Обеспечение исполнения обязательств по контракту. Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту Гарантийные обязательства по контракту сроки


Закона № 44-ФЗ в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее по тексту также — «ЕИС»), должны быть включены банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или, в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ должны быть включены в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. Правила ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, а также Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий (далее по тексту также – «Правила») предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005.

Гарантийные обязательства по контракту

Как прописываются гарантийные обязательства Согласно ч. 6 ст. 34 44-ФЗ, в каждом контракте должны быть прописаны гарантийные обязательства (ГО) и ответственность поставщика за нарушение их исполнения. Однако в 44-ФЗ нет прямого указания на определение гарантийного срока (ГС). Регламент установления и применения ГС прописан в гражданском законодательстве.


ГК регулирует гарантию качества реализуемой продукции (ст. 470 ГК РФ), ГО по выполненным работам (ст. 722 ГК РФ) и гарантию на выполнение работ по строительству (ст. 755 ГК РФ). Срок гарантий зависит от характера поставляемых ТРУ. ГС на автомобили и прочий транспорт устанавливается на период от 2 лет, на бытовую технику - от 6 месяцев.
Для объектов строительства срок гарантии определяется не менее чем на 5 лет.

Как правильно прописать гарантийные обязательства в контракте

Закона № 44-ФЗ; — срок действия банковской гарантии; — копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ; — иные информация и документы, перечень которых установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005; Указанные в ч. 9 ст. 45 Закона N 44-ФЗ информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта. В течение одного рабочего дня после включения указанных в ч.


9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Отметим также, что на проверку банковской гарантии бенефициар в силу ч. 5 ст.

Обеспечение исполнения по контракту, гарантийный срок по 44 фз

Уменьшение суммы обеспечения исполнения контракта при сохранении того же способа (в виде независимой безотзывной банковской гарантии) обеспечения представляется возможным путем предоставления новой гарантии. Исполнитель в таком случае предоставляет заказчику новую банковскую гарантию, сумма которой по сравнению с ранее выданной гарантией должна быть уменьшена на размер исполненных обязательств по контракту. При этом для прекращения действия прежней гарантии гаранту, принципалу и бенефициару целесообразно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о порядке замены обеспечения, которое бы имело условие об отказе заказчика от прав по ранее предоставленной гарантии при условии и с момента предоставления новой гарантии, удовлетворяющей требованиям, описанным нами выше (таким образом, фактически данное соглашение представляет собой сделку под отлагательным условием).

Срок гарантийного обязательства в договоре

Внимание

Исходя из абзаца четвертого перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005, следует, что обеспечение гарантийных обязательств является частью обеспечения исполнения контракта. Однако включение требования об обеспечении гарантийных обязательств в состав обеспечения исполнения контракта имеет некоторые правовые проблемы. В соответствии с положениями статей 470, 722 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – «ГК РФ») гарантия качества товара, результата работ — это письменные заверения исполнителя, что качество товара, результата работ, услуг будет соответствовать установленным к нему требованиям на протяжении гарантийного срока.

Если происходит задержка сроков исполнения контракта, должны ли мы продлить банковскую гарантию на срок задержки? Ответ. Да, в этом случае должно быть составлено дополнительное соглашение к договору, и банковская гарантия продлена на этот срок плюс 31 день. Вопрос. Из контракта и ТЗ: Договор действует до выполнения Сторонами принятых на себя обязательств.

Важно

Из Информационной карты: Срок действия обеспечения исполнения договора должен превышать срок исполнения обязательств по договору не менее чем на шестьдесят дней. Вопрос — банк просит обоснование срока предоставления гарантии. Ответ. Как правило, информации, указанной в информационной карте, банку достаточно для определения срока действия банковской гарантии.

Гарантийные обязательства по контракту сроки

Закона N 94-ФЗ заказчик в указанных в этих нормах случаях был обязан определить обязательства о предоставлении гарантий производителя и поставщика на товар, а также обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в указанном там же размере — от 2% до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Безусловно, хотя Закон N 44-ФЗ не предусматривает предоставления обеспечения гарантийных обязательств, но он и не запрещает установление такого требования. При этом согласно принципу свободы договора, закрепленному в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны договора свободны в установлении любых не противоречащих закону условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
N Д28и-2865 Минэкономразвития России указывает, что Заказчик обязан вернуть денежные средства, представленные в качестве обеспечения исполнения контракта, после исполнения основного обязательства, если контрактом не предусмотрено, что указанные денежные средства возвращаются после окончания срока гарантийных обязательств. Исходя из того, что законодатель наделил исполнителя правом уменьшить размер обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения контракта, считаем, что заказчик вправе требовать предоставления обеспечения исполнения гарантийных обязательств только в том случае, если это отдельно предусмотрено контрактом и в отдельно указанном размере.

Если тендерной документацией или проектом контракта не предусмотрено распространение срока действия банковской гарантии на гарантийный период, то данное требование заказчика неправомерно. Вопрос. В случае, если в контракте есть формулировка: «срок действия контракта — до 31.12.2014», а в части принятых обязательств «до полного их исполнения», в таком случае должна банковская гарантия покрывать гарантийные обязательства? Ответ. Такая формулировка действительно двусмысленна. Во избежание различных трактовок, перед подачей заявки на участие, нужно подать запрос на разъяснение требований документации с просьбой об уточнении срока действия гарантии.

По нашей практике, в подавляющем большинстве случаев, ответ на запрос не содержит требования о необходимости распространения срока действия обеспечения на гарантийные обязательства. Вопрос.
В контракте такое обслуживание прописывается наравне с ГС. В договорных условиях под ГО понимается выполнение поставщиком работ по устранению недостатков и дефектов, выявленных после приемки приобретенных заказчиком ТРУ в период установленного ГС. К нему можно также отнести техническое и иное обслуживание, технический осмотр, замену деталей и т.
д.(Письмо УФНС № 20-12/092926 от 03.10.2008). Гарантийные обязательства и обеспечение Госзаказчики вправе включать в контракт условие об обеспечении гарантийных обязательств по приобретаемым ТРУ. В положениях 44-ФЗ такое обеспечение не закреплено, поэтому, если поставщик не предоставляет обеспечение ГО, организация-заказчик не имеет права отказать ему в заключении контракта (Письмо Минфина России № 02-02-07/32132 от 02.07.2014).

В соответствии с ГК РК, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иную строительную работу, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работы, принять ее результат и уплатить за нее обусловленную цену.

При строительстве крупных и/или ответственных объектов, для финансирующей стороны (банка или инвестиционного фонда) немаловажным вопросом является необходимость обеспечения завершения всего объема работ по проекту.

Что будет, если Подрядчик не сможет завершить строительство своевременно, или остановит работы без видимых причин, или по решению уполномоченных органов будет лишен права выполнять все или часть строительно-монтажных работ?

Да, несомненно, Подрядчик может задать Заказчику аналогичные вопросы, т.к. и ему хотелось бы иметь какие-то обеспеченные гарантии со стороны Заказчика.

Предложенные ниже варианты, с малой или большей долей вероятности, при условии внесения соответствующих корректировок, могут быть применимы, как гарантия исполнения обязательств Подрядчиком, так и гарантия исполнения обязательств Заказчиком.

В соответствии с Главой 18 Гражданского Кодекса РК, существуют следующие способы обеспечения исполнения обязательств:

  • Неустойка;
  • Залог;
  • Удержание имущества должника;
  • Гарантия и Поручительство;
  • Задаток;
  • Гарантийный взнос;
  • Другие способы, предусмотренные законодательством или договором

Наиболее распространёнными являются – неустойка, гарантия и поручительство.

Для того, чтобы тот или иной способ работал, Важно более четко прописать условия применения такого обеспечения.

Указанные часто применяемые способы выбираются не случайно. При определенных условиях, эти способы обеспечения можно применить без расторжения договора, не доводя до судебного процесса, без дополнительных затрат на их применение.

Неустойка

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Важно обратить внимание, от какой суммы и как она считается.

Примеры:
- «неустойка в размере 0,1% от Стоимости Договора за каждый день не исполнения обязательств, установленных пунктами 2.1, 2.3, 5.4 Договора» - четко и понятно;
- «неустойка в размере 1/3 ставки рефинансирования» - плохо, это не будет работать. Нельзя ссылаться на ставку рефинансирования (см следующий абзац, должна быть твердая денежная суммы или процент), нет периода начисления (единовременно или за каждый день/неделю), нет указания за какие нарушения и тд.

Согласно ГК РК «Размеры неустойки определяются в твердой денежной сумме или в процентах к сумме неисполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства».

При определении неустойки, обе стороны должны одинаково понимать и представлять, как делать расчет неустойки, какой установлен порядок ее удержания; за что она может взиматься, а за что нет; ограничения и тп.

Полезным было бы ограничить размер неустойки, например: «Размер неустойки по настоящему Договору, которая может быть предъявлена Заказчиком Подрядчику, в совокупности не может превышать 15% от Стоимости Договора за весь срок действия Договора, если Стороны обоюдно не согласуют иное».

Еще один способ некоторого усложнения при применении неустойки. Например: «Подрядчик несет ответственность за не выполнение своих обязательств по Договору, при условии наличия вины, в виде неустойки в размере 0,1% от Стоимости Договора за каждый день не исполнения обязательств, установленных пунктами 2.1, 2.3, 5.4 Договора». Выделенное нами в тексте уточнение предполагает усложнение процесса взыскания неустойки без вступившего в силу решения суда. Конечно же, если отдельные правила не прописаны в Договоре. Ведь Стороны могут, сделав такую оговорку о наличии вины, отдельно прописать порядок удержания неустойки. Это может быть сделано, например: в одностороннем порядке посредством удержания из очередного платежа; на основании отдельно выставленного счета; по результатам решения независимого эксперта, назначенного сторонами и тд.

Отдельно необходимо уделить внимание взаимодействию институтов Неустойки и взыскания убытков. На это имеются специальные статьи в ГК РК. Но, это уже не вопрос обеспечения исполнения обязательств по Договору в чистом виде.

Гарантия и Поручительство

Поручительство, как вид обеспечения, является, на наш взгляд, недооцененным видом обеспечения обязательств, которое можно применить в договоре строительного подряда.

В силу гарантии гарант обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично солидарно с должником, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

В силу поручительства поручитель обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарно.

Данный вид обеспечения предполагает наличие отдельных договорных отношений между Стороной договора строительного подряда и Гарантом или Поручителем. Зачастую Гарантом или Поручителем выступает финансирующая проект сторона, либо головная компания холдинга, одна из компаний которого является стороной договора строительного подряда.

Наиболее ликвидным для Сторон, обычно являются банковские Гарантии или Поручительства. Главное, чтобы условия договора Гарантии или Поручительства устроили противоположную сторону договора строительного подряда. Зачастую наиболее приемлемый текст договора Гарантии или Поручительства Стороны делают приложением к договору строительного подряда, чтобы меньше вопросов возникало в будущем.

  • Банк должен иметь хорошую репутацию, высокий уровень рейтинга;
  • Банк должен иметь опыт работы по таким Гарантиям и Поручительствам;
  • Желательно выбрать банк, который себя уже зарекомендовал в подобных операциях;
  • Чем меньше оговорок у тексте условий, тем лучше;
  • Если в условиях банковской Гарантии или Поручительства банк ссылается на внутренние правила и распоряжения, ни в коем случае не соглашайтесь на это;
  • Прежде чем утверждать форму банковской Гарантии или Поручительства, ее должны изучить не только юристы.

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 апреля 2008 года № 55 Об утверждении Правил выдачи банками второго уровня банковских гарантий и поручительств.

Гарантия (не банковская) так же может работать в виде удержаний из каждого очередного платежа в виде фиксированной суммы или % от подлежащей к оплате суммы. На нашей практике, такую гарантию называли – Гарантией Исполнения или Гарантия Завершения. То есть, в процессе действия договора, постоянно из подлежащего к оплате платежа удерживалась сумма в размере 5% от подлежащей к оплате суммы. В итоге, когда выполнение работ по договору подходило к концу, 5% выплачивались, при выполнении Подрядчиком определенных условий (достижения показателей, подписания ряда документов и пр).

Пример (выдержки) из Статьи «Гарантия Исполнения» в Договоре строительного подряда:

  1. Подрядчик должен представить гарантию (10% от Контрактной Цены) надлежащего исполнения Контракта Заказчику путем удержания Заказчиком данной Гарантии из каждого платежа за Работы (далее – «Гарантия Исполнения»). Гарантия Исполнения продолжает действовать до выдачи Акта Приемки.
  2. Гарантия Исполнения покрывает любой убыток Заказчика, возникающий в результате неисполнения Подрядчиком своих контрактных обязательств полностью и надлежащим образом.
  3. Заказчик может потребовать уплаты по Гарантии Исполнения всех сумм, за которые Подрядчик несет ответственность по Гарантии Исполнения вследствие неисполнения им своих обязательств по настоящему Контракту, в соответствии с условиями Гарантии Исполнения и в полном размере суммы Гарантии Исполнения. До предъявления любой претензии по Гарантии Исполнения Заказчик уведомит Подрядчика о каждой претензии с указанием характера неисполнения, в отношении которого предъявляется претензия.
  4. Гарантия Исполнения прекращает действовать в течение 15 дней после подписания Акта Приемки при условии предоставления Подрядчиком Гарантии на Период Уведомления о Дефектах по Статье №73.

Подготовлено 16.07.2013
Управляющим партнером
Артюшенко Андреем

Эти и другие вопросы мы обсуждаем на наших семинарах. Вы можете принять участие в любом нашем семинаре посредством приобретения билета онлайн в "Артюшенко и партнеры". Следите за обновлениями страницы .

Гапанович Анна Владимировна, начальник отдела договорной и претензионно-исковой работы ТюмГНГУ. Научная специализация - гражданское, предпринимательское право, система государственных закупок.

Родилась 10 июля 1982 г. В 2004 г. окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области "Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права".

Автор следующих трудов: "Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Право и экономика. 2009. N 8); "Особенности размещения заказа путем проведения запроса котировок" (Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. N 18); "Особенности определения эквивалентности товара при размещении заказов" (Государственные и муниципальные закупки-2009: Сборник докладов IV Всероссийской практической конференции-семинара. М., 2010); "Реализация принципа свободы договора в Законе о размещении заказов" (Наука и современность-2010: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 3-х ч. Новосибирск, 2010. Часть 3); "Злоупотребления со стороны участников размещения заказов при обжаловании результатов торгов (запросов котировок)" (Государственные и муниципальные закупки-2010: Сборник докладов V Всероссийской практической конференции-семинара. М., 2011); "Правовая природа института размещения заказов (Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2011. N 2).

В статье отражаются особенности исполнения обязательств, вытекающих из государственного (муниципального) контракта, заключенного по результатам проведения торгов (запросы котировок) с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Автор раскрывает основные элементы исполнения обязательств применительно к специфике контракта в соотношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации с нормами Закона о размещении заказов. Особо автором исследуется возможность изменения условий контракта ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Ключевые слова: государственный заказ, размещение заказов, государственный контракт, исполнение обязательств, обстоятельства непреодолимой силы.

Peculiarities of enforcing obligations of state (municipal) contract

The article defines the peculiarities of enforcing obligations, arising from the state (municipal) contract, made as a result of tenders (indications of price) complying with the requirements of Law of 21.07.2005 N 94-FZ "On placing of orders on delivery of goods, execution of work, rendering of services for state and municipal needs". The author discloses the main elements of enforcing obligations in respect to specific character of the contract in correlation of the Civil Code RF norms with the norms of the Law on placing of orders. The author specially analyzes the possibility for changing the contract provisions due to the presence of force majeure circumstances.

Key words: state order, placing of orders, state contract, enforcing obligations, force majeure circumstances.

Основными целями участия государства, его субъектов, муниципальных образований и иных получателей бюджетных средств в гражданско-правовых отношениях является обеспечение потребностей указанных структур в определенных товарах, работах, услугах для решения поставленных перед ними задач.

Учитывая специфику регулирования правоотношений по размещению заказов посредством специального Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), отметим, что государственному (муниципальному) контракту, гражданско-правовому договору бюджетного учреждения (далее - контракты) свойственна специфическая цель его заключения, которая носит двойственный характер: для контрагента по контракту (поставщик, подрядчик, исполнитель) целью является получение прибыли, в то время как для государственных (муниципальные, иные) заказчиков (далее - заказчики) в первую очередь имеет значение обеспечение потребностей соответствующих заказчиков, а в ряде случаев - удовлетворение социально-общественных потребностей. В силу указанной целевой направленности участия заказчиков в договорных отношениях сущность контракта заключается в его непредпринимательском характере.

В связи с этим для данных категорий субъектов важен конечный имущественный результат, который достигается исполнением соответствующего гражданско-правового обязательства.

Отметим, что гражданское законодательство не определяет термин "исполнение обязательств", а содержит лишь общие положения исполнения обязательств (гл. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). В юридической литературе исполнение обязательств определяется как совершение его сторонами определенных действий, составляющих содержание их прав и обязанностей <1>. В то же время встречаются и иные трактовки термина "исполнение обязательств" .

<1> Подобным образом исполнение обязательств определяется М.В. Кротовым. Ученый понимает под исполнением обязательств реализацию должником и кредитором прав и обязанностей, составляющих содержание обязательства .

В ряде случаев ученые-правоведы дают определение термина "исполнение обязательств", а в ряде случаев - "исполнение обязанности".

Например , в юридической литературе упоминается об исполнении обязанности в обязательственном правоотношении и под данным термином понимается совершение должником действия, которого вправе требовать от него кредитор . Вместе с тем представляется достаточно дискуссионным отождествление терминов "исполнение обязательств" и "исполнение обязанности", так как исходя из буквального толкования ст. 307 ГК РФ обязательство фактически представляет собой гражданское правоотношение, состоящее из требования (права требования) и корреспондирующей с ней юридической обязанности совершить определенное действие.

В юридической литературе также встречается мнение о том, что исполнение обязательства является формой реализации права, при которой субъект совершает активные действия (или воздерживается от таковых) во исполнение возложенной на него юридической обязанности . При этом проводится параллель с принципом свободы договора как одним из основополагающих начал частного права. С точки зрения исполнения договорного обязательства предназначение свободы договора состоит в возможности сторон добровольно реализовать предусмотренное договорным обязательством право. Механизмом исполнения обязательства является взаимная заинтересованность сторон .

С указанной позицией следует согласиться, так как любой гражданско-правовой договор, заключаемый участниками имущественного оборота, представляет собой объективно обоснованный результат проявления ими воли на заключение именно данного вида договора и на условиях, предусмотренных в нем, т.е. результат реализации договорной свободы, присущей всем участникам гражданского оборота . В большей степени принцип свободы договора в контрактных обязательствах проявляется в действиях контрагента заказчика, так как именно он свободен в проявлении своего волеизъявления на заключение контракта, выражающегося в активных действиях по участию в процедурах торгов, проводимых заказчиком во исполнение Закона о размещении заказов, с соблюдением всех процедурных аспектов.

Для целей исполнения контракта только активные действия контрагента свидетельствуют о надлежащем исполнении им возложенных на него обязательств. Отметим, что характер совершаемых контрагентом действий во исполнение своих обязанностей зависит от вида обязательства и должен соответствовать условиям обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Соблюдение должником данных требований свидетельствует о надлежащем исполнении им обязательства.

Для института исполнения обязательств характерны два основных принципа: принцип надлежащего исполнения и принцип реального исполнения. Соотношение данных принципов является предметом научных исследований и дискуссий среди ученых-правоведов. Так, отмечается, что сущность реального исполнения заключается в совершении определенного действия, а надлежащего исполнения - в качественной характеристике действия (воздержания от действия) .

Представляется, что оба принципа имеют самостоятельное юридическое значение, при этом они взаимосвязаны друг с другом и по смыслу вытекают один из другого: если обязательство не исполнено в натуре, достаточно сложно утверждать о надлежащем характере исполнения договорного обязательства.

Надлежащее исполнение обязательства по общему правилу предполагает исполнение обязательства надлежащим лицом и надлежащему лицу, надлежащим предметом, надлежащим способом, в надлежащем месте, в надлежащий срок. Указанные элементы в полной мере характерны для существа контракта, заключаемого в соответствии с Законом о размещении заказов.

В силу особого характера контракта субъектами исполнения являются стороны контракта, так как обязательство, вытекающее из контракта, создает обязанности именно для участвующих в нем лиц.

ГК РФ предусматривает возможность множественности лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника (солидарные обязательства - ст. 322 ГК РФ). Вместе с тем законодательство о размещении заказов не предполагает наличие множественности лиц в обязательстве; для рассматриваемой сферы характерна индивидуальность заключения и исполнения контрактов, что обусловлено существом потребности заказчика и тем самым спецификой контракта. Несмотря на то что Закон о размещении заказов, с одной стороны, предусматривает определенную юридическую возможность совместного участия двух или более заказчиков в размещении заказов (п. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов), с другой стороны, в нем закреплена императивная норма, устанавливающая самостоятельность каждого заказчика, проводившего такие торги, в заключении контрактов с победителем. Данный подход законодателя обусловлен индивидуализацией прав, обязанностей и ответственностью обеих сторон контракта.

В то же время при исполнении условий контракта на стороне поставщика (подрядчик, исполнитель) возможны варианты участия лиц, не являющихся стороной контрактного обязательства. Подобная ситуация, в частности, имеет место в случае привлечения последним к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчики, соисполнители) в порядке, определенном ст. 706 ГК РФ. Тем не менее в силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ. Кроме того, юридическая конструкция "заказчик - подрядчик - субподрядчик" не предполагает изменения состава сторон основного обязательства по контракту: в любом случае лицом, обязанным совершить определенные действия, являющиеся предметом контракта, служит подрядчик.

По общему правилу, предусмотренному ст. 313 ГК РФ, гражданским законодательством допускается исполнение обязательства третьим лицом, а не должником, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Однако п. 6.1 ст. 9 Закона о размещении заказов содержит императивную норму, запрещающую перемену поставщика (исполнитель, подрядчик), за исключением случаев правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В ходе исполнения контракта возможны случаи частичной уступки контрагентом права (требования) по контракту, в частности, права требования от заказчика оплаты поставленных по контракту товаров (выполненные работы, оказываемые услуги). Фактически данная уступка не влечет замену лица (контрагента) в контрактном обязательстве в силу взаимного характера данного вида обязательства. Так, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в п. 6 информационного письма от 30 октября 2007 г. N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации", уступка права (требования) по обязательству, в котором уступающий требование кредитор является одновременно и лицом, обязанным перед должником, не влечет перевод на цессионария соответствующих обязанностей цедента. Цедент не освобождается от исполнения продолжающих лежать на нем обязанностей.

Таким образом, в данном случае по договору цессии уступается не право исполнения контракта, а право требования оплаты за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги). При этом поставщик (подрядчик, исполнитель) продолжает исполнять обязанности по контракту, в том числе гарантийные обязательства, нести ответственность в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) за нарушение своих обязательств по контракту и т.д. Данный вывод также содержится в письме Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N Д22-1625 и подтверждается материалами судебной практики <2>.

<2> См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2010 г. N А19-12020/10; ФАС Московского округа от 3 ноября 2010 г. N КГ-А41/11842-10; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 г. N 17АП-2436/2010 и т.д.

Принцип реального исполнения в определенных договорных конструкциях проявляется в соблюдении сторонами условия о предмете исполнения обязательства - предмете договора (которое в силу ст. 432 ГК РФ является существенным условием любого договора), а именно в совершении конкретных юридических действий, составляющих существо обязательства, т.е. в исполнении обязательства в натуре. При этом с позиции принципа надлежащего исполнения товар, результат работ (услуг) должен соответствовать определенным качественным, количественным характеристикам.

Учитывая то обстоятельство, что передача и принятие предмета исполнения зачастую составляют цель заключенного контракта, для заказчиков важно, чтобы должник передал именно тот предмет исполнения, который предусмотрен контрактом.

Указанный тезис позволяет выделить три группы предмета исполнения по контракту (в понимании ст. 5 Закона о размещении заказов):

вещь(-и) (по договору поставки);

конкретный материальный результат работ (по договору подряда);

результат определенных действий (определенной деятельности) (по договору возмездного оказания услуг).

Предмет исполнения в силу ст. ст. 22, 34, 43 Закона о размещении заказов устанавливается заказчиком при подготовке документации о торгах (запрос котировок).

Гражданско-правовые обязательства должны исполняться надлежащим способом <3>. В юридической литературе это означает, что при исполнении обязательства должен соблюдаться установленный законом, иными правовыми актами или договором либо следующий из обычаев делового оборота или существа обязательства порядок действий сторон в процессе исполнения обязательства . При этом способы исполнения обязанности передать предмет определяются свойствами того, что передается, а также условиями договора и указаниями нормативных актов .

<3> В юридической литературе дореволюционного периода рассматривался "образ исполнения". При этом отмечалось, что "...должник обязан исполнить то именно действие, которое имелось в виду при установлении обязательства. Без согласия верителя должник не имеет права предлагать исполнение другого, хотя бы оно представляло и большую имущественную ценность. Исполнение всякого другого действия, кроме условленного, равносильно неисполнению обязательства и не лишает верителя его права требовать условленного исполнения" .

При этом в выделяется три стадии процесса принятия исполнения:

принятие во владение;

проверка предмета с качественной и количественной стороны;

признание обязанности исполненной.

В отношении обязательств по контракту особое значение имеет проверка предоставляемого предмета исполнения посредством процедуры приемки.

В силу ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов условие контракта о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, является его обязательным условием. В связи с этим заказчик вправе установить тот порядок приемки, который в большей степени защищает его от передачи некачественного предмета исполнения с соблюдением общих норм законодательства, регулирующего порядок приемки.

В большинстве случаев трудности в ходе приемки возникают при проверке качественной составляющей предмета исполнения, так как при обычном способе проверки установить действительные недостатки (особенно скрытые) предмета исполнения сложно. При этом даже особые способы приемки (в том числе с помощью испытаний) не всегда выявляют данные недостатки. В связи с этим контракт должен содержать четкие условия приемки предмета исполнения, а также последствия выявления его несоответствия условиям контракта.

Отметим, что обязательства по контракту характеризуются встречным исполнением, в силу которого исполнение обязательства одной из сторон в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (п. 1 ст. 328 ГК РФ) (так, обязанность заказчика по оплате товара может быть обусловлена предварительной передачей поставщиком данного товара).

Встречное исполнение, предусмотренное контрактом, является своеобразной гарантией прав кредитора (заказчика), посредством которого последний может избежать возможных убытков, связанных с ненадлежащим исполнением контрагентом своих обязательств.

Одним из важных элементов принципа надлежащего исполнения обязательства также является место исполнения обязательства. В юридической доктрине местом исполнения обязательства признается "...место, в котором должник обязан исполнить, а веритель принять действие, составляющее объект обязательства" . Под местом исполнения обязательства также понимается географический пункт, в котором должник обязан исполнить обязательство .

Отметим, что в соответствии с ГК РФ место исполнения не относится к существенным условиям договора. Вместе с тем его определение имеет большое значение для порядка исполнения обязательства (п. 3 ст. 393 ГК РФ, ст. 510 ГК РФ, п. 4 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) и т.д.).

Место исполнения обязательств, вытекающих из контракта, в силу норм Закона о размещении заказов определяется заказчиком при подготовке конкурсной документации (документация об аукционе, запрос котировок) (ст. ст. 22, 34, 41.6, 43 Закона о размещении заказов). Ввиду этого обязательства по контракту должны исполняться контрагентом именно в том месте, которое определено заказчиком. В противном случае исполнение в любом другом месте будет считаться уклонением от исполнения обязательства либо просрочкой исполнения.

На практике возникают споры о законности указания заказчиком в документации в графе "Место оказания услуг" конкретного населенного пункта, так как, по мнению подателей жалоб, в данном случае наблюдаются признаки нарушения конкуренции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представляется, что нарушением законодательства о размещении заказов могут являться случаи определения места оказания услуг посредством указания конкретного населенного пункта, который взаимоувязывается с местом нахождения участника размещении заказа. В данном случае фактически число участников размещения заказов будет ограничиваться лишь теми, чьим местом нахождения в соответствии с учредительными документами будет являться указанный населенный пункт. В связи с этим данное обстоятельство может быть признано ограничением доступа к участию в торгах, запроса котировок и явиться основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (п. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

В остальных случаях признаки нарушения законодательства о размещении заказов отсутствуют, так как отсутствие у участника размещения заказа возможности оказания услуг в конкретном населенном пункте является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников аукциона <4>.

<4> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2010 г. по делу N А29-13750/2009.

Сроком исполнения обязательства считается наступление определенного момента - календарной даты, истечение периода, наступление определенного события, когда обязательство должно быть исполнено .

В ряде случаев момент возникновения обязательства и момент его исполнения совпадают. Однако в большинстве случаев возникновение обязательства и момент его исполнения разделены во временном промежутке. Последнее утверждение в полной мере относится к обязательствам по контрактам.

Срок исполнения обязательств по контрактам, как и место исполнения, определяются заказчиком в конкурсной документации (документация об аукционе, запрос котировок) (ст. ст. 22, 34, 41.6, 43 Закона о размещении заказов). Помимо этого, срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг является существенным условием любого гражданско-правового договора (ст. ст. 506, 708 ГК РФ).

Порядок определения сроков исполнения обязательств установлен ст. 314 ГК РФ, а также нормами ГК РФ в отношении конкретных договорных конструкций (например, п. 1 ст. 457, ст. 708 ГК РФ и др.).

Законом о размещении заказов императивной нормой установлено, что срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчик, исполнитель) не подлежит изменению сторонами (п. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов). Изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика в соответствии с п. 2 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет применение административной ответственности.

Вместе с тем ГК РФ предусматривает случаи исключения гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Легальное определение непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которым обстоятельства непреодолимой силы представляют собой чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью - невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении субъекта техническими и иными средствами. При этом действие непреодолимой силы должно быть органически связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения <5>.

<5> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московской области от 3 февраля 2005 г. N КГ-А40/13350-04.

Признак чрезвычайности характеризуется наличием обязательного критерия - объективностью, т.е. обстоятельство нетипично, неординарно не потому, что таковым его считает данный субъект, а в силу объективного понимания чрезвычайности вообще, вне зависимости от субъективного отношения к данному обстоятельству. Следовательно, непреодолимая сила всегда объективно чрезвычайна .

Кроме указанных признаков в юридической литературе, а также на практике отмечаются и иные характерные признаки (условия), которые должны в обязательном порядке иметь место для целей определения конкретного обстоятельства в качестве непреодолимой силы: непредвиденность в момент заключения договора, их возникновение после заключения договора, их подконтрольность сторонам обязательства и их непосредственное влияние на исполнение обязательства сторонами, т.е. наличие причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательства .

Было обращено внимание на внешний характер события по отношению к деятельности ответственного лица: признак внешнего характера является обязательным для характеристики понятия непреодолимой силы, так как непреодолимая сила всегда, в отличие от случая, является обстоятельством внешним по отношению к деятельности ответственного лица .

Таким образом, можно констатировать, что узкое определение непреодолимой силы, содержащееся в ГК РФ, не в полной мере отражает все существо данной категории.

Проведя анализ существенных признаков непреодолимой силы, один из специалистов дал следующее определение непреодолимой силы, которое во многом охватывает большинство существенных признаков рассматриваемого понятия: "...под непреодолимой силой следует понимать обстоятельство, возникающее после заключения договора независимо от волевого поведения либо связанное с ним, характеризующееся при данных условиях чрезвычайностью, непредотвратимостью и внешним по отношению к деятельности должника характером и влекущее за собой нарушение договорного обязательства" .

ГК РФ, устанавливая лишь часть критериев, определяющих институт непреодолимой силы, не указывает прямо, какие именно события им охватываются, что порождает сложности для правоприменителей при квалификации событий в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

В литературе проводится подразделение обстоятельств непреодолимой силы на стихийные природные явления и общественные события (обстоятельства общественной жизни) .

Анализ юридической литературы и материалов судебно-арбитражной практики позволяет в большей степени определить те факты, которые не могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы (в дополнение к событиям, указанным в п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В частности, к указанным обстоятельствам не относятся следующие:

повышение погоды наружного воздуха в зимнее время, так как оно не относится к природным явлениям стихийного характера, а является прогнозируемым событием, поэтому не может рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы <6>;

<6> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 8 сентября 2008 г. N А43-8402/2007-23-174, от 27 ноября 2008 г. N А82-3214/2008-38; ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2011 г. N А33-7951/2010.

хищение груза во время перевозки, так как оно не рассматривается как обстоятельство, избежать которого профессиональный перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены <7>;

<7> См.: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18 мая 2005 г. N Ф08-1739/05; ФАС Московского округа от 9 декабря 2005 г. N КГ-А40/12191-05.

наложение ареста на дебиторскую задолженность, так как не представлены доказательства того, что ответчик принимал необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств <8>;

отсутствие у должника необходимых денежных средств <9>;

финансово-экономический кризис в мировой экономике ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость <10>;

<10> См.: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 ноября 2010 г. N А82-86/2010; от 8 апреля 2010 г. N А82-4506/2009; от 14 января 2010 г. N А82-15183/2008-22.

неблагоприятная экономическая конъюнктура ввиду недоказанности влияния социально-экономической ситуации в регионе на исполнение обязательств по договору <11>;

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. N А32-13958/2009.

забастовки, если они законны, то лицо должно их предвидеть, и они не являются чрезвычайными ;

несвоевременное финансирование из бюджета работ, предусмотренных контрактом <12>, и т.д.

Бремя доказывания невозможности исполнения обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы лежит на лице, на них ссылающемся (зачастую им является ответчик). В ряде случаев обстоятельства, относящиеся к категории общеизвестных, доказыванию не подлежат в силу норм п. 1 ст. 69 АПК РФ. Однако большинство обстоятельств подлежат доказыванию, особенно если они связаны с фактами общественной жизни.

В качестве доказательства подтверждения обстоятельств непреодолимой силы могут служить документы, выдаваемые профильными компетентными органами в зависимости от конкретных фактов. В то же время документ, выданный соответствующим компетентным органом, является достаточным подтверждением лишь наличия и продолжительности действия обстоятельств. Однако сам по себе он не может свидетельствовать о причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и фактом неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по договору.

Представляется, что в отношении исполнения обязательств по контракту применение института непреодолимой силы осуществляется на общих началах с соблюдением всех вышеперечисленных условий, но может быть выражено в еще более жесткой форме. Ведь зачастую для большинства контрактов характерны достаточно небольшие сроки их исполнения. С учетом особого характера правоотношений по контракту, а также его целевой направленности для сторон контракта можно с достаточной степенью определенности прогнозировать порядок и ход исполнения обязательства. Наступление обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, должно носить экстраординарный характер и отвечать всем критериям непреодолимой силы.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:

обязательствам по контрактам характерна специфическая цель, которая предопределяет требования к предмету и способу его исполнения;

все существенные, необходимые и важные для заказчика условия контракта определяются на стадии организации и проведения процедур торгов, запросов котировок. При этом установление данных условий является прерогативой заказчика;

Закон о размещении заказов практически не допускает возможности изменения сторонами контракта его условий, ввиду этого можно говорить о статичном, нединамичном характере контракта;

обязательства по контракту подлежат исполнению его сторонами, ввиду чего им несвойственна множественность лиц ни на стороне кредитора, ни на стороне должника;

исполнение обязательств по контракту всегда носит встречный характер и обусловлено предварительным исполнением обязанности одной из его сторон (чаще поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Список литературы

  1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. Ч. 1.
  2. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. Т. 1. С. 620.
  3. Сарбаш С.В. Общее учение об исполнении договорных обязательств: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  4. Толстой В.С. Исполнение обязательств. М.: Юрид. лит., 1973.
  5. Доренкова Ю.М. Исполнение договорного обязательства в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 12.
  6. Гапанович А.В. Реализация принципа свободы договора в Законе о размещении заказов // Наука и современность-2010: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: В 3-х ч. / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. Ч. 3. С. 303.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. Изд. 3-е, стер. М.: Статут, 2008. С. 420.
  2. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Статут, 2005. Т. 2.
  3. Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект; Институт частного права, 2009.
  4. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. 3-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект.
  5. Захарова О.Н. Непреодолимая сила и гражданско-правовая ответственность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  6. Муратова Д.Д. Форс-мажорные обстоятельства: отражение в договоре // Аудиторские ведомости. 2008. N 9.
  7. Коршунова Н.П. Совершенствование законодательства о непреодолимой силе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.
  8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // Справочно-поисковая система.

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному заказчику либо указанным последним конкретным получателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчика), отношения, складывающиеся между сторонами государственного контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.
При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (исполнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему правилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя, получившего товары.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате товаров по договору поставки товаров для государственных нужд покупателем государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).
Определенными особенностями отличаются последствия неисполнения государственным заказчиком обязанности по возмещению поставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (исполнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом.
Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также отказаться и от исполнения договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупателям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возмещению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).
Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при условии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-исполнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

Еще по теме 4. Исполнение обязательств по государственному контракту:

  1. Государственное учреждение проводит конкурс на право заключения государственного контракта. Может ли поставщик (участник конкурса) включить в проект контракта условие о своем праве отказаться от исполнения договора в связи с отсутствием материалов на складе?
  2. Между государственным учреждением и коммерческой организацией заключен государственный контракт на строительство мостов. Коммерческая организация, выступая в качестве генерального подрядчика, заключает договоры с субподрядчиками, но не выполняет обязательства по оплате их работ. Можно ли предусмотреть в государственном контракте условия, обязывающие генерального подрядчика своевременно рассчитываться с субподрядчиками?
  3. 4. Заключение, содержание и исполнение государственного контракта на выполнение подрядных работ
  4. 29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства
  5. Вопрос_42. Исполнение обязательства: субъекты, способ, срок, место. Особенности исполнения солидарных обязательств

Чтобы защитить свои интересы и обеспечить исполнение обязательств победителем, с которым заключается контракт, заказчик имеет право установить требование об обеспечении победителем своих обязательств по контракту. Пoдобное требование, а также срок и порядок предоставления обеспечения должно быть указано в документации об аукционе заказчика.

Законом устанавливается исчерпывающий перечень способов обеспечения контракта (то есть муниципальный контракт не может быть обеспечен способом, не предусмотренным данной нормой закона), а также то, что право выбора такого способа принадлежит не заказчику, а победителю.

Исключением из этого правила является то, что муниципальный заказчик вправе установить, что обеспечение исполнения муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

Размер обеспечения исполнения контракта также указывается в документации об аукционе и не может превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% и до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)), или в случае, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальнoй) цены контракта, в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса.

В случае установления муниципальным заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов. При этом муниципальный заказчик вправе самостоятельно определить обязательства по муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены.

Требования об oбеспечении исполнения обязательств заказчика Законом также не установлены, чему имеется логическое обоснование - товары (работы, услуги) оплачиваются за счет бюджетных средств.

В муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнeние обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом.

Следовательно, даже если муниципальный заказчик примет решение не устанавливать ответственность победителя сверх ответственности, предусмотренной ГК РФ за нарушение обязательств, условия о такой ответственности должны быть перенесены из ГК РФ в текст контракта. Так, заказчик может воспользоваться нормой п. 1 ст. 393 ГК РФ, согласно которой должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства, а также из-за сложности обоснования размера понесенных убытков применить норму ст. 395 ГК РФ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. (ред. от 31.12.2014 г.)// Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301..

Неустойка (штраф, пени) устанавливается заказчиком самостоятельно в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика.

Необходимо учитывать, что, по мнению Высшего арбитражного суда, наряду с неустойкой не может применяться такая мера ответственности, как взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами. Следoвательно, принимая во внимание размер процентов, установленный ст. 395 ГК РФ, в муниципальном контракте целесообразно установить ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) в виде неустойки (пени за каждый день просрочки или штрафа).

Так Арбитражным судом Сахалинской области было рассмотрено дело по иску, а именно Департамнт городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СахалинСпецСтрой» о взыскании неустойки за просрочку сроков сдачи работ по муниципальному контракту т 25.08.2013 в размере 2 051 453 рубля.

В обоснование исковых требований, со ссылкой на ст. 309,330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец указывает, что ответчиком, в нарушение условий муниципального контракта от 25.08.2013 на выполнение подрядных работ по объекту «Капитальный ремонт фасадов и кровель жилых домов г. Корсаков», обязательства по выполнению работ исполнены ответчиком, с нарушением установленных контрактом сроков на 33 календарных дня.

От ответчика в материалы дела поступил отзыв на иск, в котором ответчик факт просрочки исполнения обязательства по муниципальному контракту не отрицает, полагает период просрочки равным 32 календарным дня, с 25.11.2013 по 26.12.2013, просит суд снизить размер неустойки в порядке ст. 333ГК РФ, до 92 789 рублей 50 копеек, полагает неустойку истцом несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (муниципальный или государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполнение работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Ст. 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Оценив, по правилам ст. 71 АПК РФ, представленные истцом в материалы дела акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, суд приходит к выводу, что факт выполнения и сдачи ответчиком работ по контракту с просрочкой сроков, установленных контрактом, на 32 календарных дня подтвержден.

Таким образом, требования истца о взыскании неустойки за несвоевременное выполнение работ по контракту подлежат удовлетворению. Обзор судебной практики рассмотренные Арбитражным судом Сахалинской области споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Справочно-правовая система «Право.ру». [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.pravo.ru.

Следовательно, анализируя выше рассмотренное дело, автор пришел к выводу, что в случае просрочки исполнeния заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как указывалось, заказчик не может отказаться от оплаты по муниципальному контракту, сославшись на непоступление (неполучение заказчиком) бюджетных денежных средств. При этом возникает вопрос: распространяются ли на заказчика нормы о неустойке в случае несвоевременного поступления (перечисления) последнему денежных средств из бюджета. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются обстоятельства чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях. Причем к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Следовательно, в случае недофинансирования заказчика (недополучения им средств из бюджета) он не освобождается от уплаты неустойки. Данное мнение подтвердил Высший Арбитражный Суд указав, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение oбязательств по договору поставки для государственных (следовательно, и для муниципальных) нужд в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить, но невыплата средств из бюджета на указанные цели к таким основаниям не относится.

Сахалинским Арбитражным судом было рассмотрено дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Бошняково» у Администрации Бошняковского сельского поседения Углегорского муниципального района Сахалинской области о взыскании задолженности по муниципальному контракту, судебных расходов.

Согласно положениям ст. 309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона в определенный срок, односторонний отказ от выполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается. В соответствие с пунктами 1,2 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Администрацией Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (Заказчик) и ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» (Исполнитель) заключен муниципальный контракт, в силу которого исполнитель обязуется с использованием свих материалов, оборудования, техники произвести расчистку территории от снега с. Бошняково и сдать результат работы заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1.2 Контракта). Общая стоимость работ составляет 490 000 рублей. Истцом в адрес ответчика был выставлен счет на оплату. В соответствие с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик доказательства оплаты выполненных работ в полном объеме не представил, возражений относительно исковых требований не заявлял. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании задолженности по муниципальному контракту в сумме 490 000 рублей суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствие со ст. 101 АПК РФ судебные расходы стоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Таким образом, требования истца удовлетворены в полном объеме, суд решил взыскать с Администрации Бошняковского сельского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунального хозяйство Бошняково» 490 000 рублей. Обзор судебной практики рассмотренные Арбитражным судом Сахалинской области споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Справочно-правовая система «Право.ру». [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.pravo.ru.

Нередко в судебной практике отмечалось, что рассмотрение иска по делу о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту, за просрочку платежа и т.д. заканчивалось мировым соглашением.

Так, например, Арбитражным судом Сахалинской области слушалось дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Строительные технологии» к муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» и встречному иску МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска к ООО «Строительные технологии» о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту. В ходе слушания дела от МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска поступило мировое соглашение, заключенное между МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска и ООО «Строительные технологии», представленное ходатайство о рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения в отсутствие ответчика. Согласно ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, а так же в соответствие со ст. 49 АПК РФ стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном гл. 15 настоящего Кодекса Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. При таких обстоятельствах мировое соглашение, заключенное сторонами по настоящему делу, подлежит удовлетворению судом.

Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст.150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению. Обзор судебной практики рассмотренные Арбитражным судом Сахалинской области споров, связанных с применением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Справочно-правовая система «Право.ру». [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.pravo.ru.

В соответствии со ст. 408 ГК РФ обязательство прекращается исполнением. В случае надлежащего исполнения муниципального контакта обеими сторонами, он перестает действовать. Документом, фиксирующим прекращение действия контракта и свидетельствующим о его исполнении, как правило, является акт о выполнении сторонами своих обязательств по муниципальному контракту, подписанный обеими сторонами.

Также обязательства по муниципальному контракту могут быть прекращены в связи с расторжением муниципального контракта, в случае и порядке, предусмотренными Законом. Расторжение муниципального контракта допускается по соглашению сторон, или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, или в одностороннем порядке, в случае существенного нарушения договора.

В случае расторжения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту предусматривается право заказчика заключить контракт с участником размещения заказа, с которым был бы заключен контракт в случае уклонения победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказаАльхимович Н. Закупки для государственных и муниципальных нужд // Бюджетные организации:бухгалтерский учет и налогообложение, 2006..

При этoм если до расторжения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) уже частично исполнил свои обязательства, то при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем акциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.