Государство муниципальные образования как субъекты правоотношений. Муниципальные образования как субъекты гражданского права


Главный Закон нашей страны дал муниципальным образованиям самостоятельность в решении всех вопросов, касающихся жизнеобеспечения своей территории.
Именно эта основная цель выделяет хозяйственную деятельность муниципальных организаций из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельности по производству и реализации материальных благ. В то же время необходимо обратить внимание, что применения общего понятия хозяйственной деятельности, субъектами которой являются физические и юридические лица, не может отождествляться с понятием хозяйственной деятельности, субъектом которой являются муниципальные организации. Если в понятии хозяйствующего субъекта обусловлено, что он является главным действующим лицом рынка и стержнем любой экономической системы, построенной не на государственно-монополистических, а на конкурентных началах, то муниципальные организации осуществляют хозяйственную деятельность не в своих личных интересах, а в первую очередь в интересах населения муниципального образования в целом. Почему?
Во-первых, муниципальные организации не могут распоряжаться денежными ресурсами свободно так, как распоряжаются ими физические и юридические лица.
Во-вторых, полученная прибыль муниципальных органов также регулируется рамками местного бюджета и учитывается на специальном балансе. Прибыль не может быть направлена по свободному выбору, как это делают предприниматели, а только должна быть направлена на цели, которые установлены полномочиями муниципальных организаций.
К сожалению, до сих пор гражданское законодательство хозяйственную деятельность муниципальных организаций ставит на одну ступень с хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц. Поэтому правильное определение хозяйственной деятельности муниципальных организаций имеет важное практическое значение.
В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) муниципалитеты, как публичные образования, приобретают гражданские права и обязанности в соответствии с гражданским законодательством и именуются субъектами таких правоотношений. В то же время ГК РФ не определил в ст. 125 порядок участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, а передал эти права органам местного самоуправления, которые могут выступать от имени муниципальных образований, в связи с чем возникают некоторые проблемы в правоспособности быть участником гражданских правоотношений.
Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между ее субъектами.
Муниципальные организации могут выступать самостоятельно в договорных отношениях, если они обладают обособленным имуществом, не входящим в муниципальную собственность, а также муниципальные предприятия, которым муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. В другом случае, только по поручению собственника муниципального имущества, собственником муниципального имущества в соответствии с гражданским законодательством являются муниципальные образования.
Гражданская правоспособность муниципального образования и его муниципальных организаций наступает в соответствии со ст. ст. 49, 51 ГК РФ, так же как и правоспособность юридического лица.
Мы вначале уже высказывались о том, что нельзя признавать муниципальные образования правоспособными, предусмотренными для юридических лиц, так как муниципалитеты являются публично правовыми образованиями, и их правоспособность не может быть тождественна правоспособности различных юридических лиц. А вот муниципальные организации обладают правами юридического лица и могут выступать в гражданском обороте, но не самостоятельно, а от имени муниципального образования.
Заслуживает внимание и вопрос участия населения местных сообществ в гражданских правоотношениях.
Конституция Российской Федерации в п. 1 ст. 130, а также Закон о местном самоуправлении в п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 50 рассматривают население как самостоятельный субъект права муниципальной собственности в решении вопросов местного значения.
Между тем ни одно из законодательств не определяет форму владения, пользования и распоряжения населения муниципальной собственностью.
Хотя в ГК РФ в гл. 3 и предусматривает способность граждан (физических лиц) иметь гражданские права и нести обязанности, но такое право, прежде всего, относится к личным имущественным и неимущественным правам гражданина. Такие выводы вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, которая делает ссылки на основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с данной нормой закона гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, на основании закона о местном самоуправлении население муниципального образования можно признать субъектом гражданского права в силу закона.
Местное самоуправление представляет собой важный социальный институт в организационном демократическом обществе. Это относительное обособленная социальная система, система органов и организаций, призванных самостоятельно решать вопросы местного значения, повышая эффективность экономического развития своей территории через договорные отношения. И в этом ему должен помочь не только ГК РФ, в котором необходимо предусмотреть специальный раздел, касающийся муниципальных образований, но и специальный закон о муниципальной собственности. Так как общие положения, которые предусмотрены в ГК РФ для граждан и юридических лиц, не могут применяться к местному самоуправлению, поскольку муниципалитеты не обладают правом свободного регулирования местного бюджета, а действуют только в его рамках.
Важным направлением в гражданских правоотношениях муниципальных организаций является момент заключения договора в соответствии с главой 28 ГК РФ. И здесь важно администрации муниципального образования правильно поставить работу по организационно-методическому руководству, в рамках которого она призвана оказывать методическую помощь подведомственным муниципальным учреждениям, предприятиям в договорной работе.

Правовое положение государства и муниципальных образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории).

Россия имеет федеративную форму правления. РФ подразделяется на субъекты различных уровней - непосредственно Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования. Эти-субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях и не должно пользоваться имеющимися у него властными полномочиями.

Государство как субъект. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права.

Властная сущность государства выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается, тем не менее, юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная - физические лица, юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.

Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство по сравнению с теми субъектами гражданского права, которые имеют общую правоспособность, более ограничено.

Правоспособность государства следует назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, установленному Конституцией и другими законами. Оно не может, к примеру, наживиться на своих гражданах неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ; 3) муниципальные образования.

Статья 125 ГК РФ предусматривает порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Таким образом, правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица.

Формы участия государства в гражданском обороте

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм как государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Государство как участник сделки. Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупая в розничной торговле, нанимателя в договоре бытового проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.).

Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг.

Основной разновидностью выпускаемых государством ценных бумаг являются облигации или иные долговые бумаги.

Из всего сказанного следует сделать вывод: государство может участвовать в гражданском обороте непосредственно или опосредованно. Обладая особым статусом участника гражданско-правовых отношений, государство вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения как для себя, так и для других участников гражданского оборота, но не смотря на правовую суверенность, оно исходит из принятых принципов равенства сторон, справедливости, свободы договора.

Специальность

030503 (0201) Правоведение

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный учебно-методический кабинет

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Ответ

Участниками гражданско – правовых отношений, наряду с гражданами и юридическими лицами, могут выступать: Российская Федерация (далее РФ), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и др.) и муниципальные образования.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:

Организационное единство - характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

Обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК РФ);

Ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ);

Возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде (ст. 126 ГК РФ).

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений.

Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК РФ) , не применимы к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Это касается норм:

О порядке возникновения и прекращения юридических лиц;

О учредительных документах;

О видах юридических лиц;

Иначе решены вопросы ответственности по обязательствам.

Свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. То есть, они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам гражданских правоотношений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем., осуществляет: передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров. Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключает от имени государства договоры на продажу переданных ему министерством по управлению имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности.

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Бытовой подряд: понятие область применения, специфика договора, ответственность подрядчика по договору.

Ответ

Договор бытового подряда давно известен гражданскому законодательству. Ещё в Гражданском кодексе 1964 г. ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде.

Однако его понятие, прежде всего, опиралось на особенности правового регулирования плановой экономики, в связи, с чем бытовой заказ рассматривался как один из договоров по обслуживанию граждан. Его главными чертами являлись особенности субъектного состава - в качестве заказчика выступал гражданин, а подрядчика - специализированная организация сферы обслуживания, планово-регулируемый характер договора; применение публичной оферты и закрепление отдельных видов договоров бытового заказа в типовых договорах.

В существующей в России системе права действует фрагментарный и бессистемный

механизм правового регулирования участия Российской Федерации, субъектов

федеративного государства и муниципальных образований в гражданских

правоотношениях, что в немалой степени связано с отсутствием в современной

российской цивилистике комплексных и непротиворечивых концептуальных

разработок по проблеме правового статуса перечисленных публичных образований

в имущественном обороте.

Означенная проблема приобретает особую остроту при рассмотрении вопросов,

связанных с реализацией и защитой субъективного права собственности. Ее

недостаточная теоретическая разработка приводит к тому, что правоотношения со

столь специфическим субъектным составом фактически не развиваются. Российская

Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не имеют возможности в

полном объеме реализовывать собственные правомочия и эффективно защищать свои

имущественные права, что существенно усложняет участие указанных лиц в

хозяйственном обороте и оборот принадлежащих им на праве собственности

объектов.

Государство, федеральные и муниципальные образования недостаточно широко

используют субинституты гражданского права, позволяющие получать неналоговые

доходы без отчуждения принадлежащего им имущества (эксплуатация имущественных

комплексов, использование имущества третьих лиц с приобретением в свою

собственность извлекаемых плодов, продукции, доходов и т.п.).

В свете вышеизложенного представляется своевременной и актуальной разработка

теоретических вопросов, касающихся участия публично-правовых образований в

отношениях, регулируемых гражданским правом, и, в первую очередь, выявления

особенностей их юридической природы.

Предметом курсовой работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с

участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований в гражданско-правовых отношениях.

Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как

субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-

правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие

теоретические взгляды на эту проблему.

Методологическую основу написания курсовой работы определили современные

общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический,

историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-

логический, и других.

Работа изложена с учетом комплексного характера затронутых проблем. В связи с

этим нами широко использованы работы юристов, представляющих как частное, так

и публичное право, теоретиков права и историков.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в

работе, могут послужить основой для дальнейших научных изысканий в сфере

публично-правового регулирования отношений по управлению публичной

собственностью, представляющих собой административный процесс, включающий в

себя формирование и выражение воли юридических лиц публичного права,

направленной на реализацию их гражданской правосубъектности, в том числе

правомочий собственника.

Глава 1. Гражданская правоспособность государства и

муниципальных образований.

1.1. Общие

положения.

Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований

составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой

тесно переплетены частно - и публично-правовые элементы. От того, как

государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его

положение как субъекта гражданского права.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать

двух суверенов на одной и той же территории)

Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться

как единый и единственный субъект.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием.

Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в

современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации,

колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта

населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и

неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких

обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных

Уровней - Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные

образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе пра-восубъектности

государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не

всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие

государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых

принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о

государстве распространяется на все государственные (муниципальные)

образования, если иное особо не оговорено.

1.2. Государство как носитель власти.

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в

гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает

правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей,

связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права,

носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство

суверенности, присущее государству.

Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим

субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими

детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство

выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной

территории повеления государства преобладают над всеми иными властными

велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого

бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.

Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей

территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может

вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из

общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как

независимость данного государства от других государств и иных субъектов

Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого

субъекта гражданского права, а именно:

Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все

остальные субъекты гражданского права;

Государство может принимать административные акты, из которых возникают

гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в

построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; - государство

пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как

участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо,

позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны,

необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права,

не обладающими властными полномочиями, а с другой - использование этих

полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая

тенденция отражена в ГК в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК

государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

Обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обязанностей государства,

касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм

Конституции.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От

его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся

юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют

должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству

Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).

Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.

Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).

Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.


Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.

Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.

Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).

Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.

Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).

Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.

Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно которому особенности ответственности РФ, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.