Разработка урока международная защита прав человека. Конспект урока "международная защита прав человека в мирное время"


Тема урока: «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».

Предмет: право.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и .

Цели урока:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы: беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.


Ход урока:


1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.


2. Объявление темы, постановка цели.

Ребята, давайте вспомним, что такое отрасль права. Какие отрасли права вы знаете?

Что рассматривает каждая отрасль права?

Одну из этих отраслей мы будем изучать на сегодняшнем уроке.


Посмотрите на экран. С какой отраслью права связаны данные слова? (Война, защита прав человека, конвенция, ратификация).

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека».

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Бакунин.

Посмотрите на него, какую проблему урока можно выделить в соответствии с этим эпиграфом.

Проблема: «Возможна ли свобода при ограничении прав личности?».

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Сегодня мы с вами будем работать с источниками и расширим свои знания в области прав человека.


На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Терроризм и экстремизм.

3. Защита прав человека.


4. Открытие новых знаний.


Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их. Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).


Понятия вывешиваются на доске:

Геноцид (от греч. гЭнпт — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеимд (африкаанс apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Дискриминация - (лат. Discriminatio — различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий и т.д..

Являются ли данные примеры ограничением прав человека?

Хорошо ли это в данном случае?

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому. Давайте вспомним примеры данных явлений в истории.

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан.


Давайте просмотрим видео.


К каким последствиям может привести безнаказанность за данные массовые нарушения прав человека? С чем связано данное видео. Какие 2 явления это может породить? Что мы называем болезнью XXI века?


Сейчас мы разработаем с вами мини-проекты. 1 группа – «Терроризм – болезнь XXI века», 2 группа – «Скажем экстремизму – нет!», 3 группа – «Толерантность в обществе – мир на Земле».

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…».


А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека.


Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; .

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей.


Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека.

К ним относятся:

    • Европейский суд по правам человека
    • Комитет по правам человека ООН
    • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
    • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
    • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
    • Комиссар Совета Европы по правам человека.

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как можно решить проблемный вопрос нашего урока?

Давайте с вами сложим пазл, который будет состоять из значений понятия «Свобода».


6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

Написать эссе по одной из тем.

Тема: « Международная защита прав человека».

Тема соответствует формулировке по учебной программе и тематическому планированию (2 часа).

Учебник. Право 10-11 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2013.

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение

Воспитательная: сформировать гражданскую позицию, уважительное отношение обучающихся к правам и свободам человека, международным документам. Развить самостоятельность мышления,
помочь составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира.

Задачи урока:

    Добиться усвоения учащимися основных понятий, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека

    Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

    Эпиграфы к уроку :

    Право существует для пользы человечества. Латинское изречение.

    Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель.

    Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека .

    Право - это все то, что истинно и справедливо. Гюго.

    Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получат своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Кистяковский Б.А.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала с первичным закреплением.

Технология: критического мышления.

Форма урока: урок- практикум.

Методы: частично- поисковый, исследовательский.

Приемы: индивидуальные, групповые
Оборудование урока: ПК, с выходом в Интернет, текст Всеобщей Декларации прав человека, раздаточный материал.

Этапы урока:

    Организационный.

Определение целей и задач урока,

Определение методов организации работы учащихся на последующих этапах урока.

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

    Изучение нового материала.

    Закрепление нового материала.

    Домашнее задание.

Проблема прав человека всегда волновала людей. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости. В наше время люди все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля - нашего общего дома. Возникли правовые документы, адресованные всему человечеству, объединенные в две группы: Международная хартия прав человека и Международное гуманитарное право. На уроке я предлагаю остановиться подробно на одном правовом документе: Всеобщей декларации прав человека.

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока.

Обучающиеся.

Сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение.

Какие задачи мы должны решить?

Обучающиеся.

Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека.

Определить значимость этого документа для граждан нашей страны и для нас лично.

Обращаю ваше внимание на эпиграфы сегодняшнего урока, в течении урока они будут на слайде. На этапе урока- рефлексия я попрошу вас высказать свое отношение к одному из высказываний, с опорой на изученный сегодня материал.

Что может быть нашими помощниками при изучении нового материала?

Обучающиеся.

Текст Всеобщей декларации прав человека,

Наши знания о правовых документах в нашей стране,

Интернет – ресурсы,

Знание понятийного аппарата по теме.

Обратимся к последнему помощнику. У вас на столах задание №1, которое содержит два тестовых задания, на выполнение которых вам дано 2 минуты.

1. Соотнесите понятия и их определения.

1) Обязанность

а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность

2) Свобода человека

б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения

3) Право человека

в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

2. Соотнесите даты и события.

а) Всеобщая декларация прав человека

б) Конституция России

в) Декларация прав ребенка.

(ОТВЕТ: 1 – в, 2 – б, 3 – а.)

Обучающийся, первым верно выполнивший задание получает оценку отлично.

Мы начинаем знакомство с документом, который заложил фундамент нового, демократического строя, возродил гордое понятие гражданин, открыл историю современных прав и свобод человека. Начнем с истории создания Всеобщей декларации прав человека.

Обучающийся (заранее получил опережающее задание).

По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство преследуются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им нужны послушные сателлиты на мировой арене.

Страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».

ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах граждан.

В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

Продолжаем работу. У вас на столах находится задание № 2, которое носит групповой характер, поэтому указаны фамилии учеников, входящих в вашу группу. На выполнение задания вам дано 15 минут.

Информация о группах и заданиях.

№ группы

Количество учащихся

примечание

Подготовьте презентацию по теме: «Словарь урока».

Понятия:декларация, хартия, пакт, конвенция, презумпция невиновности, естественное право, позитивное право.

Используйте печатные источники и интернет-ресурсы.

От группы с презентацией выступает один человек.

Проведите экспресс-опрос в 10-11 классах по теме: «Международные правовые документы, их роль в России»

Опрос содержит 3 вопроса, заранее подготовленных группой.

От группы с анализом опроса выступает один человек.

Самостоятельная работа учащихся по изучению1-5 статей содержания Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ.

От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 21-26 Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 27-30 Всеобщей декларации прав человека

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Написать 2 синквейна на тему «Права человека».

Первый синквейн представить в начале знакомства с результатами работы групп, второй в конце. При работе со вторым используйте текст Всеобщей декларации прав человека.

Знакомимся с результатами работы по группам.

Слово группе №9. Обучающиеся знакомят класс с синквейном №1.

Разделы: История и обществознание

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1 ) мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалыПриложение 2 , документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3 , выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4 ).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран,фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест Приложение 5 ).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

I . Организационный момент (1 мин.)

  • подготовка аудитории к занятию;
  • проверка списочного состава;
  • организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

II. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина,содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

III . Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

  1. Работа с терминами «права» и «свободы».
  2. Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).
  3. Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления, определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.
  4. Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.
  5. Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).
  6. На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)
  7. Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»
  8. Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека.
  9. Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.
  10. Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре)9-10 мин.

IV. Подведение итогов. (5 мин.)

Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека .

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)

(мультимедиа, план темы, слайд 2)

План:

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
  2. Международные документы по правам человека.
  3. Страсбургский суд.

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)

– Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается? (Обсуждение)

– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)

Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)

А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)

Заполните таблицу . Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?

– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6 ) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)

На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

  • основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;
  • права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;
  • перед законом все равны;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;
  • коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;
  • права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.

Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)

Таким образом , действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

2. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» . Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948) 10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.

– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)

Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека? Ответ аргументируйте. (Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)

– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомысли е (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

3. Страсбургский суд.

(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы.Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Домашнее задание:

  1. Приведите конкретные примеры международных преступлений;
  2. Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Учебно-методическая литература :

Основная:

  1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.
  4. Всеобщая декларация прав человека.

Дополнительная:

  1. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.

Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»

Цель: рассмотреть основные черты международной защиты прав человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I . Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение (с элементами беседы) программного материала.

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г. в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённой фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случае они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея ООН и под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами – членами Организации и Генеральным секретарём.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств – членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств – членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершённые исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребёнка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Европейская система защиты прав человека

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьёзные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдёт объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведёт к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Проблема отмены смертной казни

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как её отмена ведёт к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён». Государства – участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств – членов Совета Европы ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своём заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол №6 и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Однако до сих пор российский парламент его не ратифицировал, хотя при этом смертная казнь в нашей стране не применяется с августа 1996 г.

Протокол №6 оказал влияние на позицию ряда государств – членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государств-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Международные преступления и правонарушения

Индивид не только имеет права, закреплённые в межгосударственных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооружённых конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности. Как вы думаете почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами. И суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создаётся в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

III . Практические выводы.

    Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципам и нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права других людей.

    Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека – права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя своё отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

    Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

    Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

IV . Документ.

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства – участники настоящей Конвенции, …признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду…

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей…

согласились о нижеследующем:

Статья 1

    Каждое государство – участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику…

Статья 2

Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения – путём преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства…

Вопросы и задания к документу

    Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

    Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

    Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

    Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

    Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

V . Вопросы для самопроверки.

    Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

    Перечислите международные соглашения, которые включают в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

    С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

    Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

    Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

    Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

    Каковы причины организации Международного уголовного суда?

    Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

VI . Задания.

    В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

    Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

    Конвенция о правах ребёнка запрещает:

    1. применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

      призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

    Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

VII . Мысли мудрых.

«Хочешь мира – блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

VII I . Краткие выводы к главе.

    Поиск ответов на вопросы о происхождении, сущности и назначении права важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К числу основных современных подходов к праву можно отнести нормативный и естественно-правовой. Каждый из них имеет свои достоинства, каждый оказывает влияние на развитие действующего в стране позитивного права. Нормативный подход акцентирует главное, определяющее свойство права – его нормативность. Естественное же право питает действующее право идеями гуманизма, свободы, справедливость и тем самым позволяет добиваться определённого качества действующих законов – делает их правовыми.

    Гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения (по рождению или натурализации), является единым и равным. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. В ответ оно ждёт от граждан соблюдения установленных законов и выполнения конституционных обязанностей – платить налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является также защита Отечества.

    Система современного российского права представлена рядом отраслей материального права – экологической, семейной, гражданской и трудовой.

Каждая из названных отраслей имеет свою специфику – определяет права и обязанности участников правоотношений, которые складываются в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем все отрасли тесно взаимодействуют в силу неразрывной взаимосвязанности этих сфер. Человек постоянно, всю жизнь так или иначе вступает в личные и производные от них имущественные отношения, которые регулируются семейным правом. Многие ситуации в повседневной жизни людей связаны с имущественными или личными неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями. Основная часть граждан связана также правоотношениями, основанными на нормах трудового права. И конечно, все люди так или иначе включены в экологические правоотношения, нуждаются в благоприятной окружающей среде, имеют право на неё, а также обязанность охранять и защищать её.

    Процессуальное право призвано регламентировать порядок реализации и судебной защиты материального права. На основе процессуального права суды осуществляют правосудие – рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел и др.

Основной предмет гражданского процесса (гражданского процессуального права) – гражданско-правовые споры и порядок их разрешения. Правила гражданского процесса изложены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах, которые рассматривают главным образом экономические споры. Он осуществляется на основе Арбитражного кодекса РФ. Уголовный процесс строится на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ и представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой производство по административным правонарушениям и строится на базе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существует также конституционное судопроизводство, т. е. судопроизводство в Конституционном Суде РФ. Оно осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента Конституционного Суда.

    Международная защита прав человека осуществляется в первую очередь средствами ООН.

Наряду с международной, существует и Европейская региональная система защиты прав человека. Она представлена прежде всего Советом Европы, а также учрежденными им Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Решения этого Суда обязательны для всех государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Каждая страна, вступившая в Совет Европы, обязана не только исполнять решения Суда, но и корректировать своё законодательство в соответствии с его требованиями по правам человека. Вопросы прав человека занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Каждый гражданин не только имеет права, закреплённые в международных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение норм международного права.

IX . Вопросы для итогового повторения.

    Каковы особенности современного подхода к пониманию права?

    Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

    В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?

    Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

    В чём состоит специфика экологических правоотношений?

    Почему право человека на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

    Каковы особенности гражданских правоотношений?

    В чём специфика трудовых правоотношений?

    Что представляет собой процессуальное право?

    Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процессов.

    Какова главная задача уголовного процесса?

    В чём основная задача административной юрисдикции?

    Каково назначение конституционного судопроизводства, в чём его отличие от других судебных систем?

    Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

X . Заключительная часть.

    Оценивание ответов учащихся.

    Домашнее задание: читать §28 «Международная защита прав человека» (сс. 318-328); ознакомиться с краткими выводами к главе (сс. 329-330); ответить письменно на вопросы итогового повторения (домашняя самостоятельная работа) на с. 331.


Урок

Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования» ... видом защиты прав человека служит судебная система страны. Права человека применительно к детям – это права ребёнка. Основным международным ...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему ... время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного... , борьба с международным терроризмом. Глобальные... основы жизнедеятельности человека . Человек здесь рассматривается... так и защиту исключительности российского...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Экологическое право » Цель: познакомиться с содержанием и особенностями экологического права . Предмет: обществознание . Класс: ... защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по

  • Как известно, права и свободы человека находятся под защитой государства. Но существует и особая система охраны прав на международном уровне. Узнаем, что такое международная защита прав человека, и как она реализуется.

    Истоки международной защиты права человека

    В разные исторические эпохи права и свободы человека претерпевали изменения. При этом вплоть до начала ХХ столетия этот вопрос регулировался исключительно внутри государств, не выходя за их границы.

    Потребность в создании международно-правовой системы защиты прав человека появилась в период Второй мировой войны как результат победы над фашизмом, преступления которого были направлены против жизни огромного числа людей. Жестокость, с которой они совершались, их масштабы заставили человечество задуматься над проблемой недопущения подобных ситуаций в будущем.

    В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций. Ее цель состояла в организации сотрудничества стран, в том числе по вопросам защиты прав человека.

    ООН

    Рассмотрим механизмы обеспечения прав человека посредством Организации Объединенных Наций.

    ООН состоит из целого ряда органов, к которым относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и другие. Они занимаются созданием различных рекомендаций и проектов, подготовкой и проведением конференций, а также могут проводить исследования или оказывать помощь государствам.

    Международные документы

    ООН действует на основе Устава, в котором прописаны его полномочия и другие моменты, связанные с ее деятельностью.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Основным документом, устанавливающим защиту прав и свобод человека, является Международный билль о правах человека. В него входят несколько соглашений.
    Перечислим некоторые из них:

    • Всеобщая декларация прав человека;
    • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
    • Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Поговорим кратко о международных пактах о защите прав человека. Данные документы основаны на едином принципе: современное общество основано на свободе личности, что может быть обеспечено только тогда, когда будут созданы условия, при которых каждый человек сможет пользоваться социальными, экономическими, политическими и культурными правами.

    Существуют международные организации, имеющие региональный характер. Например, Совет Европы, действующий на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В рамках данной организации действуют Европейский Суд и Комитет министров Совета Европы. Принимаемые ими решения направлены на регулирование отношений людей, являющихся гражданами стран, входящих в Европейский Союз.

    Что мы узнали?

    Одной из особенностей современного общества является существование международно-правовой системы защиты прав человека, которая действует наряду с государственными правовыми системами. Она призвана поддерживать порядок, охранять общепризнанные права, создавать нормы, отвечающие переменам в общественной жизни.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 118.