Государственный гражданский служащий основные понятия и виды. Административное право россии


Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе - одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ - приказ или акт - и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба - подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба - может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны - Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке - то есть на русском - должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность - принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации - Конституцию, федеральные и региональные законы - и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий - это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные - государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая - референты;
  • младшая - секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников - это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования - достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти - федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям - классным чинам - от младшей до высшей группы должностных лиц.

В нормативных актах и литературе отражены различные пред-ставления о понятии служащего. Основная причина этого -- разно-образие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объ-ективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности опреде-ление, согласно которому служащими признаются "работники не-физического и умственного труда, получающие заработную пла-ту...

По общему правилу, результатом труда служащего не явля-ется создание материальных ценностей в виде вещественных про-дуктов, выполнение работ или оказание услуг материального харак-тера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных цен-ностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служаще-го к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания". Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производ-ственного персонала, не участвует в создании материальных цен-ностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие катего-рии служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и слу-жащих сближается общностью его характера. Порой сложно опре-делить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т. д.). Хотя, несомненно, что физический труд -- удел основной массы, ра-бочих и крестьян.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных го-сударственных и негосударственных организациях, занимаются ча-стной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие -- разновидность служащих, ко-торые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 209

До принятия Закона об основах государственной службы тер-мин "государственный служащий" трактовался в литературе в ши-роком и узком смысле. В широком смысле государственным служа-щим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установлен-ном правовыми актами, должность в государственной организации:

государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной орга-низации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, долж-ность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица госу-дарственной организации, которой соответствует служебное поло-жение лица, замещающего ее.

Главным в изложенной концепции является признание государ-ственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой ка-тегории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.

В соответствии с Законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин РФ, исполняю-щий в порядке, установленном законом, обязанности по государ-ственной должности государственной службы за денежное возна-граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже-та или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 96

а) гражданин РФ;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными слу-жащими не являются.

По этому Закону государственной является должность в фе-деральных органах государственной власти, органах государствен-ной власти субъектов РФ, а также в иных государственных орга-нах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установлен-ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномо-чий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отобра-жает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государствен-ные должности государственной службы -- пятая; б) главные госу-дарственные должности государственной службы -- четвертая;

в) ведущие государственные должности государственной службы -- третья;

г) старшие государственные должности государственной службы -- вторая;

д) младшие государственные должности государ-ственной службы -- первая группа.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфи-ческие элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 С. 156

Не все указанные должности учреждаются в каждом государ-ственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государ-ственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ 11 января 1995 г., не пре-дусматривается учреждение в Конституционном Суде РФ высшей государственной должности.

Применительно к группам государственных должностей госу-дарственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государ-ственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- го-сударственным служащим высших государственных должностей; го-сударственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим главных государственных должностей;

советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государствен-ным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным слу-жащим старших государственных должностей; референт государ-ственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим младших государственных должностей.

Мотиваций и критериев деления государственных должностей государственных органов Закон об основах государственной служ-бы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих со-ответствующие государственные должности государственной служ-бы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о поряд-ке присвоения и сохранения квалификационных разрядов феде-ральным государственным служащим, утвержденным Указом Пре-зидента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578.

Однако, несомненно, что каждой группе указанных должнос-тей свойственны элементы статуса, определяющие особенности пра-вового положения государственных служащих, замещающих дол-жности данной группы, а также требования к их квалификацион-ному уровню.

Следует особо подчеркнуть, что понятия государственного слу-жащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в пре-амбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения го-сударственных служащих Российской Федерации, его действие паспчэостчэаняется не на всех государственных слижаших. Они функционируют не только в государственных органах, но и в иных организациях (например, в таможенных).

Субъектами административного права являются также служа-щие государственных предприятий и учреждений, не относящих-ся к органам государственного управления. Они отличаются от го-сударственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществле-нии задач и функций государства по руководству обществом. Уча-стие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных пред-приятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связа-на с организацией процессов соответственно производства, соци-альной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения ос-новных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государствен-ных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой -- предприятий. Так, со-держанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд слу-жащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий -- за счет прибыли, получаемой от ком-мерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, яв-ляющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граж-дане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях так-же могут занимать должности на предприятиях, учреждениях, но они, естественно, не могут быть отнесены к российским слу-жащим.)

Вместе с тем в статусе государственных служащих государст-венных органов и, например, служащих государственных предпри-ятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указы-вает на государственный характер их служебной деятельности. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 309

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предпри-ятия, учреждения, организации (экономического, социально-куль-турного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т. д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).

Особую группу составляют служащие, совмещающие выполне-ние указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен нео-днородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них -- профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных пред-приятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (нево-енных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их ста-тус обременен рядом существенных правил, обусловленных специ-фикой военной службы.

Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государствен-ной службы к государственным служащим следует отнести воен-нослужащих, занимающих должности в органах военного управле-ния, в других военных организациях и учреждениях.

Особенность статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отожде-ствления с другими служащими нет юридических оснований.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-вла-стных функций, они делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.

В Законе об основах государственной службы подобная клас-сификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение, В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из клю-чевых, поскольку они признаются специальными субъектами раз-личных отраслей права, в том числе многих правонарушений. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 231

А между тем до сих пор термин "должностное лицо" офици-ально употребляется не в качестве общего, а специального поня-тия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 г. оно трактуется, во-первых, применительно статьям гл. 30 "Преступления против государственной власти, ин-тересов государственной службы и службы в органах местного са-моуправления"; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем положениями Закона об основах государственной службы. В част-ности, под лицами, занимающими государственные должности, по-нимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами ее субъек-тов для непосредственного исполнения полномочий государствен-ных органов. Однако этим определением охватываются лишь дол-жности категории "А", которые по Закону об основах государствен-ной службы не относятся к категории государственных должнос-тей государственной службы, а лица, занимающие должности ука-занных категорий, не признаются государственными служащими государственной службы. Это означает, что концепция должност-ного лица, выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.

Должностными лицами называются служащие, имеющие пра-во совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и упол-номочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требова-ния (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителю. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть раз-новидность должностных лиц, к которым относятся и иные катего-рии государственных служащих. Например, их заместители и др. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. С. 120

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители госу-дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их де-ятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответствен-ности к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц особый статус занимают представи-тели административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать пред-писания, указания) и применять меры административного воздей-ствия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напри-мер, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) -- это слу-жащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую за-дачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят спе-циалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая свя-зана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрискон-сульты и др. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 26

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относят-ся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ве-дущие, старшие государственные должности, а также руководите-ли предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу -- младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.

Оперативный состав, если учитывать дух закона, также мож-но отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу свое-го статуса они не наделены полномочиями совершать действия, на-правленные на достижение юридических последствий, властным об-разом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в от-дельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (вра-чей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установ-ленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Дей-ствия таких служащих, влекущие юридические последствия, име-ют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на об-щественные отношения.

Вспомогательный состав -- служащие, служебная деятель-ность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений дан-ного органа. Их обязанности и права определяются задачами обес-печения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязаннос-ти служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступа-ющих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не со-стоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера-ции, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществле-нии нотариальных действий нотариусы обладают равными права-ми, независимо от того, работают ли они в государственной нота-риальной конторе или занимаются частной практикой. Обязатель-ным для последних является то, что они должны быть членами но-тариальной палаты.

Государственный орган - это организация или лицо, которая выступает от имени государства, выполняет его функции и наделена для этого властными полномочиями.

Государственные органы вправе самостоятельно принимать и осуществлять от своего имени властные решения в пределах своей компетенции. При этом под компетенцией понимается совокупность властных полномочий органа и совокупность задач, которые подлежат разрешению (предмет ведения). В зависимости от компетенции властные решения государственных органов распространяются на всё общество, либо на какую-то его часть.

Независимо от того, объединяет ли государственный орган много людей или одного человека во внешних отношениях он всегда выступает как самостоятельный субъект.

Государственный орган действует от имени и по поручению государства. В своей деятельности он опирается на юридические источники. В них формулируются права, обязанности и ответственность государственных органов, предметы их ведения, устанавливаются порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами.

В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы.

Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан.

Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов.

Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством.

Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению.

По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера.

В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.)

По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач).

В государственных органах работают государственные служащие - первичная ячейка государственного аппарата.

Государственным служащим («чиновником») называется лицо, занимающее должность в государственном аппарате, и осуществляющее самостоятельно или совместно с другими лицами функции его органов. Основными признаками государственного служащего выступают:

Занятие определённой государственной должности. Должность - это особое положение, занимаемое чиновником в государственном аппарате, которое предполагает, во-первых, наличие совокупности прав и обязанностей, во-вторых, определение функций реализуемых от имени государства и, в-третьих, специальные меры поощрения и принуждения обеспечивающие исполнение служащими своих должностных обязанностей. Должность всегда индивидуальна. Это достигается разделением на чины, ранги, классы и т.д.

Доступ к службе осуществляется через специальную процедуру. Для участия в механизме государства, человеку недостаточно только его желания. В зависимости от того, на какую именно должность претендует соискатель, процедура допуска к службе может заключаться в выборах, назначении, в замещении должности по конкурсу, сдачи квалификационного экзамена, и т.д.

Профессиональный характер государственной службы. Служба является основным местом работы и источником средств существования чиновников. Им запрещается заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, творческой и научной.

Подчинение деятельности государственных служащих правовым нормам и процедурам. Государственные служащие в своей деятельности руководствуются Конституцией, федеральными законами и другими юридическими источниками. Служебные действия облекаются в специальные процедуры, актам придаётся особая форма.

В зависимости от порядка замещения должностей государственные служащие могут быть классифицированы на назначаемых, выборных, замещающих должность по конкурсу, занявших должность в результате сдачи квалификационного экзамена, наследуемых.

По характеру труда среди государственных служащих могут быть выделены руководители, специалисты, технические исполнители.

В РФ государственные служащие могут быть классифицированы в зависимости от вида юридического источника, закрепляющего статус государственного служащего на служащих категории А, Б и В. Правовой статус служащих категории А определяется Конституцией РФ, статус служащих категории Б определяется законами РФ, статус служащих категории В определяется внутренними локальными актами.

Некоторыми правоведами в понятие государственный аппарат включается так же государственный сектор общественной жизни (предприятия, организации, учреждения). Государственным сектором обеспечивается нормальное функционирование всего государственного аппарата: материально-техническое обеспечение, снабжение, подготовка и переподготовка кадров, научные исследования и др.

Государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а так же лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а так же получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

В узком понимании ГОСУДАРСВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ- это лицо, занимающее должность государственной службы.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав)

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа.

30. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность- это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство перед законом, едина процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т п). Характер профессиональной деятельности гос служащих предопределяет некоторые особенности регулирования их ответственности.

Нормативными актами регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: ФЗ «Об основаниях государственной службы РФ», «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав таможенной службы, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Прохождение службы в органах налоговой полиции и другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов государственной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а так же порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

Замечание

Строгий выговор

Предупреждение о неполном служебном соответствии

Увольнение

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на государственную должность.

Государственный служащий,допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Они разнообразны. Ряд классификаций государственных служащих является производным от классификаций видов государственной службы. Например, по федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государственными служащими субъектов РФ. По функциональному назначению государственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих. По особенностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитаризованных государственных служащих.

Государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов , в которых они проходят службу, на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания РФ должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента. Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений.

Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий , которая предусматривает подразделение государственных служащих па должностных лиц, оперативный и вспомогательно-технический составы:

  • – должностные лица – реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должностных лиц являются представители административной власти, которые реализуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, нс подчиненных им по службе);
  • – оперативный состав – обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем реализации их задач и выполнения специфических функций данных государственных органов;
  • – вспомогательно-технический состав – обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечительных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.).

В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок, на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

Критерием для подразделения государственных служащих являются и классные чины (звания, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

Все, что связано с деятельностью государственных гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус государственного гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность гражданской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего.

Социально-правовой статус гражданского служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского слу

жащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм , определяющих его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.

Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общие статусные нормы права – это нормы, которые распространяются на всех гражданских служащих, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей.

Особенные нормы права – те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур.

При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные – под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ.

В ст. 14 указанного Закона дан перечень основных прав гражданского служащего. Гражданский служащий имеет право на:

  • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Особенные основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных подзаконных нормативных актов, распоряжение имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе государственного гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Статья 15 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает следующие основные обязанности гражданских служащих. Гражданский служащий обязан :

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 4) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 5) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 6) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
  • 8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  • 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, мы видим, что обязанности гражданского служащего взаимосвязаны с его правами и в совокупности с ними делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.