Эта инициатива будет рассмотрена общественной. «Российская общественная инициатива»: общественная или всё же государственная? Ссылка при цитировании


Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183
"О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

С изменениями и дополнениями от:

В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

2. Установить, что рассмотрению в соответствии с Правилами , утвержденными настоящим Указом, подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива":

б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.

2.1. Установить, что общественные инициативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, могут быть направлены только гражданами Российской Федерации, лично предъявившими при регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Не допускается голосование по таким общественным инициативам граждан Российской Федерации, не предъявивших при регистрации в указанной информационной системе основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

2.2. Установить, что ответственность за проверку основного документа и удостоверение личности гражданина Российской Федерации, регистрируемого в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", несут уполномоченные лица органов и организаций, осуществляющие регистрацию в указанной информационной системе.

3. Установить, что некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление функций, предусмотренных Правилами , утвержденными настоящим Указом, является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

4. Правительству Российской Федерации включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

5. Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Правила
рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
(утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183)

1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

24. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.

Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.

АННОТАЦИЯ

В рамках демократии на современном этапе выделяются некоторые проблемы, негативно влияющие на развитие гражданского общества. Электронная демократия призвана повысить уровень участия, прозрачности, подотчетности и представительства мнения населения.

Ключевые слова: гражданское общество; электронная демократия; избиратель; выборы; электронное голосование.

Развитие в нашей стране демократии привело к важности реализации более широкого круга общественных инициатив, к обеспечению легитимности принимаемых государственных решений, к развитию системы совещательной демократии. С целью общественного обсуждения актуальных проблемных вопросов избиратель должен обладать определенной компетентностью, правовой культурой, некоторыми навыками ведения политической дискуссии, должен быть способен делать обоснованные выводы.

Рассмотрим юридические основания для возникновения и функционирования институтов гражданского общества. Во-первых, первичным основанием служат конституционные нормы о правах и свободах граждан и другие конституционные положения. Во-вторых, в законодательстве есть нормы о гражданских институтах, например, ст. 68 Федерального закона «Об общественном контроле», Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи федеральных законов об образовании и здравоохранении, об общественных советах при социальных учреждениях.

Особое значение для определения правового статуса гражданских институтов имеют федеральные законы о выборах, о референдуме, о местном самоуправлении, о политических партиях, об общественных объединениях, об объединениях работодателей, о порядке рассмотрения обращений граждан, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании и др.; положения об общественных образованиях, утверждаемые Правительством, исполнительными и муниципальными органами.

И все же состояние правовой регламентации в данной сфере нельзя признать удовлетворительным. Есть очевидные пробелы, "скупые" нормы, не позволяющие институту реализовать в полном объеме свой потенциал. Отсутствуют или почти не применяются санкции за наруше­ние прав гражданских институтов, что порождает неуверенность людей в реализации их предложений и публичных требований.

В-третьих, основанием возникновения институтов гражданского общества служит непосредственная инициатива граждан для решения тех или иных актуальных задач. И здесь добровольность и свобода самоорганизации должны реализовываться в соответствии с конститу­ционными принципами и порядком легализации, если он установлен. Но издание положений не всегда является conditio sine que non.

Рассматривая пробелы законодательного регулирования в области электронной демократии, нельзя обойти вопрос отсутствия в законо­дательстве дефиниции электронной демократии.

Помимо термина "электронная демократия", существуют понятия интернет-демократии, открытой демократии, информационной демократии, прямой демократии. Опираясь на проведенные исследования по данному вопросу, можно с уверенностью утверждать, что принци­пиальных разграничений между данными понятиями (терминами) не существует. Более того, наблюдается правовая неопределенность в реализации государственной политики России в сфере электронной демократии. Это подтверждают следующие факты:

  • существует и функционирует открытое правительство, внедряющее стандарты открытости информации;
  • существует и функционирует электронное правительство - как портал по оказанию государственных услуг, которые также оказываются на открытой основе;
  • единственный, по сути действительный, проект электронной демократии, позволяющий выражать гражданам свою позицию в форме инициатив и голосовать за них, - Российская общественная инициатива, - реализован Фондом информационной демократии;
  • в структуре Администрации Президента России создано и функционирует Управление Президента по применению информацион­ных технологий и развитию электронной демократии.

Впрочем, проблемы внедрения электронной демократии на этом не исчерпываются.

В рамках демократии на современном этапе выделяются три основные проблемы, негативно влияющие на развитие гражданского общества.

1. Проблема участия. В настоящее время существует явный дефицит реальных возможностей для участия граждан в политической жизни общества. Фактически участие обычно ограничивается выборами.

2. Проблема представительства. Существующие "демократические издержки", избирательные "пороги" в избирательной системе ограничи­вают уровень представительства. К тому же избиратель на выборах голосует единовременно, как правило, раз в пять лет, что не учитывает динамику мнения населения.

3. Проблема подотчетности. Отсутствие реальных возможностей влиять на исполнение предвыборных программ избранными полити­ческими партиями и кандидатами.

Электронная демократия призвана повысить уровень участия, прозрачности, подотчетности и представительства мнения населения.

Демократия не может быть ограничена дискуссией и общест­венным обсуждением. С учетом того, что демократия, в своем исходном понимании, является властью народа, сама власть реализуется при помощи выбора определенного варианта поведения, которое одобрено большинством населения, то есть не в ходе общественного обсуждения, а в результате совершенного выбора .

Думается, что в общем, в пределах системы электронной демократии, необходимо определить несколько фундаментальных концепций, которые определяют степень и уровень нормативно-правового регулирования, включая определение и трансформацию конституционных обязанностей, и в некоторых случаях полномочий должностных лиц.

1. Электронным демократическим информированием является совокупность общественных отношений, которые складываются в отношении образования и распространения определенной информации о демократических процессах между государственными органами с одной стороны и гражданским обществом в отношении поиска и получения указанной информации - с другой.

В России к таким проектам можно отнести сайты органов государственной власти, предоставляющие информацию в свободном доступе, систему электронного правосудия.

2. Электронным демократическим консультированием является общность общественных отношений, которые складываются по поводу взаимодействия между государственными органами с одной стороны и гражданским обществом - с другой, для выявления и учета мнения данных субъектов, результат которого не несет юридически значимых последствий.

В России к таким проектам можно отнести вышеупомянутый интернет-портал "Российская общественная инициатива", позволяющий гражданам выдвигать свои инициативы, предложения, законопроекты на федеральном, региональном и местном уровнях.

3. Электронным демократическим сотрудничеством является общность общественных отношений, которые складываются по поводу взаимодействия между государственными органами с одной стороны и гражданским обществом - с другой, для обнаружения и учета общественного мнения, итоговый результат которого несет правовые последствия и, обычно, является обязательным для участников.

Следует отметить, что в настоящее время в России нет проектов электронной демократии, позволяющих гражданам выдвигать инициативы, юридически обязательные для исполнения органами публичной власти .

Можно выделить следующие основные направления, в рамках которых может рассматриваться система электронного голосования:

1. Повышение инициативности и участия граждан в национальной, региональной и местной общественной жизни, внедрение подлинного общественного участия, в том числе в рамках прямых форм демократии, способствуя становлению более динамичной системы взаимо­отношений личности, общества и государства.

2. Повышение прозрачности демократического процесса принятия решений и подотчетность демократических институтов.

3. Повышение оперативности, эффективности, включая экономи­ческую эффективность, в деятельности органов государственной власти, в том числе на выборах, повышение доступности в общении с государ­ственными органами и выборными представителями (электронные инициативы и петиции), а также в целях улучшения взаимосвязи между государственными органами на выборах.

4. Осуществление стимулирования общественного обсуждения и контроля в ходе принятия решений.

5. Права на участие в политической жизни всех граждан необходимо расширить. К примеру, внимание необходимо уделить введению компонентов прямой демократии, в виде референдума или законодательной инициативы граждан. Они должны тщательно разраба­тываться для того, чтобы сделать демократию более представительной и повышения социальной интеграции и реализации потенциала государства и гражданского общества.

Необходимо также обозначить проблемы реализации общест­венных инициатив с помощью внедрения информационно-коммуника­ционных технологий.

Разница поколений и социального статуса. Не все граждане могут в равной степени воспользоваться электронными государственными услугами. Некоторые просто из-за отсутствия доступа к Интернету, некоторые из-за неумения работать в сети (пожилые люди). Конечно, распространение Интернета и обучение людей это вопрос времени. Однако в предоставлении государственных электронных услуг необходимо учитывать данный фактор и искать альтернативы для таких групп населения.

Недостаточное информирование граждан о возможности получения электронных государственных услуг.

Консервативность государственных служащих. Во многом процессы развития электронных государственных услуг тормозят сами государственные служащие, привыкшие работать определенным образом: с бумагами и с оригиналами.

Таким образом, распространение и развитие информационных технологий в сфере государственного управления, в области реализации общественных инициатив, в настоящее время играет значительную роль, оно способно снизить издержки, сделать взаимодействие между государством и обществом более удобным, улучшить межведомственное взаимодействие. Поэтому, несомненно, положительным моментом является то, что указанные инновации внедряются и совершенствуются.

Список литературы:

  1. Овчинников В.А., Антонов Я.В. Влияние международных правовых механизмов электронной демократии на развитие гражданского общества // Юридический мир. 2015. № 11.
  2. Антонов Я.В. Конституционно-правовые основы свободы слова в контексте развития системы электронного демократического управления в современной России //СПС «КонсультантПлюс». 2016.

Уже более года работает сайт «Российская общественная инициатива». Каковы результаты? Можно ли на что-то повлиять общественными инициативами?

Кто инициировал общественную инициативу?

В 2012 году по поручению Президента России («майский указ» № 601) Правительство РФ утвердило Концепцию формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года.

На базе Концепции был издан Указ Президента РФ 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», который вступил в силу сразу после подписания. Однако о необходимости внедрения института общественной инициативы Владимир Путин упомянул в том же году в своем послании Федеральному Собранию. Общественная инициатива стояла в его речи в одном ряду с необходимостью широкой общественной дискуссии, «причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение». Тогда же Президент поручил разработать . Такой закон был принят 21 июля 2014 года (№ 212-ФЗ). Президент говорил и о том, что «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Эти функции он возлагал на общественные советы при органах власти.

Из этого экскурса в историю общественной инициативы очевидно, что развитие общественной инициативы – дело государственной важности, которому дал старт сам Президент .

Кто курирует общественную инициативу?

По Указу Президента РФ создали сайт «Российская общественная инициатива». Ответственной за процесс размещения предложений и голосования за них была назначена некая некоммерческая организация «Фонд информационной демократии», которая была создана еще в 2012 году. Учредителем и Президентом Фонда является Илья Массух, бывший сотрудник IBMи бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Среди разрешенных видов деятельности Фонда значатся следующие: исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, деятельность в области права, издательская деятельность, рекламная деятельность, прочее финансовое посредничество и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Таким образом, формально контроль общественной инициативы не достался министерству связи, а ушел в частные руки.

Какие вопросы могут быть поставлены в общественной инициативе?

Согласно Указу Президента РФ общественная инициатива может вноситься совершеннолетними гражданами России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления через интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» («РОИ»). Здесь мы видим всего два направления: социально-экономическое развитие страны и совершенствование государственного управления. В такие направления можно при желании вписать практически любой вопрос. Если, например, надо вынести на интернет-голосование вопрос о безопасности, то это будет «государственное управление в сфере безопасности». Если нужно внести инициативу по вопросу прав человека, то это «государственное управление в сфере прав человека». Это говорит о том, что уточнение направлений, по которым может быть внесена общественная инициатива, фактически ничего не конкретизирует. Поэтому более уместно ограничение сфер инициатив путем обозначения запретов.

Указ Президента содержит несколько групп таких запретов. Первая группа – требования к тексту инициативы. Текст не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Вторая группа запретов – требования законности. Инициатива должна соответствовать Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан. Что это означает? Например, что нельзя вынести на голосование проект новой конституции России. Нельзя предложить что-то принципиально новое в сфере государственного управления, если это пойдет вразрез с основами конституционного строя.

Третья группа запретов – требование соответствия закону о референдуме. Иными словами, на голосование по общественной инициативе нельзя вынести те вопросы, которые нельзя вынести на референдум. Какие это вопросы?

Статья 6 закон о референдуме называет следующие вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, о проведении их досрочных выборов либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ (это касается, например, губернаторов субъектов РФ и министров);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Получается, что народ даже через инструмент общественной инициативы (очень ненадежный инструмент) не сможет выразить свое отношение, например, к главе Правительства, которое не справляется с управлением страной.

Четвертая группа требований к инициативе – это актуальность и обоснованность. Насколько общественная инициатива актуальна и насколько предложенное решение проблемы обосновано, решает Фонд информационной демократии. На вынесение решения у Фонда есть не более двух месяцев. Если он сочтет решение проблемы недостаточно обоснованным, либо нарушающим иные рассмотренные выше требования, то общественная инициатива не размещается на интернет-ресурсе. То есть некая частная структура является первым фильтром на пути общественных инициатив.

Как работает общественная инициатива?

Если общественная инициатива не нарушает установленные запреты, она размещается на интернет-ресурсе. Выглядит это как текст с обоснованием необходимости решения определенной проблемы, практические результаты и конкретные решения проблемы. Вместе с этим может размещаться текст проекта правового акта и пояснительная записка к нему. В течение года проводится голосование, голосовать могут граждане России, достигшие 18 лет, предъявившие свой паспорт при регистрации на портале госуслуг.

Для инициатив разного уровня нужно набрать разное количество голосов «за»: на федеральном уровне – не менее ста тысяч; на региональном – для регионов с населением свыше 2 млн. человек – сто тысяч, для остальных – 5% от населения региона; на муниципальном – 5 % от населения муниципалитета. Можно голосовать и против инициативы, формально они впоследствии не вычитаются из голосов, поданных «за» инициативу. Но можно предположить, что большое количество противников инициативы может повлиять на мнение экспертной рабочей группы.

Если инициативу поддержало необходимое число граждан, она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу соответствующего уровня. Например, на федеральном уровне руководит экспертной группой Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Эта рабочая группа – второй фильтр на пути инициативы. Но не последний. Именно экспертная рабочая группа в течение двух месяцев решает, реализовать или отклонить инициативу.

В экспертную рабочую группу федерального уровня входят определяемые Правительством РФ представители федеральных органов исполнительной власти, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, членов Общественной палаты РФ, представители бизнес-сообщества и общественных объединений. Принципы формирования рабочих групп других уровней – аналогичные.

Указ Президента не называет никаких критериев, по которым экспертная группа оценивает одобренные гражданами инициативы. Это могут быть те же критерии, которые положены в основу для размещения инициативы на интернет-ресурсе: актуальность проблемы и обоснованность ее решения (плюс поддержка граждан). По сути, решение экспертной группы может быть абсолютно произвольным.

Если экспертная группа вынесла положительное заключение по общественной инициативе, она также подготавливает решение о разработке соответствующего нормативного правового акта или принятии иных мер по реализации инициативы. То есть если для реализации идеи нужен федеральный закон, экспертная группа должна решить, что надо его разработать и внести в Государственную Думу. Кто разрабатывает проект закона, и кто вносит его в Думу? Вероятно, эта задача встает перед Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Так или иначе, Госдума или иной орган будет третьим фильтром на пути общественной инициативы.

Каковы результаты?

На сайте «РОИ» нет единой статистики как по сферам, волнующим граждан, так и по соотношению внесенных и реализованных инициатив. Среди принятых гражданами инициатив значится 15 инициатив. Из 15 инициатив 9 уже реализованы в нормативных правовых актах. Из них 8 федеральных инициатив были реализованы несмотря на то, что не набрали 100 тысяч голосов. О чем это говорит? Например, о том, что государство и так собиралось решить заявленную гражданами проблему (не было конфликта типа «граждане требуют, а государство против»). Значит, роль сайта «РОИ» здесь нулевая.

Какие это были инициативы? Отмена «нулевого промилле», отмена «мобильного рабства», введение возможности выбора банка для перевода зарплаты, введение «диагональной зебры» на пешеходных переходах, разрешение изготавливать дубликаты госномеров транспортных средств, и другие. Некоторые из них действительно полезны большому числу граждан, но все они решают лишь маленькие, частные проблемы – ничего глобального.

Единственная реализованная инициатива муниципального уровня набрала всего 2 голоса «за» и 3 – «против». Очевидно, что граждане начали «пробивать» свою инициативу другими способами, и сайт «РОИ» им никак не помог.

Посмотрим инициативы, которые набрали больше 100 тысяч голосов, но не были реализованы.

Недавняя громкая инициатива Алексея Навального о ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции , как несоответствующая Конституции РФ. Как же она тогда вообще попала на сайт, если она не соответствует требованию законности? Значит, Фонд недостаточно компетентен для фильтрации инициатив? Но в случае с ратификацией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции больше интересно другое. Еще в 2013 году внушительная группа депутатов в количестве более 100 человек внесла аналогичный проект по ратификации статьи 20 (№ 216235-6), и это не единственная подобная инициатива. Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства РФ и разгромное заключение Правового управления, однако никто из них не ссылался на неконституционность статьи 20 Конвенции. Проект остается на рассмотрении Госдумы, он не отклонен до сих пор.

Такая картина может демонстрировать судьбу общественной инициативы, правдами или неправдами проникшей в стены Государственной Думы, но не пользующейся поддержкой власти. Например, если экспертная группа поддержала бы инициативу Навального, был бы внесен очередной проект в Государственную Думу. А там проект можно мариновать сколь угодно долго, либо просто отклонить. И неважно, сколько людей поддержало инициативу – 100 тысяч или 500 тысяч.

Кроме того, экспертная группа отклонила инициативы о запрете чиновникам покупать дорогие автомобили, об отмене «мигалок» для чиновников, об отмене «закона против интернета», об отмене закона о пошлинах на товары зарубежных интернет-магазинов, а также инициатива «Мой дом – моя крепость».

В настоящее время проходит голосование по инициативам, касающимся изменения правил платных парковок и отмены эвакуации транспортных средств, которые за 4 месяца набрали уже по 25 тысяч голосов. Платные парковки и эвакуация автомобилей очень не нравятся гражданам (преимущественно москвичам), но очень нравятся властям (московским, в частности). И то и другое приносит в казну немалый доход. Известно, что само введение платных парковок и эвакуации машин и передача соответствующих полномочий регионам было пролоббировано московскими властями. И уже можно предсказать, по каким основаниям эта инициатива не пройдет «второй фильтр» - экспертную группу. Например, по инициативе о запрете «мигалок» в заключении экспертов было сказано, что более половины голосов было подано жителями Москвы, еще 8 тысяч голосов – жителями Санкт-Петербурга, значит, это не актуально для всей России.

Целый блок инициатив отражает негативное отношение народа к чиновникам и связанной с ними олигархии. К таким инициативам можно отнести следующие:

«Разработать механизм отзыва гражданами РФ государственных деятелей всех уровне»;

«Запретить фирмам родственников госслужащих и депутатов любого ранга участвовать в государственных тендерах»;

«Проверить кандидатские и докторские диссертации работников госкорпораций, органов власти, предприятий со 100% госучастием на плагиат»;

«Закрепление в ПДД РФ ответственности чиновников за состояние дорог при аварийных ситуациях»;

«Указывать информацию о зарплатах чиновников (с премиями и надбавками) за последние 3 месяца работы на бейджах, именных табличках на кабинетах и при цитировании в СМИ»;

«Установить заработную плату руководителям госкорпораций в размере, не превышающем 5-ти кратный размер средней заработной платы работников этой корпорации»;

«Запретить продажу сырья и энергоресурсов на внешнем рынке по ценам ниже внутреннего рынка», и другие.

Из этой краткой выборки видно, что народ волнует безответственность власти и сверхдоходы руководителей госкорпораций и чиновников на фоне обеднения населения . Каковы шансы на то, что власть пойдет навстречу народу по этим вопросам и одобрит инициативы, направленные против себя? Шансы практически нулевые.

Почему «РОИ» не работает?

Приведенный выше анализ общественных инициатив, решение по которым принято, привел нас к парадоксальному выводу: государство реализовало инициативы, не набравшие необходимого количества голосов, и запороло инициативы, поддержанные более чем 100 тысячами граждан . Почему так?

Проект «РОИ» был инициирован «сверху», самим государством в лице Президента РФ. Реализует его близкая к государству некоммерческая организация, которая выступает «первым фильтром» на пути инициатив. Она пропускает на свою интернет-площадку инициативы, направленные против власти. Но следующие «фильтры» - это уже органы власти, которые уже не пропустят что-то вредное для себя или то, с чем они просто не согласны.

Сама идея правотворческой инициативы граждан не нова. Даже при ее введении в России ссылались на зарубежный опыт. Практика гражданских инициатив есть в США, Европейском Союзе (Лиссабонский Договор о внесении изменений в учредительные договоры ЕС). Народная законодательная инициатива существует в Швейцарии, Италии, Австралии, Перу, Испании, США, ФРГ и предусмотрена конституциями Албании, Польши, Словении, Румынии, Латвии и Литвы.

Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ», разработанный Минюстом России, предусматривает возможность введения правотворческой инициативы граждан на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако этот проект еще не внесен в Госдуму, да и нормы о правотворческой инициативе граждан – диспозитивные, то есть необязательные. Даже включение института правотворческой инициативы граждан в устав субъекта РФ не гарантирует реализации этого института (такая ситуация сложилась, например, в Московской области).

Общественная инициатива отличается от правотворческой инициативы граждан тем, что вторая предусматривает непосредственное внесение гражданами законопроекта в парламент . Институт общественной инициативы ставит дополнительные препятствия на пути инициативы. При этом сам проект нормативного правового акта также разрабатывается не «обществом», а государством. Это и плюс, и минус одновременно. С одной стороны, у граждан нет необходимых познаний для самостоятельной разработки пакета законодательной инициативы. С другой стороны, нет гарантий, что государство при разработке своего проекта точно отразит волю общества, инициировавшего проект.

Проект «РОИ» также критиковался за возможные фальсификации результатов голосований – вбросы электронных голосов, которые подтверждаются выявленными статистическими аномалиями. Если «РОИ» - государственный проект, то проявление в нем «чуровщины» закономерно.

При возможных минусах непосредственной правотворческой инициативы граждан в законодательные органы они не могут стать оправданием отказа от такого института. В то же время «общественная инициатива» в нынешнем виде с ее дополнительными «фильтрами» на пути волеизъявления граждан может быть безболезненна упразднена. Хотя в отсутствие непосредственной гражданской законодательной инициативы такая общественная инициатива – это лучше чем ничего.

В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина, предусматривается народная законодательная инициатива. Группы граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 100 000 человек имеют право непосредственно вносить проекты законов в парламент в порядке законодательной инициативы. Данный институт по проекту Конституции России выступает в качестве одной из гарантий народовластия.

Действующая власть не заинтересована в том, чтобы реализовывать в законодательстве интересы граждан, поэтому изобретает некие подделки вроде «РОИ», имитирующие демократические институты. Но когда народ поймет, что большая часть его инициатив блокируется по надуманным основаниям, его неприязнь к власти только усилится.

Членами Санкт-Петербургского Союза учёных размещена законодательная инициатива по преобразованию интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» в инструмент государственного управления.

Подпишите законодательную инициативу:

Инициатива № 78Ф49292

Уровень инициативы: Федеральный

Преобразовать интернет-ресурс «Российская общественная инициатива»

Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» был создан в 2013 г. согласно указа Президента России В.В.Путина № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» был основан интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (далее: РОИ) с целью «обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства». РОИ является первым созданным российским государством инструментом прямой электронной демократии и достаточно активно используется гражданами страны: за 5 лет было внесено 12 717 инициатив, а на голосовании в конце июля 2018 г. находилось 2 036 инициатив.

В тоже время исследователями и пользователями РОИ было указано на ряд проблем в функционировании РОИ как института прямой демократии. В качестве главной проблемы все авторы называют крайне низкую эффективность РОИ. За всё время существования РОИ решение было принято всего по 30 инициативам граждан, большинство из которых было инициативами регионального и муниципального уровня. К основным проблемам РОИ были отнесены также: необходимость сложной регистрации на сайте государственных услуг, ограниченность сферы инициатив, завышенное необходимое для рассмотрения петиции число голосов, недопустимые аномалии в подсчёте голосов, отсутствие необходимой статистики голосований по инициативам, нарушения правил РОИ экспертной группой, непрозрачность работы РОИ в целом, выборочная реакция власти на общественные инициативы граждан.

Таким образом, практика функционирования РОИ демонстрирует, по меньшей мере, недостаточную эффективность РОИ с точки зрения задачи, сформулированной в указе президента РФ 2013 г. № 183, и очевидную необходимость приведения РОИ как политического механизма в соответствие с этой задачей.

Практический результат

В результате преобразования РОИ будет выполнена задача, сформулированная в Указе Президента РФ 2013 г. № 183, и РОИ станет эффективно действующим механизмом настоящей электронной демократии.

Решение

Преобразование РОИ, включающее: трансформацию РОИ в общественно-государственный институт наподобие «Общественной палаты РФ»; снижение планки минимального числа голосов, необходимых для принятия инициатив; передача инициатив сразу в тот государственный орган, который обязан принять решение по проблеме, входящей в его компетенцию: либо в соответствующий профильный комитет ГД РФ, либо в Правительство РФ, либо, наконец, Президенту РФ; передача региональных инициатив на рассмотрение органов местного самоуправления; автоматическое рассмотрение судами случаев отклонения инициатив всех уровней; ответственность всех органов власти и конкретных должностных лиц за уклонение от рассмотрения и принятия решения по инициативам, набравшим необходимое число голосов; ответственность за взлом, или попытку взлома сайта РОИ, за любую фальсификацию результатов голосования, а также за использование чужого голоса посредством украденного пароля и любых других умышленных действий, с внесением соответствующих поправок в УК РФ.

Дополнительные материалы

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Общие положения

1. «Российская общественная инициатива» (далее - РОИ) является Интернет-ресурсом, посредством которого граждане Российской Федерации вносят на рассмотрение органов государственной власти свои общественные инициативы «в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также учета потребностей и интересов Российской Федерации.

2. РОИ формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

3. Наименование "Общественная палата Российской Федерации" не может быть использовано в названиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в названиях объединений, организаций, учреждений и предприятий. Наименование "Общественная палата Российской Федерации" не подлежит государственной регистрации.

4. Местонахождение Общественной палаты - город Москва.

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты

РОИ осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 4. Исполнительный аппарат РОИ Российской Федерации

1. Общественная палата утверждает Регламент Общественной палаты Российской Федерации.

2. Регламентом Общественной палаты Российской Федерации устанавливаются:

1) порядок участия членов Общественной палаты в ее деятельности;

2) сроки и порядок проведения пленарных заседаний Общественной палаты;

3) состав, полномочия и порядок деятельности совета Общественной палаты Российской Федерации (далее - совет Общественной палаты);

4) полномочия и порядок деятельности секретаря Общественной палаты Российской Федерации (далее - секретарь Общественной палаты) и заместителей секретаря Общественной палаты;

5) порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также порядок избрания и полномочия их руководителей;

6) порядок прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты в соответствии с настоящим Федеральным ;

7) порядок деятельности аппарата Общественной палаты Российской Федерации (далее - аппарат Общественной палаты);

8) формы и порядок принятия решений Общественной палаты;

9) порядок привлечения к работе Общественной палаты общественных объединений, иных некоммерческих организаций, представители которых не вошли в ее состав, и формы их взаимодействия с Общественной палатой;

10) процедуры отбора в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций, предусмотренные , и настоящего Федерального закона;

11) порядок подготовки и проведения мероприятий в Общественной палате;

12) порядок подготовки и публикации ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации;

12.1) порядок участия органов Общественной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (далее - общественная наблюдательная комиссия), приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;

13) иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Расходы на формирование Общественной палаты, предусмотренное настоящей статьей, финансируются из средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Общественной палаты.

Статья 5. Финансирование РОИ

Статья 6. Контроль граждан, общественных, политических и иных некоммерческих организаций и объединений граждан Российской Федерации за деятельностью исполнительного аппарата РОИ.

1. Граждане Российской Федерации, их общественные, политические и иные некоммерческие организации и иные объединения имеют право контролировать\проверять деятельность исполнительного аппарата РОИ и соответствие этой деятельности Конституции Российской федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Статья 7. Порядок работы РОИ

1. РОИ

2. .

3. РОИ

Статья 8. Гарантия деятельности РОИ

1. Государственный орган, в который поступила общественная инициатива РОИ обязан рассмотреть данную инициативу в течение 30 дней со дня её поступления и принять по ней своё решение.

2. Решение государственного органа, включающее в обязательном порядке его обоснование, направляется в течение 3 дней после его принятия в РОИ, публикуется на веб-сайте данного государственного органа и после его получения в РОИ на веб-сайте РОИ.

3. Деятельность, направленная на создание препятствий в Работе РОИ, является преступлением и наказывается по закону.

4. РОИ может быть ликвидирована только по решению Государственной Думы Российской Федерации, или в результате проведения референдума в случае, если за такое решение проголосует более половины граждан Российской Федерации, имеющих избирательное право.

Статья 9. Права граждан по подаче общественных инициатив. Требования к общественным инициативам. Область\Сфера общественных инициатив граждан на РОИ

1. Граждане имеют право подавать посредством РОИ общественные инициативы по любым вопросам, за исключением тех, что однозначно противоречат Конституции Российской Федерации.

2. Текст общественной инициативы должен быть написан на русском языке, не содержать орфографических и грамматических ошибок, иных опечаток и проверен гражданином, подающим инициативу.

3. Текст общественной инициативы не должен содержать призывов к агрессии, в т.ч. к нападению на другое государство или государства, насилию, национальной, расовой и иной дискриминации, нарушению Конституции РФ, законов Российской Федерации, захвату власти неконституционным путём.

Статья *. Инициативы граждан подаваемые на РОИ

1. Инициативы граждан подаваемые на РОИ, в т.ч. в форме проектов законов, носят рекомендательный характер.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностные лица, которым направлены инициативы РОИ, обязаны проинформировать РОИ о результатах рассмотрения соответствующей инициативы в течение тридцати дней со дня её поступления и регистрации. В случае форс-мажорных обстоятельств в виде стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических атак, военной агрессии против Российской Федерации и введения Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения руководитель органа государственной власти, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения указанной инициативы до момента прекращения форс-мажорных обстоятельств, уведомив об этом исполнительный аппарат РОИ.

3. Исполнительный аппарат РОИ сообщает о продлении срока рассмотрения инициативы на веб-сайте РОИ.

Статья *. Общественная экспертиза РОИ

1. Граждане имеют право самостоятельно с привлечением экспертов, являющихся профессионалами в области предмета данной экспертизы, проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления, а также проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих вопросы:

1) государственной социальной политики и конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения;

2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

2. Для проведения экспертизы граждане на веб-сайте РОИ создают рабочую группу, которая вправе:

1) привлекать экспертов;

2) направлять запрос в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;

3) направлять членов рабочей группы для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы; (и инициативы***)

4) направлять членов рабочей группы на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.

3. Проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов после их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вместе со всеми прилагаемыми к ним документами и материалами направляются в Общественную палату в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Проекты иных указанных в настоящего Федерального закона актов вместе с документами и материалами, необходимыми для проведения экспертизы, передаются в исполнительный аппарат РОИ Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по запросу Общественной палаты.

5. При проведении экспертизы проектов законов, указанных в настоящей статьи и касающихся применения государством ограничения или лишения свободы граждан, ареста, изъятия или конфискации имущества в связи с совершением преступлений либо административных правонарушений, Общественная палата вправе направить в государственные органы, государственные и иные организации и (или) их должностным лицам в соответствии с их компетенцией запрос о предоставлении ей на соответствующий проект закона заключения, основанного на результатах проведенных проверок, исследований и иных данных, которыми располагают эти органы, организации и (или) их должностные лица. Указанное заключение направляется в исполнительный аппарат РОИ не позднее чем через тридцать дней со дня получения запроса. Расходы, связанные с подготовкой указанных заключений государственными органами и организациями, несут эти органы и организации. Расходы, связанные с подготовкой указанных заключений иными организациями, возмещаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности РОИ.

Статья *. Заключения РОИ по результатам общественной экспертизы

1. Заключения РОИ по результатам экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и направляются соответственно Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

2. Заключения РОИ по результатам экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Заключения РОИ по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению соответственно на заседаниях Правительства Российской Федерации, коллегий соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

4. При рассмотрении заключений РОИ по результатам экспертизы проектов соответствующих нормативных правовых актов на пленарные заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти приглашаются члены рабочей группы РОИ.

5. Заключения РОИ по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Заключения РОИ по результатам экспертизы проектов правовых актов органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами местного самоуправления.

Статья *. Участие членов рабочих групп РОИ в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти

1. Рабочие группы РОИ, создаваемые гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в формировании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

2. Порядок образования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Порядок образования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, определяется Президентом Российской Федерации.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают участие членов рабочей группы РОИ в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Статья *. Поддержка РОИ общественных инициатив граждан

1. Исполнительный аппарат РОИ осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации, поданных на веб-сайте РОИ.

2. Общественная палата проводит гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке , установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 283-ФЗ)

3. Исполнительный аппарат РОИ доводит до сведения граждан Российской Федерации информацию о поданных ими инициативах и принятых по ним решениях втчеение трёх дней после поступления текста решения в адрес исполнительного аппарата РОИ.

Статья *. Ежегодный отчёт исполнительного аппарта РОИ

Исполнительный аппарат РОИ ежегодно подготавливает и публикует на веб-сайте РОИ отчет о деятельности исполнительного аппарата РОИ за прошедший год до 1 февраля следующего года.

Статья *. Обеспечение участия членов рабочих групп РОИ в работе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обеспечивают присутствие на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации членов рабочих групп РОИ.

2. Правительство Российской Федерации обеспечивает присутствие на своих заседаниях членов рабочих групп РОИ.

3. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают присутствие на заседаниях коллегий членов рабочих групп РОИ.

4. Порядок участия членов рабочих групп РОИ в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, определяется Президентом Российской Федерации. Количество членов рабочих групп РОИ, принимающих участие в работе комитета или комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо комитета или комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании коллегии федерального органа исполнительной власти, не может превышать пять человек.

Статья *. Предоставление информации РОИ

1. РОИ вправе направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, в иные организации запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы РОИ должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в настоящего Федерального закона.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а в случае, предусмотренном настоящего Федерального закона, иные организации обязаны предоставлять по запросам РОИ необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, в том числе в виде документов и материалов, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну .

3. Должностное лицо, которому направлен запрос РОИ, обязано дать на него ответ не позднее чем через тридцать дней со дня получения запроса, а в исключительных случаях, т.е. при форс-мажорных обстоятельствах *. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Статья *. Содействие членам рабочей группы РОИ в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные служащие обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья *. Исполнительный аппарат РОИ

1. Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности РОИ осуществляется исполнительным аппаратом РОИ.

2. Исполнительный аппарат РОИ является федеральным казенным учреждением, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 326-ФЗ)

3. Руководитель Исполнительного аппарата РОИ назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению рабочей группы РОИ*.

4. Руководитель Исполнительного аппарата РОИ формирует исполнительный аппарат РОИ.

Статья *. Информационное обеспечение деятельности РОИ. Информирование общественности о деятельности РОИ

1. Для информационного обеспечения деятельности РОИ, а также для обеспечения доступа граждан и организаций к информации о ее деятельности исполнительным аппаратом РОИ создается и поддерживается сайт РОИ в международной компьютерной сети "Интернет».

2. Общероссийские государственные организации телерадиовещания должны еженедельно выпускать в эфир на одном из общероссийских телеканалов и на одном из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы о деятельности РОИ. Объем эфирного времени на каждом из указанных телеканалов и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц.

3. Граждане вправе требовать отчета исполнительного аппарата РОИ.*

Статья *. Финансовое обеспечение деятельности РОИ

1. Расходы, связанные с обеспечением деятельности РОИ, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год.

2. Финансовое обеспечение содержания исполнительного аппарата РОИ осуществляется в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности РОИ.

Статья *. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования на веб-сайте РОИ.

3365 0

Ключевые слова

ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПЕТИЦИЯ / "РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА" / СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / PUBLIC INITIATIVE / E-DEMOCRACY / PETITION / RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE / SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна

Статья подводит итоги двухлетней работы интернет-сайта «Российская общественная инициатива », созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2013 года. Авторы анализируют порядок и механизм функционирования ресурса, статистические данные о его работе, содержание и историю принятия успешных инициатив. Особое внимание уделяется сравнению «Российской общественной инициативы » с аналогичным сайтом, действующим в США ("We The People"). Делается предположение о том, что при похожих целях основные приоритеты этих проектов различаются. Для американского наиболее явным приоритетом является разъяснение позиции президентской администрации по вопросам, волнующим общество. Российский проект декларирует в первую очередь цель привлечения общественности к правотворчеству, а также фактически выполняет еще одну задачу - легитимацию правотворческих инициатив. Среди факторов, негативно сказывающихся на реализации заявленных целей, авторы выделяют отсутствие всеобщего доступа к Интернету, недоверие к процессу подсчета голосов, неясность правовых последствий успешного голосования. Практика показывает, что ни одна из инициатив, воплощенных в жизнь, не успела получить требуемой поддержки, набравшие же необходимое количество голосов инициативы, наоборот, были отклонены. Основным направлением совершенствования института общественных инициатив авторы считают преодоление формализма в способах оценки инициатив и реагирования на них, превращение их в открытый диалог с обществом.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна

  • Проблемы и перспективы реализации проекта «Российская общественная инициатива»

    2015 / Шайхуллин Геннадий Сахиуллович, Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна
  • Реализация правотворческой инициативы граждан Российской Федерации посредством электронных форм

    2014 / Иванова Ксения Алексеевна, Мизернюк Михаил Сергеевич
  • «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии

    2016 / Волошинская Анна Аскольдовна
  • Вопросы реализации общественных инициатив в Российской федерации

    2013 / Гузий А.Е.
  • Роль гражданской инициативы в формировании электронной демократии

    2016 / Романова Нелли Петровна, Лаврик Наталья Владимировна
  • Интернет как инструмент реализации государственной политики Российской Федерации

    2016 / Лябах Андрей Юрьевич

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE PROJECT

The article summarizes two-year work of the website Russian public initiative , which was established in accordance with the Presidential Decree of March 4, 2013. The authors analyze the procedure and mechanism of functioning of the Internet resource, statistics on its work, the content and history of successful initiatives adoption. Particular attention is paid to comparison of Russian public initiative and a similar website, which has been created in the USA (We The People). The authors suggest that the goal of these websites is similar but the main priorities differ. The American one the most conspicuous priority is to explain the position of the presidential administration on issues of public concern. Russian website proclaims, first of all, the purpose of public involvement in lawmaking actually performing one more task the legitimization of lawmaking initiatives. The authors believe that it is necessary to give up formalism in responding to initiatives and use them as an opportunity for an open dialogue with the society. Among the factors that affect the implementation of the goals the authors point out that many people do not have Internet, do not trust the vote counting process and do not understand the legal consequences of voting. The practice shows that none of the successful initiatives has received the required support. In contrast, the government commission rejected initiatives that have received the required number of votes.