Право собственности на природные ресурсы экологическое. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования


В теории права, под отношениями собственности понимают, отношения между людьми или группами людей по поводу конкретного имущество, включая отношения по присвоению этого имущества.

Право собственности на природные ресурсы – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Данное право рассматривает в двух основных аспектах:

· Как институт общей части экологического права, имеющий универсальный характер (право собственности в объективном смысле).

· Как совокупность полномочий конкретного собственника в отношении конкретного природного ресурса (право собственности в субъективном смысле).

Данное право не является абсолютным и ограничивается общественно-значимыми интересами. Например: В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГКРФ собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами, однако лишь в той мере, в какой это допускается законом, не нарушает прав и законных интересов других лиц и не наносит ущерба окружающей среде.

Пользоваться – извлекать выгоду.

Распоряжаться – определить судьбу вещи.

Владение – обладать и господствовать над вещью. Например: угон автомобиля, не лишает права собственности, а лишает правомочия владения.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, главой 17ой ГКРФ, природоресурсным законодательством – земля и другие природные ресурсы, могут находится в частной\государственной\муниципальной\иных формах собственности. Государственная и муниципальная собственность объединяется в публичную собственность.

Особенности право собственности на природные ресурсы.

Признак овеществлённости – согласно ему, выделяют группы природных объектов, которые по своим объективным свойствам не могут выступать предметом обращения в собственность. Например: Атмосферный воздух.

Признак неотделимости – природных ресурсов от природной среды, согласно ему проводится разграничение между природными и социальными объектами. Природный объект является одновременно неотъемлемой частью природной среды и объектом права собственности. Отделение его от естественной среды его нахождения ведёт к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Пример: Пока нефть в скважине, действует закон о недрах, но когда она покидает естественную среду, перегоняется в хранилище то, уже действует право на товарно-материальные ценности.



Права частной собственности на природные ресурсы.

Права частной собственности на природные ресурсы – это одна из форм права собственности, при которой вышеназванными правомочиями обладают физические и юридические лица.

В соответствии со ст. 36 КРФ, а также: ГКРФ, Земельный кодекс (Глава 3) – в частной собственности находятся земельные участки.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса - в собственности физических и юр. лиц:

Пруды, обводненные карьеры

при условии, что там находится земельный участок. Такие участки неделимы.

В соответствии с ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов – в частной собственности находятся водные биоресурсы, обитающие в прудах и обводнённых карьерах находящихся в частной собственности.

В соответствии с Лесным кодексом РФ ст. 8 – в частной собственности допускается нахождение лесных участков не входящих в состав земель лесного фонда.

Законодательство о недрах не допускается нахождение в частной собственности участков недр, но в то же время добытые из недр полезные ископаемые могут находится в частной собственности.

Право публичной(государственной) собственности на природные ресурсы.

Данная форма правособственности является доминирующей среды остальных форма <…>

Делится на два вида на:

Федеральную – это <…>

Региональную

Право муниципальной собственности на природные ресурсы:

Право муниципальной собственности – это одна из форм права собственности, при которой <…>

Согласно законодательству в муниципальной собственности могут находится следующие объекты:

Земельные участки (Земельный кодекс)

Пруды и обводнённые карьеры, полностью расположенные в границах земельных участков находящихся в муниципальной собственности (Водный кодекс)

Водные биоресурсы, обитающие в водоёмах находящихся в муниципальной собственности.

Лесные участки не входящие в состав земель лесного фонда (лесной кодекс)

Участков недр содержащих месторождения общераспространённых полезных ископаемых (Закон о Недрах

Курорты местного назначения (ФЗ об особо охраняемых природных территориях)

Право природопользования.

Под правом природопользования понимают совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств объектов природной среды. Данное право, также как и право собственности, рассматривается в двух основных аспектах:

Как институт общей части экологического права (объективный смысл).

Как совокупность полномочий конкретного природопользователя в отношении конкретного природного ресурса (субъективный смысл).

В зависимости от объекта данного права выделяют следующие виды данного права:

Землепользование (ст. 7 Земельный кодекс).

Водопользование (глава 5 Водный кодекс).

Недропользование (ст. 6 ФЗ о недрах).

Пользование растительным миром, включая лесопользование (Лесной кодекс ст. 25).

Пользование животным миром (Закон о животном мире ст. 34). Два основных вида пользования выделяют: рыболовство и охоту.

Пользование атмосферным воздухом (ст. 14 закона об охране атмосферного воздуха).

В зависимости от целей и оснований возникновения данного права выделяют общее и специальное природопользование:

Общее природопользование является общедоступным, служит для удовлетворения личных потребностей человека и не требует в каждом конкретном случае специального разрешения со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц. Данное право относится к экологическим правам человека, возникает непосредственно из законов или других НПА в которых также устанавливаются пределы реализации данного права, а также основания для его ограничения или прекращения. Выделяют общее:

Общее землепользование – ст. 85 Земельного кодекса РФ, 262 Гражданского кодекса РФ.

Общее водопользование – ст. 6 Водный кодекс

Общее недропользование – ст. 19 ФЗ о недрах

Общее лесопользование – ст. 11 Лесного кодекса

Общее пользование животным миром – ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и ФЗ об охоте

В отличии от общего, специальное природопользование сопряжено с более значительным воздействием на природу, служит для удовлетворения коммерческих, экономических и иных интересов и реализуется соответствующими субъектами после получения специального разрешения. Выделяют:

Специальное землепользование

Специальное водопользование

Специальное недропользование

Специальное лесопользование

Специальное пользование объектами животного мира

Специальное пользование атмосферного воздуха (ст. 12-18 ФЗ об охране атмосферного воздуха).

Правовое регулирование экологического управления.

Экологическое управление - урегулированную нормами права деятельность, уполномоченными на то органами и организациями, призванную обеспечить эффективную охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

Выделяют следующие виды экологического управления:

Общее управление – осуществляется органами общей компетенции и касается всех субъектов экологических отношений реализующих свою деятельность в пределах территорий РФ, субъектов РФ или муниципального образования. К органам общей компетенции отнесены: Президент РФ, Правительство, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Специальное управление – имеет надведомственный характер распространяется в отношении всех организаций вне зависимости от их правовой формы и формы собственности и реализуется органами специальной компетенции. К таким органам относятся: Органы государственной власти для которых решение задач в данной области является их основной задачей. В соответствии с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти основным специально уполномоченным государственным органом в данной области является Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Экологическое нормирование - гл. 5 ФЗ об охране окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза – гл. 6 ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ об экологической экспертизе

Экологическое лицензирование – ст. 30 ФЗ об охране окружающей среды

Экологическая сертификация и экологический аудит – ст. 1, 31 ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о техническом регулировании

Экологический мониторинг – гл. 10 ФЗ об охране окружающей среды

Экологический контроль - гл. 11 ФЗ об охране окружающей среды

Учёт состояния природных ресурсов и воздействий на окружающую среду

Государственные кадастры (реестры) природных ресурсов – ст. 69 ФЗ об охране окружающей среды.

Внутрихозяйственное управление – осуществляется непосредственно самими хозяйствующими субъектами в процессе реализации ими своей хозяйственной и иной деятельностью. Например: внутрихозяйственный аудит, производственный экологический контроль.

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой -- собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

По данным Комитета РФ по геологии и использованию недр на апрель 1996г., по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12-- 13% мировых запасов нефти, 35% --газа, 12% -- угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека -- экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права -- конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

* какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

* какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий собственника.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности -- частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням -- федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов -- исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы -- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

План лекции:

1. Институт права собственности по российскому законодательству.

2. Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.).

3. Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности.

4. Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами.

Право собственности (в объективном смысле) охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенноcти) материальных ценностей конкретным физическим и юридическим лицам.

Нормы гражданского права раскрывают содержание права собственности (в субъективном смысле) через правомочия владения, пользования и распоряжения собственника своим имуществом.

Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.). В ст. 9 Конституции Российской Федерации предусмотрены на землю и другие природные объекты и ресурсы частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов как объектов права собственности, отличающийся от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, они не могут уничтожаться собственниками.

Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности . Право государственной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) РФ и ее субъектам.

Государственная собственность на природные объекты и ресурсы подразделяется на собственность РФ (федеральную) и собственность субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.


Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и его субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

Правомочие пользования природными объектами и ресурсами — это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет состав пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

Право государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа . Законодательство РФ относит природные ресурсы континентального шельфа исключительно к федеральной собственности. Особенность права собственности на данный вид объектов состоит в том, что разграничение среды их нахождения (континентального шельфа) осуществляется путем заключения международно-правовых договоров.

Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа является Российская Федерация в лице специально уполномоченных органов государственного управления, обладающих компетенцией полного распоряжения природными ресурсами континентального шельфа (например, они могут выдавать разрешение на пользование указанными ресурсами заинтересованным юридическим и физическим лицам).

Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами. В законодательстве определен ряд конкретных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения.

К ним, в частности, относятся:

Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

Виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ ;

Месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, и т.д.

Кроме того, к федеральной собственности могут быть отнесены и другие природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

В собственности субъектов Федерации находятся природные объекты и ресурсы, не относящиеся к числу федеральных и муниципальных, например, земли, занятые субъектами Федерации.

Конституцией предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Причем полномочия субъектов совместного ведения могут разграничиваться договорами и федеральными законами.

Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы . Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.

Субъектами права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (ст. 215 ГК РФ. Ч. 1)

Объектами права муниципальной собственности, согласно действующему законодательству, могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города: занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезными ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды).

Специфика права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. удовлетворяют жилищно-коммунальные, санитарно-культурные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.

Право частной собственности на природные объекты и ресурсы . Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов. Право общей собственности на природные объекты и ресурсы. Приватизация природных объектов. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) гражданам и юридическим лицам-собственникам. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы регламентировано действующим законодательством в основном в части осуществления правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению землей.

Получение земли и иных природных объектов и ресурсов в частную собственность возможно двумя способами: административно-правовым (по решению государственного органа) и гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, дарения, обмена, приватизации предприятия, выкупа залога и т.д.). Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения.

Согласно действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия — по решению суда.

Приватизация природных объектов - один из способов приобретения права собственности на них. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, земельный участок может быть приватизирован гражданами или юридическими лицами в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем приобретения в собственность земельных участков после приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.д.

Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности . Под экологической системой в литературе понимается единая, устойчивая, взаимозаменяемая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся совокупность естественных компонентов природной среды, осуществляющая процесс обмена веществ и энергии. Экологическая система в целом может быть объектом права государственной собственности, если ни один из составляющих ее компонентов не относится к иным формам собственности. В этом случае иные субъекты могут осуществлять в отношении такой экологической системы в основном правомочие пользования. Вопросы, затрагивающие экологические системы как объекты права собственности, нуждаются в более подробной правовой регламентации.

Правомочия государства и других собственников по владению, пользованию и распоряжению фондами природных ресурсов. Отдельные виды природных ресурсов принято объединять в фонды. Так, все полезные ископаемые РФ составляют фонд недр. Каждый фонд имеет свое целевое назначение и правовой статус. До законодательного введения иных, кроме государственной, форм собственности на природные объекты и ресурсы единым собственником на все фонды природных ресурсов РФ выступало само государство. В настоящее время собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов, составляющих фонды природных ресурсов, поделена между несколькими категориями собственников.

Основания прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы .

Право собственности на природные объекты и ресурсы может прекращаться по следующим основаниям:

При отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;

При обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок, иные природные объекты и ресурсы;

При выкупе земельного участка и иных природных объектов и ресурсов для государственных и муниципальных нужд;

При изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.

Контрольная работа.

ВАРИАНТ III.

Право собственности на природные ресурсы.

I. Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находится во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. так земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом*, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - лесным и т.п.

II. Новый для России, капиталистический путь развития потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятие принципиально новых законодательных актов. Данная тенденция продолжается до сих пор.

* К сожалению, в настоящее время, данное регулирование затруднено в связи с тем, что старый Земельный кодекс устарел и во многом не соответствует современным реалиям, а новый еще не принят, что создает многочисленные трудности в данной области

Одна из самых сложных ситуаций в данной области развивается вокруг вопроса о собственности на землю, а также включения земли как природного объекта в свободный гражданский оборот. Принятая в 1993 г. всенародным голосованием Конституция РФ декларирует многообразие различных форм собственности на землю (ч.2 ст.9), в том числе и право собственности на землю граждан и их объединений (ч.1 ст.36), однако действующий в настоящее время Земельный кодекс не предусматривает такой формы собственности на землю как частная. Данный пробел в законодательстве несколько заполняют Указы Президента РФ “О неотложных мерах по проведению земельной реформы в РСФСР” от 27 декабря 1991 г. №323, “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) и “О реализации конституционных прав граждан на землю” от 7 марта 1996 г. № 337. Данные указы предусматривают не только частную форму собственности на землю, но и (что самое важное и это предусмотрено указом 1996 г.) свободное обращение земли в гражданском обороте. * Т.е. земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве и территориальным базисом для всех остальных отраслей народного хозяйства, приобретает качество товара. Как показывает практика в развитых странах данное свойство земли при создании цивилизованного рынка земельных угодий создает конкурентную среду и как следствие развитие производства.

Многие субъекты Российской Федерации также пошли по пути рыночного развития земельных отношений и принимают свои законы регулирующие товарооборот земель, однако этого недостаточно для создания нормального, цивилизованного рынка земли, что порождает различные злоупотребления в этой области и как следствие ущемление конституционного права на землю некоторых групп населения.

Как уже было сказано выше, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г. В соответствии с данным нормативным документом водное законодательство Российской Федерации состоит из указанного

_______________________________________________________

* Новый Гражданский Кодекс (гл. 17) также признает многообразие форм собственности на землю и включает земельные угодья в свободный гражданский оборот. К великому сожалению данная глава в настоящее время не действует вплоть до принятия нового Земельного кодекса.

Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2), причем Кодекс имеет верховенство.

В соответствии со ст.31 Кодекса понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты. Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации (ст.ст.36,37 Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Карзенкова Александра Владимировна

кандидат биологических наук, доцент кафедры правовых дисциплин

и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Alexandra V. Karzenkova

Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education

"Perm State Humanitarian Pedagogical University" 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: [email protected]

PROPERTY RIGHT TO NATURAL RESOURCES

Аннотация. Рассматриваются современные проблемы

оборотоспособности природных ресурсов. Природные ресурсы - это не только часть окружающей среды, но и имущество особого рода. Вовлечение природных ресурсов в гражданский оборот должно содействовать устойчивому развитию в экологической сфере.

Ключевые слова: экологическая безопасность, природный объект, природный ресурс, устойчивое развитие.

Abstract. Considers the current problems of the turnover of natural resources. Natural resources are not only part of the environment, but also the property of a special kind. The involvement of natural resources in civil circulation in order to promote sustainable development in the environmental field.

© Карзенкова А.В., 2017

Keywords: ecological safety, natural object, natural resource, sustainable development.

Защита права собственности на природные ресурсы является важнейшим элементом системы экологической безопасности России. Однако существуют объективные затруднения в толковании и применении норм экологического и гражданского права, которые препятствуют законному осуществлению права собственности и способствуют развитию экологической преступности.

Право собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала представлять право собственности как известную триаду правомочий: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду и т. п.). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве . В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Конституция РФ признает многообразие форм собственности и равную их защиту (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституционным нормам принадлежит центральное место при регулировании отношений собственности . Важно отметить, что при этом Конституция РФ не обязывает, чтобы природные ресурсы, в частности леса, находились в разных формах собственности .

Именно конституционное понятие права собственности определяет границы, основные способы, условия регулирования права собственности отраслевым законодательством. Конституция РФ, продекларировав свободу владеть, пользоваться, распоряжаться природными ресурсами, установила и ограничение: это не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц .

Согласно ст. 209-211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но уже в самом гражданском

законодательстве (ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей .

Пределы ограничения прав и свобод человека имеют строго очерченный законом перечень. Недопустимо произвольное расширение оснований (целей) ограничения прав и свобод граждан . В целях исключения произвола (злоупотребления) со стороны государства в сфере применения ограничений прав человека Европейская комиссия по правам человека установила правило «строгого толкования», согласно которому «никакие другие критерии, помимо тех, что упомянуты... не могут быть основанием для каких-либо ограничений» и что «эти критерии, в свою очередь, должны быть истолкованы таким образом, чтобы смысл слов не был расширен по сравнению с общепринятым значением» .

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои особенности.

Проблема принадлежности прав на природные ресурсы имеет длительную историю. Долгие годы в России природные ресурсы находились в государственной собственности. Догматические взгляды на собственность в теории национализации сами собой отпали с принятием принципов рыночной экономики. «Великий спор» начала 90-х годов бушевал в связи с якобы существовавшим конфликтом между суверенными правовыми интересами государства в отношении своих природных ресурсов и их использованием в частных интересах.

Между тем проблема приобретения природных ресурсов в собственность весьма сложна и противоречива. Чтобы лучше ее понять, необходимо уяснить специфику природного ресурса как объекта права собственности.

В науке существует несколько подходов к определению понятия «природные ресурсы». С правовой точки зрения возникает проблема

индивидуализации объекта прав собственности, поэтому необходимо изучить все возможные позиции в вопросе о том, что передается в пользование, властью над чем обладает правообладатель, с какой степенью полноты он может распоряжаться объектом своих прав.

Определение природных ресурсов в законодательстве всегда связано с дифференциацией их на природные объекты и ресурсы, используемые человеком в различных целях. При этом понятие «объекты» первично, а понятие «ресурсы» вторично. Природные объекты - это часть окружающей среды, понимаемой в законе как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных, а также антропогенных объектов . Все природные объекты имеют естественное происхождение, существуют независимо от сознания человека, находятся в естественной среде и не имеют потребительской стоимости.

Таким образом, в науке и законодательстве природный объект понимается как часть окружающей среды, выполняющая определенные средообразующие функции и подлежащая особой охране со стороны государства. Права собственности на природные объекты могут возникать только у государства, примером могут являться водные объекты, леса, недра, объекты животного мира, земли отдельного назначения.

Природные объекты, используемые человеком в различных целях, становятся природными ресурсами. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. В соответствии с экологическим законодательством на природные ресурсы возникает право пользования, которое позволяет лишь извлекать их полезные свойства. Мы обращаемся к термину «природопользование» и обозначаем участников этих отношений как природопользователей. Очень интересно сопоставить титулы «обладатель вещного, или обязательственного права (правообладатель)» и «природопользователь».

Природопользователь чаще всего не является собственником ресурсов, у него возникает определенное законом или правоустанавливающим документом право на использование ресурса в соответствии с целевым назначением. Но природопользователю, если он не является правообладателем, ресурс должен быть предоставлен собственником или управомоченным лицом.

Например, в Лесном кодексе РФ определено, что лесные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования (сервитут), праве аренды, а также в безвозмездное пользование. При этом лес понимается в кодексе как экологическая система и природный ресурс . Лесной участок - это часть леса, предоставляемая в пользование. Право собственности возникает не на лес, леса, а на лесной участок, входящий в состав лесов определенного назначения.

Природные ресурсы не только вовлекаются человеком в хозяйственное использование, но и могут быть объектом права собственности, следовательно, оборотоспособны. Поэтому они могут становиться не только объектами экологических правоотношений, но и объектами гражданских прав, в том числе -вещных и обязательственных. Природные ресурсы как объекты гражданских прав должны обладать определенными индивидуализирующими признаками, которые позволили бы передавать права на эти объекты. Рассмотрим особенности оборотоспособности природных ресурсов.

Экологическое законодательство РФ, разработанное и принятое в основном до 2001 года, не вводит в сферу правового регулирования имущественные отношения, хотя опосредованно их содержит. Так, закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей .

Развитие природоресурсного законодательства нацелено на введение имущественных отношений в сферу правового регулирования. Таким образом, создается правовая база для формирования рынка природных ресурсов. Появляются основания для возникновения права не только государственной, но и муниципальной и частной собственности на землю и природные ресурсы.

В новых Земельном, Водном и Лесном кодексах РФ, в федеральных законах, принятых после 2001 года, имущественные отношения включаются в сферу правового регулирования. Обратимся к особенностям оборота некоторых природных объектов и ресурсов, прежде всего выделив наиболее фундаментальные из них.

В соответствии с гражданским законодательством земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, являются недвижимым имуществом, или недвижимостью. Практически все природные ресурсы можно

с этой позиции считать недвижимостью, обладающей особым качеством. Оборот данных объектов осуществляется в соответствии с гражданским, экологическим и земельным законодательством . В Земельном кодексе РФ указано, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Действующий закон о недрах, не включая имущественные отношения в сферу правового регулирования, тем не менее, содержит их. В ст. 1.2 определено, что недра находятся в государственной собственности, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

При этом в первоначальной редакции, т. е. в 1992 году, данной статьи закон не содержал, она появилась в редакции 1995 года. Так, ст. 1.2 определяет оборотоспособность участков недр и прав на них; ст. 9 говорит о том, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности; ст. 50 содержит понятие «имущественные споры в области недропользования». В соответствии с действующим гражданским законодательством мы можем отнести участки недр к недвижимости особого рода, оборот которой определяется экологическим законом. Вещи, которые не признаются законом недвижимостью, можно считать движимым имуществом. Возникает естественный вопрос, можно ли относить природные ресурсы к движимому имуществу. Так, объектами экологических отношений являются объекты животного мира, водные биологические ресурсы. Несомненно, это движимые объекты, они могут рассматриваться как имущество.

И наконец, объектом, на который не может возникать право собственности, является атмосферный воздух. В силу своих физических и экологических свойств атмосферный воздух является глобальной экологической системой, объектом международной охраны. Конституцией РФ и Воздушным кодексом РФ закреплен суверенитет государства в пользовании воздушным пространством. Динамичность, турбулентность, жизненная необходимость в атмосфере не позволяют индивидуализировать ее части и привязать их к праву землепользования. Хотя современная юридическая наука уже рассматривает попытки подобного рода, но они все-

таки несостоятельны. Тем не менее существует ряд проблем в праве пользования воздушным пространством, возникающих при утверждении проектов санитарно-защитных зон предприятий. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ установлен порядок определения размеров санитарно-защитных зон, который увязывается именно с воздействием объекта на атмосферу, с классом опасности объекта. Вопрос же о том, нужно ли заключать договор аренды земельного участка для эксплуатации санитарно-защитных зон, остается открытым.

Мы видим, что право собственности на природные объекты существенно отличается от имущественных прав на иные объекты. Оно связано и с публичным естественным правом на них, и с природными особенностями объектов, и с интересами государства и личности.

Значение земли как основы жизни и деятельности человека предопределяет правовую природу этого объекта материального мира. С одной стороны, земля - природный объект, важнейшая составная часть природы, используемая в качестве средства производства, а с другой - один из объектов гражданских прав, имущество, которое участвует в гражданском обороте в качестве объекта права собственности или других прав.

Учитывая природное значение земли, законодатель определил необходимые приоритеты, поскольку без этого в нормотворческой и правоприменительной деятельности неизбежны юридические коллизии. Охрана земли имеет приоритетное значение перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Это означает, что собственники земельных участков владеют, пользуются и распоряжаются ими свободно, на основе норм гражданского законодательства, но лишь до пределов, определенных земельным и природоохранным законодательством, за которыми действия (бездействие) собственника могут нанести ущерб окружающей природной среде .

Отношения по поводу использования и охраны земель регулируются как частным, так и публичным правом. До настоящего времени идет спор, какой отрасли права отдать преимущество - гражданскому, земельному или административному законодательству. Земельные отношения носят имущественный характер. В какой мере земельные участки могут стать объектами гражданских прав, устанавливается земельным законодательством. В свою очередь, пользование, владение и распоряжение земельными участками изначально возникли именно на основе административных актов .

По общему правилу, право собственности может возникнуть только на индивидуализированный обособленный объект. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются:

Земля как природный объект и природный ресурс;

Земельные участки;

Части земельных участков.

В соответствии с Конституцией РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля рассматривается как природный объект - составная часть природы - и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека.

В экономическом словаре «земля» определяется как ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов, факторов производства (другие компоненты - труд, капитал, природные ресурсы) .

Понятие «земля» можно рассматривать в различных смыслах. Земля - это планета, космическое тело; земля - это наша родина; с экологической точки зрения земля - это природный объект, с географической - геосистема. С юридической точки зрения земля - это верхняя часть земной поверхности, включающая в свой состав почву. Почва - верхний слой земли, используемый в сельском хозяйстве и обладающий важнейшим свойством - плодородием. При отсутствии почвы землей является дно водоемов или водотоков.

В таком значении земля - это объект земельных отношений. Все земли Российской Федерации составляют земельный фонд РФ. Земельный фонд -общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно-территориальную единицу . Земельные фонды подразделяются на государственные (федеральные и субъектов РФ), муниципальные, а также на земли по целевому назначению. Например, в Земельном кодексе РФ, в ст. 80, выделяется режим фонда перераспределения земель, в соответствии с которым могут быть выделены фонды земель казачьих общин , земель, предназначенных беженцам , и иные.

Все земли по целевому назначению делятся на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории (в ст. 7 ЗК РФ выделяется семь категорий земель) и разрешенного

использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Использование земель не по целевому назначению не допускается, тем не менее это - одно из распространенных земельных правонарушений.

Таким образом, земля - это природный ресурс, обладающий для человека определенными свойствами и качеством. Земли используются как средство производства, например, в сельском хозяйстве, и как пространственный базис для размещения объектов жизнедеятельности.

Земли в РФ находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.

Водный кодекс РФ ввел презумпцию права федеральной собственности на водные объекты . Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

И если в первом случае закон четко устанавливает форму федеральной собственности, то правопринадлежность прудов и обводненных карьеров определена весьма условно, с правовой точки зрения не проработана. Определение права собственности на эти объекты требует проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю. Поэтому права на пруды и карьеры в основном определены законом, но не зарегистрированы.

Пруд и обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с п. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ и с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Пруд или обводненный карьер следует судьбе земельного участка и не может быть разделен на части.

Мы можем сказать, что приобретение права собственности на пруды и обводненные карьеры связано с определением правопринадлежности данных объектов и формированием сведений (документов), подтверждающих возможность государственной регистрации этих объектов.

В Водном кодексе отдельно, в соответствии с законодательством о недрах, выделяется форма собственности на подземные воды.

Статья 1.2 закона «О недрах» определяет, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Специально вопросы права собственности на подземные воды в законе не рассматриваются, но данные объекты признаются составной частью недр.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности ГТС» собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесными участками регулируются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Объектом лесной собственности могут быть лесные насаждения и лесные участки.

Лесным является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Лесной участок должен быть образован как объект права, т. е. необходимы проектирование лесных участков и их государственный кадастровый учет. Поэтому, рассматривая основания возникновения права собственности на леса, следует исходить из концепции единой судьбы земельного участка и леса, расположенного на земельном участке (лесной участок). Лесные насаждения (растительность -ст. 260 ГК РФ) нужно рассматривать в составе имущества, прочно связанного

с земельным участком и расположенного в границах земельного участка. Право собственности на такой объект возникает у собственника земельного участка, т. е. предполагается государственная собственность РФ, субъектов РФ, собственность муниципального образования и частная собственность физического и юридического лица.

В целях государственной регистрации лесной участок понимается как недвижимое имущество, подлежащее государственному кадастровому учету. Поскольку ранее лесные участки данному учету не подлежали, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям лесного законодательства.

В ст. 8 ЛК РФ определены основные формы права собственности на лесные участки:

1) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности;

2) формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В ст. 7 ЗК РФ определен состав земель РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда ограничиваются в обороте, оборотоспособность лесных участков, входящих в состав земель иных категорий, определяется в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.

Особое внимание в последнее время уделяется судьбе собственности на городские леса, которые расположены на землях населенных пунктов. Одна из проблем, которая сегодня особенно актуальна, - это незаконная рубка городских лесов и возбуждение дела по ст. 260 УК РФ.

Городскими лесами признаются леса, расположенные на землях населенных пунктов . Формы собственности на лесные участки в составе земель населенных пунктов определяются в соответствии с земельным законодательством. Подразумевается право собственности РФ, субъекта РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Лесные участки, входящие в состав городских лесов, относятся к категории защитных лесов . Городские леса - самостоятельная категория защитных лесов. Они отделены от зеленых зон и лесопарков (последние могут находиться за границами поселений). В соответствии со ст. 97 ЗК РФ лесные участки, входящие в состав городских лесов, могут быть отнесены к землям природоохранного назначения, порядок и цели их использования определяются в соответствии с земельным и экологическим законодательством. Городские леса должны относиться к зонам рекреационного назначения (п. 9 ст. 85 ЗК, ч. 11 ст. 35 ГСК)

и использоваться для отдыха граждан и туризма. Освоение городских лесов должно производиться в соответствии с ЛК РФ. Органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений разрабатывают правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Основания возникновения прав на недра установлены законом РФ «О недрах», ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Законодательство Пермского края также регулирует отношения недропользования.

Необходимо определить пределы суверенитета РФ на недра. В законодательстве о недрах установлена презумпция государственной собственности на них. Юрисдикция государства распространяется на недра в границах РФ, включая ее континентальный шельф. Право собственности государства возникает на подземное пространство, содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Тем не менее законодательство о недрах регулирует оборот еще целого ряда объектов, непосредственно связанных с недропользованием. Это геологическая информация, отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропеля, иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Итак, право собственности на недра, ресурсы недр, включая подземные воды, принадлежит государству. Право собственности на извлеченную из недр продукцию, геологическую информацию может находиться во всех формах собственности в соответствии с условиями лицензии, соглашения, договора. Законом и международными правилами может быть установлен специальный порядок регулирования данных отношений, целью которого является обеспечение национальной безопасности.

Федеральный закон «О животном мире» содержит понятия «животный мир» и «объект животного мира» . Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Действие закона распространяется на диких животных, причем как на популяции, так и на отдельные организмы. Условием является нахождение животного в естественной среде обитания. В то же время юрисдикция закона не распространяется на сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе

(условно назовем эту группу «домашние животные»). Права на этих животных возникают в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Общие положения гражданского законодательства определяют принадлежность данной группы животных к имуществу. К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Распространяется ли действие данной статьи на все объекты животного мира или только на домашних животных? Являются ли дикие животные имуществом?

Анализируя законодательство и решения судов, мы можем установить, что предметом сделки могут являться только домашние животные и, соответственно, не могут являться дикие. Дикие животные, объединенные родовыми признаками, находятся в государственной собственности. Домашние животные являются объектами гражданских прав, поскольку могут обладать индивидуально-определенными признаками, на основании которых их можно выделить из ряда однородных вещей. Данные объекты могут передаваться в частную, муниципальную и иные формы собственности.

Право собственности на отдельные объекты животного мира имеет некоторые особенности. Так, законом 2004 года отдельно выделяется режим пользования водными биологическими ресурсами (водные биоресурсы). К ним относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением биоресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

В 2009 году был принят очень важный и долгожданный федеральный закон, которым осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов . Законом устанавливается, что физические и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

Законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и объектах основано на Конституции РФ и находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ . Имущественные отношения в области использования

и охраны ООПТ регулируются гражданским законодательством. Законом РФ и субъектов РФ могут быть установлены различные виды и категории ООПТ и статус находящихся на них природоохранных учреждений.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Особо охраняемые природные территории могут находиться в государственной или муниципальной собственности. В пределах ООПТ могут возникать права третьих лиц на землю и иные природные ресурсы. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Законом признается, что отходы являются объектом права собственности, что способствует их вовлечению в хозяйственный оборот и делает

их предметом гражданско-правовых сделок . Объектом права собственности могут быть самые разные движимые и недвижимые вещи. Разновидностью движимых вещей являются отходы. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Таким образом, основания возникновения права собственности на отходы регламентируются в соответствии с гражданским законодательством. В частности, в соответствии со ст. 136 ГК РФ поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Таким образом, закон ограничивает оборотоспособность вещей (отходов), определяя специальный порядок совершения сделок.

Частным случаем данного ограничения является требование ст. 5 закона об уничтожении химического оружия, согласно которой отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются ограниченно оборотоспособными объектами и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия.

Более сложным с правовой точки зрения случаем ограничения отходов в обороте является ситуация с оборотом лома цветных и черных металлов. С одной стороны, предусмотрено наличие специального перечня видов лома цветных и черных металлов, которые могут свободно отчуждаться гражданами; юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять

обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. С другой стороны, наличие вышеназванного перечня ограничивает не оборот черных и цветных металлов как таковой, а лишь прием указанных металлов у населения специализированными пунктами приема. Отчуждение такого лома гражданами друг другу никак законом не ограничивается.

Принципиально важным является и основание приобретения в собственность таким гражданином лома цветных металлов либо иных отходов производства и потребления. В силу п. 4 комментируемой статьи право собственности у лица возникает лишь на те отходы, которые находятся на земельном участке (водоеме), принадлежащем ему на праве собственности (праве землевладения, землепользования или аренды). Из этого следует, что сбор вещей (отходов) на городской свалке не влечет приобретения права собственности на них (собственником будет муниципальное образование).

Такой вывод обусловлен, в частности, тем, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами - функции по обращению с отходами при размещении отходов населения, выполняя муниципальный заказ, осуществляют муниципальные унитарные предприятия, юридические лица других организационно-правовых форм в рамках осуществления своей основной деятельности. Поэтому отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность по их сбору, вывозу, утилизации и переработке.

В заключение мы можем сказать, что природные ресурсы, природные объекты могут являться объектами гражданских прав, имуществом особого рода. Конституционные основы защиты естественных (традиционных) прав населения на пользование жизненно необходимыми объектами могут создавать особые запреты и ограничения в приобретении права собственности. Ресурсы, обеспечивающие национальную и международную безопасность, могут находиться только в федеральной или государственной собственности, могут быть изъяты из оборота. Такой механизм позволяет государству обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду.

Тем не менее существуют проблемы реализации естественных прав граждан на пользование окружающей средой, и сама возможность частной собственности на водные объекты, лесные участки существенно затрудняет реализацию права гражданина на жизнеобеспеченность.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках у Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - URL: http://www.consultant.ru/

1994 г. - № 51-ФЗ. - Ч. 1. - URL: http://www.consultant.ru/

3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 окт. 2001 г. -№ 136-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

4. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 дек. 2006 г. -№ 200-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

1995 г. - № 33-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

6. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. -№ 89-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

7. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. -№ 209-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

8. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. - № 7-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru/

9. О животном мире: Федеральный закон от 24 апр. 1995 г. - № 52-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/

11. Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования: постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. - № 667. - URL: http://www.consultant.ru/

12. О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования: постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. - № 249. - URL: http://www.consultant.ru/

13. Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апр. 2008 г. - № 25. - URL: http://www. consultant.ru/

14. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 9 янв. 1998 г. - № 1/-П. - URL: http://www. consultant.ru/

15. АгеевВ.Н. Международные стандарты в области ограничения прав и свобод личности // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 4. - С. 10-13.

16. Андреев Ю.Н. Ограничения в гражданском праве России. - М.: Юрид. центр Пресс, 2011. - 400 с.

17. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007. - 320 с.

18. Сиваков Д.О. Водное право: учеб.-практ. пособие. - М.: Юстицинформ, 2007. - 263 с.

19. Солдатенков В.В. Право собственности на землю в Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. - 1998. - № 1. - С. 18.

20. Стародумова С.Ю. К вопросу о приобретении права собственности на землю в Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2009. - № 4. - С. 50-52.

21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.