Теория происхождения государства презентация. Материалистическая (марксистская) теория



Авторы – религиозные философы, Августин Блаженный (), Фома Аквинский (), Филофей (XVI в.), Жан Маритен (XXв.). Официальная идеология Ватикана. Суть - божественное (сверхъестественном) происхождение государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Достоинства: Укрепляет гражданское согласие и духовность; Препятствует насилию Недостатки: не научна Теологическая 11 Фома Аквинский


Авторы – Аристотель (до н.э.), Конфуций (до н.э.), Р. Филмер () Суть - возникновение государства из семьи, а общественной и государственной власти из власти отца семейства. Патернализм. Достоинства: формирование уважения к государственной власти, сплочение общества Недостатки: отрицание специфики государства и госвласти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти 1 Патриархальная 2


Авторы – Г. Гроций (), Т. Гоббс (), Д. Локк (), Ж.-Ж. Руссо (), А.Н. Радищев () Суть - государство возникло в результате общественного договора, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека Достоинства: демократическое содержание, обосновываются естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение Недостатки: игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально- экономические, военно- политические). Договорная 3 Г. Гроций


Авторы – Ф. Энгельс () К. Маркс () В.И. Ленин () Суть - государство есть результат изменения социально- экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство Достоинства: основывается на социально- экономическом факторе общества Недостатки: недооценка национальных, религиозных, психологических, военно- политических и иных причин Классовая 4 Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И. Ленин


Авторы – Огюст Конт (), Герберт Спенсер () Суть – государство - живой организм, продукт социальной эволюции, в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов Достоинства: биологические факторы повлияли на появление государства, так как человек является существом биосоциальным. Недостатки: нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы Органическая 5 О. КонтГ. Спенсер


Авторы – Е. Дюринг (), К. Каутский (), Л. Гумплович () Суть – государство - результат насилия (внутреннего или внешнего), например, завоевание слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения Достоинства: элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств Недостатки: кроме военно- политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Теория насилия 16 К. Каутский


Авторы – Л.И. Петражицкий (), З. Фрейд () Суть – государство образовалось вследствие психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям" Достоинства: указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы и то, что различные интересы людей реализуются только через психику Недостатки: нельзя свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии 1 Психологическая 7 ПетражицкийЗ. Фрейд


Сущность государства Нормативный подход: государство – это совокупность норм, регулирующих поведение, социальные и политические отношения Нормативный подход: государство – это совокупность норм, регулирующих поведение, социальные и политические отношения Институциональный подход: государство – это совокупность социально-политических институтов, имеющее сложную социально-политическую природу и иерархическую структуру Институциональный подход: государство – это совокупность социально-политических институтов, имеющее сложную социально-политическую природу и иерархическую структуру Социологический подход: государство – это социально дифференцированное общество, определенным образом организованное население Социологический подход: государство – это социально дифференцированное общество, определенным образом организованное население


Отношение к государству 1 Государство: – цель и высший результат общественного развития - безусловная польза для общества - должно быть сильным 2 Государство: - социальное и нравственное зло - должно быть ограничено правом (либералы) - должно быть уничтожено (марксисты, анархисты) Этатизм Антиэтатизм


Понятие государства Государство – организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И.) «Государство это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт правителей и управляемых» (Claessen H. J. M.)


Признаки государства Публичная власть, отделенной от общества (аппарат управления и аппарат принуждения) 1 Собственная территория, имеющая административно-территориальное деление 2 Налоговая система 3 Институт гражданства (подданства) 4 Признаки, отличающие государство от догосударственных форм общества Публичная власть: -Отделена от общества и непосредственно ему не подконтрольна -Осуществляется особым слоем людей, наделенных властными полномочиями, для которых управление является профессией -Опирается на право -Подкрепляется принудительной силой государства Государственная символика (гимн, герб, флаг) 5


Признаки государства Суверенитет – независимость от всякой иной власти 1 Исключительное право на правотворчество 2 Исключительное право на эмиссию денег 3 Монополия на легальное применение насилия 4 Признаки, отличающие государство от других политических институтов Представляет интересы общества в целом 5


Функции государства Это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное значение Внутренние функции государства 1 Правовая функция обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина 2 Политическая функция обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества 3 Организаторская функция упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы


Функции государства4 Экономическая функция организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций Экологическая функция гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования 5 6 Социальная функция обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта


Функции государства7 Культурная функция создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики 8 Образовательная функция деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования 9 Идеологическая функция воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей


Функции государства Внешние функции государства 1 Обеспечение национальной безопасности поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства 2 Поддержание мирового порядка участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества 3 Взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами

Слайд 2

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства. Общая характеристика Далее Выход Назад

Слайд 3

Теория Гуго Гроция Содержание Теория Томаса Гоббса Теория Джона Лока Теория Жан-Жака Руссо Теория Евгения Дюринга Теория Людвига Гумпловича Теория Карла Каутского Теория Тарда Теория Николая Коркунова Теория Льва Петражицкого Либертарно-юридическая Патримониальная теория Древнегреческая теория Древнеиндийская теория Древнекитайская теория Теологическая теория Теол. теория в условиях современности Патерналистская теория Патриархальная теория I Теория Огюста Конта Теория Герберта Спенсера Другие теории Государство по Энгельсу Государство по Ленину Патриархальная теория II Выход Назад

Слайд 4

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в Древнегреческая теория Выход Содержание форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Слайд 5

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок и закон. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба. Древнеиндийскаятеория Древнекитайская теория Выход Содержание Индра Император

Слайд 6

Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Теологическая теория Выход Содержание

Слайд 7

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Теологическая теория в условиях современности Жак Маритен Выход Содержание

Слайд 8

От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм Патерналистская теория Выход Содержание Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Слайд 9

От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан. Патриархальная теория I Выход Содержание

Слайд 10

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Патриархальная теория II Выход Содержание

Слайд 11

Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса». Теория Огюста Конта Выход Содержание

Слайд 12

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, Теория Герберта Спенсера Выход Содержание возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Слайд 13

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п. Теории других представителей органической школы Выход Содержание

Слайд 14

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила. Государство по Энгельсу Выход Содержание

Слайд 15

В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Государство по Ленину Выход Содержание

Слайд 16

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественно-правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества). Теория Гуго Гроция Выход Содержание

Слайд 17

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из Теория Томаса Гоббса него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. Выход Содержание

Слайд 18

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его. Теория Джона Локка Выход Содержание

Слайд 19

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Часть 2 Теория Жан-Жака Руссо Часть 1 Выход Содержание

Слайд 20

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Теория Жан-Жака Руссо Часть 2 Часть 1 Выход Содержание

Слайд 21

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы. Теория Евгения Дюринга Выход Содержание

Слайд 22

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей. Теория Людвига Гумпловича Выход Содержание

Слайд 23

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Теория Карла Каутского Выход Содержание

Слайд 24

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики. Теория Льва Петражицкого Выход Содержание

Слайд 25

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Теория Николая Коркунова Выход Содержание

Слайд 26

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство. Теория Тарда Выход Содержание

Слайд 27

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Иные теории происхождения государства Либертарно-юридическая теория Выход Содержание

Слайд 28

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. Патримониальная теория Выход Содержание

Слайд 29

Автор Презентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской основной школы Авсетов Аслан. Материалы - www.ru.wikipedia.org Музыка – Сергей Ущиповский - Бег облаков (Альбом «Баланс Элементов») Январь.2010 год Главная Выход Содержание

Посмотреть все слайды

Презентация по слайдам

Текст слайда: Выполнила: Муцурова Карина, учащаяся 11 а класса МОУ «Лицей №6»


Текст слайда: Государство - это я… Людовик XIV


Текст слайда: Государство- это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.


Текст слайда: Теологическая, или религиозная Патриархальная Договорная Теория насилия Психологическая Ирригационная Расовая Органическая Классовая Экономическая


Текст слайда: Теологическая теория Автор: Фома Аквинский Суть теории: Государство, как и всё земное, имеет божественное происхождение. Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Минусы теории: Приверженцы теории апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди всё равно не способны постичь всей глубины Божественного замысла и поэтому должны просто верить, что всё на Земле создано Богом. Фома Аквинский


Текст слайда: Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К.Михайловский Суть теории: Государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род -в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи превращается во власть главы государства. Минусы теории: Государство и семья выполняют в обществе различные функции. Аристотель


Текст слайда: Авторы: Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев Суть теории: Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Минусы теории: Различные группы людей со специфическими интересами не могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. Г.Гроций


Текст слайда: Авторы: К.Каутский, Л.Гумплович Суть теории: Государство-это результат завоевания. Государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покорёнными. Минусы теории: Насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. К.Каутский


Текст слайда: Авторы: Л.И. Петражицкий, Г.Тард Суть теории: Причины возникновения государства коренятся в особенностях психики человека. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других- подчиняться более сильными. Минусы теории: Человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней. Л.И. Петражицкий

Слайд №10


Текст слайда: Автор: К.Витфогель Суть теории: Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Минусы теории: Государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения. К.Витфогель

Слайд №11


Текст слайда: Авторы: Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше Суть теории: Государство появилось в результате разделения общества на высшие(арийцы)и низшие(славяне, евреи, цыгане и др.) расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Минусы теории: Наука не видит связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Ж.А. де Гобино

Слайд №12


Текст слайда: Автор: Г.Спенсер Суть теории: Государство похоже на человеческий организм, поэтому его сущность можно объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Минусы теории: Теория полностью не раскрывает причин возникновения государства. Г.Спенсер

Слайд №13


Текст слайда: Авторы: К.Маркс, Ф.Энгельс Суть теории: Государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Необходима была организация, регулирующая отношения между ними. Минусы теории: Раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. К.Маркс, Ф.Энгельс

Слайд №14


Слайд №15


Текст слайда: Современные подходы к проблеме ограниченности данных теорий основываются на том, что весьма трудно, если вообще невозможно, выделить фактор, определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.

Теории
происхождения
государства
Выполнила: Рожкова А.Р
Учащийся в кадетском корпусе учебного центра ЮПК
-

Государство возникло из
разрастающейся из
поколения в поколение
семьи
Власть монарха
отождествляется
с властью отца
над членами семьи
-

Основоположники:
Основоположники:
Платон и
Платон и
Аристотель
Аристотель

Основоположники: Платон и Аристотель

Основоположники:
Платон и
считал, что
Аристотель
государство
представляет
собой
естественную
форму
человеческой
жизни

Идеальное
государство
должно быть
основано на
принципе
добродетели.
Тождество структуры
государства
структуре души.

КОНФУЦИЙ
Государство –
большая семья,
подчинение
Семья, согласно
правителю
Конфуцию, малое
строится не
государство:
только на страхе,
власть отца
но и на сыновней
абсолютна,
любви и
подобно власти почтительности
государя

ОБРАЗ ГОСУДАРЯ ПО КОНФУЦИЮ

Патриархальная теория

Достоинства
Формирование
уважения к
государственной
власти,
сплочение
общества
Недостатки
Отрицание специфики
государства и
государственной
власти, их
качественного
отличия от семьи и
отцовской власти

Теории
происхождения
государства
Возникновение
государства –
Божественная воля
-
Вся власть от Бога, что
придает ей
обязательность и
святость

Основоположники: Платон и Аристотель

Основоположники:
Основоположники:
Платон и
Августин
Аристотель
Блаженный
(354-430)

Учение Августина о «двух градах»

В граде земном
любовь человека к
себе доходит до
презрения к Богу
посредством Церкви
возможно соединение двух
градов, моральнорелигиозное оправдание
государства
В граде небесном,
напротив, любовь к
Богу доходит до
презрения к себе
ИДЕЯ
ХРИСТИАНСКОЙ
ИМПЕРИИ

Основоположники:
Фома
Аквинский
(1224(25)- 1274)
Говорил, что процесс возникновения и развития
государства и права аналогичен процессу сотворения
богом мира.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН
БОЖЕСТВЕННЫЙ
ЗАКОН

Учение Фомы Аквинского о четырех типах законов


применение
вечного закона к
человеческой
жизни: стремление
людей к благу,
рождению детей
и т.п.

сфера
позитивного права,
закон государства.
Фома признает право
народа на восстание,
если государь
нарушит
естественный закон

Учение Фомы Аквинского о четырех типах законов

Теологическая теория

Достоинства
Укрепляет
гражданское
согласие и
духовность;
Препятствует
насилию
Недостатки
Не научна
(сторонники
апеллируют не
к знаниям и
доказательствам,
а к вере)

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
Государство
есть некий
общественный
организм, состоящий из
отдельных людей, как
живой организм
состоит из клеток
-

Основоположники: Платон и Аристотель

Основоположники:
Основоположники:
Платон и
Герберт
Аристотель
Спенсер
(1820-1903)
английский философ и
социолог, один из
родоначальников
эволюционизма

ИДЕЯ Герберта Спенсера

Органическая теория

Достоинства
Биологические
факторы повлияли
на появление
государства, так как
человек является
существом
биосоциальным
Недостатки
Нельзя
все закономерности,
присущие
биологической
эволюции,
распространять на
социальные
организмы

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
Государство возникло в
результате
общественного
договора, по
-
которому люди
отказались от части
прав и свобод в пользу
государства, в обмен на
гарантии личной
безопасности

Основатели

Г.Гроций
(1583-1645)
Голландия
Д. Локк
Т. Гоббс
(1632-1704)
(1588-1679)
Англия
Англия
П. Гольбах
Ж.-Ж. Руссо
(1723-1789)
Франция
(1712-1778)
Франция
А.Н.Радищев
(1749-1802)
Россия

Основоположники: Платон и Аристотель

Наиболее плодотворным периодом в
развитии естественного права и его теории,
временем их расцвета
в научной
Основоположники:
юридической и философской литературе
Платон
и
считаются XVII-XVIII
вв.
Аристотель
В этот период идеи естественного права
активно использовались, развивались и
поддерживались многими великими
мыслителями и просветителями, благодаря
усилиям которых, сложилась школа
естественного права, оказавшая огромное
влияние на процесс дальнейшего развития
как национального (в рамках отдельных
стран), так и международного права

Либерализм Д. Локка

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
СОБСТВЕННОСТЬ
ЖИЗНЬ
СВОБОД
А

Государство и право является продуктом сознательного творчества, как
результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в
«естественном», первобытном состоянии.
Государство - это рациональное
объединение людей на основе соглашения
между ними, в силу которого они передают
часть своей свободы, своей власти
государству.
Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в
единый народ.

Либерализм Д. Локка

Идея общественного
договора: задача государства
– охрана собственности
«ГОСУДАРСТВО – ЭТО СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ,
УСТАНОВЛЕННОЕ ЕДИНСТВЕННО ДЛЯ
СОХРАНЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ
ГРАЖДАНСКИХ БЛАГ»

Концепция Т. Гоббса

Эгоизм - основа человеческой
природы. Люди хотят одного и того
же, за материальные блага
возникает «война всех против
всех».
«Естественное»
(догосударственное) состояние
характеризуется отсутствием
нравственности, других
социальных институтов.

Государство возникает, когда
люди осознают, что «война всех
против всех» ведет к
самоуничтожению.
Люди договариваются отдать
государству часть своей свободы
во имя безопасности
(«общественный договор»).

В итоге у правителей и
общества возникает
комплекс взаимных прав и
обязанностей и
соответственно -
ответственность за
невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать
законы, собирать налоги, наказывать
преступников и т.п., но обязано защищать
свою территорию, права граждан, их
собственность и т.д.
Граждане обязаны соблюдать законы,
платить налоги и пр., в свою очередь они
имеют право на защиту свободы и
собственности, а в случае
злоупотребления правителями властью
расторгнуть договор с ними даже путем
свержения.

ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

ОТРИЦАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ
НАРОДА
ГРАЖДАНСКИЙ
ЗАКОН
ОГРАНИЧИВАЕТ
ЕСТЕСТВЕННОЕ
ПРАВО ЛЮДЕЙ ВО
ИМЯ МИРА, ОН
ВЕДЕТ К БЛАГУ
ВЕРНОПОДДАНИЧЕСТВО –
ОСНОВНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
СВОЙСТВО ГРАЖДАНИНА

В РФ естественно-правовая теория фактически принята в качестве
официальной государственно-правовой доктрины.
Например, положение ч. 2 ст. 17 Конституции РФ
говорит о неотчуждаемости прав, которые
принадлежат каждому человеку от рождения. Т.е.
никакая законодательная власть не может отменить
ни одного из "общепризнанных" прав человека.
В современных условиях доктрина естественного
права особенно активно используется для
оправдания восстановления частной собственности,
социального расслоения, приоритета
индивидуальных интересов над общественными.

Договорная теория

Достоинства
Демократическое
содержание,
обосновываются
естественные права
народа на
формирование
государственной
власти, а также на её
свержение
Недостатки
Игнорируются
объективные
внешние факторы,
влияющие на
государство
(социальноэкономические,
военно-политические)

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
Государство возникло в
результате
экономического
развития общества.
-
Государство возникает
там и тогда, где
происходит разделение
общества на классы

1818-1883
1820-1895

Базис –
экономическая основа
общества
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫ
Е СИЛЫ–
орудия труда,
предмет труда и
умения и навыки
людей.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫ
Е ОТНОШЕНИЯ отношения по
поводу
собственности

Надстройка – духовная жизнь, она зависит от базиса

К явлениям «надстройки» относят мораль,
религию, право, искусство и т.п.
Право - часть надстройки.
Классовый характер права: право как
выражение воли господствующего класса.
Государство - выражение воли
господствующего класса, его
эксплуататорский характер.

Ф. ЭНГЕЛЬС
1820-1895
«Государство возникло из потребности
держать в узде противоположность классов;
так как оно в то же время возникло в самих
столкновениях этих классов, то оно по
общему правилу является государством
самого могущественного, экономически
господствующего класса, который при
помощи государства становится также
политически господствующим классом и
приобретает таким образом новые средства
для подавления и эксплуатации угнетенного
класса…
С исчезновением классов неизбежно исчезнет
и государство. Общество, которое по-новому
организует производство на основе
свободной и равной ассоциации
производителей, отправит всю
государственную машину туда, где ей будет

В.И. Ленин (1870-1924)

Государство возникает вследствие
раскола общества на классы, поэтому,
сущность государства заключается в
подавлении одного класса другим
ГОСУДАРСТВО – ЭТО ЕСТЬ МАШИНА ДЛЯ
ПОДДЕРЖАНИЯ ГОСПОДСТВА ОДНОГО КЛАССА
ДРУГИМ. (В.И. ЛЕНИН)

Основоположники: Платон и Аристотель

Основой происхождения государства и права
признается экономический фактор.
Основоположники:
Другие факторы носят несущественный
Платоннаи
характер. Государство возникает
определенной ступени
развития
Аристотель
производительных сил, характеризуемой
расколом первобытного общества на классы с
противоположными экономическими
интересами. Эти интересы носят
антагонистический, то есть непримиримый
характер.
Функции государства - специальными
средствами управления, прежде всего насилия,
сдерживать противоборство классов, защищая

Материалистическая (классовая) теория

Достоинства
основывается на
социальноэкономическом
факторе
общества
Недостатки
Недооценивание
национальных,
религиозных,
психологических,
военнополитических и иных
причин

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
Государство возникло
в результате
завоевания.
-
Причина
происхождения
государства в
применении насилия
одних людей над
другими.

Учение об общественно-экономических формациях. «Базис» и «надстройка»

Теория насилия

Основатели теории внешнего насилия

Л.Гумплович
1838-1909
К.Каутский
1854-1938
Государство образуется вследствие завоевания сильным
племенем более слабого.
В результате такого завоевания возникает деление на
классы, а принудительный аппарат, создаваемый
победителями для управления побежденными, превращается
в государство.

Людвиг Гумплович
польско-австрийский социолог и
государствовед:
«История не предъявляет нам ни
одного примера, где бы
государство возникало не при
помощи акта насилия, а какнибудь иначе.
Кроме того, это всегда являлось
насилием одного племени над
другим, оно выражалось в
завоевании и порабощении более
сильным чужим племенем более
слабого, уже оседлого
населения».

Основоположники: Платон и Аристотель

Основатель теории
внутреннего насилия:
Основоположники:
Е.Дюринг (1833-1921)
Платон и
Аристотель
Немецкий философ, профессор
механики, политолог, правовед
Государство возникает
как результат насилия
одной части общества
над другой,
большинства над
меньшинством

Теория насилия

Достоинства
Элементы насилия
действительно
были присущи
процессу
возникновения
некоторых
государств
Недостатки
Кроме военнополитических
факторов
присутствуют также
и социальноэкономические и др.

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
Государство возникло в
результате проявления
человеческой психики.
-
Люди чувствуют
потребность жить в
коллективе,
подчиняться
авторитету личности

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Государство появляется
в связи со свойством
человеческой психики:
потребность людей
во власти над людьми,
стремлением
подчиняться, подражать.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931)

объясняет
возникновение государства
проявлением факторов
человеческой психики,
его склонности
к общежитию,
поиска авторитета

Психологическая теория

Достоинства
Указание на то, что в
процессе образования
государства большую
роль играют
психологические
факторы и то, что
различные интересы
людей реализуются
только через психику
Недостатки
Нельзя свести всю
общественную жизнь
только к
психологическому
взаимодействию людей
и объяснить жизнь
государства общими
законами психологии

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
-
Государство
возникло в
результате запрета
инцеста
(кровосмешения
между
родственниками).

Клод Леви-Стросс (1908 – 2009) французский этнограф, социолог

Необходимость следить
за соблюдением
запрета инцеста
потребовала создания
в обществе особой
группы людей, которые в последствии
стали выполнять иные
государственные функции

Теория инцеста

Достоинства
Основана на
реальном факте
истории
человечества:
переходе от
эндогамных
половых отношений
к экзогамным
Недостатки
Не дает полного
представления о
причинах происхождения
государства
(процесс
воспроизводства рода у
животных тоже носит
сложный характер, но
государство не
возникает)

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
-
Государство возникло
в следствии
потребности общества
в постоянном
осуществлении
крупных работ по
созданию
оросительных каналов
и ирригационных
сооружений

ВИТТФОГЕЛЬ Карл Август (1896-1988) - нем.-амер. ист, полит, фил.

Общество в отдельных
Регионах (Междуречье,
Египет,Китай) не может существовать
без строительства оросительных
каналов. Мобилизовать массы людей
для строительства может только
постоянно действующая организация
власти и управления, т.е. государство.

Ирригационная теория

Достоинства
Основана на
исторических
фактах. В этих
областях,
действительно было
оказано большое
влияние на создание
государства
Недостатки
Имеет локальный
характер.
Может объяснять
процесс
происхождения
только в отдельных
местностях земного
шара.

3.Теории происхождения государства.

Теории
происхождения
государства
-
Государство
возникло в
результате
развития спорта
в человеческом
обществе

Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955)

1883 - 1955
Возникновение государства
напрямую связано с
происхождением
игр и физических упражнений, а также спорта в целом, т.к.
для необходимого физического воспитания подрастающего
поколения (вызванного развитием производительных сил в
обществе и расширением трудовых навыков) создавались
органы, функции которых были похожи на государственные.

Спортивная теория

Достоинства
В основе лежат
факты из истории
древнегреческих
государств
(Олимпийские
игры в Греции)
Недостатки
Греция – не
единственное место,
где возникло
государство (другие
народы не проводили
масштабных
спортивных
мероприятий)

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Л. И. Петражицкий Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц. Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело - правовые эмоции.

Слайд 7

Описание слайда:

Л. И. Петражицкий Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно-обязывающий) характер. Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Слайд 8

Описание слайда: