Административная деятельность органов внутренних дел. Функции административной деятельности овд Организация административной деятельности полиции


    Административная деятельность органов государственной безопасности - исполнительная и распорядительная деятельность органов КГБ, осуществляемая на основе и во исполнение законов и других правовых актов, содержащих административно правовые нормы, и состоящая в организации выполнения и непосредственном… … Контрразведывательный словарь

    Административная деятельность органов внутренних дел - одно из направлений деятельности этих органов. Ее содержание состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов, в выполнении возложенных на них обязанностей; обеспечении нормальной работы предприятий,… … Административное право. Словарь-справочник

    Административная проверка - ♦ (ENG administrative review) форма церковной проверки, в ходе к рой изучается административная деятельность и практика той или иной церковной организации … Вестминстерский словарь теологических терминов

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц поразрешению индивидуальных административных дел и применению соответству ющих юридических санкций в административном порядке (без обращения… … Финансовый словарь

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и… … Юридический словарь

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке … Большой Энциклопедический словарь

    Административная юрисдикция - деятельность органов государственной исполнительной власти (должностных лиц) по разрешению дел об административных правонарушениях и применению санкций соответствующих правовых норм в административном порядке, т.е. без обращения в суд.… … Теория государства и права в схемах и определениях

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - Деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления их должностных лиц, установленная законодательными актами, по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в… … Словарь бизнес-терминов

    Административная юрисдикция - (англ. administrative jurisdiction) 1) дела, относящиеся к подведомственности органов управления (административных органов); 2) предусмотренная законодательством деятельность органов государственного управления (органов исполнительной власти) и… … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию суда или арбитражного суда; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Административная деятельность ОВД. Учебник , . В учебнике рассматриваются административно-правовые и организационные вопросы, касающиеся деятельности органов внутренних дел. В общей части учебника раскрываются базовые вопросы и… Купить за 1931 грн (только Украина)
  • Административная деятельность ОВД. Учебник для СПО , Костенников М.В.. Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности…

Слово «принцип» (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение, какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (рrincipium est potissima pars cuigue rei) .

Следует отметить, что принципы административной деятельности органов внутренних дел не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующие ему право и правосознание общества.

Понятие принципов и их признаки . Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции» . Критерии принципов деятельности полиции следующие: положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым; принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм…» .

Система принципов и их классификация . Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

– общие (конституционные);

– специальные:

а) организационные;

б) тактические.

Общие (конституционные) принципы:

1) законности;

2) гуманизма;

3) уважения прав человека и национального равноправия;

4) сочетания гласности и профессиональной тайны;

5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Организационные:

1) научность и комплексный подход к решению задач;

2) плановость;

3) сочетание территориального и линейного принципов;

4) единоначалие и коллегиальность;

5) сочетание убеждения и принуждения;

6) профилактическая направленность административной деятельности.

Тактические принципы:

1) оперативность;

2) непрерывность и гибкость;

3) комплексность сил и средств;

4) маневренность;

5) наличие резерва сил и средств.

Глава 2 Федерального закона «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учётом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, её широких дискреционных полномочий.

Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи главы 2 Закона, в которой он наиболее полно раскрывается.

Первый из основных принципов деятельности полиции – это принцип уважения прав и свобод человека и гражданина . Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

Законность. Административная деятельность полиции, направленная на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, должна осуществляться в строгом соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции». Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Открытость и прозрачность деятельности полиции способствует восстановлению доверия у граждан. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права. Руководители территориальных органов МВД России обязаны выступать с отчётами о результатах деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, - перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании. Полиция должна информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Общественное доверие и поддержка граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Президент Российской Федерации определяет порядок формирования Общественных советов в системе МВД России.

Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В свою очередь, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем . Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Таким образом, принципы административной деятельности основаны на нормах Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О полиции», а также на нормах законодательства, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, противодействию преступности в Российской Федерации.

Следует отметить, что принципы административной деятельности ОВД не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующие ему право и правосознание общества.

Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в ФЗ «О полиции» . Критерии принципов деятельности полиции следующие: (1) положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, т.е. является правовым; (2) принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого- либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм» .

Система принципов и их классификация. Под принципами административной деятельности ОВД понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

  • (1) общие (конституционные);
  • (2) специальные: (а) организационные; (б) тактические.
  • 1. Общие (конституционные ) принципы.
  • (1) законности;
  • (2) гуманизма;
  • (3) уважения прав человека и национального равноправия;
  • (4) сочетания гласности и профессиональной тайны;
  • (5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.
  • 2. Специальные организационные принципы :
    • (1) научность и комплексный подход к решению задач;
    • (2) плановость;
    • (3) сочетание территориального и линейного принципов;
    • (4) единоначалие и коллегиальность;
    • (5) сочетание убеждения и принуждения;
    • (6) профилактическая направленность административной деятельности.
  • 3. Специальные тактические принципы :
    • (1) оперативность;
    • (2) непрерывность и гибкость;
    • (3) комплексность сил и средств;
    • (4) маневренность;
    • (5) наличие резерва сил и средств.

Глава 2 ФЗ «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учетом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, ее широких дискреционных полномочий.

Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи главы 2 Закона, в которой он наиболее полно раскрывается.

Основные принципы деятельности полиции.

  • 1. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.
  • 2. Законность. Административная деятельность полиции, направленная на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, должна осуществляться в строгом соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции». Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
  • 3. Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
  • 4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Открытость и прозрачность деятельности полиции способствует восстановлению доверия у граждан. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права. Руководители территориальных органов МВД России обязаны выступать с отчетами о результатах деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, - перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании. Полиция должна информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационнотелекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.
  • 5. Общественное доверие и поддержка граждан. При осуществлении своей деятельности полиция стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационнотелекоммуникационную сеть Интернет.

Общественное мнение - один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

  • (1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
  • (2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
  • (3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
  • (4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
  • (5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Президент Российской Федерации определяет порядок формирования общественных советов в системе МВД России.

  • 6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ. В свою очередь, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
  • 7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в порядке, установленном законодательством РФ, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Таким образом, принципы административной деятельности основаны на нормах Конституции РФ, ФЗ «О полиции», а также на нормах законодательства, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, противодействию преступности в Российской Федерации.

Итак, администрирование - это специфический вид управленческой деятельности. Управленческая деятельность - принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные особенности управленческой деятельности можно свести к следующим: Иванов А.В. Деловое администрирование: Учебное пособие / А.В. Иванов, Е.Н. Шимутина. - М.: АПКиППРО, 2009. - 86 с.

Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной функции;

Высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия. При этом, сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т. д.

Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач. Таким образом, для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и тем самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения, - все содержание процесса управления, - расчленяется на специализированные функции.

Под функцией бизнес-администрирования Лысов О.Е. Менеджмент: Учеб. пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: СПбГУАП, 2004. - 174 с. понимается вид деятельности работников аппарата управления, выделяемый на основе разделения и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления; именно в функциях раскрывается содержание управления.

Основными функциями управления, раскрывающими содержание управленческой деятельности, являются предвидение и планирование, организация, контроль, координация и регулирование, активизация и мотивирование, исследование. Названные функции как бы дают ответ на вопрос: что надо делать, чтобы управлять?

Идея выделения функции администрирования как одного из видов трудовой деятельности по управлению предприятием в целом принадлежит Анри Файолю. Уникальность исследования Файоля заключается в том, что он впервые предложил рассмотреть процесс управления, или администрирования (данный термин ученый считал более точным), как самостоятельный объект исследования. Файоль понимал, что управленческая деятельность на каждом отдельном предприятии может иметь свои особенности, отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т. п.

Обобщая опыт деятельности руководителей, функции администрирования в общем управлении предприятием были им определены следующим образом: предвидеть (планировать), организовывать, руководить, координировать, контролировать. При этом Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно-функционального подхода. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие / А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2002. - 352 с.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. При этом, предпосылкой планирования является прогнозирование - выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.

Результатом функции планирования (и предвидения) является план, который должен обладать следующими характеристиками:

Единство, которое подразумевает, что задачи каждого подразделения организации должны быть связаны друг с другом и не противоречить;

Неразрывность, выражающаяся в проведении как краткосрочного, так и долгосрочного планирования;

Гибкость, позволяющая адаптировать «сценарий будущего» (плана) к изменяющимся обстоятельствам;

Точность, подразумевающая предсказание наиболее вероятного развития событий.

Функция организации . Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

Сущностью функции организации является создание самой управленческой структуры предприятия, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию необходимых ресурсов и формирование условий, позволяющих организовать эффективную и качественную работу всего предприятия. Организация взаимодействия должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненности, координации и др.);

Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

Специализация исполнителей;

Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

Параллельность действий;

Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость,

Во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными;

во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы.

Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Руководство - это функция управления, сущность которой заключается в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей, в распределении ответственности между сотрудниками, а также в постоянном воздействии на поведение членов организации.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функциям стимулирования, контроля, учета и анализа деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;

Связь стимулов с целями деятельности организации;

Единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

Наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, измерение, регистрацию и группировку данных;

Сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;

Количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

Выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

Выявление причин сложившегося состояния;

Определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Контроль - важная функция управления, являющая собой конечный итог всей управленческой деятельности. Данная функция заключается, прежде всего, в проверке исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом. Согласно Файолю, основополагающими аспектами осуществления функции контроля являются: Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2004. - 704 с.

Выбор способа контроля (жесткий способ контроля, контроль с помощью группы и др.);

Выбор масштаба контроля, частоты и силы вмешательства руководителя в производственный процесс;

Выбор метода положительного и отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

Сегодня перечень функций администрирования выглядит в виде следующей логической цепочки (табл. 2). Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

Таблица 2 - Содержание функции администрирования

Составляющая функция

Действия по реализации данной функции

Установление целей

Определение будущего состояния предприятия

Разработка стратегии

Определение способов достижения цели

Планирование работы

Определение задач конкретным исполнителям

Проектирование работы

Определение рабочих функций исполнителей

Мотивирование к работе

Целенаправленное воздействие на работника

Координация работы

Согласование усилий исполнителей

Учет и оценка работы

Измерение результатов и их анализ

Контроль работы

Сопоставление результатов с целями

Обратная связь

Корректировка целей

Следует отметить, что в настоящее время, функции управления в административной деятельности имеют четко выраженное содержание, требует создания необходимых условий в сфере управления: Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев.- М.: Кнорус, 2008. - 260 с. С. 108.

Функций планирования - для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

Функций организации - для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;

Функций оперативного руководства - для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируемым и фактически происходящими событиями;

Функций контроля - для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

Функций мотивации - для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.

При этом, указанные функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами. Основы менеджмента: учебное пособие / сост. Н.И. Гвоздев, А.Н. Древаль. - Томск: ТПУ, 2011. - 188 с. С. 112

Итак, функция коммуникации - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Прочность и качество отношений между людьми - будь это друзья, члены семьи или коллеги - в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, - это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Так, с 1979 г. компания «Хьюлетт-Паккард» работает для того, чтобы достичь цели, поставленной как цель десятилетия: сократить в десять раз процент брака в производстве. Для того чтобы обеспечить это, руководство вначале должно было разработать план. Затем в компании была организована небольшая группа людей, чтобы бороться за качество. Эту группу назвали «группа качества», или «группа сдачи продукции с первого предъявления». Поездка этой группы в Японию способствовала тому, что движение за качество приняло гораздо более широкий размах, «теперь это было похоже на крестовый поход за качество, и в нем могли принимать участие практически все работники компании на всех уровнях». Было испробовано несколько методов пропаганды значимости этого движения, чтобы охватить энтузиазмом всю компанию. К таким методам относились: обсуждение, обучение и распространение письменной информации в форме писем-циркуляров. Качество и производительность стали темой разговоров во время коротких перерывов на кофе. Результаты программы по сокращению брака в производстве были положительными. Другие изменения, такие, как обеспечение своевременного доступа к необходимой информации, имеют место в процессе продвижения к достижению названной цели «Хьюлетт-Паккард» на десятилетие. Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления.

Управленческая работа - это в основном работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие - для данной организации, в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для принятия эффективного, объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной, точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Таким образом, профессиональная административная деятельность предъявляет к руководителю, входящему в эту деятельность, определенный набор требований, предполагающий выполнение специальных функций.

Административные функции включают в себя:

Сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;

Выработку и принятие решений;

Доведение решений до исполнителей и организацию их выполнения;

Проведение контроля выполнения решений.

Каждая из указанных функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Практический смысл функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих. Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Введение

Административная деятельность органов внутренних дел представляет собой одну из специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России юридического профиля. В курсе изучаются содержание и особенности управления внутренними делами государства, сущность общественного порядка и общественной безопасности в сфере важнейших объектов управления внутренних дел, содержание и принципы административной деятельности органов внутренних дел, её задачи, организация, направления деятельности, субъекты, формы и методы осуществления административной деятельности, а также складывающиеся в её сфере общественные отношения и регулирующие эту деятельность нормы административного права.

Курсовая работа посвящена административной деятельности органов внутренних дел, её задачам, формам и методам работы с гражданами участвующих в обеспечении правопорядка, способам обеспечения законности этой деятельности, субъектам административной деятельности и их правовым статусом.

При подготовке курсовой работы использовались законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законности и правопорядка в стране.

При подготовке курсовой работы использовалась также имеющаяся научная и учебная литература по административной деятельности органов внутренних дел.

Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел

Важнейшее место по объему и многообразию решаемых органами внутренних дел задач занимает административная деятельность". Являясь органами управления, органы внутренних дел выполняют исполнительные и распорядительные функции, их деятельность по осуществлению этих функций регулируется преимущественно нормами административного права. Они выступают в качестве субъектов административно-правовых отношений.

Административная деятельность органов внутренних дел -- это целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Административной по своей сущности является деятельность многих аппаратов и служб милиции, которая, в частности, включает в себя охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы, административного надзора, деятельность участковых инспекторов милиции, функционирование службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специальных учреждений милиции и др. Административно-правовые средства находят широкое применение в охране частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

Административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Содержание деятельности, направленной на охрану общественного порядка, составляют административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности.

В первом случае речь идет об определении штатов, о подборе, расстановке и обучении кадров, выработке решений по охране общественного порядка и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т. п., т.е. о внутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел).

Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка, скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданином административного правонарушения, посягающего на общественный порядок; отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних дел предприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтной мастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей.

При этом внутриорганизационная и внешняя деятельность органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворения различных потребностей, реализации прав и законных интересов.

Характерными чертами административной деятельности органов внутренних дел являются: государственно-властный и организационный характер, подчиненность и подконтрольность в процессе ее осуществления соответствующим государственным органам исполнительной власти, сочетание элементов централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением, подзаконность, профилактическая направленность.

Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел находит свое выражение в осуществлении этими органами возложенных на них административно-правовых полномочий от имени государства в рамках компетенции, строго определенной законом. Сотрудники органов внутренних дел, выполняя административные функции, выступают как субъекты управления (представители власти), наделенные правом давать обязательные для исполнения указания, применять в необходимых случаях меры принудительного воздействия. Поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность органов внутренних дел является вместе с тем и распорядительной. В распорядительных полномочиях проявляется присущая административной деятельности властность.

Административная деятельность органов внутренних дел -- непосредственно организующая деятельность. Организационная сущность административной деятельности выражается в том, что в процессе ее осуществления организуется совместная целенаправленная деятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка, В этих целях решаются вопросы, связанные с функционированием системы управления внутренними делами, координируется деятельность участников общественных отношений в сфере внутренних дел, организуется совместная работа, осуществляются контроль и надзор за ходом ее выполнения.

Подчиненность и подконтрольность административной деятельности органов внутренних дел соответствующим федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации. Это повышает роль указанных органов в организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность милиции, пожарной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения и других органов за выполнение возложенных на них задач, обеспечивает эффективность контроля за их работой, способствует координации деятельности различных правоохранительных органов и общественных формирований. Государственные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления несут ответственность за состояние правопорядка на своей территории.

Они призваны самым активным образом влиять на деятельность подведомственных им органов внутренних дел, создавать условия для повышения эффективности административной деятельности.

Административная деятельность органов внутренних дел характеризуется сочетанием централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного (непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.

Административная деятельность органов внутренних дел подзаконна. Это означает, что закон определяет ее направление и главные средства достижения целей. Рассматриваемая черта административной деятельности очень важна, так как ее сфера чрезвычайно широка. Она осуществляется постоянно в общении с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами. Любое отступление от закона может причинить существенный ущерб правам и законным интересам граждан, органам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Подзаконность административной деятельности имеет большое значение и в силу того, что в процессе этой деятельности, прежде всего, исполняются предписания закона. Нормы закона применяются органами внутренних дел в связи с конкретными жизненными ситуациями и обстоятельствами. При этом органы внутренних дел (их должностные лица) могут давать непосредственные предписания (скажем, издать приказ о поощрении работника) либо совершают действия, содержание которых составляет исполнение прямых предписаний закона (например, пресечение правонарушения).

В процессе осуществления административной деятельности уполномоченные органы внутренних дел разрабатывают и издают ведомственные нормативные акты. Содержащиеся в них нормы, правила поведения носят подзаконный характер, поскольку принимаются эти акты в целях исполнения требований закона, их Детализации и конкретизации.

Органы внутренних дел (должностные лица) в соответствии с законодательством вправе самостоятельно осуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственности правонарушителей, применять к ним меры административного и уголовно-процессуального воздействия. Разумеется, эта деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями закона.

Профилактическая направленность административной деятельности органов внутренних дел обеспечивается прежде всего такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств, которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношений в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства, для предупреждения его нарушений. Успех в этой работе достигается только при глубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественной безопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, действенной, обоснованной расстановке сил и средств, а также высокопрофессиональной службой каждого работника.

Правовая характеристика административной деятельности органов внутренних дел складывается из административно-правового регулирования и административно-правовых отношений, в которые вступают органы внутренних дел (как и их полномочные представители) с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.

В процессе административной деятельности органы внутренних дел вступают повседневно в многочисленные отношения с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с вышестоящими, подчиненными и иными органами внутри своей системы. Эти отношения регулируются нормами административного права и являются в этой связи административно-правовыми. В зависимости от того, где складываются отношения, где они возникают и развиваются (вне органов внутренних дел или внутри их системы), различаются нормы, регулирующие как эти отношения, так и содержание, формы, способы реализации отношений.

Внутренняя административная деятельность органов регулируется, например, нормами административного законодательства о службе в органах внутренних дел. Эти нормы составляют правовую основу при перемещении работников, присвоении им специальных званий, поощрений, дисциплинарной ответственности и др. Отношения в подобных случаях возникают между органами внутренних дел и работником, причем содержание отношений в значительной мере определяется соподчиненностью участников, отношений (субъектов).

Внешняя административная деятельность характеризуется обязательностью указаний (распоряжений) органа внутренних дел (или его полномочного представителя) для другой стороны данного правоотношения. Таковы, например, указания инспектора государственной противопожарной службы об устранении нарушений правил пожарной безопасности, требования инспектора лицензионно-разрешительной системы о предоставлении необходимых документов при выдаче разрешений на приобретение и хранение огнестрельного оружия и других объектов, подпадающих под лицензионно-разрешительную систему, требование работника милиции о прекращении правонарушения и т.п.

Сказанное ни в коей мере не дает оснований для утверждения, что все отношения, участниками которых являются органы внутренних дел, строятся по принципу «власть-подчинение». Профилактический характер внешней административной деятельности органов и их сотрудников обусловливает необходимость в целях достижения наибольшего результата вступления в отношения, характеризующиеся равенством сторон, сотрудничеством. Таковы отношения милиции с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка, общественными пунктами охраны порядка, администрацией предприятий, учреждений, организаций и представителями общественности по вопросам проведения разнообразных мероприятий профилактического характера. В качестве примера можно привести отношения между Министерством внутренних дел России, Верховным Судом России, Прокуратурой России, Министерством юстиции России по координации усилий в борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

В целях более полной характеристики административной деятельности отдельных аппаратов, служб органов внутренних дел следует иметь в виду, что каждая из них наряду с общими имеет свои конкретные задачи, охватывающие определенную сторону охраны общественного порядка. Например, конкретные задачи Милиции определены в специальном законе. Выполнение конкретных задач осуществляется в специфических формах: например, обеспечение порядка на улицах, в парках и т.п. достигается Путем несения службы патрульно-постовыми нарядами милиции И патрулирования членов добровольных народных дружин. Возникающие в процессе выполнения этих задач отношения регулируются соответствующим законодательством.

Таким образом, специфика общественных отношений, складывающихся в том или ином конкретном направлении административной деятельности, обусловливает, с одной стороны, наличие специальных правовых актов, с другой - особые формы действий в ходе внедрения этих актов в жизнь.

Решение однородных задач административно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности.

Форма административной деятельности органов внутренних дел - это организационно-правовое внешнее выражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях практического осуществления стоящих перед ними задач. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, которые осуществляют административную деятельность. При этом форма, раскрывая содержание деятельности, показывает вместе с тем конкретные пути ее осуществления.

Различают правовые формы, когда совершаемые в них действия влекут юридические последствия, и неправовые, не вызывающие непосредственно правовых последствий. К последним относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Поскольку, однако, указанные действия совершаются в соответствии с законом, а формы выражения действий закрепляются в правилах и положениях в виде общих принципов деятельности, то они также должны соответствовать целям и задачам административной деятельности.

Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих формах: правотворческая (правоустановительная); правоприменительная, которая в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную;

проведение организационных мероприятий; совершение материально-технических действий, операций.

Примером правотворческой формы деятельности является издание уставов, положений, инструкций МВД России. Примером правоприменительной формы деятельности может служить издание приказа начальника органа внутренних дел о назначении на должность того или иного работника (регулятивная форма правоприменительной деятельности) или постановление начальника горрайоргана внутренних дел о наложении штрафа на правонарушителя (правоохранительная форма правоприменительной деятельности).

К организационной форме деятельности относятся: совещания, консультации, инструктирование, обмен опытом, проведение профилактических бесед, изучение и оценка обстановки, обучение и др.

Материально-техническая форма деятельности, являясь необходимой предпосылкой для правотворческой, правоприменительной и организационной деятельности, выражается в подготовке и обработке информационных материалов, справок, отчетов, обзоров, осуществлении учетно-статистической работы, делопроизводства.