Основные законы рф по охране окружающей среды. Экологическое законодательство российской федерации


Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.
Сегодня редко приходится встречать людей, которые полностью знают свои экологические права, и уж тем более умеют их отстаивать. Ведь даже такие основы, как собственные гражданские права, для многих людей - что-то запутанное и малопонятное. Поэтому мы решили создать подробную инфографику-инструкцию «Какое законодательство защищает окружающую среду» :

(кликайте на инфографику и скачивайте ее в полном размере)

Прежде всего, это пособие для обычных граждан. Ведь в этой инфографике, первой , собраны все основные законы и нормативные акты, которые охраняют окружающую среду. Данный материал станет отличным подспорьем не только для обычных людей, но и для целых общественных организаций и госорганов, а также полноценным учебным материалом для студентов профильных учебных заведений. Ведь ресурсов, которые бы наглядно и доступно излагали отраженную в инфографике информацию, сегодня практически нет.

В первую очередь, это связано с тем, что экологическое право — тема далеко не простая, и к сожалению, специалистов по ней не так много. Ведь это комплексная отрасль права, которая занимается регулированием тех общественных отношений, которые касаются использования природных объектов и ресурсов: земель, водоемов, лесов и т.д.. Значительно усложняет тему и так называемая «экологизация законодательства», когда ряд норм разбросан по нормативным документам, которые, по своей сути, не имеют прямого отношения к охране окружающей среды или к экологическим правам граждан. Поэтому для того, чтобы разобраться в экологическом праве, необходимо первым деломоценить масштаб этой отрасли.


Сегодня спрос на доступную информацию по теме экологического законодательство очень высок. К нам регулярно обращаются люди с различными вопросами в этой сфере. Всё потому, что люди своих прав не знают. Разобраться в законе — дело не простое, необходимо знание терминов, работа с комментариями и связанными подзаконными актами, анализ судебной практики, отслеживание изменений в законах, публикаций дополнений. Учитывая все сложности вопроса, отразить все аспекты на одной картинке-инфографике достаточно сложно, поэтому ту часть информации, которая не войдет в итоговую версию инфографики, мы будем публиковать в сопроводительном тексте.

Для инфографики мы отобрали наиболее значимые и основополагающие документы, со сферой регулирования которых может столкнуться в повседневной жизни каждый из нас. Все их можно найти в интернете на сайтах соответствующих ведомств или по адресу «pravo.gov.ru», а также в специализированных справочных правовых системах «Констультант плюс», «Гарант» или «Кодекс».
Инфографика «Какое законодательство защищает окружающую среду» — первая в серии #ЭкоПраво . В последующих же инфографиках по этому направлению, двигаясь от общего к частному, мы разберем такие темы, как защита леса, водоемов, открытость экологической информации, составление грамотного обращения в государственный орган.

Среди ученого юридического сообщества идут большие споры о том, какие законы можно отнести к экологическим, по какому принципу их классифицировать и в какую иерархию они выстраиваются по отношению друг к другу. Наша же задача — отразить реалистичную картину, продемонстрировав основные действующие правовые акты применительно к окружающей действительности.
Мы будем исходить из деления законов и подзаконных актов на общие (устанавливающие базовые принципы), такие, как Закон об охране окружающей среды, и специальные (регулирующие отдельно взятую область экологического права), например, Земельный кодекс.

А теперь по порядку:
1. Основной закон России — Конституция РФ, принятая в 1993 году. Она содержит базовые принципы, на которых строится и функционирует вся правовая система нашей страны. В ней же содержится и несколько статей, касающихся охраны окружающей среды (ст. 9,36,41,42,58,71, 72 и 114). Наиболее значимыми мы считаем те из них, которые устанавливают не только право на благоприятную окружающую среду, но и обязанности по ее сохранению. Это статья 42 («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением») и статья 58 («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»).
2. Международные договоры и соглашения, которые также делятся на общие и специальные.


Среди общих принято выделять общеохранительные : Декларация ООН по окружающей человека среде (1972), Бразильская декларация ООН по окружающей среде и развитию (1992), Всемирная хартия природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) и др. А среди специальных документов принята следующая классификация:
- по природным ресурсам и объектам, находящимся под национальной юрисдикцией государства. К ним относятся леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая и другие уникальные объекты и природные комплексы.
- по охране «разделяемых» природных ресурсов и объектов. Например, Конвенция об охране реки Дунай (1994), Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений (1963), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992).
- направленные на решение определенной глобальной экологической проблемы. Это Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская Конвенция об охране озонового слоя (1985), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987), Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992) и др.
- по охране конкретного природного ресурса: Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973), Конвенция о биологическом разнообразии (1992) и др.
3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов можно разделить на:


- «экосистемные» или «интегрированные»: ФЗ «Об охране окружающей среды» (N 7), ФЗ «Об экологической экспертизе» (N 174), ФЗ «Об охране озера Байкал» (N 94), ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (N 33), ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (N 26), ФЗ «О континентальном шельфе» (N 187), ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (N 155) и др.
- дифференцированные по компонентам окружающей среды, они же «поресурсные» : Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс, Закон «О недрах», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (N 96) и др. К этой группе также можно отнести и законы в защиту живых организмов, или «фаунистические»: ФЗ «О животном мире» (N 52), ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (N 166), ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (N 209).
- федеральные законы в области обеспечения экологической безопасности: ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (N 68), ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (N 116), ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (N 117). Особым пунктом в этой группе можно выделить законы, направленные на охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения: ФЗ «Об использовании атомной энергии» (N 170), ФЗ «О радиационной безопасности населения» (N 3), ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» (N 92), ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (N 190), а также законы, направленные на социальную защиту граждан, пострадавших в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, или аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча.
- экологизированные законы, т.е. те, в которых содержатся нормы, значимые для регулирования экологических отношений: Гражданский Кодекс РФ (например, ст. 209 и 751), Уголовный Кодекс РФ (глава 26), Кодекс об административных правонарушениях РФ (глава 8), Градостроительный Кодекс РФ и др. В их числе можно выделить, ФЗ «Об отходах производства и потребления» (N 89), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (N 52), ФЗ «О техническом регулировании» (N 184) и ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (N 82). Необходимо добавить сюда и законы из сельскохозяйственной сферы: ФЗ «О мелиорации земель» (N 4) и ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (N 109).

Базовым среди всех вышеперечисленных законов является ФЗ «Об охране окружающей среды» (N 7), который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды как в пределах территории РФ, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.


Поскольку вышеуказанная градация весьма условна, особого внимания заслуживает вопрос о приоритете действия одного федерального закона над другим. Разъяснить эту ситуацию может Конституционный суд России, который указывает, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется такое правило: «Последующий закон отменяет предыдущие», означающий, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии — действует последующий закон. Вместе с тем, независимо от времени принятия, приоритетным признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

4. Подзаконные акты.


В системе подзаконных нормативных правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые, во-первых, определяют основные направления экологической политики, а во-вторых, формируют систему и структуру органов государственной исполнительной власти, уполномоченных реализовывать государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования. К ним можно отнести Указы Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (N 537), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (N 440), «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (N 236), «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и др.

Важное место среди источников экологического права занимают и нормативные правовые акты Правительства РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства РФ издаются во исполнение федеральных законов, ими утверждаются федеральные целевые программы, устанавливаются таксы для исчисления размера ущерба, причиненного природным ресурсам, порядки проведения экологического мониторинга, государственной экологической экспертизы и т. д. Например, постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы» (N 698).

Достаточно большое значение имеют нормативные правовые акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Например, приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» (N 69), приказ Ростехнадзора «Об утверждении Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух» (N 639), приказ Рослесхоза «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и Формы примерного договора аренды лесного участка» (N 319). Здесь нужно запомнить важную вещь: если в статье КоАП РФ ил УК РФ вы видите слово «нарушение правил», то знайте — эти правила могут быть прописаны в конкретном законе, но в большинстве случаев «правила» утверждают постановлением правительства или актом ведомственного органа. Это один из ответов на вопросы, где искать. Кстати, в следующей инфографике мы разберем виды экологических преступлений и правонарушений.

5. Региональное и местное законодательство.
Регулируют вопросы экологического права также субъекты РФ и органы местного самоуправления. Первые ведут свою деятельность на основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (N 184) и осуществляют свою деятельность тремя различными способами. Субъекты или детализируют федеральное законодательство, или фактически дублируют его, или предпринимают попытки принятия собственных решений назревших проблем. Органы местного значения же действуют на основании другого ФЗ — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (N 131) и, как правило, регулируют вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия территории, озеленения и благоустройства, утилизации и переработки отходов.

6. Доктрины. Отдельно мы решили отметить Экологическую доктрину Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства РФ (N 1225-р), Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента РФ (N 537), «Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года» и др.
Как видите, список этих документов может быть пространным. Мы включили в нашу инфографику лишь наиболее важные и часто встречающиеся в повседневной жизни законы и нормативные акты, с которыми может столкнуться как обычный человек, так и любая общественная организация. Однако, чтобы понимать особенности экологических правоотношений, мало знать лишь названия и классификацию существующего в этой сфере законодательства. Поэтому в последующих материалах в рамках направления #ЭкоПраво мы начнем углубляться во все аспекты этого непростого вопроса и разбирать подробно и с пояснениями все наиболее важные части экологического права по отдельности.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 01.04.2015г. No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "

Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Из серии: Шпаргалки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (А. В. Сазыкин) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

Экологическое (природоохранное) право Российской Федерации

Введение

Определение и задачи экологического права

Экологическое прaво является одной из существенных отрaслей российского права. Его основная задача - регулирование общественных (экологических) отношений в области взaимодействия общества и природы, рационального использования и охраны природных ресурсoв. Сам термин "эколoгия" обозначает учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. В общей экологии существует особая часть, называемая социальной экологией, под кoторой понимается учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Важно отметить, что предметом социальной экологии является не окружающая, а именно природная среда. Составной частью социальной экологии является правовая экология, то есть совокупность норм, регулирующих экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Само экологическое право является одним из проявлений правовой экологии. Таким образом, экологическое право - это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Природная среда образует сложное понятие, в которое входят две формы взаимодействия общества и природы. Первая форма - экономическая. В ней подразумевается потребление человеком природы, использование её для удовлетворения своих потребностей, как материальных, так и духовных. Вторая форма, экологическая, - включает в себя охрану окружающей среды для сохранения человека как биологического и социального вида и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трех взаимосвязанных формах: загрязнение окружающей среды, ее разрушение, и истощение природных ресурсов. В последнее время из-за антропогенного загрязнения природной среды и нерационального использования природных ресурсов их запасы все более истощаются, что в перспективе может привести к необратимым последствиям для всего человечества. Именно поэтому крайне необходимо и вполне актуально в наше время обратить внимание на недостаточность организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, помноженную на дефекты экологического воспитания и образования с детства, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе. Это и является главной причиной нарушения экологического равновесия в окружающей нас природной среде. Следующие принципы были сформулированы для поддержания нормального взаимодействия общества и природы:

· приоритет охраны жизни и здоровья;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

· рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

· законность и неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;

· гласность работы экологических организаций и некоторые другие.

На основе вышеизложенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них особо выделяют правовой способ. Описанию этого способа и ознакомлению с базовыми понятиями и структурой экологического права и посвящен данный реферат.

1. Краткая характеристика отрасли

Экологическое право представляет собой комплексную отрасль. Это значит, что общественные отношения в рамках данной отрасли, помимо собственных норм, регулируются также нормами, которые содержатся в иных отраслях российского права, например гражданском, уголовном, предпринимательском, конституционном и других. В свою очередь, отрасль экологического права включает в себя несколько самостоятельных отраслей: - земельное право; - водное; - горное; - воздухоохранительное; - лесное; - фаунистическое.

2. Предмет и метод экологического права

Экологическое право как самостоятельную отрасль права определяет наличие специфического предмета, метода и принципов правового регулирования, а также существование осознанной общественной необходимости в самостоятельности этой отрасли. Предметом регулирования экологического права являются отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов, которые подразделяются на две группы:

1. отраслевые (земельно-охранительные, по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные, а также отношения по охране фауны и атмосферного воздуха);

2. комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).

Из методов экологического права (способов воздействия на общественные отношения), следует прежде всего выделить административно-правовой (императивный) метод, в котором главное положение занимают запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Большое значение в пределах второго способа воздействия, гражданско-правового (или диспозитивного), стал приобретать экономический подход, суть которого во влиянии на охрану природы через материальный интерес к ее охране и рациональному использованию со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, можно сказать, что метод экологического права является совокупностью экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.

3. Объекты экологического права

Совокупным объектом экологического права является природа, то есть складывающиеся в естественные экологические системы, взаимодействующие объекты окружающей среды. Под ними подразумеваются охраняемые нормами действующего законодательства в рамках данной отрасли составные части окружающей природной среды, обладающие признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способные выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природных объектов проявляются в трех выполняемых ими функциях - экологической, экономической и культурно-оздоровительной.

Непосредственно сами объекты природы (согласно закону РФ "Об охране окружающей среды") разделяются на три группы:

1. интегрированные - т.е. сама природная среда;

2. дифференцированные - отдельные природные объекты:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы;

Околоземное космическое пространство;

3. особо охраняемые - остальные объекты.

Целесообразно будет дополнить некоторые особенности охраны природных объектов в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая гласит:

"…В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты,

Включённые в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,

Государственные природные заповедники (…),

Исконная среда обитания,

Места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России,

Объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение,

Континентальный шельф и

Исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также

Редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания".

Так как у людей часто возникают трудности с правильным определением списка экологических объектов охраны, то стоит отметить, что к охраняемой законом естественной среде обитания не относятся:

Созданные человеком социальные ценности;

Вышедшие из экологической связи с природой её элементы;

Не представляющие ценности для человеческого общества компоненты природы;

Природные явления и условия, которые невозможно охранять от пагубного воздействия при данном этапе развития современной науки.

Здесь уже упоминалось, что объекты окружающей среды образуют экологические системы. Существует три вида охраняемых законом экологических систем, или структур: естественные (те, которые в какой-либо степени сохранились от человеческого воздействия); модифицированные (которые были изменены человеком в процессе его преобразующей деятельности, в основном экономической); и трансформированные (которые были преобразованы человеком из естественных с целью удовлетворить хозяйственные потребности). Все эти виды экосистем охраняются посредством организации особо охраняемых территорий, в том числе заповедников, а также с помощью соблюдения принципов рационального природопользования.

4. Экологические права и обязанности человека и гражданина

Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно статье 42 Конституции РФ, предусматриваются следующие экологические права человека:

· право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

· право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды;

· право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

· право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В свою очередь, нам необходимо четко понимать, что подразумевается под благоприятной окружающей средой. Её определение, а также толкование термина "экологическая безопасность", содержится в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды":

"Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов…

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий".

Граждане РФ могут защищать свои права на благоприятную окружающую среду в административном или судебном порядке.

Также существуют особые права граждан РФ в сфере экологического права:

· Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

· направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления;

· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Обязанности граждан РФ касательно главного объекта экологического права, т.е. окружающей среды, лаконично, но точно сформулированы в ст.58 Конституции РФ:

"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

Стоит также добавить, что права и обязанности, возникающие у субъектов правоотношений, зависят от вида самого объекта правоотношения и его особенностей.

5. Экологическое законодательство. Нормы экологического права

Нормы экологического права являются наиболее важной формой его проявления, состоящей в единстве с двумя другими формами: правовыми идеями, входящими в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, и правоотношениями, позволяющими применять писаные нормы к жизненным ситуациям.

Нормы экологического права служат для установления правил поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей его природной среды. В своей совокупности эти нормы образуют экологическое законодательство. Они подразделяются на:

· отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов);

· комплексные (охрана и использование природных комплексов);

· экологизированные (экологизация в данном случае - внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта другой отрасли).

По содержанию правовые нормы делятся на нормы-приоритеты, нормы-принципы и нормы-правила. Нормами-приоритетами устанавливаются правовые преимущества одних объектов перед другими во время их охраны и использования в интересах обеспечения качества природной среды. Нормы-приоритеты существуют различных уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического. Нормы-принципы же фиксируют основополагающие принципы охраны окружающей среды. И наконец, третья категория экологических норм - нормы-правила, которые содержат экологические требования-императивы, применяющиеся к конкретной сфере экологических отношений. Они бывают следующих видов: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

6. Источники экологического права

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие в себе правовые нормы, которые регулируют экологические отношения и содержат общие правила поведения в этой отрасли права. Источники данной отрасли российского права имеют некоторые особенности по сравнению с источниками права других отраслей: в них содержится значительный вес законов, а также они отличаются своими "экологизированными" нормами и актами, отражающими сопровождающие соответствующие отношения требования охраны окружающей природной среды.

Система экологического законодательства, образованная нормативно-правовыми актами в данной сфере права, включает в себя две подсистемы:

1. природоохранительное законодательство, в которое входит Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", и другие акты комплексного правового регулирования;

2. природноресурсoвое законодательство, включающее в себя Земельный Кодекс, Закон РФ о недрах и остальные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Конституция РФ, будучи основным, базовым законом РФ, определяет главные положения экологической стратегии государства и разделяет экологическую деятельность при взаимодействии общества с природой на три компонента: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Также следует немного подробнее рассказать об упомянутых экологизированных нормах права. Необходимость их введения обоснована тем, что обычные нормы экологического права не всегда могут напрямую регулировать экологические вопросы. Кроме основного экологизированного законодательного акта, Закона об охране окружающей среды, существует также Закон о местном самоуправлении и другие отраслевые акты. Такие акты остаются источниками права в собственных отраслях, но в то же время напрямую регулируют экологические правоотношения в части, касающейся охраны окружающей среды.

7. Экологические правоотношения

Экологическими правоотношениями называются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Они возникают на основе юридических фактов, которые делятся на события и действия. Событие отличается тем, что возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (например, различные стихийные бедствия). Действие же является более распространенным основанием возникновения экологических правоотношений, проявляющимся через поступки людей. В свою очередь поступки можно разделить на позитивные (выполнение экологических предписаний закона в процессе природопользования) и негативные (причинение вреда природной среде и здоровью человека через нарушение экологических предписаний).

Субъектами экологических правоотношений является государство (в случае, когда природные ресурсы переходят в собственность физических или юридических лиц) и физические и юридические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления (хозяйствующие субъекты).

Содержание экологического правоотношения предполагает права и обязанности его участников по охране и использованию окружающей среды. По содержанию этих прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения можно разделить на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, органы судебно-прокурорского надзора и общественные объединения экологического профиля.

Индивидуальные особенности в содержании конкретного экологического правоотношения зависят в большой степени от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.

8. Экологические правонарушения. Ответственность за экологические правонарушения

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. Им также можно назвать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, основанное на удовлетворении экономических потребностей, причиняющее вред природной среде. К предметам экологических правонарушений относят следующие понятия:

Право собственности на природные ресурсы;

Экологические требования охраны окружающей среды;

Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Причинить вред окружающей среде, то есть совершить экологическое правонарушение, возможно несколькими способами:

§ загрязнение природной среды;

§ нерациональное использование природных ресурсов;

§ истощение природных объектов;

§ порча, повреждение, уничтожение природных объектов;

§ разрушение природной системы, её экологических связей.

В РФ предусмотрено два вида ответственности за экологические правонарушения: экономическая и юридическая, в совокупности составляющие экологическую ответственность.

Экономико-правовой комплекс экологической ответственности соединяет в себе нормы и отношения по возмещению и предотвращению вреда окружающей среде. Экологические нарушения основаны на объективном противоречии между экологическими и экономическими интересами в системе "общество-природа". Они лежат в основе экологической ответственности, которая призвана выполнять три функции: стимулирующую, компенсационную и превентивную. Каждый из видов экологической ответственности имеет свои специфические особенности.

Экономическая ответственность основывается на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Она возникает по факту причинения вреда окружающей природной среде.

Напротив, юридическая ответственность возникает из неправомерных деяний и регулируется административно-правовыми методами. Наступает данный вид ответственности по факту правонарушения.

Остановимся подробнее на юридической ответственности, которая существует следующих видов:

· Дисциплинарная. Предусмотрена трудовым законодательством и наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок - противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду

· Материальная. Тоже устанавливается трудовым законодательством для работников и должностных лиц, по вине которых предприятия понесли расходы по возмещению вреда, причинённого экологическим правонарушением. Заключается в обязательстве работника возместить в установленном порядке и в определённых размерах причинённый по его вине ущерб.

· Гражданско-правовая. Заключается в обязании правонарушителя возместить потерпевшей стороне имущественный и/или моральный вред, причинённый в результате нарушения правовых экологических требований. Также возможны случаи, обязывающие восстановить нарушенное состояние окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Может применяться в комплексе с мерами дисциплинарного и административного воздействия.

· Административная. Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований, правил по охране отдельных компонентов природной среды, правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом, требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности. Наказание осуществляется на основе Кодекса РФ об Административных Правонарушениях.

· Уголовная. Наступает за предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние, посягающее на окружающую среду и её компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. (Устанавливается 26 главой Уголовного кодекса РФ - "составы экологических преступлений").

9. Механизм экологического права

По поводу механизма экологического права можно сказать очень многое, если начать подробно описывать его стадии и разновидности. Но целью данного реферата является лишь начальное ознакомление с правовым способом охраны природной среды, поэтому я упомяну лишь основные моменты механизма охраны окружающей природной среды. Механизм экологического права подразделяется на:

1. эколого-правовой, обеспечивающий материализацию эколого-правовых норм. Он проявляется в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

2. Экономический, опирающийся на материальную заинтересованность исполнителя норм права в достижении реальной цели. В него входят меры материально-технического и финансового обеспечения, принцип платности использования природных ресурсов, платежи, льготы по кредитованию, налогообложению и т.д., а также природные кадастры.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что экологическое право РФ на данный момент имеет перед собой две крайне важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и силовое регулирование природопользования. При решении первой задачи должно произойти качественное изменение сознания людей с целью перехода от бесконтрольного потребления природных ресурсов к сознательной их защите и обереганию от истощения. Этого можно достигнуть путем усовершенствования системы среднего и высшего образования с добавлением акцента на формирование нового экологического сознания, превращающего защиту природы в нравственную задачу всех людей. Сегодняшний же уровень экологического правосознания доказывает несовершенство нынешней системы правового регулирования природопользования, нуждающейся в дополнениях и корректировках. Это позволит достичь необходимого уровня соответствия между достижениями научно-технического прогресса с его негативными последствиями для окружающей среды и законными способами защиты природы от негативного влияния человека. После того, как задачи в данной сфере будут решены, экологический правопорядок в России станет более полным и осознанным.

Список использованной литературы

1. Текст Конституции РФ.

2. Текст Федерального закона "Об охране окружающей среды".

3. Электронный ресурс - информационный образовательный юридический портал "Закон сегодня". URL: http://lawtoday.ru/

4. Электронный ресурс - электронная юридическая библиотека "Юристлиб". URL: http://www.juristlib.ru/

5. Электронный ресурс - электронная библиотека учебных пособий. URL: http://yourlib.net/content/category/29/75/84/

6. Книга "Экологическое право", А.Г. Нецветаев.

7. "Экологическое право", Кузнецова Н.В.: учебное пособие по юриспруденции.

Экологическое законодательство представлено федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов. Основными законами по регулированию и охране окружающей среды являются федеральные законы: «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.) .

Заглавным актом экологического законодательства является федеральный закон «Об охране окружающей среды» (Закон ООС), вступивший в силу с 12 января 2002 г. . Закон ООС определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Суть политики состоит в обеспечении сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранении благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и рациональном использовании природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Вместе с этим целью Закона ООС является укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Закон ООС предусматривает обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В Законе ООС даются юридические определения окружающей среды и благоприятной окружающей среды. Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Благоприятная окружающая среда – это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. При этом под качеством окружающей среды понимают ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

При проведении хозяйственной и иной деятельности происходит негативное изменение качества окружающей среды, то есть на нее оказывается негативное воздействие. Виды негативного воздействия на окружающую среду определены ст.16 Закона ООС:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

· сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;

· загрязнение недр, почв;

· размещение отходов производства и потребления;

· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и др. видами физических воздействий.

При регулировании качества окружающей среды необходимо учитывать все виды негативного воздействия. Законом ООС определены пять основных направлений по регулированию качества окружающей среды города .

1. Установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее, глава V.

2. Проведение государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), глава X.

3. Проведение контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля), глава XI.

4. Осуществление мероприятий по охране окружающей среды, глава IV.

5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды, глава IV.

Качество благоприятной окружающей среды регламентируется с помощью нормативов. Они устанавливаются по физическим, химическим, биологическим и иным показателям. Окружающая среда считается благоприятной, если показатели ее состояний не превышают нормативов. Нормативы устанавливаются с учетом научно-технических достижений и требований международных стандартов. На основе нормативов качества окружающей среды проводится нормирование допустимых воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности. С их помощью оценивается реальное состояние окружающей среды. Виды нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее рассматриваются в параграфах 2.3 и 2.4 учебного пособия.

Второе направление по регулированию качества окружающей среды заключается в проведении государственного экологического мониторинга. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст.1 Закона ООС). Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется органами государственной власти РФ. Целью его проведения является получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Полученная информация используется для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга устанавливается Правительством РФ (ст. 63).

Третье направление по регулированию качества окружающей среды – контроль в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требований и обеспечение экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64). В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.

Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66):

· проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выполнения планов природоохранных мероприятий;

· проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и др. объектов;

· проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;

· предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;

· приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства;

· привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контролирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС).

Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).

Муниципальный экологический контроль должен осуществляться органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты контроля представляются в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).

Четвертое направление по регулированию качества окружающей среды – это проведение природоохранных мероприятий. Оно определено ст. 15 Закона ООС: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством».

К методам экономического регулирования деятельности в области охраны окружающей среды относятся (ст. 14):

· разработка федеральных программ в области экологического развития и целевых программ в области охраны окружающей среды;

· разработка и проведение природоохранных мероприятий;

· установление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и др. виды негативного воздействия на окружающую среду;

· проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;

· проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· предоставление налоговых и иных льгот при осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды: внедрение наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов;

· поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, по охране окружающей среды;

· возмещение вреда окружающей среде.

Особое место среди природоохранных мероприятий занимают мероприятия по обращению с отходами производства и потребления. В соответствии со ст. 51 Закона ООС запрещается сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Основным же законом в области обращения с отходами является закон «Об отходах производства и потребления».

Санитарное законодательство по регулированию качества окружающей среды. Оно состоит из основного федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) , других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Основной Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на охрану здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. При этом окружающая среда представляется Законом как среда обитания человека . Санитарно-эпидемиологические требования, обеспечивающие безопасность среды обитания для здоровья человека, приводятся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах (санитарных правилах – СП, санитарных правилах и нормах – СанПиН, санитарных нормах – СН, гигиенических нормативах – ГН). Эти нормативные правовые акты содержат нормы оптимальных и предельно допустимых уровней влияния факторов среды обитания на организм человека. Гигиенические нормативы используются для регламентации качества окружающей среды.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования:

· к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;

· атмосферному воздуху в городских поселениях, воздуху жилых и др. помещений;

· сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов потребления и производства;

· жилым помещениям, эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и т.п.

Согласно экологическому законодательству при осуществлении любой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, должны соблюдаться гигиенические нормативы и выполняться санитарные правила. За их соблюдением осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор.

Рассмотрим основные статьи федеральных законов, регулирующих качество окружающей среды по отдельным природным компонентам – атмосферному воздуху, водам, землям и почвам.

Атмосферный воздух города . Основным законом по регулированию качества и охране атмосферного воздуха является закон «Об охране атмосферного воздуха» . Регулирование качества воздушной среды осуществляется нормированием (ст. 11, 12), мониторингом (ст. 23), государственным, производственным и общественным контролем за охраной атмосферного воздуха (ст. 24…27), проведением мероприятий по охране атмосферного воздуха (ст. 9, 30).

Следует отметить, что выброс загрязняющих веществ стационарным источником допускается на основании разрешения территориального органа федеральной исполнительной власти – Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России. Ст. 9 данного закона повторяет ст. 15 Закона ООС и гласит, что юридические лица должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Ст. 17 данного закона повторяет ст. 45 Закона ООС и посвящена регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Ст. 18 данного закона дополняет ст. 51 Закона ООС об обращении с отходами производства и потребления и запрещает сжигание отходов, в том числе дурнопахнущих веществ, без специальных установок. Эта статья наиболее часто нарушается природопользователями. В ст. 30 перечисляются обязанности всех природопользователей по охране атмосферного воздуха: проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, внедрение малоотходных и безотходных технологий, планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию вредных выбросов и т.п. В соответствии с этой статьей информация об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, должна быть немедленно передана в государственные органы надзора и контроля.

Поверхностные и подземные воды города . Водный кодекс РФ обеспечивает права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду . Это основной закон по охране поверхностных и подземных вод. В соответствии с Водным кодексом РФ качество поверхностных и подземных вод должно отвечать санитарным и экологическим требованиям (ст. 3), то есть требованиям к чистоте вод по нормируемым химическим, физическим и биологическим показателям, которые приводятся в соответствующих нормативных документах.

Нормативы качества воды определяются исходя из целевого использования водного объекта: питьевого, хозяйственно-бытового, промышленного и др. водопользования. На основе нормативов качества воды устанавливаются нормативы вредного воздействия на водные объекты (ст. 109).

В ст. 92 указываются общие обязательства водопользователей водных объектов: не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод; информировать органы государственной власти об аварийных и др. чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Глава 11 Водного кодекса РФ посвящена охране водных объектов. Общими требованиями к охране водных объектов, в том числе используемых в промышленности и энергетике, являются: сокращение изъятия и потерь воды, предотвращение их загрязнения, засорения и истощения, а также обеспечение сохранения температурного режима водных объектов (ст. 94, 137). При этом под загрязнением водных объектов понимается сброс, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов – это сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, гидротехнические, санитарные и др. мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов (ст. 92, 94). То есть ст. 92, 94 повторяют, в отношении водных объектов, требования ст. 15 Закона ООС об обязательном осуществлении мероприятий по охране окружающей среды. Ст. 96 повторяет ст. 51 Закона ООС и запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и др. отходов.

Особое внимание следует уделить водоснабжению городов. В соответствии со ст. 133 пригодность поверхностных и подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. При этом поверхностные и подземные водные объекты защищаются от загрязнения зонами санитарной охраны.

Городские земли. В Земельном кодексе РФ регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, важнейшем компоненте окружающей среды . Земля – это основа жизни и деятельности человека.

Регулирование состояния городских земель осуществляется:

· нормированием содержания загрязняющих веществ и микроорганизмов в почвах (ст. 13);

· проведением государственного мониторинга земель (ст. 67);

· проведением государственного, муниципального и производственного земельного контроля (ст. 71, 72, 73);

· осуществлением мероприятий по охране земель (ст. 13, 42).

Мероприятия по охране земель обязаны проводить все землепользователи – собственники земельных участков, лица, не являющиеся собственниками, землевладельцы и арендаторы. Мероприятия включают два вида работ:

1) предотвращение негативного воздействия на землю (деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель и т.п.);

2) восстановление и улучшение земель, подвергшихся негативным воздействиям.

Задачи проведения мероприятий по охране земель:

· сохранение почв и их плодородия;

· защита земель от водной и ветровой аррозии, подтопления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, биогенного загрязнения;

· ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;

· рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв.

Так, при проведении строительных работ плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (ст.13).

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду .

В законе даются понятия: «отходы», «опасные отходы» и «обращение с отходами». Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пажароопасностью, высокой реакционной опасностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо отходы, которые могут представлять собой непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.

Отходы захламляют территорию города, загрязняют почвы, грунтовые воды и воздух в местах их размещения. Воздействие отходов на окружающую среду регулируется:

· нормированием в области обращения с отходами – установлением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 18, 11);

· проведением мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (ст. 11, 12);

· проведением государственного, общественного и производственного контроля в области обращения с отходами (ст. 25, 26, 27);

· проведением мероприятий по уменьшению количества отходов (например, внедрение малоотходных технологий на основе новейших научно-технических разработок) и вовлечением отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (ст. 25, 11).

Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Территория города подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ст. 13). При этом предусмотрен раздельный сбор отходов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, бумага, текстиль). Порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, экологическое законодательство определяет основные направления по регулированию качества окружающей среды города:

· установление нормативов по показателям качества окружающей среды;

· наблюдение за состоянием окружающей среды и оценка ее качества путем сравнения натурных показателей с нормативными (экологический мониторинг);

· контролирование объемов выбросов, сбросов, отходов объектами хозяйственной и иной деятельности (экологический контроль);

· проведение мероприятий по охране окружающей среды; при этом законодательство предусматривает применение наилучших существующих технологий;

· экономическое стимулирование и регулирование природоохранной деятельности.

Регулирование окружающей среды осуществляется с учетом всех видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности – выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, загрязнения недр и почв, размещения отходов, физических загрязнений. Указанные направления по регулированию качества окружающей среды формируют систему управления состоянием окружающей среды, целью которой является достижение и сохранение благоприятной и экологически безопасной среды жизнедеятельности.