О новом законе о государственной регистрации недвижимости. Взыскание убытков с органов росреестра в связи с незаконными действиями при регистрации сделок с недвижимым имуществом Несет ли государственный регистратор ответственность своим имуществом


Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 31. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Комментарий к статье 31 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Комментируемым Законом, а также иными законами, в частности, ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости”), и подзаконными актами в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлены обязательные требования к срокам, порядку проведения государственной регистрации. За нарушение данных требований предусмотрена ответственность.

Статьей 31 Закона установлена конкретная сфера ответственности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и федерального органа в области государственной регистрации – ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, предусмотренных Законом, полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Своевременное исполнение обязанностей подразумевает соблюдение сроков приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации, принятия решения о проведении государственной регистрации. Полное и точное исполнение обязанностей предполагает соблюдение требований Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов. Например, внесение сведений в соответствии с Правилами ведения ЕГРП, направление уведомление, решений о приостановлении, отказе в государственной регистрации, когда это необходимо. Полнота предоставляемой информации о зарегистрированных правах заключается в том, что в выписках из ЕГРП должна быть отражена вся информация, предусмотренная ст. 7 Закона. В настоящее время формирование выписок из ЕГРП происходит автоматически. Однако сведения в ЕГРП в электронном виде могут содержать неточности, поэтому информация в выписке из ЕГРП перед выдачей заявителю должна сверяться с бумажными носителями.

Подлинность информации предполагает предоставление информации без ее фальсификации. В случае наличия вины и негативных последствий в предоставлении искаженной информации в отношении лиц, ответственных за внесение сведений в ЕГРП, и (или) за предоставление информации могут быть возбуждены уголовные дела за служебный подлог, халатность.

Необоснованный отказ в государственной регистрации прав предполагает отсутствие в решении об отказе в государственной регистрации ссылок на статьи Закона, на основании которых принято решение об отказе, неверное толкование и применение нормы Закона, предусматривающей отказ в государственной регистрации (ст. 20), отказ по основаниям, не предусмотренным Законом, несоответствие оснований для отказа в государственной регистрации фактическим обстоятельствам дела.

Что следует считать уклонением от государственной регистрации прав со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, Законом не предусмотрено. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, не может не принять решение по поступившим на государственную регистрацию прав документам в установленные Законом сроки. Таким образом, необоснованное приостановление государственной регистрации следует считать разновидностью уклонения от государственной регистрации прав. Также как уклонение от государственной регистрации можно рассматривать случаи неоднократного требования документов, предоставление которых не требуется в соответствии с Законом. Необоснованный отказ, уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд.

Статья 28 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусматривает конкретную ответственность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, при государственной регистрации ипотеки. Так, указанная статья предписывает органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, возместить заинтересованному лицу убытки, причиненные своими незаконными действиями (бездействием). В частности, убытки возмещаются, если они являются прямым следствием необоснованного отказа в государственной регистрации ипотеки, во внесении исправлений в регистрационную запись, задержкой в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока, государственной регистрацией ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи, с иными ошибками, по иным основаниям, указанном в статье.

Законодатель отдельно предусмотрел ответственность Федерального органа в области государственной регистрации. Федеральный орган в области государственной регистрации несет ответственность наряду с остальными органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, но только в определенном сегменте в соответствии со своими полномочиями: государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, а также на недвижимое имущество, расположенное на территории более одного регистрационного округа, а также предоставление информации по таким объектам недвижимого имущества.

Законом предусмотрена ответственность нотариуса, удостоверяющего договор ипотеки, иные договоры, влекущие возникновение ипотеки в силу закона, за правовую экспертизу документов, законность сделки, а также за действительность иных документов, предоставленных им для государственной регистрации ипотеки.

Данная норма не предусматривает при этом ответственности за иные документы, которые также удостоверяются нотариусом, например, договор купли-продажи, который не вызывает возникновение ипотеки в силу закона.

Логика законодателя здесь не ясна либо речь идет о пробеле в законодательстве. Однако в любом случае нотариус также несет ответственность за все составленные и удостоверенные им документы в силу другого нормативного правового акта – Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

С 1 февраля 2014 г. вступают в силу изменения, в которых данный вопрос нашел свое решение. Законодатель освобождает органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, от ответственности за законность нотариально удостоверенной сделки независимо от того, порождает она возникновение ипотеки или нет.

Введение данной нормы означает, что в случае рассмотрения в суде дела, связанного с оспариванием сделки, удостоверенной нотариусом, или признанием незаконным решения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, провести государственную регистрацию нотариально удостоверенной сделки, к участию в процессе будут привлечены не только орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, но и нотариус, удостоверивший соответствующую сделку.

Действующим законодательством предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

Уголовный кодекс РФ, в частности, устанавливает ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами (ст. 202 УК РФ). Государственный регистратор может быть привлечен за мошенничество (ст. 159 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а также за служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

В отношении государственного регистратора и нотариуса также может быть возбуждено административное производство по ст. 7.27.1 КоАП РФ “Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”.

Дисциплинарная ответственность предполагает ответственность за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Государственные регистраторы имеют статус государственных служащих и несут дисциплинарную ответственность не в соответствии с ТК РФ, а в соответствии с ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Гражданско-правовая ответственность возникает вследствие причинения вреда имущественным и личным неимущественным правам, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Убытки, о которых говорится в ст. 28 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимого имущества” – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Расходами, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, могут быть расходы на государственную пошлину, оплачиваемую за подачу заявления в суд, арбитражный суд, оплата услуг адвоката, проведение экспертизы.

Если же вследствие необоснованного приостановления или отказа в государственной регистрации перехода права на квартиру у продавца сорвалась покупка другой квартиры, за которую он уже внес задаток, то речь здесь уже будет идти о неполученных доходах в виде денег от продажи квартиры.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на практике доказать в суде причинную связь между действиями (бездействием) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и возникновением убытков крайне не просто.

Во-первых, для взыскания убытков необходимо установить факт незаконного действия (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Во-вторых, в случае получения решения о признании действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, незаконными необходимо обратиться в суд повторно, но уже с иском о взыскании ущерба.

Пример из судебной практики. Юридическое лицо обратилось в суд с иском к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, о взыскании ущерба ввиду того, что истец не смог обратить взыскание на заложенные нежилое помещение и земельный участок, а только на нежилое помещение. Истец объясняет это тем, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, при государственной регистрации договора ипотеки нежилого помещения не зарегистрировал ипотеку земельного участка. Как указал суд, условием деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда; размер причиненного вреда. Суд пришел к выводу о том, что истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих противоправность и виновность действий ответчиков и наличие совокупности условий деликтной ответственности (см. подробнее: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 октября 2008 г. N Ф04-5983/2008(14800-А27-39) по делу N А27-4264/2008).

Кроме того, в вышеуказанном примере нет и не может быть вины органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что передача в залог нежилого помещения предполагает наложение ипотеки на земельный участок. Статья 69 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусматривает, что ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, но ничего не говорит о нежилых помещениях.

2. Лицами, виновными в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, и несущими ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, являются государственные регистраторы, иные должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, а также должностные лица иных органов, на основании документов которых в ЕГРП внесена недостоверная информация.

Словосочетание “иные должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав” в комментируемой статье отсутствует. Однако термин “государственный регистратор” в данном контексте следует толковать расширительно, поскольку исказить или утратить информацию могут не только сотрудники со статусом государственного регистратора, но и другие сотрудники, которые государственными регистраторами не являются.

Не совсем понятна логика законодателя: из смысла п. 2 комментируемой статьи следует, что материальный ущерб может быть нанесен только сторонам. Каким именно сторонам, в статье не уточняется. Видимо, имеются в виду стороны договора. Но ведь материальный ущерб может быть причинен в результате государственной регистрации не только договоров, но также при государственной регистрации прав, возникающих на основании иных документов (решений суда, свидетельств о праве на наследство и др.).

Таким образом, под “сторонами” следует понимать всех лиц, которым причинен материальный ущерб при государственной регистрации их прав, сделок, обременении (ограничении) прав.

3. Пункт 3 комментируемой статьи перекликается со ст. 16 ГК РФ, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Пункт 3 комментируемой статьи уточняет, что возмещение осуществляется за счет казны Российской Федерации. Таким образом, иск о возмещении убытков предъявляется не к государственному регистратору или иному должностному лицу, виновному в причинении ущерба, а непосредственно к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав. Однако при этом законодательством не предусмотрен механизм, каким образом будут возмещаться убытки в случае удовлетворения иска. Поэтому при обращении с иском в суд о возмещении убытков следует в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечь соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Иск может быть подан не только о возмещении материального, но также и морального вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина (ст. 151 ГК РФ).

Применительно к комментируемой статье речь идет о нарушении имущественных прав граждан.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда (ст. 1101 ГК РФ).

Пример из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратилась в суд с иском к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, о возмещении в том числе морального вреда за отказ в государственной регистрации. Суд пришел к выводу, что заявитель не должен представлять доказательства в обоснование морального вреда, который был ему причинен и удовлетворил иск в этой части полностью (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2011 г. по делу N А46-10260/2010).

Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей

1. Государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

2. С государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3. Орган регистрации прав формирует экзаменационную комиссию по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав (далее - экзаменационная комиссия). Порядок формирования экзаменационной комиссии, ее полномочия и процедура принятия экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

4. Сведения о государственных регистраторах прав вносятся органом регистрации прав в реестр государственных регистраторов прав, порядок ведения и состав сведений которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

5. Не допускается вмешательство в деятельность государственного регистратора прав лиц, не имеющих специальных полномочий, установленных федеральным законом. Лица, оказывающие воздействие на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, несут ответственность, установленную федеральным законом.

Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав

Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении Единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

1. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;

8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

3. Орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

4. При компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав

1. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.

2. Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.

3. Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости

1. Физическое лицо - собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, имеет право на выплату за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на такое жилое помещение (далее - однократная компенсация).

2. Однократная компенсация лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, производится в сумме, установленной вступившим в законную силу решением суда о возмещении данным лицам третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты указанного в части 1 настоящей статьи имущества, если в соответствии с этим решением суда взыскание по исполнительному документу прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в случае:

1) смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) внесения записи об исключении юридического лица (должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

3. Однократная компенсация указанным в части 1 настоящей статьи лицам не может превышать один миллион рублей.

4. Российская Федерация в лице органа регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией в соответствии с настоящей статьей сумм.


На практике нередки случаи, когда орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время это Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Управления Росреестра , ранее данный орган именовался Управление Федеральной Регистрационной службы -УФРС) нарушает свои обязанности при регистрации сделки и в результате этих нарушений добросовестный участник гражданского оборота лишается своего имущества или того, на что вправе был рассчитывать по условиям сделки.

Нарушения, допущенные органами Росреестра, могут, заключаться, например в том, что орган Росреестра не провел должным образом правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и не проверил законность сделки, в результате, в дальнейшем добросовестный приобретатель недвижимого имущества может быть лишен его по решению суда, если выяснится, что оно выбыло из владения первоначального собственника помимо его воли.

Может ли пострадавшее в результате таких незаконных действий лицо (например – добросовестный приобретатель квартиры, впоследствии выселяемый из нее судом) взыскать с органа Росреестра причиненные ему убытки?

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов , органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации , казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов, и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", органы, осуществляющие государственную регистрацию прав несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
Согласно п. 3 ст. 31 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом, обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Из положений п. п. 33, 34 Методических Рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 г. N 184, следует, что необходимо провести проверку имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверку юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; необходимо проверять о зарегистрированных правах (правопритязаниях) (пункт 6 ст. 12 Закона).

Из п. 46 Рекомендаций следует, что при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведениях, государственных регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях такого решения. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Закона) и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведениях.

Учитывая вышеизложенное Суд в ряде случаев удовлетворяет требования о взыскании с органов Росреестра убытков в порядке ст. 16 ГК РФ.

Такая позиция содержится, в частности в Определении Московского городского суда от 16.02.2012 по делу N 33-5087, где суд взыскал с Управления Росреестра по г. Москве убытки в размере рыночной стоимости квартиры в пользу добросовестного приобретателя, у которого по решению суда эта квартира была истребована, как выбывшая из собственности города Москвы помимо его воли. Нарушение Закона со стороны Росреестра в рамках указанного дел абыло допущено при первой из ряда сделок в результате которых квартира поступила в собственность данного добросовестного приобретателя.

Следует отметить, что по данной категории дел не сложилось обширной судебной практики. Вопрос о правомерности взыскании убытков в каждом конкретном случае решается судом в зависимости от обстоятельств данного дела.

Все это говорит о необходимости обращения за профессиональной юридической помощью . Только профессиональному юристу, обладающему опытом судебных споров в данной категории дел под силу правильно обосновать, с учетом норм права и фактических обстоятельств дела позицию лица, чьим правам и законным интересам был причинен ущерб незаконными действиями органов Росреестра по регистрации сделок с недвижимым имуществом .


ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ, разумеется, если вред был причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов (ст. 1069 ГК РФ).
Выплата разовой компенсации за счет казны Российской Федерации за утрату права собственности на жилое помещение. В Законе о государственной регистрации появилась и новая норма - ст. 31.1 \ которая содержит принципиально новую норму. Ее появление обусловлено Постановлением Конституционного Суда № 6-П от 21 апреля 2003 г., согласно которому признаются не противоречащими Конституции Российской Федерации содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК Российской Федерации общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, поскольку данные положения - по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со ст. 302 ГК Российской Федерации - не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом. Таким образом, у добросовестного, но незаконного приобретателя жилого помещения (который не знал и не должен был-знать о том, что его приобретение незаконно) нельзя истребовать жилое помещение или другую недвижимость. В связи с этим возникает необходимость защитить права тех лиц, которые ранее были собственниками жилых помещений, однако впоследствии утратили право собственности на них в результате различных правонарушений. Поскольку истребовать жилое помещение в натуре нельзя, то речь идето выплате компенсации. Правила рассматриваемой статьи предусматривают выплату за счет казны Российской Федерацией разовой компенсации собственнику жилого помещения. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать 1 млн руб. Компенсация выплачивается при наступлении определенных условий. В частности, добросовестный, но незаконный приобретатель, а

также собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, должны предъявить иск о возмещении ущерба, причиненного в результате утраты жилого помещения. После удовлетворения иска они должны получить исполнительный лист, взыскание по которому не производилось по не зависящим от указанных лиц причинам (самой распространенной причиной является невозможность найти продавца жилого помещения) в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению.
Из текста статьи ясно, что право на компенсацию имеет не только гражданин - собственник жилого помещения, но и юридическое лицо. Порядок выплаты Российской Федерацией названной компенсации устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой порядок отсутствует, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации лишено возможности решения вопросов об исчислении и выплате компенсации в связи с утратой права собственности и лишении недвижимого имущества ввиду истребования его судом из добросовестного владения.
Административно-правовая и уголовная ответственность за правонарушения, совершенные при государственной регистрации прав
Условия наступления ответственности. В соответствии со ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредос- тавление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Таким образом, например, несвоевременное предоставление информации из ЕГРП может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.
Несмотря на то что ст. 7 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация имеет открытый характер, тем не менее заявителю, не являющемуся правообладателем (или

его представителем), наследником правообладателя, либо же правоохранительным, судебным или налоговым органом, запрошенная информация выдается в ограниченном объеме. Выписка из ЕГРП содержит описание объекта, данные о зарегистрированных и существующих на момент выдачи выписки правах на данный объект, включая данные о правообладателе объекта; данные о существующих ограничениях (обременениях) и правопритязаниях. Предоставление каких-либо иных сведений, как, например, сведений о прежних правообладателях, данных о стоимости, по которой объект был приобретен, не допускается. Таким образом, несмотря на принцип открытости государственной регистрации прав, доступ к информации ограничен федеральным законом. Следовательно, должностные лица Росреестра и ее территориальных органов могут быть привлечены к ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. ?
Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) также квалифицируется как административный проступок. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию имущества и сделок с ним, в установленный 10-дневный срок (ст. 85 НК РФ) в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 17.8 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя также является административным проступком. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.
Уголовным кодексом РФ предусматривается ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), субъектами ответственности выступают только должностные лица. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В случае, если такие деяния повлек
ли тяжкие последствия, то они наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Уголовно наказуемым деянием является не только злоупотребление должностными полномочиями, но и превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если вышеназванные деяния были совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Должностное лицо - государственный гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, наказываются лишением права занимать определенные Должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработ
ной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 час., либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. К сожалению, факты предоставления должностными лицами учреждений юстиции преимуществ и покровительства риэлторским и юридическим фирмам, учрежденным родственниками и другими доверенными лицами, в процессе представления документов на государственную регистрацию и ее проведения не были редкостью. Хочется надеяться, что подобное осталось в прошлом.
Среди корыстных преступлений получение взятки должностным лицом (ст. 290 УК РФ) весьма распространенное деяние, которое классики отечественной литературы даже причисляют к числу неискоренимых российских зол. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если вышеописанные деяния совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, то они наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение взятки, если таковое совершено:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зара

ботной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.
Государственный регистратор, равно как и иные должностные лица, может являться субъектом уголовной ответственности за совершение служебного подлога (ст. 292 УК РФ). Под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Данные деяния наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 час., либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов, общества или государства наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности-или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или Иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 час.