Дополнительные социальные гарантии детям сиротам. Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей материал по праву на тему


В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.

В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:

Дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);

Дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);

Рассмотрим их поподробнее.

Гарантии права на образование

К основным дополнительным гарантиям в области образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся следующие:

1. Во-первых, для данной категории детей предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы. «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации

2. Во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования.

3. В-третьих, данные лица, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом под полным государственным обеспечением понимается:

Предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания;

Предоставление им бесплатного комплекта одежды и обуви;

Предоставление бесплатного общежития;

Предоставление бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

4. В-четвертых, обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

5. В-пятых, дети - сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, получают:

Стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении:

Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

Сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

При этом размер и порядок увеличения данных выплат устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится данное образовательное учреждение.

6. В-шестых, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

7. В-седьмых, все выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, одежды, обуви и т.д. или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

8. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Помимо данного перечня гарантий, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует еще ряд гарантий, установленных государством. Например, Закон РФ «Об образовании» устанавливает норму о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

При сдаче вступительных экзаменов в форме ЕГЭ успешной признается сдача каждого экзамена, если абитуриентом получены баллы, которые при использовании шкалы перевода баллов в отметки соответствуют отметкам «3», «4» или «5». Шкала перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ устанавливается на каждый год по каждому предмету отдельным распоряжением Министерства образования Российской Федерации.

Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

Они имеют некоторые обязательные , которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

Кто относится к данной категории

Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

Первая категория, это дети-сироты . Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

Закон делит их на две возрастные категории :

Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца . Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории :

  • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
  • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

Законодательное регулирование

Если говорить о законодательных актах , которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях

Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

Перечень мер помощи и компенсаций

Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

  1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
  2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
  3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
  4. Гарантии, которые дают право на труд.
  5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения . К ним следует отнести следующие права:

  • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
  • повышенная , что больше обычной на 30-50%;
  • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
  • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
  • предоставление бесплатного места в общежитии;
  • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.

Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

Вторая категория, это медицинское обслуживание . Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту . Эти гарантии делятся на такие категории:

  • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
  • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
  • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи . Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

Сироты требуют максимальной поддержки от государства в разных сферах жизни. Для предоставления им максимальной защиты прав и интересов правительство разработало дополнительные социальные гарантии.

Главные аспекты

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные меры для социальной поддержки детей-сирот указаны в государственном законодательном нормативном акте.

Эти меры касаются разных аспектов жизни и направлены на то, чтобы сделать жизнь ребенка более полноценной.

Кроме федеральных нормативных актов существуют и региональные, которые направлены на поддержания данной категории граждан.

Что это такое

Чтобы лучше разобраться в проблеме необходимо знать некоторые понятия:

Социальные гарантии Комплекс мер, которые направлены на обеспечение и реализацию прав и свобод граждан
Дети-сироты Несовершеннолетние, оставшиеся без одного или двоих родителей. Этот статус можно получить и без официальных данных о смерти отца или матери, если такое решение примет судебный орган, в ситуациях когда родители были признаны пропавшими без вести или погибшими
Дети, которые остались без родительского попечения Несовершеннолетние, родителей которых ограничили или лишили родительский прав либо суд признал их недееспособными. Другими словами, у ребенка родители живы, но они отстранены от выполнения своих обязанностей в качестве родителя, в итоге ребенок формально считается сиротой и находится под государственной опекой. Иногда такие дети имеют статус социальной сироты

Только судебный орган имеет право лишать родителей их законных прав. Спустя некоторый срок возможно восстановление родительских прав, но в таком случае ребенок теряет все полученные льготы и компенсации от государства.

Кто относится к данной категории

Детьми-сиротами являются следующие субъекты:

  • ребенок, у которого родители или один из родителей скончались;
  • совершеннолетние до 23 лет, которые потеряли родителей или одного из них, и при этом получают образование в техникуме, колледже или университете;
  • ребенок, родители которого были лишены родительских прав;
  • ребенок, у которого родители являются недееспособными или частично дееспособными, находятся в местах лишения свободы или в медицинских учреждениях.

Законодательная база

В Российской Федерации моменты, касающиеся сирот, регулируют:

  • Семейный кодекс;
  • закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей» от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ.

Кроме основных законодательных актов права сирот могут устанавливаться и регулироваться региональными или местными нормативными актами.

В них могут быть указаны дополнительные льгот, выплаты и другие социальные гарантии. Законодательные акты не имеют право сужать права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они могут их только увеличивать.

Как получить государственную компенсацию

Чтобы получить государственную компенсацию лицо, которое является опекуном или попечителям должно обратиться за помощью в органы социальной защиты и предоставить следующие данные:

  • паспорт лица, который является опекуном или попечителем ребенка;
  • свидетельство о рождении;
  • документ, который подтверждает наличие льготной категории;
  • банковский счет.

Для получения бесплатного медицинского обслуживания или учебы в образовательном учреждении ребенок-сирота должен предъявить специальное .

Перечень госпомощи

Согласно федеральному закону установлены дополнительные государственные льготы и компенсаций:

  • бесплатное образование;
  • получение жилья;
  • бесплатное медицинское обслуживание во всех государственных клиниках;
  • возможность бесплатно получить необходимую юридическую помощь;
  • право на труд.

Для основных сфер определена помощи для граждан страны:

Категория Описание
Образование
  • возможность обучения за государственный счет;
  • получение повышенной социальной стипендии;
  • бесплатное питание в учебном заведении;
  • денежная помощь на приобретения учебников и канцелярских товаров. Даная помощь положена раз в год в размере трех стипендий;
  • бесплатное проживание в общежитии;
  • направление на работу и стажировку
Жилье Жилье, которые выделяется детям-сиротам, определяется местными органами власти. Квадратные метры даются при достижении совершеннолетия на пять лет. Договор может быть продлен. Предусмотрена сдача жилья в социальный найм на длительный срок или переход в собственность сироты
Медицинское обслуживание
  • лечение в государственных и коммунальных клиниках на льготных основаниях;
  • выплаты денежных средств на операции за рубежом;
  • бесплатные хирургические операции;
  • осуществления процедуры протезирования и реабилитации, после перенесенных травм на льготных основаниях;
  • бесплатные путевки в санатории либо оплачивается компенсация за их приобретение;
  • бесплатный проезд до мест оздоровления и назад
Юридическая помощь Ребенок-сирота имеет право обратиться за бесплатной юридической консультацией, как по уголовным, так и гражданским вопросам. Отказ от оказания бесплатной правовой поддержки свидетельствует о нарушении прав ребенка
Труд
  • сирота стоящий на учете в центре занятости может получать среднюю региональную зарплату в течение шести месяцев, до момента его трудоустройства;
  • в случае ликвидации предприятия, работодатель должен трудоустроить сироту на новой работе;
  • согласно закону сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, не могут попасть под сокращение

Местными органами могут быть назначены дополнительные компенсации детям-сиротам.

Региональные отличия для оформления выплат близнецам

На региональном уровне разработаны специальные пособия и льготы для семей, в которых появилось на свет сразу двое детей.

Регион Описание
Нижний Новгород Единовременная поддержка семей составляет 1,08 миллионов рублей. Если в семье более пяти детей, то им предоставляется дополнительные выплаты. Семьям оказывается поддержка в предоставлении бесплатного питания в учебных заведениях, учебников и так далее
Оренбург Выплаты при рождении детей-близнецов равны 25 000 рублей на каждого малыша
Ханты-Мансийск Семья, которая воспитывает двойню, получает на пособия в размере 30 000
Москва При рождении двойня в молодой семье, предоставляются выплаты в размере на — первого малыша – 86 000 или 121 000, если в семье уже были дети, второго ребенка — 121 000 или 173 000 соответственно

Как предоставляют дополнительные гарантии по социальной поддержке жилыми помещениями детям-сиротам

Если у ребенка-сироты есть собственное жилье, то он может им воспользоваться при возвращении из воспитательных или учебных заведений.

Ребенку-сироте полагается благоустроенное жилье с установленной нормативными актами площадью. Период действия договора о социальном найме — пять лет.

По окончанию срок он может быть продлен еще на пять лет, если гражданин, который проживает в социальной квартире или доме, оказался в затруднительном положении.

Договор может быть пролонгирован одни раз. Вопрос, относительно предоставления жилья сиротам возникает:

  • при достижении ими совершеннолетними;
  • признание их полностью дееспособными в порядке, установленном законом;

Если ребенок-сирота не воспользовался своим правом, на получение полагающихся им квадратных метров до 23-х лет, то он это право теряет.

Согласно закону гражданам этой категории должно предоставляться отдельное жилье, а не комната в коммунальной квартире.

Порядок предоставления жилья разработан органами региональной власти, так как именно они являются единственными исполнителями данного права.

Для получения жилого помещения необходимо подать:

  • заявление;
  • паспорт;
  • справку о составе семьи;
  • документы с места учебы или работы;
  • справку об отсутствии в собственности недвижимости;
  • свидетельство о браке или рождении детей, если они имеются.

Это основной перечень документов, но в зависимости от региона проживания он может быть изменен. Форма написания заявления также может быть разная в каждом регионе, так как на федеральном уровне она не закреплена.

28.11.2013

Закон Республики Беларусь О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 253-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 171, 2/1350) ;

Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 305-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1402) ;

Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412) ;

Закон Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. № 192-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 287, 2/1744) ;

- внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 февраля 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 25 июля 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 351-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 2/1903) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 февраля 2012 г. и 25 июля 2012 г

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания;

гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – установленные государством меры социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на защиту их прав и законных интересов и служащие обеспечению условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе;

государственное обеспечение – комплекс установленных государством мер, направленных на материальное обеспечение условий для реализации основных прав и удовлетворения жизненно важных нужд и потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

статус детей-сирот – особое правовое положение детей-сирот, обусловливающее предоставление им гарантий по социальной защите;

статус детей, оставшихся без попечения родителей, – особое правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливающее предоставление им гарантий по социальной защите;

детские интернатные учреждения – дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания и содержания детей;

детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора;

детская деревня (городок) – социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от одного года до 18 лет, в котором обязанности по их обучению и воспитанию выполняют его работники (родители-воспитатели);

опекунская семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя);

приемная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Статья 2. Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящего Закона, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/215) и других актов законодательства.

2. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Обеспечение гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.

2. Финансирование расходов по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в порядке, установленном законодательством.

3. Государственный контроль за реализацией гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

ГЛАВА 2

ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И УТРАТА СТАТУСА ДЕТЕЙ-СИРОТ И СТАТУСА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 4. Приобретение статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей

1. Статус детей-сирот приобретается на основании свидетельств о смерти обоих или единственного родителя.

2. Статус детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается на основании следующих документов, подтверждающих отсутствие попечения обоих или единственного родителя:

2.1. решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав;

2.2. решения суда об отобрании ребенка без лишения родительских прав;

2.3. решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными;

2.4. решения суда о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными;

2.5. решения суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими;

2.6. решения суда об объявлении родителей (родителя) умершими;

2.7. совместного акта организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения;

2.8. заявления родителей (родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе родителей (родителя) от ребенка и их (его) раздельном проживании с ребенком;

2.9. акта органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;

2.10. решения органа опеки и попечительства о предоставлении статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя), принимаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Статья 5. Предоставление статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя)

1. Решение о предоставлении статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя) принимается при временном отсутствии попечения обоих или единственного родителя либо при отсутствии попечения одного родителя и временном отсутствии попечения другого родителя. Статус детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя) предоставляется по решению органа опеки и попечительства на основании ходатайства управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, а в отношении детей, находящихся в социально опасном положении, – по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – комиссия по делам несовершеннолетних), выполняющей функции органа опеки и попечительства.

Срок, на который ребенку предоставляется статус детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя), определяется органом опеки и попечительства (комиссией по делам несовершеннолетних при выполнении функции органа опеки и попечительства).

2. Временное отсутствие попечения родителей (родителя) подтверждается:

2.1. справкой органа внутренних дел о розыске родителей (родителя);

2.2. постановлением органа уголовного преследования или постановлением (определением) суда о задержании родителей (родителя) или заключении родителей (родителя) под стражу;

2.3. заключением врачебно-консультационной комиссии, выданным государственной организацией здравоохранения, о наличии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

2.4. обвинительным приговором суда о назначении родителям (родителю) наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы;

2.5. решением органа опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка у родителей (родителя) или других лиц, на воспитании у которых он фактически находится;

2.51. документами, подтверждающими нахождение ребенка в социально опасном положении, и актом обследования условий жизни и воспитания ребенка;

2.6. справкой комитета по труду, занятости и социальной защите областного, Минского городского исполнительного комитета об определении родителей (родителя) в стационарные учреждения социального обслуживания;

2.7. заявлением родителей (родителя) о временном помещении ребенка в дом ребенка;

2.8. иными документами, предусмотренными законодательством.

Статья 6. Утрата статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей

1. Статус детей-сирот утрачивается вследствие:

1.1. принятия решения суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

1.2. принятия решения суда об установлении отцовства (материнства).

2. Статус детей, оставшихся без попечения родителей, утрачивается при возобновлении попечения одного из родителей, обоих или единственного родителя вследствие:

2.1. отмены решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав;

2.2. принятия решения суда о восстановлении родителей (родителя) в родительских правах;

2.3. отмены решения суда об отобрании ребенка без лишения родительских прав;

2.4. принятия решения суда о возвращении ребенка его родителям (родителю);

2.5. отмены решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными;

2.6. принятия решения суда о признании родителей (родителя) дееспособными;

2.7. отмены решения суда о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными;

2.8. принятия решения суда об отмене ограничения дееспособности родителей (родителя);

2.9. отмены решения суда об объявлении родителей (родителя) безвестно отсутствующими;

2.10. отмены решения суда об объявлении родителей (родителя) умершими;

2.11. отзыва родителями (родителем) заявления о согласии на усыновление (удочерение) ребенка до вынесения решения суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

2.12. принятия решения суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

2.13. принятия решения суда об установлении отцовства (материнства);

2.14. наличия документов, устанавливающих происхождение ребенка, и заключения органа опеки и попечительства о возможности передачи родителям (родителю) ребенка, в отношении которого приняты документы, предусмотренные подпунктами 2.7 и 2.9 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона;

2.15. отмены решения органа опеки и попечительства (комиссии по делам несовершеннолетних при выполнении функции органа опеки и попечительства) о предоставлении статуса детей, оставшихся без попечения родителей, на период временного отсутствия попечения родителей (родителя).

ГЛАВА 3

ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 7. Гарантии права на государственное обеспечение

1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гарантии права на государственное обеспечение, включающие:

1.1. государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся или ранее находившихся в детских интернатных учреждениях;

1.2. государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях;

1.3. государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

2. Государственное обеспечение предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от получаемых ими пенсий, пособий и сохраняется при вступлении их в брак. Государственное обеспечение сохраняется при предоставлении отпусков, установленных законодательством об образовании, по медицинским показаниям, в связи с призывом на службу в резерве или по иным уважительным причинам – не более одного календарного года, в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет – до достижения ребенком возраста одного года.

3. Нормы государственного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия и порядок его предоставления устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 8. Государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся или ранее находившихся в детских интернатных учреждениях

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, обеспечиваются этими учреждениями согласно установленным нормам проживанием, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а также по достижении ими возраста 7 лет – ежемесячно денежными средствами на личные расходы по установленным нормам.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских интернатных учреждениях, на время их пребывания в семьях родственников или иных граждан в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период болезни, прохождения вступительных испытаний при поступлении в государственные учреждения образования и в иных случаях, предусмотренных законодательством, детскими интернатными учреждениями выдается денежная компенсация расходов на питание по установленным нормам.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских интернатных учреждениях и в случае зачисления их в государственные учреждения образования Республики Беларусь для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых, получаемого при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в дневной форме получения образования обеспечиваются детскими интернатными учреждениями комплектом одежды и обуви, а также денежным пособием по установленным нормам.

4. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских интернатных учреждениях либо после освобождения из-под стражи, из мест отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы – при трудоустройстве (регистрации в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета) и в иных случаях, предусмотренных законодательством, обеспечиваются детскими интернатными учреждениями комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также денежным пособием по установленным нормам. По желанию лиц, указанных в настоящем пункте, взамен комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования выплачивается денежная компенсация по установленным нормам.

5. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских деревнях (городках), государственное обеспечение предоставляется посредством ежемесячных денежных выплат их родителям-воспитателям на основании решения органа опеки и попечительства со дня устройства в детскую деревню (городок).

Статья 9. Государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, государственное обеспечение предоставляется посредством ежемесячных денежных выплат их родителям-воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям на основании решения органа опеки и попечительства со дня устройства в детский дом семейного типа, опекунскую семью или приемную семью.

Ежемесячные денежные выплаты предусматривают согласно установленным нормам расходы на питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а также по достижении ими возраста 7 лет – ежемесячно денежными средствами на личные расходы по установленным нормам.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, в случае зачисления их в государственные учреждения образования Республики Беларусь для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых, получаемого при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в дневной форме получения образования государственное обеспечение предоставляется по выбору их родителей-воспитателей, опекунов (попечителей), приемных родителей либо учреждениями образования, в которых они обучаются, либо посредством ежемесячных денежных выплат их родителям-воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям.

3. Расходы на оплату за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, оплату коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), оплату топлива (проживающим в домах без центрального отопления), связанные с содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа (расположенных в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности или занимаемых ими по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда юридических лиц), опекунских семьях и приемных семьях, подлежат возмещению гражданам, на воспитании которых они находятся, за счет средств местных бюджетов.

Данные расходы определяются исходя из установленных законодательством платы за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, цен и тарифов на коммунальные услуги, а также фактического потребления указанными детьми этих услуг, исчисляемого на основании установленных местными исполнительными и распорядительными органами норм (нормативов) их потребления либо показаний индивидуальных или групповых приборов учета, но не выше названных норм (нормативов), а в отношении топлива – исходя из его фактического потребления указанными детьми, исчисляемого на основании норм, установленных законодательством для продажи населению. При этом возмещение сумм, уплаченных за пользование жилым помещением, его техническое обслуживание, а также потребленную тепловую энергию, производится в пределах 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного ребенка, находящегося в детском доме семейного типа (расположенном в жилом помещении, принадлежащем гражданам на праве собственности или занимаемом ими по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда юридических лиц), опекунской семье или приемной семье.

Расходы на оплату за пользование квартирным телефоном (кроме междугородных и международных разговоров), бытовыми услугами (услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту обуви), связанные с содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, подлежат возмещению гражданам, на воспитании которых они находятся, за счет средств местных бюджетов исходя из норм, установленных Правительством Республики Беларусь.

Статья 10. Государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь

1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающим в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в дневной форме получения образования, государственное обеспечение предоставляется соответствующими учреждениями образования со дня зачисления их на обучение, но не ранее дня прекращения государственного обеспечения, предоставляемого указанным лицам в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие образование на одном из уровней (ступеней) основного образования, при продолжении образования в дневной форме получения образования на одном из последующих уровней (ступеней) основного образования в государственных учреждениях образования Республики Беларусь сохраняют право на государственное обеспечение.

2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающие образование в дневной форме получения образования, обеспечиваются соответствующими учреждениями образования общежитием без взимания платы за проживание либо при отсутствии общежития им возмещаются расходы по найму жилья по установленным нормам, если в населенном пункте по месту учебы они не имеют в собственности или пользовании жилых помещений, не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения или если при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, они стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в соответствующих учреждениях образования, вправе с разрешения руководителя детского интернатного учреждения проживать в детском интернатном учреждении во время каникул независимо от места расположения детского интернатного учреждения и учреждения образования, а также во время учебы в случае, если учреждение образования и детское интернатное учреждение находятся на территории одного города (района).

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются соответствующими учреждениями образования согласно установленным нормам питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами личной гигиены и иными предметами первой необходимости или денежной компенсацией их стоимости по установленным нормам, а также стипендией и ежегодной материальной помощью за счет средств стипендиального фонда учреждения образования в порядке, установленном законодательством.

4. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в соответствующих учреждениях образования, на время их пребывания в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, в которых они находились ранее, семьях родственников или иных граждан в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период болезни выдается денежная компенсация расходов на питание по установленным нормам.

5. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленным из соответствующих учреждений образования в связи с получением образования или по иным причинам, при предоставлении справки о трудоустройстве (регистрации в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета) либо об установлении группы инвалидности и противопоказаниях к труду в течение двенадцати месяцев после отчисления выдается комплект одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также выплачивается денежное пособие по установленным нормам. По желанию лиц, указанных в настоящем пункте, взамен комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования выплачивается денежная компенсация по установленным нормам.

Статья 11. Гарантии права на образование

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гарантии права на образование, включающие:

получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования;

получение в государственных учреждениях образования бесплатного среднего специального и высшего образования в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;

получение в государственных учреждениях образования бесплатного дополнительного образования детей и молодежи;

получение в государственных учреждениях образования бесплатного дополнительного образования взрослых, получаемого при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, а также иных образовательных программ в соответствии с законодательством;

предоставление льгот при приеме в санаторные школы-интернаты, гимназии-интернаты, специализированные лицеи;

предоставление льгот при приеме для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

предоставление льгот при определении места работы по распределению, при возмещении в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего;

предоставление мер социальной защиты в период получения образования.

Статья 12. Гарантии права на жилище

1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, льготных кредитов, одноразовых субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение шести месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение шести месяцев после отчисления из учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы.

Гарантии права на жилище, предусмотренные частью первой настоящего пункта, предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления им первого рабочего места.

Местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации ребенка по месту жительства. При отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации по месту жительства родителей (родителя), с которыми проживал ребенок, а в случаях, когда ребенок не проживал с родителями (родителем), либо у родителей (родителя) отсутствует регистрация по месту жительства, либо место жительства родителей (родителя) неизвестно, – адрес расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию этого ребенка по месту жительства.

2. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли.

Государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения таких жилых помещений на основании решений районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов о закреплении за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений. Копии указанных решений, содержащих обязательные для исполнения предписания осуществить государственную регистрацию запрета на отчуждение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, направляются в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В течение двух месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение двух месяцев после отчисления из учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган, другой государственный орган и иная государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, обязаны предоставить им ранее занимаемое жилое помещение. Если указанные лица не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения или если при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, они стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий, по желанию этих лиц им предоставляется жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда в сроки и порядке, установленные законодательными актами.

Статья 13. Гарантии права на труд и занятость

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются гарантии права на труд и занятость путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации и другими мерами в соответствии с законодательством.

Статья 14. Иные гарантии по социальной защите, предоставляемые детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа, опекунских семьях и приемных семьях, получающим в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в дневной форме получения образования, предоставляется право на:

бесплатное посещение культурных и спортивных мероприятий (при наличии свободных мест) в государственных организациях культуры, физической культуры и спорта;

бесплатное посещение экспозиций и выставок, созданных на основе собственных музейных фондов, в музеях, полностью или частично финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

бесплатную подготовку в государственных специализированных учебно-спортивных учреждениях;

бесплатное посещение государственных физкультурно-спортивных сооружений.

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется также право бесплатного проезда независимо от места жительства на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), а проживающим в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.

2. Гарантии по социальной защите, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются на основании единого билета.

Порядок выдачи единого билета, а также условия и сроки пользования единым билетом определяются Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Статья 16. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Правительству Республики Беларусь в шестимесячный срок после вступления в силу настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Правовые основы социальной защиты етей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Дополнительные права на образование:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

4.Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5.Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

6.Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.