Обращение граждан в органы местного самоуправления предложение. Особенности обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления


Согласно ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления . Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определены следующие виды обращений граждан.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения поступают в письменной и устной форме, а также по информационным системам общего пользования. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных и муниципальных органах (иных должностных лиц) руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Устные обращения граждан принимаются при личном приеме в органах местного самоуправления, которые проводятся их руководителями и уполномоченными па то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В настоящее время в целях совершенствования работы с обращениями граждан в муниципальных образованиях активно внедряют в практику такие формы работы с населением, как "прямая линия", интернет-конференция, "час руководителя", "телефон доверия", "горячая линия", "прямой эфир".

Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Можно выделить следующие направления аналитической работы с обращениями граждан:

  • – анализ поступающих обращений граждан, содержащихся в них критических замечаний с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов личности, изучение общественного мнения, совершенствование работы с обращениями;
  • – систематические отчеты руководителей органов местного самоуправления и иных должностных лиц о работе с обращениями граждан с указанием мер, которые должны приниматься для устранения нарушений, выявленных в результате работы с обращениями;
  • – мониторинг общественного мнения па основе данных о рассмотрении обращений и исполнении решений органов и должностных лиц местного самоуправления по обращениям граждан;
  • – обобщение судебной практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) органов и должност-

ных лиц муниципального образования по результатам рассмотрения обращений граждан;

  • – совершенствование организационного процесса работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления;
  • – выработка критериев оценки эффективности работы с обращениями граждан;
  • – оптимизация кадрового обеспечения работы с обращениями граждан;
  • – совершенствование программного обеспечения работы с обращениями граждан;
  • – выявление и исследование причин неоднократного направления обращений граждан в орган (должностному лицу) местного самоуправления.

За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 33 Конституции РФ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Такие обращения рассматривает соответствующее Управление в составе Администрации Президента РФ, являющейся государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ (п. 1, пп. "а", "б" п. 4 Положения, утв. Указом Президента РФ от 17.02.2010 № 201; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490). Аналогичными правами в РФ обладают также иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ч. 3 ст. 1 Закона № 59-ФЗ).

Институт обращений граждан в органы публичной власти многогранен, он является способом выражения общественного мнения и средством получения государственными органами и органами местного самоуправления информации от граждан о качестве и недостатках своей работы, а также способом защиты гражданами своих прав и законных интересов. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Обращение требует обязательного государственного реагирования. Для этого создаются специальные органы с широким кругом полномочий, которые либо сами удовлетворяют интерес индивида, либо имеют возможность воздействовать на другие организации в пользу разрешения, так или иначе, вопроса, инициировавшего обращение.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Государство рассматривает только те обращения, которые соответствуют государственным требованиям (по форме обращения).

Если обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления не имеет никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то имеет место злоупотребление правом (Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 № 382-О).

В последние годы появились новые субъекты и адресаты обращения, а также новые виды обращений, ранее неизвестные отечественному законодательству.

Основополагающий федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предлагает всего три группы обращений: индивидуальные и коллективные, письменные и устные, а также предложения, заявления и жалобы.

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба (п. 1 ст. 4 Закона № 59-ФЗ).

Обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В соответствии с принципом разделения властей (полномочий) все обращения граждан в публичные органы можно подразделить на: 1) обращения в судебные органы; 2) обращения в исполнительные (исполнительно-распорядительные) органы; 3) обращения в законодательные (представительные) органы; 4) обращения в органы, не отнесенные ни к одной из традиционных ветвей власти.

Виды обращений в органы судебной власти:

  1. заявления, например исковые заявления (ст. 131 и 132 ГПК РФ, ст. 125 и 126 АПК РФ), заявления об обеспечении иска (ст. 41 ГПК РФ, ст. 92 АПК), об отводах и самоотводах (ст. 19 ГПК РФ, ст. 34 АПК РФ, ст. 65 УПК РФ, ст. 25.13 КоАП РФ), об обеспечении доказательств (ст. 65 ГПК РФ, ст. 72 АПК РФ), о назначении экспертизы (ст. 82 АПК РФ), об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 251 ГПК РФ, ст. 192 АПК РФ) и др.;
  2. ходатайства , например о передаче дела (ст. 33 ГПК РФ, ст. 39 АПК РФ), о замене ответчика (ст. 41 ГПК РФ, ст. 47 ГПК РФ), о содействии в собирании доказательств (ст. 57 ГПК РФ), о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей (ст. 17 АПК РФ), о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства (ст. 315 УПК РФ), о разрешении дела в слушании и об оглашении материалов дела (ст. 47.1 и ст. 65 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), об отложении рассмотрения дела (ст. 25.2 КоАП РФ) и др.;
  3. жалобы , например апелляционная жалоба (ст. 320, 321, 322 ГПК РФ, ст. 181 АПК РФ, ст. 389.6 УПК РФ), кассационная жалоба (ст. 376 - 378 ГПК РФ, ст. 273, 275 - 277 АПК РФ, ст. 401.4 УПК РФ), частная жалоба (ст. 333 ГПК РФ), жалобы о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда (ст. 39 АПК РФ), жалоба на законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя или следователя (ст. 125 УПК РФ), жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.2 КоАП РФ), жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод (ст. 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и др.;
  4. отзывы, например на исковое заявление (ст. 131 АПК РФ), отзыв на жалобу (ст. 232 АПК РФ, ст. 30.16 КоАП РФ) и др.;
  5. возражения , например возражения на жалобу (ст. 389.7 УПК РФ), возражения на частную жалобу (ст. 333 ГПК РФ), возражения заинтересованного лица относительно признания решения иностранного суда (ст. 413 ГПК РФ), возражения на жалобу и протест прокурора (ст. 30.15 КоАП РФ) и др.;
  6. запросы как основной вид обращений предусмотрены законами шести субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах;
  7. запросы информации о деятельности судов (ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации");
  8. традиционные обращения (предложения, заявления или жалобы, предусмотренные Федеральным законом № 59-ФЗ) также могут подаваться в суд и подлежат рассмотрению, если они не касаются отправления правосудия по конкретным делам.

Законодательство позволяет выделить следующие виды обращений граждан в законодательные (представительные) органы:

  1. правотворческая инициатива граждан на местном уровне (ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
  2. законодательная инициатива граждан на региональном уровне (ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
  3. запрос информации о деятельности законодательного (представительного) органа (ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
  4. традиционные обращения (предложения, заявления и жалобы, предусмотренные Федеральным законом № 59-ФЗ) также подлежат рассмотрению в представительном (законодательном) органе, если они не касаются осуществления представительным органом его законотворческих (нормотворческих), контрольных и бюджетных функций.

Обращения в государственные органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления урегулированы многими федеральными законами, например, заявление о государственной регистрации юридического лица (предусмотренное ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявление о лицензировании, заявление о выдаче заграничного паспорта (предусмотренное главой II Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") и многие другие.

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, не отнесенные к судебным, представительным (законодательным) или исполнительно-распорядительным органам власти, включают в себя следующие виды:

  1. обращения к Президенту РФ;
  2. заявления, жалобы и иные обращения в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");
  3. жалобы уполномоченным по правам человека на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих (ст. 15 - 17 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и соответствующие законы субъектов Федерации при учреждении в них должности уполномоченного по правам человека);
  4. жалобы субъектов предпринимательской деятельности уполномоченным по защите прав предпринимателей в РФ (ст. 4 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и соответствующие законы субъектов Федерации);
  5. 5. жалобы уполномоченным по правам ребенка в РФ (соответствующие законы субъектов РФ, поскольку Указ Президента РФ "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" норм о порядке приема и рассмотрении обращений не содержит в принципе);
  6. обращения в органы судейского сообщества ;
  7. заявления в Центральный банк РФ о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций (ст. 14 "О банках и банковской деятельности");
  1. обращения в избирательные комиссии, например заявление выдвинутого лица о согласии баллотироваться, жалоба на нарушение избирательных прав и другие (ст. 33 и ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), а также обращения, предусмотренные законами субъектов Федерации (например главой 16 Избирательного кодекса Свердловской области);
  1. обращения в Счетную палату России и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Обращения в соответствии с их процессуальной формой:

1) универсальные (общие) обращения;

2) специальные обращения;

3) дополнительные (частные) обращения.

Обращения в зависимости от субъекта волеизъявления:

1) индивидуальные обращения граждан - это волеизъявление одного гражданина, направленное одному адресату вне зависимости от количества субъектов права, в отношении которых предполагается наступление юридически значимых последствий. Иными словами, индивидуальность или коллективность обращения зависит не от содержания, а от его формы, а именно от субъекта и волеизъявления;

2) коллективные обращения граждан; Коллективное обращение - это волеизъявление двух и более граждан по одному предмету, сформулированное в едином документе или на личном приеме группой граждан. Такое обращение может быть подписано как всеми заявителями, так и уполномоченным от их имени лицом.

3) обращения объединений граждан и юридических лиц.

Обращения в соответствии с объективной стороной волеизъявления:

  1. устные обращения: 1.1. озвученные в ходе личного приема граждан; 1.2. озвученные не на личном приеме; 1.3. поданные по телефону, в том числе по телефонам доверия и "горячих линий"; 1.4. озвученные в непечатных средствах массовой информации (по телевидению, по радио, в форме аудио- и видеороликов на сайтах СМИ в сети Интернет);
  2. письменные обращения:

2.1. по форме изготовления обращения (рукописные и машинописные); 2.2. по способу подачи обращения (поданные на личном приеме; поданные в подразделение, отвечающее за прием корреспонденции, например канцелярию, секретариат и т.п.; направленные посредством почтовой связи; направленные посредством электронной почты; направленные через электронные приемные на официальных сайтах в сети Интернет; направленные через официальные универсальные интернет-порталы, например Единый портал государственных и муниципальных услуг; переданные посредством факсимильной связи).

ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В статье 6 федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением: запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Требования к письменному обращению:

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. К обращению в форме электронного документа необходимые документы и материалы прилагаются в электронной форме.

На официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится информация в отношении организации работы с обращениями граждан. В частности, указывается порядок направления гражданами обращений, получения информации по вопросам их рассмотрения, а также порядок организации и проведения личного приема граждан. Кроме того, обращение возможно направить путем заполнения специальной формы на официальном сайте указанных органов (например, на сайте Росреестра, ФНС России).

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если в соответствии с вышеуказанным запретом, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением следующих случаев (п. 4 ч. 1 ст. 10 , ч. 2 - 6 ст. 11 Закона № 59-ФЗ):

1) если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение семи дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;

2) если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа по существу и сообщение гражданину о недопустимости злоупотребления правом;

3) если текст письменного обращения не поддается прочтению, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину в течение семи дней со дня регистрации его обращения (при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

4) если текст письменного обращения не позволяет определить его суть, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается гражданину в течение семи дней со дня регистрации его обращения;

5) если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, адресаты таких обращений совпадают и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то в отношении такого обращения может быть принято решение о его безосновательности и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем он уведомляется;

6) если ответ на поставленный в обращении вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, размещен на официальном сайте соответствующего органа, гражданину в течение семи дней со дня регистрации его обращения сообщается электронный адрес указанного сайта (при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается);

7) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.

Кроме того, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ на обращение не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ; п. 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736; п. 5.4 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161).

В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Сроки рассмотрения письменного обращения

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Целями деятельности прокуратуры в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре являются:

Обеспечение верховенства закона;

Обеспечение единства и укрепления законности;

Обеспечение защиты и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов ( ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре).

Утвержденной формы обращения в органы прокуратуры нет, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.

Обращение в прокуратуру может быть сделано в письменной, устной форме или в форме электронного документа и иметь вид предложения (рекомендация заявителя по совершенствованию законов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах), заявления (просьба лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц), жалобы (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц) или ходатайства (просьба заявителя о признании определенного статуса, прав, свобод).

Обращение в прокуратуру может быть индивидуальным или коллективным. Коллективное обращение - обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.

Обратиться с заявлением, предложением или жалобой в прокуратуру лучше в письменной форме или в форме электронного документа. Письменное обращение может быть направлено в прокуратуру по почте, по телеграфу, факсимильной связью или с помощью информационной системы общего пользования.

Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

Обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры и разрешаются, как правило, в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней (п. п. 2.3, 5.1 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45).

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение семи дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости - с разъяснением, куда им для этого следует обратиться (п. 2.9 Инструкции № 45).

Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.

Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.

Для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

Парламентские запросы разрешаются непосредственно в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ.

Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях доводов даются начальниками подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.

В случае, если прокурор по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, перед должностным лицом, давшим это поручение, не позднее чем за 5 дней до истечения срока возбуждается ходатайство о его продлении.

Прокуроры к информации об исполнении соответствующего поручения вышестоящей прокуратуры прилагают проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях - надзорные (наблюдательные) производства. Решения в таких случаях принимаются в прокуратуре, направившей поручение.

При необходимости подчиненным прокурорам могут направляться поручения о проведении дополнительной проверки с указанием, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено. Окончательное решение по таким обращениям принимается тем прокурором, который давал поручение.

При разрешении обращений, рассмотрение которых взято на контроль (особый контроль), составляется мотивированное заключение.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры. Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя.

Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Сроки рассмотрения обращений

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос) разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения.

В случае, если обращение требует проверки, не позднее 7 дней со дня получения обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью начальника главного управления, управления, начальника отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо лиц, их замещающих, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, прокурора нижестоящей прокуратуры.

Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дается в 15-дневный срок, без предварительного уведомления автора.

Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" запрошенные Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации материалы, документы и иная информация направляются ему не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в запросе не установлен иной срок. Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, содержащее его рекомендации, рассматривается в соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в месячный срок и о принятых мерах в письменной форме сообщается Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" ответ на запрос Общественной палаты Российской Федерации направляется не позднее 30 дней со дня его получения, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой Российской Федерации, - не позднее 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Поручения, в том числе содержащиеся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, и указания Президента Российской Федерации исполняются в установленные в них сроки. Срок исполнения поручений, содержащихся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, исчисляется в календарных днях со дня вступления этих актов в силу. Срок исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации, не содержащего конкретной даты исполнения, исчисляется в календарных днях с даты подписания поручения или с даты резолюции Президента Российской Федерации, оформленной в виде указания.

Обращения помощников Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Направление ответов на обращения и запросы

Обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Ответ на обращение (запрос), поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу.

Если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

При направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы.

Не подлежат возврату документы и материалы, направленные заявителем в органы прокуратуры в электронном виде.

Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Подробная аргументация в ответах на обращения, связанные с вопросами надзора за расследованием уголовных дел, приводится либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного расследования, либо после окончания расследования.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:

"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;

"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

"разъяснено" - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

"принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

"направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Со 2 августа 2014 г. вступил в силу федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который установил правовые основы организации и осуществления такого контроля за деятельностью государства и муниципалитетов.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля.

В качестве механизма контроля граждан за органами публичной власти важное место принадлежит петициям, которые могут подавать как индивиды, так и объединения лиц. Термин "петиция" охватывает такие ее разновидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Одной из задач петиций является информирование публичной власти о сложившемся понимании какой-либо общественно значимой проблемы или интереса.

В настоящее время все большую популярность получают электронные обращения , как индивидуальные, поданные в органы власти посредством сети Интернет, так и коллективные, поданные с помощью специальных сайтов.

Среди подобных сайтов в РФ выделяется Change.org - платформа коллективных электронных обращений по актуальным вопросам, которую большинство граждан воспринимают как официальную площадку выражения своего мнения и сбора подписей. Большинство петиций на сайте касаются значимых аспектов жизни общества и государства, то есть ярко выражают наличие общественного интереса в их разрешении и общественного запроса на взаимодействие общества и государства. Часть вопросов была даже успешно разрешена, это касается петиций, вызвавших общественный резонанс, текст которых был размещен в СМИ. Однако в настоящее время электронные петиции на Change.org не имеют юридической силы. Во-первых, на Change.org любой человек может создать петицию для защиты своих прав, темы не модерируются. Сколько бы подписей ни было собрано, государственные структуры не могут принимать данные подписи во внимание при рассмотрении заявленных вопросов, поскольку, для того чтобы оставить свой голос на данном ресурсе, нет необходимости представлять паспортные данные, а это обязательная процедура для легитимного сбора подписей.

Данный факт отличает платформу Change.org от платформы "Российская общественная инициатива", где личность каждого подписанта подтверждена. Во-вторых, механизм работы Change.org допускает накрутку голосов, так как привязка идет к странице в социальной сети, где есть возможность создать поддельную страницу.

Таким образом, электронные петиции так же, как и обращения граждан в органы власти, выполняют три функции : информационную, коммуникационную, правозащитную .

Информационная функция состоит в том, что обращения граждан являются ценнейшим источником сведений для органов государственной власти и местного самоуправления о проблемах граждан.

Коммуникационная функция заключается в том, что обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане смогут воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия.

Благодаря широкому общественному резонансу именно электронные петиции служат необходимым элементом обратной связи между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления. Они являются важным источником информации о процессах в обществе, которая полезна для решения вопросов как государственной, так и общественной значимости.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Лица, виновные в нарушении федерального закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. (далее - КоАП РФ) нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (ст. 5.39 КоАП РФ).

Согласно ст. 5.63. КоАп РФ - «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг » нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей

Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждаются прокурором. На основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела данной категории рассматриваются мировыми судьями.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений.

Как правило, поводом для возбуждения дел указанной категории являются поступающие в органы прокуратуры обращения самих граждан и организаций, а также результаты прокурорских проверок органов власти, органов местного самоуправления, а также организаций, на которые возложено осуществление публично значимой функции.

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми по результатам проведенных проверок, являются несоблюдение 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан, а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов.

Осуществляя надзор за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, прокурор не ограничен в применении актов прокурорского реагирования. Помимо возбуждения дела об административном правонарушении, прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, предостеречь о недопустимости нарушения закона.

Вместе с тем привлечение лица к административной ответственности является наиболее действенной мерой прокурорского реагирования, носящей превентивный характер.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Нередко информация о фактах нарушения порядка рассмотрения обращений граждан поступает в органы прокуратуры по истечении трехмесячного срока с момента совершения правонарушения, что исключает привлечение виновных лиц к административной ответственности.

В случае выявления нарушений порядка рассмотрения обращений граждан в деятельности должностных лиц, указанных в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, а также в случае, когда на момент обнаружения указанных нарушений прошло 3 месяца со дня их совершения, прокуратурой вносится представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, в котором ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лица, допустившего указанное нарушение.

Важное место в обеспечении соблюдения и реализации права граждан на обращение занимает закрепленное в ст. 46 Конституции Российской Федерации право на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Судебный порядок обжалования с 15 сентября 2015 г. регулируется главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Положения данной главы предусматривают, что любой гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ч. 8 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В порядке КАС РФ заявители вправе обжаловать ответы на направленные в органы прокуратуры обращения, в т.ч. и по вопросам возбуждения дел об административных правонарушениях, а также обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением обращений граждан и юридических лиц.

Правонарушения, связанные с рассмотрением обращений граждан, возникают в сфере публичных отношений гражданина и государства и посягают на конституционное право граждан, снижая авторитет органов власти, в связи с чем надзор за соблюдением прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления остается одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.

Привлечение должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, к предусмотренной законом ответственности способствует более эффективному укреплению правопорядка и обеспечению законности в их деятельности.

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

Институтом непосредственной демократии рекомендательного характера являются обращения граждан в органы местного самоуправления. Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание конституционного права на обращение граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя право гражданина Российской Федерации обратиться в указанные органы или к уполномоченным должностным лицам с предложением, заявлением или жалобой (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и корреспондирующую данному праву обязанность данных органов или должностных лиц рассмотреть полученное обращение в установленные сроки в установленном законом порядке. Граждане и их объединения своими обращениями воздействуют на решение общественно значимых вопросов в процессе деятельности органов местного самоуправления, если эти обращения основаны на законе, в интересах субъектов волеизъявления.

Собственно субъектами права на обращение являются граждане Российской Федерации. Во всяком случае, формулировка ст. 33 Конституции говорит о возможности именно граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В то же время это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение лишь в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона. Однако в то же время они наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект.

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

  • 1) по форме выделяют письменные и устные обращения;
  • 2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;
  • 3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения.

Наиболее важной представляется классификация обращений по их целевому назначению. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации выделяет три вида обращений граждан:

  • 1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  • 2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • 3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Федеральным законодательством установлено право участия граждан в местном самоуправлении. Оно введено нормами прямого действия и обеспечивает реализацию государственных гарантий. К ним относят, в частности, положения, которыми регламентируется процедура проведения референдума, сходов, опросов, конференций, публичных слушаний, отзыва должностных лиц и депутатов, информирования населения о деятельности территориальных структур. В качестве одного из способов участия жителей в осуществлении власти выступает возможность обращения граждан в органы местного самоуправления.

Актуальность вопроса

Обеспечение участия населения в деятельности территориальных структур считается важнейшим средством проявления общественно-политической инициативы, заинтересованности жителей в муниципальных делах. Люди на законодательном уровне получают возможность выражать свое мнение относительно различных вопросов, оказывать определенное влияние и определять направления деятельности институтов власти, осуществлять народный контроль над их работой. Обращение (жалоба) гражданина в органы местного самоуправления выступает в качестве конституционно-правового средства выражения и защиты его интересов и свобод.

Специфика

Законодательство устанавливает разные формы обращений граждан в органы местного самоуправления. Они могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. Вместе с этим они не должны нарушать интересы и права других лиц. Порядок обращения граждан в органы местного самоуправления регламентируется ФЗ № 59. Закон № 131 обязывает властные структуры рассмотреть заявления и дать ответ по существу вопроса. Это должно быть сделано не позднее месяца с даты поступления обращения граждан в органы местного самоуправления. Проблемы, возникающие у жителей, должны решаться эффективно и в срок.

Права населения

Обращения граждан в органы местного самоуправления могут сопровождаться дополнительными документами. Жители вправе затребовать те или иные материалы, имеющие существенное значение для разрешения вопроса. Кроме этого, граждане могут:

Важный момент

Любой пример обращения граждан в органы местного самоуправления представляет собой юридический акт. Действие лица или нескольких субъектов в этом случае сознательно направлено на формирование определенных последствий. Направляя документ в какую-либо структуру, человек вступает с ней в соответствующие правоотношения. В качестве обращения граждан в органы местного самоуправления может выступать только такое послание, из содержания которого явно исходит желание побудить адресата к тем или иным юридически существенным действиям.

Запреты

Обращения граждан в органы местного самоуправления не подлежат разглашению. Не допускается обнародование сведений, касающихся личности автора послания, без его на это согласия. Не будет считаться разглашением информации перенаправление обращения в госорган или местную структуру власти, а также должностному лицу, компетентному в решении поставленных вопросов.

Классификация

На сегодня строгого разделения на виды обращений граждан в органы местного самоуправления нет. В работах разных специалистов приводятся различные классификации посланий по тем или другим признакам. Так, например, Ямпольская приводит категории в зависимости от цели действий авторов:


Устные сообщения

Выше было сказано, что обращения граждан могут направляться в разных формах. Наиболее распространенной считается письменная. Кроме нее, допускается также послание в электронной форме или устное обращение. Последнее используется, как правило, тогда, когда описываемые факты очевидны и не требуют дополнительных проверок или уточнений. В этих случаях по существу вопроса может быть дан оперативный ответ уполномоченной структурой. Зачастую он также может быть выражен устно. Грамотный подход к такой форме обращения обеспечивает максимально быстрое принятие правильного с точки зрения закона решения. Если вопрос несложный, проще обратиться устно. Должностному лицу, в свою очередь, с целью экономии времени целесообразно дать незамедлительный ответ. Таким образом, существенно сокращаются сроки рассмотрения, устраняется необходимость в переписке, позволяет более оперативно решать вопросы. Устное обращение может быть сделано при встрече или по телефону.

Другие послания

В практике чаще всего используются письменные обращения. Такие послания отправляются по почте, факсу, передаются через секретарей или канцелярию. Следует отметить, что и письменные, и устные обращения имеют одинаковую юридическую силу. В условиях интенсивного использования Интернета популярностью стали пользоваться электронные послания. Существует еще одна специфическая форма обращений - публикация в СМИ материалов, касающихся заявлений, предложений, содержащих те или иные актуальные вопросы.

Тематический классификатор

Он создан во исполнение поручения главы государства от 12 февраля 2011 г. Тематический классификатор включает в себя пять разделов:

  1. Политика, общество, государство.
  2. Социальная сфера. В нее в числе прочего входят вопросы науки, спорта, культуры, образования, здравоохранения, соцзащиты.
  3. Экономика. К этой тематике относят вопросы сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли, связи, строительства и так далее.
  4. Безопасность, законность, оборона.
  5. Сфера ЖКХ.

Требования к содержанию

Пример обращения граждан в органы местного самоуправления, представленный в статье, иллюстрирует основные моменты, касающиеся оформления послания. Законодательство предъявляет определенные требования к таким документам, если они составляются письменно. Что касается электронных посланий, то требования к их оформлению приводятся на сайтах муниципальных образований. Как правило, на Интернет-странице присутствует специальная форма.

  1. Наименование и адрес местоположения структуры, Ф.И.О. и должности лица, которому направляется послание.
  2. Имя, отчество и фамилия автора.
  3. Адрес прописки/жительства либо места учебы/работы заявителя.
  4. Описание проблемы.
  5. Просьба/требование.
  6. Дата.
  7. Подпись автора.

Если обращение не содержит сведений об адресате или авторе, оно считается анонимным. Такие послания, как правило, не подлежат рассмотрению. Исключением являются сообщения о террористических актах, преступлениях, которые принимают правоохранительные органы.

Особенности рассмотрения

Прием обращений граждан осуществляется по установленному законодательством порядку. Рассмотрение сообщений производится теми подразделениями и должностными лицами, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Служащие территориальных структур обязаны проводить личные встречи с гражданами. Для этого создается определенный режим приема, устанавливаются часы и дни. В течение 30-ти дней гражданин, направивший обращение, должен получить официальный ответ по существу. За нарушение этого срока законодательство предусматривает административную ответственность должностных лиц. Письменное обращение должно быть зарегистрировано в трехдневный срок с даты поступления.

Безосновательность послания

В письменном обращении может содержаться вопрос, который ранее многократно рассматривался и по его существу уже давались ответы ранее. Если очередное сообщение не содержит новых обстоятельств или доводов, руководство территориальной структуры или уполномоченное лицо может признать его безосновательным. В этом случае принимается решение о прекращении переписки. Об этом автор извещается письменно.

Ответ на сообщение

При принятии любого решения по поставленному вопросу заявитель должен получить письменное уведомление. Ответ на обращение подготавливается службой-исполнителем либо сотрудником общественной приемной. Он должен быть подписан руководителем подразделения, заведующим или непосредственно главой администрации МО. Должностные лица и структуры, к полномочиям которых не относится решение поставленного вопроса, обязаны перенаправить сообщение в соответствующие подразделения в пятидневный срок, уведомив об этом заявителя. При личном приеме гражданин должен получить разъяснения, куда ему следует обратиться с его проблемой. Принятое по вопросу решение в случае несогласия с ним заявителя может быть оспорено. Это осуществляется в порядке подчиненности или в судебную инстанцию по правилам, изложенным в законодательстве. Надзор за исполнением норм, регламентирующих процедуру рассмотрения посланий от населения, осуществляет прокуратура. Обращение гражданина признается разрешенным, если все вопросы, которые в нем поставлены, были рассмотрены, и по ним получены исчерпывающие ответы, а также приняты необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.

Обращения граждан – направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в названные структуры.

Правовая основа:

    Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст.33);

    В некоторых субъектах РФ приняты соответствующие законы по данным вопросам.

Обращения это изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан .

Виды обращений:

    Предложения обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений в решении различных вопросов местной жизни , то есть мнения людей о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни (например, внести поправку в устав муниципального образования, скорректировать график работы муниципального транспорта с учетом потребностей населения);

рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества

    Заявления обращение гражданина по поводу реализации субъективных прав, закрепленных в законодательстве (по постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий);

просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

    Жалобы обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов и должностных лиц местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений и т.п.

- просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

    Ходатайство письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих ;

    Петиции коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ .

    По форме:

    письменные – должны содержать фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства, работы или учебы, дату и личную подпись обращающегося; изложение существа обращения; наименование и адрес органа или должностного лица местного самоуправления, в которое направляется обращение (анонимные обращения не рассматриваются);

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

    устные – граждане адресуют непосредственно должностному лицу местного самоуправления, которые обязаны проводить личный прием граждан. Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения, как правило, ответ дается в устной форме.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    По количеству обращающихся:

    индивидуальные – обращение одного гражданина;

    коллективные – обращение двух и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.