Признаки государства – основания для признания. К признакам государства не относится наличие гражданства Состав населения\3.6.1.3.2.4.Лица с двойным гражданством\


Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти . Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет . Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ. Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий. Добровольно это происходит

тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти . Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций , в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства. Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции . Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства . Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

Все верные ответ выделены жирным зелёным текстом.

Вопрос 1: Назовите виды правового статуса личности.
1. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
2. Соблюдение, исполнение, использование.
3. Общий, специальный, индивидуальный.

Вопрос 2: К какому виду правоотношений относятся отношения собственности?
1. К общерегулятивным.
2. К относительным.
3. К абсолютным.
4. Правильного ответа нет.

А Вы думали о том, как изучают правоведение в Китае? Там совсем другие законы, но чтобы это всё понять, нужен репетитор китайского , которого не так сложно найти, как Вы думаете. К примеру, в школе «Вокей» предлагают даже бесплатный пробный урок, чтобы Вы смогли понять, надо оно Вам или нет.


Вопрос 3: Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме?
1. Правовая квалификация.
2. Установление фактических обстоятельств дела.
3. Интерпретация смысла юридической нормы относительно конкретного случая.

Вопрос 4: Какие из стадий правоприменительного процесса названы в данном задании?
1. Опубликование нормативного правового акта.
2. Установление юридической основы дела - выбор правовых норм.
3. Решение дела и оформление акта применения права.

Вопрос 5: Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег или ценных бумаг».
2. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 871 «О федеральной инвестиционной программе на 1994 год».
3. Правила подготовки ведомственных нормативных актов. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722.

Вопрос 6: Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Вопрос 7: Назовите органы, которые вправе давать правоприменительное нормативное толкование юридических норм.
1. Конституционный Суд РФ.
2. Верховный Суд РФ.
3. Высший Арбитражный Суд РФ.

Вопрос 8: Как соотносятся правонарушение и юридическая ответственность?
1. Как причина и следствие.
2. Как юридический факт и регулятивное правоотношение.
3. Все вышеперечисленное.

Вопрос 9: Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
1. Дисциплинарная.
2. Административно-правовая.
3. Уголовно-правовая.

Вопрос 10: Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий?
1. Запрет.
2. Обязывание.
3. Дозволение.

Вопрос 11: Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом»?
1. Разрешительный.
2. Общедозволительный.

Вопрос 12: К какому понятию относится следующее определение: «Суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций»?
1. Партия.
2. Государство.
3. Общество.

Вопрос 13: Какой признак государства является главным, устойчивым, закономерным, определяющим все остальные признаки?
1. Руководство политическими партиями.
2. Аппарат принуждения.
3. Налоги.
4. Организация политической партии.
5. Суверенитет.
6. Способность принимать нормы права.

Вопрос 14: Какие признаки отличают государство от любых других политических организаций общества?
1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.
2. Взаимодействует с международными организациями.
3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных нормативных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуждения, собирает налоги.

Вопрос 15: Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?
1. Распространение государственной власти на все население страны.
2. Общеобязательность решений органов государства.
3. Избрание высших органов государства демократическим путем.

Вопрос 16: Назовите признак, не относящийся к признакам государства.
1. Организация политической власти.
2. Наличие аппарата принуждения.
3. Суверенитет.
4. Территория.
5. Руководство политическими партиями.
6. Налоги.
7. Легализованное принуждение.
8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Вопрос 17: Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?
1. Правореализация.
2. Нормотворчество.
3. Осуществление властных полномочий по каналам законодательства, государственного управления, правосудия, государственного надзора и контроля.

Вопрос 18: Как называется свойство государственной власти, выражающееся в признании (поддержке) социальными массами этой власти и в способности властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний?
1. Легитимность.
2. Правомерность.
3. Легальность.

Вопрос 19: К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества»?
1. Форма государства.
2. Тип государства.
3. Механизм государства.

Вопрос 20: С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства?
1. Цивилизационного.
2. Формационного.
3. Теологического.

1) увеличение численности населения

2) общественное разделение труда

3) возникновение городов

4) развитие орудий труда

Чем характеризуется организация политической власти?

1. Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов.

2. Внешне и официально она представляет все общество.

3. Указанные выше два положения плюс цель - обеспечить поддержание цивилизованного порядка.

Что отличает государство от любых других политических организаций общества?

1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.

2. Взаимодействует с международными организациями.

3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных норматив­ных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуж­дения, собирает налоги.

Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

1. Правосубъектность.

2. Суверенитет.

3. Компетенция.

Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?

1. Распространение государственной власти на все население страны.

2. Общеобязательность решений органов государства.

3.Избрание высших органов государства демократическим путем.

Назовите признак, не относящийся к признакам государства.

1. Организация политической власти.

2. Наличие аппарата принуждения.

3. Суверенитет.

4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.

7. Легализованное принуждение.

8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?

1. Правореализация.

2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законода­тельства, государственного управления, правосудия, государст­венного надзора и контроля.

9.В чем состоит основное противоречие в сущности государ­ства?

1. В том, что государство выражает классовые и общесоциаль­ные интересы .

2. В соотношении легитимности государственной власти и про­тивоправной деятельности отдельных органов государства и долж­ностных лиц.

3. В несовпадении государственной власти с гражданским об­ществом.

10.Назовите характерные черты либеральной модели соотноше­ния государства и экономики.

1. Свобода личности, основанная на неприкосновенности част­ной собственности. Приоритет экономической саморегуляции перед государственным вмешательством в экономику.



2. Охрана государством свободно складывающихся конкурент­ных отношений товаропроизводителей.

3. Все вышеперечисленные плюс антимонопольное законода­тельство.

11.Как называется свойство государственной власти, выражаю­щееся в признании (поддержке) социальными массами этой влас­ти и в способности властвующих убедить подвластных в спра­ведливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.

3. Легальность.

12.К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность взаимосвязанных признаков государства, соответст­вующих определенной социально-политической структуре обще­ства, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим бази­сом общества»?

1. Форма государства.

2. Тип государства .

3. Механизм государства.

13.С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуаз­ные) и социалистические государства?

1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1. Локальная цивилизация.

2. Производственные отношения.

Тема 4.Формы, функции и механизм государства.

Форма государства.

1.Объясните термины:

Форма государства – особенность внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха.



Абсолютная монархия - представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Дуалистическая монархия – это форма правления, в которой верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.

Парламентарная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами - парламентом.

Республика – эта форма правления, при которой государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу. Выборность всех основных органов власти.

Президентская республика – форма правления, при которой президент наделен широчайшими полномочиями, является главой государства и главой исполнительной власти, формирует правительство.

Парламентарная республика - форма правления, при которой президент является только главой государства, а главой исполнительной власти является премьер-министр, правительство формируется на принципах парламентского большинства. У парламента больше полномочий, чем у президента.

Смешанная республика – форма правления, при которой глава государства президент, а глава исполнительной власти премьер – министр. Правительство формирует президент, но на принципах парламентского большинства. Двойная ответственность правительства пред парламентом и президентом. У парламента и у президента равное соотношение полномочий.

Основные признаки государства позволяют охарактеризовать данное явление и выделить во всем многообразии его проявлений те черты, которые остаются неизменными на протяжении всего времени его существования. При наличии различных подходов к определению понятия государства и его сущности существуют также различные взгляды на то, что относится к основным признакам государства.

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака:

1) совокупность людей – народ;

2) господствующую над ними власть;

3) территорию как предел действия этой власти.

Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

На современном этапе развития общества важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества.

Согласно современному подходу к определению основных признаков государства, всем государствам, существовавшим ранее и существующим в настоящее время присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность и отграничивающие его от других общественных образований.

Таким образом, к основным признакам государства относятся следующие.

1. Территория и население (единая территориальная организация политической власти страны). Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт - гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория - не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

2. Публичная власть. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3. Право. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).

4. Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Данный признак в большей мере можно отнести к самой публичной власти.

Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны, а также независимости в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Единая валюта, + герб, флаг и гимн, + права человека, + государственная граница,

территория, государственная казна

Основные признаки государства\3.6.1.1.1.Государственная власть\

Термины «государственная» и «политическая» власть можно рассматривать как ###.

Синонимы, омонимы, антонимы, гиперболы

Государственная власть\3.6.1.1.1.1.Легализация государственной власти\

Легализация государственной власти – это её ### с помощью юридических средств узаконение

Государственная власть\3.6.1.1.1.2.Легитимация государственной власти\

Установите тождество между видами легитимации и их чертами

L1 Традиционная R1 Религия

L2 Харизматическая R2 Личность правителя.

L3 Рациональная R3 Успешные мероприятия власти.

R4 Веления вождя.

R5 Полномочия органа государства.

Легитимация государственной власти\3.6.1.1.1.2.1.Традиционная легитимация\

Основой традиционной легитимации является

Обычаи, + традиции, + религия, рациональная оценка, личность правителя, избрание

Легитимация государственной власти\3.6.1.1.1.2.2.Харизматическая легитимация\

Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства:

идеологическая, традиционная, + харизматическая, рациональная

### - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий.

рациональная

Основные признаки государства\3.6.1.1.2.Государственный суверенитет\

Свойство независимости гос-ной власти от всех иных властей вне и внутри государственных границ:

Государственный суверенитет, народный суверенитет, национальный суверенитет, суверенитет монарха

Государственный суверенитет\3.6.1.1.2.1.Черты (признаки) суверенитета государства\

Не относятся к признакам (чертам) суверенитета государства:

Юридическая сила, + приоритет, + неподчинённость, независимость, верховенство

Черты (признаки) суверенитета государства\3.6.1.1.2.1.1.Внешняя независимость\

Внешняя ### предполагает самостоятельное формирование и проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства. независимость



Черты (признаки) суверенитета государства\3.6.1.1.2.1.2.Внутреннее верховенство\

Внутреннее ### государственной власти предполагает её способность устанавливать и поддерживать правопорядок. верховенство

Государственный суверенитет\3.6.1.1.2.2.Виды государственного суверенитета\

Не относятся к видам суверенитета государства:

Легальный, + локальный, + дискретный, формальный

Виды государственного суверенитета\3.6.1.1.2.2.1. Абсолютный\

Абсолютный суверенитет государства включает в себя в качестве признаков черты:

Внутреннее верховенство, + внешнюю независимость, самоограничение, прерогативу, приоритет

Виды государственного суверенитета\3.6.1.1.2.2.2.Формальный\

Вид суверенитета государства, при котором он юридически закреплён, но реально не осуществляется - ### суверенитет. формальный

Виды государственного суверенитета\3.6.1.1.2.2.3.Ограниченный\

К видам ограниченного государственного суверенитета не относятся:

добровольно ограниченный, принудительно ограниченный,

Гарантированно ограниченный, + субсидиарно ограниченный

Основные признаки государства\3.6.1.1.3.Территория и население\

Часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, - ### территория

Территория и население\3.6.1.1.3.1.Состав государственной территории\

Соответствие составных частей и элементов территории государства

L1 Сухопутная R1 Недра.

L2 Водная R2 Озёра

L3 Воздушная R3 Атмосфера

L4 Объекты, приравненные к территории государства R4 Полярные станции

R5 Континентальный шельф

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.1.Сухопутная территория\

Сухопутная территория государства есть ### Земли и земная поверхность. недра

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.2.Водная территория\

К водной территории относятся:

Внутренние воды, + архипелажные воды, + реки, + внутренние моря, нейтральные воды

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.3.Воздушное пространство\

К территории гос-ва относится ### пространство над сухопутной и водной территорией воздушное

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.4.Объекты, приравненные к территории государства\

Государственная ### - условие признания судна частью территории государства. символика

Территория и население\3.6.1.1.3.2.Состав населения\

К населению государства не относятся

апатриды, бипатриды, подданные, должностные лица, + антиподы

Состав населения.\3.6.1.1.3.2.1.Граждане\

Политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях - ###. гражданство

Состав населения.\3.6.1.1.3.2.2.Иностранцы\

Беженцы относятся к следующей категории населения:

граждане, + иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, подданные

Состав населения\3.6.1.1.3.2.3. Лица без гражданства\

Синоним термина «лицо с двойным гражданством» - ###. апатрид

Состав населения\3.6.1.1.3.2.4.Лица с двойным гражданством\

Бипатрид:

не относится к населению, иностранец, лицо без гражданства, + лицо с двойным гражданством

подданный

3.6.1.1.Основные признаки государства\3.6.1.1.4.Профессиональный аппарат управления\

Государственный ### - комплекс органов, профессионально осуществляющих управление и наделённых государственно-властными полномочиями. аппарат

3.6.1.1.Основные признаки государства\3.6.1.1.5.Государственная казна\

Важное средство пополнения государственной казны - ###. налоги

3.6.1.1.Основные признаки государства\3.6.1.1.6.Связь государства с правом\

Фамилия ученого, который высказал идею самоограничения государственной власти с помощью права, - ###. Ориу

3.6.1.Понятие государства\3.6.1.2.Дополнительные признаки государства\

К дополнительным признакам государства относятся

территория, казна, + язык, + валюта, + религия

Основные концепции сущности государства

Соответствие концепций сущности государства и их авторов

L1 Арифметическая R1 Шантебу

L2 Юридическая. R2 Еллинек

L3 Общесоциальная R3 Дюги

L4 Классовая R4 Грамши

L5 Кибернетическая. R5 Ланг

R6 Леви-Строс

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.1.Арифметическая\

Арифметическая концепция сущности государства отождествляет его с соотношением элементов

Совокупность, + сумма, разница, соответствие, соразмерность

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.2.Юридическая\

Отождествляет государство с юридическим лицом ### концепция сущности государства

юридическая

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.3.Общесоциальная\

Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства

Социальный арбитраж, + выполнение общественных дел

осуществлять организованное насилие, защищать интересы правящего класса

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.4.Классовая\

Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса ### концепция

Классовая

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.5.Кибернетическая\

### концепция считает государство структурой, связанной с информацией. кибернетическая

Тема 7

Форма государства

Форма государства состоит из элементов

Форма правления, + форма государственного устройства, форма права, политическая система

Политический режим, политическая статика

Форма правления

Форма ### показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве. правления

3.8.2.Форма правления\3.8.2.1.Понятие формы правления\

Характеристика формы правления включает в себя:

Строение высших органов государственной власти,

Порядок образования верховных органов,

порядок взаимоотношений между частями государства,

Взаимоотношения верховных органов друг с другом и с населением,

отношения между центральными и местными органами государственной власти,

Степень участия населения в формировании государственных органов,

3.8.2.Форма правления\3.8.2.2.Виды формы правления\

К формам правления не относятся

Протополитархия, + геронтократия, монархия, + теократия, + тирания, республика

3.8.2.2.Виды формы правления\3.8.2.2.1.Монархия\

### - такая форма правления, при которой вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу. монархия

3.8.2.2.1.Монархия\3.8.2.2.1.1.Признаки монархии\

Признаками монархии являются:

3.8.2.2.1.Монархия\3.8.2.2.1.2.Виды монархии\

Последовательность эволюции монархии:

D1 Абсолютная D2 Дуалистическая D3 Парламентарная

3.8.2.2.1.2.Виды монархии\3.8.2.2.1.2.1.Абсолютная монархия\

### - это вид монархии, при которой отсутствует парламент и конституция, ограничивающая власть монарха. абсолютная

3.8.2.2.1.2.Виды монархии\3.8.2.2.1.2.2.Ограниченная\

Соотношение видов и признаков монархии

L2 Ограниченная R2 Законы принимает парламент

R3 Источником власти является народ

R4 Юридическая ответственность главы государства

3.8.2.2.1.2.2.Ограниченная\3.8.2.2.1.2.2.1.Дуалистическая монархия\

### монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями. дуалистическая

3.8.2.2.1.2.2.Ограниченная\3.8.2.2.1.2.2.2.Парламентарная монархия\

Характерным примером парламентарной монархии является:

Исландия, Малазия, Тунис, Марокко, Финляндия, + Великобритания

3.8.2.2.1.Монархия.\3.8.2.2.1.3.Монарх\

### - государственный орган, власть которого считается непроизводной от иной власти, органа или избирателей и который сам является источником всей власти в государстве. монарх

3.8.2.2.1.3.Монарх\3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\

Соотношение видов систем престолонаследия и их содержания:

Салическая. Наследовать власть могут только мужчины

Кастильская. Власть могут наследовать женщины, но мужчины имеют преимущество

Австрийская. Женщины наследуют только если во всех поколениях нет мужчин

Шведская. Мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.1.Салическая\

Салическая система престолонаследия принята в:

Бельгии, + Норвегии, Франции, Италии

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.2.Кастильская\

Кастильская система престолонаследия:

Не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.3. Австрийская\

Австрийская система престолонаследия:

Женщины наследуют престол лишь при пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий

не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

полностью исключает женщин из очереди престолонаследия

кандидатура монарха подлежит одобрению парламентом

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.4.Шведская\

### система престолонаследия предоставляет мужчинам и женщинам равные права на занятие трона

шведская

3.8.2.2.Виды формы правления\3.8.2.2.2.Республика\

### - это такая форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными населением органами. республика

3.8.2.2.2.Республика\3.8.2.2.2.1.Признаки республики\

Признаками республики не являются:

Передача власти по наследству, срочность полномочий высших представительных органов власти

Наличие единоличного правителя, + пожизненность правления, производность государственной власти от суверенитета народа, юридическая ответственность глав государства

3.8.2.2.2.Республика\3.8.2.2.2.2.Виды республики\

Соотношение видов и черт республик

L1 Президентская R1 Правительство ответственно перед президентом

L2 Парламентская R2 Должность премьер-министра

L3 Смешанная R3 Двойная ответственность правительства

R4 Демократический централизм

R5 Императивный мандат члена парламента

3.8.2.2.2.2.Виды республики\3.8.2.2.2.2.1.Президентская республика\

### республика предусматривает соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. президентская

3.8.2.2.2.2.Виды республики\3.8.2.2.2.2.2.Парламентская республика\

К характеристикам парламентской республики относятся:

Верховная власть принадлежит парламенту

соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

Правительство формируется только парламентским путём

президент избирается всем населением или выборщиками

верховная власть опирается на армию

правительство ходит в отставку после вотума недоверия

3.8.2.2.2.2.Виды республики\3.8.2.2.2.2.3.Смешанная республика\

Смешанная республика имеет черты

Право президента распустить парламент

Участие парламента в формировании правительства

Президент избирается всем населением

отрицание концепции разделения властей

вся власть принадлежит советам

пожизненность правления

3.8.2.2.2.Республика\3.8.2.2.2.3.Президент\

### - выборный единоличный орган государственной власти в республике, её высшее должностное лицо

президент

3.8.2.2.2.3.Президент\3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\

К видам президентуры относятся

Смешанная

Единоличная

парламентская

назначаемая

кооптируемая

3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\3.8.2.2.2.3.1.1.Единоличная президентура\

Единоличная президентура характерна для таких стран как

Великобритании

3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\3.8.2.2.2.3.1.2.Коллегиальная президентура\

### президентура предполагает осуществление полномочий президента коллегией

коллегиальная

3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\3.8.2.2.2.3.1.3.Смешанная президентура\

### или гибридная президентура предполагает сочетание единоличного президента и постоянно действующего коллегиального органа

смешанная

3.8.2.2.2.3.Президент\3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\

В зависимости от объёма предоставленных полномочий выделяют виды единоличной президентуры

Сильный президент

инвеститура

контрассигнатура

прерогатива

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.1.Полномочия президента в законодательной области\

Полномочием, которым не обладает президент в законодательной области

Право отлагательного вето

Созыв и роспуск парламента

Возбуждение дела в конституционном суде

абсолютное вето

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.2.Полномочия президента в сфере исполнительной власти\

Президент в сфере исполнительной власти

Формирует правительство

Может председательствовать на заседании правительства

Вводит чрезвычайное, военное или осадное положение

возглавляет министерство обороны

Назначает и смещает со своих постов министров

организует исполнение решений судебных органов

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.3.Полномочия президента в судебной сфере\

Полномочия президента в судебной сфере

возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц

Назначает членов высших судов государства

Назначает генерального прокурора

осуществляет материально-техническое обеспечение судебных органов

назначает генерального контролёра

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.4.Полномочия президента в сфере международных отношений\

В сфере международных отношений президент

Заключает международные договоры

Принимает верительные и отзывные грамоты

Объявляет о денонсации международных договоров

осуществляет федеральную интервенцию

является главнокомандующим вооружёнными силами

Объявляет войну и заключает мир

принимает в гражданство иностранцев

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.5.Полномочия президента в области регулирования правового статуса граждан\

Полномочия президента в области регулирования правового статуса граждан

Даёт разрешение на выход из гражданства

Осуществляет помилование

принимает решение об амнистии

Награждает орденами и медалями

назначает наказание

Смягчает наказание

осуществляет исполнение судебных решений

3.8.3. Форма государственного устройства

Элемент формы государства, отражающий его политико-территориальную организацию, называется

Государственное устройство

федеративное устройство

автономные образования

республика советов

3.8.3.Форма государственного устройства\3.8.3.1.Понятие формы государственного устройства\

Форма государственного устройства характеризует аспекты

Территориальную организацию власти

демографические характеристики государства

взаимоотношения народа и государственной власти

порядок формирования высших органов государственной власти

классовое расслоение общества

3.8.3. Форма государственного устройства\3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\

К видам формы государственного устройства относятся

Унитарное государство

Федеративное государство

автономия

конкордат

легитимность

3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\3.8.3.2.1.Унитарное государство\

### государство подразделяется только на административно-территориальные единицы

унитарное

3.8.3.2.1.Унитарное государство\ 3.8.3.2.1.1.Признаки унитарного государства\

К признакам унитарного государства относятся

Единое гражданство

Единый центр государственной власти

двухканальная система налогов

наличие парламента

3.8.3.2.1.Унитарное государство\3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\

Видами унитарного государства являются

конфедерация

Централизованное

автономное

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.1.Простое унитарное государство\

В простом унитарном государстве отсутствуют

органы местного управления

аппарат управления

административно-территориальное деление

законодательные органы

Автономные образования

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.2.Сложное унитарное государство\

### унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одну автономию

сложное

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.3.Централизованное унитарное государство\

### – это такое унитарное государство, в котором отсутствуют органы местного самоуправления

централизованное

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.4.Децентрализованное унитарное государство\

Для децентрализованного унитарного государства характерны черты

Местные органы власти избираются населением

во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники

отсутствует местное самоуправление

Местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью

3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\3.8.3.2.2.Федеративное государство\

### - такая форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственно-подобные образования

федерация

3.8.3.2.2.Федеративное государство\3.8.3.2.2.1.Признаки федерации\

К признакам федерации не относятся

двухканальная система налогов

двухуровневая система государственной власти

наличие нескольких правовых систем

Единое гражданство

Единая судебная система

3.8.3.2.2.Федеративное государство\3.8.3.2.2.2.Виды федерации\

Соответствие видов федерации и их характерных черт

L1 Национальная

R1 Основана на национальном признаке

L2 Территориальная

R2 Учитывает только территориальный фактор

L3 Смешанная

R3 Сочетает национальный и территориальный факторы

L4 Симметричная

R4 Субъекты имеют одинаковое правовое положение

L5 Асимметричная

R5 Субъекты имеют разный правовой статус

L6 Конституционная

R6 Правовым основанием является Основной закон

L7 Договорная

R7 В основе лежит соглашение между субъектами

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.1.Национальная федерация\

Примером национальной федерации является

Югославия

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.2.Территориальная федерация\

### федерация образуется только с учётом территориального подхода

территориальная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.3.Смешанная федерация\

Россия - ### федерация

смешанная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.4.Симметричная федерация\

В симметричной федерации

Субъекты имеют равный правовой статус

части такого государства обладают одинаковой территорией

её субъекты имеют равное количество населения

она включает чётное количество субъектов

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.5.Асимметричная федерация\

### федерация включает в себя субъекты с разным правовым статусом

асимметричная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.6.Конституционная федерация\

### федерация – такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в основной законе страны

конституционная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.7.Договорная федерация\

### федерация - такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в соглашении субъектов

договорная

3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\3.8.3.2.3.Автономия\

Учёт национальных, географических, культурных, исторических и иных особенностей при создании государства путём выделения особых территорий или создания специальных органов - ###

автономия

3.8.3.2.3.Автономия\3.8.3.2.3.1.Виды автономий\

Соотношение видов автономий и их признаков

L2 Территориальная автономия

L1 Национально-территориальная автономия

R1 Предоставляется компактно проживающей национальной группе населения

L2 Территориальная автономия

R2 Предоставляется только с учётом исторических или географических особенностей

L3 Национально-культурная автономия

R3 Не связана с обособлением территории

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.1.Национально-территориальная автономия\

### автономия может предоставляться компактно проживающей на территории государства этнически однородной группе населения

национально-территориальная

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.2.Территориальная автономия\

### автономия не предполагает учёт национального состава населения

территориальная

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.3.Политическая автономия\

В политической автономии её высшие органы имеют право

Издавать законы

иметь свою валюту

издавать не законы, а постановления, не имеющие названия законов

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.4.Административная автономия\

В административной автономии её высшие органы имеют право

издавать законы

выходить из состава государства

Их полномочия ограничены сферой языка, культуры, образования

Издавать не законы, а постановления, не имеющие названия законов

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.5.Национально-культурная автономия\

Суть национально-культурной автономии

Учёт интересов национальных меньшинств

Создание органов с консультативными полномочиями

выделение особых территорий

предоставление права принимать законы

3.8.4. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений

Союз государств, созданный на основе международного договора и имеющий целевое назначение - ###

конфедерация

3.8.4.Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений\3.8.4.1.Понятие конфедерации\

Характерными чертами конфедерации являются

Создаётся для достижения определённых целей

Её члены обладают правом нуллификации

Каждый субъект полностью сохраняет свой суверенитет

имеет единую судебную систему

обладает двухпалатным парламентом

Финансовые средства объединяются по соглашению субъектов

единый центр государственной власти

3.8.4.Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений\3.8.4.2.Виды конфедерации\

К конфедерациям относятся

Европейское сообщество

Содружество независимых государств

Британское содружество наций

Швейцарская конфедерация

Парламентская Ассамблея Совета Европы

3.8.5. Политический режим

Совокупность способов, приёмов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть

правовой статус

Политический режим

правовой режим

полномочия

3.8.5. Политический режим/ 3.8.5.1.Виды политического режим\

L1 Демократический

L3 Тоталитарный

Соотношение между видами политических режимов и их признаками

L1 Демократический

R1 Наличие легальной оппозиции

L3 Тоталитарный

R3 Идеологизация всей общественно жизни

3.8.5.1.Виды политического режима\3.8.5.1.1.Демократический\

### режим предполагает приоритет личности над государственными интересами

демократический

3.8.5.1.Виды политического режима\3.8.5.1.2.Авторитарный\

Наличие свободных от политического контроля сфер жизни

Существует многопартийность при запрете оппозиции

монополия на информацию

слияние государственного и партийного аппарата

упразднение местного самоуправления

3.8.5.1.Виды политического режима\3.8.5.1.3.Тоталитарный\

Признаки тоталитарного политического режима

Полный контроль над средствами массовой информации

Систематический массовый террор

Слияние партийного и государственного аппарата

децентрализация государственной власти

Нетерпимость к инакомыслию

политическому контролю подлежит только политическая сфера общества

признание и осуществление принципа разделения властей

Тема 9

3.9.1.Понятие функций государства

### государства – это основные направления его деятельности, в которых раскрывается его сущность и социальное назначение

функции

3.9.1.Понятие функций государства\3.9.1.1.Содержание функций государства\

### функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают

3.9.2. Классификация функций государства

В зависимости от сферы приложения деятельности государства его функции подразделяются на

Внешние и внутренние

классовые и общесоциальные

постоянные и временные

главные и производные

законотворческие, управленческие и судебные.

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.1.Внешние функции\

К внешним функциям государства не относятся

Политическая

Экономическая

Социальная

интеграция в мировую экономику

поддержания мирового порядка

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.1.Интеграция в мировую экономику\

Интеграция в мировую экономику - ### функция государства

внешняя

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.2.Обороны\

Защита независимости

Защита территориальной целостности

Создание системы коллективной безопасности

ликвидация ядерного оружия

деятельность по разоружению

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.3.Поддержания мирового порядка\

защита независимости

защита территориальной целостности

создание системы коллективной безопасности

Ликвидация ядерного оружия

Деятельность по разоружению

Участие в урегулировании межнациональных конфликтов

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.4.Сотрудничества с другими государствами\

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в совместном решении глобальных ### современности

проблем

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.2.Внутренние функции\

L1 Политическая

R1 Защита существующего строя

L2 Экономическая

L3 Социальная

L4 Экологическая

Соотношение внутренних функций государства и их содержания

L1 Политическая

R1 Защита существующего строя

L2 Экономическая

R2 Управление государственными предприятиями и организациями

L3 Социальная

R3 Обеспечение общественного благополучия

L4 Экологическая

R4 Установление правового режима природопользования

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.1.Политическая\

Поддержание и защита существующего строя

Официальное представительство общества

Формирование органов государства

формирование ценовой политики

обеспечение экологической безопасности

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.2.Экономическая\

### функция своим содержанием имеет выработку экономической политики в масштабах общества

экономическая

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.3.Социальная\

Обеспечение гражданам надлежащих условий жизни

официальное представительство общества

формирование органов государства

выработка экономической политики

Поддержание органов здравоохранения, образования, культуры

обеспечение национальной безопасности

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.4.Экологическая\

### функция выполняет задачу обеспечения каждому человеку права на здоровую и безопасную среду обитания

экологическая

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.5.Налогообложения и финансового контроля\

В России функцию финансового контроля осуществляют

Счётная палата

Центральный банк

Министерство финансов

Министерство экономического развития

Федеральная служба безопасности

Министерство путей сообщения

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.6.Охраны прав и свобод личности, обеспечения правопорядка\

Функция охраны прав и свобод личности и обеспечения правопорядка осуществляется следующими государственными органами

Адвокатурой

Центральным банком

Министерством финансов

Федеральной службой безопасности

Прокуратурой

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.3.Общесоциальные функции\

К общесоциальным функциям государства относятся

Обеспечение государственного суверенитета

Социальная защита граждан

Контроль за соблюдением природоохранного законодательства

обеспечение политического господства политической элиты

подавление сопротивления эксплуатируемых классов

ведение завоевательных войн

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.4.Классовые функции\

### функции государства обусловлены существующими в нём классовыми противоречиями

классовые

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.5.Постоянные функции\

Постоянные функции государства

Обеспечение экономического суверенитета

Социальная защита граждан

Охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка.

борьба со стихийными бедствиями