения, внесенные в Федеральный закон 03.07.2016 N 357-ФЗ.
Эти документы имеют большое значение и для театров, обладающих коллекциями музейного значения (притеатральных музеев).
В данном разделе размещен перечень и тексты документов, наиболее значимых для деятельности всех типов музеев.

Основополагающие законодательные акты в области музейного дела
 Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция). 26 мая 1996 года N 54-ФЗ.
o Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 357-ФЗ.
 Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре»
 Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993)
 Федеральный закон от 3 июля 2016 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»
 Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10 2004 № 125–ФЗ
 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73 – ФЗ (действующая редакция, 2016)
Положения
 Положение «Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ». Утв. Постановлением Правительства РФ 12.02.1998. № 179
 Положение «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда». Утв. Постановлением Правительства РФ 05.07.2001. № 504
 Положение «Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ». Утв. Постановлением Правительства РФ 12.02.2008. № 179

Инструкции
 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Утв. Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290
 Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы министерства культуры СССР. Утв. Приказом министерства культуры СССР от 20.04.1987 № 170
Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях РФ. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 08.12.2009 № 842
Профстандарты
 Об утверждении профессионального стандарта «Хранитель музейных ценностей». Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 521н
 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по учёту музейных предметов». Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н

Концепции, проекты
 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА. – М., 2016

theatre-museum.ru

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ
«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 8 мая 2010 г., 23 февраля 2011 г., 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 28 декабря 2017 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. Действие закона распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в РФ.

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. Соответственно Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части.

Законом определен состав государственной и негосударственной части Музейного фонда, установлен порядок включения и исключения музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда. Регламентированы вопросы осуществления государственного контроля за состоянием Музейного фонда и государственной поддержки музеев.

Устанавливается преимущественное право покупки государства при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части.

Также в законе отражены вопросы создания, реорганизации, ликвидации и осуществления деятельности музеев в РФ. Музеи создаются в форме учреждений. Учреждение государственных музеев производится на основании акта Правительства РФ.

Отдельное внимание уделено обеспечению доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

54 Закон «О Музейном фонде РФ и музеях»

Федеральный закон 54 направлен на регулирование деятельности музеев на территории Российской Федерации. Предписывается правовая база для создания и использования Музейного фонда РФ, а также его положение и статус. Статьи данного закона распространяются на все учреждения – как уже существующие, так и создаваемые.

Описание закона

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» принят 24 апреля 1996. Структурно документ подразделяется на главы, которые создают правовую основу следующим аспектам:

  • общие положения Закона о музейном деле РФ;
  • положения о Музейном фонде Российской Федерации;
  • государственная и негосударственная части Музейного фонда;
  • музеи в РФ;
  • обеспечение доступности для граждан;
  • ответственность за нарушения данного закона.
  • Общие положения Закона о музеях регламентируют сферу применения ФЗ 54, а также основные принципы законодательства, относящиеся к данной области. В первой главе приводятся основные понятия, используемые в документе и принцип государственного регулирования в данной сфере.

    Глава о Музейном фонде РФ регулирует следующие вопросы:

  • представление музейного фонда как части культурного наследия народов России;
  • государственный учет экспонатов и коллекций;
  • собрание музея;
  • порядок включения и исключения предметов и коллекций в Музейный фонд РФ;
  • государственный каталог, принципы его ведения;
  • вывоз предметов и коллекций музеев за пределы страны;
  • особенности гражданского оборота экспонатов;
  • учет и хранение отдельных видов предметов и коллекций.
  • Государственная часть регламентируется главой 3 и предписывает следующие нормы:

    • состав государственной части Музейного фонда;
    • формы собственности и управление соответствующими предметами и коллекциями;
    • принципы государственного контроля и поддержки указанной собственности.
    • Аналогичные положения регламентируются главой о негосударственной части . В нее дополнительно включена статья о порядке проведения сделок с соответствующими экспонатами.

      Глава 5 регулирует принципы и правовую основу деятельности музеев в России . Положениями Федерального закона 54 предписываются следующие аспекты:

    • создание музейных учреждений;
    • определение музеев-заповедников;
    • цели создания и порядок организации как государственных, так и негосударственных учреждений;
    • процедура реорганизации и упразднения созданных учреждений;
    • виды деятельности музеев.
    • Законом 54 ФЗ регулируется обеспечение доступности Музейного фонда , а также порядок публикации экспонатов. Ответственность за нарушение предписаний подразделяется на общие положения и нормы, применимые к должностным лицам. В заключительные положения включен порядок вступления Закона о музеях в силу. Предусматривается и приведение иных законодательных актов в актуальное состояние с данным документом.

      Закон о музеях вступил в силу в день официальной публикации – 26 мая 1996. С данного момента он претерпел ряд изменений и поправок, направленных на устранение неточностей и двоякого толкования. Актуальная редакция документа последний раз обновлялась в июле 2016.

      Скачать Закон «О Музейном фонде РФ и музеях»

      Скачать Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» в последней редакции можно здесь. Документ содержит последние изменения и поправки. Текст будет востребован для работников и должностных лиц данной сферы деятельности, а также правозащитников, углубленно изучающих данную сферу законодательства.

      Последние изменения, внесенные в ФЗ о музеях

      Последняя редакция Закона о музеях была проведена 3 июля 2016 года . Внесенные поправки коснулись следующих положений:

    • в статье 3 ФЗ 54 изменена редакция пятого абзаца, отредактированы абзацы шестой и восьмой;
    • скорректирована редакция части 1 ст 4 ;
    • статья 5 ФЗ 54 дополнена частями 2-5, регулирующими наличие в государственной или негосударственной части музейных предметов и коллекций;
    • статьи 6-10 Закона о музеях изложены в новой редакции;
    • в статье 12 ФЗ 54 отредактирована формулировка;
    • вторая глава была дополнена статьей 12.1 об особенностях учета и хранения отдельных категорий экспонатов;
    • отредактирована формулировка части 2 статьи 13 ;
    • в статье 14 скорректирована ч 1, часть 2 изложена в новой редакции, были введены части 3 и 4 о музейной собственности субъектов РФ;
    • статья 15 утратила силу;
    • изменена редакция ст 16 ФЗ 54 об управлении предметами и коллекциями;
    • отредактированы части 1 в статьях 17 и 18 ;
    • статьи 20-22 ФЗ 54 утратили силу;
    • в ст 23 скорректирована ч 1, в части 2 введена новая редакция третьего абзаца и изменена формулировка четвертого;
    • изменилось название статьи 24 Закона о музеях;
    • ст 25 ФЗ 54 изложена в новой редакции;
    • в статье 27 скорректирована формулировка ч 2, введена ч 4 о возможности образовательной деятельности музейных учреждений, бывшая ч 4 признана частью 5;
    • ст 32 полностью изменила свою редакцию;
    • в статье 35 ФЗ 54 в ч 2 отредактирован четвертый абзац и добавлен новый, ч 3 изложена в новой редакции, скорректирована ч 4;
    • статья 37 об ответственности за нарушения Закона о музеях изменила свою редакцию полностью;
    • ст 38 дополнилась ч 2 об ответственности за своевременную постановку экспонатов на государственный учет.
    • Приведенные изменения актуальны на июль 2017 года. Они направлены на актуализацию правовой базы в связи с общими изменениями законодательства, а также при введении в документ новых положений.

      Обновленный закон «О Музейном фонде и музеях в РФ» вступил в силу

      МОСКВА, 1 янв - РИА Новости. Обновленная версия федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ», согласно которой упрощается процедура включения экспонатов в Музейный фонд, а также осуществляется ряд других изменений, вступает в силу с 1 января 2017 года.

      Все музейные предметы и коллекции будут проходить госучет, независимо от того, в чьей собственности они находятся. Первичный учет, который также подразумевает экспертизу культурных ценностей и регистрацию предметов и коллекций, будет производиться в книге поступлений музея. Приказ о включении в Музейный фонд должны подписывать директора учреждений.

      Согласно закону, информация о каждом музейном предмете или коллекции, которым присваивается уникальный идентификационный номер, будет внесена в Государственный каталог Музейного фонда России. Сведения о них будут доступны на официальном сайте каталога. Также в каталоге будет содержаться информация о сделках с предметами и коллекциями.

      Кроме того, определены границы собственности на государственную часть Музейного фонда между федеральным центром и регионами, усовершенствован порядок управления предметами и коллекциями государственной части, а также уточняются правила осуществления сделок с предметами и коллекциями негосударственной части.

      Федеральный закон 54 регулирует любую деятельность всех музеев, находящихся на территории России, а также всех учреждений такого типа, которые будут созданы на этой территории. Так как хранение экспонатов с культурной и исторической ценностью — задача государственной важности, ее нужно контролировать, именно поэтому был принят соответствующий закон. Также описываются процессы и нюансы деятельности Музейного Фонда России.

      Описание 54 ФЗ

      Закон о музейном деле РФ был принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2017 года. ФЗ 54 о музейном фонде России содержит 8 глав и 40 статей. Этот закон регулирует и контролирует изменения, положения и правовые нюансы и основы Музейного Фонда России, а также регламентирует процессы и мероприятия по созданию или изменениям всех уже имеющихся на территории страны, либо созданных в будущем музеев РФ.

      ФЗ 173 в новой редакции 2018 года

      Краткое содержание Федерального закона номер 54 о Музейном Фонде и музеях России:

      • Первая глава описывает общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Дан список других законов, нормативов и актов, контролирующих описываемую область. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их описание. Оформлено, каким образом государство осуществляет надзор и контролирует создание и изменения в музеях страны;
      • Во второй главе подробно описан Музейный Фонд. Оформлена информация о фонде со стороны населения, он является культурным наследием. Описан процесс внесения сведений и ведения гос. учета о коллекциях и предметах, находящихся на хранении и выставляющиеся в музеях страны. Также описан процесс исключения сведений и внесение их в архив Музейного Фонда обо всех предметах и коллекциях, хранящихся и выставляющихся в учреждениях описываемого типа. Оформлен гос. каталог настоящей области. Описан процесс и особенности ввоза в Россию и вывоза из нее коллекционных, раритетных и представляющих ценность предметов. Также оформлены нюансы и процессы оборота перечисленных категорий объектов среди граждан;
      • В главе третей описаны экспонаты и особенности их хранения, если они находятся в музеях, но принадлежат государству. Перечислен состав объектов, входящий в гос. систему фонда. Описаны и перечислены виды и категории форм собственности, которые можно заключить на гос. объекты, хранящиеся в музеях. Оформлена информация о способах и процессах управления перемещением и использованием объектов гос. части фонда. Описан процесс и способы контроля над государственной частью объектов. Оформлена государственная поддержка и способы ее получения;
      • В главе номер четыре описаны экспонаты и особенности их хранения, если они находятся в музеях или в фонде, но не принадлежат государству. Перечислен состав объектов негос. части фонда. Оформлена информация о ведении государственного надзора над негос. Частью объектов музейного фонда. Оформлена государственная поддержка негос. части музейного фонда и способы ее получения. Описаны процессы и способы оформления сделок, предметом которых являются экспонаты и хранящиеся в музеях объекты, являющиеся негосударственными;
      • В пятой г. перечислены и описаны музеи, находящиеся на территории РФ. Оформлен процесс создания и официальной регистрации в России соответствующего учреждения. Дан список целей, которые можно указать при создании музея. Перечислен список и порядок, по которому учреждаются государственные и негосударственные, а также другие категории музеев. Подробно описан процесс реорганизации и ликвидации описанного вида объектов. Дан список видов и категорий деятельности в настоящей области;
      • В г. шесть оформлен доступ к объектам музея граждан, сотрудников, должностных лиц и работников органов. Перечислены способы получения доступа и категории доступности. Оформлены процессы и нюансы публикации экспонатов и объектов;
      • В седьмой оформлена ответственность за нарушение положений описываемого закона. Описана ответственность граждан и сотрудников музея при нарушениях положений и условий закона. Подробно оформлена ответственность должностных лиц при нарушениях не только закона, но и нарушений по отношению к гражданам по требованиям закона;
      • В восьмой оформлены дополнительные условия и заключительные положения и требования настоящего Федерального закона.

      Описываемая сфера регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и Конституцией РФ, другими ФЗ и Основами законодательства России о культуре.

      Вам будет интересно: ФЗ о частной детективной деятельности в новой редакции. подробности

      Какие были внесены изменения?

      Последние изменения в закон о музейном фонде РФ были внесены 28 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 435. Изменения произошли в двух статьях закона.

      В третьей статье изменился второй абзац. В этом абзаце дается определение понятия культурные ценности. Согласно изменениям культурные ценности – это материальные объекты или предметы, без привязки ко времени создания, но несущие при этом ценность для граждан или государства в областях истории, науки или культуры. Также был добавлен абзац номер семь , из-за чего бывшие до этого 7 и 8 абзацы стали 8 и 9. В нем объясняется понятие негосударственного музея федерального значения. Согласно изменениям негос. музей федер. значения – это учреждение, получившее особый статус по положениям настоящего ФЗ и благодаря указаниям Правительства РФ.

      В последней редакции полностью изменилась статья номер 30. В этой статье дан полный и подробный порядок учреждения негос. музеев на территории РФ. В статье оформлена информация, что учредителями такого вида музея могут стать как физические, так и юридические лица, а также органы самоуправления местного уровня. Данными категориями лиц учреждается музей только согласно правилам законодательства России и оформляется как специальное учреждение.

      Также в 30 статье закона о музеях написано, что экспонаты и объекты, которые будут выставляться в учреждении, могут быть закреплены за ними только после специальной регистрации. Негос. учреждения обязательно должны быть включены в специальный каталог, в каталоге пишется информация, что музей оформляется на базе оперативного управления. Обязательным также является создание и написание устава для соответствующего вида учреждения, такой устав обсуждается учредителями, утверждается и регистрируется. Любое же недвижимое имущество, закрепленное музеем, может быть присвоено учредителями или собственником только при неиспользовании имущества, либо использовании его не по назначению, либо же при ликвидации организации.

      В исключительных случаях Правительство имеет право предоставить музею определенный статус. Если федер. орган высылает Правительству РФ, описанную в законе информацию, учреждению может быть выдан статус «негосударственный музей федерального значения».

      Скачать текст закона о музейном фонде и музеях РФ

      Как и любой вид или категорию учреждений, область создания и управления музеями должна контролироваться государством. Эта область очень важна для населения, так как в музеях находятся экспонаты, причисленные к культурному наследию страны. Поэтому каждому гражданину рекомендуется ознакомиться с положениями, представленными в последней редакции, описываемого закона.

      Основным законом в РФ является ФЗ «о музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 года. Этот закон определяет особенности правового положения музейного фонда, особенности создания музеев, рассматривает положение форм собственности, управления музейными предметами и государственный контроль государственной части музейного фонда. Закон дополняют и развивают: «Положения о музейном фонде РФ», «Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ». Они были утверждены в 1998 году.

      Музейные предметы и коллекции, к-е входят в состав музейного фонда вывозу из России не подлежат. Временный вывоз регулируется ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

      Музейным фондом называется совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ». Музейный фонд является частью культурного наследия РФ. Музейные предметы и коллекции находятся в государственной, муниципальной и частной формах собственности. Включение музейного предмета в музейный фонд производится министерством культуры.

      Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части. Государственная часть находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Гос. контроль осуществляется Министерством Культуры РФ. Хранителями являются государственные и ведомственные музеи. Держателями негосударственной части являются частные лица и общественные музеи. При совершении сделок купли-продажи музейных предметов государство имеет право первой покупки этих предметов.

      В отношении памятников природы действует: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Тоже есть постоянно обновляющийся «свод» - регулярно обновляемым документом для природных памятников служит «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий». Сведения о природных заповедниках, национальных парках, памятниках природы, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

      Права музеев.

      Продавать музеями продукцию, связанную с их деятельностью, - законно.

      Из ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» следует, что «целями создания музеев в Российской Федерации являются:

        осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

        хранение музейных предметов и музейных коллекций;

        выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

        изучение музейных предметов и музейных коллекций;

        публикация музейных предметов и музейных коллекций».

      Таким образом, следует, что музеи вправе тиражировать типографским способом или демонстрировать, например, в интернете любые свои экспонаты.

      Если продажа полиграфической и прочей сувенирной продукции приносит прибыль, которая будет направлена на достижение целей, предусмотренным ФЗ «О музеях...» - то это законно.

      Фотографировать в музее бесплатно - можно.

      Статья 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека. Также это право гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.

      Статьёй 36 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.

      Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.

      Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съёмку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.

      Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьёй 8 закона «Об информации…»

      Что же касается продажи музеями «права на съёмку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.

      Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон.

      Если кратко:

      Нельзя:

        реализовывать продукцию с изображениями культурного наследия без официального разрешения.

        фотографировать со вспышкой некоторые музейные экспонаты.

      Можно:

        фотографировать в личных целях,

        использовать эти фотографии в образовательных целях.

      Было нельзя, сейчас можно:

        проносить в музей съёмочную аппаратуру.

      Какие законы это регулируют:

        Конституция РФ,

        ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»,

        ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ,

        ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

        «Основы законодательства РФ о культуре»,

        Гражданский кодекс РФ,

        «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».

      Ни одно внутреннее распоряжение музея не может противоречить ни одному из перечисленных выше нормативно-правовых актов.

      Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

      Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

      В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

      Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.